Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Пути совершенствования уголовного законодательства России о защите конституционных прав и свобод человека
Научные статьи
12.08.10 09:39

вернуться

 
ЕврАзЮж № 7 (26) 2010
Уголовное право и криминология
Курманов А.С.
Пути совершенствования уголовного законодательства России о защите конституционных прав и свобод человека
В статье с точки зрения приоритета прав и свобод человека рассмотрены некоторые аспекты совершенствования уголовного кодекса России.

Права человека сегодня являются неотъемлемой частью правовой системы любого общества, они признаются и понимаются как высшее проявление нравственно-правовых идеалов Человечества, поэтому среди общечеловеческих ценностей современного мира права и свободы человека занимают одно из наиболее важных мест. Закрепленные в общепризнанных принципах и нормах международного права, а также в национальных конституциях многих стран, они все больше осознаются как фундаментальные и неотъемлемые.
Проблемы защиты прав и свобод человека актуальны не только для России, но и для других государств. На международном уровне принцип охраны прав и свобод человека является общепризнанным. В свою очередь, ориентация России на правовые международные стандарты, вступление в Совет Европы и ратификация международных конвенций по правам человека накладывает на нее обязанность, связанную с действенным обеспечением провозглашенных прав и свобод человека на своей территории. Не случайно в первой главе Конституции РФ (Основы конституционного строя) определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – прямая обязанность государства.
Признание прав и свобод человека означает, что любой индивид в его взаимоотношениях с государством выступает не как объект самопроизвольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. Подобная концепция понимания прав и свобод человека должна стать неотъемлемым принципом российского общественного сознания. Сегодня такой подход уже находит свое отражение как в нормативных правовых актах, так и в высказываниях общественных и политических деятелей. К примеру, Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ подчеркнул: «Россия должна быть и будет страной, где в полной мере будут обеспечены права человека и политические свободы».  Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации также ежегодно отмечает в своих докладах положительные и негативные моменты в этой области. Например, за 2006 год, по его мнению, ситуация в области прав и свобод человека в России, несмотря на отдельные позитивные сдвиги, продолжала по многим параметрам оставаться неудовлетворительной.
Сегодня перед государством стоит задача не просто провозгласить на законодательном уровне права человека, а создать эффективный государственный механизм их реализации и защиты, что, в свою очередь, и является одной из самых трудноразрешимых проблем. В юридической литературе данному вопросу уделено большое внимание. Анализ подобных источников приводит нас к выводу, что права человека могут быть реализованы только тогда, когда им соответствует обязанность другого субъекта в их обеспечении. В первую очередь, это касается органов государственной власти и местного самоуправления. Такая обязанность реализуется государством путем создания системы гарантий, включающих различные способы и формы защиты прав и законных интересов человека, что предполагает создание таких правовых, социальных, политических условий, при которых права и законные интересы могли бы быть беспрепятственно реализованы каждым членом общества.
Несмотря на то, что охрана конституционных прав и свобод осуществляется различными отраслями права (конституционным, гражданским, уголовным, административным, трудовым и пр.), в целом по стране наблюдается низкая эффективность в сфере обеспечения конституционных прав и свобод, в том числе в области противодействия преступным посягательствам данного вида. На это прямо указал в своем докладе Уполномоченный по правам человека в России: «Тяжелое, а по ряду параметров и катастрофическое социально-экономическое положение десятков миллионов людей не позволяет им не только реализовать, но порой и осознать свои политические и гражданские права».
Общепризнано, что одним из эффективных механизмов в деле противодействия наиболее существенным нарушениям конституционных прав и свобод являются именно уголовно-правовые средства, однако в анализируемой области и они не достигают должного результата (взять, к примеру, ситуацию с незаконным оборотом контрафактной продукции или травматизмом, вызванным несоблюдением правил охраны труда на производстве и пр.). Такая ситуация, по мнению специалистов, обусловлена рядом обстоятельств, среди которых на важном месте стоит недооценка общественной опасности преступлений против конституционных прав и свобод человека, во-первых, со стороны законодателя (например, большинство деяний данной группы отнесено к разряду преступлений небольшой тяжести). В этой связи можно обратить внимание и на такое обстоятельство, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 136, 137, 138, 139, 145, 146, 147 УК РФ, согласно ст. 20 УПК РФ, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Например, за неквалифицированную кражу на сумму свыше 100 рублей уголовное дело возбуждается по факту выявленного преступления, тогда как, к примеру, за плагиат, причинивший ущерб автору в несколько тысяч рублей, уголовное дело может быть возбуждено только по заявлению потерпевшего. Такой подход, при котором защита конституционных прав и свобод человека, нарушенных преступным путем, перекладывается государством на самого потерпевшего, не может заслуживать одобрения. Во-вторых, такая недооценка наблюдается со стороны сотрудников правоохранительных органов, в силу чего у них отсутствует принципиальная позиция по неукоснительному выявлению и пресечению каждого факта, сопряженного с противоправным нарушением прав и свобод человека.
Другим значимым фактором, негативно влияющим на обеспечение основных прав и свобод человека, выступают недостатки, присущие действующему уголовному законодательству, пробелы и несовершенство которого дают возможность лицам, виновным в совершении общественно опасных посягательств на основные права человека, избежать заслуженного уголовного наказания. При таких обстоятельствах, к сожалению, не приходится говорить о надлежащей защите интересов каждого человека, особенно в части соблюдения принципиальных положений, гарантированных индивиду Конституцией РФ.
Нечеткость уголовного закона, а в некоторых случаях и прямые противоречия, относящиеся к различным составам преступлений, не лучшим образом сказываются на практике его применения. Ученые и практики предлагают свои объяснения погрешностям уголовного закона, высказывают различные точки зрения на решение проблем, сложившихся в области защиты конституционных прав и свобод. Однако прийти к общему мнению правоведам до сих пор не удалось. Например, дискуссионными остаются вопросы об объекте и предмете анализируемых преступлений, о способах преступных посягательств, о предложениях по совершенствованию уголовного законодательства в указанной части и пр.
Разумеется, для получения позитивных результатов в данной сфере и неукоснительного соблюдения конституционных прав и свобод человека в России особое значение приобретает приведение в соответствие положений национальной правовой системы и, в частности, УК РФ с общепризнанными принципами и нормами международного права, регламентирующими рассматриваемую область общественных отношений. Отметим, что Конституция РФ признает общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью правовой системы России. Международные договоры и вовсе имеют приоритет перед национальным законодательством. Следовательно, в случае их конкуренции применяться должны положения международного договора.
Не случайно Пленум Верховного Суда РФ по данному вопросу вынес специальное постановление, согласно которому международные договоры признаются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод. Исходя из п. 1 настоящего постановления, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Ссылки на непосредственное включение общепризнанных международных принципов и норм в систему российского законодательства можно встретить во всех отраслях права, например, в ст. 1.1 КоАП РФ, ст. 7 ГК РФ, ст. 1 ГПК РФ, ст. 1 УПК РФ.  Особо при этом хочется выделить ст. 1 УК РФ, в которой прописано, что уголовное законодательство основывается на Конституции РФ и общепризнанных нормах и принципах международного права.
Включение общепризнанных международно-правовых актов в правовую систему России обязывает к их детальному изучению. Такой интерес состоит, на наш взгляд, в сравнительном анализе статей УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления против прав и свобод человека, с нормами международного права, которые регулируют тождественную область общественных отношений, а кроме этого, и с положениями Конституции РФ, включенными в объект уголовно-правовой охраны в рамках главы 19 УК РФ. Во-первых, это позволит получить ответ на вопрос: обеспечивает ли российское законодательство в этой сфере общепризнанные права человека? Во-вторых, в результате такого изучения достигается цель – выработка предложений по совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными нормами и принципами международного права и Конституцией РФ уголовного законодательства, что, в свою очередь, позволит подключить защитный механизм российского уголовного права к всесторонней охране всего комплекса общественных отношений, отнесенных к данной области, так как удастся более точно сформулировать непосредственный объект преступлений против конституционных прав и свобод человека.
Кроме этого, полагаем, что для достижения указанной цели будет целесообразно изучение положительного опыта в законотворческой деятельности зарубежных стран, так как подобный анализ смежных статей позволит выработать ряд существенных предложений по совершенствованию отечественного уголовного закона. Особенно это касается законодательства тех стран, где присутствуют развитые институты гражданского общества, отмечается высокий уровень демократии и реальное соблюдение провозглашенных прав человека, поскольку тем самым эти государства на практике доказали эффективность своей правовой системы, включая те отрасли, посредством которых обеспечивается соблюдение основных прав и свобод человека, что, на наш взгляд, позволит привнести в отечественное уголовное право уже прошедшие апробацию, прогрессивные идеи зарубежной уголовно-правовой науки.  По этому поводу удачно высказался М.Ансель, так, по его мнению, изучение зарубежного права «открывает перед юристом новые горизонты, позволяет ему лучше узнать право своей страны, ибо специфические черты этого права особенно отчетливо выявляются в сравнении с другими системами. Сравнение способно вооружить юриста идеями и аргументами, которые нельзя получить даже при очень хорошем знании только собственного права».
Приведенные выше доводы и масштабность затронутой темы свидетельствуют о ее явной актуальности, что, в свою очередь, инициирует необходимость концептуальной научной ревизии УК РФ на предмет обоснованности его норм, включенных в главу 19.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика