Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовой статус и деятельность Генеральной комиссии по рыболовству в Средиземном море и рекомендации по сотрудничеству российской федерации с этой организацией
Научные статьи
09.10.11 14:44

вернуться


Бекяшев К.А.

Бекяшев Д.К.
 
ЕврАзЮж № 9 (40) 2011
Международное право
Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К.
Правовой статус и деятельность Генеральной комиссии по рыболовству в Средиземном море и рекомендации по сотрудничеству российской федерации с этой организацией
В статье рассмотрены история создания Генеральной комиссии по рыболовству в Средиземном море, ее правовой статус, структура, цели и функции, членство в Комиссии, основные направления деятельности, принятые Комиссией документы. Кроме того, в статье разработаны рекомендации относительно сотрудничества Российской Федерации с данной Организацией, рассмотрены целесообразность вступления России в Генеральную комиссию по рыболовству в Средиземном море и необходимые для этого юридические действия.

  Географическая справка о Средиземном море.

      Средиземное море — межматериковое море Атлантического океана, соединяющееся с ним на западе Гибралтарским проливом. Название происходит от античных определений (лат. Mare Mediterranea — море посреди Земли), поскольку древние европейские и североафриканские цивилизации развивались в бассейне именно этого моря, служившего естественным путём сообщения между ними.
    Средиземное море вдается в сушу между Европой, Африкой и Азией. Моря бассейна Средиземного моря омывают берега 22 государств:
- Европа (с запада на восток): Испании, Франции, Монако, Италии, Мальты, Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Албании, Греции, Турции (европейская часть);
- Азия (с севера на юг): Турции (азиатская часть), Сирии, Кипра, Ливана, Израиля и Египта (азиатская часть);
- Африка (с востока на запад): Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко.

      На северо-востоке проливом Дарданеллы оно соединяется с Мраморным морем и далее проливом Босфор — с Чёрным морем, на юго-востоке Суэцким каналом — с Красным морем.
Площадь Средиземного моря составляет 2 500 тыс. км².
Объём воды - 3 839 тысяч км³.
Средняя глубина Средиземного моря - 1 541 м, максимальная — 5 121 м.
Крупнейшие острова: Балеарские, Корсика, Сардиния, Сицилия, Крит и Кипр.

     В Средиземное море впадают крупные реки Эбро, Рона, Тибр, По, Нил и другие; общий годовой сток их около 430 км³.

    История создания Генеральной комиссии по рыболовству в Средиземном море (далее - ГКРСМ).

     В сентябре 1949 г. в г. Риме под эгидой Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных  Наций (далее – ФАО) была созвана конференция, которая выработала Соглашение об учреждении Генерального Совета по рыболовству в Средиземном море. В работе конференции приняли участие делегации Франции, Греции, Италии, Ливана, Турции, Великобритании и Югославии, а также в качестве наблюдателей – делегаты США, Испании, представители Ватикана, Международного  совета по исследованию моря (ИКЕС). Соглашение вступило в силу 20 февраля 1952 г.

    В рабочем докладе о создании Совета, подготовленном ФАО, говорилось, что географический район, на который должно распространяться действие Организации, будет включать Черное и Средиземное моря с прилежащими водами, составляющими экологическое целое. Это не относилось к Красному морю, имеющему, несмотря на относительную близость к Средиземному морю, большую связь с Индийским океаном.

     При обсуждении возможности включения в район действия Совета Черного и Красного морей и западной части Индийского океана было решено, что Совет будет выполнять свои функции в водах Средиземного моря, как они определены географически. В преамбуле Соглашения указано, что государства-члены взаимно заинтересованы в развитии и соответствующем использовании ресурсов Средиземного моря и прилежащих вод.

     Такая неопределенность приводила к дублированию функций с другими рыболовными организациями, действующими в этом районе. В связи с этим, в мае 1963 г. Совет принял несколько дополнений к Соглашению.

      В соответствии с новым порядком, государства, присоединяясь к Соглашению, должны четко указывать, на какую акваторию будет распространяться их дальнейшее участие в Совете. В случае отсутствия такого заявления, участие государств распространяется на весь географический район. В зависимости от обстоятельств, государства имеют право дополнять свои заявления.

      Соглашение об учреждении ГКРСМ в действующей редакции было принято 29 апреля 2004 г. С этого времени Совет стал называться Комиссией. В преамбуле данного Соглашения  имеются ссылки на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., Повестку дня 21 Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., Кодекс ведения ответственного рыболовства 1995 г. и ряд других документов. Отмечается также взаимный интерес к проведению разработки и надлежащему использованию живых морских ресурсов в Средиземном и Черном морях и связанных с ними водах. В преамбуле признается также важность сохранения и управления рыболовством в этом районе и осуществление сотрудничества для достижения этих целей.

    Район действия ГКРСМ.
Согласно преамбулы Соглашения об учреждении ГКРСМ районом действия Комиссии являются Средиземное море, Черное море и связанные с ними воды.
Весь бассейн Средиземного моря разделен ГКРСМ на следующие подрайоны:
а) Западный:
 - Балеарское море (воды, омывающие Балеарские острова, побережье континентальной Испании, воды побережья Алжира, море Альборан);
- Лионский залив;
- Сардиния (воды, омывающие Сардинию, Корсику, Сицилию, побережье континентальной Италии, северную часть Туниса);
    б) Центральный:
        - Адриатическое море;
        - Ионическое море (воды юго-восточной части Италии, западной части Греции, воды, омывающие Сицилию и Мальту, воды Ливии);
    в) Восточный:
- Эгейское море;
       - Левантийское море (воды, омывающие побережье Кипра, южную часть побережья Турции, побережье Сирии, Израиля, Ливана);
г) Район Черного моря:
    - Мраморное море;
    - Черное море;
    - Азовское море    

    Таким образом, район деятельности ГКРСМ охватывает бассейны двух морей – Средиземного и Черного, что не может не затрагивать рыбохозяйственные интересы Российской Федерации, особенно, относительно Черного моря.

      В правовом плане большая часть Средиземного моря является открытым море, т.к. практически ни одно прибрежное государство не установило 200-мильную исключительную экономическую зону, тогда как все государства Черноморского бассейна имеют такие зоны.  

      Из всех морей Средиземного моря наиболее богатым с точки зрения запасов промысловых видов водных биологических ресурсов является Адриатическое море. Самыми активными государствами, суда которых осуществляют промысел в бассейне Средиземного моря, из числа государств – членов ГКРСМ являются Франция и Испания.

    Правовой статус ГКРСМ.

      Комиссия создана в соответствии со ст. XIX Устава ФАО, согласно которой Конференция может в 2/3 голосов одобрить и предоставить государствам конвенции и соглашения, касающиеся вопросов продовольствия, рыболовства и сельского хозяйства.

      Из содержания статьи XIV Устава следует, что такие организации не обладают правосубъектностью, поскольку их права и обязанности реализуются через ФАО. Секретариат и штат ГКРСМ назначается Генеральным директором ФАО. Исполнительный секретарь ответственен перед Генеральным директором ФАО.

     В соответствии с этой статьей Устава была создана также Комиссия по рыболовству в Азиатско-Тихоокеанском районе и Региональная комиссия по рыболовству на Ближнем Востоке.

     Так как ГКРСМ создана в соответствии со ст. XIV Устава ФАО, она обладает рядом привилегий, которые предусмотрены для ФАО Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН от 21 ноября 1947 г.

      Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. наделила ГКРСМ дополнительными полномочиями (например, управление рыболовством, обеспечение оптимального использования ресурсов, помощь развивающимся странам.

      За 50 лет государства – члены ГКРСМ стали участниками юридически обязательных (конвенций, соглашений и т.д.) и юридически необязательных документов (кодексов, международных планов ФАО и др.). В частности, 20 государств ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.; 7 государств – участники Соглашения ФАО по обеспечению выполнения мер по международному сохранению и управлению рыболовными судами в открытом море 1993 г.; 12 государств ратифицировали Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими 1995 г.; ЕС, Франция и Турция ратифицировали Соглашение о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН промысла 2009 г.

      Кроме того, практически все государства – члены ГКРСМ официально высказали свое положительное отношение к Кодексу ведения ответственного рыболовства 1995 г., Международному плану действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН промысла 2001 г., Международному плану действий по управлению промысловыми мощностями 1998 г. и другим документам ФАО.

      Нормы, содержащиеся в этих и других международных документах, следовало бы учесть в Соглашении о создании ГКРСМ. Для подготовки соответствующих предложений 32 сессия Комиссии по рекомендации Комитета по рыболовства ФАО (КОФИ) учредила независимую группу для подготовки предложений по пересмотру Соглашения о создании ГКРСМ. В январе 2011 г. эта группа подготовила доклад «Подготовка обзора о Генеральной комиссии по рыболовству в Средиземном и Черном морях» , в котором даны рекомендации по редакционному изменению Соглашения 2004 г. (например, в ст. IV вместо «Регион» записать «в Регионе», в ст. II слова «Организация работы» заменить на «Сессии», вместо слов «лучшее использование» записать «оптимальное использование». Рабочая группа высказалась за укрепление правового статуса Комиссии и придания ей полной самостоятельности.        
       
   Членство и структура ГКРСМ.

      Согласно ст. 1 Соглашения, членами Комиссии могут быть как члены ФАО, так и государства не члены этой Организации, но члены ООН, любого ее специализированного учреждения или Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которые являются:
а) прибрежными государствами или ассоциированными членами, расположенными полностью или частично в Районе;
б) государства или ассоциированные члены, чьи суда ведут промысел  в Районе тех запасов, которые подпадают под действие Соглашения;
в) организации региональной экономической интеграции, любое государство-член которой соответствует требованиям пп. «а» и «б», и если такое государство согласно передать этой региональной организации свою компетенцию, предусмотренную в Соглашении.

        Что касается ассоциированных членов, то Соглашение должно, в соответствии с положениями статьи XIX.5 Устава ФАО и Правила XXI.3 Общих правил ФАО, быть принято организацией, которая уполномочена нести ответственность за международные связи таких ассоциированных членов.

      По состоянию на 1 мая 2011 г. ГКРСМ насчитывает 24 члена. Таковыми являются: Албания, Алжир, Болгария, Хорватия, Кипр, ЕС, Египет, Франция, Греция, Израиль, Италия, Япония, Ливан, Ливия, Мальта, Монако, Черногория, Марокко, Румыния, Словения, Испания, Сирия, Тунис, Турция. Заявление о приеме в члены Комиссии подала Украина.

      Высшим органом Комиссии является сессия, которая проходит ежегодно в штаб-квартире Организации. Штаб-квартира ГКРСМ расположена в Риме. Каждый член Комиссии должен быть представлен на сессии одним делегатом, которого могут сопровождать заместители, эксперты и советники. Каждый член Комиссии имеет один голос. Решения Комиссии принимаются большинством голосов. Большинство из общего состава членов Комиссии составляет кворум.

     Организация региональной экономической интеграции – член Комиссии имеет на сессии и на заседаниях вспомогательных органов Комиссии количество голосов, равное количеству своих государств-членов, имеющих право голосовать на таких заседаниях.

     Любой член Комиссии может попросить организацию регионально экономической интеграции, чтобы государство-член ГКРСМ представило информацию о том, каким образом распределена компетенция между членом региональной организации и государством – ее членом.

     Согласно п. 9 ст. 2 Соглашения, члены Комиссии избирают Председателя и двух вице-председателей. Председателем ГКРСМ  в настоящее время является Мохаммед Хаджи Али Салем (Тунис),  первым Вице-председателем – Риккардо Реджилло (Италия), вторым Вице-председателем – Иван Катавич (Хорватия). Все три руководящих лица были избраны в 2006 г.

       Структура ГКРСМ. Комиссия осуществляет свою деятельность через Секретариат и функционирует посредством следующих комитетов:
- Комитет по аквакультуре;
- Научный консультативный комитет;
- Комитет по соблюдению;
- Комитет по управлению и финансам.

      Помимо этого ГКРСМ также может создавать по своему усмотрению временные или постоянные комитеты в целях изучения и информирования по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.  
Комитет по аквакультуре Данный Комитет создан в 1995 г. и осуществляет функции по исследованию тенденций развития аквакультуры в морских водах в районе действия ГКРСМ, а также обеспечивает консультирование по техническим, социально-экономическим, юридическим и экологическим вопросам, связанным с  аквакультурой. Он состоит из следующих органов:
- Орган по координации заседаний ad hoc рабочих групп;
- Рабочая группа ad hoc по маркетингу;
- Рабочая группа ad hoc по устойчивым индикаторам;
- Рабочая группа ad hoc по наличию и распределению мощностей;
- Информационная система по продвижению аквакультуры в бассейне Средиземного моря.
    Научный консультативный комитет. Данный Комитет создан в 1997 г. и обеспечивает независимое консультирование по техническим и научным вопросам, касающимся рыболовства и управления рыболовством, включая биологические и социально-экономические аспекты. Он включает в себя следующие органы:
- Подкомитет по координации заседаний подкомитетов;
    - Подкомитет по оценке запасов;
    - Подкомитет по морской окружающей среде и экосистеме;
    - Подкомитет по статистике и информации;
- Подкомитет по экономическим и социальным исследованиям.
Комитет по соблюдению. Данный орган создан в 2007 г. и осуществляет контроль за соблюдением принятых Комиссией мер по сохранению и управлению запасами, контролю и наблюдению и по мере возможности предоставляет рекомендации Комиссии по повышению эффективности таких мер.

    Комитет по управлению и финансам. Данный Комитет создан в 2008 г. и рассматривает административные дела, касающиеся Секретариата и его штата; вопросы, связанные с правилами процедуры и финансовыми правилами; вопросы бюджета Комиссии, а также другие финансовые и административные аспекты, которые могут возникать в деятельности ГКРСМ. 

      Согласно Правилу X Правил процедуры ГКРСМ может учреждать такие другие комитеты и рабочие группы, которые она сочтет желательными. Они руководствуются mutatis mutandis Правилами процедуры Комиссии.

      В структуру ГКРСМ входят пять региональных проектов: AztFiMed,  FastMed, CopeMed, AdriaMed, MedSudMed.

      Цели и функции Комиссии.

   Цель ГКРСМ состоит в обеспечении развития, сохранения, рационального управления и наилучшего использования живых морских ресурсов, а также в обеспечении устойчивого развития аквакультуры в Районе.
Комиссия создана для того, чтобы:
а) составлять обзор о состоянии морских живых ресурсов, включая их общую биомассу и степень эксплуатации, а также о состоянии рыболовства;
b) разрабатывать и рекомендовать, в соответствии с положениями ст. V Соглашения, соответствующие меры:
i) проводить работу по сохранению и рациональному управлению живыми морскими ресурсами, включая меры:
 - регламентации методов рыболовства и орудий лова;
 - установление минимальных промысловых размеров для отдельных специфических видов;
 - установление открытых и закрытых для промысла сезонов и районов;
 - регулирование общей величины уловов и рыболовного усилия и распределения их среди членов Комиссии;
ii) контролировать выполнение этих рекомендаций;
c) составлять обзоры по экономическим и социальным аспектам рыбной промышленности и разрабатывать рекомендации по любым мерам, направленным на развитие рыболовства;
d) поощрять, рекомендовать, координировать и, если это необходимо, осуществлять обучение и расширение деятельности во всех аспектах рыболовства;
f) собирать, публиковать и распространять информацию относительно эксплуатации живых морских ресурсов и рыболовства, базирующегося на этих ресурсах;
g) выполнять программы по аквакультуре в морских и солоноватых водах и способствовать расширению прибрежного рыболовства;
h) осуществлять другую деятельность, которая необходима Комиссии для достижения ее целей.

      При разработке и рекомендации мер, указанных выше, Комиссия должна применять предосторожный подход и принимать во внимание результаты научных исследований и необходимость улучшения использования живых морских ресурсов.

       Рекомендации по мерам управления должны одобряться двумя третями голосов членов Комиссии. Такие рекомендации должны быть направлены председателем Комиссии каждому ее члену.

      Члены Комиссии обязаны предпринимать меры по выполнению любых рекомендаций с даты, определенной Комиссией. Однако эта дата не должна быть ранее периода представления возражения по рекомендации.

       Любой член Комиссии может в течении 120 дней от даты нотификации рекомендации представить возражение по ней и в таком случае данная рекомендация не является для такого члена обязательной.

       Если возражения по поводу рекомендации сделаны более чем одной третью членов Комиссии, то другие члены освобождаются от исполнения рекомендации. Однако любой член или все члены Комиссии могут согласиться выполнять данную рекомендацию.

     Председатель Комиссии должен незамедлительно уведомить каждого члена ГКРСМ о получении каждого возражения или сообщения о снятии возражения.

   Основные направления деятельности Комиссии.

      В соответствии с дополнениями к ст. V Соглашения 1976 г. Комиссия получила право на принятие рекомендаций по мерам управления и обеспечения выполнения мер по сохранению и управлению ресурсами, как это определено в ст. III Как уже отмечалось, высшим органом ГКРСМ является сессия. Очередные сессии созываются один раз в год. За период своей деятельности Комиссия одобрила более 200 рекомендаций по широкому кругу практических вопросов рыболовства, безопасности и условий труда рыбаков, усовершенствованию тралов, координации и развитию исследовательских программ, аквакультуре, контролю за промыслом, совершенствованию сбора статистических данных и т.д.

       Например, на своей 30 сессии в 2007 г. Комиссия одобрила рекомендацию «Управление некоторыми эксплуатируемыми демерсальными и мелкими пелагическими видами». В этой рекомендации поставлена задача по разработке программы управления рыболовным усилием относительно тралового демерсального промысла, в частности, таких видов как хек, голубая и красная креветка, норвежский лобстер в соответствующих подрайонах.

      На этой сессии Комиссия одобрила рекомендацию «Установление закрытых сезонов для промысла дельфина с использованием усугубляющих приемов».

       В рекомендации сказано, что в целях сохранения молодых дельфинов должен быть запрещен промысел рыбы ежегодно с 1 января по 14 августа во всех географических подрайонах. Члены Комиссии должны сообщить Исполнительному секретарю о соблюдении этих мер. В соответствии с данной рекомендацией, каждый член должен заниматься промыслом с учетом вышеуказанных рекомендаций. Он обязан одобрять необходимые меры по сообщению в секретариат о своих уловах дельфинов в процессе промысла рыбы судами, плавающими под его флагом. Каждый член Комиссии должен также расширять соответствующую систему сбора и отработки данных о промысле и рыболовном усилии. Комиссия поручила научно-консультативному комитету проанализировать к 2010 г. вклад этих мер в увеличение запасов и рекомендовать любые изменения, которые могут быть необходимы для улучшения их эффективности и, возможно, их модификации в целях разработки предложений по принятию дополнительных мер управления.

       30-я сессия Комиссии одобрила рекомендацию «Установление районов, ограниченных для рыболовства в целях охраны чувствительной глубоководной среды». В соответствии с этой рекомендацией, запрещается донный промысел тралами в ряде районов Средиземного моря. Члены Комиссии должны обращать внимание своих уполномоченных властей на охрану этих районов от воздействия любой другой деятельности, вредно влияющей на сохранение особенностей хабитата подводного мира.

       В заключение необходимо подробно изложить рекомендацию Комиссии «Учреждение списка судов, презюмирующих, что они осуществляют незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел в районе деятельности ГКРСМ». В этой рекомендации отмечается, что собственники большого количества судов занимаются рефлагированием и, таким образом, эти действия не согласуются с мерами по управлению и сохранению ресурсов, одобренными Комиссией.

        В соответствии со статьями III и V Соглашения об учреждении ГКРСМ, Комиссия постановила, что для целей в данной рекомендации, рыболовные суда, плавающие под флагом недоговаривающихся сторон, презюмируются, что они осуществляют ННН промысел и занимаются нерегулируемой рыболовной деятельностью в районе действия ГКРСМ, а также когда Договаривающаяся сторона или сотрудничающая недоговаривающаяся сторона имеют основание полагать, что такие суда:
а) занимаются промыслом живых морских ресурсов в районе действия ГКРСМ и не зарегистрированы в списке судов Комиссии, уполномоченных заниматься промыслом видов в этом районе;
б) занимаются промыслом тунца или тунцовых видов в Конвенционном районе, чьи государства флага не имеют квот или лимитов на усилие;
в) не представляют отчетов или докладов о своих уловах в районе ГКРСМ или представляют неверные сведения о том, что:
г) ловят или принимают на борт рыбу, вопреки мерам сохранения, одобренным Комиссией;
д) занимаются промыслом в запретный период или в запретных районах, вопреки мерам сохранения, одобренным Комиссией;
е) используют запрещенные орудия лова;
ж) перегружают с судов, включенных в список ННН промысла;
з) осуществляют промысел видов рыб в водах, находящихся под национальной юрисдикцией прибрежных государств в районе деятельности ГКРСМ, в нарушение законодательства и правил, без нарушения суверенных прав прибрежных государств предпринимать меры против судов;
и) эксплуатируют суда без национальности, которые занимаются промыслом в районе действия ГКРСМ;
к) осуществляют рыболовную деятельность, вопреки любым другим мерам Комиссии, касающимся сохранения и управления.

     Договаривающиеся и сотрудничающие недоговаривающиеся стороны ежегодно до 15 июля должны направлять Исполнительному секретарю список судов, плавающих под флагом недоговаривающейся стороны, предположительно могущие осуществлять ННН промысел в районе деятельности ГКРСМ в текущем и будущем годах.

     Список должен базироваться на информации, собранной Договаривающимися сторонами и сотрудничающими недоговаривающимися сторонами.

       На основе полученной информации, Исполнительный секретарь ГКРСМ составляет список ННН промысла и передает его ежегодно до 15 августа, совместно со всеми доказательствами Договаривающихся сторон сотрудничающим недоговаривающимся сторонам, а также тем недоговаривающимся сторонам, чьи суда включены в эти списки. Договаривающиеся стороны и сотрудничающие Договаривающиеся стороны должны сообщить свои комментарии доказательства о том, нарушало или не нарушало конкретное судно меры по сохранению и управлению.

     По получении проекта списка ННН промысла, Договаривающиеся стороны и сотрудничающие Договаривающиеся стороны должны тщательно наблюдать за этими судами, включенными в список ННН промысла, в целях определения их деятельности и возможного изменения имен, флага и регистрации.

     Руководствуясь информацией, полученной от Договаривающихся сторон и сотрудничающих Договаривающихся сторон, Исполнительный секретарь должен составить предварительный список, который в течении двух недель до начала сессии Комиссии направляет Договаривающимся сторонам и сотрудничающим Договаривающимся сторонам совместно с доказательственными материалами.

        Договаривающиеся стороны и сотрудничающие Договаривающиеся стороны могут в любое время представить Исполнительному секретарю Комиссии любую дополнительную информацию, которая может быть необходима для составления списка ННН промысла. Исполнительный секретарь ГКРСМ должен распространить информацию до ежегодной сессии Комиссии Договаривающимся сторонам и сотрудничающим Договаривающимся сторонам, а также – соответствующим недоговаривающимся сторонам.

       Комитет по сопоставимости ГКРСМ должен ежегодно рассматривать предварительный список и вышеизложенную информацию. Этот комитет полномочен исключить судно из предварительного списка, если государство флага продемонстрирует, что:
а) суда не занимаются какой-либо деятельностью, связанной с ННН промыслом или
б) предприняты эффективные меры по предотвращению ННН промысла, включая, среди прочего, расследование и применение санкций на адекватной основе.
Комитет по сопоставимости представляет Комиссии для одобрения предварительный список судов, идентифицированных как осуществляющие ННН деятельность в районе ГКРСМ.
После утверждения данного списка, Комиссия обращается с просьбой к недоговаривающимся участникам, чьи суда будут включены в список ННН промысла:
 - с просьбой сообщить собственнику судна, включенного в список ННН промысла, о том, что его судно находится в списке и о соответствующих последствиях;
 - предпринять необходимые меры по выводу судов из ННН деятельности, и, в случае необходимости, отменить регистрацию или изъять рыболовные лицензии на эти суда и информировать Комиссию о предпринятых мерах.

       Договаривающиеся стороны и сотрудничающие Договаривающиеся стороны должны предпринять все необходимые меры в рамках их законодательства:
а) чтобы рыболовные суда, плавбазы и перевозчики, плавающие под их флагом, не участвовали в передаче уловов судам, включенным в список ННН промысла;
б) чтобы суда, находящиеся в списке ННН промысла и заходящие в порты, не имели права разгружать уловы или продукцию или передавать ее;
в) запретить сдавать в аренду суда, включенные в список ННН промысла;
г) уменьшить грант своим судам, включенным в список ННН промысла, за исключением тех судов, которые поменяли собственника, и новый собственник представил существенные доказательства о том, что предыдущий собственник или оператор не имел финансовых интересов и не осуществлял контроля, и что он гарантирует, что данное судно не будет участвовать в ННН промысле;
д) запретить импорт или погрузку и/или перегрузку любых видов от судов, включенных в ННН список;
е) помогать импортерам, перевозчикам и соответствующим другим секторам отказаться от сделки и передачи любых видов рыб, выловленных судами, включенными в список ННН промысла.
Исполнительный секретарь ГКРСМ должен предпринять все необходимые меры для обнародования списка ННН судов с помощью электронной связи и размещения этого списка на сайте Комиссии. Кроме того, Исполнительный секретарь должен направить данный список другим региональным рыболовным организациям в целях взаимного сотрудничества между ГКРСМ и этими организациями в предотвращении и исключении ННН промысла.

      Изложенные выше рекомендации должны применяться к судам длиной 24 метра, плавающими под флагом недоговаривающихся сторон. Комиссия должна на своих будущих ежегодных сессиях пересмотреть данную рекомендацию в плане распространения ее на другие виды ННН деятельности судов недоговаривающихся сторон, а также Договаривающихся сторон и сотрудничающих

  Договаривающихся сторон.|

    30-я сессия ГКРСМ одобрила и другие важные рекомендации, в частности, рекомендацию № 5 «Критерии для предоставления статуса сотрудничающей не Договаривающейся стороны, расположенной в районе ГКРСМ», рекомендацию №6 «Полномочия Комитета ГКРСМ по сопоставимости», рекомендацию №7 «Конфиденциальные данные о политике и процедурах», рекомендацию №8 «Об избранных рекомендациях ИККАТ».

      31-я сессия ГКРСМ состоялась 9-12 января 2007 г. и одобрила три рекомендации: «О выполнении программы по исследованию голубого тунца в восточной части Атлантического океана и Средиземного моря», «О выращивании голубого тунца» и «О создании программы по передаче продукции на суда».

      В последнее время стала актуальной проблема рационального промысла тунцов.

        17 сентября 2007 г. министры стран ЕС проголосовали за то, чтобы разрешить вылов тунца в Средиземном море и восточной части Атлантического океана в объемах, которые по мнению ученых, не приведут к исчезновению его популяции. Британия и Ирландия протестовали против такого решения. Всемирный фонд дикой природы охарактеризовал его как «скандальное» и «размывающее принципы» единой политики ЕС в области рыболовства в глазах всего мира. Британский министр Бен Брэдшоу, в ведение которого находится рыбная промышленность, назвал решение ЕС «слишком мягкотелым». Он выразил свое недовольство тем, что правила ЕС, требующие в случае превышения квот на лов рыбы уплатить денежные отчисления на восстановление численности популяций, находящихся под угрозой исчезновения, не будут применены к Франции и Италии, тогда как эти страны за два предшествующих года превысили свои квоты на промысле тунца на 30%. Брэдшоу также призвал ЕС разобраться в скандале с незаконным использованием французскими и итальянскими рыбаками дрифтерных сетей для промысла тунца. Этот способ лова приводит к гибели птиц и дышащих воздухом животных – дельфинов и черепах.

      В 2007 г. в рамках Международной комиссии по сохранению атлантических тунцов (Хорватские договоренности) ежегодная квота на промысел тунца в Средиземном море установлена в объеме 29 тыс. т. Однако ученые считают, что ее следует сократить до 16 тыс. т. По заключению Всемирного фонда дикой природы для предотвращения исчезновения тунца необходимо прекратить промысел в июне и установить размер рыбы, разрешенной к вылову на уровне не менее 30 кг.

      Эксперты Всемирного фонда дикой природы полагают, что «на наших глазах происходит уничтожение еще одного вида в Средиземном море – трески».

   33 сессия ГКРСМ состоялась с 23 по 27 марта 2009 г. в г. Тунисе.

     Кроме организационных вопросов она обсудила вопросы управления рыболовством в районе деятельности Комиссии. Эта сессия одобрила ряд важных для организации регионального рыболовства рекомендаций.

        Рекомендация 33/2009/1 по созданию районов ограниченного рыболовства в Лионском заливе для охраны креветок и подводных видов. Эта рекомендация пнринята в  соответствии с § 1 (b) и (n) ст. III и ст. IV Соглашения о создании ГКРСМ.

      Она запрещает использование буксируемых сетей, донных и резкоглубинных тралов, ставных сетей в восточной части Лионского залива (далее приводятся координаты этого района).

      Государства-члены и сотрудничающие государства не члены ГКРСМ должны сообщить Исполнительному секретарю Комиссии не позже чем к июню 2009 г. список судов, которые использовали в 2008 г. указанные выше запрещенные орудия лова. В этой информации должны быть указаны: название судна и его регистровый номер, коды ГКРСМ; предыдущее название судна и предыдущий флаг; международные радиопозывные; тип судна, его размеры, имя и адрес собственника и оператора; основные орудия лова, используемые в ограниченных для промысла районах; сезонные периоды, разрешенные для в ограниченных для промысла районах; количество промысловых дней, выделенных каждому судну в 2008 г. и количество промысловых дней, выделенных в ограниченном для промысла районе.

       Члены и сотрудничающие государства не члены ГКРСМ должны сообщить исполнительному секретарю не позднее чем в сентябре 2009 г. о максимальном количестве дней нахождения судов на промысле.

     На данной сессии ГКРСМ была утверждена рекомендация 33/2009/2 о минимальных размерах ячеи в кутке донных тралов. В соответствии с этой рекомендацией государства-члены и сотрудничающие государства установят с 31 января 2010 г. размер ячеи в 44 мм.

   33-я сессия ГКРСМ одобрила таблицу мер по контролю за рыболовным усилием.

        В деятельности Комиссии значительное место занимают вопросы аквакультуры. На 33 сессии была принята рекомендация 33/2009/4 о предоставлении данных и информации об аквакультуре. В соответствии с этой рекомендацией члены ГКРСМ должны представлять Секретарю данные по всем параметрам, а именно: состояние окружающей среды при разведении рыб (в солоноватых, морских и пресных водах); культивируемые виды (латинское и общее название); система выращивания (экстенсивное, полуэкстенсивное, интенсивное); техника выращивания (садки, пруды, рыбоходы, рыбзаводы и т.д.); тип продукции (возрастные стадии, икра, мальки и т.д.); количество (тонн/шт.); стоимость (валюта); производственные центры.

    Эти данные должны представляться к 30 июня каждого года.
  
       Следует отметить также рекомендацию 33/2009/5 о создании регионального регистра судов. Во исполнение § 1(l) ст. III и ст. V Соглашения ГКРСМ должна создать к 30 июня 2010 г. региональный регистр судов, в котором должна содержаться информация по всем судам, ботам или другим плавучим средствам, оборудованным для ведения коммерческого промысла в районе, подпадающем под юрисдикцию Комиссии. Данные, включаемые в регистр, следующие: государство, флаг, орган регистрации, название судна, номер регистрации, номер регистрации ГКРСМ, регистрационный номер ИМО, предыдущее название судна, предыдущий флаг, предыдущий орган регистрации, международные радиопозывные, тип судна, положение судна, порт регистрации, год начала деятельности, код судна, год, день и месяц постройки, основания для ведения промысла, год, месяц и день начала промысла, дата завершения промысла, главный статистический район, вторичный статистический район рыболовства, третичный статистический район рыболовства, используемые орудия лова, вторичные орудия лова, общая длина корпуса судна, общий тоннаж, материал корпуса, мощность, мощность главной силовой установки, мощность вспомогательного оборудования, собственник, его название, адрес, название оператора, минимальное количество экипажа, максимальное количество экипажа, спутниковое оборудование, навигационное оборудование, средства связи, коды рыб, рефрижераторное оборудование, мощность холодильной установки, спасательное оборудование и др.

      Далее отметим рекомендацию 33/2009/7 о минимальных стандартах по созданию системы мониторинга судов в районе деятельности ГКРСМ. Целью этой рекомендации является вклад в долгосрочное сохранение и управление живыми морскими ресурсами в районе деятельности ГКРСМ и создание для этого системы мониторинга судов.

       Данная рекомендация применяется к рыболовным судам, которые работают в районе деятельности ГКРСМ и в частности, к тем судам, которые включены в список авторизованных судов, созданный в соответствии с рекомендацией ГКРСМ/2005/2. Каждое государство-член Комиссии и сотрудничающие с ней должны имплементировать эту рекомендацию до 31 декабря 2012 г., установить на коммерческих судах длиной 15 м и более систему спутникового слежения.

     К рекомендации приложен список основных требований к отчетности по этой системе.

      В заключении следует остановиться на важной рекомендации относительно создания списка судов, которые вели ННН промысел в районе деятельности ГКРСМ (рек. 33/2009/8).

       Комиссия ежегодно будет утверждать список судов, занимавшихся ННН промыслом. В соответствии с этой рекомендацией государства-члены и сотрудничающие государства, но не члены Комиссии должны принимать меры, чтобы: а) обеспечить, чтобы рыболовные суда, вспомогательные суда, рефрижераторные суда, плавбазы и грузовые суда, плавающие под их флагом не должны заниматься промыслом, переработкой рыбы или участвовать в перегрузе рыбопродукции с судов, включенных в список судов, занимающихся ННН промыслом, за исключением force majeure; б) запрещать сдавать такие суда в аренду по чартеру; в) осуществлять импорт, перевозку и другие операции с рыбопродукцией, полученной с судов, занесенных в данный лист.

      Суда государств не участников ГКРСМ, внесенные в список, не должны снабжаться топливом, им не разрешается выгрузка рыбопродукции, а также заходы в порты государств-членов Комиссии.

        Последняя 34-я сессия ГКРСМ проходила с 12 по 17 апреля в г. Афины. На этой сессии были одобрены рекомендации, касающиеся вопросов управления рыболовством в Средиземном море.

     В частности, сессия констатировала, что 85 % обитаемых запасов эксплуатируются в полном объеме или переэксплуатируются. В этой связи Научный консультативный комитет предложил участникам сессии уменьшить рыболовное усилие в целях сохранения демерсальных запасов и принять в соответствии со ст. V Соглашения об учреждении ГКРСМ обязательную рекомендацию. Кроме того, Научный консультативный комитет рекомендовал разработать региональный план действий по управлению рыболовным усилием в районе деятельности ГКРСМ, в котором должно быть предусмотрено принятие специальных мер по уменьшению рыболовного усилия (например, создание системы регистрации судов).     

      В свою очередь, Комитет по аквакультуре выступил с инициативой по разработке технических нормативов и процедур по разведению рыб. По его мнению, необходимо организовать постоянное наблюдение за тем, каким образом деятельность по аквакультуре влияет на морскую среду.

      По докладам вспомогательных органов ГКРСМ 34-я сессия единогласно одобрила следующие юридически обязательные рекомендации.

- Рекомендация относительно учреждения судового журнала ГКСРМ (GFCM/34/2010/1). В соответствии с этой рекомендацией капитаны судов длиной более 15 метров, имеющие право ловить рыбу в районе деятельности ГКРСМ и зарегистрированные в реестре судов ГКРСМ, должны иметь судовой журнал, в который записываются все операции с выловленной рыбой, с указанием размеров и веса, видов и типа орудий лова. К рекомендации приложена проформа судового журнала и перечень сведений, заносимых в него.
- Рекомендация по управлению рыболовным усилием (GFCM/34/2010/2). В ней содержится призыв к государствам-членам ГКРСМ присоединиться к Международному плану действий ФАО по управлению промысловыми мощностями 1999 г.  Сессия призвала государства к сотрудничеству с региональными организациями по управлению рыболовством по вопросам выполнения ст. 27 Международного плана .
Далее в рекомендации предлагается разработать План действий по управлению промысловыми мощностями на региональном уровне (региональный план действий), включая действия по мониторингу и управлению рыболовными мощностями и, где это необходимо, по уменьшению их. Все государства-члены ГКРСМ обязаны представить Секретариату список судов, в котором должны быть следующие данные: название судна; регистрационный номер; номер регистрации в реестре судов ГКРСМ; предыдущий флаг; выписки из других реестров; радиопозывные; тип судна и его водоизмещение; имя и адрес собственника вид промысла; географический район промысла.
- Рекомендация относительно идентификации неисполнения решений ГКРСМ (GFCM/34/2010/3). Согласно этой резолюции государства-члены Комиссии обязаны в соответствии с Соглашением об учреждении ГКРСМ в полной мере выполнять все меры по сохранению и управлению рыболовством. Государства не члены Комиссии не должны в соответствии нормами международного права, подрывать усилия Комиссии и не вести рыболовство вопреки ее рекомендациям.

      35-я сессия Комиссии состоялась 9-14 мая 2011 г. в Риме. Она рассмотрела доклады постоянных комитетов, обсудила проблемы управления рыболовства в Средиземном море, а также состояние популяции ряда рыб в районе деятельности ГКРСМ.

       Исполнительный секретарь должен своевременно направить всем государствам, не являющимся членами Комиссии, ее рекомендации по мерам регулирования. В случае необходимости он вправе запросить любое государство о причинах повышения мер по сохранению и управлению и передать  их Комитету по обеспечению исполнения рекомендаций ГКРСМ.

    Финансы и бюджет Комиссии.

        В соответствии с дополнением к Соглашению 1997 г. об учреждении Комиссии, она была наделена правом иметь автономный бюджет. Каждый член Комиссии вносит свой ежегодный взнос в автономный бюджет ГКРСМ в соответствии со шкалой взносов, одобренной Комиссией.

      На очередной сессии Комиссия утверждает автономный бюджет путем консенсуса. Если же не удается достичь консенсуса, то бюджет должен быть одобрен двумя третями голосов членов Комиссии.

      Размер взноса каждого члена Комиссии определяется в соответствии со схемой, которую Комиссия одобряет консенсусом. Взнос каждого члена Комиссии состоит из 3-х частей: базовый (он одинаков для всех и состоит из 3,5 тыс. долл. США), в процентах от объема ВНП; величины вылова. Величина ежегодного бюджета этой Организации составляет 700-800 тыс. долл. США.

       Любое государство не член ФАО, которое стало членом Комиссии, должно участвовать в покрытии ее расходов в таком порядке, как это определит Комиссия.

     Взносы должны уплачиваться в свободно конвертируемой валюте. Однако Исполнительный секретарь Комиссии после консультации с Генеральным директором ФАО может разрешить оплату взносов в иной валюте.

    При Комиссии создан трастовый фонд, которым руководит Генеральный директор ФАО.

   В процентном отношении размеры взносов составляют: членство в ГКРСМ – 1-%; благосостояние – 35%; уловы – 55%.

      Согласно Схеме расчета взносов благосостояние – это валовой продукт на душу населения (измеряется в долл. США). Члены Комиссии делятся на 4 категории: до 1 тыс. долл.; между 1 тыс. долл. и 9 999 долл.; между 10 тыс. долл. и 29 999 долл.; 30 тыс. долл. и выше. Первая категория из позиции «благосостояние» исключается. Вторая платит одну долю. Третья платит 20 долей. Исключение делается для стран, имеющих общий валовой продукт ниже 5 млрд. долл. (1997г.) и к ним применяется категория ВНП на один уровень ниже.

      При определении размера величины взноса по уловам следует использовать те цифры по уловам и продукции, которые издаются ФАО в STATLANT 37F Database. Пересчитывается трехлетняя средняя величина с использованием периода, заканчивающегося за два года до того года, к которому относится бюджет. Из-за различий в ценности мелких пелагических и других видов уловы государств-членов ГКРСМ для цели определения шкалы взносов рассчитываются путем использования фактора 4 в отношении всей рыбы, производимой членами Комиссии в Средиземном и Черном морях, а также в прилегающих к ним водах, за исключением мелкой пелагической рыбы.

        Член Комиссии, имеющий задолженность по взносам, лишается права голоса на сессиях, если такая задолженность составляет сумму за два прошедших календарных года. Комиссия, тем не менее, может разрешить такому члену голосовать, если он докажет, что неуплата взносов произошла по причинам, не зависящим от него.

    Рекомендации по сотрудничеству Российской Федерации с ГКРСМ.

      Средиземное море является важным рыбохозяйственным водоемом. Ежегодно государства – члены ГКРСМ вылавливают в нем более 1 млн. т. водных биологических ресурсов. Основными промысловыми объектами являются сардинелла, скумбрия, мидии, ставрида, тунец. Мелкие пелагические и демерсальные (донные) рыбы составляют 90% суммарного улова.

       Кроме прибрежных государств промыслом в Средиземном море занимаются Япония (400 т.), Республика Корея (1 000 т.), Португалия (400 т.), Тайвань (277 т.) и другие страны.

      На своих ежегодных сессиях Комиссия устанавливает ОДУ на промысел более чем 20 видов. Она разработала уникальную методологию проведения морских научных исследований. В 2006 г. Комиссия одобрила правила борьбы с ННН промыслом. В 2003 г. – приняла стратегию устойчивого развития рыболовства в Средиземном и Черном морях.

        Активная и плодотворная деятельность ГКРСМ убеждает в необходимости вступления в нее Российской Федерации, потому что как член ФАО Россия должна и обязана участвовать в формировании рыбохозяйственной политики региональных комиссий по управлению рыболовством; членство в ГКРСМ даст право России претендовать на определенный объем квот на промысел ценных видов рыб; Россия сможет блокировать решения Комиссии по управлению рыболовством в Черном море и получит карт-бланш для заключения двусторонних соглашений о сотрудничестве в области рыболовства со средиземноморскими странами.

      Для членов ФАО установлен упрощенный порядок вступления в ГКРСМ. Они по дипломатическим каналам уведомляют Генерального директора ФАО о присоединении к Соглашению. Согласно п. 4 ст. XIII Соглашения об учреждении ГКРСМ документ о присоединении вступает в силу с момента принятия его Генеральным директором ФАО.

      В случае вступления в Комиссию, ежегодный взнос Российской Федерации составит примерно 15-17 тыс. долл. США.

       Полноправное членство Российской Федерации позволит, во-первых, оказывать влияние на принятие Комиссией рекомендаций по управлению рыболовством в Черном море (в связи с ликвидацией Комиссии по рыболовству в Черном море в управлении рыболовством образовался вакуум); во-вторых, рыбопромысловые компании могут претендовать на получение квот вылова; в-третьих, членство в ГКРСМ позволит России более активно бороться с ННН промыслом, в том числе путем использования механизма контроля судов в портах государств-членов Комиссии; в-четвертых, российские рыбопромышленные компании получат возможность изучить опыт искусственного выращивания водных биоресурсов (продукция аквакультуры в 2007 г. составила более 400 тыс. тонн) и применять в Черном море; в-пятых, Российская Федерация будет иметь доступ к результатам океанографических и биологических исследований, в том числе научному фонду Средиземноморской научной комиссии (бывшая Международная комиссия по научному исследованию Средиземного моря); в-шестых, под патронажем ГКРСМ Российская Федерация могла бы заключить серию соглашений о рыболовстве и аквакультуре (например, с Египтом, Францией, Испанией, Италией, Турцией, Грецией, имеющих позитивный опыт выращивания рыб искусственным путем).



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика