Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы обеспечения тайны совершения нотариальных действий при работе нотариусов с информационными системами (опыт Республики Казахстан)
Научные статьи
01.02.11 14:22

вернуться


Хамзина Ж.А.

Бурибаев Е.А.
 
ЕврАзЮж № 1 (32) 2010
Право стран СНГ
Хамзина Ж.А., Бурибаев Е.А.
Проблемы обеспечения тайны совершения нотариальных действий при работе нотариусов с информационными системами (опыт Республики Казахстан)
В статье рассмотрены проблемы обеспечения тайны совершения нотариальных действий при работе нотариусов с информационными системами в республике Казахстан.

       Одним из конституционно-правовых принципов организации и деятельности нотариата, которые являются  параметрами развития общественных отношений в данной области, является принцип гарантированности тайны совершения нотариальных действий. Внедрение и исполнение данной конституционной идеи в деятельности нотариата является важнейшим вектором дальнейшего совершенствования его правового обеспечения. Вместе с тем, современное правовое регулирование отношений по осуществлению нотариальных действий, а также организации и функционирования системы нотариата, наряду с иными издержками, имеет такой недостаток, как недостаточный уровень обеспечения тайны  нотариальных действий. Однако публичный характер и процессуальность нотариальной деятельности требуют высокого уровня гарантий прав обратившихся к нотариусу лиц,  в частности, требуют от нотариуса, участников нотариальных правоотношений выполнения обязанности хранить тайну нотариального действия.

       Принцип гарантированности тайны совершения нотариальных действий конкретизируется в нотариальном законодательстве, так, перечень обязанностей нотариуса закрепляется в статье 18 Закона Республики Казахстан от 14 июля 1997 года № 155-1 «О нотариате» (далее – Закон), согласно указанной норме нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Согласно пункту 4 статьи 15 Закона, нотариус, занимающийся частной практикой, обязан иметь помещение, пригодное для беспрепятственного доступа граждан и представителей юридических лиц, соблюдения тайны совершения нотариальных действий и условий для обеспечения сохранности нотариального делопроизводства. В целях обеспечения тайны нотариальных действий на нотариуса возложены обязанности по формированию, содержанию и обслуживанию нотариального архива. Согласно статье 17 Закона нотариус вправе истребовать от физических и юридических лиц документы и сведения, необходимые для совершения нотариальных действий, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну. Кроме того, нотариус, занимающийся частной практикой, несет реальную полную имущественную ответственность в случае разглашения сведений, ставших ему известных в результате нотариальной деятельности.

        Таким образом,  хранение нотариусом в тайне сведений, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности, является важнейшей гарантией обеспечения принципа тайны нотариальных действий, законодательно установлен комплекс указанных гарантий:  требования, предъявляемые к офису нотариуса, ответственность за разглашение сведений, обязанность ведения нотариального архива, соблюдения режима конфиденциальности в отношении сведений, к которым нотариус получил доступ при осуществлении своей деятельности,  и т.д.

      Кроме того, обеспечение тайны нотариальных действий является главнейшим принципом, который лежат в основе системы латинского нотариата, в Базовых принципах системы латинского нотариата, утвержденных 18 января 1986 года Бюро при Комиссии по Международному Сотрудничеству Нотариата и Постоянным Советом в Гааге 13-15 марта 1986 года, определяется статус нотариальных документов и закрепляется:  «Нотариальными являются документы, составленные и удостоверенные нотариусом, которые он хранит у себя, классифицируя в хронологическом порядке. Документы могут касаться любых правовых действий и договоров, как односторонних, так и двусторонних и многосторонних, а также констатации фактов, являющихся общественными или в достоверности которых нотариус убеждается прямым чувственным восприятием. Различного рода официальные требования, уведомления или извещения также могут совершаться в форме нотариального документа. При составлении нотариального документа договаривающиеся стороны имеют право на получение копий документа. Нотариус также может, не нарушая обязательства хранить профессиональную тайну, сообщать информацию о содержании документа лицам, которые, по его мнению, имеют на это законное право».

       Вместе с тем, введение в действие с 1 октября 2010 года Единой нотариальной информационной системы (далее – ЕНИС) в Республике Казахстан значительно снизило гарантии сохранения тайны нотариальных действий, что, несомненно, повлекло снижение безопасности общественных отношений, гражданского оборота.

      Сегодня, по прошествии достаточного времени с момента введения ЕНИС в действие, понятно, что она выполняет две основные функции, первая заключается в обеспечении доступа нотариуса к информационным государственным базам, вторая – в дублировании бумажного реестра нотариуса. Остановимся подробно на каждом из направлений организации ЕНИС.

      Во-первых, ЕНИС предоставляет право нотариусам пользоваться государственными базами данных физических и юридических лиц (далее - ГБД ФЛ, ГБД ЮЛ), которые являются базовыми компонентами инфраструктуры «электронного правительства. Основными задачами проекта ГБД ЮЛ являются: однозначная идентификация юридических лиц посредством БИН; интеграция информационных ресурсов, принадлежащих различным ведомствам, в части идентификации юридических лиц; создание централизованной базы данных, хранящей и представляющей актуальные и достоверные сведения об юридических лицах; пресечение фактов незаконной регистрации «лжепредприятий».

    Цель проекта ГБД ФЛ - предоставление сведений о физических лицах с указанием индивидуального идентификационного номера в информационные системы государственных органов Республики Казахстан, в частности, объединение единой логикой все системы регистрации физических лиц в отделах ЗАГС, паспортных столах, сферах социального страхования, медицинского обеспечения, пенсионного обеспечения, налоговой и других служб. Назначением государственной базы данных «Физические лица» является интеграция информационных ресурсов ведомственных систем, выполняющих в рамках своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством РК, учет физических лиц и обеспечение экономии средств при дальнейшем развитии всех ведомственных систем. Главной задачей проекта государственной базы данных «Физические лица» является создание единой системы регистрации и хранения информации о физических лицах, достаточной для идентификации и определения гражданского состояния. По состоянию на 01 сентябре 2009 года в Государственной базе данных «Физических лиц» содержатся сведения о 14 933 643 физических лицах. В ГБД ФЛ поступают сведения из системы документирования населения и органов ЗАГС.

      Подключение нотариусов Республики к ГПД ЮЛ, ГПД ФЛ существенно усилило из возможности по идентификации субъектов обращения за нотариальными действиями, позволило осуществлять проверки дееспособности граждан, правоспособности юридических лиц и их представителей, что, в конечном счете, значительно повысило безопасность нотариальных отношений.

        С другой стороны, все сведения, содержащиеся в ГБД ЮЛ и ГБД ФЛ, автоматически попадают в электронный реестр нотариусов при обращении к ним соответствующих субъектов. При этом технически защищенность электронного реестра не обеспечена, вся попадающая в него информация доступна, что признается разработчиками ЕНИС. Так, в размещенном в сети Интернет и опубликованном в газете «Мегаполис» интервью, Руслан Енсебаев - заместитель председателя АО «Национальные информационные технологии» (указанное АО является  оператором программы ЕНИС) дословно указывается следующее: «Информация, вносимая в журнал регистрации нотариальных актов, не относится к категории секретных … Напомню, что система «Е-нотариат» внедрялась в первую очередь для того, чтобы Министерство юстиции имело полноценную статистику нотариальных актов как в разрезе регионов, так и в разрезе конкретных нотариусов. Очевидно, что на нынешнем этапе мы решили эту задачу. Конечно, в будущем было бы хорошо, чтобы все нотариально заверяемые документы имели электронную версию и могли передаваться по электронным каналам передачи данных. Но пока точных сроков запуска подобной версии системы нет … Данные, циркулирующие сегодня в системе «Е-нотариат», не носят конфиденциальный характер».

      Для того чтобы понять какие это конкретно данные, «циркулирующие сегодня в системе «Е-нотариат» и доступные для Министерства юстиции, работников АО «Национальные информационные технологии» (далее – АО НИТ), а также иных лиц, которые могут технически получить доступ к ЕНИС приведем соответствующие нормы законодательства о нотариальном делопроизводстве. Работа нотариуса в ЕНИС включает в себя внесение следующих сведений в электронный реестр:
- дату регистрации нотариального действия, дата фактического совершения нотариального действия (в случае внесения данных не в день совершения нотариального действия, по техническим причинам, совершения нотариального действия с выездом и т.д.);
- фамилию, имя, отчество граждан или их представителей (родителей, опекунов, попечителей), дата и место их рождения, данные по индивидуальному идентификационному номеру (далее  - ИИН) и бизнес идентификационному номеру (далее  - БИН), наименование юридических лиц и место их нахождения, для которых совершено нотариальное действие. Если один из участников сделки действует по доверенности, дополнительно указываются фамилия, имя, отчество доверителя, номер и дата выдачи доверенности. Указываются фамилия, имя, отчество и место жительства граждан, подписавшихся за лиц, не могущих самостоятельно подписаться, а также переводчиков;
- документ, удостоверяющий личность лиц, обратившихся за совершением нотариального действия (удостоверение личности или паспорт), номер, когда и  кем выдан документ, данные ИИН и БИН;
- сумму, оплаченную за совершение нотариального действия;
- статус документа (совершенный и отмененный);
- краткое содержание нотариального действия.

    Изложенная информация о совершенном нотариальном действий является, по-существу, незащищенной, введение ЕНИС в том виде, который функционирует сегодня не обеспечивает конфиденциальность этих сведений.

      Нотариальная тайна или тайна нотариальных действий — это разновидность профессиональной тайны, в рамках которой нотариус обязан хранить в тайне любые сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью. «Тайна совершения нотариального действия обеспечивает на законодательном уровне возможность и право человека реализовать свою автономию, свою независимость, оградить себя от других окружающих его людей, органов, организаций, которые проявляют к нему слишком стесняющий его интерес» [3, с. 9] - таким образом, право на нотариальную тайну должно рассматриваться как одно из проявлений конституционного права личности на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, тайну личных вкладов и сбережений, сообщений (статья 18 Конституции РК).

      Известный российский ученый в области нотариата И.Г. Черемных следующим образом характеризует нотариальную тайну. «Одним из личных неимущественных прав следует признать право гражданина на нотариальную тайну, при нарушении этого права - разглашении сведений, составляющих нотариальную тайну, - причиненный моральный вред подлежит компенсации. И этот вред, наряду с имущественным ущербом, будет возмещаться нотариусом, занимающимся частной практикой, из своего кармана, а не из государственного бюджета. Нотариальная тайна является одним из видов личной тайны. К тому же она является тайной профессиональной, поскольку закон возлагает на нотариуса обязанность хранения в тайне сведений, ставших известными ему в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. В этой связи необходимо уяснить, что же понимается под личной тайной, охрана которой гарантируется Конституцией РФ (ст. 23). Какие сведения относятся к личной тайне, а какие таковыми не являются? Обычно под тайной понимается "то, что скрывается от других, известно не всем; секрет". Соответственно личной тайной являются сведения, которые лицо желает скрыть от всеобщего обозрения. Безусловно, не все сведения, которые лицо сообщает нотариусу, могут быть признаны тайной, однако закон указывает на обязанность нотариуса неразглашения любых сведений, которые стали ему известны в результате осуществления профессиональных обязанностей».

        В комментарии к Конституции РК, член Конституционного Совета РК У.М. Стамкулов отмечает: «Неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, защита чести и достоинства человека являются определяющими факторами конституционно-правового статуса человека и гражданина в Республике Казахстан … Под правом человека и гражданина на личную неприкосновенность понимается закрепленное в Конституции и законодательстве Республики субъективное право каждого человека на всемерную защиту со стороны государства не только физической, психической и духовной жизни индивида, но и тех условий, которые создают ему возможность беспрепятственно пользоваться своими благами для реализации личных потребностей, если это не противоречит интересам индивида, общества и государства. Неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна охраняются Конституцией и закона Республики Казахстан. Такой охране подлежат сведения о человеке, дающие оценку его характеру, облику, здоровью, материальному состоянию, семейному положению, образу жизни, отдельным фактам биографии. … Конституция не исключает допустимость ограничения этих прав, поскольку в соответствии  с п.1 ст. 39 Конституции права и свободы человека и гражданина законами в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».

       Тайна нотариальных действий является одной из гарантий обеспечения конституционного права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну личных сбережений, переписки и иных сообщений. Под тайной нотариальных действий понимается любая информация о характере нотариального действия, лицах, обратившихся за нотариальными действиями. Конституционное право каждого на тайну в данном контексте  означает, что только лицо, от имени которого или по поручению которого совершалось нотариальное действие может распоряжаться ею по своему усмотрению. Допустимые статьей 39 Конституции ограничения тайны нотариальных действий должны соответствовать реализации целей, закрепленных в пункте 1 указанной конституционной нормы. В частности, в действующем нотариальном законодательстве установлены порядок и условия недопущения, предотвращения, а также возмещения ущерба разглашением сведений, составляющих нотариальную тайну.  Основания ее разглашения закрепляются в Законе, это четко ограниченные условия предоставления сведений, прежде всего, правоохранительным органам по делам, находящимся в их процессуальном производстве. Доступ к сведениям о конкретных нотариальных действиях, совершенных тем или иным нотариусом, со стороны Министерства юстиции, технического персонала ЕНИС не соответствует конституционным условиям разглашения сведений составляющих тайну частной жизни, личную и семейную тайну, тайну личных вкладов и сбережений.

      Считаем, что со стороны разработчиков ЕНИС и Министерства юстиции [6] существует ошибочное мнение о том, что информация, содержащаяся в электронном реестре нотариуса, не составляет сведения, включаемые в нотариальную тайну. Это принципиальная ошибка, которая повлекла разработку ЕНИС в том виде, в котором она эксплуатируется сегодня. Принцип гарантированности тайны совершения нотариальных действий является важнейшим правовым началом существования нотариальных правоотношений, а также обязательным признаком нотариальной процессуальной формы.

      Кроме того, хотелось бы обратить внимание на такой важнейший аспект, как целесообразность самого ведения электронного реестра. Фактически имеет место дублирование бумажного реестра электронным, нотариус выполняет двойную работу по фиксации факта совершения нотариального действия на бумажном и электронном носителе, что не имеет очевидного смысла. Минусами ведения электронного реестра являются: значительное увеличение времени совершения нотариальных действий, частые сбои работы ЕНИС, как вследствие недостатков самой системы, так и вследствие отсутствия технической возможности подключения к бесперебойной, высокоскоростной сети Интернет. В особенности последний аспект работы с ЕНИС усугубляется условиями работы с Интернет в сельской местности. Высказанные положения подтверждаются многочисленными вызовами нотариусами работников АО НИТ с целью обеспечения работы ЕНИС, обращениями нотариусов в саll-центр, электронными обращениями, что очевидно показывает соответствующая статистика. При этом нужно учитывать тот факт, что технически вызвать в офис нотариуса работника АО НИТ является весьма затруднительным, поскольку, например, это единственный специалист указанного АО, который кроме порядка 150 нотариусов Астаны обслуживает еще все ЦОНы, акиматы и другие государственные органы и учреждения, подключенные к информационным системам, разработанным и эксплуатируемым АО НИТ. При этом нотариус, кроме того, что должен ожидать прихода специалиста АО НИТ в случае сбоя ЕНИС порядка двух-трех рабочих дней, не имеет право осуществлять в этот период нотариальные действия, несет обязанность в случае остановки работы ЕНИС по техническим причинам составлять об этом акт и производить запись в реестре для регистрации нотариальных действий. При восстановлении работы ЕНИС записи, не отраженные в электронном реестре ЕНИС, должны нотариусом вноситься в реестр не позднее 24 часов, в той последовательности в котором произведена запись в реестре для регистрации нотариальных действий.

       Считаем, что единственная фактическая причина введения электронного реестра заключается в предоставлении Министерству юстиции информации о нотариальной деятельности каждого нотариуса, относительно всех нотариальных действий. Однако это информация относится к сведениям, составляющим нотариальную тайну. Нотариусы периодически сдают отчеты в органы юстиции о своей деятельности, которая никаким образом не влияет на сохранность сведений, составляющих тайну нотариальных действий, поскольку носит обезличенный характер. Функционирование ЕНИС допускает органы юстиции к сведениям о конкретных нотариальных действиях. Согласно статье 3 Закона  физическим и юридическим лицам гарантируется тайна совершенных ими нотариальных действий. Сведения о нотариальных действиях и документы выдаются по письменному требованию суда, органов следствия и дознания, по находящимся в их производстве делам, органов исполнительного производства по находящимся в их производстве делам исполнительного производства, органам прокуратуры, также органам юстиции и нотариальным палатам, уполномоченным Законом осуществлять проверку деятельности нотариусов. Никому кроме названных лиц и ни при каких других обстоятельствах, нотариус не вправе сообщать, а также предоставлять документы или их копии, имеющиеся в его производстве. При этом каждый раз требование о выдаче тех или иных сведений должно базироваться на законодательстве, конкретных основаниях, например, проведения проверки, наличия жалобы, обращения и т.п.

       На наш взгляд, разработчиками ЕНИС был избран не верный подход к ее компонентам, функциями задачам. Считаем, что является обоснованным и востребованным допуск нотариусов к получению информации из ГБД ФЛ и ГБД ЮЛ, поскольку нотариусы наделяются государством на выполнение публичных функций по защите конституционных прав, свобод личности, нотариат является важнейшим правозащитным институтом государства. Считаем, что целью внедрения ЕНИС должно стать усиление гарантий законности, безопасности нотариальной деятельности. Указанные целеустановки могут быть обеспечены, во-первых, посредством допуска нотариусов к пользованию государственным базами данных не только физических и юридических лиц, но и к базам регистрации транспортных средств, регистрации недвижимости, то есть к тем необходимым информационным ресурсам, которые обеспечивают качество бесспорности нотариальных актов, в которых должны удостоверяться, свидетельствоваться бесспорные права, обязанности и факты. Считаем, что ЕНИС должна объединить всех нотариусов Республики в части внесения в нее данных об отмененных доверенностях, запрещениях отчуждения имущества, завещаниях, заведенных наследственных делах. Без претензии на исчерпывающий характер востребованных функций, отметим, что изложенные представляются важнейшими.

      Работа ЕНИС в современном ее виде в большей степени нецелесообразна по следующим основаниям:
- ЕНИС не предоставляет нотариусам никаких сведений, кроме содержащихся в ГБД ФД И ГБД ЮЛ, иная информация о движимом и недвижимом имуществе, а также земельных участках, действительность соответствующих правоустанавливающих документов проверить в ЕНИС невозможно;
- ведение ЕНИС значительно увеличило время на оформление нотариального акта;
- ЕНИС не предусматривает конфиденциальность работы со сведениями о лицах, обращающихся за нотариальными действиями; отсутствует реальная защита от несанкционированного доступа в ЕНИС со стороны третьих лиц;
- ЕНИС не является препятствием для совершения недобросовестными нотариусами противоправных действий, поскольку, например, нотариус может не регистрировать в электронном реестре то или иное действие, при этом указанный факт может быть проверен только в ходе проверки архива нотариуса при возникновении того или иного спора;
- применение ЕНИС также не исключает возможность регистрации сделки «задним» числом, например, на следующий день после ее фактического совершения с составлением соответствующего акта о том, что, например, у нотариуса не было доступа в систему Интернет, не исключает ведения «двойных» реестров, поскольку эксплуатация ЕНИС предоставляет возможность внесения в него данных в любое время в течение дня, чем часто пользуются нотариусы, когда после рабочего дня остаются в офисе и заносят данные о всех нотариальных действиях в электронный реестр;
- ЕНИС не обеспечивает препятствие для совершения сделки одним супругом втайне от другого, поскольку ЕНИС не имеет соответствующего доступа к данным ЗАГС, в которых, к слову, содержаться сведения о брачном состоянии лиц начиная только с 2007 года.

       Таким образом, ЕНИС, в ее современном состоянии не выполняет цели пресечения правонарушений в нотариальном процессе, нотариальных отношениях.

      Следует отметить и тот немаловажный факт, что система ЕНИС является платной для нотариусов, то есть доступ к государственным базам данных физических и юридических лиц, а также ведение электронного реестра для нотариуса возмездная. Вместе с тем АО НИТ не имеет полномочий на предоставление ГБД ФЛ И ГБД ЮЛ на платной основе, поскольку данные информационные ресурсы - это в соответствие с законодательством собственность государства. Таким образом, АО НИТ устанавливает плату для нотариусов за пользование своим информационным продуктом – программным обеспечением ЕНИС, поскольку, абсурдным является установление платы для нотариуса за его же работу по внесению данных о нотариальных действиях в ЕНИС. При этом, как объявлено представителем АО НИТ [7] плата за пользование ЕНИС будет составлять для нотариуса порядка четырех тысяч тенге в месяц. При этом отсутствуют четкие экономические обоснования данной суммы, которая в денежном выражении в разрезе всей Республики представляет собой значительные денежные средства, учитывая тот факт, что в Казахстане осуществляют деятельность более двух тысяч нотариусов. В связи с чем, видится экономически необоснованным установление платы за пользование ЕНИС  в предлагаемом разработчиком формате. При этом не ясно, будет ли указанная плата взиматься с государственных нотариусов за пользование ЕНИС, если да, то предусмотрены ли соответствующие средства в республиканском бюджете и была ли согласована данная статья расходов с Министерством финансов РК.

        На наш взгляд, в данном направлении следует учитывать международный опыт использования системы е-нотариата. В России информационная система «е-НОТ» внедрена и функционирует с 2007 года. В Италии с 2004 года все итальянские нотариусы и их конторы объединены в закрытую информационную сеть RUN (Reseau unitaire notarial) и имеют непосредственный и полный on-line доступ. Начиная с 2003 года все французские нотариусы получили возможность обмениваться данными (делать запросы, получать напрямую стандартизированные выписки и.т.д.) с публичными реестрами прав на недвижимое имущество, земельным кадастром, реестром завещаний и др. с использованием защищённых каналов связи сетей REAL и Tele@ete. В рамках проведения работ по созданию инфраструктуры электронного правительства в Республике Беларусь создана и успешно действует система электронного информационного обмена между нотариусами и публичным реестром недвижимости.

        В России в результате внедрения Единой информационной системы «еНот», ее использования нотариусы и нотариальные палаты получают  в режиме он-лайн сведения о выданных бланках и отмененных доверенностях, образцы подписей и печатей нотариусов, имеют доступ к адресам и телефонам всех нотариальных палат и нотариусов и даже фотографии нотариусов. Все информационные ресурсы системы являются закрытыми и доступны только зарегистрированным пользователям. Сервер системы установлен в помещении с ограниченным доступом, находящемся в Федеральной нотариальной палате.

       В настоящее время российская Единая информационная система «еНот» состоит из одиннадцати блоков:
– нотариальные палаты (руководители, адреса, телефоны);
– нотариусы (адреса, телефоны, фотографии, дополнительная информация);
– образцы печатей и подписей нотариусов;
– выданные бланки (проверка, выдавался ли данный бланк данному нотариусу);
– недействительные бланки (похищенные, недостающие);
– недействительные документы (бланки паспортов РФ);
– отмененные доверенности;
– аресты и запрещения;
– сведения о завещаниях (розыск нотариуса, удостоверившего завещание);
– розыск наследников (публичное сообщение о розыске наследников);
– наследственные дела.

        При внедрении «еНот» в Российской Федерации больше всего споров вызвало включение в систему «еНот» сведений о совершении завещания, так как есть мнение, что это противоречит Гражданскому кодексу РФ. В то же время информация в системе хранится в таком виде, что фамилию, имя и отчество завещателя из системы получить невозможно. Учитывая эти обстоятельства, было предложено начать поэтапное внедрение системы, а вопрос о законности включения в нее сведений о факте совершения завещаний передать на разрешение Комиссии по законодательству Федеральной нотариальной палаты.

      В целом, мировой опыт функционирования информационных систем в области нотариата свидетельствует о том, что их основная цель – подключение и свободный доступ нотариусов к государственным базам данных физических, юридических лиц, реестрам недвижимости, зарегистрированным правам на движимое имущество, обеспечение свободного обмена информацией между нотариусами относительно вопросов проверки отмененных доверенностей, наложенных запрещений распоряжением имуществом, предоставление информации об удостоверенных завещаниях, заведенных наследственных делах. И именно этот формат деятельности ЕНИС в Казахстане видится востребованным и основанным на реальных запросах нотариального сообщества. Указанные возможности деятельности ЕНИС позволят в действительности реализовать цели и задачи ее функционирования, обеспечат реальные гарантии безопасности нотариальных действий, а значит безопасность общественных отношений. К сожалению, действующая система ЕНИС не имеет вышеуказанных возможностей, нотариусы не только не имеют доступ к публичным реестрам имущества и имущественных прав, но даже не могут проверить выдаваемые уполномоченными органами электронные справки об отсутствии, наличии обременений на имущество, поскольку для этого они должны получить дополнительную электронно-цифровую подпись как физические лица и установить дополнительное программное обеспечение, что практически реализуемо только специалистами в области информационных технологий. Нотариусы не имеют доступа к базам данных о зарегистрированных прав на транспортные средства, прав в отношении, например, участия физических лиц в качестве учредителей юридических лиц, и др. Указанное приводит на практике к отказу в совершении нотариальных действий либо к неоправданно продолжительной и затратной для граждан, юридических лиц подготовке документов для совершения нотариального действия. Например, для совершения договора-купли продажи транспортного средства нотариус у обратившихся лиц истребует информационную справку из органов Дорожной полиции об отсутствии зарегистрированных обременений в отношении автомобиля. Не секрет, что получение справки затягивается, как правило, на целый рабочий день, при этом срок действия справки всего один день, соответственно стороны сделки не могут оформить в нотариальном порядке сделку в течение целого рабочего дня. Доступ к указанным базам данных нотариуса значительно бы облегчило процедуры подготовки к совершению нотариального действия. Приведем еще один пример, для отчуждения доли участия в товариществе с ограниченной ответственностью нотариус, в соответствии с законодательством о порядке совершения нотариальных действий, истребует справку об отсутствии обременений в отношении прав участника на его долю в уставном капитале Товарищества. Справка выдается соответствующими РГП - Центрами недвижимости в течение семи рабочих дней. Соответственно стороны сделки должны ждать указанный период для совершения сделки. Подключение нотариусов к соответствующим государственным базам данных существенно бы упростило порядок подготовки документов для совершения нотариальных действий, усилило бы гарантии защиты от коррупционных правонарушений в государственных органах, предоставляющих сведения для совершения нотариальных действий. Кроме того, приведенные аспекты функционирования ЕНИС позволили бы активизировать роль нотариуса в нотариальном процессе, превратив его из субъекта сугубо формального характера в активного участника, собирающего необходимые документы, содействующего лицам, обратившимся за нотариальным действие в его осуществлении.

         Следует подчеркнуть тот факт, что закрепленные в законодательстве возможности ЕНИС в современных условиях не реализуются. Так, в соответствие с внесенными в приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 28 июля 1998 года № 539 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий в Республике Казахстан» изменениями и дополнениями нотариус обязан проверить факт смерти, родственные либо иные отношения, являющиеся основанием для принятия наследства через ЕНИС в государственных электронных информационных ресурсах, однако ЕНИС не обладает изложенными возможностями по проверке указанных юридических фактов. При осуществлении сделок с недвижимым имуществом либо иным имуществом, требующие нотариального удостоверения, нотариус обязан на основании вышеуказанного нормативного правового акта сверить сведения о правоустанавливающих документах на имущество; сведения об отсутствии или наличии обременения на имущество через ЕНИС в государственных электронных информационных ресурсах, однако изложенная информация не может быть проверена через ЕНИС, разработчик не обеспечил технически и  организационно функционирование ЕНИС в указанном формате. В связи с чем, большинство норм, содержащихся в законодательстве о нотариальной деятельности и регламентирующих работу нотариуса в ЕНИС, носят неисполнимый, декларативный характер.

       На наш взгляд, востребованный формат работы ЕНИС должен в себя включать работу нотариуса со следующей информацией:
1)    нотариальные палаты (руководители, адреса, телефоны);
2)    нотариусы (адреса, телефоны, фотографии, дополнительная информация);
3)    образцы печатей и подписей нотариусов;
4)    выданные бланки (проверка, выдавался ли данный бланк данному нотариусу);
5)    недействительные бланки (похищенные, недостающие);
6)    государственные информационные базы данных  ГБД ФЛ, ГБД ЮЛ;
7)    отмененные доверенности;
8)    аресты и запрещения;
9)    розыск наследников (публичное сообщение о розыске наследников в сети Интернет);
10)    сведения о завещаниях (розыск нотариуса, удостоверившего завещание);
11)    наследственные дела, предназначенный для регистрации наследственных дел и предотвращения повторного открытия одного и того же наследственного дела одним или несколькими нотариусами;
12)    сведения о зарегистрированных правах, обременениях на имущество;
13)    сведения о фактах рождения, смерти, брачного состояния лиц.

       На основании изложенного, считаем, что эксплуатация ЕНИС в современном формате не в полной мере целесообразно, ущемляет конституционное право личности на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну личных вкладов и сбережений, сообщений, нарушает статьи 18, 39 Конституции РК.

     Вместе с тем, изменения в законодательство о нотариате приняты и вступили в силу, соответствующие нормы, обязывающие всех нотариусов Республики в своей деятельности пользоваться ЕНИС. Учитывая данный аспект, одними из решений поставленной проблемы могло бы стать:
 1 Обращение Республиканской нотариальной палаты либо территориальных палат с иском в суд об отмене приказа Министра юстиции республики №272 от 30. 09.2010 г. «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра юстиции Республики  Казахстан от 16 июля 1998 года № 83  «Об утверждении Инструкции по  нотариальному делопроизводству в Республике Казахстан», приказа Министра юстиции республики №271 от 30. 09.2010 г. «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра юстиции Республики  Казахстан от 28 июля 1998 года № 539  «Об утверждении Инструкции о порядке  совершения нотариальных действий в Республике Казахстан» и ходатайством об обращении в Конституционный Совет с представлением о признании неконституционными     пункта 3 статей 27 и 29, подпункта 12) статьи 32 , статей 49 и  57 Закона Республики Казахстан «О нотариате».
 2 Обращение в органы прокуратуры с ходатайством о принесении протеста на приказ Министра юстиции республики №272 от 30. 09.2010 г. «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра юстиции Республики  Казахстан от 16 июля 1998 года № 83  «Об утверждении Инструкции по  нотариальному делопроизводству в Республике Казахстан», приказа Министра юстиции республики №271 от 30. 09.2010 г. «О внесении изменений и дополнений, приказ Министра юстиции Республики  Казахстан от 28 июля 1998 года № 539  «Об утверждении Инструкции о порядке  совершения нотариальных действий в Республике Казахстан», как на нормативные правовые акты, противоречащие статьям 18, 39 Конституции РК.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика