Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Взаимодействие адвокатуры и органов местного самоуправления как фактор правового и социального развития институтов гражданского общества в России
Научные статьи
27.12.10 13:45

вернуться

 
ЕврАзЮж № 12 (31) 2010
Адвокатура и нотариат
Шайхуллин М.С.
Взаимодействие адвокатуры и органов местного самоуправления как фактор правового и социального развития институтов гражданского общества в России
В статье актуализируется вопрос о взаимодействии российской адвокатуры и органов местного самоуправления. Обозначена необходимость формирования правовых и социальных отношений адвокатуры с органами государственной власти и местного самоуправления.


     Современное отношение органов местного самоуправления к адвокатуре в целом характеризует слабую динамику правового и социального развития, прежде всего муниципальных органов власти, что обусловливает социальную значимость взаимодействия адвокатуры и органов местного самоуправления в Российской Федерации.

     Понимание сути адвокатуры, ее видов, форм организации, направлений деятельности, взаимоотношений с другими социальными структурами составляет суть научных исследований об адвокатуре.  По отношению к государству адвокатура обретает реальную независимость. По отношению к обществу она превращается в инструмент обеспечения защиты его интересов. Эти процессы нуждаются в осознании, оценке и стимулировании. Значит, они должны быть осмыслены с точки зрения их целей и средств достижения. Переход к демократической форме государственности как момент доминирования конституционных прав личности и верховенства права самым тесным образом связан с процессом профессиональной ориентации адвокатуры.  С этой позиции взаимодействие адвокатуры и органов местного самоуправления может сформировать «абрис» дальнейших правовых и социальных отношений адвокатуры с органами государственной власти и местного самоуправления.

      Следует отметить, что в отличие от адвокатов и адвокатских образований органы местного самоуправления в большинстве случаев не стремятся к выстраиванию такой модели правового и социального поведения, при которой возможно было бы формировать условия для построения правового государства в России, поэтому, во-первых, взаимодействие адвокатуры с органами местного самоуправления должно базироваться на надстроечных явлениях, во-вторых, базис таких отношений должен обеспечивать устойчивый, длительный механизм материальных и экономических отношений, в результате которых удачно отражается роль конкретного института гражданского общества в правовом строительстве.

     Государство не в состоянии в полном объеме реализовать взятые на себя обязательства без участия общественных организаций, одной из которых является адвокатура. Она способствует практической реализации субъектами права на получение квалифицированной юридической помощи, с одной стороны, и обязанности государства на ее предоставление – с другой.

      Именно адвокаты непосредственно вносят в общество практику правового взаимодействия между его членами, способствуют формированию у граждан особой социальной потребности сверять свои действия с существующими законами, формируют уважение к закону.  Однако, как отмечает Е.Ю.Дравнина, де-факто адвокатура не является развитым институтом защиты права, не играет значимой роли в формировании гражданского общества, существуют лишь единичные примеры активного противодействия профессиональных правозащитников нарушению прав и свобод человека независимо от его социального статуса и дохода. Для большинства населения получение качественных юридических услуг по-прежнему недоступно.  Среди прочих причин недоступности качественных юридических услуг, оказываемых адвокатами, проблема транспортной и пешеходной доступности к населенным пунктам в нашей стране. Для деревни адвокат – это что-то новенькое. Исследования показывают, что с жалобами и заявлениями, а также с консультациями деревенские жители идут не к адвокатам, а к главе местной администрации или участковому-уполномоченному,  однако качество оказания правовой помощи такими должностными лицами далеко от профессиональной, квалифицированной, юридической.

       Смыслом адвокатской деятельности, определяющим её социальное  значение, является правовая помощь населению. Вопросы оказания юридической помощи населению приобретают тем большее значение, чем более усложняется правовая система государства, а привычные общественные отношения приобретают характер правоотношений.  Однако в адвокатскую деятельность проникают и другие смыслы, дающие порой почву для злоупотреблений со стороны как адвокатов, так и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. Это то, что правоведы называют негативными традициями, которые, в свою очередь, нуждаются в отдельном правовом научно-теоретическом и практическом исследовании.

      В условиях, когда мы стремимся к построению правового государства, адвокатура и ее представители должны формировать у граждан правильное представление о праве и его роли в гражданском обществе и государстве, недаром адвокатура считается инструментом гражданского общества и не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления.  Более того, по мнению Е.М.Ковешникова, необходимо создавать систему взаимодействия органов местного самоуправления с населением по формированию региональных и муниципальных систем информирования населения об основных направлениях государственной политики, доведения до сведения граждан существа принимаемых нормативных правовых актов, по созданию условий для формирования в муниципальных образованиях структур гражданского общества, способствующих участию населения в осуществлении местного самоуправления.  При этом в систему взаимодействия должны быть включены и правовые средства, обеспечивающие эффективность такого взаимодействия. Например, принятие совместных правовых решений с участием специалистов в области права, профессиональных юристов.

     Взаимодействие адвокатуры и органов местного самоуправления, особенно в информационной сфере, отличается от традиционной координации тем, что у его участников, как правило, отсутствуют нормативно определенные обязанности по выработке и применению согласованных мер, по распределению сил и средств, по установлению ответственности за исполнение рекомендуемых мероприятий, не всегда выделяется постоянно действующий представитель, имеющий полномочия по взаимному согласованию проводимых действий.  Поэтому взаимодействие органов местного самоуправления и адвокатских образований, адвокатов не должно быть дистанционным, сужая тем самым возможности каждой из сторон. Нельзя ограничиваться только информационными сегментами, однако и умалять их нет никакого смысла. Например, в процессе принятия муниципальных программ развития органов местного самоуправления и территорий муниципальных образований должностным лицам местного самоуправления следует учитывать формы привлечения адвокатов к решению вопросов местного значения или защите прав местных сообществ и по другим актуальным вопросам городских и сельских поселений.

     При этом следует отметить, что адвокат оппонирует представителям власти, однако это вовсе не означает, что адвокат не может защищать органы местного самоуправления как юридических лиц. Для этого нужны и высокий профессионализм, и настойчивость, и смелость, ведь спор с властью в России небезопасен.  Адвокат может выступать защитником должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления и самих этих органов, представлять их интересы в судопроизводстве – это, в свою очередь, определяет специфическое место адвокатуры в обществе.

    В настоящее время адвокатура не наделена правом разработки нормативно-правовых актов, и это существенное упущение законодателя.  Учеными-юристами выдвигались предложения о законодательном закреплении права адвокатских палат субъектов Российской Федерации на законодательную инициативу в субъектах РФ, внесения проектов нормативно-правовых актов в муниципальных образованиях, право осуществлять контроль за законностью на территории муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, где функционирует адвокатская палата.  Такие предложения можно только поддержать, поскольку адвокатура реализует, прежде всего, публично-правовые функции своей деятельности. Более того, несмотря на то, что соглашение об оказании правовой помощи регламентируется нормами гражданского права, деятельность адвоката и статус адвокатуры установлены публичным правом.

      В соответствии с ч. 1. ст. 2 ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат, являясь независимым профессиональным советником по правовом вопросам, не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, а также занимать государственные и муниципальные должности. Это положение препятствует адвокату совмещать, например, правовую работу в местном муниципальном округе и адвокатскую практику, тогда как советское законодательство давало правозащитнику возможность совмещать адвокатскую практику с работой в местном районном совете или исполкоме.  Что касается муниципальных советов, то почему нет? Теоретически адвокат может быть депутатом представительного органа местного самоуправления не на постоянной основе, с освобождением от ведения дел в адвокатском образовании на срок не более трех месяцев в течение года. Например, правовым основанием может служить ст. 25 Закона № 24-оз Иркутской области «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Иркутской области».

      Активное взаимодействие адвокатуры с местным самоуправлением создает для населения такие условия, при которых граждане могут влиять на решение общих проблем, стимулирует к участию в управлении делами местного (муниципального) характера. Социально ориентированное государство в целях внедрения ценностных основ правового взаимодействия может использовать диалог с личностью и гражданским обществом, а также поощрять диалогичность во взаимоотношениях между гражданами и их объединениями.  Концептуально, чтобы диалог между адвокатурой и органами местного самоуправления не сводился только к формальным сравнениям ценностей и идеалов, а опирался на твердую правовую основу, поддерживаемую отечественными традициями как адвокатуры, так и местного самоуправления.  

     Уровень развития адвокатуры – индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков реальной защищенности прав человека. Таким образом, социальная значимость взаимодействия адвокатуры и органов местного самоуправления в реализации и защите прав местного сообщества обусловлена, во-первых, подъемом правовой активности граждан в муниципальных образованиях разных типов;во-вторых, формированием правопослушного поведения в системе организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц муниципальных органов власти; в-третьих, защитой прав местного населения на осуществление конституционного права граждан на местное самоуправление; в-четвертых, формированием в муниципальной среде позитивного отношения к праву и социальным ценностям, традициям и обычаям народов, проживающих на территории Российской Федерации; в-пятых, обеспечением устойчивых правовых гарантий соблюдения законности в правоприменительной практике органов местного самоуправления, исключением или минимизацией такого проявления, как субъективное усмотрение должностными лицами местного самоуправления при принятии юридических решений; в-шестых, правовым обеспечением механизма юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и органами государственной власти; в-седьмых, созданием материально-технического обеспечения адвокатской деятельности, включая создание условий для оказания профессиональной квалифицированной юридической помощи населению сельских муниципальных образований.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика