Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Возникновение и развитие конкурсного правоотношения в Российских вузах
Научные статьи
03.03.11 15:51

вернуться


Завгородний А.В.

Ахматшин В.В.
 
ЕврАзЮж № 2 (33) 2010
Трудовое право
Завгородний А.В., Ахматшин В.В.
Возникновение и развитие конкурсного правоотношения в Российских вузах
Правовое регулирование труда научно-педагогических работников обеспечивается общими и специальными нормами, которые, как представляется, сочетаются сегодня далеко не лучшим образом. Так, конкурсное избрание на эти должности, практикующееся в нашей стране долгое время, основывается на специальных нормах трудового права, содержащихся в подзаконных актах. Последние, к сожалению, не всегда гармонично сочетаются с общими нормами трудового законодательства, которые распространяются на трудовые отношения, возникающие при заключении трудового договора с научно-педагогическим работником.
Фактически сейчас сложилась ситуация, характеризующаяся тем, что многолетняя практика проведения конкурсного избрания, дополненная новеллами законодательства о порядке заключения трудовых договоров с научно-педагогическими работниками и об их увольнении, породила ряд новых проблем, которые не нашли еще должного отражения ни в современном законодательстве, ни в юридической науке.

     Особенности трудовой деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений предопределили необходимость принятия специальных трудовых норм, устанавливающих особый порядок возникновения трудовых отношений для этой категории работников.

     Трудовые договоры с научно-педагогическими работниками (профессорско-преподавательский состав, научные работники) в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора (ч. 1 ст. 332 ТК РФ).

    Замещению должностей научно-педагогических работников (за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой), а также переводу их на иную научно-педагогическую должность в высшем учебном заведении предшествует избрание по конкурсу.  Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

       Таким образом, правовой формой реализации трудовых прав научно-педагогических работников вузов является трудовой договор. Однако трудовые отношения этой категории работников возникают на основании не только трудового договора. Само основание возникновения их трудовых правоотношений значительно шире. Оно включает в качестве обязательного отношения конкурсное правоотношение, в которое лицо, изъявившее желание заключить трудовой договор, должно вступить с вузом, объявившим конкурс на соответствующую должность. Следовательно, конкурсное правоотношение является, во-первых, предшествующим (или сопутствующим) по отношению к трудовому правоотношению, возникающему в итоге на основании трудового договора. Во-вторых, оно обязательно в силу того, что действующим законодательством избрание по конкурсу установлено как непременное условие для возникновения или продолжения трудовых правоотношений между претендентом или научно-педагогическим работником и вузом.

     Не проводится конкурс на замещение выборных должностей декана факультета и заведующего кафедрой, должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами, а также должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

     Представляется, что не должно проводиться конкурсное избрание и в случае, когда научно-педагогический работник вуза ранее был избран по конкурсу на часть ставки конкурсной должности, например на 0,5 ставки профессора. Если через некоторое время обе стороны (работник и вуз) придут к соглашению об увеличении нагрузки профессору, например, до полной ставки, то перевод преподавателя с 0,5 ставки на полную ставку профессора производится по приказу ректора. В трудовой договор научно-педагогического работника в этом случае вносятся соответствующие изменения. При этом срок действия его трудового договора или срок избрания, если заключен трудовой договор на неопределенный срок, не меняются.

     В определенных случаях вряд ли возможно проведение конкурсов при приеме на работу временных работников. Это вызвано обычно тем, что для проведения конкурса требуется порой больше времени, чем установленный в трудовом договоре срок работы.

     Положение, определяющее процедуру замещения должностей научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Р.

     Действующее в настоящее время Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ было утверждено Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. № 4114  (далее – Положение от 26 ноября 2002 г.).

       Положение от 26 ноября 2002 г. определяет общий порядок проведения конкурсного отбора и заключения срочного трудового договора  между высшим учебным заведением и работником из числа научно-педагогического состава (профессорско-преподавательский состав, научные работники).

    Положение от 26 ноября 2002 г. в части профессорско-преподавательского состава распространяется на профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов высшего учебного заведения РФ.

     В части научного состава указанное Положение распространяется на научных работников (руководитель научно-исследовательского сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник) научного подразделения, кафедры высшего учебного заведения РФ.

       В Положении от 26 ноября не отражены многие вопросы организации и проведения конкурса, которые традиционно включались в ранее действовавшие Положения о порядке замещения конкурсных должностей.  Представляется, что составители данного Положения, учитывая общую тенденцию расширения прав образовательных организаций, особенно отчетливо просматривающуюся в Законе РФ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании»,  в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в ТК РФ, признали необходимость предоставить вузам право самим определять более детальный порядок проведения конкурсного отбора на замещение должностей научно-педагогических работников. При этом они ограничились изложением лишь основных концептуальных идей проведения конкурса.

      В Приказе Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. № 4114 ничего не сказано о том, что высшие учебные заведения на основе данного Положения разрабатывают и утверждают свой локальный нормативный акт, например Положение (инструкцию) о порядке замещения должностей научно-педагогических работников данного вуза. Тем не менее, такой нормативный акт желательно разработать и утвердить приказом ректора. В нем должны быть отражены как правовые, так и процедурные вопросы организации и проведения конкурса на замещение должностей научно-педагогических работников, которые не нашли должного отражения в действующем Положении о конкурсе.

     Основное назначение конкурса заключается в том, чтобы привлечь к участию в нем как можно большее число лиц и отобрать из них наиболее достойную кандидатуру на научно-педагогическую должность для заключения с ней трудового договора.

      Следовательно, конкурс – это установленный законом особый порядок отбора кадров, отражающий повышенные требования к кандидатам, претендующим на замещение определенных должностей научно-педагогических работников. Однако этот особый порядок замещения должности впоследствии не освобождает будущих носителей субъективных прав и обязанностей от участия в формировании непосредственно трудового правоотношения. В этом случае трудовые отношения также возникают на основании заключения трудового договора, но только после предварительного избрания претендента по конкурсу на соответствующую должность (ст. 18 ТК Р?).

       Применительно к конкурсному порядку установления трудовых правоотношений решающее значение придается не тем элементам общего порядка, которые существуют при обычных условиях возникновения трудовых правоотношений, а элементам, присущим только конкурсу. Во-первых, обязательны квалификационные требования к участникам конкурсного отбора, строгое соблюдение процедуры конкурса, обеспечивающей максимальную степень ознакомления членов ученого совета с материалами конкурса по каждому участнику. Во-вторых, обязательно наличие решения ученого совета вуза (факультета) об избрании одного из нескольких участников конкурсного отбора. В-третьих, право выбора лучшего претендента принадлежит не ректору (руководителю), а ученому совету, т. е. выборному представительному органу, который не может быть стороной в трудовых правоотношениях и который не правомочен заключать трудовой договор с избранным претендентом от имени вуза.

          Конкурсные правоотношения претендентов с вузом имеют длящийся характер с определенными этапами развития применительно к последовательному совершению ряда юридически целенаправленных действий. Первому этапу конкурса соответствует процедура объявления конкурсного отбора вузом, второму – прием заявлений от претендентов на участие в конкурсе, третьему – принятие мотивированной рекомендации по каждому претенденту коллективом соответствующей кафедры, четвертому – избрание конкретного претендента ученым советом вуза (факультета), пятому – утверждение (не утверждение) ректором решения ученого совета вуза (факультета) об избрании одного из участников конкурса.

       Подобную совокупность фактов, необходимых для возникновения правоотношения, в юридической литературе принято называть термином «сложный фактический состав»  или «сложный юридический состав».  Не придавая значения терминологии, отметим, что в литературе оба термина давно применяются для обозначения одного и того же явления.

        В процессе возникновения, изменения и прекращения конкурсных правоотношений все его этапы взаимосвязаны друг с другом. Вместе с тем каждому из них соответствуют строго определенные правовые последствия, представляющие собой части единого целого. Поэтому необходимо, чтобы все юридические акты совершались последовательно один за другим в том порядке, который определен для данного сложного фактического состава соответствующими нормами права. Точно так же в определенном порядке должны следовать все элементы сложного фактического состава, с которым соответствующие нормы права связывают возникновение конкретного трудового правоотношения: избрание по конкурсу, утверждение результатов конкурса, заключение трудового договора. Только при такой последовательности достигается тот юридический результат (трудовые правоотношения), ради которого установлен этот порядок. Изменение последовательности совершения юридических актов сложного фактического состава в данном случае недопустимо. Только в этом случае конкурсное правоотношение играет роль юридического факта.

     Строгое соблюдение процедуры конкурсного избрания научно-педагогических работников не только обеспечивает гарантии объективного подхода к оценке их деловых качеств и соответствия занимаемой должности, но также исключает субъективизм в подборе претендентов на научно-педагогические должности. Сочетание гласности и возможности отбора в процессе конкурсного избрания лучших кандидатов обеспечивает неоспоримые преимущества конкурсного порядка замещения вакантных должностей научно-педагогических работников в вузе.

      Таким образом, конкурс – это сложное правовое явление. Оно слагается из ряда юридических фактов, каждый из которых является целенаправленным правомерным юридическим действием (объявление о конкурсе, подача заявления об участии в конкурсе, принятие рекомендации кафедрой и т. д.).

         Анализируя сложный фактический состав, А.Е.Пашерстник рассматривал конкурсы как дополнительные условия, предшествующие возникновению или продолжению трудовых правоотношений на основании трудовых договоров. Эти дополнительные условия для замещения ряда должностей устанавливаются сверх общих требований, предъявляемых к обычным работникам при заключении трудового договора.  Представляется, что сложный фактический состав применительно к конкурсному порядку замещения научно-педагогических должностей в вузе вряд ли возможно отнести к дополнительным условиям. Как уже отмечалось выше, это особый порядок возникновения трудовых отношений, установленный законом, который содержит в себе элементы своеобразного испытания, предшествующего трудовым правоотношениям, т. е. осуществляемого до заключения трудового договора.

         Первый этап избрания по конкурсу  – объявление конкурса – есть правомерный волевой акт вуза, специально направленный на достижение определенного юридического результата – установления конкурсных прав и обязанностей для его участников. Это строго определенный акт, выполняющий конкурсную регулирующую функцию. В силу объявления конкурса возникает конкретная юридическая предпосылка возникновения конкурсных правоотношений. Объявление конкурса порождает для лиц, желающих принять в нем участие, не субъективное право, существование которого мыслимо лишь в рамках правоотношения, а только общее объективное право подать заявление для участия в конкурсном отборе. Само объявление еще не определяет конкретного состава субъектов конкурсных прав – он еще должен определиться. На этом этапе конкурса возникает лишь правовая обязанность вуза в течение месячного срока принять заявления на участие в конкурсе от лиц, которые соответствуют требованиям, указанными в объявлении.

        Объявление конкурса можно рассматривать как своеобразную публичную оферту (предложение вступить в договор) на принятие участия в конкурсном отборе на определенных условиях, указанных в объявлении. Условия конкурса и квалификационные требования, предъявляемые вузом к претендентам на соответствующую научно-педагогическую должность, должны строго соответствовать требованиям закона. Они не могут носить дискриминационный характер и ущемлять интересы возможных претендентов по сравнению с действующим законодательством. Следует согласиться с мнением С.П.Маврина, что в случае нарушения требований закона при объявлении конкурса вуз (работодатель) будет вступать в правоотношения охранительного характера, но не с потенциальными участниками конкурсного отбора, а с государством в лице соответствующих органов.  Таким образом, применение в данном случае конструкции абсолютных правоотношений  лишено практического смысла, потому что отсутствует взаимодействие одного управомоченного лица с неограниченным множеством обязанных лиц. Фактически в данном случае мы имеем как бы абсолютные правоотношения наоборот, при которых вуз, объявивший конкурс, ставится этим действием в положение обязанного субъекта, а неограниченный круг физических лиц, обладающих необходимыми данными для замещения объявленной в конкурсе научно-педагогической должности, ставится в положение управомоченных лиц, суть права которых составляет возможность подать заявление на участие в конкурсе.

       Следовательно, объявление вузом конкурса выявляет лишь одного участника конкурсного отбора – вуз (как устроителя) и те условия, при которых вуз принимает на себя определенные обязанности. На этом этапе пока еще неизвестно, какое количество правоотношений возникнет на основании сделанного вузом объявления о конкурсе и возникнут ли они вообще.

        Обращение к неопределенному кругу лиц (публичность) – основной отличительный признак первого этапа конкурса, выделяющий его из числа последовательно сменяющих друг друга целенаправленных действий при избрании по конкурсу.

           Конкурс объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) вуза в периодической печати или в других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Способ информирования о конкурсе указывает на его публичный характер и предполагает распространение данного объявления в широких кругах общественности. Оно адресовано не какому-либо заранее определенному лицу, а всякому, кто удовлетворит указанным в нем требованиям.  В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»  к средствам массовой информации относятся периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации. Поэтому трудно признать законной практику, когда вузы по тем или иным причинам объявляют конкурс только в виде письменного информационного сообщения, вывешиваемого на досках информации данного вуза или на интернет-сайте вуза. Подобный порядок объявления конкурса противоречит требованиям, которые указаны в действующем Положении о конкурсе.

             Объявление о конкурсе способно породить необходимые последствия для того, кто с ним выступил, только в случае, если он в качестве ответа на сделанное предложение получит заявление, выражающее желание отозвавшегося стать участником конкурса. Одним из условий проведения конкурса является соблюдение требований к содержанию заявления и порядка его направления, в том числе установленного для направления заявления срока.

           Условия, которые должны быть указаны в объявлении о конкурсе, не определены в Положении о конкурсном отборе. Представляется, что их можно разделить на обязательные и факультативные. Обязательные – это такие условия, которые всегда должны быть указаны при объявлении конкурса на должность научно-педагогического работника. Факультативные условия указываются по свободному усмотрению вуза, а их количество и характер зависят от особенностей должности научно-педагогического работника, на которую объявляется конкурс.

    К числу обязательных условий относятся:
– название должности – ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор (если это преподавательская должность) или младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник, руководитель научно-исследовательского, научного сектора, отдела и лаборатории (если это должность научного работника) с указанием соответствующей кафедры, факультета и научного подразделения высшего учебного заведения;
– квалификационные требования, предъявляемые к претенденту на объявленную должность научно-педагогического работника (наличие специального высшего образования, ученой степени, ученого звания по кафедре либо специальности и стажа работы) в соответствии с установленной по этой должности профессиональной квалификационной группой;
– объем работы (полная ставка или часть ставки), на которую вправе рассчитывать претендент в случае его избрания;
– основные условия трудового договора;
– перечень документов, которые должны быть представлены претендентом;
– срок и место подачи заявлений от желающих участвовать в конкурсном отборе с момента опубликования объявления вузом;
– сведения об источнике (лице) подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта вуза).

       Факультативные условия конкурса устанавливаются вузом и, как правило, дополняют отдельные его условия для внесения определенности во взаимоотношения сторон конкурсного отбора. Чаще всего они касаются формы и порядка оформления претендентами заявления на участие в конкурсе, также указываются лицо, ответственное за организацию и проведение конкурсного отбора, место и часы приема заявлений от претендента, порядок возврата документов участникам конкурса, не прошедшим по конкурсу, и т. п.

        Информация о проведении конкурса может быть продублирована на сайте вуза в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

        В процессе проведения конкурсного отбора со стороны вуза может возникнуть необходимость внести некоторые изменения в ранее объявленные обязательные условия конкурса или даже необходимость его отмены, если конкурс был объявлен ошибочно. Но внесение изменений, а тем более отмена конкурса существенно ущемляют интересы лиц, пожелавших принять в нем участие, и особенно тех, кто уже подал заявление для участия в конкурсном отборе. К сожалению, ни трудовое законодательство, ни действующее Положение о конкурсе не дают ответа на вопрос о том, имеет ли право вуз, как устроитель конкурса, вносить соответствующие изменения в условия конкурсного отбора претендентов, а также отменять его, и каков процедурный характер этих действий.

         На наш взгляд, нельзя исключить такую возможность для вуза, а также ставить необходимость изменения условий конкурса или его отмены в зависимость от волеизъявления претендентов. Поэтому вуз должен иметь право вносить необходимые изменения в обязательные условия конкурса или отменять его даже в тех случаях, когда кто-либо из претендентов уже подал заявление для участия в конкурсном отборе. Однако возможность внесения изменений или отмены конкурса должна быть ограничена половиной месячного срока, установленного для приема заявлений вузом от потенциальных претендентов.

       Информация об изменении условий конкурса или его отмене должна быть доведена до сведения возможных и реальных его участников, т. е. тех лиц, на которых было рассчитано объявление о конкурсном отборе. Объявление об изменении условий конкурса или о его отмене должно быть сделано в том же порядке или в той же форме, в какой объявлялся сам конкурс. Только выполнение этого требования может освободить впоследствии вуз от обязанности принимать заявления для участия в конкурсном отборе, даже если претендент и не знал о внесенных в условия конкурса изменениях либо о его отмене.

       Представляется, что право вуза вносить соответствующие изменения в условия объявленного конкурса или право его отмены, а также процедура внесения этих изменений или отмены конкурса должны найти правовое закрепление в соответствующем нормативном акте.

       Срок подачи заявлений для участников в конкурсном отборе – один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе. К сожалению, в действующем Положении о конкурсе не оговариваются даты начала и окончания действия этого месячного срока, в течение которого претенденты могут подать заявление для участия в конкурсном отборе. Между тем правильное определение даты начала и окончания приема заявлений в определенных случаях может иметь принципиальное значение. Так, согласно ст. 191–192 ГК РФ срок исчисляется со следующего дня после опубликования объявления о конкурсе, а истекает в соответствующее число следующего месяца. Однако . 1 ст. 14 ТК РФ устанавливает возникновение трудовых прав и обязанностей непосредственно с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.  Такой датой для нашего случая является день выхода газеты (журнала) с объявлением о конкурсе. Подобный порядок исчисления сроков, безусловно, отличается от порядка, установленного гражданским законодательством. Таким образом, если конкурс был объявлен вузом в газете (журнале), вышедшей 24 ноября, то месячный срок подачи заявлений для участия в конкурсе отсчитывается с 24 ноября и заканчивается 24 декабря в тот час, когда в вузе оканчивается рабочий день. Если последний день срока подачи заявлений приходится на нерабочий в вузе день, то днем окончания указанного срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

       Обращение конкретного физического лица (претендента) к вузу (устроителю конкурса) порождает между ни-ми вполне конкретное индивидуальное конкурсное отношение, которое предшествует трудовому отношению. Эти отношения включаются в предмет трудового права и  регулируются нормами этой отрасли.

       В действующем Положении о конкурсе также не указано, какое должностное лицо принимает заявления и несет ответственность за организацию и проведение конкурса в вузе. С учетом сложившейся практики это может быть начальник отдела кадров или ученый секретарь. Конкретное должностное лицо должно быть указано в локальном нормативном акте вуза или в соответствующем приказе ректора. В обязанности данного лица входит проверка комплектности представляемых документов, правильного их заполнения, предоставление справочной информации претендентам о замещаемой должности, об основных условиях трудового договора, а также о процедуре проведения конкурсного отбора.

          Отказ в приеме заявления должностным лицом вуза, ответственным за организацию и проведение конкурсного отбора, может иметь место в случае несоответствия претендента квалификационным требованиям по указанной в объявлении должности, установленным действующими нормативными правовыми актами, или в случае нарушения установленного месячного срока подачи заявления.

          Из объявления о конкурсе и подаче заявлений возникает обязательство вуза, объявившего конкурс, рассмотреть полученные от претендентов заявления и решить вопрос об их участии в конкурсе.

        Второй этап избрания по конкурсу характеризуется уже персональным определением тех претендентов, которые своими фактическими действиями (подачей заявлений) изъявили желание участвовать в конкурсном отборе.

       Перечень документов, прилагаемых к заявлению, в нормативных актах не конкретизируется. Представляется, что это должны быть, прежде всего, документы, подтверждающие соответствие претендента квалификационным требованиям по указанной в объявлении научно-педагогической должности: копия диплома о высшем образовании; список научных трудов; копия диплома кандидата (доктора) наук; копия аттестата доцента (профессора); в необходимых случаях – копия трудовой книжки, подтверждающая наличие соответствующего стажа работы, а также документ об отсутствии у претендента заболевания, препятствующего осуществлению им педагогической деятельности. Другие документы прилагаются к заявлению по договоренности между сторонами. С признанием претендентов участниками конкурса и наступает второй этап конкурса.

         С появлением второго участника возникает и само правоотношение. После подачи заявлений и окончания срока их приема вуз уже не просто связан возможностью приема заявлений от неопределенного круга лиц, а несет точно установленные обязанности перед конкретными субъектами, подавшими заявления. Таким образом, между вузом, объявившим конкурс, и каждым участником конкурса возникают собственно конкурсные правоотношения.

        Данные правоотношения обладают определенным содержанием. Его образуют, с одной стороны, субъективное право каждого из претендентов требовать от вуза проведения конкурса и обеспечения возможности присутствовать на заседаниях кафедры и ученого совета факультета (вуза), рассматривающих их кандидатуры, ознакомиться с действующим Положением о конкурсе, квалификационными требованиями по соответствующей должности, условиями коллективного и трудового договоров; с другой – корреспондирующая этому праву претендентов обязанность вуза провести конкурсный отбор и предоставить каждому претенденту указанные выше права и возможности. Следовательно, конкурсные правоотношения – это относительные правоотношения, в которых вуз персонально связан с каждым претендентом. При этом возникает столько правоотношений, сколько имеется претендентов, подавших заявления на участие в конкурсе. Данные правоотношения тесно связаны друг с другом с точки зрения соответствия претендентов тем или иным квалификационным требованиям, которые были указаны в объявлении о конкурсе. Из этого следует, что преимущества, которыми обладает один из претендентов, соответственно сужают возможности других участников конкурса; в этом одна из особенностей конкурсного отбора. И все же претенденты между собой в правоотношениях не состоят. Наблюдается лишь соприкосновение их интересов, но не правовая связь между ними. На втором этапе вуз уже активен, так как обязан провести конкурсный отбор претендентов в установленном порядке.

        Рассмотрим вопросы, связанные с определением права лица на участие в конкурсе. Поскольку конкурс объявляется с целью выявления наиболее достойной кандидатуры для заключения трудового договора, в отношении участников конкурса, а точнее лиц, желающих принять в нем участие, должны применяться как общие нормы трудового права, гарантирующие свободное проявление трудовой правосубъектности граждан, так и специальные нормы, регулирующие особый порядок проведения конкурса. Так, гражданам не может быть отказано в приеме заявлений на конкурс по дискриминационным признакам. Однако соответствующими нормами права определено, что участвовать в конкурсе на замещение научно-педагогических должностей в вузах могут лишь лица, обладающие специальной трудовой правосубъектностью, которая, в отличие от общей, обуславливается различными факторами, требующими более высокого уровня их подготовки для выполнения данной работы.

        Правоспособность лица, претендующего на замещение должности научно-педагогического работника, может быть ограничена только при наличии указанных в ст. 331 ТК РФ  обстоятельств.

       Согласно ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, утверждаемым Правительством РФ.

       Однако в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71,  не содержится соответствующих норм. Оно лишь обращает внимание на то, что к педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (п. 88) и отвечающие определенным квалификационным требованиям. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и / или квалификации.

       В соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона РФ «Об образовании» в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование  (подготовка специалиста или магистра); послевузовское профессиональное образование.

        В пункте 2 ст. 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматриваются следующие уровни высшего профессионального образования:
1) высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр», – бакалавриат;
2) высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр».

        Впервые степени бакалавр и магистр как ступени высшего образования с сохранением специалиста были упомянуты в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В настоящее время большинство вузов уже реализовали двухуровневые программы высшего профессионального образования (бакалавр-специалист или магистр).

        Казалось бы, освоение любой ступени высшего профессионального образования уже должно предоставлять лицу право претендовать на замещение всех тех должностей, в том числе и профессорско-преподавательских, которые в обязательном порядке требуют наличия у претендента высшего профессионального образования. Однако в последнее время на практике постоянно возникают вопросы, связанные с возможностью замещения той или иной должности бакалаврами, специалистами и магистрами. Наименее определенным является положение бакалавров, выпуск которых осуществляется многими вузами вот уже на протяжении нескольких лет. Степень бакалавра хотя и считается высшим образованием, тем не менее на практике ограничивает свободу трудоустройства лица, ее получившего. Вопрос о возможности замещения соответствующей должности бакалавром ныне решается работодателем самостоятельно, и нередко работодатель отказывает ему в приеме на работу под благовидным предлогом.

        На наш взгляд, претендовать на замещение профессорско-преподавательской должности могут лишь лица, имеющие более высокий образовательный ценз – специалиста  или магистра. В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» бакалавр не может быть принят в аспирантуру. В аспирантуру государственных и муниципальных высших учебных заведений, научных учреждений (организаций) на конкурсной основе принимаются граждане РФ, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра. Таким образом, законодатель, лишив бакалавра права поступать в аспирантуру, минуя магистратуру, тем самым ограничил его возможности получить ученую степень кандидата наук. Следует заметить, что для замещения ряда преподавательских должностей требуется не только наличие высшего профессионального образования, но и соответствующая ученая степень и / или ученое звание. Следовательно, выпускники вузов с дипломом бакалавра не должны допускаться к преподавательской работе в системе высшего профессионального образования.

        В отличие от бакалавра, имеющего на практике определенные ограничения по трудоустройству, например, при замещении научно-педагогических должностей, для выпускника вуза с дипломом магистра должны быть открыты все должности. Таким образом, магистры имеют право замещать все должности, предусматривающие наличие высшего профессионального образования, в том числе и должности преподавателей в высшем учебном заведении.

       Следует признать, что существующая на практике проблема дискриминации бакалавров пока не нашла должного отражения ни в юридической литературе, ни в законодательстве. Тем не менее, на наш взгляд, законодатель должен в ближайшее время дать соответствующие разъяснения и внести поправки в ряд федеральных законов. Эти разъяснения и поправки должны определить право бакалавра, специалиста или магистра замещать те или иные должности, в том числе должности профессорско-преподавательского состава и научных работников в соответствии с полученными ими уровнями высшего профессионального образования.

        Чтобы исключить сложившуюся по факту дискриминацию при приеме на работу бакалавров, необходимо, чтобы законодатель определил круг должностей (работ), которые имели бы право занимать лица, имеющие квалификацию (степень) бакалавра. Принятие «табели о рангах» даст, прежде всего, бакалаврам соответствующие гарантии как лицам, имеющим профессиональное высшее образование.

      Представляется, что в настоящее время необходимо разработать и утвердить в установленном порядке квалификационные характеристики должностей научно-педагогических работников и принять соответствующую часть квалификационного справочника для вузов, аналогичную уже действующему квалификационному справочнику для других категорий работников. Принятие таких квалификационных характеристик с четким разграничением круга обязанностей по каждой отдельной должности научно-педагогических работников вузов позволит более подробно уточнять содержание трудовой функции при заключении трудового договора с преподавателями и научными работниками, исключить излишние трудовые споры и упорядочить правовое регулирование их труда.

        Вузу также следует учитывать, что ч. 2 ст. 331 ТК РФ оговаривает обстоятельства, которые препятствуют осуществлению преподавательской деятельности.
Не допускаются к педагогической деятельности лица:
– лишенные права заниматься педагогической детальностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– имеющие не снятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
– признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
– имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

        Лицо, лишенное приговором суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока (п. 2 ст. 56 Закона РФ «Об образовании»).

        В соответствии с п. «б» ст. 44 и п. 1 ст. 47 Уголовного кодекса РФ одним из видов уголовного наказания является лишение права занимать определенные должности на государственной службе, в органах местного самоуправления или заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

     Суд вправе при вынесении приговора в качестве основного вида наказания лишить лицо, совершившее определенный вид преступления, права заниматься преподавательской деятельностью на срок от 1 года до 5 лет либо, в качестве дополнительного вида наказания, на срок от 6 месяцев до 3 лет (п. 2 ст. 47 УК).

       Самостоятельным основанием, запрещающим лицу заниматься педагогической деятельностью, является наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного тяжкого и особо тяжкого преступления. Понятие судимости, в том числе неснятой, непогашенной, содержится в УК. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Несудимым считается лицо, освобожденное от наказания. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

        Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ст. 15 УК). Хотя к числу тяжких преступлений относятся как умышленные, так и неосторожные деяния, педагогическая деятельность запрещается только лицам, имеющим судимость за умышленные тяжкие преступления.

      Трудовой кодекс РФ акцентирует внимание на том, что к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за указанные выше преступления. Представляется, что по смыслу закона, если судимость за совершение умышленного тяжкого и особо тяжкого преступления снята или погашена, то наличие подобной судимости в прошлом не препятствует заключению с таким лицом трудового договора для замещения педагогической должности. Напротив, отказ в заключение трудового договора в этом случае может быть признан незаконным.

      Новеллой ст. 331 ТК РФ явилось включение факта признания физического лица недееспособным как обстоятельства, препятствующего ему заниматься педагогической деятельностью. Подобное обстоятельство непосредственно связано с трудовой правосубъектностью работника, одним из критериев которой является наличие способности работника отдавать отчет своим действиям, добровольно выражать свою волю в выборе профессии и рода деятельности.

      Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В полном объеме она возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста (ст. 21 ГК).

       Лишить физическое лицо дееспособности означает лишить его права совершать определенные действия (поступки), имеющие юридическое значение. Лишить дееспособности или ограничить дееспособность можно только в случаях и в порядке, установленном законом (ст. 22 ГК). В соответствии с гл. 31 ГПК дела о признании гражданина недееспособным рассматриваются судом общей юрисдикции в порядке особого производства.

        Согласно ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Такие лица не могут быть допущены к педагогической деятельности.

       По медицинским показаниям не допускаются к осуществлению педагогической деятельности лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти.  Подобный перечень специальных медицинских противопоказаний в настоящее время не утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Поэтому некоторые запреты по медицинским показаниям содержатся в законодательстве о психиатрической помощи.

        Для выявления медицинских противопоказаний к осуществлению педагогической деятельности педагогические работники обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, которые предусмотрены ст. 51 Закона РФ «Об образовании». Медицинские осмотры (обследования) педагогических работников проводятся за счет средств учредителя соответствующего образовательного учреждения.

         Если в отношении медицинских противопоказаний у вуза есть правовая возможность получить соответствующую информацию, поскольку при приеме на работу обязательно прохождение медицинского осмотра, в ходе которого и выявляются противопоказания, то информация по поводу судимости или недееспособности не столь доступна работодателю (вузу). Поэтому следует согласиться с мнением С.Ю.Головиной, согласно которому нельзя исключить случаи непреднамеренного приема на педагогическую работу лиц, для которых установлены законодательные ограничения.  Законодатель не устанавливает механизма реализации положений ст. 331 ТК РФ при отборе кандидатов на научно-педагогические должности в части «отсеивания» лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость.

         При выявлении заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности, педагогические работники подлежат отстранению от работы с учетом ст. 76 ТК РФ и последующему увольнению на основании п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Таким образом, к участию в конкурсе допускаются претенденты, обладающие специальной праводееспособностью. Только по отношению к данным лицам можно говорить о свободе добровольного выбора научно-педагогического труда как рода трудовой деятельности и места его приложения в любом высшем учебном заведении. Это не может служить поводом для суждений о неравенстве или ограничений трудовой правоспособности граждан, поскольку каждый имеет равные со всеми возможности получения соответствующего образования и квалификации (включая и научную степень) с учетом личных склонностей и способностей.

       Материалы, поступившие на конкурс, передаются после окончания срока приема документов на соответствующую кафедру. К сожалению, в действующем Положении о конкурсе не указан срок, в течение которого эти материалы должны быть переданы на кафедру. Между тем решение этого вопроса имеет большое значение, так как несвоевременная передача материалов, поступивших на конкурс, может привести к неоправданной задержке всей последующей процедуры проведения конкурса, а при определенных обстоятельствах и к его срыву. Следует согласиться с мнением А.М.Прудинского, согласно которому для избежания подобных недоразумений было бы весьма полезно в локальном нормативном акте вуза предусмотреть срок (например, в течение трех рабочих дней), не позже которого материалы, поступившие на конкурс, должны быть переданы для рассмотрения на кафедру.

            Возможна ситуация, когда на конкурс подано заявление от лишь одного участника, претендующего на замещение объявленной по конкурсу научно-педагогической должности.  Следует признать, что участие в конкурсе на определенную должность одного лица не может служить единственной причиной для его отмены, если участник конкурса удовлетворяет предъявленным в объявлении о конкурсе требованиям.

        Однако конкурс может и не состояться, а конкурсные правоотношения не возникнуть, если по истечении месячного срока отсутствуют заявления претендентов на участие в нем. В этом случае конкурс считается не состоявшимся, и вуз объявляет новый конкурс в установленном порядке.

        Третий этап избрания по конкурсу непосредственно связан с процедурой принятия рекомендации кафедрой. Решению кафедры придается определенное правовое значение при проведении конкурса. Кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре участника конкурсного отбора и доводит их впоследствии до сведения ученого совета вуза (факультета) на его заседании до проведения тайного голосования.

           Если в конкурсе участвуют лица, не работающие в данном вузе, то они вместе с заявлением представляют ряд документов, свидетельствующих о личных достижениях и творческих успехах за весь период их трудовой деятельности. Если эти участники отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения конкурсной должности, но никогда не работали в данном вузе, то трудно представить, чем будут руководствоваться члены кафедры, принимая соответствующую рекомендацию. Вот почему было бы желательно, чтобы участники конкурса «со стороны», прежде чем принимать участие в конкурсном отборе, могли поработать какое-то время на соответствующей кафедре по совместительству или с почасовой оплатой труда.

          Ранее кафедры вузов для определения квалификации претендента широко использовали возможность устраивать пробные лекции или пробные практические (семинарские) занятия для участников конкурса. Преподаватели кафедры, а при необходимости и другие специалисты присутствовали на таких занятиях.  На основе анализа этих пробных лекций и практических занятий присутствующие давали свои экспертные оценки, которые во многом помогали формированию должного отношения к участнику конкурса на объективной основе.

         В настоящее время кафедра вправе предложить претендентам со стороны прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия и уже по их итогам принять соответствующую рекомендацию. Преподаватели кафедры, а при необходимости и другие специалисты присутствуют на таких занятиях. На основе анализа этих пробных лекций и практических занятий присутствовавшие специалисты дают свои экспертные оценки, которые во многом помогают формированию должного отношения к участнику конкурса на объективной основе. Тематика и объем пробных занятий устанавливаются кафедрой с учетом пожеланий лиц, участвующих в конкурсе.

          Однако в Положении о конкурсе отсутствует четкое отражение процедуры принятия решения кафедрой по обсуждаемым кандидатурам. На наш взгляд, соответствующую рекомендацию по каждому участнику конкурса кафедра принимает в результате рассмотрения всех материалов, поступивших на конкурс, а в случае если кандидату было предложено прочесть пробную лекцию или провести другое учебное занятие, то по их итогам. Рекомендация кафедры должна содержать достаточно полную и объективную оценку каждой кандидатуры, которая служила бы для членов ученого совета необходимым ориентиром при тайном голосовании. После обсуждения кандидатур на заседании кафедры принимается заключение по каждому из рассмотренных кандидатов, оформленное в письменном виде, текст которого направляется в ученый совет вуза (факультета). Сами участники конкурса при желании могут присутствовать на заседании кафедры или быть впоследствии ознакомлены с ее рекомендацией.

             Из идеи конкурсного отбора претендентов на научно-педагогические должности очевидно, что правомочия кафедры и ученого совета вуза (факультета) различны. Кафедра на очередном этапе проведения конкурса может высказать в коллегиальном порядке на своем заседании путем тайного (открытого) голосования  большинством голосов свое мнение о каждом участнике конкурса. Решение кафедры оформляется протоколом (с указанием номера и даты, результатов голосования и др.), но это не решение об избрании по конкурсу, а лишь предварительное заключение.  Оно оглашается на заседании ученого совета вуза (факультета), но члены совета им не связаны, они могут и не прислушаться к мнению кафедры. Документ, принятый на кафедре, должен быть мотивированным заключением, которое составляется в письменной форме, поскольку направляется в ученый совет вуза (факультета). Именно обоснованность рекомендации кафедры позволяет членам ученого совета вуза (факультета) избрать лучшего претендента на научно-педагогическую должность. Представляется, что в соответствии со сложившейся практикой в голосовании на кафедре при принятии мотивированной рекомендации могут принимать участие только научно-педагогические работники, избранные по конкурсу.

        В действующем Положении о конкурсе ничего не сказано о том, как поступить в случае, если кафедра принимает отрицательное заключение по всем кандидатурам, участвующим в конкурсном отборе, либо вообще не принимает решения. На наш взгляд, в этом случае все претенденты должны все же вноситься в бюллетени тайного голосования для последующего обсуждения и конкурсного отбора на ученом совете вуза (факультета). Только решение ученого совета может иметь юридически обоснованное значение для вуза о неизбрании всех указанных претендентов на конкурсную должность.

         Невыясненным осталось правовое положение научно-педагогического работника вуза, участвующего в конкурсе для замещения должности, которую он уже занимает в связи с предыдущим избранием.

          На заседании соответствующей кафедры рассматриваются материалы, поступившие на конкурс по всем его участникам, включая и работающего научно-педагогического работника. Но его «материалы» – это заявление на участие в конкурсе и список научных и методических работ, изобретений за период, прошедший с момента предыдущего избрания. Естественно, что иные документы (копии дипломов, аттестатов, трудовая книжка и др.) находятся в личном деле работника, следовательно, заинтересованные стороны конкурсного отбора ими уже располагают. Представленный научно-педагогическим работником список научных трудов характеризует его научную деятельность, хотя пять лет (или другой срок до пяти лет) с момента предыдущего избрания на конкурсную должность связаны не только с научными исследованиями, но и с выполнением учебной и методической работы. Если объем этой работы был достаточно велик и у работника не оставалось времени для реализации своего научного потенциала, то это может свидетельствовать лишь о недостаточно благоприятных условиях его трудовой деятельности, но не о его нежелании повышать свой научный потенциал и научную квалификацию.

            Поэтому следует согласиться с И.К.Дмитриевой, которая утверждает, что отчет научно-педагогического работника должен основываться на итогах выполнения им всех видов деятельности за пятилетний (или иной другой до пяти лет) срок замещения должности с разбивкой по годам. Это дает объективную основу для принятия справедливой рекомендации членами кафедры и не ставит работающего научно-педагогического работника в худшее положение по сравнению с другими участниками конкурса со стороны.

        Представляется, что подобное требование, согласно которому работающий научно-педагогический работник отчитывается на заседании кафедры по всем видам проделанной им работы за прошедший срок избрания, должно быть отражено в Положении о конкурсе.

          Работающий научно-педагогический работник для продолжения своих трудовых отношений с вузом на новый срок должен пройти очередное конкурсное избрание. В зависимости от его результатов с ним либо продлеваются существующие трудовые отношения, либо он подлежит увольнению в связи с истечением срока трудового договора или в связи с не избранием на должность, если ранее с ним был заключен трудовой договор  на неопределенный срок. Если научно-педагогический работник отказался участвовать в конкурсе, то трудовой договор с ним расторгается либо в связи с истечением срока трудового договора, либо в связи окончанием срока избрания, если с научно-педагогическим работником ранее был заключен трудовой договор на неопределенный срок.

        Очередное конкурсное избрание научно-педагогического работника проводится в рамках установленной конкурсной процедуры, но имеет ряд отличий от конкурсного отбора претендентов при приеме на конкурсную должность. Прежде всего, оно заключается именно в очередном избрании научно-педагогического работника, а не в избрании его по конкурсу на определенную должность в порядке приема на работу. Кроме этого, очередное избрание научно-педагогического работника вуза на определенный срок связано с обсуждением выполняемой им трудовой функции за прошедший период и оценкой ее выполнения, которая дается его коллегами при заслушивании его на кафедре и ученом совете факультета (вуза). Наряду с научной и преподавательской деятельностью в равной степени учитывается повышение его квалификации (стажировка, работа над кандидатской или докторской диссертацией) за отчетный период, а также рост его педагогического мастерства. Наконец, последняя особенность состоит в том, что неблагоприятная оценка его работы может привести к отрицательному решению ученого совета и увольнению научно-педагогического работника в установленном порядке.

        Это позволяет сделать вывод о том, что правовая природа конкурсного отбора (выбора) претендента при приеме на научно-педагогическую должность существенно отличается от очередного избрания (переизбрания) работника. Эти отличия не получили соответствующего отражения ни в действующем Положении о конкурсе, ни в других нормативных актах и в целом поставили переизбираемого научно-педагогического работника в условия менее благоприятные по сравнению с другими возможными участниками конкурса  со стороны.

        Очередное избрание научно-педагогического работника по конкурсу на занимаемую им должность представляет собой своеобразное подтверждение (конкурс-подтверждение), при котором ученый совет вуза (факультета) подтверждает ранее принятое решение об избрании этого работника на соответствующую должность по конкурсу (конкурс-выбор), но уже с учетом определенных итогов его профессиональной деятельности за прошедший период работы (избрания). При проведении «конкурса-подтверждения» другие претенденты на должность, как правило, отсутствуют. Ученый совет факультета (вуза) рассматривает и решает вопрос о возможности продолжения работы преподавателем по той же должности или о прекращении с ним трудовых правоотношений в силу неудовлетворительного выполнения им своих должностных обязанностей. Предварительную оценку работы преподавателя дает кафедра в своей объективной и мотивированной рекомендации. Эта рекомендация, как правило, является основой для принятия соответствующего решения ученым советом факультета (вуза). При «конкурсе-подтверждении» у преподавателя не возникает нового правоотношения, а также в случае действия срочного трудового договора с ним может не заключаться новый трудовой договор. Осуществляется пролонгация действующей трудовой связи в рамках юридически оформленной процедуры конкурса. В этом случае действие срочного трудового договора продлевается по соглашению сторон, заключенному в письменной форме, на определенный (не более пяти лет) или на неопределенный срок. Если с преподавателем ранее был заключен трудовой договор на неопределенный срок и по результатам конкурса он не избран на занимаемую им должность или не изъявил желания участвовать в конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 4 ст. 336 ТК РФ.

           Исходя из идеи конкурса, все его участники должны быть в равных условиях. В ныне действующем Положении о конкурсе установлено, что кафедра рассматривает поступившие материалы на всех участников конкурса, а ученый совет из всех участников выбирает одного, выражая свое отношение к нему путем тайного голосования (вычеркиванием или оставлением фамилии участников, внесенных в бюллетень).  Следовательно, с точки зрения состязательности все претенденты на должность, включая и работника, занимающего эту должность в вузе, являются равными участниками конкурса.

        Но в отличие от участников конкурса «со стороны» работающий в данном вузе научно-педагогический работник, участвуя в конкурсе на новый срок избрания, уже связан трудовым правоотношением с вузом. С ним заключен либо срочный, либо трудовой договор на неопределенный срок. Спрашивается: возникает ли у него самостоятельное конкурсное правоотношение с вузом? Если научно-педагогический работник не будет участвовать в конкурсе на очередной срок избрания или не будет избран, то он подлежит увольнению в связи с истечением срока трудового договора или в связи с не избранием на должность. Поэтому важно провести конкурс на замещение должности научно-педагогического работника до окончания срока его трудового договора или срока избрания, так как заключение нового трудового договора или пролонгация существующих трудовых отношений возможны только по результатам очередного конкурсного отбора.

          Однако «конкурс-подтверждение» все же следует отличать от обычной аттестации преподавателя, которая может проводиться в целях подтверждения соответствия преподавателя занимаемой им должности в установленном Правительством РФ порядке. Сам порядок конкурсного избрания более демократичен, чем аттестация. При конкурсном избрании есть стадия выдвижения кандидатур, процесс их обсуждения и отбора, процедура голосования и т. п., а при аттестации ничего подобного нет. Кроме того, деловые качества работника определяет коллектив кафедры, члены ученого совета факультета (вуза), а не аттестационная комиссия (достаточно узкая группа лиц). Таким образом, избрание по «конкурсу-выбору» является непременным условием для возникновения трудовых правоотношений преподавателя с вузом, а «конкурс-подтверждение» служит основанием для продолжения существующих трудовых правоотношений либо для их прекращения.

            Конкурсные правоотношения работающего научно-педагогического работника возникают и развиваются параллельно с его трудовыми правоотношениями и нужны для продолжения уже существующих трудовых отношений. В этом случае конкурсные правоотношения научно-педагогического работника с вузом следует признать сопутствующими правоотношениями, которые возникают и развиваются параллельно с действующими трудовыми правоотношениями.

          Поэтому подачу заявления на участие в конкурсе научно-педагогического работника и прием этого заявления вузом следует рассматривать как согласие субъектов на вступление в конкурсные правоотношения.

           Участие работающего научно-педагогического работника в конкурсном избрании на новый срок является практической реализацией его субъективного права на участие в конкурсе. В данном случае у вуза в лице ректора отсутствуют основания для отказа работнику участвовать в конкурсе-подтверждении, ибо до истечения срока его избрания или окончания срока трудового договора обязанностью вуза является проведение такого конкурса. В подобном случае следует признать неправомерными отказы вуза в допуске к участию в конкурсе научно-педагогическим работникам, которые аргументируются достижением ими пенсионного возраста или плохим состоянием здоровья. При наличии соответствующих обстоятельств вопрос об увольнении работника должен решаться согласно общим (или специальным) нормам трудового законодательства, а не путем отказа ему участвовать в конкурсе. Таким образом, научно-педагогический работник вуза участвует в конкурсе на общих основаниях.

            В случае если конкурс объявлен по должности, которую замещает конкретный научно-педагогический работник, то он в первую очередь должен быть проинформирован об объявлении вузом конкурсного отбора. Как правило, это не вызывает особых сложностей, если научно-педагогический работник, выполняя свою трудовую функцию, проводит занятия в соответствии с утвержденным расписанием, и кафедра и факультет имеют возможность поставить его в известность о начале конкурсной процедуры. Однако следует заметить, что действующие нормативные акты не требуют каких-либо специальных мер по предупреждению работающего научно-педагогического работника о начале конкурсного отбора. Обычно объявление о конкурсе, опубликованное вузом в газете (журнале), вывешивается на доске объявлений факультета (вуза). Таким образом оно становится доступным не только для всех заинтересованных лиц, но и для преподавателя (научного работника), по должности которого объявлен конкурсный отбор.

        Для научно-педагогического работника заключение нового срочного договора или продление существующих трудовых отношений возможны только после успешного прохождения им очередного конкурса. Поэтому, как правило, он в первую очередь заинтересован в своевременной подаче заявления и в успешном прохождении процедуры конкурсного отбора.

       Однако в действующем Положении о конкурсе не определены действия вуза в случае, если работающий научно-педагогический работник по уважительной причине (например, по болезни) не мог знать, а тем более подать документы для участия в конкурсном отборе. Представляется, что в подобном случае у вуза нет основания для расторжения трудового договора с таким работником по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ или по п. 4 ст. 336 ТК РФ как с лицом, которое отказалось от участия в конкурсе. Отсутствие заявлений на участие в конкурсном отборе, в том числе и от работающего научно-педагогического работника, не позволяет провести конкурсную процедуру. При сложившихся обстоятельствах конкурс следует признать не состоявшимся, и вузу необходимо объявить новый конкурс.

          Повторное объявление конкурса делается в первую очередь в интересах работающего научно-педагогического работника, который по уважительной причине не смог представить необходимые документы вузу и участвовать в конкурсном отборе при первоначальном его объявлении.

       На третьем этапе конкурсного правоотношения коллектив кафедры своей мотивированной письменной рекомендацией выделяет одного из претендентов, более достойного, на их взгляд, для замещения данной научно-педагогической должности. Этот претендент получает существенные преимущества (поддержку коллектива кафедры), что значительно сужает возможности других участников. Как правило, ученый совет прислушивается к мнению (мотивированной рекомендации) кафедры. Однако члены совета им не связаны, поэтому конкурсные правоотношения между претендентами и вузом продолжаются, и вуз обязан внести в бюллетень для тайного голосования на ученом совете фамилии всех претендентов конкурсного отбора (вне зависимости от предварительного заключения кафедры).

        В соответствии с действующим Положением о конкурсе обсуждение и конкурсный отбор претендентов на должности научно-педагогических работников проводятся на ученом совете вуза (факультета). Решение по конкурсному отбору принимается по результатам тайного голосования.

        Четвертый этап избрания по конкурсу характеризуется принятием соответствующего решения ученым советом вуза (факультета). Его решение об избрании или не избрании лица на определенную научно-педагогическую должность есть юридический факт, на который опирается ректор вуза при заключении трудового договора с победившим участником конкурса.

       В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» общее руководство государственным или муниципальным высшим ученым заведением осуществляет выборный представительный орган – ученый совет.

       Закон не содержит конкретных норм относительно состава, полномочий, порядка выборов и деятельности ученого совета, а предоставляет право решения этих вопросов трудовому коллективу вуза в его уставе и с учетом норм Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).

          Действующее Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) ограничивает срок полномочий ученого совета пятью годами. Досрочные перевыборы могут проводиться по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом вуза. Порядок избрания делегатов на общее собрание (конференцию) определяется действующим ученым советом. При этом должно обеспечиваться представительство всех категорий работников вуза, обучающихся и представителей общественных организаций, действующих в вузе. Представительство членов ученого совета на общем собрании (конференции) не может составлять более 50 % от общего числа делегатов.

        Состав ученого совета вуза объявляется приказом ректора. Свою работу ученый совет проводит в порядке, определяемом Положением об ученом совете, утвержденным самим советом. Решение по утверждению принимается открытым голосованием и оформляется протоколом.

           В состав ученого совета входят: ректор, который является председателем ученого совета, проректоры, президент, если такая должность предусмотрена уставом высшего учебного заведения, а также по решению ученого совета – деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием. Представители структурных подразделений и обучающихся считаются избранными в состав ученого совета высшего учебного заведения или отозванными из него, если за них проголосовали более 50 % делегатов, присутствующих на общем собрании (конференции), при наличии не менее двух третей списочного состава делегатов.

         Количество членов ученого совета высшего учебного заведения определяется на общем собрании (конференции). В случае увольнения (отчисления) из высшего учебного заведения члена ученого совета он автоматически выбывает из состава этого ученого совета.

          Для подсчета голосов ученый совет вуза (факультета) перед началом голосования должен избрать счетную комиссию в составе не менее трех членов ученого совета. По каждой кандидатуре, принимавшей участие в конкурсе, счетная комиссия оглашает результаты голосования. Протокол счетной комиссии утверждается ученым советом вуза (факультета) и приобщается к материалам конкурса. Перед проведением тайного голосования заключение кафедры с соответствующей рекомендацией по каждой кандидатуре доводится до сведения членов ученого совета.

          При получении претендентами, участвующими в конкурсе, равного количества голосов проводится повторное голосование на том же заседании ученого совета. Если ни один из претендентов не получил более 50 % голосов членов ученого совета, то конкурсный отбор признается не состоявшимся и вуз объявляет новый конкурс.

           Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования не менее одной второй голосов плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме две трети списочного состава ученого совета.

         Исходя из сложившейся практики при конкурсном отборе профессорско-преподавательского состава ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели и доценты избираются на ученых советах факультетов, а профессора – на ученых советах высших учебных заведений, если иное не установлено уставом вуза.

           На практике все чаще вопрос об избрании профессора на должность решается на ученом совете факультета. Объясняется это прежде всего тем, что члены ученого совета факультета лучше знают участвующего в конкурсе претендента, в том числе и уже работающего профессора, чем члены ученого совета вуза. Поэтому избрание по конкурсу на должность профессора на ученом совете факультета является более эффективным и менее формальным, чем на ученом совете вуза, где избираемое лицо знает лишь ограниченный круг членов совета.

           Конкурс на замещение преподавательских должностей общевузовских кафедр следует проводить на ученом совете высшего учебного заведения или факультета (по усмотрению ректора). Решение ученого совета вуза (факультета) принимается тайным голосованием. Фамилии всех претендентов, участвующих в конкурсе на данную должность, вносятся в один бюллетень.

          Принятие решения ученым советом вуза (факультета) по поводу избрания одного из участников конкурса на конкретную научно-педагогическую должность происходит в результате выполнения вузом своей обязанности, возникшей на втором этапе конкурсного отбора. В то время как претенденты при подаче заявлений должны точно соответствовать квалификационным требованиям, указанным в объявлении о конкурсе, вуз в свою очередь должен квалифицированно, объективно и всесторонне оценить каждого участника конкурса, поскольку именно такое требование вправе ему предъявить претенденты на конкретную конкурсную должность. Это действие вуз выполняет путем сравнения, сопоставления каждого участника конкурса с другими претендентами (с учетом мнения кафедры) на ученом совете вуза (факультета). Оценив, таким образом, каждого кандидата, ученый совет вуза (факультета) в результате тайного голосования принимает решение о выборе конкретного претендента на соответствующую научно-педагогическую должность.

         Представляется, что в целях повышения гарантий прав научно-педагогических работников, а также ответственности членов ученого совета, при рассмотрении вопросов, касающихся избрания по конкурсу, желательно установить ограничения, по которым на одном заседании ученого совета рассматриваются материалы об избрании, но не более чем на 10 научно-педагогических должностей. В противном случае обсуждение кандидатов на соответствующие научно-педагогические должности будет носить явно формальный характер.

          Решение вопроса об избрании конкретного участника конкурса на определенную научно-педагогическую должность – это особая функция ученого совета вуза (факультета). Ученый совет не обладает ни одним из качеств, которые необходимы вузу (юридическому лицу) для обеспечения трудовой правосубъектности. Ученый совет вуза (факультета) не уполномочен и на заключение трудового договора. Это право предоставлено ректору, который и завершает конкурс заключением трудового договора с лицом, избранным ученым советом.

           Вместе с тем решение ученого совета во многих случаях вызывает вполне конкретные правовые последствия. Ученый совет вуза (факультета) наделен определенной правосубъектностью в пределах, установленных законодательством. Поскольку ученый совет вуза (факультета) является выборным коллегиальным представительным органом и не может выступать в качестве исполнительного органа юридического лица, происходит своеобразное разделение правосубъектности между ученым советом и ректором как коллегиальным и исполнительным органами вуза. Ученый совет имеет право выносить обязательное решение по поводу избрания (не избрания) претендента на соответствующую научно-педагогическую должность, но не имеет права его исполнить. Ректор наделен правом исполнения, но не имеет права выносить решение об избрании (не избрании) претендента по конкурсу.

            Такое разделение правосубъектности является внутренним для данного юридического лица. Во внешних правоотношениях вуз как юридическое лицо единолично представляет ректор.

          Решение ученого совета вуза (факультета) по поводу избрания участника конкурса на определенную преподавательскую должность есть целенаправленная деятельность коллектива, группы людей. Следовательно, решение ученого совета вуза (факультета) есть коллективное волеизъявление его членов, направленное на достижение конкретной цели и вызывающее определенные юридические последствия. Поэтому, признавая решение ученого совета вуза (факультета) юридическим фактом, следует отнести его к действиям. Но, будучи действием, его решение непосредственно не вызывает возникновение правоотношений участников конкурса ни с членами ученого совета вуза (факультета) в отдельности, ни с ученым советом вуза (факультета) в целом.  Стороной трудового договора здесь выступает вуз.

             В вопросах избрания по конкурсу претендентов на преподавательскую должность решение ученого совета имеет юридически обязательную силу. Это ни в коей мере не противоречит единоначалию ректора вуза. К компетенции ректора отнесено утверждение вынесенного ученым советом решения. Именно в этой плоскости и должно проявляться единоначалие руководителя при конкурсном порядке подбора кадров. Кроме того, ректор, как председатель ученого совета, несет полную ответственность за обоснованность и объективность решения ученого совета.

            С принятием ученым советом решения об избрании одного из нескольких претендентов изменяется как субъектный состав, так и содержание конкурсных правоотношений. Теперь вуз связан определенными обязательствами только с конкретным претендентом, избранным ученым советом. Для данного претендента конкурсные правоотношения будут трансформироваться в трудовые правоотношения, а для всех остальных претендентов они прекращаются. Четвертый этап конкурсного отбора параллельно порождает правоизменяющие и правопрекращающие последствия. Избранный претендент получает право на утверждение ректором вуза решения ученого совета о его избрании, а также на заключение трудового договора с вузом на срок избрания или на неопределенный срок в установленном порядке. Этому праву противостоит обязанность вуза утвердить данное решение ученого совета вуза (факультета) и заключить трудовой договор с лицом, избранным по конкурсу. Правоотношения с теми участниками конкурса, которые не прошли по конкурсу, прекращаются. Завершающую функцию здесь выполняет выдача каждому участнику конкурсного отбора мотивированного заключения ученого совета вуза (факультета) об избрании конкретного участника конкурса. Представляется, что мотивированное заключение о результатах конкурсного отбора должно быть направлено заинтересованным лицам в недельный срок. Документы, ранее поданные претендентами, не прошедшими конкурс, могут быть возвращены им по их письменному заявлению сразу после завершения процедуры конкурсного отбора.

          Таким образом, решение ученого совета прекращает те конкурсные правоотношения (между вузом и участниками конкурса), которые возникли и развились до его принятия.

      Следовательно, при возникновении трудовых правоотношений по конкурсу из круга правомочий ректора вуза исключена возможность выбора конкретного лица из числа нескольких претендентов на замещение определенной научно-педагогической должности. В этом случае все правоотношения по избранию кандидата на конкурсную должность отнесены к компетенции ученого совета высшего учебного заведения (факультета).

         В соответствии с действующим Положением о конкурсе не позднее окончания учебного года ректор (проректор) объявляет фамилии и должности научно-педагогических работников, у которых истекает срок договора или срок избрания в следующем учебном году. Данная информация помещается на доске объявлений вуза (факультета, филиала). По указанным должностям вуз объявляет конкурсный отбор в том же порядке, что и для замещения вакантной должности, но не позднее, чем за два месяца до окончания срока трудового договора или срока избрания научно-педагогического работника.

        Согласно п. 3 Положения от 26 ноября 2002 г. конкурсный отбор объявляется вузом не менее чем за два месяца до его проведения. Если буквально придерживаться этого требования, то проходить конкурсный отбор на ученом совете вуза (факультета) претенденты не могут, пока не пройдет двухмесячный срок со дня объявления конкурса в средствах массовой информации. В течение первого месяца после объявления конкурса вуз связан обязательством приема заявлений от лиц, претендующих на замещение соответствующей конкурсной должности, и по вполне понятным причинам не имеет права проводить конкурсный отбор до окончания этого срока. Однако подобное ограничение в течение второго месяца вызывает определенное недоумение. Почему вуз не может провести конкурсный отбор на ученом совете вуза (факультета) в течение указанного срока и какой «глубокий смысл» в подобной искусственной задержке? Представляется, что составители Положения от 26 ноября 2002 г. не очень представляют себе особенности проведения заседаний ученых советов вуза (факультета). Ученый совет вуза, как правило, проводит свое заседание раз в месяц в один из дней последней недели календарного месяца. Ученый совет факультета также заседает не чаще одного раза в месяц. Обычно это происходит в один из дней предпоследней недели календарного месяца, чтобы принятые решения, в том числе и по конкурсу, можно было бы вынести на ученый совет вуза. Таким образом, если установленный двухмесячный срок с момента объявления конкурса заканчивается в день заседания ученого совета факультета или после его проведения, то процедура избрания претендентов переносится на заседания ученых советов факультета и вуза, которые теперь будут проведены только в следующем месяце. Следовательно, процедура конкурсного отбора искусственно затягивается примерно еще на один месяц. Указанное ограничение порождает порой серьезные проблемы при проведении конкурсного отбора. Так, при затягивании процедуры конкурсного избрания на ученом совете вуза (факультета) у научно-педагогического работника, замещающего должность, по которой объявлен конкурс, и подавшего заявление на участие в конкурсе, может закончиться срок ранее заключенного с ним трудового договора или срок избрания по конкурсу. Как поступать вузу в подобной ситуации? Положение от 26 ноября 2002 г. не дает ответа на этот вопрос.

        Представляется, что для исключения подобного недоразумения необходимо скорректировать п. 3 Положения от 26 ноября 2002 г. Для этого необходимо указать в нем, что объявление о конкурсном отборе в средствах массовой информации должно быть сделано вузом не позднее чем за два месяца до окончания срока действия трудового договора или срока избрания научно-педагогического работника, замещающего указанную в объявлении должность.

         Пятый этап избрания по конкурсу характеризуется тем, что решение ученого совета вуза (факультета), если оно принято с соблюдением действующего Положения о конкурсе, утверждается приказом ректора. Решение ученого совета об избрании определенного претендента на конкретную научно-педагогическую должность есть акт, обязательный для ректора. В соответствии с этим актом он должен впоследствии заключить трудовой договор с избранным лицом.  Коль скоро решение ученого совета является обязательным для ректора, то в случае его принятия без каких-либо нарушений действующего Положения о конкурсе ректор не может не согласиться с актом избрания. Не утвердить решение ученого совета ректор может лишь в связи с нарушением процедуры проведения конкурсного отбора. Следовательно, ректор вуза обязан дать объективную оценку результатам конкурса, которая выражается в форме акта утверждения принятого решения ученого совета.

       Утверждение ректором принятого решения ученого совета по своей юридической природе является актом управления. Это есть не что иное, как форма осуществления ректором властных полномочий. Эти властные полномочия проявляются по отношению к выборному представительному органу – ученому совету, а не по отношению к избранному претенденту и по своей природе являются административно-правовыми отношениями. Отношения между избранным по конкурсу лицом и вузом на основании акта избрания по конкурсу относятся к области трудовых отношений.

         В действующем Положении о конкурсе отсутствует какая-либо правовая норма, поясняющая порядок утверждения решения ученого совета вуза (факультета) и, соответственно, его не утверждения ректором при наличии нарушения процедуры проведения конкурса. В последнем случае ректор может поставить вопрос перед членами ученого совета вуза (факультета) об отмене результатов конкурсного избрания. Если такой вопрос не ставится, то ректор считает решение ученого совета вуза (факультета) действительным и утверждает его.

            В Положении о конкурсе не указан срок, в течение которого ректор утверждает решение ученого совета с момента его принятия. На наш взгляд, этот срок не должен превышать 10 рабочих дней. Указанный срок, как и порядок утверждения (не утверждения) ректором принятого решения ученого совета вуза, желательно юридически закрепить в локальном нормативном акте вуза.

             После принятого ученым советом решения об избрании претендента по конкурсу обе стороны будущего трудового правоотношения (избранный претендент и вуз в лице ректора, представляющий его интересы) должны изъявить обоюдное согласие на установление непосредственно трудовых правоотношений. Это происходит на стадии обсуждения и заключения трудового договора.

Таким образом, основные особенности конкурсного избрания на должности  научно-педагогических работников в высших учебных заведениях состоят в следующем:
– замещение должности по конкурсу проводится независимо от того, занята ли эта должность конкретным лицом или она является вакантной;
– конкурс объявляется регулярно через каждые пять лет избрания или в связи с окончанием срока трудового договора научно-педагогического работника;
– к замещению должности допускаются только лица, соответствующие установленным требованиям (критериям);
– конкретный претендент для замещения должности определяется ученым советом вуза (факультета) путем избрания его тайным голосованием;
– ректор (проректор) организует конкурс, но он не вправе без решения ученого совета заключить трудовой договор с кем-либо из участников конкурса;
     
      



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика