Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Конституционное закрепление системы органов государственной власти республик в составе Российской Федерации
Научные статьи
07.09.11 14:00

вернуться

 
ЕврАзЮж № 8 (39) 2011
Конституционное право
Сафина С.Б.
Конституционное закрепление системы органов государственной власти республик в составе Российской Федерации
В статье рассматривается система органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, закрепленная в республиканских конституциях. На основе федеральных принципов, установленных в федеральном законодательстве, анализируются общие и особенные нормы республиканских конституций.
гороскопы персональные

           В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих  принципах…») система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и названным Федеральным законом. Как учредительный документ, конституция республики в составе Российской Федерации закрепляет систему собственных органов государственной власти, принципы их организации и деятельности. В конституциях закрепляется формирование, компетенция, порядок  деятельности и прекращения полномочий законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов власти. Также на конституционном уровне закрепляется порядок взаимодействия между различными органами государственной власти самой республики, а также между органами государственной власти республики и федеральными органами государственной власти.

        В соответствии с вышеназванным Федеральным законом систему органов государственной власти республики в составе Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти республики; высший исполнительный орган государственной власти республики; иные республиканские органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией республики. Конституцией республики может быть установлена должность высшего должностного лица республики в составе Российской Федерации.

             Исследование текстов конституций республик позволяет нам констатировать, что предложенный перечень органов государственной власти востребован в каждой республике. Несмотря на диспозитивность нормы о наличии высшего должностного лица, оно определено в каждой республике.

             Практически в каждой республиканской конституции, в первой главе (разделе) перечислены органы государственной власти, составляющие государственную власть в соответствующей республике. В общем виде это следующий перечень: законодательный (представительный) орган государственной власти, высшее должностное лицо республики, высший исполнительный орган республики, судебные органы, иные органы государственной власти. В конституциях некоторых республик в качестве иных органов указаны, например, республиканские и территориальные органы исполнительной власти (Ингушетия), местные органы государственной власти (Башкортостан). А Конституция (Степное Уложение) Республики Калмыкия закрепляет, что народ осуществляет свою власть через Главу Республики, Народный Хурал и органы местного самоуправления.

         В определении правового статуса законодательного (представительного) органа государственной власти республики Федеральный закон «Об общих принципах…» дает определенную свободу для регионального законодателя. Так, самостоятельно (с учетом исторических, национальных и иных традиций) республикой устанавливаются наименование и структура парламента, порядок выборов половины его состава, численность  депутатов, в том числе, депутатов, работающих на профессиональной основе, срок их полномочий. При этом, на федеральном уровне установлены следующие условия:
1) наименование законодательного (представительного) органа государственной власти не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти;
2) число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти республики определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории республики и должно составлять:
а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;
б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;
в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;
г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек;
Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
3) не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти республики (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти - не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах;
4) срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти республики одного созыва не может превышать пять лет.

         Анализируя наименования законодательных (представительных) органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, можно отметить, что ни одно из них не повторяет словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти. Это: Государственные Собрания, Государственные Советы, Народные Собрания, Парламенты, Верховные Советы, Законодательные Собрания, Великие Хуралы, Народные Хуралы.

            Требование о численности депутатов законодательных (представительных) органов начинает действовать с 1 августа 2011 года. Часть республик уже пересмотрела конституционное число депутатов. В некоторых республиках ранее установленное количество депутатов находится в рамках новых требований, поэтому соответствующие изменения  конституций в этих республиках не предвидятся.

          Порядок выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти республики устанавливается в соответствующем избирательном законодательстве. Республиканские законы о выборах в свой парламент устанавливают как пропорциональную избирательную систему, так и смешанную избирательную систему.

         Во всех республиках в составе Российской Федерации срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа установлен либо в четыре, либо в пять лет.

            Компетенция законодательного (представительного) органа республики в целом определена федеральным законодателем. Республиканские конституции частично дополняют ее и конкретизируют. Так Конституция Республики Алтай статьей 103 предписывает Государственному Собранию – Эл Курултай Республики Алтай толкование Конституции Республики Алтай, участие в осуществлении контроля за соблюдением и исполнением Конституции Республики Алтай, а также согласование в установленном порядке кандидатур на должность главных редакторов республиканских газет.

        Высшее должностное лицо, его правовой статус большей частью регулируются федеральными нормами. Федеральный закон «Об общих принципах…» устанавливает порядок наделения гражданина полномочиями высшего должностного лица, его компетенцию, ответственность и другие элементы правового статуса. Республика вправе только определить наименование высшего должностного лица, его взаимоотношения с другими республиканскими органами государственной власти и органами местного самоуправления, конкретизировать полномочия.

         Правовой статус высшего должностного лица является производным от правового статуса республики в составе Российской Федерации. В связи с этим важным является позиционирование высшего должностного лица в системе государственной власти республики. Например, Конституция Республики Татарстан в статье 89 устанавливает: «Президент Республики Татарстан является главой  государства, высшим должностным лицом Республики Татарстан». Данную позицию нельзя назвать корректной. Статус республики в составе Российской Федерации определен достаточно ясно в статье 5 Конституции Российской Федерации. Значение используемого там понятия республика (государство) уже неоднократно разъяснялось в правовой науке. Заключение слова государство в скобки указывает на традиционность использования этого слова при обозначении субъекта федерации (аналогичное понятие «штат» - «state» в переводе с англ.- государство). Придавать правовой смысл  понятию государства применительно к субъекту федерации не совсем удачно. Субъект федерации есть государственноподобное образование и не более того. В связи с этим позиция региональных законодателей в остальных республиках видится более правильной: высшее должностное лицо – глава республики в составе Российской Федерации.

        Согласно изменениям от 28 декабря 2010 года, внесенным в Федеральный закон «Об общих принципах…» наименование должности высшего должностного лица республики в составе Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти республики) устанавливается конституцией республики с учетом исторических, национальных и иных традиций не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - Президента Российской Федерации.

           Необходимо отметить, что использование в республиках наименования «президент» для обозначения главы республики давно и неоднократно критиковалось в научной правовой литературе. Дело в том, что само значение этого слова с латинского (praesidens) переводится как «сидящий впереди», что подразумевает его единственность. Этот теоретический постулат подтверждается мировой практикой: ни в одной федерации в мире главы субъектов не именуют себя президентами, т.к. президент может быть только федеральный. В Российской Федерации из 21 республик 13 возглавлялись соответствующими президентами, 6 – главами республики, 2 – председателями правительства. Первой республикой, изменившей наименование высшего должностного лица с «Президента республики» на «Главу республики» со 2 сентября 2010 года стала Чеченская республика. За ней этому последовала Ингушетия – с 11 октября 2010 года, Карачаево-Черкессия – с 18 апреля 2011 года, Адыгея – с 20 апреля 2011 года, Бурятия – с 5 мая 2011 года, Удмуртия – с 6 мая 2011 года. Таким образом, на сегодняшний день высшее должностное лицо называется президентом в семи республиках – Башкортостане, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Марий Эл, Татарстане, Саха (Якутии), Чувашии.  Переходный период, установленный федеральным законодательством, продлится до 1 января 2015 года, в течение которого республиканские конституции должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями.

         В некоторых республиках были установлены должности Вице-президентов, например, в Республике Саха (Якутия), в Карачаево-Черкесской Республике. Кандидатуры Вице-президентов определяют главы республик и назначают их с согласия законодательного (представительного) органа. Вице-президент исполняет часть полномочий Президента республики, временно исполняет обязанности Президента республики в случае, когда это необходимо. Срок его полномочий совпадает со сроком полномочий Президента республики.

            Примечательно, что с переименованием президента республики в главу республики в тех республиках, где имелся пост Вице-президента, встал вопрос и о переименовании последнего. В Конституции Карачаево-Черкесской Республики статьи 76 (часть 3.1), 77 (части 1,3,4,5) используют наименование Вице-президент, а статьи 77 (часть 6), 84 (пункт «л») используют уже наименование Вице-глава.

          Полномочия высших должностных лиц в целом однотипные, но в некоторых республиках есть особенные. Например, в Конституции Республики Коми статья 84 устанавливает правомочие главы республики представлять Президенту Российской Федерации доклады о фактически достигнутых и планируемых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Коми. Такое же правомочие установлено и Конституцией Карачаево-Черкесской Республики в статье 68. В этой же республике Главе Республики предоставляется право обращаться к Президенту Российской Федерации с ходатайством об отмене постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, изданных в сфере совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации. Конституция Чувашской Республики в статье 72 устанавливает правомочие Президента республики утверждать общие и запасной списки присяжных заседателей.

         Высшие исполнительные органы в республиках являются следующим звеном в системе исполнительной власти республики. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти республики, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией  и законами республики в составе Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций республики.

            Самым распространенным наименованием высшего исполнительного органа республики является Правительство республики. Кое-где используются названия Кабинет Министров. Состав в целом тоже однотипен. Это Председатель Правительства (либо Премьер-Министр), заместители Председателя Правительства, министры, руководители других органов исполнительной власти, а также другие должностные лица, определяемые главой республики. Тем не менее, в Конституции Республики Карелия в статье54 указано, что Правительство состоит из Премьер-Министра и его заместителей. Конституция Карачаево-Черкесской Республики в статье 91 устанавливает, что Правительство состоит из Председателя, заместителей Председателя и министров. В той же республике предусмотрен Президиум Правительства, который формируется из Председателя Правительства, его заместителей, членов Правительства с учетом национального представительства.
Кандидатуру Председателя Правительства республики назначает высшее должностное лицо республики с согласия законодательного (представительного) органа государственной власти республики. Интересен тот факт, что в некоторых республиках в случае, если парламент не одобряет предложенную Главой республики кандидатуру, ее повторное внесение невозможно. Конституция Кабардино-Балкарской Республики устанавливает: «Отклоненная кандидатура на должность Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики повторно не вносится». Внести на рассмотрение новую кандидатуру Председателя Правительства обязывают Конституции Республики Карелия, Чувашской Республики. В Республике Адыгея в случае двукратного неодобрения кандидатуры Премьер-Министра  Глава республики предлагает парламенту для рейтингового голосования кандидатуры на должность Премьер-Министра и кандидат, набравший наибольшее количество голосов, назначается Главой республики Премьер-Министром. В Республике Мордовия предложенная Главой  Республики кандидатура может предлагаться парламенту не более двух раз. А вот в республике Ингушетия этот вопрос решается по-иному. В случае трехкратного отклонения парламентом представленных кандидатур на должность Председателя Правительства Глава Республики самостоятельно назначает Председателя Правительства Республики Ингушетия.

           Федеральным законом «Об общих принципах…» в качестве правовых актов органов исполнительной власти субъектов установлены указы, постановления и распоряжения. Все эти виды востребованы в республиках. При этом есть особенности: например, в Республике Саха (Якутия) Правительство издает «постановления, распоряжения и иные подзаконные акты». В Республике Мордовия постановления и распоряжения Правительства подписывает Глава Республики Мордовия, а по его уполномочию – Председатель Правительства Республики Мордовия. В Удмуртской Республике акты Правительства подписывает Глава Удмуртской Республики либо по его поручению Председатель Правительства Удмуртской Республики.

       Определяя систему органов судебной власти, республики указывают в своих конституциях, что на территории республики действуют федеральные суды (могут их перечислять) и суды республиканские. В большинстве республик есть конституционные суды, во всех, конечно же, республиках действую мировые судьи. Статус конституционных судов закрепляется частично в самой республиканской конституции, частично в соответствующем республиканском законе. Определяя статус мировых судей, в конституциях делается ссылка на федеральное законодательство, которое конкретизируется собственным законом. Судебная власть – наиболее унифицированная часть системы органов государственной власти всех республик. Оригинальность судебных органов там можно встретить только в организации деятельности и компетенции конституционных судов.

         Таким образом, система органов государственной власти республик устанавливается в соответствии с общими принципами, закрепленными в федеральном законодательстве. В части самостоятельного закрепления статуса законодательного (представительного) органа можно говорить только об установлении наименования (с ограничением), численности (с ограничением), срока полномочий (с ограничением), выбора избирательной системы (с ограничением). Наибольшая свобода действий видится в конкретизации полномочий законодательного (представительного) органа, определении порядка назначения отдельных должностных лиц, гарантий депутатской деятельности. В отношении статуса высшего должностного лица есть выбор использования его или отказа от его введения, есть свобода в определении его наименования (с ограничением), свобода установления лица, временно исполняющего обязанности высшего должностного лица, конкретизация полномочий высшего должностного лица в процедурных вопросах. Высший исполнительный орган исполнительной власти может быть отличным по порядку формирования, по составу и структуре, по взаимоотношениям с другими органами государственной власти республики. Судебные органы, как уже говорилось, наиболее унифицированы. По федеральным судам, действующим на территории республик, и не может быть, конечно же, никакого разнообразия. Статус мировых судей регулируется тоже практически сходными нормами, и только конституционная юстиция может иметь (и имеет) некоторые особенности.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика