Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

НИКОЛАС РОБИНСОН:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В ЭПОХУ АНТРОПОЦЕНА

Интервью с профессором Юридической школы им. Элизабет Хауб Университета Пейса (США, Нью-Йорк).


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Вопросы федеративной демократии и унитарного авторитаризма
Научные статьи
29.12.10 15:09

вернуться

 
ЕврАзЮж № 12 (31) 2010
Право и политика
Гайдук В.В.
Вопросы федеративной демократии и унитарного авторитаризма
Ученые и политики называют множество причин распада СССР. Однако важнейшими являются кризис демократии, фантомный характер федерализма и национальный вопрос. Указанные проблемы являются, к сожалению, «хроническими» для российской цивилизации. Именно данные вопросы волновали Российскую империю, имели жизненно важное значение для СССР и остро стоят в современный, постсоветский период.

       В геополитическом плане Советский Союз эволюционировал в Российскую Федерацию, которая стала лишь одним из образовавшихся полноправных суверенных государств.
Содружество Независимых Государств (СНГ) не обладает наднациональными полномочиями, государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Своим появлением СНГ обязано быстрому и неожиданному уходу Советского Союза с мировой политической арены. 

     Является очевидным, что СНГ – это явление бутафорское, которое не смогло заменить СССР. Надо признать, что на сегодняшний день не СНГ объединяет страны бывшего СССР, а общая история, история совместного бытия в Советском Союзе.  Несмотря на попытки сохранить союз, его необходимость и целесообразность остается под вопросом.

       Процессы демократизации и федерализации страны после распада СССР принесли демократию и федерализм в Россию. Однако с приходом к власти В.В.Путина происходит сворачивание строительства федеративного государства, страна возвращается к губительной унитарии, Россия вновь становится синонимом авторитаризма.

     Под знаменем построения так называемой «суверенной» демократии, трансформации и модернизации  системы государственной власти происходит полная унификация вертикали власти, унитаризм вместо федерализма и показательный парламентаризм вместо демократии.

      Предложенная бывшим Президентом России Владимиром Путиным реформа системы государственной власти в Российской Федерации и продолжающиеся тенденции централизации власти в стране вызывают всеобщую обеспокоенность политической элиты судьбами федерализма и демократии в России.

     Как считает доктор политических наук, профессор Н.П.Медведев, режим нынешнего президента России Д.А.Медведева стал продолжением политики централизации В.В.Путина, характеризующейся политическим плюрализмом, «управляемой демократией», преобладающими тенденциями авторитаризма. Причем все формы модернизации начинаются с различных форм политических манипуляций, а заканчиваются либо «повисают» в преднамеренной и планомерной формализации, бюрократизации и даже полном игнорировании конституционных принципов народовластия. Ярким свидетельством тому является предупреждение В.В.Путина на январском заседании Государственного Совета России о том, что политическую систему в России не следует «трясти».  Тем самым Председатель Правительства Российской Федерации дал понять, что сложившаяся в стране авторитарная политическая система, возглавляемая двумя главными плебейсцитарными демагогами, не подлежит изменению, обновлению, модернизации.

      В контексте вышеназванных обстоятельств надо отметить, что сегодня существует настоятельная необходимость мобилизации усилий на достижение целей, связанных с сохранением не только принципов федерализма в Российской Федерации, но и самой государственности, необходима модернизация политической системы России, под которой мы понимаем совокупность политико-правовых действий, направленных на научно-обоснованное изменение политической системы России с активным использованием позитивного опыта государственного строительства зарубежных стран и, самое главное, России.

      Модернизацию в экономике и других сферах общественной жизни необходимо начинать с опоры на меритократические элитарные социальные группы, которые в состоянии ориентировать общество на стратегию развития, а не стагнации. В этой связи политическим руководителям ХХІ века пришло время отказаться от выводов марксистско-ленинского учения о том, что якобы народные массы являются главной движущей силой истории.

     Для этого необходимо сохранить действующую Конституцию России, несмотря на различные идеи «горячих голов» об активном внесении изменений в Основной закон и даже принятии новой Конституции.

     Достаточно важным на сегодняшний день является недопущение демонтажа федерализма в России, обеспечение и сохранение политических, экономических и этнических интересов субъектов Российской Федерации с сохранением и трансформацией региональных «институтов, явлений и процессов».

      Мы считаем, что в рамках укрепления федеральной демократии необходимо укрепить позиции и авторитет региональных законодательных собраний, а также добиться изменения принципов и порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания России с сохранением влияния регионов в данном федеральном законодательном органе.

    В литературе распространено мнение, что дуализация законодательной власти в федеративном государстве является отражением федеративного устройства государства, практическим условием реализации федеративного государственного устройства, провозглашенного основным законом страны. Дуализация законодательной власти, наличие законодательных полномочий, наряду с федеральным парламентом, у региональных органов государственной власти (органов государственной власти субъектов федерации) является важнейшим признаком федеративной формы государственного устройства.

       Если проанализировать состояние современного федерализма, следует заметить, что практически завершен процесс назначения руководителей субъектов Федерации, лояльных Центру, который становится наиболее значимой и заметной «верхушкой айсберга», носившего название «административная реформа» (2001–2008 гг.). Имело место отстранение от власти или переназначение ряда руководителей субъектов Федерации посредством уже подписанного Президентом страны федерального закона. Отстранение, прежде всего, касалось «неугодных Кремлю» руководителей субъектов Федерации (начиная с декабря 2004 – января 2005 г.).

      Существовала некоторая «условная» надежда, что произойдет внешнее усиление власти назначенных руководителей субъектов по отношению к федеральным округам и федеральным территориальным структурам.

      Вместе с тем, произошло фактическое ослабление позиции руководителей субъектов Российской Федерации перед лицом федерального центра.

     «Условной» стала возможность усиления роли законодательных собраний в связи с делегированием им права утверждать кандидатуры руководителей субъектов.

     Такого усиления, как мы знаем, не произошло. Во многом это объясняется и той оговоркой в законодательстве, по которой Президент России вправе распустить региональный парламент, если не будет трижды утверждена предложенная им кандидатура на пост главы субъекта Федерации.

     Продолжается линия Федерального центра и ведущих политических партий на изменение порядка формирования региональных законодательных собраний (партийные списки, отказ от мажоритарного принципа, превращение всех региональные собраний в однопалатные). Идущий процесс способствует деградации политической системы субъектов Российской Федерации. Но, самое главное, деградация политической системы субъектов Российской Федерации, в свою очередь, деформирует и политическую систему России в целом, упрощает её.

     К сожалению, не имеет своей программы в отношении государственной региональной политики и Партия «Единая Россия». Иллюзий в отношении целей этой партии в регионах быть не должно. Партия в целом проводит линию на укрепление вертикали власти. Интересы регионов не являются ее приоритетным направлением деятельности. Необходима особая тактика в отношениях с данной партией тех руководителей, которые связаны с ней в уставном порядке, с тем, чтобы не стать заложниками ее антирегиональных, центристских действий.

      Происходит дальнейшая маргинализация функций полномочных представителей Президента в федеральных округах. Возможно упразднение данного института федеральной власти.

    Федеральный закон о представителях Президента так и не появился, а во внесенном законопроекте о «назначении губернаторов» функции федеральных административных округов не уточнены. Округа как бы «зависли» в маргинальном состоянии.

    Продолжается вялотекущий процесс укрупнения субъектов Российской Федерации.

   Авторы детально проанализировали уже реализованные слияния, а также дали оценку потенциальным кандидатам на объединение – это федеральные города и окружающие их области (Москва и Московская область, Санкт-Петербург  и Ленинградская область) и некоторые бывшие «автономные субъекты», входившие в состав краев (Хакасия – Красноярский край, Адыгея – Краснодарский край и др.).

     Провальной остается реформа местного самоуправления. Продолжается борьба местных властей за самостоятельность и избираемость мэров. Неадекватно проходит реализация закона о местном самоуправлении.

      Создана Общественная палата, которая так и не стала элементом гражданского общества в стране и служит больше ширмой перед западными странами, как бы демонстрируя широкую общественную поддержку проводимым реформам. Общественная палата являет собой квазимодель гражданского общества.

      В стране развернута широкая политическая дискуссия по поводу изменений в Конституции России. Очевидно, что определенными политическими силами будут предприниматься новые попытки ее полной замены через референдум. Изменения в Конституции России и законодательстве всех уровней будут мотивированы целым рядом причин, но в первую очередь необходимостью сохранения единства и целостности страны в условиях борьбы с терроризмом.

      В последующий период развития политической системы России усилится давление на руководство республик – субъектов РФ с целью упразднения должности президентов республик и назначения законодательными собраниями руководителей исполнительной власти в регионах.

       Необходимо признать, что на сегодняшний день Россия вновь уходит от пути демократического федерализма. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо учесть позитивный опыт федеративного развития 1990-х годов, не забывать классические элементы, из которых складывается российская модель федерации, учитывать интересы этносов, традиционно проживающих на  территории страны, добровольно считающих себя россиянами и живущих в соответствии с определенными, признанными в мире демократическими принципами, сохранять исторически сложившиеся единство и целостность Российского государства федералистским методом, обеспечивать гарантии защиты прав и свобод каждого гражданина, независимо от национальной принадлежности.

     В оценке российского федерализма необходимо учитывать исторические традиции народов, национальных меньшинств, проявлять уважение и толерантное отношение ко всем культурам и религиям. В современных условиях делать это можно лишь на основе принципов демократии и федерализма.

      Государственное устройство нашей страны основано одновременно на территориальном и национально-территориальном принципах. Оно не идеально в контексте мирового опыта, но такова наша исторически сложившаяся конституционная особенность.

     Недооценка значимости национального вопроса в нынешних условиях, возможностей его многовариантного решения находит свое выражение в пропагандируемых некоторыми политиками тезисах об отказе от принципа самоопределения народов в Российской Федерации, закрепленного в Конституции России и международно-правовых документах, в сведении решения национального вопроса до уровня создания культурно-национальных автономий. При таком подходе забывается, что национально-культурная автономия и принцип самоопределения народов соотносятся друг с другом как часть и целое и потому неразделимы. Вместе с тем, этногенетическое многообразие социокультурных составляющих субъектов Федерации требует реализации поливариантной национальной политики, согласованной со специфическими условиями жизнедеятельности народов республик, краев, областей и автономий.

     В России осуществлен демократический переход к новому состоянию в сфере этнокультурных и межнациональных отношений.

     Федеральные округа представляют федеральную власть. Вместе с тем, их практическая необходимость вызывает сомнения. Данные образования не представляют никакой пользы для российских регионов, поддержки в решении острейших проблем населения и в отстаивании федеральных программ для региона и, тем более, для российских граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации.  

      Новым генерал-губернаторам хочется «порулить» в регионах. Однако сегодня их главными оппонентами, как и в императорской России, стали уже не губернаторы и президенты республик – субъектов РФ, а представители федеральных министерств и ведомств в субъектах. В этом противоречии, а также в стремлении некоторых представителей президента в округах выступать в роли укрупненных субъектов Федерации кроется очевидная бесперспективность федеральных административных округов как институтов федеральной власти в регионах, если они будут продолжать векторно, односторонне направленную политику, которую они проводят сегодня.

      Несмотря ни на что, Россия должна оставаться единой и сильной, должна, как говорил когда-то Путин, быть еще и прочной Федерацией.  России необходимо единое правовое и экономическое пространство. Необходимо продолжить процедуру гармонизации регионального и федерального законодательств.

     Своеобразный и вместе с тем уникальный опыт в строительстве федеративных отношений сегодня практически игнорируется. Конечно, хочется гармонии в федеративных отношениях. 

     Настоящую Федерацию за короткий срок построить невозможно. В 1993 году, когда была принята нынешняя Конституция, Россия только начинала создавать федеративное государство. Не хватало федеральных законов, не было развито региональное законодательство. Не было многого того, что мы имеем сегодня. Законодательство, наработанное субъектами Федерации за годы постсоветской России, нельзя изменить немедленно, однако следует представлять, что вместе с «грязной водой мы можем выплеснуть и ребенка», – российский федерализм.

       Надо учитывать «горький» опыт Советского Союза и последствия игнорирования этнического фактора и федерализма в России. Необходимо стремиться к тому, чтобы Российская Федерация трансформировалась и модернизировалась в демократическое федеративное правовое государство, а не в конфедерацию, подобно СНГ, возникшую на месте распавшейся России, не сумевшей решить вопрос этнический и вопрос о федерализме.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика