Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

Фарида Мамад:
О праве человека – взгляд Комиссара по правам человека Республики Мозамбик


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Участие органов прокуратуры в разработке стратегии миграционной политики Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа
Научные статьи
09.10.11 14:55

вернуться


 
ЕврАзЮж № 9 (40) 2011
Актуальные проблемы деятельности прокуратуры
Туников М.И.
Участие органов прокуратуры в разработке стратегии миграционной политики Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа
В статье приводится анализ социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке России с указанием специфических черт, присущих региону. На основе результатов изучения предлагается использовать правотворческие полномочия прокуратуры для представления в высшие государственные органы проекта Стратегии миграционной политики РФ (с отдельным блоком, касающимся Дальневосточного Федерального округа) на среднесрочную перспективу (2011–2020 гг.). Ключевые положения проекта изложены в настоящей статье, и, по мнению автора, принятие и реализация настоящей стратегии позволит улучшить эффективность прокурорского надзора за исполнением миграционного законодательства и будет способствовать усилению надзорной роли прокуратуры в системе правоохранительных органов.

      В современных условиях серьезность положения с незаконной миграцией ощущается во многих  регионах России, в том числе и в приграничных районах страны. Не является исключением и Дальневосточный  регион  России, который  характеризуется  интенсивными миграционными потоками, наличием протяженного участка государственной границы, тесными торгово-экономическими связями между Россией и КНР.

        Состояние миграционных процессов в регионе складывается под влиянием ряда факторы.  Ухудшение демографической ситуации в Российской Федерации в значительной мере коснулось российского Дальнего Востока, где за последние 8 лет (с переписи населения 2002 года) постоянное население уменьшилось более, чем на 600 тыс. чел. и составляет на данный момент немногим больше 6 млн. человек. При этом более чем на 94% эти потери определяются миграционным оттоком. Кроме того,  естественная убыль населения в регионе идет  интенсивнее, чем в России в целом. На фоне прогрессирующего сокращения численности коренного населения региона, нельзя не учитывать вероятность усиления демографического давления на Российскую Федерацию со стороны государств с избыточным населением. Так, например разность демографических потенциалов Приморского края и северо-восточных провинций Китая такова, что на каждого жителя Приморского края приходится 60 жителей сопредельных территорий.

       С учетом геополитического расположения региона органами  прокуратуры постоянно принимаются организационные и практические меры по осуществлению надзора и контроля за исполнением Федеральных законов  «О гражданстве  РФ», «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «О Государственной границе РФ», а также  законодательства направленного, на пресечение нелегальной миграции иностранных граждан, выявление и пресечение преступлений, совершенных иностранными гражданами, и в отношении иностранных граждан.

     Основным направлением деятельности органов прокуратуры в сфере миграционных правоотношений является противодействие преступным проявлениям.

       По данным официальной статистики, доля мигрантов среди лиц, совершивших преступления, - 3,2%. В структуре всего населения России мигранты составляют 1,4%. Это говорит о том, что коэффициент криминальной активности мигрантов как минимум в 2,5 раза выше коэффициента криминальной активности граждан России.

       Нередко, пребывание иностранных  граждан на территории региона связано с совершением  ими уголовно наказуемых деяний. Так,  например, в 2009 году в Амурской области иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 121 преступление, что на 21 % больше, чем в 2008 г. Основная масса преступлений, совершенных иностранными гражданами в 2009 году, приходится на долю граждан КНР, которыми  совершено 45  преступлений, а также граждан  Украины – 14, Армении – 6, Азербайджана – 13, Узбекистана – 10, Таджикистана - 3, Киргизии – 1, Казахстана – 2,  лицами без гражданства – 27.

        Типичными  причинами совершения преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства в 2009 году, как и в 2008 году, явились с одной стороны - отсутствие постоянного источника дохода, что связано с невозможностью официального трудоустройства указанной категории граждан в связи с нелегальным нахождением их на территории Российской Федерации, а с другой стороны - стремление указанной категории граждан к легкому обогащению и извлечению нелегального дохода на территории иностранного государства, куда они прибыли с целью совершения преступлений.

       Специфика Дальневосточного Федерального округа определяется прежде всего его территориальным расположением, а также исторически сложившимися демографическим и экономическим аспектами. В 1990-х и 2000-х годах из округа выехало значительное количество населения, составлявшее его наиболее молодую и активную часть, оставшееся население ускоренными темпами теряет экономический и демографический потенциал в связи с попустительской политикой государства по отношению к региону. Темпы сокращения населения Дальнего Востока почти в 4 раза выше, чем по стране. Долгосрочные прогнозы Госкомстата показывают, что к 2016 году численность населения Дальнего Востока сократится до 6,5 млн человек. Таким образом, за этот период федеральный округ может потерять еще порядка 500 тысяч жителей.

        В этой связи в округе наиболее ярко выражено замещение выехавшего населения мигрантами из других государств, так как условия для привлечения своего населения из западных регионов страны государством не созданы. Впечатление от такого усиленного замещения создается в связи с увеличением удельной доли прибывших мигрантов на душу коренного населения, которое соответственно меньше, чем в западных регионах страны, однако статистически величины миграционных потоков как в восточные, так и в западные регионы страны сопоставимы.

        Наличие протяженного участка государственной границы и происходящие в Дальневосточном Федеральном округе миграционные процессы, в том числе и нелегальная миграция, требуют принятия дополнительных мер по усилению охраны восточного участка границы. Дальний Восток России, в особенности его приграничные районы, на протяжении длительного времени является территорией, плотность населения которой не позволяет активно и эффективно ее осваивать. Как результат, в условиях неуправляемого рынка труда мигрантов предпочтение статусу нелегального статуса легального отдает один человек из двенадцати. Также в связи с отсутствием эффективно действующей государственной стратегии развития приграничных регионов и территорий экономически проживание в них и ведение хозяйственной деятельности является невыгодным для подавляющего большинства коренного населения. Таким образом, Дальневосточный Федеральный округ является опасно открытым тылом государства в условиях наличия территориальных и экономических притязаний сопредельных государств, а также наличия в них существенных запасов рабочей силы и ограниченных для проживания территорий.

       Дальневосточные регионы обладают огромными запасами леса, рыбы, морепродуктов и т. д., а также большим ресурсом неосвоенных площадей, пригодных как для проживания, так и для размещения крупных производств, в том числе сельскохозяйственных, способных надежно обеспечить продовольственную безопасность страны.

       Более того, с каждым днем значение Дальнего Востока для страны становится все важней. И происходит это в связи с усилением роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом развитии. В результате российский Дальний Восток оказывается площадкой, с которой удобно влиять на стремительно развивающиеся социально-экономические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    Такое двойное значение региона (с одной стороны – малая плотность населения и слабое экономическое развитие, с другой – наличие значительных запасов природных ресурсов в регионе, сопряженное с нацеленностью сопредельных государств на их освоение исключительно в своих интересах) должно являться объектом стратегического планирования государства, в том числе в области миграционной политики, что в настоящее время проявляется слабо, несмотря на осмысленные инициативы высших должностных лиц государства.

        Одной из причин этого является низкая эффективность юридических механизмов обеспечения и защиты их прав: при наличии материальных и людских ресурсов у государства при проведении подобного рода реформ, как правило, отсутствует достаточно профессиональный правовой инструментарий их реализации, вследствие чего ресурсы используются весьма неэффективно, что в свою очередь приводит к ухудшению положения, существовавшего до начала реформы. Государство зачастую показывает свою неспособность и неготовность к стратегическому миграционному планированию, действуя ситуативно, закрывая образовавшиеся социальные «дыры» и пробелы скоропалительными законами, которые сразу же становятся неэффективными или малоэффективными. Такое положение дел нельзя признать допустимым, необходимо вводить четко очерченные привила игры, по которым каждый мигрант во избежание получения статуса незаконного действовал начиная с границы государства прибытия, в частности, Российской Федерации.

        Поскольку прокуратура как надзорный орган в настоящее время ограничена действующим законодательством, соблюдение и исполнение которого она контролирует, представляется необходимым создать и предложить руководству государства в рамках своей правотворческой деятельности научно обоснованную стратегию миграционной политики РФ (с отдельным блоком, касающимся Дальневосточного Федерального округа) на среднесрочную перспективу (2011-2020 гг.), реализация которой могла бы привести к нормализации миграционных отношений с точки зрения соблюдения баланса государственных и общественных интересов.

     В основу стратегии должны быть положены следующие принципы:
- максимальная защита собственных трудовых ресурсов от замещения их мигрантами сопредельных государств на основе приоритета граждан РФ в трудоустройстве;
- создание и использование единой информационной базы прибывающих в страну мигрантов на первом этапе – по федеральным округам, на следующем – по всей территории страны для эффективного отслеживания их потоков и контроля за их убытием по истечении срока законного пребывания на территории Российской Федерации;
- создание и использования в полной мере информационных услуг безвозмездных консультативных центров по регулированию миграции в каждом муниципальном образовании уровня муниципального района и городского округа на основе управлений Федеральной миграционной службы по субъектам Федерации;
- создание условий для функционирования приемников-распределителей для размещения иностранных граждан на основе взаимодействия с посольствами и консульствами иностранных государств в целях оперативного и полноценного получения информации об иностранных гражданах;
- создание условий для беспрепятственной легализации иностранных граждан (на основе добровольности и, следовательно, освобождения от ответственности), правовой статус которых не позволяет признать их легальными иммигрантами, с последующим решением вопроса об их дальнейшем пребывании в Российской Федерации;
- упрощение процедуры получения разрешения на привлечение работодателями иностранной рабочей силы, в том числе посредством использования сети Интернет;
- разработка специального федерального закона, определяющего содержание и порядок внешней миграции в районы Дальнего Востока. В нем могут быть отражены как задачи различных ведомств, так и конкретные направления стимулирования трудовой миграции, демографического роста и социальной защиты населения региона, в том числе прибывающего из других регионов;
- признавая, что вернуть население запада страны, оставившее дальневосточный регион в связи с экономическими трудностями, чрезвычайно затруднительно (в связи с наличием более комфортных условий для жизни и экономического развития в центральных районах страны), представляется необходимым обеспечить создание условий для экономического развития Дальневосточного федерального округа, а именно - коренного населения, направленные на его демографический рост и облегчение условий для предпринимательства, в частности – предусмотреть целевые государственные субсидии для компенсации населению оплаты за электричество и тепловую энергию, за жилищно-коммунальные услуги, разработать и ввести механизмы государственного регулирования цен на энергетические, материально-технические ресурсы и продовольствие, а также транспортные тарифы. Также необходимо существенно расширить круг лиц, имеющих право на льготы и субсидии при оплате жилья и коммунальных услуг, а также на получение жилищных сертификатов;
- разработать механизм передачи гражданам РФ, проживающим в ДФО, а также прибывшим в ДФО на постоянное место жительства, в долгосрочную аренду или в собственность земельных участков под реализацию определенных проектов (не только для ведения личного подсобного хозяйства, но и для реализации сельскохозяйственных, а также малых промышленных проектов). Наделение данных лиц земельными участками представляется важным фактором, закрепляющим население на месте, особенно – в приграничных районах;
- создание средствами массовой информации положительного имиджа региона у остального титульного населения страны и иностранных граждан. У иностранных граждан имидж должен формироваться как с помощью российского телевизионного вещания (на иностранных языках), так и посредством перевода телекоммуникационных представительств государственных и муниципальных органов власти в сети Интернет на языки иностранных граждан, в основном пребывающих (временно и постоянно) в Дальневосточном Федеральном округе;
- с помощью средств массовой информации последовательно формировать у коренного населения региона толерантное отношение к иностранным гражданам, их обычаям, культуре, вероисповеданию; 
- разъяснение населению РФ средствами массовой информации существа настоящей стратегии с целью ее адекватного восприятия с освещением основных мероприятий в рамках реализации стратегии.

    Автор полагает, что принятие и реализация настоящей стратегии позволит повысить уровень законности в сфере исполнения миграционного законодательства и будет способствовать усилению надзорной роли прокуратуры в системе правоохранительных органов.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика