Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Актуальные правовые вопросы обучения профессиям рабочих (на примере Таймыра)
Научные статьи
07.11.11 11:34

вернуться

 
ЕврАзЮж № 10 (41) 2011
Трудовое право
Головнев М.Н.
Актуальные правовые вопросы обучения профессиям рабочих (на примере Таймыра)
В статье рассматриваются правовые вопросы обучения профессиям рабочих с использованием практического материала северных районов Красноярского края, предлагаются меры по совершенствованию обучения в данной сфере.
цены на квартиру в коломне, вся информация на сайте http://ankolomna.ru/

      
         Задачи по модернизации экономики и инновационному развитию страны, поставленные Правительством РФ, формируют спрос на квалифицированных работников и должны сопровождаться интенсивной подготовкой специалистов с высокой производительностью и надлежащим качеством труда на всех уровнях трудовой деятельности.

     Несомненно, эти процессы нуждаются в эффективной государственной политике и активном взаимодействии социальных партнеров в сфере занятости населения и совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки не только специалистов управленческого звена, но и профессий рабочих.

      В целях решения этих и многих других проблем обучения населения и расширения рынка труда принято достаточно много документов федерального и регионального уровней, которые призваны обеспечить правовое сопровождение национальной стратегии развития трудовых ресурсов и подготовки кадров. В частности, можно назвать: Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011–2013 годы,  Федеральную целевую программу развития образования на 2011–2015 годы.  При разработке таких нормативных правовых актов принимается во внимание и международный опыт, например Рекомендации Международной Организации Труда от 17 июня 2004 г. № 195 «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение».

       Одновременно формируется система прогнозирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах; повышается качество и расширяется доступность официальной статистической информации и ведомственных мониторингов по вопросам занятости и безработицы, качества рабочей силы, профессионального образования и обучения, трудовой миграции, в том числе в рамках информационного портала государственных и муниципальных услуг, портала «Работа в России». Реализуются меры, направленные на совершенствование государственной политики и повышение качества государственных услуг в сфере профессионального образования всех уровней, развития систем непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, а также  климатических особенностей и традиций народных промыслов и ремесел. Так, развитие отраслей сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, сельскохозяйственной кооперации в северных районах Красноярского края (Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский, Туруханский, Северо-Енисейский и Енисейский) тормозится из-за отсутствия квалифицированных специалистов (агрономов, охотоведов, зоотехников, технологов производства, менеджеров, экономистов, юристов и т. п.) – представителей местного населения. Кроме того, утрачиваются многие виды национального промысла и особенности профессий рабочих, характерные для коренных жителей районов Крайнего Севера.

      Для решения вышеуказанных задач в рамках выполнения Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики разработан Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), являющийся составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации.

     Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих, поэтому ОКПДТР состоит из двух разделов: профессии рабочих; должности служащих.

      Первый раздел включает профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.

     В связи с изложенным создание эффективной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда данного региона, приобретает особую актуальность и значимость.

     Несомненно, эти мероприятия связаны с достаточно большим бюджетным финансированием учебных заведений профессионального образования, в том числе внутрипроизводственного обучения. Кроме того, необходима государственная поддержка и стимулирование работодателей, развивающих собственную учебно-материальную базу, участвующих в реализации образовательных программ учебных заведений профильного профессионального образования, создающих условия получения работниками необходимых навыков и умений по конкретным специальностям. Особое внимание уделяется формированию правовых основ новых форм обучения, в том числе дистанционного. В целях повышения престижа профессий рабочих проводятся различные общественные мероприятия, в том числе всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мастера России».

      Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на важность и социальную значимость обучения населения России профессиям рабочих, практика свидетельствует об отсутствии должного внимания к этой сфере общественной деятельности не только со стороны  федеральных органов исполнительной власти, но и многих субъектов РФ. Сказанное можно подтвердить следующими фактами:
– отсутствует федеральный закон, устанавливающий единую правовую базу на территории России по обучению профессиям рабочих;
– основным документом, регламентирующим перечень профессий рабочих и устанавливающим общие требования к ним, является Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
– правовое регулирование обучения профессиям рабочих в отдельных сферах народного хозяйства осуществляется посредством таких нормативных правовых актов, как положение, инструкция, распоряжения и приказы отраслевых органов управления.

     В связи с отсутствием федерального закона, регламентирующего данную сферу, обратимся к Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС), который разработан на основе ранее действовавшего.  Обновление ЕТКС вызвано изменением технологии производства, возрастанием роли научно-технического прогресса в производственной деятельности, повышением требований к уровню квалификации, общеобразовательной и специальной подготовке рабочих, качеству, конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также изменением содержания труда.

     Тарифно-квалификационная характеристика каждой профессии рабочего имеет два раздела. Первый раздел «Характеристика работ» содержит описание работ, которые должен уметь выполнять рабочий. Во втором разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к рабочему в отношении специальных знаний, а также знаний положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые рабочий должен применять.

     Следует отметить, что в тарифно-квалификационных характеристиках приводится перечень работ, наиболее типичных для данного разряда профессии рабочего. Этот перечень не исчерпывает всех работ, которые может и должен выполнять рабочий. Работодатель вправе разрабатывать и утверждать с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников дополнительный перечень работ, соответствующих по сложности их выполнения тем, которые содержатся в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих соответствующих разрядов.

      Кроме предусмотренных в разделе «Характеристика работ» рабочий должен выполнять работы по приемке и сдаче смены, уборке рабочего места, приспособлений, инструмента, а также содержанию их в надлежащем состоянии, ведению установленной технической документации.

     Наряду с установленными ЕТКС требованиями к теоретическим и практическим знаниям, содержащимися в разделе «Должен знать», каждый рабочий обязан знать: правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности; правила пользования средствами индивидуальной защиты; требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг), к рациональной организации труда на рабочем месте; виды брака и способы его предупреждения и устранения; производственную сигнализацию.

     Рабочий более высокой квалификации помимо работ, перечисленных в его тарифно-квалификационной характеристике, должен уметь выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками рабочих более низкой квалификации, а также руководить рабочими более низких разрядов этой же профессии. В связи с этим работы, приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках более низких разрядов, в характеристиках более высоких разрядов, как правило, не приводятся.

       После ознакомления с содержанием ЕТКС может сложиться мнение, что с правовой регламентацией профессий рабочих все в порядке: есть документ федерального уровня, который устанавливает конкретные требования к различным профессиям рабочих и определяет минимальный уровень теоретической подготовки рабочего. Однако сравнительный анализ норм указанного документа позволяет сделать вывод о том, что он не лишен существенных недостатков и пробелов. Так, используя термин «профессия», ЕТКС не раскрывает его содержания, а исходит из критерия отнесения профессий рабочих к профессиональным квалификационным группам по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих.  При этом автору не удалось найти определение профессии и в других  нормативных правовых актах федерального уровня.

     Эта система правового регулирования обучения профессиям рабочих сложилась еще во времена СССР. Например, в 1975 году существовало свыше 1,1 тыс. рабочих профессий (так они тогда назывались), объединённых в 9 профессиональных направлений: машиностроение, судостроение, приборостроение и связанные с ними производства; геологическая разведка, угольная, горнорудная, нефтяная, газовая, металлургическая, химическая и др. промышленность; энергетическая, электротехническая, радиоэлектронная промышленность; строительство, промышленность стройматериалов, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность; транспорт и связь; лёгкая и полиграфическая промышленность; пищевая, мясная и молочная промышленность, торговля и общественное питание; культурно-бытовое обслуживание и коммунальное хозяйство; сельское хозяйство.

      На основании изложенного следует признать, что и прежняя, и ныне действующая правовые базы используют термин «профессия», не раскрывая его содержания и не формулируя признаков отличия его от понятий «специальность» и «квалификация», т. е. существует пробел теоретического определения каждого из используемых терминов. В то время как правоприменительная деятельность показывает, что указанные термины, не имея общепризнанного устоявшегося определения, зачастую используются как синонимы, к примеру, даже лингвисты не усматривают признаков их различия. Так, в словаре синонимов, изданном Институтом русского языка Академии наук СССР, профессия, специальность и ремесло признаны синонимами,  т. е. в различных случаях в термин «профессия» вкладывают разное содержание. Между тем под термином «профессия» (от лат. professio) следует понимать «род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы».  С.И.Ожегов под профессией понимал  основной род занятий, вид трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования.

      Некоторые современные авторы отмечают, что профессия – исторически возникшая в результате разделения труда необходимая обществу форма деятельности, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний, умений и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества. Таким образом,  термин «профессия» используют как базовое (родовое) понятие, которое в свою очередь подразделяется на более узкое понятие «специальность» (от лат. Specialis – особенный, species – вид, разновидность). Отсюда можно сделать вывод, что специальность предполагает особую деятельность в рамках одной профессии (профессия – изготовитель художественных изделий из дерева, специальности – резчик, выжигальщик, фанеровщик по дереву и т. п.).

      Однако действующая нормативно-правовая база, как правило, не учитывает данных особенностей. В частности, Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов,  устанавливая совокупность требований к различным уровням профессионального образования (начального, среднего и высшего), должны разграничивать не только профессии, но и специальности. Вместе с тем, как показал сравнительный анализ указанных стандартов, все они построены по одной схеме, отождествляющей понятия «квалификация» и «профессия» (табл. 1).


       
Если учесть, что указанные федеральные стандарты разрабатываются в рамках госзаказа с учетом актуальных и перспективных потребностей развития науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы; к их разработке привлекаются заинтересованные органы власти, государственно-общественные объединения, действующие в системе профобразования, работодатели или их объединения, а также представители научных сообществ, то можно утверждать, что проекты стандартов представляют собой результат труда многих высококвалифицированных специалистов.

      Далее Министерство образования и науки Российской Федерации размещает представленные проекты на своем официальном сайте и направляет их на независимую экспертизу. Для рассмотрения экспертных заключений и поступивших от заинтересованных лиц предложений создается Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, который может рекомендовать проект стандарта к утверждению, доработке либо отклонению. Следуя рекомендациям Совета, Министерство образования и науки Российской Федерации принимает соответствующее решение. 

     Мы не сомневаемся, что требования, содержащиеся в стандарте той или иной профессии, отражают необходимые критерии, предъявляемые к рабочему в отношении специальных навыков и умений совершения  определенных действий в рамках профессии, а также знаний положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые рабочий должен применять. Однако в рамках одной профессии разные люди обладают разными уровнями навыков, умений и объемом знаний, которые образуют квалификацию работника, т. е. квалификация представляет совокупность установленных стандартом специфических умений, навыков и способностей, необходимых для исполнения той или иной деятельности в рамках профессии, а также потенциально имеющихся знаний, которые обусловливают уровень качества выполняемой работы и, соответственно, гарантируют результат и размер оплаты труда.

     Поэтому использование терминов «профессия» и «квалификация» как синонимов явно не соответствует их содержанию. Скажем, федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 111601.01 Оленевод-механизатор содержит указания на следующие виды профессий (квалификаций): оленевод-тракторист, оленевод-водитель, оленевод мототранспортных средств, оленевод – водитель вездехода.  В то время как на самом деле это виды профессий, которые могут сочетаться в рамках одной профессии оленевод-механизатор. При этом обучающийся по профессии оленевод-механизатор готовится к следующим видам деятельности:
– продуктивное разведение оленей;
– производство, первичная переработка и хранение продукции оленеводства;
– изготовление, обслуживание, эксплуатация и ремонт орудий и снаряжения оленеводства;
– эксплуатация и техническое обслуживание мототранспортных средств.

      Подводя итог изложенному, сделаем вывод: специальность характеризует способности человека к выполнению конкретных трудовых функций, ограниченных какой-либо профессией. Иначе говоря, профессия и специальность определяют, что человек может делать, а квалификация свидетельствует, как он это делает.

      Данный вывод имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, поскольку многие льготы, предоставляемые трудовым и социальным законодательством,  применяются к лицам, выполняющим определенные работы по определенной специальности в рамках конкретной профессии. Так, существуют типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам специфических профессий строительства метрополитенов, туннелей и других подземных сооружений специального назначения, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Причем объем конкретных средств индивидуальной защиты работника определяется в первую очередь в зависимости от его профессии.  В то время как от уровня квалификации работника существенно меняется размер оплаты его труда.

      Возвращаясь к Федеральным государственным стандартам профессионального образования, обратим внимание, что они построены по трехуровневой системе, в которой не используется такой термин, как «профессии рабочих» и, соответственно, не содержатся критерии, позволяющие признавать те или иные профессии рабочими:
– Федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального образования;
– Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования;
– Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

     Вместе с тем, Общероссийский классификатор профессий рабочих и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих основаны именно на профессиях рабочих. Таким образом, можно констатировать пробел нормативной и теоретической базы в сфере обучения профессиям рабочих.

       В итоге складывается довольно парадоксальная ситуация: заключая договор оказания  услуг обучения профессиям рабочих, стороны не могут уточнить не только предмет договора, но и свои права и обязанности. С учетом изложенного предлагаем дополнить Федеральные государственные стандарты начального и среднего профессионального образования разделом, в котором сформулированы определения профессии, специальности и квалификации, а также установить общие критерии профессий рабочих.

      В связи с отсутствием надлежащей нормативной правовой базы лица, желающие обучиться профессиям рабочих непосредственно на производстве, заключают ученический договор (ст. 198–208 ТК РФ). С нашей точки зрения, такая ситуация свидетельствует не только о пробеле законодательства РФ, но и ошибочном регулировании гражданско-правового договора оказания услуг обучения профессиям рабочих трудовым законодательством.

      В обоснование авторской позиции о гражданско-правовом характере ученического договора приведем следующие аргументы:
а) ученический договор по прямому указанию закона является дополнительным к трудовому договору (ст. 198 ТК РФ);
б) предмет ученического договора – обучение или переобучение конкретной профессии, специальности, квалификации, без отрыва или с отрывом от работы ученика, а не выполнение им определенной трудовой деятельности. Именно поэтому в период обучения ученик не выполняет трудовые функции, предусмотренные трудовым договором, либо, если он обучается без отрыва от производства, то ему выплачивается заработная плата на условиях неполного рабочего времени;
в) за период обучения ученикам выплачивается не заработная плата, а стипендия, размер которой определяется ученическим договором, а не штатным расписанием, как в трудовом договоре. Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается  отдельно по установленным расценкам;
г) формы обучения могут быть различными: индивидуальное, бригадное, курсовое и др.;
д) время начала и окончания обучения устанавливается субъектом, оказывающим услуги обучения, в то время как рабочее время определяется Правилами внутреннего трудового распорядка.

      Можно привести и другие аргументы, однако вышеизложенные факты убедительно  подтверждают авторский вывод о гражданско-правовом характере ученического договора.

       В целях уточнения правового регулирования договора оказания услуг обучения профессиям рабочих предлагается дополнить главу 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» статьей 783.1 «Договор оказания услуг обучения профессиям рабочих» следующего содержания:
«1. Договор оказания услуг обучения профессиям рабочих заключается по инициативе лица, желающего пройти обучение или переобучение конкретной профессии, специальности, квалификации.

2. Предмет договора – обучение или переобучение конкретной профессии, специальности, квалификации, исходя из того, что:
– профессия – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы в пределах установленной нормативными правовыми актами сферы;
– специальность – способности человека, подкрепленные конкретными знаниями,  к выполнению отдельных трудовых функций в пределах одной профессии;
– квалификация – совокупность установленных федеральным государственным стандартом специфических умений, навыков и способностей, необходимых для исполнения той или иной деятельности в рамках профессии, а также потенциально имеющихся знаний, которые обусловливают уровень качества выполняемой работы и, соответственно, гарантируют желаемый результат и согласованный размер оплаты труда;
– ремесло – основанная на специальных навыках, приемах и апробированной технологии работа по изготовлению каких-либо изделий ручным, кустарным способом, не требующая творчества;
– промысел – трудовая деятельность отдельных граждан или небольших коллективов, направленная на добычу полезных ископаемых, представителей фауны и флоры и т. п.

3. Профессии рабочих основаны на физическом труде человека».

       Наконец, обратим внимание еще на одну проблему оказания услуг обучения профессиям рабочих, связанную с особенностями населения, проживающего в условиях Крайнего Севера, в частности в Таймырском Долгано-Ненецком, Эвенкийского, Туруханском, Северо-Енисейском и Енисейском муниципальных районах Красноярского края. Эта местность признана экстремальной для жизни человека в природных поясах. Поэтому территория характеризуется предельно малой плотностью населения (менее 1 человека на кв. км), труднодоступными населенными пунктами, удаленными друг от друга и от центра района на значительные расстояния. В этих районах  проживают коренные малочисленные народы севера (долганы, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, эвенки и энци) (см. табл. 2).

Таблица 2
Численность населения, проживающего в условиях Крайнего Севера, по сведениям начальников территориальных отделов администраций сельских поселений из книг похозяйственного учета, на 1 января 2010 года



        В настоящее время не в полной мере используется потенциал коренных малочисленных народов Таймыра, их возможности и стремление участвовать в социально-экономическом развитии Таймыра. Среди факторов, негативно влияющих на трудовую занятость коренных малочисленных народов Таймыра, отмечаются следующие:
– незаинтересованность молодежи в профессиях, в том числе наиболее востребованных на местном рынке труда, из-за слабой организации профессиональной ориентации среди молодежи;
– несоответствие подготовленных кадров количеству, номенклатуре профессий, потребностям рынка, недостаток специалистов высшего звена в области традиционных отраслей  хозяйствования;
– низкий процент поступления в вузы на конкурсной основе сельских выпускников из-за слабого уровня школьных знаний;
– низкая закрепляемость молодых специалистов в поселках указанных районов из-за отсутствия жилья.

       Положение усугубляется тем, что с переходом России к рыночной экономике многие традиционные формы трудовой занятости населения (звероводческие и рыболовные колхозы и совхозы, артели оленеводства и т. п.) признаны неэффективными и ликвидированы. Кроме того, обанкротились многие ГУП транспортной отрасли по реке Енисей (например, ГУП «Хатангский морской торговый порт»),  предприятия системы ЖКХ реорганизованы. Эти меры привели к значительному сокращению численности работников, в том числе коренных малочисленных народов, которые оказались самым «слабым звеном» из-за своей неподготовленности к жизни в новых условиях.

      Несомненно, эти процессы вызывают озабоченность не только демографов, социологов, но и правительства РФ, органов власти и местного самоуправления Таймыра, обязывая их принимать действенные меры. С нашей точки зрения, произошедшие события носят глобальный характер, поэтому следует разработать и осуществить комплексную программу обеспечения трудовой занятости коренных малочисленных народов Таймыра по всем направлениям жизнедеятельности населенных пунктов,  в которой отразить следующие мероприятия:
– организовать на территории Таймыра учебно-просветительскую и организационно-консультационную деятельность среди молодежи с целью привлечения к трудовой деятельности  в сфере народных ремесел и промыслов;
– создать учебно-методический центр развития сельской кооперации в области народных ремесел и промыслов,  на который возложить обязанности  организации учебного процесса с использованием специально разработанных, обучающих материалов, привлечением преподавателей учебных и научных учреждений, способных проводить интерактивное и дистанционное обучение актуальным проблемам создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
– разработать систему обучения молодежи и трудоспособного населения Таймыра народным промыслам и ремеслам с использованием опыта лучших сельских и промысловых хозяйств региона и стажировки в них;
– установить сотрудничество обучающих центров и передовых сельских и промысловых  хозяйств Таймыра с другими регионами Крайнего Севера не только России, но и Канады, США  (Аляски);
– организовать семейное обучение на основе вовлечения всех членов стойбища в целях формирования преемственности занятия народными промыслами и ремеслами, сохранения уникальной этнической культуры, обычаев и традиций, используя системы кочевых школ, дистанционного обучения,  обмена опытом, экстерната и др.

       Реализация этих мер, по нашему мнению, позволит сформировать единый образовательный комплекс, обеспечивающий универсальную систему подготовки трудовых ресурсов и занятость коренных малочисленных народов севера. Кроме того, предлагаемая Программа будет способствовать сохранению языка, этнической культуры, уклада жизни, национального самосознания коренных малочисленных народов севера, формированию личности этноса, обладающей современными знаниями и  передовыми навыками трудовой деятельности в сфере народных промыслов и ремесел. Одновременно лица, прошедшие обучение, должны стать носителями и продолжателями национальной культуры, традиций и обычаев своего народа.

       Конечно, эти мероприятия потребуют дополнительного вложения материальных ресурсов, но следует учесть положительный комплексный эффект сохранения историко-культурных традиций и образа жизни этих народов, который обеспечит получение молодыми людьми востребованных в автономном округе профессий, а следовательно, их адаптацию в обществе.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика