Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

НИКОЛАС РОБИНСОН:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В ЭПОХУ АНТРОПОЦЕНА

Интервью с профессором Юридической школы им. Элизабет Хауб Университета Пейса (США, Нью-Йорк).


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


История развития правового регулирования аттестации научных кадров в России в первой половине xix века
Научные статьи
07.09.11 13:45


вернуться


ЕврАзЮж № 8 (39) 2011
Юридическая наука и образование
Бибик И.Е.
История развития правового регулирования аттестации научных кадров в России в первой половине ХIХ века
В статье дается ретроспективный анализ развития правового регулирования аттестации научных кадров в России.


Охватывая период времени с 1802 по 1819 год, Министерством народного просвещения было принято около 30 нормативно-правовых актов по присуждению ученых степеней в университетах России. Под руководством П.В. Завадовского, который был назначен министром Министерства народного просвещения указом от 8 сентября 1802г., проходила разработка и проведение в жизнь реформы системы образования. 24 января 1803 года был подписан высочайший указ «Об устройстве училищ», который вводил 3 ученые степени: кандидата, магистра и доктора. Впервые в России процедура  присуждения ученых степеней была наиболее обстоятельно описана в «Уставе Дерптского Университета» 1803 года. Структура университета выделяла четыре отделения: философское, юридическое, медицинское и богословское.

    Требования, предъявляемые к присуждению определенной ученой степени:
а) Кандидата
1)решить задачи практического содержания
2)ответить устно на два профилирующих вопроса;
3)выдержать «словесное испытание»;
б) Магистра
1)декан отделения проводил в отношении соискателей предварительные испытания;
2) соискатель обязан был ответить на два вопроса;
3) в особо отведенной комнате соискатель должен был ответить на два вопроса письменно;
4)выступать с лекциями перед студенческой аудиторией не требовалось;
в) Доктора
1) звание магистра;
2) письменный ответ на четыре вопроса (по жребию, выбиравшихся из каждой особенной части определенной науки соответствующего отделения);
3)устное испытание, назначаемое экзаменаторами из числа других предметов отделения;
4) ответить письменно на четыре вопроса, выбранных по жребию, в специально отведенной для этого комнате в присутствии члена отделения;
5)прочитать в течении трех дней подряд лекции перед аудитории, назначенном для него отделением;
6) написать и публично защитить докторскую диссертацию на латинском или немецком языке;
7) по диссертации иметь одного официального оппонента из профессоров (однако его участие не исключало возможности задавать вопросы присутствующим).

    Документом, удостоверяющим наличие ученой степени, являлся диплом, который выдавался деканом отделения.

     5 ноября 1804 г. были приняты уставы императорских Московского, Харьковского и Казанского университетов, в которых воспроизводился порядок присуждения ученых степеней в Дерптском университете, с не-значительными изменениями.

      Следующим элементом формирования процедуры присвоения ученых степеней стало распоряжение от 20 августа 1814 года «О распределении предметов испытания на научные степени магистра и доктора», которое явилось правовой базой для определения предметов, сдаваемых соискателями в отделениях при испытании на ученые степени.

  20 января 1819 года в России впервые было принято «Положение о производстве в ученые степени». Данное положение закрепляло :
1) Четыре факультета, имеющие право проводить испытания и присуждать ученые степени: богословский, философский, юридический и медицинский.

     В соответствии с положением юридический факультет имел право присуждать ученые степени по пяти классам (разрядам) наук:
1)праву (естественному, частному, публичному и народному); дипломатии; римскому праву; праву российскому публичному, гражданскому и уголовному; праву частных присоединенных губерний, состоящий на особенных постановлениях. Судопроизводству ко всем сим частным правилам;
2) философский факультет с двумя его отделениями включал девять классов (разрядов) наук, причем в физико-математическом отделении - четыре (теоретическую и практическую философию, чистую и прикладную математику, физику и химию, естественную историю); в этико-филологическом отделении - пять (исторические науки; древнюю классическую словесность (греческую и римскую); восточную словесность; словесность «одного из образованнейших языков», то есть английского, французского и немецкого; словесность российскую.)
2). четыре ученые степени :
•    действительный студент
•    кандидат
•    магистр
•    доктор
Порядок последовательности допуска соискателей к испытаниям на ученые степени, а именно:
   Студент-Кандидат-Магистр-Доктор;
Сроки допуска к испытаниям на очередные ученые степени:
•    студент на степень кандидата - через год по получении аттестата
•    кандидат на степень магистра - через два года
•    магистр на степень доктора – через 3 года.
Процедуру присуждения ученой степени:
1.    Действительного студента: при условии успешного окончания университета и наличии высоких нравственных качеств, через год после получения соответствующего аттестата проводились  испытания в присутствии всего факультета:
•    устный экзамен
•    краткое рассуждение об одном из изучаемых предметов
Документом, удостоверяющим присуждение ученой степени действительного студента, являлся аттестат.
2.    Кандидата: студенты, окончившие полный курс в университете показавшие при испытаниях отличные знания и способности, получали ученую степень кандидата. Во всех других случаях, по истечении одного года соискатель подавал прошение на имя декана с приложением аттестата и собственных сочинений и в случае до-пуска к испытаниям должен был в присутствии членов всего факультета пройти устное испытание, демонстрируя способность к суждению, и письменное - в виде краткого рассуждения в присутствии экзаменаторов.

      Присудив соискателю ученую степень кандидата, университет через своего попечителя учебного округа доводил до сведения министра духовных дел и народного просвещения результаты испытаний.
Документом, удостоверяющим присуждение ученой степени кандидата, являлось свидетельство.

3.    Магистра: через два года после получения ученой степени кандидата, декан, приняв и рассмотрев представленные документы, а именно:
1)    Прошение
2)    Аттестат действительного студента
3)    Свидетельство кандидата, допускал кандидата к устным и письменным испытаниям:

     Ответить на неопределенное количество вопросов

     По жребию выбрать два вопроса для письменного ответа в присутствии одного из членов факультета.

      Успешно выдержав устные и письменные испытания в двух заседаниях факультета, соискатель по назначению факультета писал диссертацию, и публично защищал ее на одном из заседаний.

      После успешной защиты магистерской диссертации университетский совет через попечителя учебного округа представлял документы с приложением журнала, в котором были описаны ход и результаты испытаний, на утверждение министра духовных дел и народного просвещения.

    Документом, удостоверяющим присуждение ученой степени магистра, являлся соответствующий диплом.
4)    Доктора: через три года после получения ученой степени магистра, декан, приняв и рассмотрев представленные документы, а именно:
1)    прошение
2)    диплом магистра, допускал соискателя к следующим устным и письменным испытаниям:
 ответить на неопределенное количество вопросов
по жребию выбрать четыре вопроса для письменного ответа в присутствии одного из членов факультета.

        Успешно выдержав устные и письменные испытания в трех заседаниях факультета, соискатель по назначению факультета писал докторскую диссертацию на латинском языке . Затем проводилось извлечение тезисов и положений диссертации, только  после чего как тезисы, так и диссертация публично защищались на латинском языке на одном из заседаний факультета.

     После успешной зашиты докторской диссертации университетский совет через попечителя учебного округа представлял документы с приложением в котором были описаны  ход и результаты испытаний, мнения членов университетского совета по диссертации, на утверждение министра духовных дел и народного просвещения.

    Документом, удостоверяющим присуждение ученой степени доктора являлся соответствующий диплом.

Привилегии, которыми наделялись обладатели той или иной ученой степени:
•    Студент получал чин XIV класса («коллежского регистратора»)
•    Кандидат – XII класса(«губернского секретаря»)
•    Магистр – IX класса («титулярного советника»)
•    Доктор – VII класса («коллежского асессора»).

          Должностной статус учёных степеней влиял и на сословное положение их носителей. Личное дворянство чиновник получал по достижении IX класса, почётное дворянство при наличии Х-ХIV  классов.

        От ищущих степеней магистра и доктора требовались глубокие и подробные знания по главным предметам. При этом кандидат, испытуемый на степень магистра, должен был доказать преимущественно историческое знание предметов и правильный взгляд на разные отрасли наук. В предметах, состоявших с главным в ближайшей связи, от претендующих на магистерскую степень, требовались хотя не столь глубокие, но не менее подробные знания, как в историческом развитии этих наук,  так и в на-стоящем их состоянии. Магистр, желающий приобрести степень доктора, должен был иметь практическое или философское знание своей науки, объемлющее ее сущность и развитие, и сопровождаемое обдуманным и всесторонним воззрением.

          За 115-летний период, начиная с 1802 года, в истории Российской империи принимается пять Положений о производстве в учёные степени. Последнее Положение касается только Петроградского университета факультета восточных языков. Однако не только Положения, но и всеобщие уставы российских университетов регулируют порядок присуждения учёных степеней.

        Новое «Положение об испытаниях на ученые степени» было утверждено в 1837 году, согласно которому было уменьшено число вопросов на докторском экзамене, разграничены главные и дополнительные предметы магистерских испытаний и разрешалось выполнение диссертаций не толь-ко на латинском, но и на русском языке. Латынь стала обязательным языком лишь для диссертаций по классической филологии и медицине. В «Положении о производстве в ученые степени» 1844 года впервые формулировались правила получения ученой степени по педагогике. Отличные из воспитанников главного педпгогического института, которые по итогам завершающего испытания удостоины звания старшего учителя гимназии, могли подвергаться испытанию прямо на степень магистра по тому факультету, к разряду которого принадлежали по учебному разделению института, но не ранее года, после окончания института.

        Корректировался порядок проведения испытания. Устанавливалось, что испытания проводились на собрании факультета или отделения его профессорами, каждым по своей части, и по билетам, составленным заблаговременно. В отсутствии профессора его мог заменить адъюнкт; а при отсутствии обоих декан поручал проведение испытания одному из прочих профессоров. При каждом из присутствующих имелось право задавать вопросы из той науки, по которой проводится испытание. Регламентировалось подготовка письменных ответов- они выполнялись под наблюдением декана и членов испытательного собрания. Познания испытуемого оцени-вались по принадлежности предмета профессором   или адъюнктом сразу после заседания и отмечались в специальном списке, который в то же время подписывался всеми членами собрания. Оценка ответов давалась в 2-х формах- удовлетворительно или неудовлетворительно. По окончании испытания делалось заключение об удостоении или неприсуждении ученой степени.

       Служащие и отставные чиновники и вообще лица свободного со-стояния могли быть допущены к постоянному посещению университетских лекций без вступительных экзаменов, но если после прослушивания полного курса они желали подвергнуться испытанию на звание действительного студента или на степень кандидата, то предварительно должны были выдержать удовлетворительный экзамен в учебных предметах гимназии.

      Дипломы на ученые степени выдавались за подписями ректора и де-кана факультета, заверенными подписью секретаря университетского совета. Дипломы изготавливались на пергаменте и писались ан русском языке; « Положение о производстве в ученые степени» 1844 года предусматривало, что удостоенные ученых степеней утверждались при поступлении на гражданскую службу в следующих классах: доктор -в VIII, магистр — в IX, кандидат — в X.

      Впервые Положение устанавливало преимущество людей с учеными степенями во время воинской службы. Определяющиеся в военную службу с ученой степенью кандидата, прослужив в унтер-офицерском звании  три месяца, производились в офицеры, причем даже при отсутствии вакансии в полках, в которые они будут приняты, «лишь бы только знанием фронта были того достойны».

      По новому трактовались условия получения степени кандидата. Устанавливалось,что студенческое окончательное и кандидатское испытание есть одно и то же. Присвоение звания студента с правом на классный чин или степень кандидата производилось на основе установления большего или меньшего совершенства познаний, определяемого числом баллов. По-этому студенты университета с отличным успехом окончившие курс и при одобрительном поведении уже при выпуске из университета могли быть достоены степени кандидата. Другие выпускники должны были проходить второе испытание на степень кандидата. Причем к этому испытанию они допускаются не ранее, как через год после первого (выпускного) испытания. На том же основании допускались к кандидатскому испытанию студенты подведомственных Министерству народного просвещения  лицеев, получившие про выпуске одобрительные аттестаты  и право на двенадцатый класс в порядке государственной службы. Новым было и установление регламента проведения испытания на степень кандидата- один раз в году. Оно проводилось перед летними вакациями (каникулами) одновременно с испытаниями студентов, прослушавших полный курс.

        Устанавливалось и такое требование- кандидатское испытание охватывает все предметы, которые изучают обучающиеся в университете студенты факультета или отделения, по которому испытуемый желал получить ученую степень кандидата. Соискатель ученой степени должен был словесно по каждой науке ответить на такое количество вопросов, какое признает нужным предложить ему испытательное собрание. От удостаиваемого степени кандидата требовалось полное, систематически  стройное знание предмета, в соответствии с руководствами, признанными лучшими и одобренными для университетского преподавания.

   После устного испытания соискатель ученой степени кандидата должен был представить письменное «рассуждение» по одному из главных предметов данного факультета или отделения, которое рассматривалось на факультете или отделении по принадлежности.

      «Положение о производстве в ученые степени» 1844 года вносило некоторые изменения в условия приобретения степени магистра и доктора.

       Испытание на степени проводилось на протяжении всего года, за исключением университетскихъ каникул и времени приемных, переводных и окончательных экзаменов. Новым было то, что при испытаниях на степени магистра и доктора должны были присутствовать все профессора соотвествующего факультета или отделения. Время проведения испытания на ученые степени магистра или доктора назначал декан факультета или от-деления по соглашению с испытуемыми. Все испытания, кроме публичной защиты диссертаций, должны были проходить в срок не более как в шесть месяцев и не менее, чем в три заседания.

       Сохранялся порядок проведения испытаний на степень магистра и доктора- они были словесными и письменными. Соискатели этих степеней должны были разрешить письменно из каждой главной науки по одному вопросу, касающемуся важнейших ее положений. Количество словесных вопросов не устанавливалось.

     Для преобретения степени магистра надлежало выдержать испытание по определенному количеству предметов факультета или отделения. Эти предметы делились на два разряда. Первые или главные предметы- это те, по которым ищущий степени желал получить ученое звание, например: магистр философии, русской словесности, астрономии, государственного права и т.д..

    Вторые предметы-это те, которые были в ближайшей связи с первыми или были им подсобными.

       Желающий получить степень магистра должен был представить диссертацию на избранную им и одобреную факультетом или отделением тему. По распоряжению декана диссертация рассматривалась всеми членами факультета или отделения самостоятельно, а ее подробный разбор делал професор или адъюнкт, к предмету которого относилась диссертация по своей тематике и содержанию. Если диссертация признавалась удовлетворительной, совет университета допускал кандидата к публичной ее защите, и при положительном исходе защиты через попечителя просил разрешения Министра  народного просвещения утвердить испытуемого магистром.

      Магистр, ищущий степени доктора, должен был прежде всего представить декану диссертацию по одной из наук, входящих в круг его испытания. Устанавливалось, что диссертация должна была подробно рассматривать такой вопрос, который не рассматривался в диссертации, представляющейся на научную степень магистра.

        Докторская диссертация по распоряжению декана подробно рассматривалась членами факультета, преимущественно профессором, который вел преподавание по предмету диссертационного сочинения. При положительном исходе соискатель для доказательства самостоятельности выполненной работы, защищал диссертацию в присутствии факультета. И только после защиты и одобрения диссертации совет разрешал допустить соискателя к установленному испытанию на ученую степень доктора. Диссертация должна была сопровождаться несколькими положенями, раскрывающими ее сущность, и информацией о имевших место возражений при ее публичной защите.

         Для получения степени доктора, магистр должен был выдержать испытание по определенному  количеству главных предметов факультета или отделения.

         От ищущих степеней магистра и доктора требовалось глубокое и подробное знание по главным предметам. При этом кандидат, испытуемый на степень магистра должен был доказать преимущественно историческое знание предметов и правильный взгляд на разные отрасли наук. В предметах, состоявших с главными в ближайшей связи, от претендующих на магистрскую степень требовалось хотя и не столь глубокие, но не менее подробные сведения как в историческом развитии этих наук, так и в настоящем их состоянии. Магистр, желающий приобрести степень доктора, дол-жен был иметь практическое или философское знание своей науки, объемлющее ее сущность и развитие, и сопровождаемое основательно обдуманным всесторонним воззрением.

         Для получения ученой степени доктора нужно было пройти следующее. Во-первых, факультет или отделение рассматривали диссертацию. Печатные или письменные экземпляры диссертации должны были представляться членами факультета не позже, как за неделю до публичной защиты. Диссертации печатались за счет соискателей. Во-вторых, при положительном отношении к диссертации проходила ее защита на факультете или на отделении. Время публичной защиты диссертации назначалось деканом и объявлялось для всеобщего сведения. При публичной защите диссертации присутствовали: декан, все члены факультета или отделения и депутаты ( представители) других факультетов. Деканы и факультет заранее назначали не менее двух «возражателей» на тезисы диссертации. В-третьих, опять же при положительном решении, соискатель допускается к экзамену. В-четвертых, соискатель  сдает экзамен. В-пятых, при положительной оценке, факультет или отделение допускает его к публичной защите диссертации. В-шестых, проводится ее публичная защита.

      Таким образом, с появлением «Положения о производстве в ученые степени» от 1819 года был завершен этап законодательного оформления в России института научной аттестации, который был коренным образом реформирован с целью придания унификации, общеобязательной системы строения и единой процедуры регламента.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика