Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

События и новости






РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт государства и права.
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОПЫТЫ



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. В честь Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора СТАНИСЛАВА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЧЕРНИЧЕНКО



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. А.М. Солнцев. Монография



Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева

Бекяшев Д.К. «Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. – Москва: Проспект, 2013. – 280 с.



Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения
Раянов Ф.М.

Перед вами – оригинальная работа, в которой автор, основываясь на мировой общественно­политической практике, впервые в отечественном обществоведении по­новому подходит к раскрытию понятий «гражданское общество» и «правовое государство».





вернуться

Полиция Швейцарии

Рубрику ведет Бирюков П. Н. – д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой Воронежского ГУ




В статье рассматриваются организационно-правовые вопросы функционирования полиции Швейцарии.

  1.    Полиция Швейцарии: общие положения

Швейцарская полиция входит в Федеральный департамент юстиции и полиции  наряду с федеральным управлением юстиции, федеральной метрологической службой и федеральной миграционной службой.

Схема № 1




      В Швейцарии отсутствует единый нормативный акт, регулирующий вопросы структуры полиции и ее деятельность. Функционирование федеральной полиции определено в Организационном постановлении федерального парламента «О федеральном департаменте юстиции и полиции» 2000 г.  Отдельные нормативные акты регулируют вопросы военной полиции , транспортной полиции  и др.

       Вопросы участия полиции в оперативно-розыскной и процессуальной деятельности регулируются УПК Швейцарии.

     Особое внимание в швейцарском законодательстве уделено полицейской информационным системам. В этой сфере действуют закон «О полицейской информационной системе Конфедерации» 2008 г. , постановление Правительства «Об информационной системе федеральной уголовной полиции» 2008 г. , постановление Правительства «Об автоматической поисковой системе полиции» 2008 г.

     2. Структура полиции

     По сфере действия полиция Швейцарии делится на три части : Федеральная служба полиции (Bundesamt für Polizei), полицию кантонов (Kantonspolizei), полицию городов и общин (Stadt-/Gemeindepolizeien).

Схема № 2




Первое звено - Федеральная служба полиции (далее ФСП).

      Основу правового регулирования деятельности ФСП составляет постановление «О федеральном департаменте юстиции и полиции» 2000 г. Статья 9 постановления закрепляет цели и функции ФСП.

      ФСП осуществляет следующие функции: a) защита правового государства и его демократических основ; б) обеспечение внутренней безопасности Швейцарии; в) борьба с преступностью, особенно с преступлениями, представляющими угрозу для государства; г) охрана служащих и зданий конфедерации, а также лиц и зданий, которые находятся под защитой международного права; д) поддержание контактов с национальными и международными правоохранительными органами.

       Выполняя указанные функции, ФСП: а) осуществляет анализ преступности; б) выполняет функции судебной полиции Конфедерации ; в) координирует и поддерживает межкантональные и международные связи; г) является центральным органом для целей правовой помощи по уголовным делам; д) осуществляет международный обмен полицейской информацией; е) внедряет уголовно-правовые, процессуальные и криминалистические достижения в практику работы правоохранительных органов; ж) обеспечивает единую стратегию сотрудничества, используя  международные полицейские инструменты; з) представляет интересы конфедерации в международных и наднациональных структурах; и) осуществляет охрану соответствующих лиц и зданий.

      Кроме того, ФСП выполняет специальные задачи, в числе которых: а) ведение центральных криминалистических учетов; б) регистрация оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, лиц, работающих с пиротехникой; в) осуществление функций  НЦБ Интерпола в Швейцарии и «контактного органа» Европола; г) координация процессуальных средств и проведения анализа Интернет-преступности (KOBIK) д) общая координация деятельности Конфедерации и кантонов по борьбе с преступностью в области интеллектуальной собственности и Интернета; е) координация противодействия торговлей людьми между заинтересованными федеральными службами и кантонами.

     ФСП также является «компетентным» органом в сфере изготовления и выдачи документов, удостоверяющих личность. Она координирует  федеральных и кантональных учреждений в этой сфере.

     Помимо этого, ФСП является центральным органом по объявлению степеней опасности и в борьбе с фальшивомонетничеством.

     ФСП выполняет задачи обеспечения внутренней безопасности в отношении иностранцев.

      Кроме того, ФСП определяет требования к офицерам по безопасности воздушного движения, осуществляет обучающие программы и несет ответственность за их использование.

     ФСП обеспечивает постоянную готовность Специального штаба по борьбе с захватом заложников и вымогательством (Sonderstabes Geiselnahme und Erpressung) и руководит деятельностью в соответствующих случаях.

      ФСП ведет информационную систему в области полиции и уголовного преследования. Она отвечает на запросы о предоставлении информации в полицейских делах, ведет международный обмен документами и сотрудничает с  международными судами.

     Кроме того, ФСП осуществляет административное руководство т. н. совместными центрами полицейского и таможенного сотрудничества в кантонах Женева и Хьяссо.

      ФСП осуществляет надзор за научными лабораториями по анализу ДНК как в сфере уголовно-правовых, так и в и гражданских отношениях. ФСП возглавляет и координирует миссию по идентификации швейцарских жертв бедствий (Disaster-Victim-Identification-Team) за рубежом.

      В соответствии со ст. 11 закона ФСП издает запреты на въезд в страну иностранцев, угрожающих внутренней или внешней безопасности Швейцарии. На основании абз. 2 ст. 121 Конституции Швейцарии в  «политически важных случаях» ФСП взаимодействует со Службой разведки  конфедерации (Nachrichtendienst des Bundes) и МИД.

       ФСП также: а) ведет поиск лиц и имущества как внутри страны, так и за рубежом; б) выдает компетентным служащим соответствующие документы для работы за рубежом на основе закона «О документах» 2001 г. ; в) ФСП сотрудничает с кантональными управлениями в области предупреждения насилия во время спортивно-массовых мероприятий; г) ФСП компетентно в отношения изъятия материалов, призывающих к насильственным действиям.

      В ФСП имеются следующие подразделения:
а) Главное управление международного полицейского сотрудничества (Hauptabteilung Internationale Polizeikooperation),
б) Главное управление федеральной уголовной полиции (Hauptabteilung Bundeskriminalpolizei),
в) Главное обслуживающее управление (Hauptabteilung Dienste),
г) Главное управление службы безопасности Конфедерации (Hauptabteilung Bundessicherheitsdienst),
д) Подразделение ресурсов (Abteilung Ressourcen),
е) Служба взаимодействия со СМИ (Mediendienst),
ж) Штаб (Stab),
з) Дирекция (Direktion).
В настоящее время в ФСП работают около 780 человек.

Схема № 3




      Главное управление международного полицейского сотрудничества состоит из трёх подразделений: а) Операционного центра ФСП (Abteilung Einsatzzentrale fedpol), б) Органа оперативного полицейского взаимодействия (Abteilung operative Polizeikooperation) и в) Стратегического подразделения (Abteilung Strategie).

      Операционный центр осуществляет функции  НЦБ Интерпола в Швейцарии, «контактного органа» Европола. Он также отвечает за полицейское взаимодействие в рамках Шенгенского пространства. Операционный центр может инициировать оперативно-розыскные мероприятия по наблюдению за лицами, находящимися за пределами Швейцарии.

      Орган оперативного полицейского взаимодействия получает и обрабатывает сообщения, поступающие по каналам Интерпола и Европола, передаёт сообщения в компетентные федеральные или кантональные правоохранительные органы.

       Стратегическое подразделение работает с самыми важными вопросами полицейского сотрудничества (двухстороннее взаимодействие с другими странами, взаимодействие с международными организациями, включая ООН, ОБСЕ, Совет Европы, взаимодействие с ЕС, имплементация и дальнейшее развитие отношений в рамках Шенгенской зоны).

        Функционированию Главного управления федеральной уголовной полиции (ГУ ФУП) посвящён закон «О криминальной полицейской центральной службе Швейцарии» 1994 г. 

        В состав ГУ ФУП входят: а) Центральное управление по борьбе с организованной преступностью и б) Центральное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

       В соответствии со ст. 1 закона 1994 г. ГУ является центральной службой по борьбе с организованной и международной преступностью. Она сотрудничает с органами уголовного преследования кантонов и иностранными правоохранительными учреждениями.

      На основании ст. 2 закона ГУ: а) обрабатывает информацию в сфере своей деятельности; б) координирует межкантональные и международные расследования; в) представляет доклады о преступности Федеральному департаменту юстиции и полиции (Eidgenössische Justiz- und Polizeidepartement) и органам уголовного преследования; г) взаимодействует с международными и национальными органами в сфере обмена информации; д) содействует осуществлению правовой помощи по уголовным делам; е) направляет сотрудников для выполнения миссий за границей; ж) осуществляет функции судебной полиции в сферах своей компетенции.

       Статья 4 регламентирует сотрудничество ГУ ФСП с другими государственными органами. В соответствии с этой статьей Федеральный парламент издает для каждой центральной службы отдельное постановление о взаимодействии подразделений и должностных лиц: a) органы уголовного преследования, полицейские службы, пограничные и таможенные службы; б) служащих полиции по иностранцам и беженцам и других сотрудников, в чью компетенцию входят указанные вопросы; в) контроль жителей и ведение публичных реестров (öffentliche Register); г) служащих, которые взаимодействуют с иностранными дипломатическими и консульскими сотрудниками; д) другие органы, компетентные в сфере перемещения товаров. В случае возникновения споров о компетенции между федеральными органами, а также между федеральными и кантональными властями решает Апелляционная палата Федерального уголовного суда (die Beschwerdekammer des Bundesstrafgerichts).

        Статья 5 определяет статус офицеров связи полиции (Polizeiverbindungsleute). Офицеры связи полиции в представительствах Швейцарии за рубежом и в международных организациях поддерживают правоохранительные органы в расследовании преступлений, подпадающих под юрисдикцию ФСП. Офицеры связи также могут быть использованы в розыске и расследовании по уголовным делам, могут оказывать юридическую помощь. Федеральный совет согласует детали такого сотрудничества с зарубежными государствами. Федеральный парламент дает согласие на размещение иностранных офицеров связи полиции в Швейцарии.

    Второе звено - полиция кантонов

    В Швейцарии имеются 26 кантонов (субъектов конфедерации). Структура полиции в них неодинакова.

     В германоговорящих кантонах полиция осуществляет три основных направления деятельности: расследование уголовных преступлений, обеспечение безопасности, обеспечение безопасности дорожного движения.

      Так, в кантоне Золотурн в обязанности полиции входит предотвращение несчастных случаев и преступлений, поддержание общественной безопасности и порядка, уголовное преследование за совершённые преступления, обеспечение безопасности дорожного движения, оказание помощи властям при катастрофах.

       Во франкоговорящих кантонах полиция состоит из двух отделов: жандармерии (gendarmerie) и безопасности (sûreté). Жандармерия является аналогом полиции безопасности в германоговорящих кантонов и включает в себя дорожную полицию; сюрэтэ является аналогом криминальной полиции.
В итальяноговорящем кантоне Тичино создана собственная система полиции, построенная на территориальном принципе.

      Особого упоминания заслуживает кантон Базель-Штадт, где кантональная полиция подчинена прокуратуре.

    Третье звено – полиция городов и общин.

       Основное направление работы полиции городов и общин –  расследование административных правонарушений и преступлений небольшой тяжести. По наличным подразделениям и количеству сотрудников, полицейские корпуса муниципалитетов существенно отличаются друг от друга.

      Так, крупнейший городской корпус (Управление) полиции находится в Цюрихе . Он  насчитывает порядка 2100 сотрудников. Управление полиции г. Цюрих  включает в себя отделы по борьбе с хулиганством, по расследованию насильственных преступлений, по расследованию преступлений, совершённых на сексуальной почве, по работе с молодёжью, по защите детей, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по работе с мигрантами, а также подразделения водной и дорожной полиции. Кроме того, в Цюрихе имеются районные отделы полиции как часть Городского управления.

       Напротив, полиция города Винтертур состоит из штаба и пяти отделов, в которых служит около 250 сотрудников.

       Вместе с тем, в ряде кантонов (например, Берн) нет полицейских органов этого звена. В таком случае их функции переходят к полиции кантона. 11 марта 2007 года в Берне состоялся муниципальный референдум, на котором местные жители высказались за объединение полиции города и полиции кантона (процесс объединения будет завершён в конце 2011 года).

      Для повышения эффективности деятельности муниципальной полиции было создано общественное объединение, призванное координировать взаимодействие на уровне глав управлений – Швейцарская ассоциация руководителей городской полиции . В Ассоциации на данный момент насчитывается около ста членов.

   3. Сотрудник полиции

     В настоящее время совокупная численность полицейских контингентов всех уровней составляет порядка 23 000 сотрудников.
К кандидатам предъявляются следующие требования:
– швейцарское гражданство;
– возраст от 20 до 35 лет;
– окончание повышенной народной школы (9 классов) или реального училища (обязательно посещение швейцарского образовательного учреждения);
– закрытое профессиональное обучение или равноценный полное среднее образование или диплом об окончании коммерческого училища;
– безупречная репутация (отсутствие судимостей, водительские права никогда не изымались за совершения правонарушений, отсутствие долгов);
– рост от 170 сантиметров – для мужчин, и от 160 – для женщин;
– водительское удостоверение категории «B»;

       Кроме того, не допускаются в полицию лица, имеющие татуировки, которые видны при ношении рубашки с коротким рукавом.

       Для поступления на полицейскую службу необходимо пройти многоуровневую систему отбора: сдать ряд тестов, в том числе, на знание немецкого языка, мотивацию, социальную компетентность, мыслительные способности; пройти спортивные испытания, собеседование и, наконец, обследование у врача.

        Обучение и подготовка кадров полиции организована, как правило, на уровне кантонов, самыми значимыми учебными центрами являются: Швейцарский полицейский институт, Межкантональная полицейская академия, Полицейская школа восточной Швейцарии, Полицейская академия Саватан.
Кантоны и муниципалитеты могут устанавливать собственные требования для своих полицейских контингентов, но они, как правило, не отличаются от предусмотренных Конфедерацией.

    4. Компетенция органов полиции

     УПК Швейцарии подробно регламентирует деятельность полиции в уголовно-процессуальной сфере.

      Согласно ст. 15 УПК, полиция расследует уголовные дела по собственной инициативе, по заявлениям частных и должностных лиц и по поручению прокуратуры. При этом она находится под надзором и контролем органов прокуратуры. Если уголовное дело возбуждено судом, он также вправе давать полиции указания и поручения.

      В соответствии со ст. 306 УПК в задачи полиции входит установление соответствующих обстоятельств для каждого соответствующего преступления на основе поручений и указаний прокурора и правил полицейской деятельности.

       Полиция обязана: а) установить и изъять следы и доказательства по делу; б) выявить и допросить подозреваемых; в) в необходимых случаях разыскать и задержать подозреваемых.

      В своей деятельности помимо УПК полиция руководствуется специальными положениями о расследовании, средствах доказывания (die Beweismittel) и принудительных мерах (die Zwangsmassnahmen).

     Статья 307 УПК определяет основы сотрудничества полиции и органов прокуратуры.

     Полиция информирует прокуратуру о тяжких преступлениях, а также о других деяниях, повлекших тяжкие последствия. Прокуроры Конфедерации и кантонов могут более подробно регулировать эту обязанность.

       Прокурор вправе в любое время давать полиции указания и поручения по делу или принять его к своему производству. В последнем случае он осуществляет первоначальные следственные действия (die ersten wesentlichen Einvernahmen) по возможности самостоятельно.

      Полиция представляет прокурору письменные отчеты (Feststellungen) о принятых мерах и передает в прокуратуру результаты расследования вместе с показаниями, протоколами, другими документами.

       Полиция может воздержаться от представления доклада (die Berichterstattung), если: a) нет оснований для продолжения расследования (zu weiteren Verfahrensschritten der Staatsanwaltschaft offensichtlich kein Anlass besteht); б) не было проведено принудительных мер или других формализованных следственных действий (keine Zwangsmassnahmen oder andere formalisierte Ermittlungshandlungen).

         Статья 312 УПК регламентирует поручения прокурора органам полиции. В соответствии с ч. 1 прокурор вправе поручить полиции выполнить дополнительные следственные действия. Для этого он дает письменные, а в неотложных случаях, и устные указания. В случае осуществления органами полиции указаний прокурора сторона защиты имеет те же процессуальные права, как и в случае производства их органами прокуратуры.

      Законом «О применении полицейских мероприятий и полицейских мер в сфере компетенции Конфедерации» 2008 г.  детально регламентировано применение силы сотрудниками полиции. Положения закона детализируются в одноименном постановлении федерального правительства 2008 г.

       Согласно ст.  6 закона 2008 г., в качестве полицейских мер применяются: а) кратковременные задержания лиц; б) поиск лиц и их имущества; в) осмотры помещений и транспортных средств; г) наложение ареста на имущество (die Beschlagnahme von Gegenständen).

       В соответствии со ст. 8 закона лица, которые применяют полицейские мероприятия и принудительные меры должны иметь специальное образование.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика