Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

Фарида Мамад:
О праве человека – взгляд Комиссара по правам человека Республики Мозамбик


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Понятие гарантий избирательных прав кандидатов на замещение выборных должностей
Научные статьи
27.09.11 09:09

вернуться

  
ЕврАзЮж № 2 (33) 2011
Конституционное право
Салахова С.А.
Понятие гарантий избирательных прав кандидатов на замещение выборных должностей
Статья посвящена теоретическому исследованию понятия «гарантия», наиболее распространенной классификации исследуемого понятия, а также содержит анализ гарантий пассивных избирательных прав граждан.

На нашем сайте Вы сможете найти женские имена для Вашего ребенка.     
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Одной из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающей различные аспекты индивидуального и общественного бытия, являются права человека – определенные нормативно-структурированные свойства и особенности личности, которые выражают ее свободу, являясь необходимыми способами и условиями взаимоотношений с обществом и государством. В демократическом государстве права человека представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, объективно выступающий мерилом достижений общества, его «визитной карточкой». Этот показатель служит средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, волеизъявления и в то же время это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса и независимости.


    Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. По сути, механизм реализации прав и свобод человека и гражданина является неотъемлемой и важной частью реализации права как единого целого, поэтому комплексное и всестороннее ее исследование – задача, которую можно решить лишь совместными усилиями различных общественных наук. Ведущую роль в этом процессе должна играть юридическая наука, точнее, наука конституционного права.

      Согласно действующей Конституции весь массив российского законодательства, регулирующего демократические институты народовластия, должен соответствовать не только конституционным принципам  демократического республиканского устройства, но и общепризнанным принципам и нормам международного права и международным стандартам, под которыми понимаются принципы международного права, относящиеся к избирательным правам граждан, к организации и проведению выборов.

      Наличие целого ряда конституционных положений, носящих гарантийный характер, безусловно, «позволяет говорить о государственной гарантированности прав как о конституционном принципе».
Совокупность всех гарантий прав является отправным началом свободной реализации прав в современном обществе и государстве.

      Прежде всего, необходимо определиться с понятием «гарантия». Термин «гарантия» (франц. garantie) в переводе с французского означает поручительство, обязательство.  Наиболее часто употребляемое слово с таким корнем – «гарантировать», что в переводе с  французского («garantir») означает «ручаться, обеспечивать».

       В юридической литературе существуют различные подходы к определению  понятия «гарантия»: для одних это определенные средства и условия, для других – способы и факторы, для третьих – меры, обеспечивающие возможность реализации, охраны и защиты прав.

      А.С.Мордовец указывает, что по своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека; основной их функцией является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации  прав личности, а объектом выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой этих прав, удовлетворением имущественных  и неимущественных интересов граждан.

      А.В.Мицкевич рассматривает гарантии как закономерности государственного строя и деятельность различных органов и учреждений.

       По справедливому мнению Л.Д.Воеводина, в широком плане понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на подлинную реализацию прав и свобод российских граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту от нарушений. Поэтому под гарантиями следует понимать условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого.

     Таким образом, гарантии – это некоторые позитивные факторы действительности, вид обеспечительных условий.

     Помимо изложенного выше и признаваемого большинством специалистов определения гарантий прав существуют точки зрения, согласно которым в определяемом понятии акцент делается не на условиях и средствах, а на условиях и предпосылках, благодаря чему реально осуществляются основные права и свободы, исполняются обязанности человека и гражданина, обеспечивается их охрана от незаконных ограничений и посягательств.

     Например, Л.П.Рассказов определяет гарантии как систему экономических, политических, духовных предпосылок, правовых средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав и свобод.

     По мнению Е.Н.Хазова, гарантии нужны не сами по себе, а для наиболее полного претворения в жизнь прав и свобод.  Гарантии должны давать возможность человеку и гражданину пользоваться правами и свободами и неукоснительно исполнять возложенные обязанности.

     Обосновать наличие разных определений понятия «гарантия» можно значительной  сложностью и многогранностью исследуемого понятия.

     Понятие гарантий избирательных прав можно сформулировать в краткой лаконичной форме – это система условий и средств, обеспечивающих избирателям реальную возможность осуществления их избирательных прав.

      Также можно согласиться с мнением Н.Г.Савосиной, которая считает, что в определении понятия «гарантия» должны найти свое отражение такие необходимые его признаки, свойства и особенности, которые бы в своей совокупности освещали главнейшие характеристики гарантий, раскрывали все то многообразие средств обеспечения реальности прав и свобод личности, которые существуют и функционируют в обществе.

      Итак, гарантии – это правовой институт, представляющий собой систему социально-экономических, политических, нравственных юридических предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для обеспечения и восстановления нарушенных прав человека и гражданина.  Говоря о принципе гарантированности, мы в большей мере уделяем внимание гарантиям со стороны государства как субъекта, обеспечивающего реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина, и как субъекта, имеющего наибольшие возможности умалить или ограничить права и свободы. В иных случаях основная тяжесть реализации прав и свобод ложится на субъект права, а государство при этом в основном контролирует соблюдение законодательства в отношении всех конфликтующих сторон, вмешиваясь в случае его нарушения.

      Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина реализуется в деятельности всех органов государственной власти, при этом для некоторых из них он носит основополагающий характер, как, например, для Президента РФ, который по Конституции является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), и для Уполномоченного по правам человека, для которого это основная деятельность.

      Для выяснения сущности, более глубокого раскрытия исследуемого правового явления необходимо привести классификации гарантий. В юридической литературе к настоящему времени появилось значительное число классификаций гарантий прав и свобод человека и гражданина. Как правило, авторы выделяют общие и специальные, государственные и общественные гарантии.  К общим относятся экономические, политические, идеологические, социальные гарантии, к специальным – юридические (правовые) (существуют отдельные модификации, выражающиеся в выделении в системе общих гарантий общественных или социальных, а в группе специальных – организационных).  Общие гарантии действуют через юридические, которые занимают особое место в системе гарантий правового статуса личности и непосредственно входят в его содержание.

       Анализ классификаций показывает, что критерии их выделения весьма разнообразны: это субъект гарантирования (индивидуальные и коллективные субъекты) и традиционное разделение гарантий (по содержанию) на общие и специальные с последующей конкретизацией тех и других; разграничение гарантий с точки зрения субъектов их осуществления, по назначению или служебной роли – на гарантии реализации и гарантии охраны (защиты) прав.  По сфере действия гарантии можно классифицировать на международные и внутригосударственные.

     Рассмотрим наиболее распространенную классификацию по содержанию – выделение общих и специальных (юридических) гарантий.

     Общие гарантии обеспечиваются демократическим политическим режимом, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, состоянием законности и правопорядка в обществе, высоким уровнем правовой культуры. А режим законности всегда связан с принципами правового государства – верховенством права, приоритетом прав личности, разделением властей. Принцип верховенства права гарантирует юридическое равенство и взаимную ответственность индивида и государства.

      Еще в XVIII веке Ш.Монтескье в своей работе «О духе законов» писал: «Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет».

      Ученые Н.В.Витрук, И.Е.Фарбер, Б.С.Эбзеев относят к общим гарантиям социально-экономические, политические и идеологические (духовные) гарантии, а к специальным – правовые (юридические), вытекающие из законов и других нормативных источников.

     Под социально-экономическими  гарантиями предполагается  материальная основа, развитая экономика, социальная стабильность. Это дает возможность гражданам удовлетворять все социальные потребности. Политические гарантии предполагают такую политику государства, которая направлена на развитие демократических институтов, гражданского общества, на устойчивость политических институтов, свободное развитие человека и  создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Идеологические гарантии – это деятельность общества и государства, которая дает возможность личности самостоятельно осуществлять выбор нравственных и духовных ориентиров, свободно формировать свое мировоззрение.

       Юридические гарантии, безусловно, представляют особый интерес. Они как юридические условия, средства и способы реализации конституционных прав и обязанностей многообразны по содержанию и роли в механизме гарантирования прав.

     Отличие юридических гарантий от других видов гарантий состоит в следующем. Если экономические, политические, социально-нравственные гарантии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, то юридические гарантии направлены на конкретное (непосредственное) осуществление прав, свобод и обязанностей личности  и их охрану от противоправных посягательств и нарушений.

    Существуют различные подходы к определению понятия юридических  гарантий.

      Интересной представляется позиция Т.В.Синюковой: «К юридическим гарантиям следует относить, во-первых, их правовое оформление и закрепление общих социально-экономических и политических условий, во-вторых, юридические основы общественной жизни – социалистическую законность и правопорядок, правосознание и четкое нормативное закрепление всей правовой cистемы. К юридическим гарантиям-средствам следует отнести конкретные правовые явления, выполняющие функции гарантирования».

      Л.П.Рассказов определяет, что юридические гарантии представляют собой систему правовых средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина.

     По справедливому мнению Е.Н.Хазова, под юридическими (специальными) гарантиями следует понимать закрепление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина  нормами права, их обеспечение, охрану и защиту всей правоохранительной деятельностью государства, институтами европейского и мирового сообщества.

      Из комплекса юридических гарантий в особую группу следует выделить конституционные гарантии, так как именно конституционные гарантии являются связующим звеном между общими и юридическими гарантиями, содержащимися в отдельном (отраслевом) законодательстве.

     Конституционные гарантии являются производными от конституционных принципов и зачастую совпадают с ними по содержанию.

      Примером может являться норма, устанавливающая один из основных принципов демократического государства – всеобщее и равное избирательное право. Прикладное выражение принципов и гарантий можно определить посредством совокупности прав и обязанностей, когда каждое право гражданина, проистекающее из установленного конституционного принципа, порождает соответствующую ему обязанность государства, составляющую содержание заявленной конституционной гарантии.

     Классификация гарантий прав и свобод достаточно условна, однако она дает возможность более детально изучить такое многосложное понятие.

     Итак, гарантии могут быть определены как «юридически значимые и организационно-определенные средства реализации предписаний, содержащихся в нормах права, способы достижения целей этих норм, организационно-правовые условия перевода регулирующих возможностей права в действительность, в фактическое поведение субъектов правоотношений»,  т. е. под гарантиями можно понимать правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Большое значение имеет конституционное закрепление политических, экономических, социальных, идеологических условий обеспечения прав и обязанностей человека и гражданина.

     К юридическим гарантиям относится само конституционное закрепление, т. е. юридическое оформление этих прав, свобод и обязанностей. Это юридическое оформление должно отвечать определенным требованиям: обеспечивать взаимогарантированность, непротиворечивость норм самой Конституции с учетом наивысшей юридической силы норм гл. 1, а также особого места ст. 2 в упомянутом институте и в Конституции в целом.

     Юридические гарантии не следует отождествлять с институтом конституционных гарантий как элементом, составной частью конституционного  института основ правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционный (конституционно-правовой) институт гарантий прав, свобод и обязанностей  включает в себя нормы (Конституции и иных источников конституционного права), закрепляющие условия, средства и способы их обеспечения (в том числе охраны и защиты) в Российской Федерации.

     В названный институт входят конституционные нормы, закрепляющие политические, экономические, социальные, идеологические, правовые устои общества и государства, которые выступают в качестве условий и предпосылок для реализации прав и обязанностей человека и гражданина, а также предусмотренные Конституцией многообразные средства и способы обеспечения, применяемые, прежде всего, государством, его органами, должностными лицами, а также иными субъектами гарантирования.

      Конституционные гарантии являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому, как сами конституционные права и обязанности фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. 

     Составной частью системы гарантий всей совокупности конституционных прав граждан  являются гарантии избирательных прав граждан.

      Важно отметить, что только граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти, т. е. обладают избирательным правом. Так, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы РФ и ее субъектов.

     Избирательные права – разновидность политических конституционных прав граждан. Основная особенность политических прав и свобод заключается в том, что они непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти  в государстве, характеризует положение личности в политических отношениях, и эти права обладают ярко выраженным политическим содержанием.

     Базовой нормой, непосредственно регламентирующей избирательные права, служит ст. 32 Конституции РФ, которая установила, что все граждане РФ, за исключением признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Это означает, что они обладают соответственно активным и пассивным избирательным правом.

     Активное избирательное право – это прямое или косвенное право граждан обладать при достижении установленного законом возраста решающим голосом в избрании органов государственной власти (депутатов парламентов, главы государства), органов местного самоуправления (муниципалитетов, мэрии и др.). Пассивное избирательное право – это право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В отличие от активного избирательного права оно реализуется, прежде всего, самим кандидатом при поддержке гораздо меньшего числа граждан, но и по более сложной процедуре, и предполагает закончиться избранием кандидата. Для этого в определенной законом последовательности проводится целый ряд действий, как самим гражданином, так и другими участниками избирательного процесса, начиная с выдвижения и регистрации гражданина в качестве кандидата, проведения предвыборной агитации, подсчета голосов и установления результатов выборов.

      Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления является важным элементом права на участие в управлении делами государства. Ограничительный ценз (избирательная квалификация) – устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Он включает возрастной ценз.
Не имеют права быть избранными граждане:
– признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
– имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации;
– осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности.

     Устанавливаются  дополнительные условия приобретения гражданами РФ пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Ограничение пассивного избирательного права, связанное с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина РФ на данной территории, устанавливается только Конституцией Российской Федерации. Согласно ст. 81 Конституции РФ Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

       Кроме того, гражданин РФ, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с вышеуказанными обстоятельствами. Также лицо, занимавшее должность Президента РФ два срока подряд, не может быть выдвинуто и зарегистрировано кандидатом на выборах Президента РФ, следующих непосредственно по истечении этого срока.

    Из вышесказанного следует, что только граждане, отвечающие необходимым законодательным требованиям (имеющие пассивное избирательное право в полном объеме) современных государств, должны иметь гарантированную законом возможность становиться депутатами представительных органов, избранными должностными лицами и участвовать таким образом  в управлении делами своего государства.

      Гарантия права быть избранным на конкретных выборах устанавливается специальными законами  о соответствующих выборах.

     По мнению А.В.Зиновьева, под гарантиями свободы выборов понимаются условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную, осознанную и ответственную свободу волеизъявления. Условия – это политический режим, в котором осуществляются выборы. Средства – это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателям. Существуют общие и специальные гарантии свободы выборов. Система специальных гарантий состоит из: политических, организационных, материальных, правовых санкций.  Еще необходимо этот перечень дополнить агитационными и информационными гарантиями.

      Гарантии избирательных прав находятся во взаимосвязи с иными конституционными политическими правами и свободами граждан, несоблюдение которых неизбежно будет негативно сказываться на гарантиях избирательных прав и свидетельствовать о несовершенстве их механизма.

    На основе вышесказанного можно сделать ряд выводов.

     Гарантии избирательных прав кандидатов в депутаты на замещение выборных мандатов и должностей можно определить как важнейший политико-юридический подинститут конституционного права,  представляющий собой систему конституционно-правовых норм, создающих гражданину равные возможности на основе правосубъектности пассивного избирательного права в избирательных правоотношениях самореализации, а в необходимых случаях восстановления его права при государственном обязательстве.

 


женские имена



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика