Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы использования адвокатом административного обжалования как внесудебного средства защиты прав граждан
Научные статьи
03.02.11 14:53

вернуться

 
ЕврАзЮж № 1 (32) 2010
Адвокатура и нотариат
Колобашкина С.С.
Проблемы использования адвокатом административного обжалования как внесудебного средства защиты прав граждан
В настоящей статье автором анализируется правовая природа института административного обжалования, существующие виды административных жалоб. На основе анкетирования адвокатов, а также статистических данных оценивается эффективность использования рассматриваемого института для защиты прав граждан. Кроме того, автором выделяются факторы, влияющие на эффективность деятельности административного органа.



    Действующее законодательство РФ позволяет выделить в системе защиты прав граждан судебный и внесудебный способы. К числу судебных способов защиты права следует отнести обращение в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, а также в арбитражные суды, включая обжалование в суд действий и решений органов государственного управления и должностных лиц, в процессе рассмотрения которого применяется процессуальная форма; обращение с индивидуальной и коллективной жалобой в Конституционный суд, в порядке, установленном ФКЗ «О конституционном суде». К государственным средствам защиты права во внесудебном порядке можно отнести подачу административной жалобы, жалобу в органы прокуратуры, обращение к Уполномоченному по правам человека. Кроме того, особое место занимают альтернативные способы разрешения спора, к которым в литературе отнесены: переговоры, медиация, третейское разбирательство, мини-суд, независимая экспертиза по установлению фактических обстоятельств дела, омбудсмен, частная судебная система.  В настоящее время особую актуальность приобретает анализ эффективности применения отдельных институтов защиты прав граждан, входящих в государственную и негосударственную внесудебную систему, включая оценку целесообразности обращения к ним при работе адвоката по конкретному делу.

         Рассматривая институт административной жалобы (жалобы в административном порядке), необходимо отметить, что анализ юридической литературы и законодательства, регламентирующего порядок деятельности органов исполнительной власти, показывает, что правозащитная деятельность органами исполнительной власти осуществляется в следующих основных формах:
– административный контроль в форме обследования и экспертизы;
– административный надзор, предполагающий проведение инициативных проверок вышестоящими органами исполнительной власти деятельности нижестоящих, привлечение к ответственности лиц, нарушающих конституционные права и свободы;
– административно-юрисдикционная деятельность по рассмотрению жалоб граждан.

     Как показал опрос, проведенный автором, в настоящее время адвокатами подача административных жалоб используется недостаточно.

     Обеспечивая гражданам право на обжалование, государство предоставляет им возможность обращаться к широкой сети различных органов, которые обязаны принимать и рассматривать жалобы, своевременно реагировать на них, принимать меры к восстановлению нарушенных прав и интересов граждан.  Рассматриваемый вид внесудебного средства защиты прав граждан, как и любой другой вид, имеет положительные и отрицательные аспекты. К положительным аспектам относят большую гарантированность защиты прав и законных интересов граждан при сочетании судебного и административного порядка рассмотрения жалоб; рассмотрение жалобы в административном порядке может привести к немедленному либо к более краткому по срокам исправлению нарушения, допущенного нижестоящим органом, в том числе потому, что жалоба направляется в орган, полномочный принимать решения по существу.  Идея административного обжалования не лишена некоторых отрицательных черт: наличие «ведомственного интереса», когда вышестоящий орган более всего заинтересован в защите интересов своей системы, а не прав и свобод человека; отсутствие нормативно закрепленной процедуры рассмотрения жалобы вышестоящими органами исполнительной власти на решения и действия нижестоящих, из чего следует необходимость упорядочения процесса этой деятельности.

        В литературе высказана аналогичная точка зрения: правозащитная деятельность органов исполнительной власти характеризуется оперативностью осуществления, а также автоматическим исполнением подчиненными государственными органами решений вышестоящих органов исполнительной власти о восстановлении нарушенных прав. Однако, с другой стороны, существует ряд факторов, отрицательно влияющих на конечный результат административной защиты: превалирование ведомственных интересов над интересами обеспечения прав и свобод человека и гражданина; отсутствие процессуального порядка деятельности органов исполнительной власти; отстранение гражданина от участия в рассмотрении дела о защите его прав и свобод.

       Таким образом, можно сделать вывод о том, что и положительные, и отрицательные аспекты административного порядка обжалования вытекают из его природы, придавая ему особые, характерные черты. Так, 99 % опрошенных адвокатов указали на то, что в 70–80 % получают незаконный, немотивированный отказ в удовлетворении жалобы.

       Административно-юрисдикционная деятельность федеральных органов исполнительной власти осуществляется в ходе реализации административно-юрисдикционного процесса, который, в свою очередь, состоит из ряда крупных административно-юрисдикционных производств:
– производство по делам об административных правонарушениях;
– производство по административно-правовым жалобам;
– дисциплинарное производство;
– производство по делам о привлечении к материальной ответственности и др.

          В нашей стране такая форма внутреннего контроля за деятельностью исполнительной власти, как административное оспаривание, выступает в форме административного обжалования.  В настоящее время общественные отношения по поводу обращений граждан в органы исполнительной власти с административной жалобой урегулированы ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г., который вместе с тем является далеко не единственным актом, регламентирующим общественные отношения, связанные с производством по обращениям граждан. В настоящее время многие органы исполнительной власти приняли свои ведомственные акты по данному вопросу, которые несколько изменяют режим рассмотрения обращений граждан, в особенности жалоб. Имеют место случаи, когда нормативный правовой акт, регламентирующий общественные отношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, официально не опубликован; в качестве примера можно привести Приказ ФТС России от 25 ноября 2004 г. № 324 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации решений по жалобам на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела».

            На основе анализа действующего законодательства РФ высказано предложение о наличии двух видов административных жалоб: общей и специальной.  Согласно результатам опроса адвокатов, 100 % опрошенных используют в своей практике подачу общей жалобы и 65 % – специальной. При этом отмечается, что право на общую жалобу фактически является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом. Каждый дееспособный гражданин вправе подать жалобу по любому значительному для него поводу. Условие принятия такой жалобы – она не должна быть анонимной. Например, в функции Минздравсоцразвития входит организация приема граждан, своевременное и полное рассмотрение их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок  (п. 5.6 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития в Российской Федерации).  При этом порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» и Административным регламентом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по исполнению государственной функции «Организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок» (приказ Минздравсоцразвития России от 29 мая 2009 года № 285н).

        Преимущество данного средства правовой защиты заключается в широких возможностях обращения с точки зрения формы реализации. Общая административная жалоба может подаваться лично, через представителя, с использованием средств связи, включая Интернет, причем 40 % опрошенных адвокатов отметили, что считают наиболее эффективным способом личный прием. Жалобы могут быть письменными или устными, индивидуальными или коллективными, возможность подачи не ограничена сроками. Общая административная жалоба является самым доступным средством правовой защиты, прежде всего потому, что отсутствуют какие-либо жесткие условия его использования, такие как, например, исчерпание каких-либо других средств защиты, аналогичность.

       Специальная административная жалоба предусмотрена КоАП РФ, Налоговым кодексом РФ, Таможенным Кодексом РФ.  Для данного вида жалобы установлен ряд требований: по субъектам, которые имеют право ее подачи (лицо, привлеченное к административной ответственности, потерпевший или их представители); по форме подачи (письменная форма); адресатом может быть вышестоящий орган или суд; по сроку подачи (нормы предусмотрены гл. 30 КоАП РФ). Специфика производства по делам об административных правонарушениях охватывает достаточно большой круг общественных отношений, осуществляется значительным кругом органов и должностных лиц, а решения в ходе данного производства принимаются как в административном, так и в судебном порядке.

      В литературе отмечается, что право на специальную жалобу гораздо уже, чем право на общую административную жалобу,  но 70 % адвокатов считают специальную административную жалобу более эффективной.

      Фактором, существенно влияющим на эффективность административного обжалования, является влияние «ведомственного интереса», обусловливающего недостаточную беспристрастность рассмотрения жалобы, что наиболее ярко видно на примере специальной административной жалобы, а беспристрастность, самостоятельность и отсутствие административной подчиненности, а значит и общего интереса, могут быть охарактеризованы как факторы, влияющие на эффективность деятельности административного органа, что отразится и на соответствующем средстве правовой защиты. Рассматриваемая тенденция может быть проиллюстрирована на основе анализа данных, представленных в сводном отчете по административной практике по форме 7860 за январь–октябрь 2010 года на примере административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения (гл. 12 КоАП). В целом по Российской Федерации за отчетный период уполномоченными должностными лицами возбуждено 46387273 дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, из которых 41347970 (89 % от общего числа) – в отношении водителей транспортных средств. За отчетный период сотрудниками ГАИ в отношении водителей вынесено 40674303 постановления, содержанием которых являлись наложение различных видов административных наказаний, прекращение производства по делу об административном правонарушении (126923, или 0,3 % от общего числа вынесенных постановлений, причем данный показатель сократился на 19 % по сравнению с показателем аналогичного периода 2009 г.) и о передаче дела судье (1 687 178, или 4 % от общего числа, что на 18 %  меньше, чем в 2009 г.). Следует отметить, что по результатам рассмотрения поступивших в суды материалов существенно,  на 42 % по сравнению с 2009 г., сократилось количество прекращенных дел, их объем составил 4 % от общего количества переданных на рассмотрение суда дел, и 0,5 % поступивших материалов направлены для доработки. Таким образом, по результатам применения административной процедуры рассмотрения дел, с учетом применения института обжалования, прекращено не более 4,5 % дел. Кроме того, данные, содержащиеся в сводном отчете по административной практике по форме 7860 за январь–октябрь 2010 г., позволяют проанализировать надзорную деятельность органов прокуратуры: за отчетный период органами прокуратуры принесен 9861  протест на постановления и решения по делам об административных правонарушениях, что составляет 0,021 % от общего объема возбужденных дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.

         Таким образом, при выборе средства правовой защиты интересов доверителя в случае наличия возможности использования внесудебных способов разрешения спора адвокату следует учитывать рассмотренную специфику административного обжалования, как при принятии решения об его использовании, так и непосредственно при составлении  обращения, жалобы или иного документа.

http://detective-uzhgorod.com



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика