Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер



вернуться


 
ЕврАзЮж № 9 (28) 2010
Уголовное право
Канатов Т.К.
Некоторые вопросы охраны и защиты субъективных авторских прав авторов и иных правообладателей
Данная статья посвящена охране и защите субъективного авторского права авторов и иных правообладателей. Рассматриваются наиболее часто встречаемые на практике нарушения, а также проблемы, которые возникают при защите прав авторов и иных правообладателей, дается решение этих вопросов и рекомендации.
                                                                                                                                                                           
Охрана и защита авторских прав является важной задачей любого демократически развитого государства. С момента обретения Республикой Казахстан независимости был взят курс на построение демократического, светского и правового государства, основной ценностью которого является человек, его права и свободы.
По мнению А.В.Остапенко,  с которым соглашаются многие, причинами неразвитости института охраны и защиты авторского права можно назвать: нигилизм; низкий уровень развития экономики в государстве; несовершенство нормативно-правовых актов.
Авторское право пронизано многими специфичными вопросами, которые на практике разрешаются неоднозначно в силу сложности правоприменения. Необходимо рассмотреть с теоретической точки зрения наиболее часто встречаемые трудности применения законодательства авторского права, среди которых можно отметить следующие.
1. Самым спорным является вопрос, должны ли привлекаться к ответственности производители техники, оборудования, если «они знают или подозревают», что правовая охрана должна отражать разумный баланс между интересами авторов и индустрии.
Интересным является отнесение техники к взятому или несанкционированному направлению по методу «Они знают или подозревают». Как это можно определить? Здесь необходимо ставить вопрос по-другому: какова главная цель техники, в чём её предназначение? – и, исходя из этого, решать вопрос об ответственности. Если техника предполагает изначально нарушение авторских прав, то, конечно, необходимо привлекать к ответственности лицо, которое использовало данную технику.
2. Следующая проблема – касательно пункта 3 ст. 15 Закона «Об авторских и смежных правах» от 10 июля 1996 года, которым установлено «право на неприкосновенность произведения». К понятию «неприкосновенность» Закон отнёс название; то есть название пьесы, музыкального произведения и т. п. имеет право менять (изменять) только автор. Отнесение законодателем под действие «права на неприкосновенность» названия кажется не совсем правильным. Получается, что название нельзя поменять без согласия автора, а всё остальное (т. е. аранжировать, урезать и дополнить) можно. Мы полагаем, что данную норму Закона необходимо конкретизировать в части того, что все вышеперечисленные правоотношения могут производиться только автором или с его согласия.
При этом п. 4 статьи 15 Закона установлено, что эти «права неотчуждаемы», т. е. права на то, чтобы вносить изменения, переделывать произведения, ни у наследников, ни у других лиц нет. Только автор может дать согласие на изменение наименования созданного им произведения или его переделку. И если согласно Закону авторское право на произведение (п. 1) действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, то указанное выше неимущественное, так называемое «моральное», право после смерти автора ни к кому не переходит. Эта же норма Закона запрещает какие-либо вмешательства в авторский текст, в наименование произведения. Закон в п. 2 ст. 28 установил, что это требование действует вечно.
Законодатель не учёл некоторые особенности объектов авторского права, это касается п. 2 ст. 28. В музыкальной индустрии мы видим повсеместные  аранжировки, ролики и т. д., но ведь эти «хиты», согласно этому Закону, не должны переделываться. Авторы этих произведений известны, но срок жизни их истёк. Через 70 лет по Закону произведения переходят в народное достояние.
И таких примеров много. Взять хотя бы театр. Каждый день ставятся спектакли по мотивам произведений Н.Гоголя, А.Островского и т. д., и имеется много фактов изменения названий этих произведений, дописки текстов, переделок, что нарушает авторское право. Но что можно поделать с этим, ведь эти произведения ещё в далёком 1918 году «национализированы» Советским правительством, и вряд ли можно сейчас найти наследников авторов. Эта проблема актуальна сейчас как никогда. Существует народная пословица: «Всё то новое, что хорошо забытое старое». Мы предлагаем решить эту проблему следующим образом. Необходимо законодательно закрепить норму о произведениях, у которых закончился срок охраны, нет наследников: передавать их на охрану «бессрочно» в уполномоченный государственный орган, Комитет по правам интеллектуальной собственности, и ввести ответственность за нарушение личных неимущественных прав авторов. Это даст положительные результаты, ведь известен постулат: где нет контроля, там царит хаос.
3. Право на отзыв также неоднозначно применяется на практике. Данное право реализуется при одном нюансе Закона: необходимо возместить убытки (реальные потери и упущенную выгоду). Автор не обязан обосновывать свое решение об отзыве произведения – это его право. Если в результате обращения экземпляры произведений могут оказаться не у обладателя исключительных прав, а у конечного потребителя (например, при продаже музыкального диска покупателю – конечному потребителю), то здесь право на отзыв равно нулю. В законодательстве Республики Казахстан отсутствуют нормы касательно изъятия правомерного приобретенного в собственность имущества, кроме национализации, реквизиции, конфискации, изъятия земельных участков для государственных нужд. Право автора на отзыв произведения некоторые исследователи считают «мертвым правом». Это связано с определением в законодательстве понятия «экземпляр произведения». Под экземпляром понимается копия произведения в любой материальной форме. Применительно к произведениям, размещенным в Интернете, материальной формой их выражения может быть исключительно соответствующее компьютерное оборудование – ЭВМ, в памяти которого записано произведение. При получении доступа к Интернет-странице с произведением автора пользователи (в силу специфики действия Интернета) обязательно записывают через сеть произведение в память своего компьютера. Компьютер каждого пользователя Интернета, просмотревшего у себя на экране соответствующее произведение, превращается в его материальный носитель и, формально представляя собой экземпляр произведения автора, при реализации автором его права на отзыв может быть изъят. При желании автор вправе изъять у третьего лица, посетившего его Интернет-страницу, компьютер с записанным на нем произведением с условием компенсации владельцу компьютера всех возникших у него убытков. Такая возможность является следствием отсутствия в Законе об авторском праве разграничения между терминами «экземпляр произведения» и «экземпляр произведения в цифровой (электронной форме)».  Бернская конвенция право на отзыв не признает, не было аналогичных положений и в ранее действовавших гражданских кодексах союзных республик.  Более того, такое право вообще не допускалось, поскольку устанавливалось, что согласие автора, данное при заключении авторского договора, не может быть отозвано в одностороннем порядке. Поскольку речь идет о договоре на обнародование произведения, никакого отзыва произведений гражданское законодательство не допускало.  По мнению В.Л.Вольфсона, право требовать отзыва произведения, по сути дела, есть особый способ защиты гражданских прав, позволяющий автору изъять из оборота произведение, которое, с его точки зрения, является порочащим или неприемлемым по отношению к его личностной или гражданской репутации.
4. Право на опубликование трактуется в теории авторского права не едино, в связи с этим возникают проблемы при применении его на практике. Вообще под правом на опубликование произведения понимают возможность выпуска в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. Проблема состоит в том, кого можно считать публикой, а кого нет. Демонстрация произведения в местах или помещениях, куда каждый имеет доступ, является опубликованием независимо от числа присутствующих при этом людей. Это правило действует и при оплате за вход. И даже в случаях, когда доступ для публики ограничивается, т. е. разрешен только особым группам лиц, например, только женщинам, мужчинам, пенсионерам, чиновникам, демонстрация считается публичной, если все члены этой группы имеют право на вход.  Автор, давая согласие на опубликование своего произведения, тем самым автоматически дает согласие и на воспроизведение. Если автор соглашается на выпуск экземпляров произведения в обращение, он санкционирует распространение произведений.
    Не считается опубликованием произведения:
1) ознакомление с произведением узким кругом лиц (родственники, друзья);
2) информация о произведении путем аннотации, автореферата диссертации, показа рекламного ролика о фильме и т. д. Но использованные в этих материалах отрывки из произведений должны признаваться опубликованными.
5. Право на обнародование произведения (выпуск в свет) является нормой, которая не доведена до логического конца. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 977 ГК РК и пп. 4 п. 1 ст. 14 Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» автору принадлежит право на открытие доступа к произведению неопределенному кругу лиц (право на обнародование).
    Право на обнародование реализуется только раз, после этого произведение переходит в другой правовой статус.
    Право на обнародование включает в себя:
1) право определения окончательного вида, в котором будет опубликовано произведение;
    2) право определения способа, которым в первый раз будет открыт доступ неопределенному кругу лиц к произведению.
По мнению М.Телюкиной, «право на обнародование произведения» можно считать и имущественным. 
Бернская конвенция не содержит права на обнародование, однако при ее пересмотре в 1928 году предлагалось ввести аналогичное право. Предполагалось, что право на разглашение произведения позволило бы защитить интересы автора, поскольку никто иной не имел права обнародовать произведения без согласия автора даже по решению суда, например для покрытия долгов или по иным причинам и в интересах других лиц. Однако предложение включить право на разглашение в Конвенцию не нашло поддержки и на более поздних конференциях по пересмотру не обсуждалось.
Считаем, что для усиления прав авторов и их защиты необходимо внести в законодательство Республики Казахстан право на разглашение произведения, это позволит в дальнейшем избежать коллизий в данных правоотношениях.
    Американская доктрина право на обнародование именует «первой продажей». Идея состоит в том, чтобы дать создателю произведения право выбора формы для первого опубликования.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика