Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые основы создания содружества независимых государств и его международно-правовой статус
Научные статьи
14.09.10 13:13

вернуться


 
ЕврАзЮж № 8 (27) 2010
Евразийская интеграция
Моисеев Е.Г.
Правовые основы создания содружества независимых государств и его международно-правовой статус
В статье рассматриваются правовые основы создания Содружества Независимых Государств. Говорится о том, когда и как произошел роспуск Советского Союза, насколько правомерным было это решение руководителей Беларуси, России и Украины. Исследуется международно-правовой статус Содружества Независимых Государств. Утверждается, что СНГ является региональной межгосударственной организацией. Данный факт предлагаем закрепить в Уставе СНГ .

Начнем с события, которое произошло на скромном, известном только узкому кру-гу людей хуторе Вискули – белорусской правительственной резиденции, расположенной в Беловежской пуще. Там 7 декабря 1991 года встретились президенты России Б.Н.Ельцин и Украины Л.М.Кравчук, а также спикер белорусского парламента С.С.Шушкевич. Чуть более суток вместе с премьерами своих стран и советниками провели они в заснеженных Вискулях. Но этого времени оказалось достаточно, чтобы подготовить и подписать доку-менты, которые – без всякого преувеличения – «перевернули мир». В тот воскресный день 8 декабря 1991 года была поставлена последняя точка в сложной и противоречивой истории Советского Союза и вписана первая строка в биографию Содружества Независи-мых Государств.
В преамбуле подписанного Соглашения о создании СНГ сказано: «Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства – учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договари-вающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».
Это неожиданное решение было заложено уже в преамбуле Соглашения. Подтвер-див приверженность принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, дру-гих международных обязательств, заявив о стремлении построить демократические пра-вовые государства, крепить дружбу и взаимовыгодное сотрудничество своих стран, со-блюдать общепризнанные нормы защиты прав человека и народов, авторы документа провозгласили создание Содружества Независимых Государств.
В документе было объявлено, что с момента заключения Соглашения на террито-рии подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Тем самым Советскому Союзу был подписан «смертный приговор».
Участники Соглашения обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное со-трудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, об-разования, здравоохранения, охраны окружающей среды, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену» и, что особенно важно, «добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства».
В Соглашении подчеркнута неприкосновенность существующих границ  в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан. В статьях, касающихся проблем военного строительства и обороны, государства-учредители зафиксировали свою готовность активно сотрудничать в «обеспечении международного мира и безопасности, осуществления эффективных мер сокращения вооружений и воен-ных расходов», еще раз подтвердили стремление к «ликвидации всех ядерных вооруже-ний, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем», за-свидетельствовали свое уважение партнерам по Соглашению, устремленным «к достиже-нию статуса безъядерной зоны и нейтрального государства».
Руководители трех государств ответили и на вопрос, вызывавший тревожный ин-терес во многих странах: что же теперь будет с ядерным арсеналом бывшего Советского Союза? Они заявили, что «будут сохранять и поддерживать под объединенным командо-ванием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядер-ным оружием», а также «совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических воору-женных сил».
В Соглашении приведен перечень основных направлений совместной деятельно-сти, которую страны намерены осуществлять через общие координирующие институты. Это, в первую очередь, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики, развитии систем транспорта и связи, в охране окружающей среды, миграционной политике и борьбе с организованной преступностью. Стороны сочли необходимым подчеркнуть планетарный характер Черно-быльской катастрофы и взяли на себя обязательство «объединять и координировать уси-лия по минимизации и преодолению ее последствий».
Соглашение объявлялось открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели  и принципы этого докумен-та. Официальным местом пребывания координирующих органов Содружества был опре-делен город Минск.
Под Соглашением поставили подписи: за Республику Беларусь – председатель Верховного Совета Станислав Шушкевич и председатель Совета Министров Вячеслав Ке-бич, за Российскую Федерацию – президент Борис Ельцин и государственный секретарь Геннадий Бурбулис, за Украину – президент Леонид Кравчук и премьер-министр Витольд Фокин.
Руководители стран в дополнение к основному документу встречи подписали За-явление, в котором назвали причины, побудившие их пойти на столь неординарный шаг.  Эти причины им виделись в следующем: «переговоры о подготовке нового Союзного до-говора в рамках Союза ССР зашли в тупик; объективный процесс выхода республик из со-става Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактором; не-дальновидная политика руководства СССР привела к глубокому экономическому и поли-тическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев жизни общества; возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР сопровождалось межнациональными конфлик-тами с многочисленными человеческими жертвами».
Главы трех государств подчеркнули, что на образование Содружества Независи-мых Государств они решились, «осознавая ответственность перед своими народами и ми-ровым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политиче-ских и экономических реформ».
Как свидетельствуют источники, главы делегаций в Вискулях завершили процеду-ру подписания Соглашения и Заявления 8 декабря 1991 года в 14 часов 17 минут.  После этого решили позвонить сначала президенту США Д.Бушу, а затем президенту СССР М.С.Горбачеву. С Д.Бушем разговаривал Б.Ельцин (переводил министр иностранных дел А.Н.Козырев), а с М.С.Горбачевым – С.С.Шушкевич. Оба собеседника – Буш и Горбачев – вопросов почти не задавали.
Реакция на вискулевские решения была быстрой и, как и следовало ожидать, дале-ко не однозначной. Это относится как к лидерам республик бывшего СССР, так и к зару-бежным государственным и политическим деятелям, а также к средствам массовой ин-формации.
После молниеносного решения о ликвидации СССР, естественно, особую остроту вызывал вопрос: имели ли право руководители трех республик «распускать» весь Совет-ский Союз? По этому вопросу мнения юристов-теоретиков разделились. В.Н.Кудрявцев, Ю.Х.Калмыков и В.Ф.Яковлев считали, что принять решение о ликвидации Советского Союза могло только всё его население – граждане страны, объединенные в республики.  Или, по меньшей мере, их законные представители, избранные для решения этого вопро-са.
После дискуссии за закрытыми дверями Комитет конституционного надзора СССР из-за различия во мнениях его членов решил уйти от политических оценок «соглашения трех». С правовой точки зрения заключенный в 1922 г. Союзный договор не предусматри-вал права учредителей на его прекращение. Председатель Комитета конституционного надзора СССР С.С.Алексеев, чьи личные политические симпатии склонялись в пользу «Беловежского соглашения», предложил рассматривать его как чрезвычайно важный, но все же промежуточный этап на пути воссоздания нового Союза независимых республик бывшего СССР.
По мнению В.Гулиева, следовало исходить из факта первичности суверенитета го-сударств, образовавших Союз, перед суверенитетом Союза. Объединившиеся в 1922 г. в Союз ССР республики отнюдь не утратили своего суверенитета, что и было закреплено в Договоре 1922 г., а затем подтверждалось во всех Конституциях СССР.
Р.Готц и У.Хельбех полагали, что главными мотивами образования СНГ были  ци-вилизованное решение республиками взаимных проблем в период распада СССР и сохра-нение кооперации между вновь образовавшимися независимыми государствами.
Соглашение о создании СНГ быстро было ратифицировано парламентами Белару-си, России и Украины. Уже 10 декабря 1991 г. белорусский парламент абсолютным боль-шинством голосов (при одном против и двух воздержавшихся) поддержал позицию руко-водства своей республики о создании Содружества. Конституционным большинством был также денонсирован Союзный договор 1922 года. 
В том же ключе действовал и парламент России. Каких-либо существенных возра-жений позиция Б.Н.Ельцина на встрече «трех» в Вискулях не вызвала. 12 декабря 1991 г. депутаты российского парламента подавляющим числом голосов (188 – «за», 6 – «про-тив» и 7 – «воздержались») ратифицировали Беловежские соглашения. Голосование по постановлению о денонсации Союзного Договора 1922 г. дало следующие результаты: 161 голос – «за», 3 – «против», 9 – «воздержались». Из голосовавших «против» наиболее решительную позицию по сохранению СССР занимали С.Н.Бабурин и В.Б.Исаков.
Следует заметить, что через восемь с лишним лет, в апреле 1999 г., когда Государ-ственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации поставила вопрос об от-решении от должности Президента России Б.Н.Ельцина, первым пунктом обвинения  против него значились действия в связи с подготовкой, заключением и реализацией им Беловежских соглашений.
По мнению депутатов Государственной Думы, «противоправный характер этих действий заключается в том, что президент РСФСР Б.Н.Ельцин вместе с бывшими прези-дентами Украины и Белоруссии Л.М.Кравчуком и С.С.Шушкевичем подготовил, 8 декаб-ря 1991 года подписал, а затем реализовал Беловежские соглашения, приведшие к разру-шению Советского Союза и нанесшие серьезный ущерб внешней и внутренней безопасно-сти Российской Федерации».  Именно первый пункт обвинения из пяти предъявленных Президенту России Государственной Думой при голосовании набрал наибольше число голосов депутатов.
10 декабря 1991 г. Верховный Совет Украины ратифицировал Соглашение о созда-нии СНГ, но с весьма существенными оговорками. Среди наиболее радикальных оговорок следует отметить две: первая касалась необходимости создания Украиной собственных Вооруженных Сил, а вторая – создания ею самостоятельной экономической системы пу-тем введения собственной денежной единицы, создания независимых банковской и та-моженной систем, развития своих систем транспорта и связи.
Как видно из содержания указанных оговорок Украины, они в значительной сте-пени изменяли сущность Соглашения о создании СНГ. Поэтому на основе ст. 20 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. можно сделать вывод о том, что та-кого рода изменения могли быть сделаны только по взаимному согласию всех участников Соглашения.
Из текста оговорок Украины к Соглашению о создании СНГ можно сделать еще один важный вывод: Украина сразу же повела дело к тому, чтобы окончательно размеже-ваться с другими республиками бывшего СССР. Ее решение создать собственные Воору-женные Силы, указание на временный характер пребывания Стратегических вооружен-ных сил на ее территории, а также решение создать собственные денежную единицу, бан-ковскую и таможенную системы красноречиво говорят об этом.
Само Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. ряд юристов не считают ме-ждународно-правовым договором. С.В.Черниченко полагает, что «договорные отноше-ния между членами федерации возможны, но… их природа – государственно-правовая, а не международно-правовая».  О.И.Тиунов придерживается сходной точки зрения.  П.П.Кремнев пишет, что «в период с 8 по 21 декабря 1991 г. СНГ по своей природе пред-ставляло собой межреспубликанское внутрифедеральное образование, приобрести пра-вовой статус международного объединения ему предстояло».
21 декабря 1991 г. собравшиеся в Алма-Ате главы 11 из 15 бывших республик СССР – Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджики-стана, Туркменистана, Узбекистана и Украины – подписали Декларацию, в которой не только подтвердили основные цели и принципы СНГ, но и внесли ряд весьма важных уточнений. 
В частности, впервые в документах о создании СНГ было сказано, что это образо-вание не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Стороны зая-вили также, что СНГ открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств – членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. Подтверждено также, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование.
Участники Алма-Атинской встречи подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ, принятому 8 декабря 1991 года в Вискулях.  В этом документе они констатировали, что «Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Респуб-лика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружест-во Независимых Государств».
Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что у Содружества Неза-висимых Государств не одна, а две даты рождения – 8 декабря 1991 г. и 21 декабря 1991 г. Что касается учредительных документов, на основе которых возникло и действует Содру-жество, то их три – Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Протокол к Согла-шению о создании СНГ от 21 декабря 1991 г. и Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г. Как отмечал В.В.Пустогаров, эти три документа различны по своей форме и юри-дической обязанности. Соглашение подлежит ратификации всеми сторонами, для Декла-рации же достаточно факта ее подписания.
Устав СНГ, как и другие учредительные документы Содружества, не содержит по-ложений, которые бы прямо определяли юридическую природу СНГ. В Алма-Атинской декларации и в Уставе СНГ, принятом в 1993 году, закреплены практически идентичные формулировки о том, что Содружество не является государством и не обладает наднацио-нальными полномочиями.
Как отмечает в связи с этим Г.В.Игнатенко, надлежащая оценка не может ограни-чиваться отрицанием, она должна включать позитивное решение.  Отсутствие в доку-ментах об образовании СНГ его международно-правового статуса породило массу раз-личных суждений относительно этого статуса.
Некоторые юристы стали говорить о том, что СНГ представляет собой конфедера-цию. Конфедера́ция – добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся страны, полностью сохраняя суверени-тет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совмест-ным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы.
По мнению Н.А.Ушакова, конфедерация – это особый союз (объединение) госу-дарств, сохраняющих свое качество суверенных образований, наделенный определенны-ми наднациональными качествами, позволяющими ему выступать в этом наднациональ-ном качестве субъектом международно-правовых отношений.
Касаясь правовой природы Европейского Сообщества, Ю.М.Юмашев определяет конфедерацию как основанный на международном договоре союз государств, которые сохраняют полный суверенитет и делегируют союзу властные полномочия в крайне узких пределах, главным образом для обеспечения коллективными усилиями внутренней и внешней безопасности каждого из них.
В российской правовой доктрине настойчиво подчеркивается мысль о том, что конфедерация имеет международно-правовой характер. Так, Б.М.Лазарев полагает, что конфедерация – это всего лишь союз государств, в результате которого не возникает но-вого, более крупного государства: отношения государств в конфедерации регулируются международным правом.
Что касается СНГ, то мнения юристов относительно его юридической природы разделились. Так, В.А.Ржевский полагает, что минимально правовой формой Содружест-ва может выступать именно конфедерация.  По мнению А.Н.Талалаева, СНГ является аморфным образованием, но, конечно, не конфедерацией.  В.Н.Шумский считает, что СНГ можно определить как международно-правовое объединение республик, входивших в состав Союза ССР, созданное для координации взаимодействия государств-участников в сферах их общих интересов.
Однако большинство исследователей полагают, что СНГ является региональной международной организаций. По мнению Г.В.Игнатенко, «отрицание надгосударствен-ного статуса, наднациональных полномочий не исключает квалификации СНГ как меж-государственного образования с координационными полномочиями».
Того же мнения придерживается Э.С.Кривчикова: «Содружество имеет общие це-ли, общие интересы и общие сферы деятельности, признает суверенитет государств – чле-нов, что позволяет говорить о нем как о международной межгосударственной организа-ции, основанной на договоре, определяющем его правосубъектность и компетенцию».
Проведя внушительный анализ правовой природы СНГ, Л.В.Гречко и Г.Г.Шинка-рецкая придерживаются следующей позиции: «Содружество Независимых  Государств уже в момент своего образования обладало всеми признаками международной организа-ции. СНГ было создано суверенными государствами путем подписания международного договора, и правовой основой его стало международное право; объединение преследовало определенные цели, зафиксированные в учредительном договоре; были созданы и цен-тральные органы – Секретариат и Координационно-Консультативный комитет, то есть Содружество с самого начала было именно конфедерацией».  По мнению этих исследо-вателей, понятия региональной международной организации и конфедерации вполне со-вместимы и нисколько не противоречат друг другу.
По мнению Б.Р.Тузмухамедова, относительная компактность расположения Со-дружества в пределах северной части Евразийского материка, историческая общность го-сударств-участников, сохраняющиеся между ними экономические связи и ряд других об-стоятельств позволяют рассматривать СНГ региональным органом в смысле главы VIII Устава ООН.
Спустя почти два десятилетия после создания СНГ стало абсолютно ясно, что Со-дружество Независимых Государств  является региональной международной организаци-ей. СНГ соответствует всем признакам именно такой международной  организации.
Международная межгосударственная организация – это объединение, созданное государствами на основе международного права для осуществления сотрудничества в по-литической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях. Это объединение образовано на основе международного договора, имеет необходимую систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств – членов.
Любая международная межгосударственная организация должна обладать как минимум следующими международно-правовыми признаками:
1) создается в соответствии с международным правом;
2) учреждается на основе международного договора;
3) имеет соответствующую организационную структуру;
4) обладает самостоятельными правами и обязанностями;
5) осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности;
6) обладает автономной волей.
Относительно шестого признака – обладание автономной волей – не все юристы-международники с этим согласны. Вместе с тем большинство отечественных и зарубеж-ных юристов считает, что межгосударственные организации обладают автономной волей. В частности, об этом почти сорок лет назад писал С.А.Малинин: «Без собственной воли, без наличия определенного комплекса прав и обязанностей международная организация не могла бы функционировать нормально и выполнять возложенные на нее функции».
Анализ учредительных документов СНГ позволяет утверждать, что Содружество обладает всеми перечисленными признаками международной межгосударственной орга-низации. Оно создано самостоятельными субъектами международного права – государст-вами: основано на принципе суверенного равенства государств; в Уставе зафиксированы устойчивые функции Содружества, его цели и сферы совместной деятельности госу-дарств-членов; Содружество имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, меж-правительственных и межведомственных институтов; обладает автономной волей. 
СНГ является региональной международной организацией в смысле ст. 52 Устава ООН. Данная статья устанавливает, что региональные международные организации соз-даются «для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий». Та-кие организации обязаны добиваться мирного разрешения споров до их передачи в Совет Безопасности ООН.
В документах СНГ, его практической деятельности много внимания уделяется во-просам обеспечения мира и безопасности в рамках Содружества. Поэтому вполне право-мерно считать СНГ региональной международной организацией в смысле ст. 52 Устава ООН.
Следует отметить, что в дипломатических кругах России Содружество Независи-мых Государств с момента его образования считали региональной международной орга-низацией. В обнародованной в январе 1993 г. Концепции внешней политики Российской Федерации одной из целей ставилось: «Добиваться совершенствования и расширения до-говорно-правовой основы Содружества как региональной международной организа-ции...».
В Заявлении Совета глав государств Содружества о проведении операции по под-держанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта, принятом 15 апреля 1994 г., дан-ная операция была охарактеризована как соответствующая главе VIII  Устава ООН.
В Концепции предотвращения и урегулирования конфликтов на территории госу-дарств – участников Содружества Независимых Государств от 19 января 1996 г. сказано: «Содружество Независимых Государств как региональная организация предпринимает необходимые шаги в целях урегулирования конфликтов на территории государств – уча-стников Содружества Независимых Государств в соответствии с главой VIII Устава ООН… В своей деятельности по урегулированию конфликтов, осуществляемой в соответствии с главой VIII Устава ООН, Содружество Независимых Государств тесно взаимодействует с другими международными организациями, прежде всего – с ООН и ОБСЕ».
В соответствии с решением Совета глав государств, состоявшегося в декабре 1993 г., Россия внесла в ООН предложение о предоставлении СНГ как международной регио-нальной организации статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Такой статус оно получило в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 48/237.  По-добным статусом обладают и другие региональные международные организации, в част-ности Европейский Союз, Лига арабских государств, Организация американских госу-дарств.
Выступая на заседании Совета глав государств СНГ 30 ноября 2001 г., Президент России В.В.Путин сказал: «СНГ состоялась как крупнейшая международная региональная организация. Организация, чьи функции – а среди них определяющими являются: объе-динительная, координирующая и стабилизирующая – уже очевидны».
Относительно международной правосубъектности СНГ есть консультативное за-ключение Экономического суда Содружества, в котором Суд однозначно высказался за то, что СНГ является субъектом международного права в силу того, что Содружество реально существует и является участником международных отношений.
В Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, ут-вержденной Советом глав государств 5 октября 2007 года в Душанбе, в разделе «Общие положения» в п. 1.1 записано: «Содружество Независимых Государств – это форма со-трудничества равноправных независимых государств, признанная международным со-обществом региональная межгосударственная организация».
Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что Содружество Неза-висимых Государств является региональной межгосударственной организацией.
На наш взгляд, данное положение следует закрепить в Уставе СНГ. В статье 1 Уста-ва в части 3 после слов: «Содружество не является государством и не обладает надгосу-дарственными полномочиями» следует записать: «Содружество Независимых Государств является региональной межгосударственной организацией, которая устанавливает отно-шения с государствами и международными организациями и заключает с ними между-народные договоры».

Если не будет проводиться регулярная чистка ноутбуков от пыли, то со временем температура внутри будет только повышаться, что значительно сократит срок жизни ноутбука. Более подробную информацию смотрите на сайте http://www.iskraservice.ru


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика