Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

НИКОЛАС РОБИНСОН:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В ЭПОХУ АНТРОПОЦЕНА

Интервью с профессором Юридической школы им. Элизабет Хауб Университета Пейса (США, Нью-Йорк).


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Особенности криминалистической характеристики преступлений в сфере нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Научные статьи
14.09.10 14:17

вернуться

  
ЕврАзЮж № 8 (27) 2010
Криминалистика
Гайнельзянова В.Р.
Особенности криминалистической характеристики преступлений в сфере нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
В статье рассмотрены дискуссионные вопросы криминалистической характеристики преступлений в сфере нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
                                                                                                                                                                           
    Характеристика представляет собой описание характерных, отличительных качеств, черт какого-либо существующего в действительности объекта в целом или каких-то его частей.

      По мнению В.А. Возгрина: «Криминалистическая характеристика преступлений – это система обобщенных фактических данных и основанных на них научных выводов и рекомендаций, знание которых необходимо следователям и дознавателям для организации и осуществления их всестороннего, полного, объективного и быстрого раскрытия и расследования, организации деятельности следователя».

     Несмотря на имеющиеся различия в подходах к пониманию криминалистической характеристики преступлений, большинство ученых рассматривают ее как один из начальных элементов методик расследования преступлений.

    По мнению В.Ф Ермоловича: «Криминалистическая характеристика конкретного преступления принимает свой окончательный вид к моменту завершения предварительного расследования. При этом выступает в качестве информационной базы, поскольку служит  основанием для построения моделей криминалистических характеристик более высокой степени общности.

     Итак, собственно криминалистическая характеристика – это система данных, отражающая состав преступления, его элементы и признаки, а также предмет доказывания по уголовному делу с криминалистической стороны, то есть с точки зрения возможностей использования этих данных для раскрытия, расследования, предупреждения, а в перспективе и судебного разбирательства совершенного преступления.

      В числе основных элементов, раскрываемых в криминалистической характеристике преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, с учетом специфики их механизма следует выделить подсистемы типовых сведений:
- сведения о способах совершения рассматриваемых преступлений, способах их сокрытия, а также приемах иного противодействия расследованию;
- о личности лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления, а также особенностях их преступного поведения;
- о личности потерпевших, особенностях их поведения до, во время и после совершаемого дорожно-транспортного происшествия;
- о пространственно-временных и иных окружающих условиях (обстановке) совершения дорожно-транспортных преступлений;
- о причинах дорожно-транспортных преступлений и их влиянии на механизм такого рода событий.

        Некоторые ученые, занимающиеся исследованием проблем расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, к элементам их криминалистической характеристики относят также дорожную обстановку и определяемые ей исходные следственные ситуации, а так же наступившие последствия . Однако данный подход представляется не совсем оправданным, так как происходит явное смешение криминалистической характеристики и учения о следственных ситуациях, являющегося разделом криминалистической тактики.

    Особо следует обратить внимание на выделение в качестве элемента криминалистической характеристики преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, сведений о противодействии предстоящему или проводящемуся расследованию по рассматриваемой категории дел. В криминалистической литературе последних лет научная идея, согласно которой в рамках механизма преступной деятельности указывается способ противодействия предстоящему расследованию, отражалась в криминалистической литературе неоднократно . Применительно к механизму преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, как неосторожных деяний, реализация различных приемов сокрытия следов преступления или иного противодействия предстоящему расследованию не является его составным элементом.

    Итак, по рассматриваемой категории преступлений приемы противодействия расследованию, реализуемые преступником или иными связанными с ним лицами, не являются элементом механизма преступного деяния, осуществляются во всех случаях уже после его осуществления.

      Способ преступления, являясь центральным элементом его криминалистической характеристики, относится к числу объектов, исследуемых целым рядом наук: уголовным правом, уголовным процессом, криминалистикой, криминологией, судебной психологией и др. Каждая из них исследует способ преступления в своем аспекте, обусловленном задачами конкретной науки . Важность изучения криминалистического аспекта и включение способа преступления в предмет исследования криминалистики признаны по существу всеми авторами в дореволюционной, советской и российской криминалистической литературе . Однако, до сих пор в криминалистике отсутствует единый взгляд на это понятие, по разному трактуется его содержание3. Отметим, что наиболее обоснованным представляется определение способа преступления, предложенного Г.Г. Зуйковым: «способ преступления представляет собой систему объединенных единым замыслом действий преступника (преступников) по подготовке, совершению и сокрытию преступления, детерминированных объективными и субъективными факторами, действий, сопряженных с использований соответствующих орудий и средств» . Именно в таком определении данное понятие будет использоваться в статье.

     По сей день не решен и вопрос о существовании способа у преступлений, совершаемых по неосторожности, к числу которых относится нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Например, В.Г. Танасевич  и Э.Д. Куранова  отрицают наличие способов у преступлений, совершаемых по неосторожности. В.В Агафонов и А.Г. Филиппов особо отмечают, что «поскольку преступления данной категории (дорожно-транспортные преступления) совершаются неумышленно, в их типовой криминалистической характеристике отсутствуют такие элементы, как непосредственный предмет преступного посягательства и способы совершения преступлений».

     Другие ученые-криминалисты считают, что способ преступления является объективной действительностью, входит в объективную строну состава преступления независимо от того, является ли преступление умышленным или неосторожным, выражается ли оно действием или бездействием. Так, В.Н. Кудрявцев отмечает что «способ - объективная характеристика действия, не зависящая от того, с какой формой вины оно совершается. Поэтому тот или иной способ совершения преступления присущ всем преступлениям, как умышленным, так и неосторожным»  . Вместе с тем, некоторые авторы делают оговорку, о том, что «способ их совершения является не главным элементом их криминалистической характеристики. В основном это является следствием не яркой выраженности способа во вне, стертостью его картины».

    Однако, указывая на наличие способа совершения у неосторожных преступлений, ряд ученых-криминалистов отмечают особенности его структуры. Так, Г.Г. Зуйков, признавая трехчленную структуру способа совершения преступления (действия по подготовке, совершению и сокрытию), указывает, что способ у преступлений, совершенных по неосторожности, является неполноструктурным. «Основную группу преступлений, требующих для их раскрытия и установления виновных выявления и исследования способов их сокрытия, составляют преступления, совершенные по неосторожности. В способ совершения этих преступлений действия по сокрытию вообще не могут входить. Преступление не может быть признано неосторожным, если до или во время его совершения производились подготовительные действия или действия по сокрытию».

     На указанную особенность обращает внимание и Н.П. Яблоков, отмечая, что для структуры способа неосторожных преступлений характерно отсутствие подготовительного этапа. Правда, способ совершения неосторожных преступлений может иногда включать в себя и своеобразную подготовку к ним. Объясняется это тем, что способ совершения преступления является объективной характеристикой поведения преступника, которое бывает весьма сложным и многоплановым, состоящим из целого комплекса поступков, в том числе и предшествующих и в определенной мере способствующих наступлению (возможности наступления) указанных в уголовном законе вредных последствий. Действия по сокрытию совершенного неосторожного преступления (если они осуществляются) составляют самостоятельный элемент в поведении преступника. Таким образом, способ совершения неосторожного преступления обычно характеризует лишь волевое поведение преступника в момент самого события преступления.

     С учетом изложенного, представляется целесообразным определить способ преступлений в сфере нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, как детерминированную комплексом сложных объективных и субъективных факторов систему действий (бездействий) лица в связи с нарушением им правил дорожного движения, повлекшую по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, либо смерть человека.

сайт для воспитателей, вся подробная информация на сайте http://planetadetstva.net


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика