Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер



вернуться


 

ЕврАзЮж № 11 (30) 2010

Право стран СНГ
Исмаилов Ш.М.
Развитие правового регулирования предпринимательской деятельности в республике Таджикистан
В статье рассматриваются вопросы формирования и развития законодательства Республики Таджикистан, регулирующего предпринимательскую деятельность. Приводится краткая характеристика основных отраслей предпринимательского права, основанная на нормах национальной Конституции и гражданского права, которое определяет, по мнению автора, основные принципы предпринимательского права.
Отмечаются основные проблемы, содержащиеся в рамочном Законе Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства», проводится анализ понятия «предпринимательство», особенностей государственной регистрации бизнеса, рассматриваются иные вопросы, регулируемые законодательством
о предпринимательстве.

      Законодательство Республики Таджикистан, регулирующее предпринимательскую деятельность, в последние годы находится в постоянном развитии в связи с усилением внимания политического руководства страны к вопросам поддержки предпринимательства, в первую очередь малого и среднего бизнеса, как основного способа повышения самозанятости граждан, сокращения внешней трудовой миграции и снижения уровня бедности населения.

      Каждое проведенное обновление национального законодательства в сфере предпринимательства предусматривает еще большее расширение степени свободы граждан в области осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с объявленной политикой либерализации, способствует приведению действующих правовых норм в соответствие со сложившейся экономической ситуацией и целями экономической политики.

     Такое направление экономической политики способно не только в определенной степени компенсировать сократившиеся в условиях мирового кризиса объемы внешних денежных поступлений от трудовых мигрантов, но и снизить социальную напряженность, возникающую в результате невостребованности потенциальных мигрантов, сохранить объемы внутреннего потребления и поступления внутренних налогов. Такая политика определяет необходимость внедрения правовых и организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности.

     Для понимания происходящих изменений национального законодательства в сфере предпринимательства выполним короткий обзор сложившейся системы.

     Правовую основу осуществления и защиты предпринимательской деятельности в Таджикистане составляют:

    – имеющие высшую юридическую силу нормы Конституции, определяющие основные права и свободы граждан Республики Таджикистан;

    – положения гражданского законодательства, устанавливающие основные принципы хозяйственной деятельности;

    – положения и процедуры законодательных и иных норм специального права, регулирующие отдельные стороны деятельности предпринимательских структур.

     Конституционное провозглашение Республики Таджикистан правовым государством (1994) предусматривает в качестве задачи государства создание таких условий для развития таджикского общества, в которых человек, его права и свободы действительно становятся высшей ценностью, признаются и соблюдаются государством, их защита является основной обязанностью государства (ст. 5, 14, 16).

     Наряду с другими естественными правами Конституция страны предусматривает право граждан на охраняемую государством частную собственность и осуществление предпринимательской деятельности (ст. 12), регулирование и охрану прав человека непосредственно Конституцией, законами, признанными Таджикистаном международно-правовыми актами (ст. 14), право на свободное передвижение (ст. 24), право объединяться (ст. 28), право на собственность (ст. 32), право на труд (ст. 35).  В совокупности это фундаментальные экономико-правовые  основы и условия возникновения  и развития предпринимательства.

      Правовую основу осуществления предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан составляют нормы статьи 12 Конституции. В соответствии с ней государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной. Буквальное толкование данной статьи свидетельствует, что, как и другие права человека, его предпринимательская деятельность и собственность охраняются, то есть находятся под защитой государства.

    Исходя из этого, определяются следующие основные принципы предпринимательской деятельности:

     – свобода предпринимательской деятельности, гарантированная ст. 12 Конституции страны. Этот принцип получил развитие в ГК РТ и иных законах РТ и означает право предпринимателя начать и вести свое дело в любой сфере хозяйствования, осуществлять любые не ограниченные законом виды деятельности, использовать любые виды имущества, заключать договоры;

   – признание многообразия и равенства всех форм собственности, гарантированных той же ст. 12 Конституции. Согласно этому принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения в зависимости от формы собственности;

    – единое экономическое пространство, в соответствии с которым территория Таджикистана неделима (ст. 7 Конституции), не допускаются установление на территории страны таможенных или иных границ, препятствование свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств. Гражданин Таджикистана имеет право на свободное передвижение, выезд за пределы республики и возвращение в нее (ст. 24 Конституции);

      – государственное регулирование предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 32 Конституции «изъятие личного имущества для общественных нужд государством допускается только на основании закона и с согласия собственника при полном возмещении его стоимости». Согласно ст. 14 Конституции «ограничения прав и свобод граждан допускаются только с целью обеспечения прав и свобод других граждан, общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности республики»;

      – законность, обеспечивающая законодательное оформление государственного регулирования предпринимательской деятельности, установление ограничений для предпринимательства, способов и методов государственной защиты и поддержки предпринимательства.

    Таким образом, предпринимательство как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, является одной из форм реализации закрепленных в Конституции Республики Таджикистан прав и свобод человека и гражданина, составляющих основу конституционного строя. Конституционное право граждан на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено государственными гарантиями, среди которых обеспечение прав и свобод граждан судебной властью (ст. 14) и судебной защитой (ст. 19).

       В условиях достаточно разветвленной системы действующих нормативных правовых актов базисом правового регулирования свободных имущественных отношений, в том числе отношений между свободными предпринимателями, является Гражданский кодекс (далее – ГК РТ).

      Не вдаваясь подробно в дискуссию о самостоятельности отрасли предпринимательского права и рассматривая его как комплексную отрасль, следует согласиться с утверждением, что именно ГК РТ является законодательным актом, который охватывает своей государственно-регулирующей компетенцией все основные экономические отношения и с которым согласовываются все другие законодательные акты, действующие в сфере предпринимательства.  Поэтому, как правило, если принимается «новый закон с целью изменить для каких-то случаев положение, содержащееся в Кодексе, следует здесь же изменить соответствующим образом и Кодекс».

      Как правильно отмечает Д.А.Медведев, «значение Гражданского кодекса как общеисторического и общецивилизационного правового акта в современной жизни трудно переоценить. Гражданский кодекс дает возможность цивилизованного разрешения достаточно сложных правовых вопросов и споров, затрагивающих объекты недвижимого имущества, корпоративные, обязательственные и интеллектуальные права, что подтверждается результатами работы судебной системы».

      Гражданский кодекс (Части первая и вторая, 1999; Часть третья, 2005) содержит множество норм, регулирующих предпринимательство, начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до конкретных хозяйственных договоров.

     Проводимые в Таджикистане в связи с переходом к рыночным отношениям экономические реформы, процессы демонополизации производства и приватизации государственной собственности не только привели к серьезному обновлению законодательства, регулирующего правоотношения в сфере экономики и управления ею, но и ввели в оборот такие понятия, как предприниматель, предпринимательская деятельность, рынок товаров и т. д.

      Предпринимательство как свободная хозяйственная деятельность возникает одновременно со становлением рыночных отношений, расширением прав и свобод человека на самостоятельную экономическую деятельность. Содержание рыночной экономики, которая характеризуется совокупностью экономических отношений, складывающихся в сфере производства и обмена продукции, составляет свобода в сфере товарно-денежных отношений, т. е. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в едином экономическом пространстве, поддержание конкуренции всех хозяйствующих субъектов, организация предпринимательской деятельности, свобода ценообразования и договорных отношений.

      Вместе с тем, конечно, в настоящее время предпринимательская деятельность не может осуществляться в условиях абсолютно свободного рынка, как это отмечено более 200 лет назад у классиков экономики (А.Смита, Д.Рикардо). Будучи субъективным конституционным правом, право на осуществление предпринимательской деятельности представляет собой предоставленную лицу и обеспеченную законами меру возможного поведения, направленную на достижение преследуемых субъектом целей. Таким образом, право на осуществление предпринимательской деятельности не предоставляет субъекту безграничной свободы. Оно должно осуществляться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности представляет собой режим ее осуществления.

     Современное развитие предпринимательства происходит в условиях интеграции всех стран в мировую экономику с ее общепринятыми принципами международного права и сложившейся деловой практикой. Поэтому разрабатываемое в настоящее время законодательство ориентировано на более полное регулирование складывающихся рыночных отношений и механизмов их применения в области регулирования гражданского оборота.

     В части 3 ст. 1 ГК РТ в качестве предпринимательской деятельности определяется  «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».  В соответствии с этим основными признаками предпринимательской деятельности являются:

   – самостоятельность деятельности;

  – осуществление деятельности на свой риск;

    – направленность на систематическое получение прибыли;

    – получение прибыли посредством использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;

    – осуществление деятельности лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном отдельным законом порядке.

     Приблизительно в этом же понимании понятие предпринимательской деятельности регламентировано в Законе РТ «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан»: «Предпринимательство – деятельность, осуществляемая самостоятельно на свой страх и риск лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, направленная на регулярное получение прибыли от использования имущества, производства, реализации товара, выполнения работ и оказания услуг».

     Как известно, предпринимательский риск является неотъемлемым элементом понятия предпринимательства. Использованное при раскрытии этого понятия слово (элемент) «страх» (опасение, боязнь), имеющее субъективную основу, относится к физическим лицам, не имеющим предпринимательского опыта и не проживающим в условиях свободной рыночной экономики (например, постсоветские страны бывшего СССР). Это состояние связано с определенной боязнью физического лица, ранее полностью находящегося под опекой государства и пользовавшегося большими государственными социальными гарантиями, уйти от этой опеки и стать зависимым только от своей хозяйственной деятельности. Предпринимательский риск возникает при реальном осуществлении предпринимательской деятельности из-за боязни потерять свое имущество или свой доход, связанные с этой деятельностью. Страх начать предпринимательскую деятельность, войти в бизнес возникает задолго до государственной регистрации предпринимательства.

    В пределах понятия предпринимательской деятельности могут быть выделены следующие виды предпринимательских отношений: а) отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности; б) отношения, складывающиеся при регулировании предпринимательской деятельности; в) внутрихозяйственные отношения.

     Субъектами предпринимательского права могут быть как физические, так и юридические лица (ст. 3 ГК РТ), хозяйственные отношения между которыми основываются на принципах «неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных гражданских прав, их судебной защиты». В предпринимательских правоотношениях могут участвовать также государство и административно-территориальные единицы.

     ГК РТ регулирует право граждан на предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 24 ГК РТ), при этом такой гражданин несет ответственность по своим хозяйственным обязательствам всем своим имуществом (ст. 25 ГК РТ). Установлено, что «индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования  кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда» (ст. 26 ГК РТ). Отмечается, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность в составе дехканского (фермерского) хозяйства, освобождаются от государственной регистрации. Однако в ГК РТ, как и в ГК РФ, не раскрывается правовое положение фермерского хозяйства, требование о регистрации членов дехканского (фермерского) хозяйства отсутствует.

     Значительно больше места в ГК РТ занимают нормы о юридических лицах, организационно-правовые формы создания которых жестко определены и в зависимости от них определены правовые особенности образования таких юридических лиц, прав и обязанностей их учредителей, ответственности за свои действия (ст. 48 ГК РТ), что регулируется ГК РТ и специальными законами («О государственных предприятиях»,  «О производственных кооперативах»,  «Об акционерных обществах»,  «Об обществах с ограниченной ответственностью» ).

     Согласно ст. 51 ГК РТ юридическими лицами, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), могут быть организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и коммунальных унитарных предприятий. Вместе с тем понятие «организация» в ГК РТ не определено, поэтому следует согласиться с утверждением, что коллективного предпринимателя было бы точнее назвать коммерческой организацией, а не предприятием.  Использование понятия «коммерческие организации» в отношении субъекта предпринимательства не является корректным, поскольку коммерческая (торговая) деятельность является только одним из видов деятельности, определенных в ст. 1 ГК РТ в отношении предпринимательской деятельности.

     В соответствии с определением предпринимательской деятельности ее условием является государственная регистрация (легитимация) субъекта предпринимательства. С момента государственной регистрации (ст. 24 и 51 ГК РТ), регулируемой отдельным законом,  индивидуальные предприниматели признаются начавшими свою предпринимательскую деятельность, а юридические лица признаются созданными.

     Предпринимательская деятельность без государственной регистрации является серьезным правонарушением и считается незаконной. В соответствии с проведенной реформой и внедрением порядка государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, реализуемого по принципу «единого окна», государственная регистрация субъекта хозяйствования подразумевает одновременно учетную регистрацию указанного субъекта в налоговых органах, органах статистики и государственного социального страхования.

      Создание юридического лица в форме реорганизации и ликвидация юридического лица также регулируется данным законом (за исключением банкротства, регулируемого специальным законом).  Открытие банковских счетов и получение печатей (штампов) допускается при предъявлении свидетельства о государственной регистрации. При государственной регистрации юридического лица предъявления устава и документа, подтверждающего формирование уставного капитала, не требуется. Свидетельство о государственной регистрации является основанием для открытия банковских счетов и получения печатей (штампов).

      Более того, в целях упрощения создания и государственной регистрации юридических лиц в Таджикистане сокращены требования к минимальному размеру уставного капитала для обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

      В настоящее время в связи с материально-техническими затруднениями органов, участвующих совместно с налоговыми органами в процедуре государственной регистрации, – органов статистики и государственного социального страхования – пока одновременно со свидетельством о государственной регистрации субъекту хозяйствования выдается лишь свидетельство об учетной регистрации в налоговых органах. Предусматривается, что в соответствии с подготовленными поправками в закон учетная регистрация в органах статистики и государственного социального страхования будет осуществляться в те же сроки после 1 января 2012 года.

      Однако имеются существенные недостатки законодательства о регистрации. Так, действующее законодательство для случая создания нового юридического лица путем реорганизации (ст. 58–61 ГК РТ) невнятно определяет действия регистрирующих органов в отношении юридических лиц, прекративших свою деятельность, понятие «прекращение деятельности» законодательно не определено. Установлен (ст. 56 ГК РТ) правовой статус обособленных подразделений юридического лица (филиалов и представительств), однако понятие «расположенное вне места его (юридического лица) нахождения» в отношении обособленного подразделения не определено, что приводит к неопределенности, в том числе в специальном законе.

      Лицензирование предпринимательской деятельности представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны и безопасности страны. Правовой основой лицензирования предпринимательской деятельности являются ст. 49 ГК РТ и Закон РТ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности».  Законом приводится единый перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, определяется перечень уполномоченных на осуществление лицензирования государственных органов и порядок выдачи лицензий. Выявлено, что на практике для предпринимателей имеются ограничения на осуществление отдельных хозяйственных операций, например, подключение к электрической сети для новых потребителей электроэнергии, получение участка земли для определенных целей (строительство, сельскохозяйственная деятельность и пр.). Это обусловило разработку нового законопроекта, регулирующего, в дополнение к лицензиям, выдачу разрешений.

      Следует отметить, что, хотя целью введения лицензирования является организация дополнительного государственного контроля за осуществлением отдельных видов деятельности, эффективность такого контроля незначительна, и большинство видов лицензирования, с нашей точки зрения, могло бы быть легко заменено страхованием ответственности.

      В соответствии с определением предпринимательской деятельности прибыль в результате предпринимательской деятельности субъектом хозяйствования получается посредством использования имущества,  продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

      Имущественные отношения и вопросы собственности, как основополагающие вопросы рыночных отношений, занимают значительное место в ГК РТ. Однако задолго до ГК РТ право собственности было урегулировано Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик (28 мая 1991 г.), законами «О собственности в Республике Таджикистан» (1991) и «О разгосударствлении и приватизации собственности в Республике Таджикистан» (1991), «О собственности в Республике Таджикистан» (1996), «О приватизации собственности в Республике Таджикистан» (1997).

    Понятие и содержание права собственности определены ст. 232–234 ГК РТ, из которых вытекают следующие признаки, присущие праву собственности:

   – вещное право, дающее возможность его субъекту собственными действиями, не прибегая к помощи или разрешению других лиц, владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом;

   – абсолютное право, которое все другие лица должны признавать и не нарушать;

     – полное господство собственника над своим имуществом, которое он вправе использовать своей властью, в своих интересах, по своему усмотрению; границей проявления власти собственника служат только законодательные запреты и недопустимость при использовании своей собственности нарушения прав и правомерных интересов других лиц, недопустимость нанесения ущерба здоровью граждан или окружающей среде;

     – бессрочное право, которое может быть прекращено или передано другим лицам лишь по воле собственника. Принудительное прекращение права собственности допустимо лишь по основаниям, установленным ГК РТ;

    – право собственности, связанное с законным обременением этого права: расходы на содержание имущества, риск его случайной гибели или случайной порчи.

       Классическое определение права собственности было дано академиком А.В.Венедиктовым: «Право индивида или коллектива использовать средства и продукты производства своей властью и в своем интересе».  Следует согласиться, что именно в сочетании своей власти и своего интереса заключается специфическое отличие права собственности от других – как вещных, так и обязательственных – прав на те же объекты.  Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее индивидуальным предпринимателям и коммерческим организациям, обособляется от имущества иных лиц посредством закрепления его на самостоятельном балансе.

      Вместе с тем государству следует учитывать возможные долгосрочные национальные выгоды сохранения естественных монополистов, крупных градообразующих предприятий и т. д. в государственной собственности, что потребует изменения государственной политики в сфере приватизации. Следует также разобраться с имущественным статусом негосударственных сельскохозяйственных организаций, связанных с семеноводством, которые в соответствии с соответствующим законом не подлежат приватизации.

       Свободное предпринимательство обеспечивается посредством создания условий для свободного обращения товаров, добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в соответствии со ст. 58 и 232 ГК РТ и Законом РТ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».  Закон направлен на ограничение воздействия на общие условия обращения товара или на ограничение доступа на определенный рынок с целью регулирования доминирующего положения отдельного лица: доминирующим положением признается также положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет пятьдесят процентов и более. Отдельные категории монополистов регулируются Законом РТ «О естественных монополиях»,  при этом естественными монополиями признаются субъекты, которые в силу технологических условий производства наиболее успешно работают в отсутствие конкуренции.

       Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Таджикистане осуществляется ст. 158–169 ГК РТ и Законом РТ «О ценных бумагах и фондовых биржах».  Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности, правовых и экономических основ активизации, стимулирования и государственной поддержки инвестиций, регулируются законами РТ «Об инвестиции» от 25.04.2007 № 545 и «О финансовой аренде (лизинге)» от 22.04.2003 № 9.

      В экономической теории рынок ценных бумаг рассматривается как одна из составляющих финансового рынка, в котором происходит перераспределение капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. Посредством финансового рынка предприниматель получает возможность привлечь дополнительные денежные средства для осуществления своей деятельности.

        Финансирование и кредитование представляют собой в дополнение к инвестированию отдельные виды обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности. По источнику финансирование распределяется на бюджетное, за счет собственных средств субъекта хозяйствования и за счет взносов частных собственников. В зависимости от источников кредитование может быть государственным, банковским и коммерческим.

      Финансирование предпринимательской деятельности за счет средств бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством посредством передачи дотаций и субсидий хозяйствующим субъектам. Финансирование предпринимательской деятельности, направленной на обеспечение государственных нужд, регулируется законами РТ «О государственном оборонном заказе»,  «О государственных закупках товаров, работ и услуг» (от 03.03.2006 № 608) и «О государственном материальном резерве».

      Правовое регулирование банковского кредитования  осуществляется посредством ст. 827–843 ГК РТ и законов РТ «О Национальном банке Таджикистана»,  «О банковской деятельности»,  «О микрофинансовых организациях»,  «О залоге движимого имущества» от 01.03.2006 № 93 и предусматривает выдачу денежных средств в кредит на условиях возвратности и доплаты.

      Правовое регулирование иных сторон предпринимательской деятельности, связанных с информационным обеспечением, ценообразованием, внешнеэкономической деятельностью, бухгалтерским и налоговым учетом, налоговым и таможенным контролем, особенностью осуществления биржевой, рекламной, аудиторской, оценочной и иной предпринимательской деятельности, осуществляется в соответствии с соответствующим законодательством. Конечно, с правовой точки зрения в указанных сферах имеются серьезные проблемы, связанные с новизной государственного регулирования и реализации со стороны субъектов предпринимательства.

     В целях повышения государственной поддержки предпринимательства и улучшения инвестиционного рейтинга Таджикистана в 2009–2010 гг. реализованы дополнительные меры, которые привели к тому, что в течение указанных 2 лет Таджикистан был внесен Всемирным банком в десятку стран-реформаторов.

      Конечно, в условиях политической нестабильности в соседних Афганистане и Кыргызстане это не могло дать быструю отдачу и увеличить объемы инвестиций в национальную экономику. Однако политическая решимость руководства страны на реформы и бюджетные затраты в целях развития предпринимательства, сокращения дефицита электроэнергии, улучшения производственной инфраструктуры, развития сферы образования свидетельствует о реально осуществляемой государственной политике по увеличению свобод частного предпринимательства как основного способа развития экономики и сокращения уровня бедности населения.

       Анализ свидетельствует, что положения Закона РТ «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан»  не соответствуют сложившимся условиям и не способствуют реформам в этой сфере экономики. Более того, законодатель при разработке данного закона, судя по всему, не уточнил для себя понятий «защита предпринимательства» и «поддержка предпринимательства», что привело к смешиванию понятий.

       Обеспечение права на государственную регистрацию предпринимательской деятельности и имущества, на систематическое (регулярное) получение прибыли субъектом предпринимательства, сокращение максимальных пределов вмешательства государства в предпринимательскую деятельность и, по возможности, упрощение административных процедур регулирования предпринимательства, создание четких «правил игры», внедрение отношений, способствующих снижению предпринимательского риска и его определенности, безусловно, являются основными направлениями постоянного государственного экономико-правового регулирования, обеспечивающего защиту прав субъектов предпринимательства.

      Возможно, только в этих направлениях развития предпринимательского права экономика Таджикистана будет расти ускоренным образом, общий объем национального производства (ВВП) достигнет дорыночного периода, промышленные предприятия, основные средства которых за 20 лет независимости были утрачены, заново начнут функционировать, сельское хозяйство снова станет основным местом деятельности избыточных трудовых ресурсов.

       Для модернизации национальной экономики должны быть разработаны основы государственной промышленной политики  (включающей в себя энергетическую, транспортную, аграрную, строительную и другие виды взаимосвязанной экономической политики). Это, в свою очередь, могло бы стать основой для разработки современной концепции предпринимательского права, содержащей передовые формы и методы государственного регулирования производства.

       В этой связи возникает необходимость формализации правил разработки и формы государственной экономической политики, модернизации действующих законодательных актов с учетом вызовов, стоящих перед страной (слабое развитие промышленного производства, увеличение бедности в сельской местности, сохранение дефицитов электроэнергии и горюче-смазочных материалов, развитие в основном торгового предпринимательства, низкое качество образования и пр.). Конкретное, поэтапное и поотраслевое решение в государственном управлении и законодательстве указанных проблем могло бы не только сделать предпринимательское законодательство более адекватным сложившимся экономическим условиям, но и дать толчок развитию доктрины предпринимательского права в Таджикистане.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика