Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Директивы ЕС как универсальное средство гармонизации для создания режима публичности и открытости деятельности компаний
Научные статьи
18.08.10 10:40


вернуться


Беликова К.М.

Иншакова А.О.

ЕврАзЮж № 7 (26) 2010
Право государств Европейского Союза
Беликова К.М., Иншакова А.О.
Директивы ЕС как универсальное средство гармонизации для создания режима публичности и открытости деятельности компаний
Настоящая статья представляет собой попытку раскрыть основное содержание директив Совета Европейского союза (ЕС), нацеленных на урегулирование вопросов публичности, открытости и финансовой отчетности компаний. В поле авторского зрения также находятся вопросы действительности юридических актов компании, поскольку в процессе становления и развития интегрированного корпоративного права ЕС им уделялось и уделяется пристальное внимание. Последнее объясняется озабоченностью институтов ЕС вопросами обеспечения гарантий прав кредиторов и третьих лиц, связанных с хозяйственной деятельностью компаний. В условиях расширяющихся торговых связей субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории рассматриваемого интеграционного объединения, эта проблема приобретает еще большую актуальность.


Европейский союз добился значительных успехов в деле унификации и гармонизации законодательства и разработки наднациональных актов в области корпоративного регулирования. Основные принципы корпоративного права ЕС, явившиеся в этом формате залогом успеха, базируются на тенденции к созданию, прежде всего, единых принципов функционирования наднациональных компаний, благоприятной среды для их учреждения и обеспечения защиты прав учредителей и акционеров компаний. Вместе с тем, нельзя забывать и другие основополагающие принципы правового регулирования ЕС, которые выступают фундаментом и для корпоративного права в частности: принцип верховенства, принцип прямого действия, принцип интегрированности – те принципы, на которых построено все общеевропейское право.  На протяжении более пятидесяти лет существования Союза формировались механизмы претворения в жизнь этих принципов, изложенных в учредительных договорах, направленных на создание общего рынка, свободы деятельности и учреждения и других экономических оплотов объединенной Европы.

Результатом такого развития явилось формирование корпоративного права ЕС.  Оно, являясь частью единого европейского частного права, развивалось постепенно и совместно с ним, претерпевая определенные трудности и коллизии. В результате этого развития в настоящее время право, которое уже давно воспринимается не как система норм, принятых и подлежащих применению исключительно на определенной территории, а скорее признается и применяется в международном масштабе,  становится ощутимой реальностью.

Весьма актуальными задачами в целях ликвидации правовых барьеров для поступательно-го развития международной торговли, сотрудничества и производственного обмена с участием стран – членов ЕС являются в современной действительности унификация и гармонизация национального корпоративного права европейских стран. Хотя наряду с назваными – коммунитарными – методами правового регулирования в корпоративном праве ЕС используется и международно-правовой метод – заключение международных договоров,  основными методами регулирования корпоративного права в ЕС являются унификация и гармонизация законодательства о юридических лицах. Поэтому предметом настоящей статьи и станут результаты деятельности управомоченных институтов ЕС по гармонизации нормативных предписаний в сфере корпоративного права Европейского союза в части создания режима публичности и открытости деятельности компаний. Если вы ищете прибыльную бизнес идею, то открытие магазина меховых изделий – это лучшее для вас решение. Наилучшим вариантом для торговли шубами будет место в крупном торговом центре или торговом комплексе, а также на сайте в интернете магазине megameh.com

Гармонизация означает определенный способ на пути к правовой унификации, при котором достигается сближение в содержании норм разных правовых систем посредством установления общих принципов правового регулирования, так называемых «рамочных правил». Иными словами, это процесс, посредством которого достигается согласованность в правовом регулировании гражданско-правовых отношений с иностранным элементом законодательствами различных государств. Гармонизация может восприниматься как более широкое понятие, поскольку сближение осуществляется и за пределами унификации.  Гармонизация заключается в изменении национального права государств – членов ЕС на основании положений директив с целью создания единого правового режима на внутреннем рынке ЕС.

В условиях экономической интеграции именно гармонизация права как способ унификации, исключающий появление категории «единообразная норма», является более гибким и эффективным способом регулирования, позволяющим наиболее полным образом учесть национальные особенности законодательного регулирования, которые определяются особенностями экономического развития того или иного государства. Поэтому ряд ученых полагает, что к возможностям тотальной унификации следует относиться трезво и воздерживаться от нее, если в этом есть необходимость. 

Как бы то ни было, метод гармонизации позволяет поощрять конкуренцию национальных правовых систем и отдельных государств в надгосударственных объединениях и предотвращать примитивизацию правовых порядков рестрикционными минимальными стандартами. Именно поэтому гармонизация как способ международно-договорной унификации оказывает особое влияние на оптимизацию данных процессов в сфере корпоративного регулирования ЕС.  Можно резюмировать: первоначальное представление о том, что единство права является идеалом, к которому нужно стремиться, не подтвердилось ни теорией, ни практикой. Современное «просвещение» явилось яркой противоположностью прежней, порой наивной вере в европейское частное право. 

Наиболее часто используемыми инструментами, направленными на гармонизацию национального корпоративного регулирования в ЕС, как отмечалось выше, стали директивы – источники вторичного права ЕС. Именно принятие довольно значительного количества директив, гармонизировавших ряд важных аспектов законодательства о компаниях, позволило говорить о существовании особого европейского корпоративного регулирования. 

Исторически необходимость гармонизации корпоративного законодательства стран – участниц ЕС была вызвана включением в Договор об учреждении Европейского сообщества положений, позволяющих компании, учрежденной в одном государстве-члене, открывать в других государствах-членах агентуры, филиалы или создавать дочерние компании, а также переносить туда свое место нахождения   (статьи 49, 54 Договора о функционировании ЕС). 

Согласно абз. 2 ст. 48 Договора о Европейском союзе (ныне абз. 2 ст. 54 Договора о функционировании ЕС) компаниями признаются компании гражданского и торгового права (constituted under civil or commercial law), включая кооперативы, и другие юридические лица публичного  и частного права (other legal persons governed by public or private law), за исключением не преследующих извлечения прибыли (non-profit-making).  В этом формате, по мнению некоторых авторов (Т.В.Шашихина,  Е.А.Дубовицкая ), коммандитные товарищества, формально не являющиеся юридическими лицами по германскому, итальянскому и голландскому праву, но обладающие некоторыми правами, характерными для юридических лиц, признаются компаниями в смысле абз. 2 ст. 48 Договора. Таким образом, применительно к ЕС можно заключить, что понятие «компания» является собирательным, включающим различные формы юридических лиц.

Конкретной нормой Договора о функционировании ЕС, на которую опираются органы ЕС в процессе разработки и принятия правовых актов в сфере гармонизации корпоративного права, является п. «g» абз. 2 ст. 50 Договора, на основании которого принимаются корпоративно-правовые директивы. Более общими являются статьи 114 и 115 Договора (ранее ст. 94 и 95), позволяющие ЕС гармонизировать нормы любой отрасли национального права, если они непосредственно влияют на формирование или функционирование Общего рынка. При этом они являются актами прямого действия лишь в отношении государств, которым они адресованы. Директивы в области корпоративного законодательства в большинстве случаев являются актами непрямого действия, государства-члены несут ответственность за их имплементацию в свои законодательные акты. 

Первоначально существовало преувеличенно оптимистичное мнение о том, что существует вероятность обойтись «одной объемистой директивой, охватывающей все материи корпоративно-го права».  Действительность показала, что проблемы гармонизации и унификации корпоративного права ЕС решить не так просто. Процесс гармонизации посредством издания директив носил фрагментарный характер: он затронул в основном только публичные компании. Прогресс в области внутренней организации компаний не был достигнут. Долгое время оставались нерешенными вопросы в области объединений юридических лиц, различных форм слияния и присоединения компаний, находящихся в разных государствах, также в затруднительном положении находится регулирование перемещений центров деловой активности в другие государства. И все же большинство ученых сходятся во мнении, что «последние три с половиной десятилетия отмечены определенной гармонизацией европейского акционерного права в результате выполнения директив ЕС».

Совет ЕС принял на сегодняшний день целый ряд директив, которые устанавливают унифицированные правила деятельности европейских юридических лиц по достаточно широкому кругу вопросов, начиная от создания и реорганизации и заканчивая основными правилами составления финансовой отчетности, ее независимого аудита и опубликования. Всего было разработано четырнадцать проектов директив, составляющих основу «так называемой Программы гармонизации права компаний ЕС».  Из них одиннадцать вступило в силу на сегодняшний день, остальные пока не получили одобрения и находятся в состоянии разработки. Директивы принято именовать в соответствии с их порядковыми номерами, отражающими очередность представления подготовленных проектов. Многие из директив неоднократно изменялись и дополнялись. Ввиду особой важности, по мнению авторов, внимание последних в настоящей статье будет сконцентрировано (как отмечалось выше) на вопросах создания режима публичности и открытости деятельности компаний, а также способствующего достижению этих целей порядка ведения компаниями финансовой отчетности. В поле авторского зрения находятся также вопросы действительности юридических актов компании, поскольку в процессе становления и развития интегрированного корпоративного права ЕС уделялось и уделяется пристальное внимание. Последнее объясняется озабоченностью институтов ЕС вопросами обеспечения гарантий прав кредиторов и третьих лиц, связанных с хозяйственной деятельностью компаний. В условиях расширяющихся торговых связей субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории рассматриваемого интеграционного объединения, эта проблема приобретает еще большую актуальность.

Так, полномочия органов компании представлять ее в отношениях с третьими лицами бы-ли гармонизированы в Первой директиве Совета ЕС от 9 марта 1968 г.,  так называемой Директиве «Об опубликовании информации», которая была принята еще тогда, когда ЕС насчитывало лишь шесть государств-участников. Эта директива стала первым актом ЕС в сфере  частного права вообще, если не считать принятые ранее акты в сфере конкурентного права.

Положения Директивы распространялись только на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и коммандитные товарищества на акциях. Как поясняет преамбула директивы, для таких компаний гармонизация представляется наиболее неотложной, поскольку именно их деятельность часто выходит за границы одного государства.
Первая директива регулирует вопросы 3-х разновидностей:
1) правила о публикации обществом определенной информации и юридической силе такой публикации для третьих лиц;
2) полномочия органов общества представлять его в отношениях с третьими лицами;
З) недействительность процедуры создания общества.
Что касается опубликования информации, то производится оно путем публикации в специальном печатном издании, уполномоченном осуществлять такую публикацию в каждом государстве-члене. В соответствии со ст. 2 Директивы публикации подлежит целый ряд документов:
– устав, иные учредительные документы и все вносимые в них изменения;
– сведения о назначении и освобождении от полномочий органов управления, назначении и увольнении лиц, имеющих право представлять компанию перед третьими лицами, и иных должностных лиц компании;
– баланс и счет прибылей и убытков за каждый финансовый год;
– сведения о перемене местонахождения компании;
– сведения о прекращении и порядке ликвидации компании;
– решение суда о признании учреждения компании недействительным и др.

Второе важнейшее положение корпоративного права, урегулированное в Первой директиве, касается действительности юридических актов компании, или, другими словами, действительности обязательств, принятых компанией. Способность органов компании своими действиями создавать для нее права и обязанности – вопрос чрезвычайно важный как для участников компании, так и для ее контрагентов. Первая директива (абз. 1 ст. 9) установила: «Общество принимает на себя обязанности перед третьими лицами через действия своих органов, даже если эти действия не входят в предмет его деятельности, кроме случаев, когда эти действия представляют собой превышение полномочий, которые предоставлены или могут быть предоставлены этим органам законом». Таким образом, согласно Директиве, полномочия органов общества могут быть ограничены только законом, но не участниками общества. Таким образом, Первая директива однозначно отдает приоритет интересам кредиторов. Данный выбор представляется обоснованным, поскольку риск злоупотреблений со стороны лиц, представляющих компанию, должны нести уполномочившие этих лиц участники, а не кредиторы компании. За интересами кредиторов стоят в данном случае интересы устойчивости гражданского оборота, которые были бы существенно нарушены, если бы участники общества получили широкую возможность ссылаться на недействительность заключенных сделок. Приоритет интересов гражданского оборота, его устойчивости в большей степени соответствует целям экономической интеграции, нежели приоритет интересов участников компании. 

Что же касается признания недействительной процедуры создания компании, то оно возможно только на основании решения Суда ЕС, который, в свою очередь, руководствуется исчерпывающим перечнем, содержащимся в Директиве. В данном случае приоритет интересов гражданского оборота, в частности кредиторов компании,  обеспечивается положением о том, что не-действительность общества не влечет за собой автоматическое признание недействительности совершенных им сделок. 

В качестве дополнения к Первой директиве выступает Директива 2003/58/ЕС Европейско-го парламента и Совета от 15 июля 2003 г., которая не только дополняет, но и вносит изменения в Директиву 68/151/ЕЭС Совета в отношении обязанностей по обнародованию информации для некоторых форм хозяйственных обществ.  Предложенные изменения направлены на то, чтобы позволить компаниям и государствам-членам использовать в процессе публикации современные технические средства,  что приведет к упрощению публикации и облегчению доступа к информации о компаниях. Кроме того, компаниям теперь предоставлена возможность публиковать документы и сведения не только на языках своего государства, но и на любом официальном языке ЕС или на ином языке, если компания этого пожелает.

Текст Первой директивы претерпел также изменения в соответствии с изменившимися обстоятельствами, касающимися расширения ЕС, и учитывает сегодня поправки, внесенные Актом о присоединении к ЕС 10 стран Восточной Европы и Средиземноморья от 16 апреля 2003 г., который вступил в силу 1 мая 2004 г.

Одиннадцатая Директива «О филиалах»  также призвана дополнять Первую директиву о публикациях. С 1989 г. она регулирует проблемные вопросы, связанные с правилами о публикации определенных документов и сведений филиалами иностранных компаний. Директива распространяется на филиалы компаний, имеющих форму АО, ООО или коммандитного товарищества на акциях и находящихся в других государствах ЕС или в третьих государствах.

Вторая директива «О капитале»  явилась следствием осознания того, что вступающие в Союз новые государства обладают такими особенностями национального законодательства, которые не всегда возможно соединить в европейском контексте общего плана. Принятая 13 декабря 1976 г., после вступления в ЕЭС трех новых государств-членов (Дании, Великобритании и Ирландии), она распространила свое влияние только на АО, акции которых подлежат свободному обращению. Дело в том, что Вторая директива закрепляет континентальную систему твердого капитала, абсолютно чуждую праву Великобритании и Ирландии.  В результате возникла необходимость ограничиться акционерными обществами, оставив нормы о капитале ООО негармонизиро-ванными.  Однако Бельгия и Нидерланды распространили действие ее положений и на частные компании. В 1992 г. Директива была дополнена с целью применения ее положений к объединениям компаний.

Вторая директива установила для каждой публичной компании в целях защиты интересов своих акционеров и третьих лиц обязательность предоставления всем заинтересованным лицам информации: о месте нахождения акционерного общества; количестве и видах акций, о размере капитала, на который была осуществлена подписка на акции; о размере обязательного уставного капитала и др. Кроме того, в директиве урегулированы такие вопросы, как порядок оплаты уставного капитала, его уменьшения и увеличения, условия приобретения обществом или за счет общества его собственных акций.

Четвертая директива Совета ЕС от 25 июля 1978 г., Седьмая директива Совета ЕС от 13 июня 1983 г. и Восьмая директива от 10 апреля 1984 г. посвящены финансовой отчетности компаний, подлежащих обязательной аудиторской проверке.

Так, Четвертая директива «О годовой отчетности» координирует национальные нормы о годовой финансовой отчетности и распространяется на хозяйственные общества (АО, ООО, коммандитное товарищество на акциях), а также на такое атипичное товарищество, как немецкое «GmbH&Co. KG». В Директиве разработаны способы расчетов, используемые в отчетах и балансах, порядок проведения аудиторских проверок и публикации отчетных документов.

Седьмая «Директива о консолидированной отчетности» была принята в 1983 г. с целью гармонизировать нормы об отчетности групп компаний.  Под группой компаний понимается объединение самостоятельных юридических лиц, юридически независимых, но связанных экономически. Сходный подход к определению группы четко обозначился на сегодняшний день в юридической литературе. «Группой предприятий – ярким следствием концентрации предпринимательской активности – следует считать объединение двух (и более) юридически самостоятельных предприятий, обладающее централизованным управлением, нацеленным на удовлетворение группового интереса, и основанное на отношениях власти–подчинения, вытекающих из системы контроля, осуществляемого одним или несколькими доминирующими предприятиями над под-чиненными предприятиями».

  Объединенный баланс соединяет балансы отдельных входящих в объединение компаний. Требования к его содержанию в целом те же, что и к балансам отдельных компаний. Целью директивы было сближение принятых в разных странах бухгалтерских стандартов, чтобы сделать их эквивалентными. Основной же отличительной особенностью консолидированной отчетности является исключение дублирования сумм активов и пассивов, приходящихся на хозяйственные операции, совершаемые внутри группы компаний.

В числе иных директив можно назвать также Директиву 2001/65/ЕЭС, изменяющую Четвертую и Седьмую Директивы, которая разрешает компаниям с правом продажи акций на бирже в отклонение от принципа «осторожного составления баланса» составлять отчетность, пользуясь ориентированным на вкладчиков методом справедливой стоимости (fair value) в соответствии с IFRS (международными стандартами финансовой отчетности). 

Существование требования об обязательной проверке финансовой отчетности в Четвертой и Седьмой директивах предопределило принятие в 1984 г. Восьмой директивы, которая регулирует квалификационные требования, предъявляемые к лицам, имеющим право на осуществление аудиторских проверок. Восьмая директива посвящена в первую очередь квалификационным требованиям, предъявляемым к аудиторам и аудиторским фирмам.  Эта директива содержит важные положения о принципах организации аудиторской деятельности. В соответствии с Восьмой директивой в Сообществе осуществляется аудиторская проверка годовой финансовой отчетности и консолидированных отчетов. Действие директивы распространено исключительно на хозяйственные общества: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, компании публичного и частного права, за исключением компаний, находящихся в процессе ликвидации.

Следует подчеркнуть, что в ЕС публичность рассматривается как основной инструмент предотвращения возможных правонарушений в сфере финансовой отчетности и наказания за совершенные правонарушения.  Установления директив о финансовой отчетности содержат практически идентичные формулировки: странам – участницам ЕС надлежит обеспечивать компетентному органу право раскрывать общественности любые предпринятые меры и наложенные санкции за нарушение нормативно-правовых актов, принятые в соответствии с соответствующей директивой. Такое раскрытие не должно производиться лишь в том случае, если это создаст серьезную угрозу для финансовых рынков или причинит непропорциональный ущерб вовлеченным в дело сторонам.

Общие для всех стран ЕС подходы установления гражданской и / или административной ответственности за нарушения в периодической отчетности зафиксированы с учетом принципов эффективности, пропорциональности и достаточности для предотвращения таких нарушений. Что касается уголовного наказания, то директивное регулирование оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение стран-участниц.

Таким образом, представляется, что характерным признаком директивного регулирования деятельности компаний в ЕС, в результате которого появляются унифицированные правила, является исключительная компетенция национального законодателя в вопросах выбора средств и способов достижения указанных в директивах результатов, что предопределяет мягкий подход европейского законодателя к регулированию корпоративных отношений. Гармонизация же европейского законодательства о компаниях директивным способом по вопросам публичности, открытости и финансовой отчетности корпораций, а также установления ответственности за соответствующие нарушения привела к решению многих ранее стоящих перед ЕС проблем в области совершенствования регулирования торгового оборота в целом.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика