Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Актуальные правовые вопросы обучения профессиям рабочих (на примере Таймыра)
Научные статьи
07.11.11 11:34

вернуться

 
ЕврАзЮж № 10 (41) 2011
Трудовое право
Головнев М.Н.
Актуальные правовые вопросы обучения профессиям рабочих (на примере Таймыра)
В статье рассматриваются правовые вопросы обучения профессиям рабочих с использованием практического материала северных районов Красноярского края, предлагаются меры по совершенствованию обучения в данной сфере.
цены на квартиру в коломне, вся информация на сайте http://ankolomna.ru/

      
         Задачи по модернизации экономики и инновационному развитию страны, поставленные Правительством РФ, формируют спрос на квалифицированных работников и должны сопровождаться интенсивной подготовкой специалистов с высокой производительностью и надлежащим качеством труда на всех уровнях трудовой деятельности.

     Несомненно, эти процессы нуждаются в эффективной государственной политике и активном взаимодействии социальных партнеров в сфере занятости населения и совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки не только специалистов управленческого звена, но и профессий рабочих.

      В целях решения этих и многих других проблем обучения населения и расширения рынка труда принято достаточно много документов федерального и регионального уровней, которые призваны обеспечить правовое сопровождение национальной стратегии развития трудовых ресурсов и подготовки кадров. В частности, можно назвать: Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011–2013 годы,  Федеральную целевую программу развития образования на 2011–2015 годы.  При разработке таких нормативных правовых актов принимается во внимание и международный опыт, например Рекомендации Международной Организации Труда от 17 июня 2004 г. № 195 «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение».

       Одновременно формируется система прогнозирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах; повышается качество и расширяется доступность официальной статистической информации и ведомственных мониторингов по вопросам занятости и безработицы, качества рабочей силы, профессионального образования и обучения, трудовой миграции, в том числе в рамках информационного портала государственных и муниципальных услуг, портала «Работа в России». Реализуются меры, направленные на совершенствование государственной политики и повышение качества государственных услуг в сфере профессионального образования всех уровней, развития систем непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, а также  климатических особенностей и традиций народных промыслов и ремесел. Так, развитие отраслей сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, сельскохозяйственной кооперации в северных районах Красноярского края (Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский, Туруханский, Северо-Енисейский и Енисейский) тормозится из-за отсутствия квалифицированных специалистов (агрономов, охотоведов, зоотехников, технологов производства, менеджеров, экономистов, юристов и т. п.) – представителей местного населения. Кроме того, утрачиваются многие виды национального промысла и особенности профессий рабочих, характерные для коренных жителей районов Крайнего Севера.

      Для решения вышеуказанных задач в рамках выполнения Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики разработан Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), являющийся составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации.

     Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих, поэтому ОКПДТР состоит из двух разделов: профессии рабочих; должности служащих.

      Первый раздел включает профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.

     В связи с изложенным создание эффективной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда данного региона, приобретает особую актуальность и значимость.

     Несомненно, эти мероприятия связаны с достаточно большим бюджетным финансированием учебных заведений профессионального образования, в том числе внутрипроизводственного обучения. Кроме того, необходима государственная поддержка и стимулирование работодателей, развивающих собственную учебно-материальную базу, участвующих в реализации образовательных программ учебных заведений профильного профессионального образования, создающих условия получения работниками необходимых навыков и умений по конкретным специальностям. Особое внимание уделяется формированию правовых основ новых форм обучения, в том числе дистанционного. В целях повышения престижа профессий рабочих проводятся различные общественные мероприятия, в том числе всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мастера России».

      Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на важность и социальную значимость обучения населения России профессиям рабочих, практика свидетельствует об отсутствии должного внимания к этой сфере общественной деятельности не только со стороны  федеральных органов исполнительной власти, но и многих субъектов РФ. Сказанное можно подтвердить следующими фактами:
– отсутствует федеральный закон, устанавливающий единую правовую базу на территории России по обучению профессиям рабочих;
– основным документом, регламентирующим перечень профессий рабочих и устанавливающим общие требования к ним, является Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
– правовое регулирование обучения профессиям рабочих в отдельных сферах народного хозяйства осуществляется посредством таких нормативных правовых актов, как положение, инструкция, распоряжения и приказы отраслевых органов управления.

     В связи с отсутствием федерального закона, регламентирующего данную сферу, обратимся к Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС), который разработан на основе ранее действовавшего.  Обновление ЕТКС вызвано изменением технологии производства, возрастанием роли научно-технического прогресса в производственной деятельности, повышением требований к уровню квалификации, общеобразовательной и специальной подготовке рабочих, качеству, конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также изменением содержания труда.

     Тарифно-квалификационная характеристика каждой профессии рабочего имеет два раздела. Первый раздел «Характеристика работ» содержит описание работ, которые должен уметь выполнять рабочий. Во втором разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к рабочему в отношении специальных знаний, а также знаний положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые рабочий должен применять.

     Следует отметить, что в тарифно-квалификационных характеристиках приводится перечень работ, наиболее типичных для данного разряда профессии рабочего. Этот перечень не исчерпывает всех работ, которые может и должен выполнять рабочий. Работодатель вправе разрабатывать и утверждать с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников дополнительный перечень работ, соответствующих по сложности их выполнения тем, которые содержатся в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих соответствующих разрядов.

      Кроме предусмотренных в разделе «Характеристика работ» рабочий должен выполнять работы по приемке и сдаче смены, уборке рабочего места, приспособлений, инструмента, а также содержанию их в надлежащем состоянии, ведению установленной технической документации.

     Наряду с установленными ЕТКС требованиями к теоретическим и практическим знаниям, содержащимися в разделе «Должен знать», каждый рабочий обязан знать: правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности; правила пользования средствами индивидуальной защиты; требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг), к рациональной организации труда на рабочем месте; виды брака и способы его предупреждения и устранения; производственную сигнализацию.

     Рабочий более высокой квалификации помимо работ, перечисленных в его тарифно-квалификационной характеристике, должен уметь выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками рабочих более низкой квалификации, а также руководить рабочими более низких разрядов этой же профессии. В связи с этим работы, приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках более низких разрядов, в характеристиках более высоких разрядов, как правило, не приводятся.

       После ознакомления с содержанием ЕТКС может сложиться мнение, что с правовой регламентацией профессий рабочих все в порядке: есть документ федерального уровня, который устанавливает конкретные требования к различным профессиям рабочих и определяет минимальный уровень теоретической подготовки рабочего. Однако сравнительный анализ норм указанного документа позволяет сделать вывод о том, что он не лишен существенных недостатков и пробелов. Так, используя термин «профессия», ЕТКС не раскрывает его содержания, а исходит из критерия отнесения профессий рабочих к профессиональным квалификационным группам по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих.  При этом автору не удалось найти определение профессии и в других  нормативных правовых актах федерального уровня.

     Эта система правового регулирования обучения профессиям рабочих сложилась еще во времена СССР. Например, в 1975 году существовало свыше 1,1 тыс. рабочих профессий (так они тогда назывались), объединённых в 9 профессиональных направлений: машиностроение, судостроение, приборостроение и связанные с ними производства; геологическая разведка, угольная, горнорудная, нефтяная, газовая, металлургическая, химическая и др. промышленность; энергетическая, электротехническая, радиоэлектронная промышленность; строительство, промышленность стройматериалов, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность; транспорт и связь; лёгкая и полиграфическая промышленность; пищевая, мясная и молочная промышленность, торговля и общественное питание; культурно-бытовое обслуживание и коммунальное хозяйство; сельское хозяйство.

      На основании изложенного следует признать, что и прежняя, и ныне действующая правовые базы используют термин «профессия», не раскрывая его содержания и не формулируя признаков отличия его от понятий «специальность» и «квалификация», т. е. существует пробел теоретического определения каждого из используемых терминов. В то время как правоприменительная деятельность показывает, что указанные термины, не имея общепризнанного устоявшегося определения, зачастую используются как синонимы, к примеру, даже лингвисты не усматривают признаков их различия. Так, в словаре синонимов, изданном Институтом русского языка Академии наук СССР, профессия, специальность и ремесло признаны синонимами,  т. е. в различных случаях в термин «профессия» вкладывают разное содержание. Между тем под термином «профессия» (от лат. professio) следует понимать «род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы».  С.И.Ожегов под профессией понимал  основной род занятий, вид трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования.

      Некоторые современные авторы отмечают, что профессия – исторически возникшая в результате разделения труда необходимая обществу форма деятельности, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний, умений и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества. Таким образом,  термин «профессия» используют как базовое (родовое) понятие, которое в свою очередь подразделяется на более узкое понятие «специальность» (от лат. Specialis – особенный, species – вид, разновидность). Отсюда можно сделать вывод, что специальность предполагает особую деятельность в рамках одной профессии (профессия – изготовитель художественных изделий из дерева, специальности – резчик, выжигальщик, фанеровщик по дереву и т. п.).

      Однако действующая нормативно-правовая база, как правило, не учитывает данных особенностей. В частности, Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов,  устанавливая совокупность требований к различным уровням профессионального образования (начального, среднего и высшего), должны разграничивать не только профессии, но и специальности. Вместе с тем, как показал сравнительный анализ указанных стандартов, все они построены по одной схеме, отождествляющей понятия «квалификация» и «профессия» (табл. 1).


       
Если учесть, что указанные федеральные стандарты разрабатываются в рамках госзаказа с учетом актуальных и перспективных потребностей развития науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы; к их разработке привлекаются заинтересованные органы власти, государственно-общественные объединения, действующие в системе профобразования, работодатели или их объединения, а также представители научных сообществ, то можно утверждать, что проекты стандартов представляют собой результат труда многих высококвалифицированных специалистов.

      Далее Министерство образования и науки Российской Федерации размещает представленные проекты на своем официальном сайте и направляет их на независимую экспертизу. Для рассмотрения экспертных заключений и поступивших от заинтересованных лиц предложений создается Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, который может рекомендовать проект стандарта к утверждению, доработке либо отклонению. Следуя рекомендациям Совета, Министерство образования и науки Российской Федерации принимает соответствующее решение. 

     Мы не сомневаемся, что требования, содержащиеся в стандарте той или иной профессии, отражают необходимые критерии, предъявляемые к рабочему в отношении специальных навыков и умений совершения  определенных действий в рамках профессии, а также знаний положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые рабочий должен применять. Однако в рамках одной профессии разные люди обладают разными уровнями навыков, умений и объемом знаний, которые образуют квалификацию работника, т. е. квалификация представляет совокупность установленных стандартом специфических умений, навыков и способностей, необходимых для исполнения той или иной деятельности в рамках профессии, а также потенциально имеющихся знаний, которые обусловливают уровень качества выполняемой работы и, соответственно, гарантируют результат и размер оплаты труда.

     Поэтому использование терминов «профессия» и «квалификация» как синонимов явно не соответствует их содержанию. Скажем, федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 111601.01 Оленевод-механизатор содержит указания на следующие виды профессий (квалификаций): оленевод-тракторист, оленевод-водитель, оленевод мототранспортных средств, оленевод – водитель вездехода.  В то время как на самом деле это виды профессий, которые могут сочетаться в рамках одной профессии оленевод-механизатор. При этом обучающийся по профессии оленевод-механизатор готовится к следующим видам деятельности:
– продуктивное разведение оленей;
– производство, первичная переработка и хранение продукции оленеводства;
– изготовление, обслуживание, эксплуатация и ремонт орудий и снаряжения оленеводства;
– эксплуатация и техническое обслуживание мототранспортных средств.

      Подводя итог изложенному, сделаем вывод: специальность характеризует способности человека к выполнению конкретных трудовых функций, ограниченных какой-либо профессией. Иначе говоря, профессия и специальность определяют, что человек может делать, а квалификация свидетельствует, как он это делает.

      Данный вывод имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, поскольку многие льготы, предоставляемые трудовым и социальным законодательством,  применяются к лицам, выполняющим определенные работы по определенной специальности в рамках конкретной профессии. Так, существуют типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам специфических профессий строительства метрополитенов, туннелей и других подземных сооружений специального назначения, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Причем объем конкретных средств индивидуальной защиты работника определяется в первую очередь в зависимости от его профессии.  В то время как от уровня квалификации работника существенно меняется размер оплаты его труда.

      Возвращаясь к Федеральным государственным стандартам профессионального образования, обратим внимание, что они построены по трехуровневой системе, в которой не используется такой термин, как «профессии рабочих» и, соответственно, не содержатся критерии, позволяющие признавать те или иные профессии рабочими:
– Федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального образования;
– Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования;
– Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

     Вместе с тем, Общероссийский классификатор профессий рабочих и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих основаны именно на профессиях рабочих. Таким образом, можно констатировать пробел нормативной и теоретической базы в сфере обучения профессиям рабочих.

       В итоге складывается довольно парадоксальная ситуация: заключая договор оказания  услуг обучения профессиям рабочих, стороны не могут уточнить не только предмет договора, но и свои права и обязанности. С учетом изложенного предлагаем дополнить Федеральные государственные стандарты начального и среднего профессионального образования разделом, в котором сформулированы определения профессии, специальности и квалификации, а также установить общие критерии профессий рабочих.

      В связи с отсутствием надлежащей нормативной правовой базы лица, желающие обучиться профессиям рабочих непосредственно на производстве, заключают ученический договор (ст. 198–208 ТК РФ). С нашей точки зрения, такая ситуация свидетельствует не только о пробеле законодательства РФ, но и ошибочном регулировании гражданско-правового договора оказания услуг обучения профессиям рабочих трудовым законодательством.

      В обоснование авторской позиции о гражданско-правовом характере ученического договора приведем следующие аргументы:
а) ученический договор по прямому указанию закона является дополнительным к трудовому договору (ст. 198 ТК РФ);
б) предмет ученического договора – обучение или переобучение конкретной профессии, специальности, квалификации, без отрыва или с отрывом от работы ученика, а не выполнение им определенной трудовой деятельности. Именно поэтому в период обучения ученик не выполняет трудовые функции, предусмотренные трудовым договором, либо, если он обучается без отрыва от производства, то ему выплачивается заработная плата на условиях неполного рабочего времени;
в) за период обучения ученикам выплачивается не заработная плата, а стипендия, размер которой определяется ученическим договором, а не штатным расписанием, как в трудовом договоре. Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается  отдельно по установленным расценкам;
г) формы обучения могут быть различными: индивидуальное, бригадное, курсовое и др.;
д) время начала и окончания обучения устанавливается субъектом, оказывающим услуги обучения, в то время как рабочее время определяется Правилами внутреннего трудового распорядка.

      Можно привести и другие аргументы, однако вышеизложенные факты убедительно  подтверждают авторский вывод о гражданско-правовом характере ученического договора.

       В целях уточнения правового регулирования договора оказания услуг обучения профессиям рабочих предлагается дополнить главу 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» статьей 783.1 «Договор оказания услуг обучения профессиям рабочих» следующего содержания:
«1. Договор оказания услуг обучения профессиям рабочих заключается по инициативе лица, желающего пройти обучение или переобучение конкретной профессии, специальности, квалификации.

2. Предмет договора – обучение или переобучение конкретной профессии, специальности, квалификации, исходя из того, что:
– профессия – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы в пределах установленной нормативными правовыми актами сферы;
– специальность – способности человека, подкрепленные конкретными знаниями,  к выполнению отдельных трудовых функций в пределах одной профессии;
– квалификация – совокупность установленных федеральным государственным стандартом специфических умений, навыков и способностей, необходимых для исполнения той или иной деятельности в рамках профессии, а также потенциально имеющихся знаний, которые обусловливают уровень качества выполняемой работы и, соответственно, гарантируют желаемый результат и согласованный размер оплаты труда;
– ремесло – основанная на специальных навыках, приемах и апробированной технологии работа по изготовлению каких-либо изделий ручным, кустарным способом, не требующая творчества;
– промысел – трудовая деятельность отдельных граждан или небольших коллективов, направленная на добычу полезных ископаемых, представителей фауны и флоры и т. п.

3. Профессии рабочих основаны на физическом труде человека».

       Наконец, обратим внимание еще на одну проблему оказания услуг обучения профессиям рабочих, связанную с особенностями населения, проживающего в условиях Крайнего Севера, в частности в Таймырском Долгано-Ненецком, Эвенкийского, Туруханском, Северо-Енисейском и Енисейском муниципальных районах Красноярского края. Эта местность признана экстремальной для жизни человека в природных поясах. Поэтому территория характеризуется предельно малой плотностью населения (менее 1 человека на кв. км), труднодоступными населенными пунктами, удаленными друг от друга и от центра района на значительные расстояния. В этих районах  проживают коренные малочисленные народы севера (долганы, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, эвенки и энци) (см. табл. 2).

Таблица 2
Численность населения, проживающего в условиях Крайнего Севера, по сведениям начальников территориальных отделов администраций сельских поселений из книг похозяйственного учета, на 1 января 2010 года



        В настоящее время не в полной мере используется потенциал коренных малочисленных народов Таймыра, их возможности и стремление участвовать в социально-экономическом развитии Таймыра. Среди факторов, негативно влияющих на трудовую занятость коренных малочисленных народов Таймыра, отмечаются следующие:
– незаинтересованность молодежи в профессиях, в том числе наиболее востребованных на местном рынке труда, из-за слабой организации профессиональной ориентации среди молодежи;
– несоответствие подготовленных кадров количеству, номенклатуре профессий, потребностям рынка, недостаток специалистов высшего звена в области традиционных отраслей  хозяйствования;
– низкий процент поступления в вузы на конкурсной основе сельских выпускников из-за слабого уровня школьных знаний;
– низкая закрепляемость молодых специалистов в поселках указанных районов из-за отсутствия жилья.

       Положение усугубляется тем, что с переходом России к рыночной экономике многие традиционные формы трудовой занятости населения (звероводческие и рыболовные колхозы и совхозы, артели оленеводства и т. п.) признаны неэффективными и ликвидированы. Кроме того, обанкротились многие ГУП транспортной отрасли по реке Енисей (например, ГУП «Хатангский морской торговый порт»),  предприятия системы ЖКХ реорганизованы. Эти меры привели к значительному сокращению численности работников, в том числе коренных малочисленных народов, которые оказались самым «слабым звеном» из-за своей неподготовленности к жизни в новых условиях.

      Несомненно, эти процессы вызывают озабоченность не только демографов, социологов, но и правительства РФ, органов власти и местного самоуправления Таймыра, обязывая их принимать действенные меры. С нашей точки зрения, произошедшие события носят глобальный характер, поэтому следует разработать и осуществить комплексную программу обеспечения трудовой занятости коренных малочисленных народов Таймыра по всем направлениям жизнедеятельности населенных пунктов,  в которой отразить следующие мероприятия:
– организовать на территории Таймыра учебно-просветительскую и организационно-консультационную деятельность среди молодежи с целью привлечения к трудовой деятельности  в сфере народных ремесел и промыслов;
– создать учебно-методический центр развития сельской кооперации в области народных ремесел и промыслов,  на который возложить обязанности  организации учебного процесса с использованием специально разработанных, обучающих материалов, привлечением преподавателей учебных и научных учреждений, способных проводить интерактивное и дистанционное обучение актуальным проблемам создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
– разработать систему обучения молодежи и трудоспособного населения Таймыра народным промыслам и ремеслам с использованием опыта лучших сельских и промысловых хозяйств региона и стажировки в них;
– установить сотрудничество обучающих центров и передовых сельских и промысловых  хозяйств Таймыра с другими регионами Крайнего Севера не только России, но и Канады, США  (Аляски);
– организовать семейное обучение на основе вовлечения всех членов стойбища в целях формирования преемственности занятия народными промыслами и ремеслами, сохранения уникальной этнической культуры, обычаев и традиций, используя системы кочевых школ, дистанционного обучения,  обмена опытом, экстерната и др.

       Реализация этих мер, по нашему мнению, позволит сформировать единый образовательный комплекс, обеспечивающий универсальную систему подготовки трудовых ресурсов и занятость коренных малочисленных народов севера. Кроме того, предлагаемая Программа будет способствовать сохранению языка, этнической культуры, уклада жизни, национального самосознания коренных малочисленных народов севера, формированию личности этноса, обладающей современными знаниями и  передовыми навыками трудовой деятельности в сфере народных промыслов и ремесел. Одновременно лица, прошедшие обучение, должны стать носителями и продолжателями национальной культуры, традиций и обычаев своего народа.

       Конечно, эти мероприятия потребуют дополнительного вложения материальных ресурсов, но следует учесть положительный комплексный эффект сохранения историко-культурных традиций и образа жизни этих народов, который обеспечит получение молодыми людьми востребованных в автономном округе профессий, а следовательно, их адаптацию в обществе.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика