Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер





ИНТЕРВЬЮ

 

Председателя Международного общественного движения

 «Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС   

   Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»

                       «Латинская Америка и Россия»

                                                           №32    11 августа 2016  г.

"ЗАВТРА". Станислав Александрович, политический кризис в Бразилии проходил почти одновременно с аналогичными процессами в Венесуэле, сменой власти в Аргентине. Можно ли сказать, что в Латинской Америке — под влиянием каких-то внутренних и, возможно, внешних факторов — происходит некий "разворот вправо"? Как вам — человеку, который много лет проработал "южнее Рио-Гранде", — видятся эти события, их причины и дальнейшие перспективы развития ситуации? И какую роль в этом может сыграть Россия, может ли она вообще сыграть какую-то роль?

Станислав ШУВАНОВ. При оценке текущих событий в Латинской Америке нужно учитывать историческую специфику этого региона. Он развивался и развивается в рамках зависимых отношений: сначала — от метрополий, затем — от США, транснациональных корпораций и международных финансовых групп.

Несмотря на это, латиноамериканским элитам удавалось и удаётся наращивать не только свои экономические возможности, но и формировать оригинальные социальные механизмы, духовные и культурные школы и традиции.

Есть все основания рассматривать Латинскую Америку в качестве динамично развивающегося цивилизационного явления. И, соответственно, выстраивать с ней отношения, выходящие за рамки традиционных связей, где доминируют чисто прагматические подходы.

Сейчас, когда человечество находится в переходном состоянии, вызванном развалом биполярного мира и системным кризисом глобальной англо-саксонской модели мироустройства, требуется качественно новая и более широкая основа международного сотрудничества, позволяющая вывести мир на новый виток развития. Сама жизнь формирует потребность в этом, а также новые исторические субъекты, способные к взаимодействию на более высоком уровне понимания и целеполагания — на межцивилизационном.

Замечательным примером использования такого подхода является пастырская поездка патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Латинскую Америку и Антарктиду, а также — в более широком и сложном контексте — его встреча с главой Ватикана Франциском, международное значение которых ещё в полной мере не осознано, но вокруг которых уже развернулась ожесточённая борьба. И российская сторона должна наращивать инициативу в использовании открывающихся в этой связи качественно новых возможностей. И не только на конфессиональном, но и на государственном и общественном уровнях.

Западной концепции "конца истории" следует противопоставить совместное историческое творчество. И в этом плане Латинская Америка является весьма благоприятным для России партнёром. Мы находимся на сопоставимом по ряду важных параметров уровне развития. Перед нами стоят схожие вызовы. Мы близки друг другу мировоззренчески и психологически. У нас не было, нет, и не предвидится неразрешимых противоречий и конфликтов. Здесь к нам относятся с интересом, симпатией и пониманием.

Всё это делает возможным и ставит в повестку дня необходимость выработки особого рода программы сотрудничества между двумя мировыми регионами, которыми являются Россия и Латинская Америка. Программы совместного поиска новой модели развития человечества на межцивилизационном уровне. С этой целью нашей "Российской службой мира" было предложено и организовано проведение "круглого стола" по теме "Россия и Латинская Америка: от диалога к сотрудничеству и совместному историческому творчеству" (24 марта 2016 года).

Мы благодарны за поддержку и активное участие в этом мероприятии постоянным членам Изборского клуба Розанову О.В., Глазьеву С.Ю., Батчикову С.А., Фролову К.А., а также вашей газете за публикацию отдельных выступлений ("Завтра", 2016, №14).

С полным текстом стенограммы этого "круглого стола" можно ознакомиться на нашем сайте http://www.ruspeace.ru/

На мой взгляд, социально-политические процессы в регионе носят циклический характер. Первый цикл новейшей истории континента начался победой Кубинской революции и затронул жизнь целого поколения.

Всё это время, особенно после бразильского и чилийского военных переворотов, в Латинской Америке шла борьба вокруг кубинского проекта: США старались не только свергнуть Фиделя Кастро, но и не допустить повторения кубинского сценария в других латиноамериканских странах.

Однако силой, репрессиями, обманом можно только временно сбить общественную волну. Но эти методы не воздействуют на первопричины, которые находятся в социальной сфере, а те, в свою очередь, зависят от экономики. В Вашингтоне это осознали и от "политики кнута", от "дипломатии канонерок" перешли к "политике пряника", не только вынося свои производства в страны "третьего мира", но и снизив финансово-экономическое давление на них.

Я был свидетелем того, как военный режим в Бразилии за десять лет блестяще провёл модернизацию этой огромной страны. Они сумели поднять производительность труда в промышленности в два раза. Причём произошло это за счёт использования на своих условиях иностранных технологий и инвестиций. И созданная ими модель успешно работала.

"ЗАВТРА". Пиночет тоже провёл блестящую модернизацию в Чили?

Станислав ШУВАНОВ. Пиночет — это создание экономической псевдовитрины, тотальная диктатура и массовые репрессии, которых в Бразилии не было.

Бразильские военные, в отличие от чилийских, своих рук кровью по локоть не замарали. Объединяет эти два принципиально разных проекта стремление противопоставить революционно-освободительной антиколониальной борьбе, которую символизировала Куба, не только кнут военных диктатур, но и экономический пряник в рамках глобальной экономики.

В Бразилии по завершении модернизации военные вернулись в казармы. А в Чили, где населения чуть больше 10 миллионов — только демонстративно было уничтожено три с лишним тысячи человек. И у Пиночета на самом деле ничего в экономическом плане не получилось. Впрочем, как и у военных в Аргентине, где репрессии были просто чудовищными. А ведь в начале XX века это была одна из богатейших стран мира.

"ЗАВТРА". Второй цикл новейшей истории в Латинской Америке, по-вашему, это примерно 1979-1999 годы? То есть от победы сандинистской революции в Никарагуа и до бомбёжек Югославии?

Станислав ШУВАНОВ. Не только там — у нас тоже. Это были годы переформатирования всей мировой системы, пиком которых стала "утилизация" СССР и его зоны влияния, которая называлась "вторым миром". США и ТНК были вовсю заняты этим процессом, во многом предоставив Латинскую Америку самой себе. Закончилось всё это кризисом 1997-1998 годов, российским дефолтом, бомбёжками Югославии и приходом к власти Путина. А в Латинской Америке потихоньку начался "левый поворот". Меня самого эта параллель вначале удивляла и озадачивала, потому что где был Советский Союз, а затем Россия, "постсоветское пространство" — и где страны Латинской Америки? Но такая параллель существовала и существует.

"ЗАВТРА". А о причинах и характере такой "параллельной цикличности" вы можете выдвинуть какие-то предположения?

Станислав ШУВАНОВ. Предположения? Скорее — наблюдения и выводы.

Так вот, третий цикл начался примерно с 1999 года, когда США тоже было не до Латинской Америки: все силы были брошены на Европу, Ближний Восток и Юго-Восточную Азию. Что и позволило России и Латинской Америке в каком-то смысле "встать на ноги". В той же Бразилии при президентствах Лулу и Русефф свыше 40 млн. человек вышли из нищеты — это больше четверти наcеления страны.

"ЗАВТРА". "Поднялись с колен"?

Станислав ШУВАНОВ. В условиях ослабления американского контроля и в Латинской Америке — чуть раньше, и в нашей стране — чуть позже, начало прорастать то, что не даёт им и нам превратиться в "полноценные" колонии западного мира. То, что составляет внутреннюю сущность наших цивилизаций, если хотите. Это было, есть и будет фактором реальной политики. Сейчас американцы — вроде бы "одной левой" — что-то в Латинской Америке вроде бы меняют. Хотя, по сути, там ничего не меняется. Остаётся оригинальная по своим корням и по своему характеру культура, остаются прежние элиты, остаются народные традиции, остаются гигантские пространства — это больше 19 млн. кв. км территории, остаётся историческая память.

"ЗАВТРА". Кстати, у современной Российской Федерации территория — всего 17 миллионов "квадратов", а население в 5 раз меньше, чем в Латинской Америке.

Станислав ШУВАНОВ. Да, там проживает уже свыше 700 миллионов человек. Но главное — процессы социального развития в Латинской Америке и в России идут сходным образом, хотя амплитуда, конечно, разная. Всё это порождает особую социальную психологию, особое отношение к природе, особое отношение к человеку, формируется особое понятие справедливости и свободы, отличное от западного. Поэтому когда я, русский степняк и волжанин, попал в Латинскую Америку, это сходство двух культур, даже их, я бы сказал, почти родство — было ощутимо сразу. Причём везде: от трущоб-фавелл до верхов элит. Относительно нынешнего вроде бы "поворота вправо": для его системной поддержки у США сейчас нет ни свободных экономических, ни свободных социальных ресурсов — наоборот, они рассчитывают брать эти ресурсы из Латинской Америки. Что, разумеется, в нынешних условиях вряд ли осуществимо. Так что нас ожидает новый период в истории Латинской Америки, да и в истории России, и, соответственно, в российско-латиноамериканских отношениях.

"ЗАВТРА". Какими, по-вашему, фундаментальными характеристиками этот период будет отличаться от предыду­щих?

Станислав ШУВАНОВ. Опять же, прогнозы в данном случае мало чем отличаются от гипотез. По моим ощущениям, роль и Латинской Америки, и России в ближайшей перспективе окажется существенно выше, чем в настоящее время. Два крупных латиноамериканских проекта — бразильский МЕРКОСУР и венесуэльский Боливарианский проект — не конкурируют между собой, а дополняют друг друга. И, скорее всего, они, при всех трудностях и противодействии внешних сил, будут реализовываться дальше. Понимаете, латиноамериканцы — очень гибкие и неконфликтные люди, они умеют приспосабливаться к внешним обстоятельствам, хотя их внутренние убеждения и цели изменить почти невозможно. Вот сейчас много говорят о том, что после гибели Чавеса "боливарианский" проект похоронен, в глобальных масс-медиа живописуют безработицу, голод и социальный хаос. Это не так. Нефть Венесуэлы сейчас перестала быть финансовым источником, но остаётся источником энергии, в том числе — общественной. Этот нефтяной источник, конечно, хотят захватить — может быть, это даже получится на какое-то время. Но как только нынешний дисбаланс цен будет выправлен, новая национализация в Венесуэле, возврат к "курсу Чавеса" окажутся неизбежными.

"ЗАВТРА". Вы говорили о важности христианской составляющей в Латинской Америке. Наверное, точнее будет говорить о католической составляющей? Хотя там представлены и другие ветви христианства — в основном, протестантские, Латинская Америка в целом была и остаётся католическим континентом. Тем более сейчас папой Римским под именем Франциска избран — впервые в истории Ватикана — представитель Латинской Америки, аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо, и в феврале — тоже впервые в истории — на Кубе состоялась его встреча с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Станислав ШУВАНОВ. Я уже касался этой, несомненно, отдельной, большой и очень важной темы. Могу сказать, что исторически Латинская Америка всегда вбирала в себя наименее ортодоксальные элементы католической церкви, да и своих исторических метрополий тоже. Видимо, отсюда — и первое в мире государство иезуитов в Парагвае — прототип социального государства, экономическая модель которого успешно действовала более ста пятидесяти лет, став причиной настоящих "крестовых походов" против Парагвая, и родившаяся здесь "теология освобождения", и многое другое. Кстати, на престоле Святого Петра Франциск или, как его принято называть в Италии, "папа Боргольо" оказался не только первым латиноамериканцем, но и первым иезуитом, а во время пребывания архиепископом Буэнос-Айреса он возглавлял ординарий католиков восточного обряда, так что с православным чином литургии знаком не понаслышке. И его встреча с патриархом Кириллом — это, условно говоря, верхушка очень большого айсберга.

Концепция необходимости межцивилизационного сотрудничества между Россией и Латинской Америкой была выработана нашей организацией "Российская служба мира" задолго до этой встречи и, разумеется, вне всякой связи с ней. Но сама эта встреча стала наглядным доказательством правоты и перспективности данного подхода.

"ЗАВТРА". Чем-то латиноамериканский опыт может помочь России? Или, наоборот, российский опыт — Латинской Америке?

Станислав ШУВАНОВ. Понимаете, наши интересы нигде не пересекаются и нигде не противоречат друг другу. Это почти "чистое поле", на котором могут быть отработаны формулы межцивилизационного диалога и сотрудничества буквально во всех сферах современной жизни, что будет иметь важное значение не только для Латинской Америки и России, но и для всего мира.

В этой связи я бы хотел вернуться к работе "круглого стола", о котором говорилось выше и который носил стартовый характер в постановке и проработке проблематики межцивилизационного сотрудничества между Россией и Латинской Америкой. С учётом специфики России и Латинской Америки важное значение имеет достижение взаимопонимания и взаимодействия между их элитами, для чего в нынешних условиях потребуются нестандартные организационные решения и неформальные структуры согласования интересов. Определённый опыт в этом направлении нами уже накоплен и может стать своего рода плацдармом для дальнейшего движения в этом направлении.

Пользуясь случаем, хотел бы выразить искреннюю благодарность нашим давним коллегам по работе на площадке Российской академии наук по тематике БРИКС, откликнувшимся на наше приглашение и принявшим активное участие в работе "круглого стола" по этой принципиально важной и достаточно новаторской тематике:

Давыдову Владимиру Михайловичу — директору Института Латинской Америки РАН;

Машковой Татьяне Николаевне — генеральному директору Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки, заместителю председателя Делового совета Россия—Куба;

Каратаеву Сергею Вячеславовичу — начальнику сектора экономики зарубежных стран Центра экономических исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ);

Пашенцеву Евгению Николаевичу — профессору, ведущему научному сотруднику Дипломатической академии МИД РФ, директору Международного центра социально-политических исследований и консалтинга;

Селиванову Александру Ивановичу — профессору, главному научному сотруднику Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве РФ;

Сивкову Константину Валентиновичу — председателю Союза геополитиков РФ, организатору Международного геополитического конгресса "Научная модель цивилизации XXI века";

Сурме Ивану Викторовичу — профессору кафедры государственного управления и национальной безопасности Дипломатической Академии;

Баженову Юрию Михайловичу — доценту Института международных транспортных коммуникаций Московского государственного университета путей сообщения.

Особая благодарность представителю наших друзей из посольства Венесуэлы Сандре Каролине Ламеда Арриага, генеральному консулу посольства Боливарианской республики Венесуэла.

Призываем через газету "Завтра" всех, кто заинтересовался проводимой по латиноамериканскому направлению работой, подключиться к проработке проблематики межцивилизационного диалога "Россия—Латинская Америка".

Беседовал Алексей ГОРДЕЕВ



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика