Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Международное право о сохранении тюленей
Научные статьи
18.08.10 11:43

вернуться

 
ЕврАзЮж № 7 (26) 2010
Экологическое право
Копылов С.М.
Международное право о сохранении тюленей
В статье в системном изложении анализируется процесс включения проблемы защиты и сохранения тюленей в сферу международно-правового регулирования. Исследуются: дело о морских котиках Берингова моря 1893 г., Вашингтонская конвенция о сохранении и защите морских котиков 1911 г., Временная Конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г., Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г., Соглашение о сохранении тюленей Боденского озера 1990 г., Меморандум о взаимопонимании, касающийся мер по сохранению восточно-атлантической популяции средиземноморского тюленя монах, 2007 г. В результате сравнительного анализа указанных документов делается вывод о том, что центральное место среди них как по степени детализации взаимных прав и обязанностей, так и по четкости прописанных положений, по праву занимает Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г.

Популярность к этим породам растет с каждым днем не только в России, но и в мире. На страницах нашего сайта мы постараемся Вас познакомить с этими бесподобными животными. Питомник Шотландских кошек Magucat, вся подробная информация на сайте http://magucat.ru


    Тюлени – хищные животные, образующие два семейства: тюленей настоящих (Phocidae) и тюленей ушастых (Otariidae). Вместе с семейством моржей эти два семейства входят в инфраотряд ластоногих (Pinnipedia). Ушастые тюлени, вероятно, произошли от примитивных куньих, настоящие тюлени, по-видимому, — от примитивных медведеобразных.

     Будучи приспособленными к жизни в воде, тюлени в основной своей массе обитают в холодных и умеренных морях. Немногие, например тюлени монах, калифорнийские морские львы и некоторые южные котики, живут в тропиках и субтропиках. Тюлени – животные в основном морские, но заплывают и в реки, обитают в озерах (Байкал, Боденское, Каспийское, Ладожское и другие). Распространены во всех океанах, как в Южном, так и в Северном полушарии.

     Семейство ушастых тюленей – это морские львы (патагонский, калифорнийский, австралийский, новозеландский), сивучи и морские котики – северный и южный.

    Наиболее интересные представители тюленей – тюлень Уэдделла (Leptonychotes weddelli), тюлень обыкновенный, тевяк (Halichoerus grypus) и др. Сюда также относятся южный (М. leonina) и северный морские слоны – два самых крупных тюленя.

    Три самых распространенных вида настоящих тюленей – тюлень-крабоед (Lobodon carcinophagus) численностью в 50 млн. особей, кольчатая нерпа, или, как ее еще называют на Дальнем Востоке, акиба (Phoca hispida) численностью в 6–7 млн. особей и гренландский тюлень численностью в 2,5 млн. особей.

    Основным регионом распространения тюленей является Антарктика. Хотя количество их видов невелико, местами встречаются очень крупные скопления и колонии, насчитывающие от нескольких сотен до нескольких тысяч особей.

   Являясь ценным объектом охоты и браконьерства, тюлени в XVIII–XIX вв. подверглись «неистовому» истреблению, что вполне естественно отразилось на численности их популяций. Поэтому не случайно в конце XIX в. стали предприниматься первые попытки установить международные правила по защите и сохранению тюленей. И первыми в орбиту международно-правового сотрудничества попали представители рода северных морских котиков подсемейства морских котиков (семейство ушастых тюленей), обитавшие в Беринговом море, которых за характерный окрас называют «пушным золотом».

    Сначала США предложили Великобритании (Канада в тот момент не была суверенным государством) заключить международное соглашение по защите морских котиков путем ограничения ежегодного отлова по аналогии с Конвенцией о рыболовстве в Северном море 1882 г. Однако переговоры были прерваны из-за недружественных действий США, которые неоднократно задерживали британские суда, занимающиеся промыслом котиков в Беринговом море за пределами трехмильного территориального моря США, т. е. в открытом море. После того, как эти страны не смогли договориться об установлении международных правил защиты в отношении ловли морских котиков в Беринговом море, в феврале 1892 г. было подписано Соглашение о создании международной арбитражной комиссии.

     Арбитражный суд заседал с 23 февраля по 15 августа 1893 г. и признал, что США не имеют тех прав, на которые они притязают. Суд выработал регламент (the Regulations) по защите и сохранению морских котиков за пределами трехмильной зоны. Регламент вместе с решением спорного вопроса был подписан судьями 15 августа 1893 г. и вошел наравне с решением спорного дела в текст третейского решения. В этом Регламенте постановлялось, например, что правительства США и Англии запретят своим гражданам и подданным убивать, захватывать или преследовать в какое бы то ни было время и каким бы то ни было способом котиков в пространстве 60 миль вокруг Прибыловых островов, включая территориальные воды; в других частях Берингова моря охота на котиков должна быть воспрещена с 1 мая по 31 июля (убить самку в этот период значит одновременно убить и ее живого детеныша, и еще не рожденного); далее следуют постановления о том, какого рода суда могут быть допущены для ловли котиков, какие орудия не могут быть применяемы для охоты (сети, ружья, взрывчатые вещества запрещены, а гарпуны разрешены), о разрешениях на охоту, выдаваемых тем или другим правительством, о ведении промысловых книг, где должны обозначаться для каждого дня место охоты и количество захваченных животных, самцов и самок, и т. д. США и Великобритания позднее имплементировали положения этого Регламента в национальное законодательство.

    В 1911 г. США и Великобритания заключили Договор о сохранении и защите морских котиков,  а 7 июля того же года США, Великобритания, Россия и Япония подписали Вашингтонскую конвенцию с одноименным названием.  По признанию американских экспертов, объединение усилий четырех государств в рамках данной Конвенции должно было положить конец истреблению морских котиков и обеспечить их сохранение.

    Конвенция вступила в силу 14 декабря 1911 г. и явилась одним из первых международных договоров, в котором регулировались вопросы сохранения диких животных.

    Конвенция в ст. I объявила район открытого моря, расположенный к северу от 30є с. ш., включая Берингово море, запретным для охоты на морских котиков. Сам же термин «охота» по смыслу Конвенции означает «убийство, поимку или преследование в какой-либо форме морских котиков в открытом море» (ст. IX).

     Основу Конвенции составляют следующие три базовые ее положения:
– запрет на охоту на морских котиков в открытом море;
– предоставление юрисдикции США на управление береговой охотой. В обмен на это другим участникам Конвенции гарантировались выплаты и/или определенный процент шкур морских котиков (ст. XI–XIV);
– из сферы действия ограничений, налагаемых Конвенцией, исключаются представители коренного населения, занятые охотой в некоммерческих целях с применением традиционных видов орудий (ст. IV).

    Сразу после вступления Конвенции в силу США объявили пятилетний мораторий на охоту на морских котиков, который сыграл важную роль в восстановлении поголовья этих животных.

    Действие Конвенции было сначала приостановлено, а затем и прекращено второй мировой войной. И только 9 февраля 1957 г. в Вашингтоне СССР, США, Канадой, Японией была заключена Временная (на 6-летний период) Конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана. Она продлевается каждые четыре года. В соответствии с Конвенцией стороны учредили Комиссию с одноименным названием. Целью Конвенции является достижение максимально допустимой продуктивности котиковых ресурсов северной части Тихого океана. Конвенция запрещает морской убой котиков, а также их пелагический промысел.

     На своих ежегодных сессиях Комиссия устанавливает квоты добычи котиков и определяет основные направления научных исследований государствами-членами. Контроль за выполнением правил промысла котиков за пределами территориальных вод осуществляется международными инспекторами. Если уполномоченное должностное лицо имеет достаточное основание полагать, что какое-либо судно нарушает запрещение морской охоты на котиков, то это лицо может подняться на судно и произвести необходимый обыск. Инспектору дано право арестовать такое судно.

     Дальнейшее развитие международно-правовое регулирование сотрудничества государств в сфере сохранения тюленей получило в так называемой Системе Договора об Антарктике.  В связи с резким сокращением тюленей в Антарктике понадобились срочные меры для их защиты. Этому вопросу были посвящены два Консультативных совещания Договора об Антарктике (КСДА) 1964 и 1970 гг. Так, на III КСДА (г. Брюссель, Бельгия, 1964 г.) были приняты Согласованные меры по охране флоры и фауны Антарктики. На IV КСДА (г. Токио, Япония, 1970 г.) специально рассматривался вопрос об антарктических тюленях как наиболее пострадавшем семействе морских млекопитающих в результате их варварского промысла в конце XVIII и в XIX вв. Отмечалось, что их популяция не восстановилась, и поэтому необходимо принять срочные согласованные меры по защите антарктических тюленей.

    Наконец, в 1972 г. в Лондоне в период с 3 по 11 февраля была созвана Конференция по сохранению тюленей Антарктики, которая приняла одноименную Конвенцию, открытую для подписания с 1 июня того же года (вступила в силу 11 марта 1978 г.).

    Конвенция состоит из 16 статей и 1 Приложения. Она распространяется на все виды антарктических тюленей, обитающих в воде и на морском льду южнее 60° ю. ш. Согласно Приложению к Конвенции разрешается отлов только трех видов тюленей в следующих количествах: 170 тыс. крабоедов, 12 тыс. леопардов, 5 тыс. Уэдделла в год для каждого вида. Отлов тюленей Росса, морских слонов и котиков рода Arctocephalus Конвенция запрещает.

    Установлены запретные районы, допустимые сроки охоты и шесть разрешенных зон отлова, каждая из которых в соответствии с п. 4 Приложения должна поочередно закрываться на период с 1 сентября по последний день февраля. Конвенция запретила забивать или отлавливать тюленей в трех заповедниках, которые являются районами размножения тюленей или районами, где проводятся долгосрочные научные исследования: в районе вокруг Южных Оркнейских островов, юго-западном районе моря Росса, районе залива Эдисто к югу и к западу от линии, проведенной между мысом Халлетт и мысом Хельм (п. 5 Приложения).

    Период с 1 марта по 31 августа включительно является закрытым сезоном, во время которого забой или отлов тюленей запрещены.

      Независимо от положений Конвенции любая из договаривающихся сторон может выдавать разрешения на забой или отлов тюленей в ограниченных количествах в соответствии с задачами и принципами Конвенции в следующих целях:
– для обеспечения жизненно необходимого питания для людей или собак;
– для проведения научных исследований;
– для получения образцов для музеев, учебных или культурных учреждений.

      Каждая договаривающаяся сторона в возможно короткий срок сообщает другим договаривающимся сторонам и СКАР  о назначении и содержании всех разрешений, а впоследствии – о количестве тюленей, забитых или отловленных в соответствии с этими разрешениями (ст. 4). Хотя с 1964 г. не предпринималось попыток промышленной добычи антарктических тюленей, группа экспертов СКАР по антарктическим тюленям продолжает мониторинг отлова тюленей для научных целей. В целом СКАР приглашается: давать оценку информации, поощрять обмен научными данными и информацией между договаривающимися сторонами; рекомендовать программы научных исследований; рекомендовать перечень статистических и биологических данных, которые должны быть собраны экспедициями по промыслу тюленей в районе действия Конвенции; предлагать поправки к Приложению, сообщать на основании статистических, биологических и других имеющихся данных о случаях, когда добыча каких-либо видов тюленей в районе действия Конвенции причиняет значительный ущерб общим запасам тюленей этих видов или же экологической системе в каком-либо районе. СКАР приглашается уведомлять депозитария, который, в свою очередь, сообщит об этом договаривающимся сторонам, о случаях, когда СКАР установит в какой-либо сезон промысла, что лимиты допустимой добычи какого-либо вида тюленей могут быть превышены, а также определять в этом случае дату возможного превышения лимитов допустимой добычи. При оценке информации СКАР может в случае необходимости обратиться за технической помощью к ФАО (ст. 5). Великобритания как страна-депозитарий Конвенции регулярно предоставляет на очередных КСДА отчеты о деятельности этого органа Договора.

     Положения о придании антарктическим тюленям статуса особо охраняемого вида также включены в Приложение II к Протоколу об охране окружающей среды 1991 г. к Договору об Антарктике.

    С 1964 г. КСДА не проводили детального пересмотра вопроса об особо охраняемых видах. В настоящее время такая переоценка необходима, особенно потому, что ст. 8 Приложения II к Протоколу об охране окружающей среды требует, чтобы стороны «принимали на постоянной основе меры по пересмотру вопроса о сохранении фауны и флоры Антарктики, принимая во внимание рекомендации Комитета по охране окружающей среды».

    В 1988 г., т. е. через 10 лет после вступления в силу, Конвенция о сохранении тюленей Антарктики и Приложение к ней были пересмотрены. На 20 апреля 2010 г. участниками Конвенции являлись 15 Консультативных сторон (Австралия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Италия, Норвегия, Польша, Российская Федерация, США, Франция, Чили, ЮАР, Япония) и одно государство из числа Неконсультативных сторон (Канада).

    Полученный опыт решения проблемы сохранения тюленей в рамках Системы Договора об Антарктике в дальнейшем был частично использован участниками Боннской конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г., которая, являясь «рамочной» по своей природе, предполагает принятие развивающих её инструментов в виде соглашений и меморандумов о взаимопонимании.

      Так, в ответ на резкое сокращение численности обыкновенных тюленей в Боденском озере в 1988 г., вызванное вирусом чумы ластоногих, Германия, Дания и Нидерланды 16 октября 1990 г. подписали Соглашение о сохранении тюленей Боденского озера (вступило в силу 1 октября 1991 г.). Целью Соглашения является содействие международному сотрудничеству по достижению и поддержанию благоприятного статуса сохранности тюленей обыкновенных (Phoca vitulina vitulina) Боденского озера, являющихся неотъемлемым компонентом экосистем и индикатором здоровья Боденского озера.

    В связи с последовавшей в 2001 г. повторной пандемией вируса чумы ластоногих, от которой на этот раз пострадал и второй вид обитающих в Боденском озере тюленей – тюленей серых (Helichoerus grypus), участники принятого в 2002 г. Плана сохранения и управления популяциями тюленей решили распространить его действие и на этот вид тюленей, хотя он и не находится под охраной Соглашения 1990 г.

     Соглашение 1990 г. явилось хронологически первым международным договором, заключенным под эгидой Боннской конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г. Оно состоит из 18 статей, положения которых не влияют на права и обязанности, вытекающие для сторон из иных двусторонних и многосторонних международных договоров (п. 1 ст. XII), и не препятствуют принятию на национальном уровне более строгих мер по сохранению тюленей (п. 2 ст. XII).

     Статья VI Конвенции запрещает добывать тюленей в Боденском озере, но при этом содержит два исключения из этого общего положения:
– для организаций, назначенных для проведения научных исследований в области сохранения популяции тюленей Боденского озера или экосистем Боденского озера, при условии, что необходимая для подобного рода исследования информация не может быть получена каким-либо иным способом;
– для организаций, назначенных для выкармливания тюленей с последующим возвращением их на свободу после восстановления (для больных и ослабленных тюленей, а также покинутых новорожденных детенышей).

    Откровенно страдающие от болезней и без перспектив на выздоровление тюлени могут быть уничтожены.

     В любом из указанных двух случаев стороны обязаны о своих действиях информировать друг друга и обеспечивать возможность взаимного контроля. При этом стороны Соглашения обязаны предпринимать соответствующие меры для борьбы с незаконной охотой и добычей тюленей.

    В соответствии со ст. X Соглашения государства-участники должны делать всё возможное для повышения осведомлённости широких слоёв общественности о статусе сохранности тюленей и о тех мерах, которые ими предпринимаются для улучшения такого статуса в рамках Плана сохранения и управления.

    Пополнение знаний в области биологии и мест обитания тюленей, в том числе о вредном воздействии человеческой деятельности на популяции тюленей, обеспечивается координацией исследовательских программ и проектов государств-участников, а также мониторингом:
– демографических тенденций популяций тюленей с помощью наблюдений и подсчетов с воздуха;
– миграции тюленей;
– параметров популяций тюленей (болезни, выживаемость и т. п.).

    Большое внимание в Соглашении уделено проблеме защиты мест обитания тюленей. Так, государства-участники должны уделять должное внимание созданию сети особо охраняемых территорий, в том числе на путях миграции тюленей в пределах договорного района, равно как обеспечению сохранности тех мест, которые способствуют поддержанию жизненно важных функций тюленей. Местообитания тюленей не должны подвергаться вмешательству и изменениям в результате человеческой деятельности. Должное внимание должно уделяться защите местообитаний от негативного воздействия деятельности, осуществляемой за пределами границ договорного района. Наконец, государства-участники должны изучить вопрос о возможности восстановления деградированных мест обитания и создания новых (ст. VII).

    Помимо международных договоров «классического» типа сегодня в регулировании защиты и сохранения тюленей задействованы и нормы так называемого «мягкого» права, которые входят в международную систему и обеспечивают доправовое регулирование в конкретных областях.  Один из таких документов также имеет прямое отношение к системе Боннской конвенции 1979 г. Речь идет о Меморандуме о взаимопонимании, касающемся мер по сохранению восточно-атлантической популяции средиземноморского тюленя монах, который был заключен 18 октября 2007 г. Испанией, Мавританией, Марокко и Португалией (вступил в силу 18 октября 2007 г.).

      Тюлень монах, или белобрюхий тюлень (лат. Monachus monachu), – представитель рода тюлени монах (Monachus), семейства настоящие тюлени. Основной ареал распространения – Средиземное море и Атлантическое побережье Африки на юг, по-видимому, до устья Сенегала около 15° с. ш. (отдельные особи встречаются в Черном море у берегов Болгарии, Румынии, Турции и Украины).

     Популяции тюленя монах всегда играли важную роль в береговых и морских экосистемах. Однако нерегулируемое рыболовство, охота на тюленей, уничтожение мест размножения, заражение фитопланктона химическими отравляющими веществами привели к резкому сокращению численности тюленей монах до 500 особей. Поэтому не случайно, начиная с 1986 г., проблема сохранения средиземноморского тюленя монах находилась в центре внимания средиземноморского плана действий ЮНЕП, а участники Боннской конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г. включили его в Приложение I к Конвенции, носящее название «Мигрирующие виды, находящиеся под угрозой исчезновения».

     Принятый в 2007 г. Меморандум открыт для участия любых государств ареала распространения средиземноморского тюленя монах и преследует цель содействовать международному сотрудничеству и конкретным действиям для улучшения статуса сохранности тюленя монах и его мест обитания. Поскольку Меморандум не носит юридически обязывающий характер, его участникам настоятельно рекомендуется разрабатывать и принимать национальное законодательство, направленное на защиту тюленя монах и устойчивое развитие его мест обитания, подписывать и ратифицировать международные договоры, которые могут содействовать улучшению статуса сохранности тюленя монах, внедрять являющийся неотъемлемой частью Меморандума План действий в своё национальное законодательство и на его базе разрабатывать свои национальные стратегии по сохранению тюленя монах. Названный План действий включает в себя оценку статуса тюленя монах и того, что ему угрожает, поддержание и увеличение численности популяций тюленя монах, создание сети особо охраняемых территорий для тюленя монах, меры по содействию региональному сотрудничеству между государствами ареала обитания тюленя монах. Для координации усилий в указанных направлениях в перспективе должен быть учрежден Секретариат.

      Проведенный в настоящей статье анализ наглядно показывает, что для защиты и сохранения различных популяций тюленей международным сообществом был выработан целый ряд международных актов, которые отличаются друг от друга не только по названиям, но и по степени юридической обязательности и детализации правил поведения участников. Центральное место среди этих документов по праву занимает Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г., поскольку под её охраной и защитой находятся самые крупные из известных популяций тюленей, обитающих в Антарктике. Степень детализации и чёткости прописанных в этой первой Конвенции Системы Договора об Антарктике положений не идёт ни в какое сравнение с заключёнными позднее Соглашением о сохранении тюленей Боденского озера и Меморандумом о взаимопонимании, касающимся мер по сохранению восточно-атлантической популяции средиземноморского тюленя монах.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика