Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер



вернуться

 
ЕврАзЮж № 7 (26) 2010
Судоустройство
Видашев И.И.
Специализация судов и судей как средство повышения качества правосудия
Данная работа посвящена проблеме специализации судов и судей, весьма популярной на сегодняшний день. В случае успешной реализации данной реформы можно решить множество вопросов и проблем, но в случае ее провала возникает ещё больше трудностей в функционировании судебной системы. В работе рассматривается возможность создания специализированных ювенальных и административных судов, анализируются плюсы и минусы данной идеи. Также в статье рассматриваются идея создания специализированных судебных коллегий, проблемы, которые в связи с этим могут возникнуть, способы их решения. В ходе анализа обращается внимание на исторический опыт нашего государства, приводятся примеры формирования и функционирования специализированных судов в зарубежных странах.



Возможно ли самостоятельно создать свой блог и зарабатывать достаточное количество денег для комфортной жизни? Как заставить блог зарабатывать вся подробная информация на сайте tp://infomaster.su




Качество правосудия во многом зависит от квалификации судей, подбора кадров, информаци-онно-качественного обеспечения. При этом одним из важнейших факторов высокой квалификации судей является специализация судов и судей, так как никто не может быть специалистом одновременно во всех областях права. Статьей 26 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено создание новой группы судов – специализированных. В части первой этой статьи указано: «...специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон». Но специализация может иметь как положительную, так и отрицательную сторону. Для того чтобы специализация давала положительный эффект, необходимо, чтобы она не была слишком узкой, так как это может привести к потере судьёй квалификации в других отраслях права, утрате принципа профессионализма, согласно которому определённой категорией дел должны заниматься наиболее квалифицированные в этих вопросах специалисты. 

Существуют внутренняя и внешняя формы специализации. Первая форма специализации подразумевает распределение дел по квалификационному признаку между судьями внутри суда. Она не предполагает создание новых систем судов. Вторая форма специализации предполагает создание специализированных судов, ориентированных на рассмотрение конкретных категорий дел. Разберём каждый из путей более подробно.

Внешняя специализация имеет свои плюсы и минусы. К плюсам следует отнести то, что при создании системы специализированных судов возможно более детальное рассмотрение различных категорий дел при меньшей затрате времени, более профессиональное рассмотрение дел в апелляционном и кассационном порядке. Она поможет в целом разгрузить судебную систему, что позволит судьям других судов более детально рассматривать другие категории дел, отнесённые к их компетенции. Среди минусов стоит выделить необходимость больших капиталовложений в создание данной системы специализированных судов, подготовку кадров для данной системы, комплектацию их персоналом, повышение заработной платы, особенно сотрудникам аппарата суда, так как даже в настоящий период времени наблюдается нехватка данных специалистов (в среднем по стране на двух судей приходится один помощник судьи). Также данная реформа требует большего времени, чем внутренняя специализация. При этом необходим анализ всей системы правосудия, чтобы определить,  требуется ли создание таких судов в каждом субъекте Российской Федерации или один такой суд вполне может рассматривать дела, отнесённые к его компетенции, на территории нескольких субъектов. В настоящее время существует идея создания системы ювенальных, административных, земельных, патентных, эмиграционных судов. Наиболее разработаны из них идеи создания административных и ювенальных судов.

Ювенальная юстиция – термин международный, обозначающий специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних. Первый суд по делам несовершеннолетних был создан 2 июля 1899 года в Чикаго.  В преамбуле Закона говорилось, что суд регламентирует заботу и надзор за детьми в возрасте до 16 лет, не имеющими поддержки, брошенными и правонарушителями. После США создание судов для несовершеннолетних произошло и в ряде других стран: Ирландия (1904 г.), Нидерланды (1905 г.), Англия (август 1905 г.), Канада (1908 г.), Германия (1907 / 1908 г.), Австрия (21 октября 1908 г.), Россия (1910 г.), Франция (март 1914 г.), Польша (1919 г.), Испания (2 августа 1918 г.), Греция (декабрь 1924 г.) и т. д.

Ювенальные суды рассматривают дела в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Необходимость создания данных судов обусловлена тем, что работа с детьми имеет свою специфику и требует специального подхода, так как чаще всего данные лица совершают преступление впервые, и суд должен найти путь, прежде всего нацеленный на то, чтобы предотвратить совершение данными лицами других преступлений. Следует также принимать во внимание и  тот аспект, что у данных лиц только формируются жизненные ценности, и, как нам кажется, не всегда лишение свободы для данной категории лиц плодотворно скажется на формировании их жизненных взглядов и личностных качеств. За основу можно взять французскую систему, которая предусматривает:
– ориентацию правосудия на юридическую охрану прав и законных интересов несовершенно-летних;
– создание системы специализированных судов, состоящей из мирового судьи по делам несовершеннолетних и коллегиальных судов для рассмотрения наиболее серьёзных преступлений;
– привлечение к работе в данных органах специалистов по работе с детьми, таких как психологи, учителя, священнослужители, социальные работники;
– переход к ориентации на воспитательный характер правосудия и меры реабилитации в отношении несовершеннолетних преступников;
– индивидуальный подход к каждому делу, более тщательное рассмотрение всех обстоятельств преступления.

В 2000 году по рекомендации Пленума Верховного Суда РФ (от 14 февраля 2000 года) во всех районных судах Ростовской области была введена специализация судей по уголовным  делам в отношении несовершеннолетних.

Однако практика показала, что введение полноценной специализации судей в составе действующих судов не представляется возможным. Доля уголовных дел в отношении несовершеннолетних среди общего количества рассматриваемых уголовных дел в районных судах составляет 10–11 %. Поскольку судьи, специализирующиеся по рассмотрению дел несовершеннолетних, не освобождаются от рассмотрения иных дел, они уделяют делам «своей категории» 1/10 часть своего времени. В порядке правового эксперимента были созданы 15 прообразов ювенальных судов, в том числе  три «Модельных ювенальных суда»: в марте 2004 г. открыт в г. Таганроге, в сентябре 2005 г. – в г. Шахты, 15 сентября 2006 г. открыт сельский ювенальный суд в Егорлыкском районе.

Данные органы показали свою эффективность почти сразу. Уже в течение 2005 года было осуждено 2092 несовершеннолетних, из которых 1085 несовершеннолетних – в 14 специализированных судах. Преступность среди несовершеннолетних в тех судебных районах, где нет ювенальных судов, в 1,6 раза выше, чем в тех, где есть такие суды. В 14 районах, где существуют ювенальные суды, показатель по количеству поступивших дел в отношении несовершеннолетних на 10 тыс. населения равен 4,9, а в других судебных районах области – 7,8. Заметно снизилась рецидивная преступность несовершеннолетних. Если в 2002 году рецидивная преступность среди несовершеннолетних в Ростовской области составляла 19,2 %, то в 2007 году – 12,5 % (в Таганроге – 4,4 %).  На основании этих данных мы можем говорить об эффективности системы. При этом необходимо иметь в виду, что система правосудия в отношении лиц, не достигших 18 лет, имеет определённые проблемы, к которым можно отнести:
1. Необходимость повышения уровня квалификации судей, так как дела в отношении несовершеннолетних нуждаются в особом порядке расследования и учёта всех обстоятельств дела;
2. Перегруженность судов районного уровня, что влияет на качество расследования каждого дела;
3. Малое количество информации по каждому из несовершеннолетних, условиям их проживания, социального окружения;
4. Преимущественно карательную направленность правосудия;
5. Отсутствие взаимодействия суда с социальными службами и системой органов по предупреждению преступности и беспризорности несовершеннолетних.

Данные проблемы необходимо решать уже в процессе реформы, так как без их решения невозможно совершенное функционирование данной системы. При этом важное значение должно иметь взаимодействие с другими органами государственной власти и местного самоуправления. Нам кажется, что создать ювенальные суды можно по прообразу первых подобных судов в Российской империи. История ювенальных судов в России началась с 22 января 1910 года, когда в Санкт-Петербурге был создан первый суд по делам несовершенно-летних, где дела несовершеннолетних рассматривались единолично судьёй, обладающими необходимыми знаниями в области педагогики, медицины и психологии. Специфика данных судов заключалась в том, что:
1) почти отсутствовал карательный характер наказания;
2) вводился упрощённый характер судопроизводства;
3) обеспечивалась конфиденциальность;
4) большое внимание оказывалось реабилитации преступника.

Декреты от 17 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних» и от 4 марта 1920 года «О суде над несовершеннолетними» внесли много нового в ювенальную юстицию того времени. Декрет «О комиссиях для несовершеннолетних» отменил тюремное заключение несовершеннолетних и суды для несовершеннолетних. Были созданы комиссии о несовершеннолетних. Эти комиссии находились в ведении Наркомата общественного призрения и включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции.  Дела в отношении несовершеннолетних разбирались народным судьёй, являющимся членом данной комиссии. Материалы поступали в распоряжение судьи в течение 24 часов с момента задержания преступника. Но так как данная реформа не была эффективной, это вызвало принятие 4 марта 1920 года Декрета «О суде над несовершеннолетними». Согласно данному документу упор делался на карательные меры в отношении несовершеннолетних.  Уголовный кодекс РСФСР в статье 18 предусматривал: к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 17 лет могли применяться все виды уголовных наказаний, касающихся и взрослых, вплоть до смертной казни. Правда, в опубликованном вскоре примечании к статье 33 УК устанавливалось: «Высшая мера наказания – расстрел – не может быть применена к лицам, не достигшим в момент совершения преступления 18-летнего возраста».

По Постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 20 июня 1935 года комиссии по делам несовершеннолетних были ликвидированы. А в 1941 году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О применении судами постановления ЦИК».

Тенденция к смягчению законодательства наметилась в эпоху перестройки. Она продолжается и в современный период.

На наш взгляд, главным в данном направлении права является то, что необходимо отказаться от части карательных мер, отдать предпочтение реабилитационной и воспитательной направленности работы с данной категорией преступников, так как, помогая им, мы можем остановить их, оградить от совершения новых преступлений, изменить их взгляды на действительность, помочь осознать свои ошибки и их исправить. Большое внимание необходимо уделять работе с так называемой «группой риска», так как именно они более склонны к совершению преступлений.

Существует идея создания специализированных административных судов с целью снижения уровня нагрузки на суды общей юрисдикции и арбитражные суды и повышения качества разбирательства данной категории дел. В качестве модели для создания системы административных судов можно применить опыт зарубежных стран, например Франции, Германии, Италии и др. В течение первой половины XIX века административные суды во Франции, находясь в зависимости от администрации, нередко своими решениями больше способствовали произволу должностных лиц. Разбирательство в административном суде происходило на основе жалобы физического или юридического лица на действия власти. Административный суд устанавливал наличие, содержание и реальное значение субъективного права гражданина, которое было нарушено актом администрации и которое гражданин (юридическое лицо) отстаивал перед судом.  Процесс в административном судебном органе являлся следственным, и роль административного судьи в сборе доказательств по делу была очень велика. В процессе принимали участие «правительственные комиссары», которые были независимы, их задача заключалась в том, чтобы указать судьям на правовые нормы, которые применимы к данному делу. Основаниями для обращения в суд было несоблюдение формальных требований, предъявляемых к акту, злоупотребление властью и нарушение приобретенных прав.  

В Пруссии в XIX веке система административных судов охватывала 3 инстанции: 1) Уездные управы; 2) Окружные управы; 3) Высший административный суд. Эта система судов была упразднена с приходом к власти национал-социалистов и восстановлена в 1945 году.  По этой реформе в рамках судебной власти был образован федеральный административный суд. Он действовал в форме трёх инстанций. В качестве первой инстанции действовали суды земель, принимающие жалобы от населения на действия и принятые решения должностных лиц. Вторую инстанцию представлял Высший административный суд земли, являвшийся аппеля-ционной инстанцией для нижестоящих судов и разбиравший отнесенные к его компетенции дела. Третьей инстанцией являлся Высший административный суд земли.  Все эти органы образовывали независимую от других органов государственной власти систему.

Можно рассмотреть и систему административных судов в США. В этой стране отсутствует единая система судов. В первой половине XX в. начали действовать специализированные административные органы – административные трибуналы. К административным трибуналам относят Налоговый и Претензионный суды и другие органы. Судебный процесс осуществляется в форме слушания, которое ведет судья данного органа. Если гражданин не согласен с решением, можно обжаловать его в специальное апелляционное учреждение, действующее в рамках данного административного ведомства, а затем в общий суд.

Существуют административные суды и в Швеции. Они возглавляются Административным судом Швеции, члены которого назначаются правительством. Вместе с членами Верховного суда они образуют Законодательный суд. Административный суд рассматривает жалобы государственных служащих на действия своих начальников, на решения сессионных и высших судов по административным делам, а также административных судов, существующих в ряде департаментов.

Существовали административные суды и в нашем государстве. Ещё во время правления Ивана IV Грозного (1533–1584) существовал орган, принимающий и разбирающий жалобы на государственных служащих, контролирующий деятельность других органов государства, – Челобитный приказ.

В конце XIX века в Российской империи были созданы специальные губернские присутствия. Данные органы имели коллегиальный характер. В состав этих органов входили губернатор, вице-губернатор, губернский предводитель дворянства, председатель окружного суда, депутаты городских или земских собраний, а также должностные лица. В среднем в каждой губернии было по 12–13 присутствий, разбирающих жалобы на действия местных и государственных органов власти. 

В мае 1917 года был издан закон о создании административных судов. В каждый уезд был назначен административный судья, в губернских городах появились административные отделения при окружных судах. После февральской революции идея создания административных судов была забыта и снова возродилась в начале 90-х годов ХХ  века.

В конце 2000 г. Государственная дума приняла в первом чтении законопроект об административных судах, который был внесен Верховным судом. К компетенции данных органов были отнесены: рассмотрение жалоб на действия региональных властей и органов местного само-управления, а также дел о нарушении избирательных прав.

Предполагалось создание административной коллегии при Верховном суде и 21 административного судебного округа, границы которых не совпадали с границами субъектов.

Административный суд должен был разрешать, прежде всего, конфликты граждан с чиновниками и снизить нагрузку других судов. В данных судах планировалось дать возможность обжаловать административные акты, постановления законодательной и исполнительной власти, других государственных органов. Но эта реформа не получила дальнейшего развития.

Дела, вытекающие из административно-властных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, разрешаются судами общей юрисдикции. Суды перегружены гражданскими спорами, мало времени уделяется каждому делу. Количество административных дел и без реформы растет с каждым годом.

При этом к компетенции административных специализированных судов должны быть отнесены дела по: 1) обжалованию актов и действий должностных лиц и органов; 2) производству по делам об административных правонарушениях; 3) спорам о компетенции между органами исполнительной власти. При этом, на наш взгляд, нет необходимости в создании районных административных судов. Достаточно создания судов, чья юрисдикция будет распространяться на несколько районов в зависимости от количества совершенных на их территории административных правонарушений. При этом можно включить данные суды в систему судов общей юрисдикции. При отборе кандидатов на должности судей в данные суды необходимо будет разработать программу экзамена, который поможет выявить знания кандидатов на данную должность. Большое внимание необходимо будет уделить подбору работников суда, оснащению зданий судов, ограждению судей и сотрудников аппарата суда от влияния на их деятельность посторонних лиц.

Но есть ещё внутренняя специализация, которая основывается на создании судебных коллегий внутри уже действующих судов. При реализации данной программы необходимо будет увеличить количество судей и сотрудников аппарата суда. Увеличить количество судей можно тремя способами:
1. Путем набора большего количества судей, что может сказаться на понижении уровня знаний судебного сообщества в целом.
2. Укрупнением судов путем объединения нескольких районных судов в один суд, действующий на территории нескольких районов, так как большинство районных судов не могут работать на основе специализации по причине малого количества судей.
3. Путем отбора большего количества судей и укрупнения судов за счет повышения заработной платы судьям, что вызовет желание у большего количества специалистов в области юриспруденции пойти работать в судебную систему.

Проблема недостаточного количества работников аппарата суда существует даже сейчас, не говоря уже о варианте, предусматривающем проведение данной реформы. Эту проблему можно решить путём повышения заработной платы работникам и снижения требований по уровню  образования для занятия некоторых из должностей в аппарате суда (среднее специальное вместо высшего).

Реализация данной идеи более реальна, так как она требует меньших капиталовложений, займёт меньше времени, потребует принятия меньшего количества документов, не так изменит судебную систему, как внешняя специализация.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика