Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

И.В. ЧЕРНОВ:
ЛИНГВОПОЛИТИКА ЕВРАЗИИ: РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНТЕГРАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СТРАН ЕАЭС

Интервью с доцентом кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета, кандидатом исторических наук Черновым Игорем Вячеславовичем

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Наноэкономика и право: международный уровень регулирования процесса наноиндустриализации страны
Научные статьи
07.09.11 10:19

вернуться


 
ЕврАзЮж № 8 (39) 2011
Международное право
Иншакова А.О.
Наноэкономика и право: международный уровень регулирования процесса наноиндустриализации страны
Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования наукоемких технологий, к которым относятся в том числе и нанотехнологии, – ключевым стратегически важным направлениям развития современной экономической деятельности страны и науки, ее обеспечивающей.

   На сегодняшний день важнейшей общегосударственной задачей, отнесенной к исключительному ведению Российской Федерации является регулирование наукоемких технологий, к которым относятся высокие технологии и инновационные технологии, в том числе нанотехнологии. 

    В современном понимании, нашедшим отражение в специальной юридической литературе, нанотехнология - это целенаправленная человеческая деятельность по производству и использованию (включая отображение, измерение, моделирование и управление материей) материалов с преднамеренно внедренными особенностями, вплотную к атомному или молекулярному масштабу, имеющих размер от 1 до 100 нм.

     Еще в 2007 г. в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. Президент РФ В.В. Путин заявил о необходимости формирования в России научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития, особо подчеркивая при этом необходимость создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий, основанных на атомном и молекулярном конструировании.

     Бывший Президент Российского государства публично высказал свои опасения по поводу того, что «...для большинства людей «нанотехнологии» - это такая же абстракция, как и ядерные технологии в 30-е годы прошлого века». Однако, далее В.В.Путин разъяснил, что «…нанотехнологии уже становятся ключевым направлением развития современной промышленности и науки. На их основе в долгосрочной перспективе мы в состоянии обеспечить повышение качества жизни наших людей, национальную безопасность и поддержание высоких темпов экономического роста... Оценки ученых говорят о том, что изделия с применением нанотехнологий войдут в жизнь каждого - без преувеличения - человека, позволят сэкономить невозобновляемые природные ресурсы...». 

     Академик В.И. Жуков в своей работе «The World Crisis: Economics and Sociology of Global Processes» обстоятельно проанализировав совокупность причин современного экономического кризиса, помимо финансовой, в перечне главных причин выделяет смену технологического уклада и переход к так называемому шестому технологическому укладу. «В настоящее время, - отмечает академик, - почти все отрасли производства достигли высшей точки своего развития. Теперь без технологической революции в энергетике, материаловедении, генетике, медицине, информатике и других областях прогресс невозможен».

     Все приведенные выше доводы относительно значимостисти и приоритетности развития направлений современной науки в сфере нанотехнологий в полной мере касаются и права, призванного упорядочить процесс наноиндустриализации. Сегодня перед юридическим экспертным сообществом стоит непростая задача по совершенствованию законодательства, обеспечивающего развитие инновационной деятельности в сфере нанотехнологий. Для того, чтобы читатель мог понимать всю суть проблем правового обеспечения столь важной сферы современной хозяйственной деятельности в условиях экономико-правовой глобализации и интеграции мирового сообщества, целесообразно, по мнению автора, применять комплексный подход ее изучения и рассматривать действующие и перспективно-востребованные правовые механизмы его обеспечения на трех уровнях правового регулирования: универсальном, региональном и национальном.

     Кроме того, необходимо устранять основной, на наш взгляд, методологический недостаток появляющихся современных правовых исследований в сфере нанотехнологий, который заключается в недостаточно внимательном отношении к проблемам унификации и гармонизации соответствующей области правового регулирования, вызванных объективным явлением экономико-правовой глобализации и интеграции. По нашему глубокому убеждению, в настоящее время невозможно сделать адекватные выводы относительно тенденций и перспектив развития национального законодательства в области наноиндустрии без учета влияния процесса экономико-правовой интеграции, как исходного начала необходимой правовой унификации всех уровней правового регулирования в условиях нарастающего взаимодействия и взаимовлияния международного и внутригосударственного права. Не последнее место в такого рода исследованиях должно быть отведено и вопросам выбора надлежащего метода правовой унификации.

       Настоящая статья посвящена международному уровню регулирования процесса наноиндустриализации. На обозначенном уровне правового обеспечения сферы наноиндустрии следует отметить интенсификацию процесса формирования правовых блоков посредством норм soft law , разрабатываемых международными организациями специальной компетенции. Унификация норм в рассматриваемой области хозяйствования – объективная необходимость, обусловленная двумя основополагающими тенденциями современного экономического развития. С одной стороны, это процесс глобализации мирового хозяйства, а с другой, рост экономических интеграционных межгосударственных союзов, как международных, так и региональных. Обе тенденции, как в экономическом, так и в правовом аспекте имеют одинаковую целенаправленность, заключающуюся в транснациональном расширении организованных на внутригосударственном уровне экономической и правовой системы.

       Доказано, что одним из наиболее приоритетных уровней эффективной унификации правового регулирования хозяйственной деятельности в условиях интенсификации процессов экономической интеграции является сближение национальных правовых систем посредством создания единых норм и правил через международные организации специальной компетенции, такие как Международная организация труда (International Labour Organization, OIL), Всемирная торговая организация (World Trade Organization, WTO), Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) и т.д.

       Так, Международной организацией труда (далее - МОТ) принят ряд конвенций, провозглашающих основные принципы  охраны труда работников,  в том числе и работников, осуществляющих разработку и практическое внедрение наноматериалов.  Примерами таких конвенций являются Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (Женева, 3 июня 1981 г.), Конвенция  МОТ № 187 от 31.05.2006 г. «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» и другие. Основная цель указанных конвенций - содействие постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве посредством разработки, на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, национальной политики, национальной системы и национальной программы.  В целом, Конвенции МОТ в сфере охраны труда содержат нормативы и положения, которые предполагают обязанности государства в области управления сферой охраны труда, экономическую ответственность работодателя за опасные и вредные условия труда, права и ответственность работника. Гармонизацию российского трудового законодательства с требованиями конвенций и рекомендаций МОТ следует считать одним из приоритетов политики РФ в социально-трудовой сфере. Доказательством тому является проглядывающаяся в ходе правового анализа ключевых документов соответствующей области регламентации в РФ современная система управления охраной труда (в т. ч. инфраструктура управления профессиональными рисками на всех уровнях социального партнерства). Основные элементы этой системы в целом идентичны установленным Конвенцией № 187, в частности: существуют органы, отвечающие за вопросы безопасности и гигиены труда (за охрану труда), созданные в соответствии с национальным законодательством (Минздравсоцразвития России и органы по труду субъектов РФ); функционирует система федеральной инспекции труда (Роструд), а также национальный трехсторонний консультативный орган, занимающийся вопросами безопасности и гигиены труда (Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и соответствующие трехсторонние комиссии в регионах).  Также следует констатировать, что в 2011 г. в России в систему управления профессиональными рисками интегрированы региональные, отраслевые и корпоративные программы по улучшению условий и охраны труда, т. е. фактически создана инфраструктура, соответствующая требованиям Конвенции № 187.

    Надо отметить, что на сегодняшний день, международные документы рекомендательного характера, относящиеся к так называемому soft law – мягкому праву, по управлению инновациями создаются и такими международными организациями универсального уровня регулирования как: ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organization, UNIDO), которая действует в рамках Организации Объединенных Наций (Organization incorporated nationts, далее - ООН) и Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР). Эти рекомендации и минимальные правовые стандарты обеспечивают необходимый минимум знаний и направления инновационного развития в мире.

      Так, миссией ЮНИДО является улучшение жизни людей в развивающихся странах и странах с переходной экономикой на основе развития их промышленности. В рамках ЮНИДО проводятся исследования глобальных перспектив индустриального развития, формирования международных сетей промышленного и технологического сотрудничества. Правовыми результатами этих исследований являются Форсайты – долгосрочные прогнозы, стратегии развития, комплексное согласованное видение будущего и путей его достижения. Концепция Форсайт основывается на построении и реализации согласованных действий бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и гражданского общества, которые пытаются прийти к единому мнению на основе разработанных специалистами сценариев развития общества. С 2001 г. воплощается инициатива по технологическому Форсайту для государств Центральной и Восточной Европы и СНГ. Так, разработанные для Российской Федерации Форсайты – региональный, корпоративный и для малого бизнеса необходимо учитывать для управления инновациями российских предприятий как источник необходимой информации для принятия решений.

        Еще один документ, нормы которого могут применяться и в области высоких технологий – это Меморандум о взаимодействии РФ и ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), подписанный в Москве, 25 июля 1993 г.  В нем стороны подчеркнули свою заинтересованность областью точных и естественных наук, а именно развитием программ в области биотехнологии изучения человеческого организма, молекулярной и клеточной биологии, применения биотехнологии для решения экологических проблем, изучения функциональной значимости биологического разнообразия. В документе обращается внимание на то, что стороны поддерживают инициативу создания с участием Регионального бюро по науке и технике для Европы (далее - РОСТЕ) программы содействия внедрению технологических инноваций РФ. На сегодняшний день следует констатировать, что с учетом положений Меморандума в России активно внедряются инновационные технологии, в том числе и при участии РОСТЕ.

      Значимая роль в развитии инновационной деятельности, в том числе и в сфере нанотехнологий отведена ОЭСР, завершившей в 2010 году разработку Инновационной стратегии. Правовой анализ данного документа позволяет говорить о том, что его основной задачей является формирование общего видения, изложенного в едином акте, который бы позволил связать отдельные точки роста инноваций, элементы инновационной инфраструктуры, а также усилия различных субъектов в единую систему. Принятие и реализация Инновационной стратегии странами – членами ОЭСР являются весьма актуальными, поскольку инновации выступают  движущей силой посткризисного устойчивого развития. Инновационная стратегия ОЭСР не только учитывает основные существующие характеристики развития глобальной экономики и общества, но и направлена на формирование более справедливого процесса глобализации, основанного на принципах «устойчивого роста» и более равномерного распределения произведенных благ между развитыми и развивающимися странами. Следует отметить, что большинство основополагающих принципов Инновационной стратегии ОЭСР напрямую касаются социальной проблематики – улучшения качества жизни и привнесения соответствующих изменений в инновационную политику.  В связи с этим следует отметить, что российские нормативно-правовые акты, регулирующие сферу науки и новаций, во многом уже направлены на развитие человеческого капитала. Необходимо лишь повысить результативность, достигая намеченных целей по повышению доли конкурсного финансирования и внедряя эффективную систему мониторинга и оценки результативности запланированных мероприятий. Кроме того, более активное вовлечение России в международную инновационную кооперацию, учитывая последние тенденции в этой сфере, ускорит переход России к инновационному развитию.

     Помимо Инновационной стратегии в рамках ОЭСР в сфере инновационных технологий приняты  и такие документы, как: Руководство по измерению научной и научно-технической активности (The Measurement of  Scintific And Technological Activities – Oslo Manual); Экономика знаний (The Knowledge-based Economy) ОЭСР, 1996;  Национальные инновационные системы (National Innovation System) ОЭСР, 1997; Динамика национальных инновационных систем (Dynamising National Innovation Systems) ОЭСР, 2002; Стандарт отчетности по научным исследованиям и разработкам (Proposed Standart  Practice for Surveys of  Research and Experimental Development – Frascati Manual), ОЭСР, 2002;  Руководство по измерению трудовых ресурсов занятых в научной и научно-технической сфере (Manual On The Measurement Of  Human Resources Devoted To S&T – Canberra Manual) ОЭСР, 1995. Эти документы отражают общие систематизированные и стандартизированные знания в области научных исследований и инноваций.

     На необходимость изучения перечисленных документов ОЭСР с целью унификации российского национального законодательства с содержащимися в них положениями в сфере нанотехнологий следует указать и по причине отмеченной в последние два года интенсификации процесса подготовки ко вступлению России в ОЭСР, который требует приведения в соответствие с минимальными правовыми стандартами, разработанными в рамках данной международной организации, нормативно-правовой базы, обеспечивающей жизнедеятельность широкого спектра отношений в самых различных сферах,  и, в первую очередь, в таких стратегически важных для страны как сфера высоких технологий. 
 
     Отдельные международные нормы, которые могут применяться в наноиндустрии, разработаны Всемирной торговой организацией (далее - ВТО). Так, все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (далее - МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС. В сфере интеллектуальной собственности принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.  Данное соглашение провозглашает, что охрана и обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности должны содействовать техническому прогрессу и передаче и распространению технологии к взаимной выгоде производителей и пользователей технических знаний, способствуя социально-экономическому благосостоянию  и  достижению баланса прав и обязательств. Соглашением регулируются различные вопросы интеллектуальной собственности, такие, как объем и использование прав интеллектуальной собственности,  обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности, приобретение прав интеллектуальной собственности, урегулирование споров и т.д. Указанное Соглашение играет важную роль в деле развития наноиндустрии, поскольку облегчает процедуру приобретения и реализации интеллектуальных прав, что для рассматриваемой сферы является чрезвычайно важным с точки зрения развития этой сферы и привлечения инвестиций.  

     На международном уровне разработаны и действуют документы, регламентирующие технические вопросы в сфере наноиндустрии. Так, например, Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, далее - ISO), в состав которой входит и Россия, приняты международные документы по стандартизации в сфере нанотехнологий, такие, как  ISO/TR12885:2008 «Нанотехнологии. Правила техники безопасности, применяемые в профессиональной деятельности», ISO/TS27687:2008 «Нанотехнологии. Термины и определения нанообъектов. Наночастица, нановолокно и нанопластина», ISO/TS10867:2010 «Нанотехнологии. Определение характеристик одностенных углеродных нанотрубок с помощью инфракрасного фотолюминесцентного спектроскопа», ISO/TR11360:2010 «Нанотехнологии. Методология классификации наноматериалов», ISO29701:2010 «Нанотехнологии. Проверка на эндотоксин образцов наноматериалов в системах «ин витро». Испытания методом Limulus amebocyte lysate(LAL)», ISO/TS80004-1:2010 «Нанотехнологии. Термины и определения. Часть 1. Основные термины», ISO/TS80004-3:2010 «Нанотехнологии. Термины и определения. Часть 3. Углеродные нанообъекты», IEC 62624:2009 «Методы измерений электрических свойств углеродных нанотрубок». Кроме того, в рамках ISO принята «Программа стандартизации в наноиндустрии в 2010-2014 г.г.», в которой определены приоритетные направления развития стандартизации в наноиндустрии. К ним относятся:
- разработка национальных стандартов, обеспечивающих широкое применение нанотехнологий в различных отраслях промышленности;
- разработка стандартов, гармонизированных с междунарожными стандартами, обеспечивающих развитие технологической базы, безопасность и конкурентоспособность нанотехнологий и нанопродукции;
- активизация работы участников нанотехнологической сети в работах по стандартизации на национальном уровне;
- целевая подготовка кадров в области стандартизации.

    Вышеназванные международные стандарты играют существенную роль в деле развития наноиндустрии в различных странах, в том числе и России. Использование таких стандартов будет способствовать интенсификации процессов, развивающихся в сфере современных технологий, что представляется чрезвычайно важным на современном уровне развития экономики любой страны.

     Существенная роль в развитии процессов наноиндустриализации отведена и традиционному методу универсального уровня регулирования посредством различного рода межправительственных соглашений, как многосторонних, так и двусторонних. На сегодняшний день подписан ряд международно-правовых договоров, участниками которых является и Российская Федерация, хотя их число еще совсем незначительно, и говорить о первостепенной роли данного метода регулирования в сфере нанотехнологий еще не приходится. Видимо, это связано с тем, что данный вид экономической деятельности РФ еще недостаточно освоен. Тем не менее, правовые основы международного сотрудничества в научной сфере были заложены еще в 90-х годах ХХ века. Так,  в Риме 1 декабря 1995 года было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики о научном и техническом сотрудничестве,  вступившее в силу 8 июня 1999 года. Данное Соглашение содержит положение о том, что стороны в соответствии с законодательством своих государств и обязательствами, вытекающими из действующих международных договоров, конвенций и обязательств, участниками которых они являются, будут содействовать развитию научного и технического сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес, на основе равенства и взаимной выгоды. В Соглашении также определены приоритетные направления сотрудничества, к которым относятся фундаментальные и прикладные исследования в области естественных наук, а также  промышленные исследования и новые технологии.

     Другим ярким примером классического правового международного сотрудничества в сфере инноваций является принятый 28 февраля 2006 года в Будапеште Меморандум об основных направлениях экономического сотрудничества между Венгерской Республикой и Российской Федерацией на среднесрочную перспективу.  В преамбуле документа предусмотрено, что стороны заявляют о необходимости дальнейшего развития российско-венгерских экономических связей на современной рыночной основе с учетом конкретных инициатив деловых кругов и их реализации путем взаимных инвестиций, участия в тендерах, кредитования и страхования экспорта и других прогрессивных форм экономического сотрудничества. При этом в ст. 2 Меморандума определяются основные направления экономического сотрудничества в сфере научно-технического и инновационного сотрудничества, к коим относится  сотрудничество в разработке высоких технологий и создании наукоемкой продукции, включая нанотехнологии, организация трансфера технологий и совместной коммерциализации передовых научно-технических результатов.

     16 июля 2006 г.  в Санкт-Петербурге по итогам саммита стран «Большой восьмерки»  был принят документ «Глобальная энергетическая безопасность».   В подпункте 39 данного документа подчеркивается необходимость координации совместных усилий государств, направленных на принятие мер по разработке перспективных технологий, в том числе связанных с сооружением усовершенствованных энергосетей, сверхпроводимостью, нанотехнологиями (включая нанобиотехнологии). Подобный подход государств к развитию наноиндустрии в энергетической сфере определяется важностью этого сектора экономики, все возрастающим вниманием к проблеме энергоэффективности и энергосбережений. 

     В рамках данной статьи, рассмотрены лишь отдельные, наиболее значимые, с нашей точки зрения, документы в сфере правового регулирования вопросов наноиндустриализации, однако позволившие определить наиболее подверженные и динамично развивающиеся сферы правового регулирования процесса наноиндустриализации. Среди них помимо области права интеллектуальной собственности, право корпораций, антимонопольное и инвестиционное право. 

   Помимо рассмотренных документов, существует целый комплекс международных актов, регулирующих не только вопросы инновационной деятельности, но и проблемы интеллектуальной собственности, положения которых могут применяться и в рассматриваемой нами сфере.

     Тем не менее, следует констатировать, что само по себе международно-правовое регулирование не может быть эффективным без соответствующей его имплементации в национальную правовую базу и правильной ориентации последней на инновационную экономику. Важнейшими факторами динамичного развития современной отечественной экономики, влияющими на ее инновационный характер, являются информация, знания, новейшие технологии, вовлеченные в производство. Поэтому в России на современном этапе первостепенной стала стратегия активизации и эффективного использования инновационного потенциала страны для обеспечения  устойчивого экономического развития государства.

    Правовое регулирование как международных, так и национальных хозяйствующих субъектов в сфере наноиндустриализации требует учитывать нарастающее взаимовлияние внутреннего и международного права под влиянием процессов экономико-правовой глобализации и интеграции, и как следствие, возникновение неизбежной потребности в унификации и гармонизации правового регулирования данной сферы хозяйственной деятельности. 

     По нашему глубокому убеждению механизмы унификации правового регулирования в сфере нанотехнологий в состоянии учесть экономические и политические угрозы для страны, связанные с несвоевременным включением страны в мировые интеграционные процессы, что неизбежно приведет к фатальному отставанию от других государств.

      Отсутствие четкого унифицированного правового регулирования отражает противоречивое содержание различных международных актов, которые по-разному определяют само понятие нанотехнологий.

     Действующие, на сегодняшний день, международные акты носят по большей части рекомендательный характер и составляют на сегодняшний день значительный блок в массиве соответствующего правового обеспечения. Они не способны ввести субъектов данной сферы экономической деятельности в жесткие рамки существующего мирового правопорядка. Однако, следует упомянуть и некоторые положительные тенденции современного процесса трансформации источников права в исследуемой области, в частности, появление новых видов правовых документов и документов saft law (мягкого права), ранее мало известных или неизвестных вовсе. Такие документы мягкого права как: технические регламенты, рамочные программы, концепции, системы и решения, в динамично развивающейся сфере наноиндустрии, отличаются гибкостью, предполагающей свободу выбора методов и средств со стороны национального законодателя и способны оперативно подменять нормативно-правовое регулирование, требующее больших временных затрат. Последнее их свойство призвано способствовать стремительному развитию объективных интеграционных процессов в области наноиндустриализации, особенно, в рамках единого экономико-правового пространства региональных межгосударственных образований.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика