Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Зарубежная историко-правовая мысль о проблеме интереса, его сущности и содержании
Научные статьи
07.02.11 09:56

вернуться

  
Теория и история государства и права
Шепелев Д.В.
Зарубежная историко-правовая мысль о проблеме интереса, его сущности и содержании
Анализируется зарубежная философско-правовая мысль, преимущественно XIX века, предметом которой является интерес и его правовая природа. Показаны взгляды Р. Иеринга, И.Канта, Г. Гегеля, П. Гольбаха, К. Маркса и ряда иных ученых. Делается вывод о влиянии зарубежной правовой мысли на российскую дореволюционную юриспруденцию
                                                                                                                                                                           
     

      Интерес в праве - одна из «вечных» тем правоведения. Ученые разных исторических эпох, школ и научных взглядов обращались к изучению его роли в становлении, развитии, изменении и функционировании права, его воздействии на формирование законодательства, соотношению интереса с субъективным правом, определению  его места  в правоотношении.

      На ранних этапах познания таких явлений, как государство и право уже отмечалось употребление категории «интерес». Уже в трудах античных философов государство предстает как выражение общего интереса всех его членов. Софистам, Платону и Аристотелю свойственно понимание политики как области проявления человеческих интересов. Цицерон определял государство как дело народа, понимая под ним многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов . Демокрит, Лукреций, Аристотель и другие древнегреческие философы рассматривали нужду как преобразующий фактор бытия.

      Побудительный характер интереса философы признавали его основным сущностным признаком. Этот момент имеет, на наш взгляд, важное, если не решающее значение для современной дискуссии о природе интереса.

      Слово интерес происходит от латинского interest и означает то, что имеет значение, важность. С материальной точки зрения интерес это польза, выгода, корысть («иметь свой интерес»). Того, у кого интерес к чему-либо, называют заинтересованным, кто постоянно преследует определенные интересы или кому делается некоторое предложение в расчете на успех, называют интересантом.

     Применительно к социальным явлениям «интерес» можно интерпретировать как нужды, потребности субъектов общественных отношений.

     Во второй половине XIII века данный термин римского права был использован канонистами - основателями системы западноевропейского права. Использование этого термина заключалось  в разграничении законной платы за предоставление займа и греха ростовщичества. Из канонического права термин interesse перешел в немецкий язык, и появилось слово interesse в значении - «выгода и польза».

      Категория интереса в философско-правовой науке является одной из базовых, характеризующих активное отношение человека к окружающему его миру. Одними из первых исследователей, обратившихся в свое время к анализу сущности понятия «интерес», стали французские просветители. Так, П.Гольбах рассматривал интерес в качестве побудительной силы человеческих поступков, замечая при этом, что «интересом называют объект, с которым каждый человек связывает представление о своем счастье» . Он подчеркивал, что «интерес - это, попросту говоря, то, что каждый из нас считает необходимым для своего счастья. Отсюда следует, что ни один смертный не бывает полностью лишен интересов».

      В свою очередь, Д. Дидро писал: «Когда говорят об интересе индивида, сословия, нации - «мой интерес», «интерес государства», «его интерес», «их интерес» - это слово означает нечто нужное или полезное для государства, для лица, для меня и т.п.».

    К. Гельвеций рассматривал интерес как основу деятельности людей, всех их нравов и пред-ставлений. «Если мир физический, - полагал он, - подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» 

     На основе этих высказываний, можно сделать вывод, что, интерес у французских философов ХVIII века определяется как важнейший фактор поведения человека. Они стремились соотнести интерес с конкретными его носителями и через него пытались более глубоко объяснить их действия и поступки.

       В юриспруденции основоположником теории интересов был немецкий ученый Р. Иеринг (1818-1892). Некоторые авторы называют Р. Иеринга родоначальником социологической юриспруденции в Германии, наряду с Л. Дюги и М. Ориу во Франции, М.М. Ковалевским и С.А. Муромцевым - в России. Отметим, что учение Р. Иеринга оказало существенное влияние на формирование взглядов многих русских правоведов XIX века.

     Коротко изложим, базовые, на наш взгляд, положения теории интересов Р. Иеринга.

       Заслуга и новаторство Р. Иеринга заключается в том, что он одним из первых исследовал влияние социальных интересов на право. Юридические нормы, согласно его концепции, создаются сознательной, волевой и целенаправленной деятельностью человека, стимулами которой он рассматривал потребности, интересы и цели. «Право, - писал ученый, - продукт народной жизни вследствие борьбы между различными элементами этой жизни, с целью установления человеческого общежития, существует ... для того, чтобы служить интересам и целям гражданского оборота» . Право выступает как продукт человеческой деятельности, приводимой в движение материальными основаниями, жизненной необходимостью и давлением обстоятельств, и руководимой мотивами целесообразности.

      Таким образом, именно деятельность, поведение человека как проявляющаяся во внешнем мире сознательная активность выступает связующим звеном между интересами и правом, поскольку поведение лица - это единственный объект на который право в силу своих сущностных особенностей способно  воздействовать  напрямую. Идеи, желания, интересы не могут выступать в качестве непосредственного объекта правового регулирования, хотя, несомненно, подвергаются общему информационно-идеологическому влиянию права.

        Центральной идей теории интересов является то, что формальное, «силовое» воздействие права невозможно без смыслообразующего элемента - интереса. Базовые положения своего учения Р. Иеринг сформулировал в работе «Дух римского права по различным ступеням его развития» . В ней рассматривается римский правовой оборот, имеющий своей базой многообразные практические интересы, влияние римского права, основные его институты.

     «Волевой формализм» был чужд римскому праву, которое признавало ничтожными договоры в случае отсутствия в них интереса. Без интереса, подчеркивает Р. Иеринг, нет обязательного договора. «Права, - пишет он, - существуют не для того, чтобы осуществить идею абстрактной «правовой воли», а для того, чтобы служить интересам, потребностям, целям оборота».

       Из этого следует, что Р. Иеринг опирался на понятие «интерес», прежде всего, в построении теории права в субъективном смысле. В дальнейшем  он распространил выводы относительно роли интереса на объективное право, указывая, что целью права в объективном смысле является защита интереса. Путь, проделанный Р. Иерингом к пониманию интереса как основы права, начиная с субъективного права, считает И.В. Першина, это путь к истокам права. Опускаясь, по его образному выражению, в низменности частного права он стремился отыскать первопричину действий людей, выяснить, откуда берется сила народа, его решимость отстаивать свои права в одних случаях и бездеятельность в других . Для этого Р. Иеринг обращался к мотивам, заставляющим правомочного реализовывать и защищать свое право. Вопрос об осуществлении частноправовых положений решается действием тех мотивов, которые заставляют правомочного защищать свое право. Самым низшим в шкале мотивов, определяющих борьбу отдельного лица за свое право, является материальный расчет. Говоря о материальном мотиве, о вещественной ценности права с точки зрения интереса, Р. Иеринг имеет в виду значимость фактических оснований субъективного права, содержательную сторону правоотношения. Высшими будут мотивы, связанные с личностными качествами субъектов, его духовными ценностями, правовым чувством.

        На основании шкалы, градации мотивов Иерингом признается существование в праве материального и идеального (духовного) интересов. Рассматривая интересы, направленные на достижение собственных целей лица, Р. Иерииг считал  возможным «различать два класса интересов: одни - цель которых внешняя, материальная, другие - цель которых внутренняя, идеальная». Материальный интерес характеризуется тем, что имеет денежную меру, стоимостное выражение или имущественное содержание, связан с материальной выгодой. Содержание идеального интереса составляют явления духовной культуры, такие как честолюбие, достоинство, справедливость, религиозное чувство и т.д. Какой из них возобладает - зависит от объекта посягательства.

     Таковы основополагающие положения теории интересов Иеринга, но, безусловно, он не единственный в тот период исследовал интересы как категорию, влияющую на юридические процессы и общественную жизнь.

     Например, И.Кант проблему интереса рассматривал преимущественно в связи с практическим разумом. Он рассматривал интерес как «удовольствие, которое мы связываем с представлением о существовании предмета» . При этом, он утверждал, что интерес возникает из понятия побуждения, и приписывается лишь разумному существу.

      Анализируя нравственность, он решительно выступал против истолкования интереса посредством сведения его только к чувственному удовольствию. По мнению философа, истинно моральный поступок отрешен от всякой чувственности, при этом побуждением к моральному поступку является уважение к моральному закону. «Из понятия побуждения, - пишет И.Кант в своей «Критике практического разума», - возникает понятие интереса, которое никогда не приписывается ни одному существу, кроме того, которое имеет разум, и обозначает побуждение воли, поскольку оно представляется через разум. А так как сам закон должен быть побуждением к морально доброй воле, то моральный интерес есть чистый, свободный от чувственности интерес только практического разума. На понятии интереса основывается понятие максимы. Эта максима, следовательно, в моральном отношении истинна, когда основывается только на интересе, который принимают во исполнение закона. Все три понятия: побуждения, интереса и максимы могут быть применены только к конечному существу».

       Продолжая работу над понятием интереса, И.Кант отмечает: «интерес есть то, благодаря чему разум становится практическим, то есть становится причиной, определяющей волю. Поэтому только о разумном существе говорят, что он проявляет к чему-нибудь интерес; существа, лишенные разума, имеют только чувственные побуждения».

       Таким образом, И. Кант в своих работах указывает на то, что человек как разумное существо в своих поступках, прежде всего, руководствуется нравственными интересами, интересами долга, которые свободны от чувственности.

        В философии Гегеля проблеме интереса также отводится  видное место. Критически относясь к кантовской необходимости, выражающейся в моральном законе, он отмечает ее абстрактный характер. По мнению Гегеля, моральный закон И. Канта, с одной стороны, является абсолютным тождеством воли самой с собой, лишенным внутреннего противоречия.

      Сам Гегель не связывает интерес с моральным законом. В его системе интерес представляет собой одно из важнейших понятий философии духа. Эта категория широко используется им для анализа человеческих поступков, выяснения сущности истории и движущих сил развития. По его словам, «ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов … и лишь они играют главную роль».

      Объективной основой интереса у Гегеля выступает абсолютная идея, однако преимущественное внимание философ обращает на субъективную сторону данного явления. В содержании интереса находят свое выражение те влечения, на удовлетворение которых направлена деятельность субъекта. Деятельность есть главное, посредством чего определяется субъект и через что совершается переход из субъективного в объективное.

       Интерес завершается определенным объективным целым и воплощается в нем. Интерес есть «момент субъективной единичности и ее деятельности»  во всяком случае, получающем осуществление. «Ничто не осуществляется помимо интереса».

      Многообразие интересов и противоречия между ними Гегель объясняет многообразием форм и способов проявления абсолютной идеи. Интерес идеи не присутствует в сознании отдельных индивидуумов, он действует «через естественную необходимость … и произвол потребностей».

      Отводя большую роль интересу в движении истории, он обращает внимание на серьезность проблемы сочетания публичных и частных интересов. Государство, по его мнению, «оказывается благоустроенным и само в себе сильным, если частный интерес граждан соединится с его общей целью, если один находит свое удовлетворение в другом - и этот принцип сам по себе в высшей степени важен».

      Следующий шаг в разработке категории интереса был сделан в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они подчеркивали исключительное значение интереса в сложной динамике человеческой деятельности.

       Категория «интерес» использовалась марксизмом при характеристике государства. «Государство, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют общие интересы...» . Движение рабочего класса, ставящего целью добиться нужного ему законодательства, К. Маркс, ставил в непосредственную связь с интересами. А поскольку непосредственное выражение материальные условия жизнедеятельности людей получают в их интересах, постольку интересы выступают основным и непосредственно детерминируюшим содержание воли фактором. Право есть более или менее адекватное отражение интересов. «Закон должен основываться на обществе, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс в противовес естественно-правовым воззрениям, - он должен быть выражением его общих, вытекающих из данного материального способа производства интересов и потребностей...» . Выражая интересы, право вместе в тем призвано охранять сталкивающиеся интересы, защищать интересы одних субъектов в ущерб интересам других. Правовому закреплению и защите подлежат, в полном соответствии с марксистским подходом, прежде всего классовые интересы, интересы пролетариата.

      Марксистская теория права имеет ряд общих черт с теорией интересов Р. Иеринга. Обе они рассматривают право как силовое понятие. Но все же, основой интереса, по мнению данных ученых-философов, служат уровень разделения труда, обусловленного развитием производительных сил, и производственные отношения.

      Продолжая разрабатывать понятие интереса, В.И.Ленин призывал «отыскивать корни общественных явлений в производственных отношениях» и «сводить их к интересам определенных классов» . Сходные мысли по данной теме мы находим в рассуждениях другого нашего соотечественника Г.В. Плеханова. «Откуда берутся интересы? Представляют ли они собою продукт человеческой воли и человеческого сознания? - задается он вопросами, и отвечает, - Нет, они создаются экономическими отношениями людей».

       Под влиянием теории интереса в XIX веке получили широкое распространение такие учения как: теория воли и интереса Г. Еллинека, силы и интереса А. Меркеля, власти и интереса Ю. Биндера . Однако, эти теории не содержали в себе непосредственно анализа смысла и научного определения категории интереса.

       В дореволюционной юриспруденции категорию «интерес» использовали для выражения правовых взглядов многие представители отечественной науки, например, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.С. Соловьев, Ф.В. Тарановский, Е.Н. Трубецкой, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич  и другие. Идеи которых, безусловно, опирались на учения западноевропейских мыслителей.

     Таким образом, проблема интереса уже долгое время занимает мысли ученых и, несмотря на многообразие предлагаемых ими вариантов решения, всегда неизменно рассматривалась как одна из наиболее значимых для объяснения общественно-исторического развития. В ряде правовых учений интерес рассматривается как детерминирующий право фактор. В отдельных концепциях он возводится в ранг сущностной характеристики права.

     Теория интересов Р. Иеринга, является одной из самых популярных и научно обоснованных концепций в истории правовой мысли XIX века. По нашему мнению, она явилась системообразующей и оказала заметное влияние на формирование взглядов относительно понятия правового интереса многих европейских и российских ученых конца XIX  начала XX веков.

      В современной юридической науке и сегодня ведется разработка содержания понятия интерес, по-прежнему актуальна дискуссия о его природе и влиянию на право, так как, нет достаточной ясности и единства в общенаучном понимании природы интереса.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика