Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовое регулирование обращения с экологической информацией
Научные статьи
03.08.11 10:59


вернуться


Высторобец Е.А.

Тронин С.Е.

ЕврАзЮж № 7 (38) 2011
Экологическое право
Высторобец Е.А., Тронин С.Е.
Правовое регулирование обращения с экологической информацией
На основе отечественного и зарубежного опыта правового регулирования обращения с экологической информацией, экоправовой и интерэкоправовой доктрины, а также работ соавторов в статье предпринята попытка обосновать определение экологической информации в редакции для нормативных актов, которое строится на сближении (вплоть до отождествления) данного понятия с понятием информации о состоянии окружающей среды. Эта мера, по мнению авторов, способна уменьшить количество спорных ситуаций в правоприменительной практике по поводу прав и обязанностей в предоставлении информации подобного рода. Результатом теоретической проработки темы является предлагаемый авторами законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который призван усовершенствовать порядок предоставления экологической информации и тем самым усилить правовые гарантии обеспечения конституционного права на благоприятную окружающую среду.

Проект № ___
в первом чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации

   Статья 1
       Внести в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4850; 2010, № 40, ст. 4969) изменение, изложив подпункт 18 статьи 6 в следующей редакции:
"18) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предоставление информации о состоянии окружающей среды (экологической информации), которое может причинить вред жизни и здоровью людей.".
Статья 2
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2003, № 50, ст. 4848; 2006, № 31, ст. 3452; 2007, № 49, ст. 6079; 2008, № 15, ст. 1444; № 2, ст. 6235; 2009, № 52, ст. 6453; 2010, № 19, ст. 2289; № 27, ст. 3431; № 30, ст. 3986; 2011, № 1, ст. 54) изменение, дополнив пункт 1 статьи 237 после слов "окружающей среды" словами "(экологической информации)".
Статья 3
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2004, № 41, ст. 3993; 2005, № 1, ст. 17; № 30, ст. 3128; 2006, № 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, № 20, ст. 2251; № 29, ст. 3418; 2009, № 1, ст. 19; № 29, ст. 3582; № 29, ст. 3601; № 52 (1 ч.), ст. 6416, 6419, 6441; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 54) изменение, дополнив в подпункте 3 пункта 2 статьи 67 после слов "о состоянии окружающей среды" словами "(экологической информацией)".
Статья 4
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13, 45; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1075, 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3438, 3452; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008, 4015; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120, 3122; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 11, ст. 1169; № 18, ст. 2145; № 19, ст. 2291; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 27, ст. 3416; № 30, ст. 4000, 4002, 4006; № 31, ст. 4164, 4192, 4207, 4208; № 41, ст. 5192; № 49, ст. 6409; № 52, ст. 6996; 2011, № 1, ст. 10, 23, 33, 54) следующие изменения:
1) изложить заголовок статьи 8.5 в следующей редакции:
"Статья 8.5. Ненадлежащая экологическая информация";
2) абзац первый статьи 8.5 изложить в редакции: "Несообщение, ненадлежащее предоставление или ненадлежащее обеспечение доступа к сведениям о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, о состоянии земель, поверхностных и подземных вод и других компонентов природной среды, природных объектов, природно-антропогенных объектов, антропогенных объектов, иных сведений о состоянии окружающей среды лицами, обязанными сообщать, предоставлять или обеспечивать доступ к такой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, –".
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5491; 2007, № 7, ст. 833; 2009, № 26, ст. 3121, № 52 ст. 6441; 2010, № 32, ст. 4298) изменение, дополнив абзац второй статьи 6 словами "(экологическую информацию)".
Статья 6
Внести в Федеральный закон от 2 мая 1997 года № 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 18, ст. 2105; 2001, № 49, ст. 4563; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2010, № 50, ст. 6605) изменение, заменив в абзаце 9 статьи 1 слова "информация в области проведения работ" словами "экологическая информация в области проведения работ".
Статья 7
Внести в Федеральный закон от 10 июля 2001 года № 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, ст. 2947; 2009, № 1, ст. 17) изменение, дополнив в абзаце втором пункта 2 статьи 3 после слов "о состоянии окружающей среды" словами "(экологическую информацию)".
Статья 8
Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (1 ч.), ст. 25; № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213; 2008, № 26, ст. 3012; № 29 (1 ч), ст. 3418; № 30 (2 ч.), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 11, ст. 1261; № 52 (1 ч.), ст. 6450; 2011, № 1, ст. 54) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) дополнить новым абзацем тридцать седьмым следующего содержания: "информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) — сведения о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, о состоянии земель, поверхностных и подземных вод и других компонентов природной среды, природных объектов, природно-антропогенных объектов, антропогенных объектов, иные сведения о состоянии окружающей среды, доступ к которым неограничен и предоставляется бесплатно на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, кроме случаев, установленных Конституцией Российской Федерации;";
б) абзац тридцать седьмой считать абзацем тридцать восьмым;
2) в абзаце двадцатом статьи 3 после слов "о состоянии окружающей среды" дополнить словами "(экологической информации)";
3) в абзаце двадцатом статьи 5 после слов "о состоянии окружающей среды" дополнить словами "(экологической информацией)";
4) в абзаце семнадцатом статьи 6 после слов "о состоянии окружающей среды" дополнить словами "(экологической информацией)";
5) в пункте 1 статьи 11 после слов "о состоянии окружающей среды" дополнить словами "(экологическую информацию)";
6) в абзаце втором пункта 2 статьи 11 после слов "о состоянии окружающей среды" дополнить словами "(экологической информации)";
7) в абзаце пятом втором пункта 1 статьи 12 после слов "о состоянии окружающей среды" дополнить словами "(экологической информации)";
8) в статье 13:
а) изложить заголовок в следующей редакции: "Система мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду";
б) дополнить новым пунктом 2 следующего содержания: "2. Обладатели экологической информации гарантируют свободный и бесплатный доступ к ней, к перечням сведений, относимым к экологической информации, к информации об условиях и порядке ее сообщения, предоставления и обеспечения доступа к экологической информации, включая разумно и добросовестно полные описания параметров, которые характеризуют экологическую информацию, предоставляемую ими в соответствии с законодательством (основания, источники, степень детализации, величины, способы измерений и/или обобщения и источники первичных данных, пространственно-временные и иные параметры).";
в) пункты 2, 3 считать пунктами 3, 4;
9) в статье 63:
а) в абзаце первом пункта 3 статьи 63 после слов "о состоянии окружающей среды" дополнить словами "(экологическая информация)";
б) в абзаце втором пункта 3 статьи 63 после слов "о состоянии окружающей среды" дополнить словами "(экологической информации)".
10) в пункте 1 статьи 74 после слов "о состоянии окружающей среды" дополнить словами "(экологической информации)".
Статья 9
Внести в Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3283; 2006, № 6, ст. 636, № 52 (1 ч.), ст. 5497; 2007, № 31, ст. 4011) изменение:
1) в подпункте 4 статьи 5 заменить слова "о загрязнении окружающей среды" на слова "о состоянии окружающей среды (экологическая информация)".
Статья 10
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196) изменение, дополнив в подпункте 2 пункта 4 статьи 8 после слов "о состоянии окружающей среды" словами "(экологической информации)".
Статья 11
Внести в Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6217; 2010, № 27, ст. 3407) изменение:
1) в статье 14 пункт 1 дополнить подпунктом 8 следующего содержания:
"8) перечень материалов, сведений и иных данных, получаемых и создаваемых в процессе деятельности судов, отнесенных к информации о состоянии окружающей среды (экологической информации), условия и порядок доступа к ним".
Статья 12
Внести в Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 7, ст. 776) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 13:
а) точку в конце подпункта 9 заменить точкой с запятой;
б) дополнить подпунктом 10 следующего содержания:
"10) перечень материалов, сведений и иных данных, получаемых и создаваемых в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, отнесенных к информации о состоянии окружающей среды (экологической информации), условия и порядок доступа к ним.".


         Президент
Российской Федерации                                     Д.Медведев


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации"


Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.


П Е Р Е Ч Е Н Ь

актов федерального законодательства, подлежащих в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта


В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Данный законопроект подготовлен в целях реализации положений Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и обеспечения правовых гарантий реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду.
Законопроектом предусмотрено техническое уточнение развернутого термина "информация о состоянии окружающей среды" принятым в законодательном порядке его кратким наименованием "экологическая информация", которое предлагается вписать в скобках, сразу после развернутого термина в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Уголовный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, в федеральные законы от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", от 2 мая 1997 года № 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия", от 10 июля 2001 года № 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории", от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ "О коммерческой тайне", от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации".
Заголовок и абзац первый статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается изложить в редакции, обеспечивающей более полную защиту конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а не только его защиту от посягательств в частных случаях, как на основании имеющейся формулировки статьи 8.5.
В результате проведенного анализа действующего законодательства, с использованием законодательно установленных терминов, Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предлагается дополнить востребованным на практике формально-юридическим определением понятия экологической информации. В статье 13 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду" предлагается изложить заголовок в редакции "Система мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду" и дополнить ее новым пунктом, предусматривающим в соответствии с законодательством доступ к перечням сведений, относимым к экологической информации.
Законопроект предусматривает внесение технических изменений в отдельные действующие законодательные акты в связи с определением понятия экологической информации, обеспечивающих усиление правовых гарантий реализации конституционного права.

***

       С того времени, когда один из основателей отечественной науки интерэкоправа, член-корреспондент АН СССР О.С. Колбасов впервые поставил вопрос о необходимости четкого определения в законодательстве «прав на благоприятные природные условия жизни, труда и отдыха людей» , актуальность этой задачи значительно возросла. Попытки определить содержание экологических прав, включая право на информацию, не прекращаются до настоящего времени.

      Основной причиной того, что понятие экологической информации до сих пор является одним из обсуждаемых вопросов среди юристов-экологов, является, на наш взгляд, его многогранность, нормативную часть которой нелегко уловить. Помимо этого можно отметить разнообразие интересов, связанных с подобной информацией, недостаточное выделение из родственных понятий и недостаточное отражение в нормативных актах ее правовых особенностей.

  Между тем, понятие информации о состоянии окружающей среды давно отождествляется большинством исследователей с экологической информацией и общепризнанно.

      О.Л. Дубовик, Л. Кремер, Г. Люббе-Вольф проанализировав подходы к пониманию экологической информации и сравнив мнения по этому вопросу М.М. Бринчука, М.И. Васильевой, Т.А. Захарченко, О.С. Карху, других авторов и свои, также пришли к выводам о том, что доктрина экологической информации для большинства авторов является схожей, небольшие отличия прослеживаются лишь по структуре, видам и возможностям ограничения такой информации. Кроме того, данные авторы отметили, что, по их мнению, российское законодательство содержит большое количество норм в той или иной степени посвященных экологической информации, однако они мозаичны, неоднозначны (скорее по форме, чем по содержанию).

       А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков и А.Е. Черноморец, в комментарии к статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»  пишут о том, что ей установлено «право получения от государства, органов местного самоуправления и иных организаций своевременной, полной, достоверной экологической информации» , тогда как дословно в указанной статье говорится лишь о праве каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

      Например, К.С. Мишанин отмечает, что «конституционное право граждан на экологическую информацию закреплено и в ряде других законодательных актов» . Действительно, в других законодательных актах право на экологическую информацию отражено , но в Конституции Российской Федерации такой термин отсутствует, закреплено лишь «право на… достоверную информацию о ее [окружающей среды – прим. соавт.] состоянии» . А.А. Третьякова, исследуя экологические права граждан Евросоюза, также отмечала, что, в отличие от государств-членов Европейского союза, в Российской Федерации право на экологическую информацию является конституционным . А.О. Миняев, указывая на нормативную закрепленность обязанности государства обеспечить население достоверной информацией о состоянии окружающей среды , также не проводит различия между ней и экологической информацией.

     Необходимо отметить, что термин «экологическая информация» широко применяется не столько из желания обогатить стиль, чтобы не повторять другой вариант, или по причине его удобства. Напротив, это происходит, в силу формальных причин. Существует разнообразные аналоги законодательного отождествления «пространных» и «кратких» вариантов терминов. Например, мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг), контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).

      Однако некоторые авторы настаивают на соотношении терминов «экологическая информация» и «информация о состоянии окружающей среды» как общего и частного понятий, в котором понятие экологической информации является более общим . Возможно, для целей теории это может казаться верным, но мы все давно уже стали свидетелями того, как ширится число случаев рокировки терминов, когда реальный объем не учитывается, но придаваемый терминам номинальный смысл, их формальное содержание побеждает – опять же из соображений юридической техники . Если сейчас принять точку зрения на эти термины, как понятия в «широком» и «узком» смысле, а не уравнять их, это помешает формально усилить понятие экологической информации. Следствием этого, на наш взгляд, кроме продолжающихся дискуссий, будет продолжение дробности категорий, вместо консолидации правового содержания, что необходимо для эффективной защиты соответствующего права. Разумеется, юриспруденция и логика требуют избегать использования тождественных терминов – тогда формально собрав все нынешнее правовое содержание в рамках объема термина экологическая информация, можно будет его расширять в качестве совокупности, именуемой «информация о состоянии окружающей среды». А на следующем этапе развития права рокировка произойдет снова. Так «новое» качество содержания сбрасывает «старую» форму.

        Именно формализм позитивного права являет собой достоинство, позволяющее отражать насущные потребности негативного права и самой жизни. При этом юридическая форма в данном случае гибче живой реальности. Вопрос о связи реального и номинального смыслов имеет теоретическое значение. Практическое значение принадлежит формальному праву, отражающему современный уровень правопонимания, того, что признается правовым.

      При всей широте нашего подхода, мы считаем важным, ограничить объем понятия экологической информации, включая в него только сведения о состоянии окружающей среды, угрозах ее качеству и принимаемых природоохранных мерах, а также те данные, которые специально отнесены к экоинформации. Это колоссальный объем данных. Если его увеличить, то мы обесценим термин – девальвируем понятие с практической и юридической точек зрения.

       На основании изложенного мы считаем возможным, на сегодняшний день, окончательно признать тождество терминов – в пользу лапидарности и сообразно задаче перехода в формальном праве от описательного правового высказывания к норме права.

         Обобщив опыт зарубежных и отечественных коллег, авторы предлагают свой вариант определения информации о состоянии окружающей среды (экологической информации), содержащийся в тексте вышеприведенного законопроекта.

       Необходимо пояснить, что термины данного определения понимаются согласно их легальным версиям, которые практически совпадают с их реальными смыслами, как в абзацах 1-12 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», что делает возможным международное применение нормы-дефиниции.

    В этой редакции понятия экологической информации авторы, в частности, предлагают:

    1. На основании статьи 8.5 КоАП окончательно согласиться с тем, что термины «информация о состоянии окружающей среды» и «экологическая информация» сейчас формально-юридически идентичны.

    2. Нецелесообразно «раздувать» детализацию – именовать в определении все компоненты природной среды. Мы назвали два компонента – земли и воды («о состоянии земель, поверхностных и подземных вод»), как в КоАПе. Еще остаются: недра, почвы, воздух, растения, животные, иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство. Для названной совокупности Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ определен общий термин «компоненты природной среды». Тот факт, что закон не устанавливает общего термина для групп элементов окружающей среды (природные объекты, природно-антропогенные объекты, антропогенные объекты), обязывает нас полностью перечислить их группы в определении.

    3. Использовать слова «иные сведения о состоянии окружающей среды, доступ к которым неограничен и предоставляется бесплатно на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации», которые позволяют сбалансировать желаемое и действительное. Они необходимы для юридико-технического совершенства дефиниции. Кроме того, эти слова резонно позволят умерить «неограниченное» толкование термина особо страждущими экологической информации. Одновременно, они же, позволят преодолеть опасения, которые могут возникать по отношению ко всему новому (неясному), как подсознательную защиту от перемен. Явно ограничительный смысл данной оговорки не позволит переменам произойти в одночасье.

      4. Внести оговорку «кроме случаев, установленных Конституцией Российской Федерации», а также mutatis mutandis подобную, если это соответствует потребностям других государств, в силу статьи 56 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает возможность ограничения права на экологическую информацию, как части комплексного конституционного права на благоприятную окружающую среду, федеральным конституционным законом.

    5. Порядок перечисления элементов определения экологической информации – этих «экологических информаций» обоснован формально-юридически и юридико-технически. Все они приведены в последовательностях, соответствующих употреблению терминов в текстах нормативных актов.

      6. Предлагаемое определение содержит только те элементы, без которых оно будет не полным. Например, экологической информацией являются «данные о границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, об особенностях режима экологических зон» . Все их перечислять в одном определении нет места и необходимости, это частные случаи, тогда как нормативное определение, по возможности, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к норме права – отражать повторяемое правило (формальный объем), а не частности.

       7. Опосредованная практика Страсбурга – Европейского Суда по правам человека – по защите, в том числе, права на экологическую информацию через статью 8 Европейской конвенции по правам человека так и рассматривается, как дополнительный инструмент, косвенное средство, а не свидетельство того, что таким образом защищаемые права непременно являются частью публичных экологических прав или прямо связаны с понятием экологической информации и могут в него включаться.

    8. По мнению авторов, предлагаемое определение экологической информации в достаточной мере соответствует международному праву. В частности, представляется, что оно полнее соответствующих норм Модельного закона СНГ о доступе к экологической информации от 6 декабря 1997 года № 10-7  и Орхусской конвенции 1998 года , определения которых будут продолжать служить ориентирами при отраслевой детализации понятия экологической информации;

    9. Ничто не препятствует тому, чтобы включить предлагаемое определение в тело законов, по крайней мере, законов субъектов Российской Федерации и уже сейчас учитывать его на практике. Веским аргументом в пользу того является следующая позиция Конституционного Суда Российской Федерации: «Природой указанных прав [экологических – прим. соавт.], гарантированных Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми актами, которые в силу ее статьи 15 (часть 4) являются составной частью правовой системы Российской Федерации, предопределяется необходимость их законодательного регулирования, при осуществлении которого федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения, что, однако, не освобождает его от обязанности соблюдать вытекающее из Конституции Российской Федерации требование разумной соразмерности между используемыми средствами и поставленной целью» . Принятие определения в предлагаемой редакции позволит Президенту Российской Федерации прямо, правовым способом усилить гарантии Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

***

       Основа для «легальной» дефиниции понятия экологическая информация взята из статьи 8.5 КоАП. Слова про природные комплексы и объекты (три вида) – заимствованы из понятия окружающей среды – абзац 2 статьи 1 закона «Об охране окружающей среды» – они обеспечивают уравнивание объемов двух понятий: «окружающая среда» и «экологическая информация». Слова «иные сведения о состоянии окружающей среды» – дополнены для юридико-технического совершенства дефиниции. Фраза «которые доступны на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, кроме случаев, установленных Конституцией Российской Федерации;» позволяет исключить из объема понятия информацию, доступ к которой ограничен, например, в чрезвычайных ситуациях – согласно статье 56 Конституции Российской Федерации, а также другие случаи предоставления информации, отдельные признаки которых не позволяют отнести данные сведения к юридическому понятию «экологическая информация» по условиям и порядку их получения. Отсюда, дефиниция распространяется на всю экологическую информацию, доступ к которой неограничен и предоставляется бесплатно.

      Другая информация (вне понятия), хоть и относящаяся к природоохранной деятельности либо сведениям о более дробных элементах, характеризующих состояние окружающей среды, чем те, которые поименованы в дефиниции, не является, на взгляд авторов, экологической информацией с формально-юридической точки зрения. Это не «в праве», а реально «родственные» сведения, которые включаются в понятие экологической информации, если условия и порядок доступа к ним будут совпадать с условиями и порядком доступа к экологической информации, когда совпадет их правовая природа.

       Внесение и принятие законопроекта позволит усилить правовое обеспечение, сделать реалистичнее правовые гарантии, не умаляемого по Конституции, конституционного «права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии» в части неограниченного и бесплатного доступа к экологической информации.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика