Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Учредительная власть: теория и механизм ее реализации
Научные статьи
27.04.11 10:18

вернуться

 
ЕврАзЮж № 4 (35) 2011
Конституционное право
Комарова В.В.
Учредительная власть: теория и механизм ее реализации
В статье исследуются теоретические основы учредительной власти, ее полномочия и формы ее осуществления. Подразделяя учредительную власть на первоначальную и производную, автор исследует нормативное закрепление форм реализации на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Результатом анализа стал вывод автора о том, что проявлением первоначальной учредительной власти может быть право народа на референдум; право принимать основной закон на референдуме и законодательно закрепленная возможность его изменить. Примером производной учредительной власти может быть конституционное собрание и некоторые иные органы.

 Следует отметить, что выделение трех ветвей власти является традиционным, но не единственно возможным. Конституции некоторых стран исходят из существования четырех властей, тогда четвертой именуется, например, избирательная власть. Исследователи констатируют, что в конституционных актах некоторых стран выделяется до шести самостоятельных ветвей власти.


    Профессор С.А. Авакьян, анализируя проблему разделения властей, говорит о том, что в Российской Федерации есть основания для того, чтобы выделять не менее десяти ветвей власти (учредительная, народная, президентская, законодательная, исполнительная, судебная, прокурорская, избирательная, финансово-банковская, контрольная).

      Разделение учредительной и учрежденной власти исследуется в современной конституционно-правовой науке  достаточно давно.

     Согласно ст. 8 Основных законов 1906 г. учредительной властью обладал исключительно монарх . В.М. Гессен считал конституционным государство, в котором народ или народное представительство принимают решающее участие в осуществлении законодательной и учредительной власти.

      Новые подходы к разделению властей повлекли закрепление в конституциях некоторых стран ветви избирательной, контрольной, гражданской власти.

      Однако вопрос о деятельной разработке отечественным конституционным правом теории учредительной власти, которой придерживаются в своей конституционной практике многие государства, стал достаточно актуальным только в последнее время.

      Обоснование этого интереса видится, прежде всего, в практическом его применении. Практическое применение теоретических конструкций в российской правовой действительности видится, прежде всего, в необходимости разработки и принятия предусмотренного Конституцией страны Федерального конституционного закона о Конституционном Собрании.

    Теоретическое обоснование учредительной власти

    В рамках темы заявленного исследования остановимся на содержании «избирательной» и «учредительной» власти. В работах В.Е.Чиркин избирательная власть определяется как «право граждан, обладающих избирательными правами и составляющих избирательный корпус, решать все основные вопросы государственной жизни путём выборов, референдума, народной законодательной инициативы и другими способами».

     Н.В. Колпаков определяет избирательную власть как «сложное публично-властное образование, основой которого является избирательный корпус, осуществляющий свою власть на выборах и референдумах, и включающий систему коллегиальных избирательных органов – избирательных комиссий».

     Ю.А.Веденеев пишет: «Конституция Российской Федерации … ввела в юридический оборот новую для отечественно-правовой теории и практики категорию - избирательную власть», «через демократический избирательный процесс политическая власть, носителем которой являются граждане, трансформируется в государственную, представленную парламентом и правительством».

        По мнению О.Е. Кутафина, «народу принадлежит учредительная власть… для решения базовых, кардинальных вопросов… именно народ имеет право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые народ для себя выбирает». Одной из функций учредительной власти, по мнению М.В. Баглая, является  изменение конституции.

      Учредительную власть определяют как «естественное неотчуждаемое самоограничиваемое право народа учредить или изменить государственный строй, его отдельные институты, осуществляемое непосредственно, через органы государственной власти, в том числе через специально создаваемые учредительные органы».

   По мнению автора, содержание избирательной власти поглощается учредительной. Понятие учредительной власти, ее полномочия, гораздо шире избирательной власти, задача которой сформировать представительный орган.

    Формы осуществления учредительной власти

     С развитием идеи учредительной власти в государствоведении возникли тезисы о наличии двух ее типов: первоначальной и производной.

     Право граждан России на управление делами государства деюре обеспечивает их включение в сферу политики, являясь юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти.

      В особом мнении судья КС РФ В.О. Лучин констатировал: "Народ, учредивший основы конституционного строя, вправе во всякое время своей непосредственной властью, являющейся высшей перед властью любых (выборных и невыборных) органов, изменить эти основы. Поэтому только народ (опять же путем референдума) вправе решать, когда и по каким вопросам можно или нельзя проводить референдум. Право на референдум является неотчуждаемым правом народа, важнейшим практическим инструментом реализации его суверенитета".

    Проявлением учредительной власти, по мнению автора, может быть право народа не только принимать основной закон на референдуме, но и иметь законодательно закрепленную возможность его изменить (законодательные, конституционные референдумы).

      На федеральном уровне предусмотрено принятие Конституции РФ путем референдума в случае, если ее проект вынесет на референдум Конституционное Собрание. В субъектах Российской Федерации законодатели расширили формы участия населения в принятии и изменении Конституции (Устава) субъекта. Мы видим два способа: первый - возможность инициировать поправки, пересмотр, изменения в Конституцию (Устав) субъекта; второй - принятие Конституции (Устава) субъекта путем референдума.

    Возможность принятия основного закона путем референдума (но не обязательного, а факультативного) закреплено в Республиках Дагестан,  Тыва.

    Референдум, как способ изменения Конституций (Уставов) субъектов Российской Федерации закреплен в законодательстве Республики Марий Эл, Удмуртской Республики, Кемеровской области.
В законодательстве субъектов Российской Федерации, в отличие от федерального уровня, закрепляется право инициировать поправки, пересмотр, изменение Конституции (Устава) субъекта, иногда - возможность  предложить проект нового основного закона.

      Так, предложения о поправках к Конституции Удмуртской Республики могут вносить  не менее 50 тысяч избирателей, проживающих в Удмуртской Республике; об изменении Конституции Республики Хакасия - не менее 5 процентов граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Республики Хакасия, обладающих избирательным правом; о внесении изменений в Устав Приморского края - не менее 2 процентов граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Приморского края, обладающих активным избирательным правом; о поправках к Уставу Воронежской области - не менее 40 тысяч подписей избирателей; о внесении поправок в Устав Кемеровской области  - не менее 50 тысяч человек; о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Мурманской области - не менее пяти процентов граждан Российской Федерации,  и др.

    Примером субъекта, в котором народ может инициировать не только изменение основного закона, но и проект нового, может быть Иркутская область.

      Следует отметить так же, что есть субъекты, в которых отсутствуют прямые формы участия населения в принятии и изменении Конституции (Устава) субъекта федерации.

       Одним из проявлений консультативного участия  народа в разработке и принятии Устава может быть народное обсуждение. Оно возможно по решению Законодательного Собрания Вологодской области - проект Устава области, а также проект закона области о внесении в него изменений и (или) дополнений могут быть вынесены на областное народное обсуждение. Тем не менее называть это мероприятие формой учредительной власти не представляется возможным.

      Законодатель в субъектах закрепляет процедуры реализации гражданской законодательной инициативы в представительных органах, народную инициативу по инициированию референдумов; инициативу досрочного прекращения полномочий депутатов и выборных должностных лиц (муниципальный уровень).

       Законодательство большинства субъектов РФ позитивно восприняло норму Федерального закона от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и закрепило институт народной законодательной инициативы. Так, Устав Алтайского края правом законодательной инициативы наделяет избирателей Алтайского края «в количестве не менее одного процента общего их числа»; в Краснодарском крае - не менее чем 10 тысяч избирателей; в Красноярском крае не менее пяти тысяч граждан, проживающих на территории края.

      Расширение права народной законодательной инициативы - не только населением, но и общественными организациями, представляющими интересы населения, безусловно, оценивается как фактор положительный.  Например, право законодательной инициативы в Республике Коми предоставлено межрегиональному общественному движению «Коми войтыр»; в Кемеровской области - совету муниципальных образований Кемеровской области; в Тамбовской области - областному объединению организаций профсоюзов по вопросам их ведения.

      Среди инициаторов законодательного процесса в субъектах Российской Федерации названы: Уполномоченному по правам человека (в Смоленской, Кемеровской, Нижегородской областях); Контрольно-счетные палаты (в Кировской, Челябинской области, Тюменской областях); Конституционные суды (Республики Саха (Якутия), Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Коми, Северная Осетия-Алания, Хакасия), избирательные комиссии и иные органы, должностные лица . В рамках темы исследования стоит отметить – наделение правом законодательной инициативы органов власти это не проявление учредительной власти, скорее это профессионализация законодательного процесса.

      К производным формам учредительной власти можно отнести специально создаваемые с целью разработки, в некоторых случаях и принятия основного закона, органы.

    На федеральном уровне это Конституционное Собрание, ФКЗ о котором еще не принят, статус не урегулирован. Высказываются различные точки зрения на эту новеллу в российской правовой действительности.

      Конституционное Собрание, вероятно, должно быть представительным федеральным органом государственной власти с ограниченным сроком действия, особым статусом и специальной компетенцией. Остается открытым вопрос о представительстве его членов и необходимости отдельного представительства субъектов Российской Федерации, тем не менее представительный характер и коллегиальность принятия решения не оставляет сомнений. Вопросы профессионализма, работоспособности, неангажированности  – важны и требуют максимального учета, не смотря на то, что кажутся взаимно исключающими друг друга.

      На федеральном уровне были разработаны и внесены в Государственную Думу Федерального Собрания РФ несколько проектов Федерального конституционного закона о Конституционном Собрании (в 1997 г. — депутатами Государственной Думы О.О. Мироновым и А.И. Лукьяновым; в 1998 г. — депутатом Государственной Думы В. П. Зволинским; в 2000 г. — 1) депутатами Государственной Думы Б. Б. Надеждиным, А. И. Лукъяновым, В. В. Володиным, Е. Б. Мизулиной, В. А. Крюковым; 2) депутатом Государственной Думы С.А. Ковалевым ). Как известно, инициатива не дошла до логического завершения - Федерального конституционного закона о Конституционном Собрании нет до сих пор.

      В Конституциях некоторых субъектов закреплен аналогичный институт специально создаваемого органа для разработки и принятия Конституции – примером может быть Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика.

      Конституцией Республики Тыва за Конституционной комиссией предусмотрено только право разрабатывать проект новой Конституции Республики, который Палата представителей выносит на референдум Республики.

     Субъекты федерации в некоторых случаях урегулировали вопрос формирования этого учредительного органа. Конституционное Собрание Кабардино-Балкарской Республики, например, состоит из депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Кабардино-Балкарской Республики, депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики и депутатов органов местного самоуправления всех уровней Кабардино-Балкарской Республики.

       Порядок образования и деятельности конституционной комиссии Республики Хакасия определяется Законом Республики Хакасия от 26.03.2003 г. «О конституционной комиссии Республики Хакасия». Конституционная комиссия Республики Башкортостан,  формируется указом Президента Республики Башкортостан из числа представителей органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, политических партий, иных общественных объединений, профсоюзов, религиозных объединений.

     Следует отметить, что практика создания конституционных комиссий сор статусом совещательных и координационных органов подменяет и выхолащивает идею учредительного органа.

      Конституционная комиссия Республики Хакасия после рассмотрения предложений об изменении Конституции Республики может только предложить Верховному Совету подтвердить неизменность Конституции Республики Хакасия, либо внести в нее изменения и дополнения.

      Конституционная комиссия Республики Башкортостан -  совещательный орган, создаваемым в целях организации и проведения научно-правовой экспертизы, разработки предложений по проекту Закона для внесения в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан субъектами права внесения предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан.

     Комиссия по разработке проекта Устава Забайкальского края являлась координационным органом, образованным для разработки проекта Устава вновь образованного Забайкальского края и ее состав утверждался Губернатором Забайкальского края.

      Полномочия этих органов не позволяют отнести их к производным формам учредительной власти.

      Помимо органов с полномочиями разработки и принятия основного закона, к органам учредительной власти относят конституционные суды. Следует согласиться и с мнением, что толкование принципов и норм столь универсального характера и столь высокого ранга, как конституционные, наделяет (в определенном смысле) конституционный суд учредительной властью, а его актам придает конституционно-атрибутивный характер.

      Н.В. Витрук указывает, что конституционный суд, в известном смысле и в известных пределах, творит право, определяя тенденции развития законодательства, создавая прецеденты толкования конституции и законов, заполняя пробелы в самой конституции.

     Эту теоретическую идею поддержали в Калининградской области. Там, согласно Устава, проекты уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) рассматриваются Калининградской областной Думой после получения заключения Уставного Суда Калининградской области.

     Помимо упомянутых производных органов учредительной власти, к этой группе некоторые авторы относят органы представительной власти. Так, И.Н. Гелиева к органам учредительной власти относит парламент, надпарламентские структуры ; О.И. Рабцевич пишет об учредительной власти законодателя ; К.В. Черкасов – о полномочиях органов государственной власти в учредительной сфере.

     Таким образом, к производным органам учредительной власти можно отнести специально создаваемые и постоянно действующие органы (выборные).

      В заключении хотелось бы акцентировать внимание на том, что классическая теория разделения властей относится к государственной власти, а «избирательная власть» нет. Она является основой для публичной власти.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика