Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

НИКОЛАС РОБИНСОН:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В ЭПОХУ АНТРОПОЦЕНА

Интервью с профессором Юридической школы им. Элизабет Хауб Университета Пейса (США, Нью-Йорк).


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Особенности правового регулирования полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства в России
Научные статьи
29.12.10 15:38

вернуться

 
ЕврАзЮж № 12 (31) 2010
Муниципальное право
Бутаков А.Н.
Особенности правового регулирования полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства в России
В статье рассмотрен вопрос о правовом регулировании создания условий и содействия развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации органами местного самоуправления. Подвергнуты анализу отдельные нормы муниципально-правовых актов, касающиеся вопросов реализации полномочий в области предпринимательства органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов.

         Концепция развития малого и среднего предпринимательства в России назрела уже давно, начиная еще с конца 90-х годов ХХ столетия. Развитый и конкурентоспособный малый и средний бизнес – это двигатель экономики не только муниципальных образований, но и целого государства.

        Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ-131 «Об общих принципах…»), закрепляет такой вопрос  местного значения, как содействие и развитие малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов. Данные положения содержатся в п. 28 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1. ст. 15, п. 33 ч. 1. ст. 16 ФЗ-131 «Об общих принципах…». Между вышеперечисленными нормами ФЗ-131 «Об общих принципах…» есть существенная разница, которая определяет правовую природу каждого конкретного полномочия органов местного самоуправления в области поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, к полномочиям муниципальных органов сельских поселений относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Что касается полномочий органов местного самоуправления городских муниципальных образований и муниципальных районов, то речь идет не о создании условий для развития малого и среднего бизнеса, а о содействии развитию предпринимательства на территории муниципального образования. Представляется возможным осмыслить вышеупомянутые конструкции правовых норм с позиции их соотношения на предмет позитивного правового регулирования.

         В частности, специальным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы развития малого и среднего предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее ФЗ-209 «О развитии…»), согласно ст. 1 данного нормативного акта органы местного самоуправления являются участниками отношений в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Понятно, что сфера развития бизнеса в нашей стране предполагает участие в ней различных субъектов – участников правовых отношений, это могут быть государственные органы, физические и юридические лица, общественные организации и т. п. Однако, муниципальные органы как уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению, обязаны способствовать развитию торговли, предпринимательству и вообще рыночным отношениям, развивающимся на территории муниципального образования, в силу своей публично-правовой природы. Вместе с этим, динамика развития взаимоотношений органов местного самоуправления и представителей малого и среднего бизнеса не может похвастаться своей позитивной правовой и организационной практикой.

          Как отмечают Н.Д.Бут, А.Н.Ларьков, А.В.Паламарчук, практика прокурорского надзора показала наличие большого количества правовых актов, ограничивающих предпринимательскую деятельность. По требованиям прокуроров ряда субъектов Российской Федерации отменены правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, принятые с превышением полномочий, устанавливающие неравные условия для осуществления предпринимательской деятельности и не предусмотренные законом сборы и обязанности, пресечены действия, которые привели или могли привести к ограничению и устранению конкуренции. Только в Северо-Западном федеральном округе в 2008 г. прокурорами выявлено свыше 170 муниципальных правовых актов, содержащих дополнительные административные барьеры для субъектов предпринимательской деятельности. Распространены случаи неправомерного предоставления льгот при размещении государственных заказов, обложения предпринимателей органами местного самоуправления поборами в свою пользу.

        Необходимо отметить, что нет смысла перечислять все нарушения прав предпринимателей со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, ибо фактов противодействия, коррупции, чиновничьего произвола и т. п. сотни, а может быть, и сотни тысяч. В любом случае вряд ли найдется такое учреждение в России, которое бы представило полную достоверную информацию о нарушениях прав малого и среднего бизнеса со стороны муниципальных и государственных органов власти в полном объеме. В связи с этим представляется уместным с научно-теоретической и практической точек зрения проанализировать нормы законодательства о малом и среднем предпринимательстве на предмет их совершенствования и соответствия в системе муниципально-правовых отношений в современный период.

        Согласно ст. 11 ФЗ-209 «О развитии…» к полномочиям органов местного самоуправления относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. При этом ни ФЗ-131 «Об общих принципах …», ни ФЗ-209 «О развитии …» не раскрывают содержание понятий «создание условий для развития малого и среднего предпринимательства» и «содействие развитию малого и среднего предпринимательства», что дает основание предполагать, что данные нормы носят формально-юридический характер. Однако ФЗ-209 «О развитии…» содержит указания о том, что входит в вопросы создания условий для развития малого и среднего предпринимательства. В частности, это формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

         Необходимо отметить, что нормами ФЗ-209 «О развитии…» указанные полномочия органов местного самоуправления не разграничиваются между органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов. Это первая проблема.

       Далее, понятие «создание условий для развития» является более объемным, чем «содействие развитию», так как «содействие развитию», исходя из его значения, предполагает деятельность с целью помощи, поддержки и облегчения в деятельности малому и среднему бизнесу. А вот понятие «создание условий для развития» видится нам как формирование правил, «благоприятствующей атмосферы» для начала и работы бизнеса, для его становления и содействия его развитию, а также поддержка, что включает в себя: финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

        Если исходить из логики применения норм муниципального права, то мы приходим к закономерному выводу, что законодатель в обе вышеуказанные конструкции заложил один смысл, да и в правоприменительной практике муниципально-правовых норм указанные понятия рассматриваются как однопорядковые. И в соответствии с ФЗ-209 «О развитии…» органы местного самоуправления муниципальных образований наделены полномочиями по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства. Содержание понятия «содействие развитию малого и среднего предпринимательства» отражает лишь особенности осуществления указанных полномочий в муниципальных районах и городских округах, таким образом, содействие развитию малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления, рассматривается как создание условий для его развития.

          По утверждению Н.А.Антоновой, общим недостатком законодательного регулирования местного самоуправления остается нечеткость формулирования вопросов местного значения, что не позволяет однозначно разграничивать их между органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также между органами местного самоуправления разных типов муниципальных образований, прежде всего, между муниципальным районом и входящими в его состав поселениями.

         Недостаточная проработка концепции разграничения вопросов местного значения между муниципальными образованиями различного уровня ведет к возникновению сферы «коллизионных» вопросов. Абсолютное разделение перечня вопросов местного значения для муниципальных образований разных уровней в период постоянной подвижности законодательства труднодостижимо. Перечень этих вопросов может изменяться еще не раз. Но важным является определение этого перечня исходя из принципа, положенного в основу самим ФЗ-131 «Об общих принципах…» и заключающегося в том, что вопросы местного значения должны касаться непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения и быть ключевыми при определении полномочий органов местного самоуправления.  Необходимо отметить, что данные выводы являются вполне обоснованными, если говорить о проблеме коллизионности муниципально-правовых норм.

           Полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов четко разграничены ст. 14, 15, 16 ФЗ-131 «Об общих принципах…», но если исходить из позиции, что «создание условий» и «содействие развитию» – это однородные понятия, то получается, что органы местного самоуправления всех типов муниципальных образований наделены одинаковыми полномочиями в сфере развития малого и среднего предпринимательства. При реализации данных норм органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов могут вмешиваться в полномочия друг друга, так как нет четкой границы реализации муниципально-правовых норм в области предпринимательства, более того, такая область, как предпринимательство находится под влиянием усмотрения должностных лиц органов местного самоуправления, а усмотрение в праве всегда субъективно. 

         Вместе с этим в соответствии с п. 3 ст. 17 ФЗ-131 «Об общих принципах…» полномочия органов местного самоуправления разных типов муниципальных образований осуществляются самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Указанное положение закреплено в развитие нормы п. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

         При этом формирование бюджета и иных элементов экономической основы местного самоуправления вступает в прямую зависимость от области предпринимательской деятельности. Поэтому можно предположить, что разграничение полномочий по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, должно решаться при помощи заключения между ними соглашений по передаче части своих полномочий, где соответственно будет установлено и их разграничение. Более того, при разграничении полномочий участие представителей бизнес-сообществ, как представляется, будет необходимым элементом публичности деятельности муниципальных органов власти. Данное предложение не будет противоречить действующему законодательству о местном самоуправлении и предусмотрено п. 4 ст. 15 ФЗ-131 «Об общих принципах…».

       В заключение хотелось бы отметить, что полномочия органов местного самоуправления по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства в России будут развиваться по совершенно новым направлениям, тем более в свете принятия Федерального закона от 28 сентября 2010 г. №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», поскольку, как представляется, впервые в отечественном законодательстве полномочия органов местного самоуправления будут реализовывать не сами муниципальные органы, а управляющие компании, которые по своей правовой природе не являются публично-властными органами. Думается, что это обстоятельство не может не коснуться и полномочий органов местного самоуправления в области развития предпринимательства.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика