Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Процесс развития законодательства Вьетнама об иностранных инвестициях
Научные статьи
13.12.10 16:47

вернуться

 
ЕврАзЮж № 11 (30) 2010
Право зарубежных государств
Фам Тхи Тхань Хуэн
Процесс развития законодательства Вьетнама об иностранных инвестициях
В статье рассматриваются особенности законодательства Вьетнама об иностранных инвестициях на протяжении более тридцати лет (с момента принятия первого нормативного акта об иностранных инвестициях до настоящего времени).


    В процессе правового регулирования иностранных инвестиций во Вьетнаме можно выявить три этапа.

     Первый этап охватывает период с 1977 по 1987 г.

     Первым нормативным актом, допустившим во Вьетнам иностранный капитал, является Постановление Совета Министров № 115/CP от 18 апреля 1977 г.  «Об утверждении Положения об иностранных инвестициях в Социалистической Республике Вьетнам»  (далее – Положение).

    В Положении были предусмотрены определение «иностранный инвестор»; понятие и формы инвестиций; инвестиционные сферы; срок инвестиций; налоги, применяемые в отношении иностранных инвестиций; процедура выдачи Инвестиционного Сертификата (ИС); ликвидация предприятия с иностранным капиталом; разрешение споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиционной деятельности.

     Положение предусматривало три формы осуществления иностранных капиталовложений: а) участие в соглашениях о разделе продукции;  б) создание смешанных предприятий (с ограничением доли иностранного инвестора до 49 % уставного капитала предприятия); в) учреждение частных предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам (предприятия с 100 % иностранным капиталом могли быть созданы только в секторе производства товаров, предназначенных для экспорта).

     Хотя Положение действовало в течение 10-ти лет, оно не имело практического значения. Ни одного ИС не было выдано в соответствии с Положением. Это было вызвано многими причинами (как субъективными, так и объективными). Важнейшими из них, по мнению автора, можно назвать следующие.

     Во-первых, законодатель еще не сформировал четкого представления ни о самом предмете регулирования, ни о методах регулирования инвестирования. В Положении недостаточно точно определено понятие инвестора.  Отсутствовал перечень «национальных инвесторов», с которыми иностранные инвесторы могут сотрудничать. Такая нечеткость Положения не способствовала становлению рынка инвестиций, особенно когда частная собственность во Вьетнаме еще не была признана государством. Больше в этот период ни одного нормативного акта, регулирующего иностранные инвестиции, принято не было.

      Во-вторых, нерешенным вопросом остался вопрос о конфискации и национализации имущества иностранных инвесторов. В Положении нет ответа на вопрос о гарантиях при национализации (ст. 10). Отсутствие в Положении гарантий инвестиции не позволило, по мнению автора, полно и правильно сформулировать правовую защиту прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиции во Вьетнаме.

      Большими препятствиями для иностранных инвесторов были короткий срок для реализации инвестиционного проекта (от 10 до 15 лет) и высокие налоговые ставки. Подоходные налоги, применяемые в отношении иностранных инвестиций, предусматривались в трех размерах: 30 %, 40 % и 50 %. При этом подоходные налоги со ставкой в размере 30 % были установлены в отношении отраслей производства товаров, предназначенных для экспорта; ставка 40 % применялась в отношении таких отраслей экономики, которым требуется новейший технический уровень; ставка 50 % – в отношении иных отраслей экономики. Кроме того, в статье 11.2 Положения была предусмотрена возможность снижения или освобождения от налога на импорт технических средств и предметов, импортируемых для оборудования смешанного предприятия. Не способствовала инвестициям низкая доля иностранного участника в уставном капитале совместных предприятий (до 49 %).

       В-третьих, серьезным препятствием на пути инвестиций была строго разрешительная и неясная процедура допуска иностранного капитала. Иностранный инвестор должен был получить от государственного органа лицензию на осуществление инвестиций во Вьетнаме. На Министерство Внешней Торговли возлагалась обязанность принимать инвестиционное досье и ответственность за выдачу лицензии иностранным инвесторам. Однако Положение не предусматривало критериев и процедуры проведения государственной экспертизы с целью выдачи лицензии (ст. 17 и 19).

    В-четвертых, проблемы ликвидации и разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением
инвестиционной деятельности, были упомянуты в Положении. Однако они формулировались в самом общем смысле.

      Отсутствие подзаконных актов, направленных на реализацию Положения, и неблагоприятные политические обстоятельства в связи с войной с Китаем  1979 г. и наложением эмбарго на экономические связи с Вьетнамом со стороны США с 1975 г. также являлись важной причиной неэффективности Положения.

     Второй этап охватывает период с 1988 по 2005 г.
Данный этап начинается с принятия закона от 29 декабря 1987 г. «Об иностранных инвестициях во Вьетнаме»  (далее – Закон 1987 г.). В Закон 1987 г. были дважды внесены изменения и дополнения (в 1990 г. и 1992 г.).

     Во исполнение закона 5 сентября 1988 г было принято Постановление Совета Министров № 139/HDBT «О применении закона об иностранных инвестициях во Вьетнаме»  (далее – Постановление № 139/HDBT).

     Закон 1987 г. действовал в течение 10 лет и был заменен новым законом «Об иностранных инвестициях во Вьетнаме»  от 12 ноября 1996 г. (далее – Закон 1996 г.). В Закон 1996 г. также были внесены изменения Законом № 18/2000/QH10 от 9 июня 2000 г.

    В процессе применения Закона 1996 г. были приняты Постановление Правительства № 12/CP от 18 февраля 1997 г. «О применении Закона «Об иностранных инвестициях во Вьетнаме»»  (далее – Постановление № 12) и Постановление Правительства № 62/1998/ND-CP от 15 августа 1998 г. «Об установлении Положения об осуществлении инвестиций посредством заключения контрактов «строительство – управление – передача», «строительство – передача – управление» и «строительство – передача»».

    Анализируя данный этап развития законодательства об иностранных инвестициях, можно назвать следующие его особенности.

      Первая. Параллельно существовали две системы нормативных актов, регулирующих иностранные и национальные инвестиционные отношения. Наряду с законами об иностранных инвестициях на данном этапе действовали законы и подзаконные нормативные акты о стимулировании национальных инвестиций, в том числе Закон «О стимулировании национальных инвестиций»  от 22 июня 1994 г., Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «О стимулировании национальных инвестиций»»  от 20 мая 1998 г. и Постановление Правительства  № 51/1999/ND-CP от 8 июля 1999 г. «О применении Закона  «О стимулировании национальных инвестиций»».  Таким образом, существовало два механизма правового регулирования национальных и иностранных капиталовложений.

      Правовое регулирование иностранных капиталовложений этого этапа по сравнению с предыдущим носило более либеральный характер. Это выражается, прежде всего, в обязанности государства предоставить иностранным инвесторам справедливое и равноправное обращение, в отказе государства от национализации иностранной собственности и от применения конфискационных мер к инвесторам. Согласно ст. 21 Закона 1996 г. иностранным инвесторам предоставлялась гарантия от изменения в режиме иностранных инвестиций по законодательству Вьетнама. В случае если изменение законов приводит к отрицательным последствиям для иностранных инвесторов, государственные органы, выдавшие ИС и лицензию на осуществление инвестиционной деятельности, должны принять необходимые меры, чтобы защитить интересы иностранных инвесторов. Кроме того, Закон разрешил иностранным инвесторам (после выполнения ими всех своих налоговых обязательств) свободно переводить за границу прибыли от коммерческой деятельности во Вьетнаме; доход, полученный в результате оказания услуг и передачи технологии; капитал, инвестированный и реинвестированный в предприятие после его прекращения и ликвидации и иные правомерно полученные денежные суммы. Иностранным физическим лицам, работающим по найму на предприятиях с иностранным капиталом, также разрешалось переводить за границу свои законные доходы после уплаты подоходного налога (ст. 23 Закона 1996 г.).

   Иностранным инвесторам гарантировались также право на защиту прав промышленной собственности и законных интересов при передаче технологии во Вьетнаме и право на разрешение споров по предмету осуществления инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Вьетнама (ст. 24 Закона 1996 г.).

     С целью устранения неясности и неполноты Положения при определении Вьетнамской стороны, имеющей право сотрудничать с иностранными инвесторами, Закон 1987 г. четко перечислил лица, которые могут быть «Вьетнамской стороной». Согласно п. 2 ст. 2 этого закона партнерами иностранных инвесторов могут быть вьетнамские коммерческие организации, имеющие юридический статус, и частные предприниматели. При этом частные предприниматели вправе участвовать в сотрудничестве с иностранными партнерами только совместно с Вьетнамской коммерческой организацией. Это ограничение объяснялось тем, что согласно Конституции Вьетнама 1980 г. национальная экономика состоит из двух основных элементов: государственного и коллективного.

      В 1990 г. Национальное Собрание приняло законы «О частных предприятиях»  и «О коммерческих органи-зациях»  (в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью). Они признали право каждого вьетнамского гражданина самостоятельно заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, его право частной собственности на средства производства в рамках этой деятельности и гарантировали защиту этого права. Согласно ст. 2 Закона «О частных предприятиях», под «частным предприятием» понимается предприятие, создаваемое с целью извлечения прибыли и управляемое индивидом, который несет ответственность всем своим имуществом за деятельность своего предприятия.

    Что касается права индивидуального предпринимателя на сотрудничество с иностранным инвестором, то в июне 1990 г. Народное Собрание Вьетнама приняло закон «О внесении изменения и дополнения к закону «Об иностранных инвестициях» 1987 г.».  Закон разрешил частным предпринимателям самостоятельно выступать в качестве партнера иностранного инвестора в определенных секторах экономики с условиями, определенными Советом Министров (п. 2 ст. 1).

   Индивидуальные предприниматели полностью освободились от этих ограничений только в декабре 1992 г. Был принят закон «О внесении изменений и дополнений к закону «Об иностранных инвестициях во Вьетнаме»».  В соответствии со ст. 2 этого закона «Вьетнамской стороной» в сотрудничестве с иностранным инвестором могут быть любые вьетнамские коммерческие организации.

    В инвестиционных законах, в отличие от Положения 1977 г., была сделана попытка введения определенной политики со стороны государства в отношении инвестиций. В одних случаях вводились правила, имеющие целью положительно влиять на привлечение инвестиций, а в других – ограничивать их. С одной стороны, в законах закреплены положения, устанавливающие льготный режим для инвестиций в приоритетных отраслях экономики и на определенных территориях, с другой стороны, установлена возможность ограничений или запрещений инвестиций в определенных сферах.

    В отличие от Положения в новых законах были отражены цели и задачи, к решению которых может быть привлечен иностранный инвестор. В них прослеживается государственная инвестиционная политика, четко обозначены приоритетные сферы экономики, в развитии которых заинтересовано государство.

     Таким образом, в законе 1987 г. содержался перечень отраслей и производств, которые считались приоритетными для привлечения иностранного капитала. В этот перечень включались реализация большого экономического плана; производство экспортных товаров и заменяющих импортную продукцию товаров; применение высоких технологий, использование квалифицированного труда и трудоемкое производство; использование сырья и природных ресурсов, находящихся во Вьетнаме; строительство инфраструктуры;  оказание таких видов услуг,  приносящих иностранную валюту, как туризм и ремонт пароходов.

     В качестве инструмента государственного регулирования в законе 1996 г. предлагалось использовать перечни приоритетных отраслей и регионов, в отношении которых будут вводиться льготные условия привлечения иностранных инвестиций. К приоритетным отраслям относились: экспортное производство, сельское производство и переработка сельскохозяйственной продукции; использование высоких технологий и передовой техники, защита окружающей среды и научные исследования; переработка сырья и эффективное использование природных  ресурсов, трудоемкие производства; развитие инфраструктуры и важных промышленных объектов. Приоритет отдавался также стимулированию инвестиций в горных и отдаленных, труднодоступных местностях и в районах, слабо развитых в экономическом и социальном отношении (ст. 3).

      Говоря об иностранных инвестициях во Вьетнаме на данном этапе, мы имеем в виду главным образом прямые иностранные инвестиции. «Портфельные инвестиции» занимали незначительную долю в общем объеме иностранных инвестиций. Это объясняется недостаточным уровнем развития фондового рынка, отсутствием государственной политики по развитию системы внутренних кредитных рейтингов и существующими строгими ограничениями на валютные операции.

    Что касается форм прямых инвестиций, то была предусмотрена возможность их осуществления: а) путем создания юридического лица в виде совместного предприятия (далее – СП) и предприятия со 100 % участием иностранного капитала; б) без создания юридического лица посредством заключения договора – деловое сотрудничество на основе договора (далее – ДСД) (между иностранным инвестором и Вьетнамским партнером).

       В отличие от предыдущего этапа закон 1987 г., с одной стороны, отменил ограничение 49 % максимальной доли иностранного инвестора в уставном фонде СП, с другой стороны, установил, что доля иностранного инвестора должна составлять не менее 30 % размера капитала СП. Кроме того, предприятие со 100-процентным участием иностранного капитала теперь может быть учреждено не только в сфере производства товаров, предназначенных для экспорта, но и в других секторах экономики.

    Иностранное капиталовложение  в инфраструктурных секторах экономики осуществляется посредством заключения трех видов контрактов: «строительство – управление – передача» (далее – СУП); «строительство – передача – управление» (далее – СПУ) и «строительство – передача» (далее – СПЕ).

    Под контрактом СУП понимается письменный документ, подписанный компетентным государственным органом Вьетнама с иностранным инвестором, о строительстве последним инфраструктурного объекта и управлении им в течение определенного срока с целью извлечения прибыли. После окончания указанного в договоре срока иностранный инвестор должен передать поостренный им инфраструктурный объект безвозмездно Вьетнамскому государству (п. 11 ст. 2 Закона 1992 г.).

    Суть контракта СПУ заключается в том, что иностранный инвестор передает государству в собственность инфраструктурные объекты сразу по их завершению, но сохраняет за собою право управления ими в течение фиксированного периода времени (п. 12. ст. 2 Закона 1996 г.).

     Контракт типа СПЕ заключается компетентным государственным органом с иностранным инвестором на условиях передачи ему последним инфраструктурного объекта сразу после его завершения и сдачи в эксплуатацию в обмен на право осуществить другие инвестиционные проекты с целью вернуть вложенный капитал и получить разумную прибыль (п. 13. ст. 2 Закона 1996 г.).

     В Законе предусмотрена еще одна форма вложения прямых иностранных инвестиций – путем создания свободных экономических зон типа зоны экспортного производства (далее – ЗЭП) и промышленной зоны (далее – ПЗ). Согласно п. 1(b) ст. 1 Закона 1992 г. под ЗЭП понимают промышленную зону, специализирующуюся на производстве товаров для экспорта и оказании услуг для экспортного производства и экспортной торговли с определенными границами и устанавливающуюся правительством или с его разрешения. ПЗ – это зона, специально создаваемая государством или с его разрешения, по производству промышленных товаров и оказанию услуг, связанных с этим производством (п. 16 ст. 2 Закона 1996 г.). Конкретные правила создания и осуществления инвестирования в этих зонах регулируются актами правительства.

     Наиболее важной чертой правового регулирования иностранных инвестиций этого времени служила жесткая контролирующая роль государства в процессе допуска иностранных инвестиций.  Это выражалось, прежде всего, в разрешительном и централизованном характере доступа к иностранному инвестированию во Вьетнам. С момента принятия первого закона «Об иностранных инвестициях» иностранные инвесторы допускались к осуществлению инвестиционных проектов только на основании «инвестиционной лицензии». Для получения инвестиционной лицензии иностранному инвестору необходимо было представить Министерству планирования и инвестиций (МПИ) целый пакет заявочных документов.  Учреждение вьетнамских компаний и компаний с иностранным капиталом осуществлялось по двум разным правовым режимам.

   Национальным компаниям необходимо было просто регистрировать предпринимательскую деятельность и получить Свидетельство о регистрации предпринимательской деятельности.
Компании с иностранным капиталом, наоборот, должны были осуществлять целую процедуру получения инвестиционной лицензии и затем регистрации их предпринимательской деятельности и получить Свидетельство о регистрации предпринимательской деятельности.

    Инвестиционные законы этого периода регулировали не только механизм допуска, сферу привлечения и организационно-правовые формы иностранных инвестиций, но и вопросы организации и управления предприятием с иностранным капиталом; трудовые отношения; налогообложение; таможенное и валютное регулирование; передачу технологий и интеллектуальной собственности.
Налогообложению иностранных инвесторов и особенно предоставляемым им налоговым льготам уделялось особое внимание. Законы об иностранных инвестициях на данном этапе использовали налоговые льготы как стимул для привлечения иностранных капиталов в определенные секторы экономики и регионы.

        Закон 1987 г. установил налог на прибыль предприятия со ставкой от 10 до 25 % от полученной прибыли. Постановление № 139/HDBT конкретизировало это положение и выделило три группы налоговых ставок в зависимости от секторов экономики, в которых действуют предприятия с иностранным капиталом. Относительно секторов экономики, в которых инвестиции особо поощрялись, были установлены налоговые ставки от 10 до 14 %. Кроме того, предприятия освобождались от налога на прибыль в первые четыре года деятельности, им предоставлялась 50-процентная налоговая ставка в последующие четыре года. Для предприятий, учрежденных в приоритетных секторах, налоговая ставка устанавливалась в размере от 15 до 20 % с освобождением от налоговых выплат в первые два года и предоставлением 50-процентной налоговой ставки в последующие два года. В остальных секторах (всеобщих) экономики были установлены налоговые ставки в размере от 21 до 25 % полученной прибыли.

     Принятый в 1996 г. новый Закон «Об иностранных инвестициях»  сохранил 25-процентную обычную ставку налога на прибыль предприятий с иностранным капиталом и иностранного партнера по ДСД. Однако критерии предоставления налоговых льгот изменились. Согласно ст. 38 Закона 1996 г. налоговая ставка в размере 20 % полученной прибыли устанавливалась в отношении стимулирующих инвестиционных проектов; ставка 15 % применялась к инвестиционным проектам, отвечающим одновременно нескольким критериям стимулирования инвестиции; налоговая ставка 10 % – к особо стимулирующим инвестиционным проектам. Более конкретно и детально эти критерии установлены затем в ст. 54 Постановления № 12.

       В качестве налоговой льготы законы предусматривали также возмещение иностранным инвесторам уплаченного ими налога на прибыль, если они реинвестируют ее в экономику Вьетнама (ст. 32 Закона 1987 г. и ст. 42 Закона 1996 г.). Предприятиям необходимо выполнять одно условие – реинвестирование должно осуществляться в течение трех лет и более (ст. 77 Постановления № 139/HDBT). Однако трехлетнее условие оказалось легко выполнимым,  и предприятия с иностранным капиталом часто пользовались этим для получения обратно уплаченных налогов. Поэтому закон 1996 г. в качестве условий для возмещения уплаченного налога на прибыль предусматривал, что реинвестирование должно осуществляться в стимулирующие секторы экономики, и уставный фонд вновь созданного предприятия, указанный в инвестиционной лицензии, должен быть полностью  оплачен.

     Кроме налога на прибыль иностранный инвестор должен уплачивать подоходный налог на переводимые за границу прибыли, полученные от инвестиции во Вьетнаме (ст. 33 Закона 1987 г. и ст. 43 Закона 1996 г.). Размер налоговой ставки колеблется от 5 до 10 % в зависимости от величины вложенного капитала и доли иностранного инвестора в уставном фонде предприятия с иностранным капиталом. Согласно ст. 33 Закона 1987 г. ставка подоходного налога равна 5 %, если размер вложенного капитала превышает 10 млн. долл. США или доля иностранного инвестора в уставном фонде занимает больше 50 %. Для остальных случаев применяется ставка 10 %.

       По Закону 1996 г. критерий размера доли иностранного инвестора в уставном фонде был отменен; сохранилось только одно условие – о размере вложенного капитала. Ставка подоходного налога равна 5 %, если размер вложенного капитала превышает 10 млн. долл. США; если размер  свыше 5 млн. долл. США – 7 %; менее 5 млн. долл. США – 10 % (ст. 43 Закона 1996 г. и ст. 57 Постановления № 12).

      Предприятиям с иностранным капиталом предоставлялось право нанимать иностранную рабочую силу. Однако преимущество должно было отдаваться вьетнамским гражданам. Иностранцы могли приниматься только на работу, требующую высокого уровня технической и управленческой подготовки, и только в том случае, если подобных специалистов нет среди местных рабочих.

      Хотя имелись определенные недостатки, в целом законы об иностранных инвестициях данного этапа уже создали более совершенную правовую базу для иностранных инвесторов и сделали существенный шаг вперед на пути совершенствования законодательства Вьетнама в данной сфере.

       Третий этап начинается с 2005 г. и продолжается по настоящее время.

      С целью создания максимально благоприятных социальных и юридических условий для привлечения иностранных инвестиций во Вьетнам и формирования единого механизма правового регулирования национальных и иностранных капиталовложений в декабре 2005 г. Народное Собрание СРВ приняло Общий Закон № 59/2005/QH11  «Об инвестициях» (далее – Закон 2005 г.).

      Закон вступил в силу с 1 июля 2006 г. и заменил Закон «Об иностранных инвестициях» 1996 г. и Закон «О стимулировании внутригосударственной инвестиции» 1998 г.  В сентябре 2006 г. Правительство Вьетнама издало Постановление № 108/2006/ND-CP «О применении некоторых статьей Закона «Об инвестициях»».

     Одним из наиболее важных факторов, способствующим процессу развития законодательства Вьетнама об инвестициях, является вступление Вьетнама в ВТО с января 2007 г. Согласно обязательствам, взятым в ходе вступления в ВТО, во Вьетнаме принимались многочисленные новые законы и правила, призванные привести норматив-ноправовую базу в соответствие с международными стандартами.

      Впервые во Вьетнаме был принят закон, который в комплексе регулировал правовые формы инвестиций безотносительно к тому, иностранным или национальным является инвестор.  До Закона 2005 г. было установлено множество требований, которым предприятия с иностранными капиталами должны удовлетворять для получения льгот. Однако при вступлении в ВТО Вьетнам ратифицировал Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМ). С целью приведения национального законодательства в соответствие с правом ВТО в целом и ТРИМ в частности новый Закон «Об инвестициях» (ст. 8) отменил все эти требования и установил, что государство не будет налагать на иностранных инвесторов обязанность выполнить такие требования, как: закупки или использование предприятием товаров отечественного происхождения; достижение определенного законом процента экспорта общих производимых или оказываемых предприятием  товаров или услуг; ограничение предприятием импорта товаров в целом или количества, связанного с объемом или стоимостью экспортируемых им местных товаров, либо ограничение доступа предприятия к иностранной валюте объемом притока иностранной валюты, относимого на счет предприятия; достижение минимального уровня научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; обязанность по предоставлению товаров и оказанию услуг в конкретном местоположении внутри государства или за рубежом.

     Регулирование иностранных инвестиций на нынешнем этапе имеет целенаправленный характер.  Закон выделяет три категории секторов экономики (приоритетные, ограниченные или запрещенные) в зависимости от того, поощрена государством деятельность в этих секторах, обусловлена предварительным разрешением компетентного государственного органа и определенными ограничениями или совсем запрещена. Предварительные разрешения выражаются в виде лицензии на осуществление предпринимательской деятельности; свидетельства об удовлетворении условий проведения предпринимательской деятельности; лицензии на осуществление профессиональной деятельности; свидетельства о страховании риска профессиональной ответственности и т. п.

    Наибольшие льготы и стимулы предоставляются инвестициям, вкладываемым в развитие инфраструктуры отсталых регионов, в использование высокой технологии и передовой техники, в защиту окружающей среды и в промышленное производство (ст. 27 и 28 Закона 2005 г.).

     К секторам ограниченного доступа для инвестиции относятся секторы, воздействующие на национальную оборону, безопасность государства и общественный порядок; финансовый и банковский секторы; секторы, воздействующие на здоровье людей; секторы культуры, коммуникации, прессы и издания; развлекательные услуги; недвижимость; разведка, разработка природных ресурсов; экологическая окружающая среда и развитие образования. Для иностранных инвесторов в сферы ограниченного доступа инвестиций входят и секторы экономики в соответствии с графиком выполнения международных обязательств в международных соглашениях, в которых Вьетнам является членом (ст. 29 Закона 2005 г.).

      Инвесторам не будут выдаваться ИС для осуществления таких инвестиционных проектов, которые будут угрожать национальной обороне, государственной безопасности и общественному интересу; культурному и историческому наследию, народным традициям; здоровью людей и окружающей среде. Инвестировать в обработку ввозимых вредных отходов и в производство вредных химических веществ, запрещенных международными конвенциями, тоже не разрешается (ст. 30 Закона 2005 г.).

     Что касается формы осуществления инвестиций, то Закон 2005 г. устанавливает расширенный круг методов осуществления инвестиций и группирует эти методы в две основные категории: прямая и портфельная инвестиции.

    Согласно п. 2 ст. 3 Закона 2005 г. прямая инвестиция – это форма инвестиции, посредством которой инвестор вкладывает свои капиталы и участвует в управлении инвестиционной деятельностью. Прямая инвестиция может быть осуществлена путем создания юридического лица (предприятия с 100 % иностранным капиталом и совместные предприятия); посредством заключения контрактов СЭП, СПЭ, и СТП и договора делового сотрудничества; путем приобретения акций (долей) или внесения вклада (в уставный капитал), чтобы участвовать в управлении инвестиционной деятельностью; слиянием, поглощением и приобретением компаний; в иных формах, предусмотренных законом (создание свободных экономических зон (СЭЗ)).

     Наряду с Законом 2005 г. в ноябре того же года Народное Собрание СРВ приняло новый Единый Закон № 60/2005/QH11 «О предприятиях»  (далее – Закон № 60). Согласно ст. 1 этого Закона коммерческое юридическое лицо может быть учреждено в виде полного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества и общества одного лица. Предприятия с иностранным капиталом, созданные по Закону 1996 г. в форме совместного предприятия или предприятия с 100 % иностранным капиталом, должны быть перерегистрированы в форму общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества (п. 1 ст. 88 Закона 2005 г).

       Хотя закон 2005 г. закрепляет понятие портфельной инвестиции и определяет ее как форму инвестиции, но его действие не распространяется на иностранные портфельные инвестиции, которые регулируются Законом № 70/2006/QH11 «О ценных бумагах»  от 29 июня 2006 г. и принятыми для его реализации подзаконными нормативными актами.

     Одной из главных целей принятия Общего закона «Об инвестициях» является стирание различий в правовом регулировании иностранных и национальных инвестиций во Вьетнаме. Поэтому с его принятием был установлен общий порядок допуска к осуществлению инвестиций. Суть его состоит в том, что все инвестиционные проекты, за исключением национальных инвестиционных проектов с  маленьким масштабом (меньше 15 млн. донг и вне секторов, ограниченных для инвестиций), требуют выполнения процедуры регистрации или экспертизы.

      Выделяют три критерия, на основе которых инвестиционные проекты могут быть осуществлены без регистрации инвестиции, с регистрацией или с экспертной процедурой: а) национальность инвестора; б) масштаб инвестиционного проекта (три уровня: инвестиционные проекты на сумму меньше 15 млрд. донг;  от 15 до 300 млрд. донг;  выше 300 млрд. донг); в) экономические секторы, в которые осуществляются инвестиции (секторы ограниченного или неограниченного доступа для инвестиции).

      В соответствии с этими критериями освобождаются от инвестиционной регистрации и экспертизы инвестиционные проекты национальных инвесторов, если сумма инвестиционного проекта меньше 15 млрд. донг и не входит в список экономических секторов, ограниченных для инвестиционного доступа.

       Подлежат регистрации: национальные инвестиционные проекты на сумму от 15 до 300 млрд. донг и иностранные инвестиционные проекты на сумму меньше 300 млрд. донг, если эти проекты не входят в список экономических секторов, ограниченных для инвестиционного доступа.

       Независимо от национальности инвестора все инвестиционные проекты в экономических секторах, ограниченных для инвестиционного доступа, и инвестиционные проекты на сумму выше 300 млрд. донг могут быть осуществлены только с соблюдением экспертной процедуры.

      Главная цель принятия Закона 2005 г. заключалась в стирании различий в правовом регулировании иностранных и национальных инвестиций во Вьетнаме. Она была достигнута, однако на национальных инвесторов возлагается бремя регистрации инвестиции, которое, по мнению автора, является серьезным недостатком нового закона.

      Компетенция МПИ по выдаче Инвестиционного Сертификата, согласно новому законодательству, передается административным советам всех типов особых экономических зон (зоны экспортного производства, промышленные зоны, зоны высокой технологии и экономические зоны) в отношении инвестиционных проектов, осуществляемых в этих зонах, и провинциальным народным комитетам. Цель подобной децентрализации заключается в том, чтобы сделать более эффективным контроль местной власти за выполнением инвестиционных проектов и одновременно усилить ее ответственность в этом отношении.  Однако практика применения закона показала, что именно такое усилие децентрализации уже привело к непоследовательности и непрозрачности применения законодательства. Это придало местным должностным лицам значительные полномочия по усмотрению, что сопровождалось увеличением коррупции при выдаче лицензий и разрешений.

     В отличие от предыдущих законов в инвестиционной сфере Закон об инвестициях 2005 г. не регулирует вопросы о структуре и функционировании предприятия с иностранным капиталом и инвестиционных проектов. Эти вопросы теперь регламентируются Законом № 60 и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами, в том числе Постановлением Правительства
№ 139/2007/ND-CP от 5 сентября 2007 г. «О применении Закона «О предприятиях»»  и Постановлением Правительства № 88/2006/ND-CP  от 29 августа 2006 г. «О регистрации предпринимательской деятельности».  Данное Постановление действует до 1 июня 2010 года и будет заменено Постановлением Правительства № 43/2010/NĐ-CP  от 15 апреля 2010 г. «О регистрации предприятия».

       Проблемы налогообложения, валютного, таможенного, земельного и трудового отношения при реализации инвестиционных проектов теперь регулируются законодательными актами о земле и недвижимости, а также банковским, налоговым, таможенным и трудовым законодательством. Эти законные акты, наряду с Общим Законом «Об инвестициях» и Единым Законом «О предприятиях», устанавливают общий правовой режим как для национальных, так и для иностранных инвесторов, что уже способствовало созданию благоприятного инвестиционного климата во Вьетнаме.

     Анализ процесса развития законодательства СРВ об иностранных инвестициях позволяет прийти к выводу, что инвестиционное законодательство Вьетнама, которое возникло в ходе экономической реформы страны и развивается под влиянием международного права, за прошедшие тридцать лет уже достигло заметных успехов.

      Однако необходимо иметь в виду, что инвестиционное законодательство СРВ все еще находится на пути дальнейшего совершенствования, поскольку недостатки законодательства об инвестициях еще не полностью преодолены. Это выражается, прежде всего, в слишком запутанной и излишней в некоторых случаях процедуре регистрации как иностранных, так и национальных инвестиций. Еще сильна контролирующая роль государства в процессе допуска инвестиций, что способствует коррупции чиновничьего аппарата и бюрократизму.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика