Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу о политической системе общества
Научные статьи
12.08.10 10:13

вернуться

 
ЕврАзЮж № 7 (26) 2010
Право и политика
Баширина Е.Н.

К вопросу о политической системе общества

Настоящая статья посвящена анализу категории «политическая система». Сложность в изучении политической системы той или иной страны ведет к тому, что ее понятие не может быть исчерпано в одном определении, необходима совокупность определений, даваемых с различных позиций. Такие определения могут быть краткими, схватывающими суть системы, и более полными, описывающими ее компоненты, связи, характер деятельности, целевое назначение. Научная новизна характеризуется особенностью междисциплинарного осмысления категории «политическая система» с учетом достижения науки теории государства и права и политологии.

Политическая система общества всегда предстает как специфическая, но все же относительно замкнутая система, анализ которой показывает, что: 1) каждый из субъектов политической системы общества как ее системный элемент органически обусловлен всеми другими ее элементами и функционированием системы в целом; 2) политическая система общества не просто сумма любых субъектов, а система внутренне организованных ее элементов; 3) только системное изучение элементов политической системы общества может дать объективную информацию обо всей политической системе общества; 4) существенные свойства государства, как и других элементов политической системы, определяются суммарным воздействием на него всех элементов политической системы в целом.

М.Х.Фарукшин подчеркивает, что политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное давление на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политико-управленческих структур через политический процесс, через принятие и осуществление политических решений.

Следовательно, значимость политической системы, целесообразность ее изучения определяются тем, что здесь проходит нерв социально-экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, имеющие властный характер и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого только и может осуществляться полновластие, суверенитет народа. Часто в реальной политической практике функция народного представительства присваивалась и присваивается отдельными политическими группами и лидерами, партиями и движениями. Власть отчуждается от тех, кому она по праву должна принадлежать. Понятно, что познание институтов, отношений и норм, благодаря которым обеспечивается демократическое управление, имеет непреходящее теоретическое и политическое значение.

Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

Благодаря тем же механизмам общество в целом или правящая элита оказывают сопротивление деструктивным социальным силам, отражают посягательства на принципы и устои общественного строя. Таким образом, политически грамотный и социально деятельный человек должен знать, что представляет собой и как функционирует политическая система общества, каковы ее внешние атрибуты и скрытые механизмы, каковы те реальные факторы, которые оказывают влияние на ее динамику.

Существует нечто общее для всех определений политической системы: в качестве универсального свойства политической системы выделяется применение узаконенного принуждения в обществе и наличие законного права наказывать, принуждать и подчинять.

До 70-х годов термин «политическая система общества» в работах советских ученых-обществоведов практически не использовался. Его заменял другой, служивший тем же исследовательским целям термин – «политическая организация общества». И лишь после появления в 1975 году в документах XXV съезда КПСС понятия «советская политическая система» начинается его интенсивное освоение. Сегодня, по словам известного отечественного юриста и политолога М.Н.Марченко, «в политическом лексиконе стран Запада и Востока термин «политическая система» является одним из наиболее распространенных».

Ранее используемое понятие «политическая организация общества», будучи более узким по сравнению с понятием «политическая система общества», подразумевает систему организаций и учреждений (институтов) и составляет один из структурных элементов политической системы общества, ее статическую часть.

На современном этапе развития российской государственности актуализируется проблема обеспечения устойчивого, динамичного и безопасного функционирования политического пространства в условиях перманентных внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. При этом следует учитывать не столько внешние воздействия на политическую систему, но, прежде всего, ее способность к самоорганизации, усложненному воспроизводству на новом этапе эволюционного развития. Традиционно применяемый в политологической науке системный подход к анализу категории «политическая система» нуждается в совершенствовании посредством привлечения принципов и методологии синергетики, а также метода моделирования, что позволит расширить прогностические возможности современного научного знания.

Применение системного и синергетического методологических подходов к анализу политических процессов и явлений позволяет современной науке выйти на уровень прогностического осмысления перспектив развития политического пространства, возможностей его адаптации к внешним и внутренним факторам, самосохранения в условиях диссипативных процессов.

Построение идеальных нелинейных моделей политических процессов широко применяется в рамках изучения избирательных технологий и политических партий, политического процесса, анализа революционных трансформаций и др.  Вместе с тем, применение данной методики без достаточной концептуальной базы снижает возможности прогнозирования политических процессов. Основной причиной сложившейся ситуации, по мнению О.Ф.Шаброва, является специфичность объектов социально-политической сферы: их подвижность, сложный состав, неоднородность. Это порождает необходимость при построении интуитивных политических моделей руководствоваться сценарным подходом и качественными методами.

В науке оформилась следующая классификация социально-политических моделей:

1) модели-концепции, основанные на выявлении и анализе общих закономерностей и представлении их в виде когнитивных схем, описывающих логические связи между различными факторами, влияющими на политические процессы (И.Валлерстайн, Д.Истон, Г.Алмонд и др.). Такие модели отличаются высокой степенью обобщения и обладают исключительно логическим, концептуальным характером;
2) частные математические модели имитационного типа, посвященные описанию конкретных политических событий и процессов (П.Бурдье, Т.Скокпол). В подобных моделях основное внимание уделяется учету и описанию факторов и процессов, оказывающих влияние на рассматриваемые явления;
3) математические модели, являющиеся промежуточными между двумя указанными типами. Эти модели описывают несколько политических процессов. Их задачей является выявление базовых закономерностей, характеризующих протекание процессов рассматриваемого вида (С.Ю.Малков, В.В.Лебедев).

Ключевые идеи в области математического моделирования сложных нелинейных систем принадлежат Л. фон Берталанфи, И.Пригожину, Г.Хакену, Н.Н.Моисееву, С.П.Курдкшову, Ю.Л.Климонтовичу и др. Моделирование динамики нелинейных систем проводится на основе использования многомерных дифференциальных уравнений. Принимая во внимание сложность и субъективность политических процессов и явлений, наиболее эффективным механизмом их моделирования выступают модели-концепции (или аналоговые модели).  Они замещают исследуемый объект видимым аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Основой создания такой модели политической системы является логическое описание принципов функционирования системы, процессов ее самоорганизации и эволюции с учетом сложившихся конкретно-исторических условий.

Отличительной особенностью политических систем является их субъектный состав. Они состоят из активных субъектов (акторов), осуществляющих целенаправленную политическую деятельность в соответствии с принимаемыми ими решениями и способных к изменению стратегии и тактики своей деятельности на основе рефлексии. Субъекты, как правило, преследуют несовпадающие, а часто и прямо противоположные цели, что провоцирует неустойчивость политических систем, снижение возможностей прогнозирования их динамики (так называемый «горизонт предсказуемости»).  В качестве ключевых акторов конструируемой системно-синергетической модели выступают: общественное мнение, политические (общественные) институты, политические организации, политические коммуникации, политическая культура и политическая власть.

Внутренняя структура политической системы в рамках системно-синергетической модели определяется преимущественно общесистемными принципами: единства системы как сложносоставного феномена, наличия связи как признака системности, иерархии элементов системы, их ранжирования, функциональности. Политическая система, таким образом, представляет собой комплекс структурно взаимосвязанных и иерархично организованных элементов общественной структуры, включающий общественное мнение, публичные институты, отношения, коммуникации и т. д., порождающие синергетический эффект и усиливающие адаптационные возможности системы. Параметром порядка в системе выступает общественное мнение, подчиняющее себе личные мнения отдельных людей и распространяющее свое влияние на более широкий круг политических акторов.

Политическая система общества определилась как сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть. Из приведенного определения просматривается абсолютизация институционального подхода и сужение масштабов и взаимодействия политической системы с другими социальными структурами общества, психологическими, идейными установками правящей элиты и политических лидеров.

Какое методологическое значение имеет категория «политическая система» для анализа государственного, политического управления в различных регионах мира? Во-первых, с ее помощью легче отделить политическую сферу от государственной, раскрыть их взаимодействие между собой. Во-вторых, легче сопоставить элементы государственной политики и политики общества, отличить государственное управление от управления в обществе в целом. В-третьих, системный подход позволяет обнаружить много общего в различных типах политических систем, определить тенденции их модернизации и пути сближения. В-четвертых, эвристические возможности этой категории позволяют изучать динамику различных национальных политических структур в сравнительном ключе на протяжении длительного времени, помогают оценивать политический климат страны и на этой основе принимать наиболее оптимальные политические решения.

Таким образом, политическая система выступает как динамическая целостная система в органической взаимосвязи с другими системами: экономической, культурной, этнической, религиозной. Границы политических систем подвижны. Они изменяются в период агрессивных войн, активного добровольного участия граждан в политической жизни. Субъектами политики порой становятся отдельные граждане, социальные группы, общественные организации, для которых политическая деятельность является не профессиональной, а побочной, на общественных началах, или эпизодической (участие в выборах, митингах, демонстрациях).

Функционирование национальной политической системы происходит как во внутренних социальных, экологических, географических и иных условиях, так и в международной среде, состоящей из более масштабных политических систем, например НАТО, ООН.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика