Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Закономерности оформления западной модели государственности и российская правовая история
Научные статьи
13.10.10 11:18

вернуться

  
ЕврАзЮж № 9 (28) 2010
История государства и права
Габитов М.Р.
Закономерности оформления западной модели государственности и российская правовая история
На основе исторических и современных правовых примеров в статье показаны исторические российские «особенности» - это «условия», которые ставит государственная власть. Так в 1861 году были поставлены «условия» выкупа земли для получения крестьянином гражданского равенства. Так и в 2002 году установлен обязательный минимальный размер площади земельного участка в пределах одного административно-территориального образования.
                                                                                                                                                                           
К XVII веку в странах Западной Европы и обеих Америк оформились закономерности западной государственности и их основные правовые принципы: право частной собственности на землю, равноправие всех граждан, представительный орган власти, единая система суда и судопроизводства.
Работа Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» соотносится с историей государствообразования на Западе. Взяв этот материал как образец для сравнения, обратимся к истории России и теории, объясняющей образование государства на Востоке, поскольку Россию также относят к восточному типу государства.
Государствообразование на Востоке объясняет потестарная теория. Суть ее в следующем:
1. В любой период истории всегда существовало три или четыре цивилизации. Причем более ранние цивилизации сложились на Востоке, и исторически государство возникает на Востоке значительно раньше, чем на европейском континенте.
Различие между моделями государств в том, что в основе процесса образования и становления государственной власти лежит соотношение между властью и собственностью. Каждой модели соответствует своя «формула», на основе которой протекает процесс. Образно говоря, «восточной» модели соответствует формула «Я властвую, потому и обладаю собственностью», «европейской» – противоположная по смыслу – «Я обладаю собственностью, потому и властвую».
2. Кроме того, власть верховного правителя становится сакральной, то есть ему приписываются божественные качества, и его обожествляют при жизни. Следовательно, помимо главы государства он является и религиозным символом.
Разовьем эту теорию и укажем на незамеченную, но ключевую составляющую – помимо сакрализации религия на Востоке больше чем религия, это культура, образ жизни, мировоззрение, она охватывает и пропитывает всю жизнь от рождения до смерти и объясняет смысл человеческого существования. Как пример можно привести индийскую систему правил поведения, жизненных установок и социальной структуры общества.
«Наиболее существенным принципом индивидуальной и общинной жизни большинства индийцев является «дхарма» – термин, который, как согласны эксперты, является непереводимым, но который по существу, конечно, не является правовым в западном смысле. Понятие «дхармы» появилось в племенном сообществе Ариев в самом начале современной индийской цивилизации, то есть около 2000 г. до н. э. Племя передавало политическую власть королю (raja), а духовное руководство – жрецу (brahman). К концу периода Ригведы (1500–900 гг. до н. э.) установилось деление общества на четыре касты в соответствии с четырьмя варнами, представлявшими собой четыре класса общества, а именно – жрецов (брахманы), воинов (кшатрии), крестьян (вайшья) и крепостных (шудра). Концепция «рта» (rta), или универсального космического порядка, означала структуру, которая была имманентна, вечна и независима от какой-либо другой силы. Дхарма являлась тем, что поддерживало или сохраняло этот порядок. «Рта» охраняло природное окружение человека и структурировало беспорядочные явления в определенную форму регулярности. Боги давали пример дхармы для поддержания того, что существовало в упорядоченном состоянии (рта). Преследовалась цель, чтобы человек осознал необходимость активного, хотя и упорядоченного образа жизни.
В священных книгах Вед (1500–900 гг. до н. э.) дается понимание дхармы как комплекса действий, поведения, наставлений и регуляционных принципов, которые должны применяться в различных экзистенциальных ситуациях. Таким образом, дхарма содержит три аспекта: во-первых, выражение наиболее активных качеств природы; во-вторых, выражение природных и человеческих феноменов; в-третьих, выражение как абстрактных, так и конкретных отношений чистого знания и человеческих дел.
Именно внутри всеохватывающей функции дхармы действовал принцип кармы (означавший действия или поступки). Карма является принципом, устанавливающим причинную связь между поступком человека и наградой или страданием в земной или будущей жизни как последствием этого поступка. Конечной целью души является «мокша», или высвобождение из цикла жизни, смерти и нового рождения. Карма, поддержанная дхармой, ведет к мокше. Хорошая карма состоит в выполнении человеком своего долга.
Принцип дхармы получил дальнейшую разработку и интерпретацию в индийском праве и продолжает влиять на личные отношения индуистов в сегодняшней Индии, составляющих около 80 % всего населения страны».
То же применительно и к китайской цивилизации.
«Самым существенным принципом китайской жизни является «ли», а не право. Возникновение «ли» относится к 350-летнему периоду, начавшемуся в первые годы западной династии Чжоу (1122 г. до н. э.), и далее развивается в Книге Истории (Шу Чин), Книге Поэзии (Ши Чин, 122–600 гг. до н. э.) и Анналах Весны и осени (Дзао Чуан, 770–464 гг. до н. э.). Принцип «ли» получил свое полное развитие в литературных сборниках (Лунь Ю) Конфуция (551–479 гг. до н. э.). Далее он разрабатывался в работах его учеников и последователей в период враждующих государств (463–222 гг. до н. э.) и был обобщен в Книге Ли (Ли Чи) в первый период младшей династии Хан (206 г. до н. э. – 8 г. н. э.).
Книга Ли (Ли Чи) дает развернутое изложение принципа «ли». В ней содержится 3300 правил поведения, конкретизируемых в обычаях, привычках и церемониях. Они предназначены для поддержания всеобщей социальной гармонии в соответствии с достойным образом жизни.
Невыполнение долга в соответствии с принципом «ли» ведет к социально согласованным санкциям или моральному поучению, включая предупреждение и наказание, с тем, чтобы обеспечивать должное поведение в будущем. Аналогичные меры принимаются также и по отношению к непреступным действиям, когда используются саморегулирующиеся процедуры «ли», и предпочтение отдается предотвращению тяжб, а не обращению к закону».
К восточным государствам относятся и мусульманские страны. И ислам – третья мировая религия – также больше чем религия. Ее оформление началось с написания устава основателем ислама пророком Мухаммедом для возникшей мусульманской общины – «уммы» в Медине в 622 г. Устав стал регламентировать все стороны жизни – духовную, правовую, хозяйственную, семейную. Согласно этому уставу все верующие больше не разделялись между собой на роды, племена, национальности, кланы, а составили единый и нераздельный народ.
Пророк Мухаммед не только положил начало новой религии, но в течение своей жизни создал новое теократическое государство с центром в Медине. После его смерти войска мусульман продолжали захватывать новые территории: сначала окраины Аравийского полуострова, затем территорию современной Сирии, Ирака, Средней Азии, половину Индии, Египет, всю северную часть Африки и Испанию. Таким образом, возникло государство, представляющее собой огромную мусульманскую общину. Ее устройство до сих пор основывается на провозглашенных Мухаммедом принципах, благодаря которым новая религия стала вероисповеданием, личным делом и образом жизни каждого верующего. Эти принципы были закреплены в священной книге мусульман – Коране.
Коран является основой мусульманского права, законодательства – шариата и фикха, в котором регламентированы все сферы жизнедеятельности мусульман: начиная от личных, семейных взаимоотношений и заканчивая внешней политикой государства.
Шариат означает всю совокупность исламских законов, ниспосланных Откровением Пророку Мухаммеду и записанных в Коране, а также выводимых из Божественного руководимого жизненного пути Пророка, который называется  сунна.
Фикх буквально означает верное понимание того, в чем состоит намерение (верное понимание сути намерения). В практическом контексте фикх означает науку выведения исламских норм, фатв, из тех основ, которые находятся в главных источниках исламского права – Коране и сунне. Поэтому в наиболее широком смысле слова оно также означает всю совокупность исламских норм, выведенных подобным образом.
Шариат является раз и навсегда установленным и неизменным, а фикх изменяется сообразно обстоятельствам, к которым он применяется.
Как видим, в основу образования государства легла религия, а вера, правовой порядок и источники права образуют неразрывное целое, причем вера является первопричиной, а правовой порядок – дополнением к религиозной вере.
Рассмотрим российскую историю. Начнем с религии. Официальная религия в России – это не восточные религии, а западное христианство, принятое в X веке, пацифистская религия, проповедующая две составляющие: любовь к Богу и любовь и сострадание к ближнему. Первые две главные заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим», «возлюби ближнего твоего, как самого себя». При этом христианство не подвергает сомнению и безоговорочно признает социальное неравенство и рабство. Например, десятая заповедь «Закона Божьего»: «Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего елика суть ближнего твоего».
Русская правовая история начинается также с X века. Первый русский закон «Русская правда» в двух статьях упоминает  христианскую церковь, а в основном закрепляет социальное неравенство. И вся правовая история России, начиная с первых законов X века, направлена на закрепление социального неравенства и юридического бесправия основной массы населения. Причем религия в этом закреплении принимает самое активное участие. Например, сельское феодально-зависимое население до XIV века именовалось смердами, людьми, сиротами. С конца XIV века распространяется новое название – крестьяне (от «христиане» – в противопоставление нехристианам, иноверцам). В законодательстве XV века этот термин входит в обиход (и сохраняется до настоящего времени). Основная статья 57 о закрепощении – «О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ   А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да поидет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да и поидет прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а поидет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит».
В последующем законодательстве – Соборном уложении 1649 г. – сделки и документы о холопах и крестьянах скреплялись печатью – крепостью (ст. 31 Главы XX «Суд о холопах»), отсюда термин – крепостное право.
В 1861 году крепостное право было отменено, но с российскими условиями: крестьяне два года должны были исполнять крепостные повинности; землю, бывшую помещичьей собственностью и которую они обрабатывали, крестьяне должны были выкупать, внося 49 лет выкупные платежи, только после этого земля станет собственностью в соответствии с западной юридической конструкцией.
Выкупные платежи были отменены с 1905 года, и тогда же был создан российский представительный орган – Государственная Дума, просуществовавшая до 1917 года. За это время она созывалась 4 раза, из которых только одна (!) (дума III созыва 1907–1912 гг.) проработала полный пятилетний срок.
К крепостному периоду можно отнести и советский период 1917–1990 гг. Правовая история Советской России начинается с Декрета о земле, провозгласившего положение, впоследствии ставшее конституционным принципом, – «Право частной собственности на землю отменяется». Конституция СССР 1936 года закрепила общественный строй: «Глава I. Общественное устройство, статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.
Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь – согласно уставу сельскохозяйственной артели».
Дополняет «общественное устройство» постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 года «О запрещении исключения колхозников из колхозов».
Эти законы, то же постановление СНК и ЦК ВКП(б) так и не были отменены вплоть до распада СССР в 1991 году. Его правопреемником стала Российская Федерация, которая в 1990 году в Законе «О земельной реформе»  провозгласила частную собственность на землю, а затем в Конституции 1993 года закрепила принципы западной модели государственности:
– право частной собственности на землю (ст. 9, 36);
– осуществление государственной власти представительным органом (ст. 11) – Федеральным Собранием и Государственной думой;
– равенство перед законом и судом (ст. 19).
Однако российский «вариант» истории и «вариант» истории СССР продолжается. В «развитие» конституционных положений в 2002 году принят Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который установил в ст. 4 «предельные размеры и требования к местоположению земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения».
«Установленный законом субъекта Российской Федерации максимальный размер общей площади таких земельных участков сельскохозяйственных угодий не может быть менее чем 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования на момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков», то есть согласно этой статье земля административно-территориального образования должна находиться в собственности только 10 собственников, не больше! Говоря другими словами, российское «правовое» государство обязывает сконцентрировать землю в руках немногих, сделать то, с чем боролись еще братья Гракх в Древнем Риме в 120 году до н. э.
Даже сравнение небольших исторических обзоров показывает, что в российской истории нет длительной, устоявшейся юридической конструкции, на которой основана западная цивилизация, состоящая из права частной собственности на землю, представительной формы правления, равноправия граждан, единой системы суда и судопроизводства, берущих начало с «Законов XII таблиц» 450 г. до н. э., принятых задолго до всепрощающего, сердобольного христианства, либо еще более длительной тысячелетней истории духовных ценностей и мировоззрения Востока.
История показывает, что в России было принято христианство, которое зародилось на западе, а «самобытная» российская жизнь взяла за основу не западную частную собственность, а возвела в закон христианское социальное неравенство. В настоящее время Россия приняла западную модель государственности, но, глядя на российскую историю и современность, видно, что условия и есть основная «самостоятельная» черта российской истории и правовой действительности. Предоставляя земельную собственность и свободу, государство сразу же создает ряд условий, ограничений и оговорок, при которых собственностью и свободой нельзя воспользоваться и которые сводят на нет общие принципы.
Формулировка закономерностей становления западной модели государственности и исторических правовых принципов позволяет: а) критически соотнести их с теориями образования и становления современной российской государственности; б) самое главное, сравнить их с российской исторической и современной правовой действительностью.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика