Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

Фарида Мамад:
О праве человека – взгляд Комиссара по правам человека Республики Мозамбик


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Международное усыновление в системе форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Научные статьи
07.11.11 11:52

вернуться

 
ЕврАзЮж № 10 (41) 2011
Семейное право
Кепова Н.Г.
Международное усыновление в системе форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье рассматриваются основные правовые проблемы усыновления российских детей иностранными гражданами, анализируются соответствующие нормы Семейного кодекса РФ. По результатам проведенного исследования автор предлагает свое решение возникающих вопросов.

      
Знаки Зодиака – это звезды, формирующие созвездия, которые находятся на пути небесного круга Зодиака и носят их имена. Каждый из двенадцати зодиакальных знаков наделен особыми свойствами и оказывает определенное влияние на человека, рожденного под его покровительством. Знаки зодиака, вся подробная информация на сайте http://mibius.com.ua   


       Семья как социальная общность является важнейшим элементом развития и совершенствования членов общества. Идеология приоритета семьи, её непреходящая ценность для жизни и развития человека как личности, как созидателя – важнейшая задача государства, общества и каждой семьи. Вместе с тем, сегодня в России, по разным источникам, насчитывается от одного до четырех миллионов детей, оставшихся без попечения родителей и, соответственно, лишенных семейного воспитания.

       В этой связи функции всех известных и признаваемых форм устройства детей приобретают особую социальную актуальность и значимость. При этом усыновление (удочерение)  является наиболее предпочтительной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так как эта форма наилучшим образом обеспечивает защиту прав ребенка, поскольку усыновленный ребенок полностью приравнивается к родным детям и приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью.  Этот факт обусловил активное использование института усыновления любым обществом, который в настоящее время является, в определенном смысле, мерилом гуманности общества и государства. Именно поэтому усыновление является одним из древних правовых институтов, который существовал, существует и будет существовать во всех правовых системах, в том числе и в отечественной, как оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку значение семьи в жизни каждого трудно переоценить.

      Вместе с тем надо признать, что в России отношение к институту усыновления в разные исторические периоды было неоднозначным, что выражалось в законодательном установлении ограничений и препятствий различного характера (например, в запрете усыновления чужих детей при наличии собственных детей и т. п.). В настоящее время усыновление довольно широко используется во многих слоях населения, так как это единственная форма устройства детей в семью, которая в идеале носит пожизненный характер. В силу п. 1 ст. 137 СК РФ «усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению».

      Однако при всей своей эффективности процесс усыновления в России не дает таких показательных результатов, как принятие ребенка в семью под опеку и попечительство, несмотря на провозглашение усыновления в качестве приоритетной формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Дело в том, что на основании ст. 125 СК РФ усыновление ребенка – гражданина РФ производится в судебном порядке. Эта норма положительно оценивается многими известными отечественными учеными. Так, Л.М.Пчелинцева отмечает, что судебный порядок усыновления соответствует Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, мировой практике усыновления детей и в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, является гарантией соблюдения его прав и законных интересов. Юридическим основанием возникновения правоотношений между усыновителями и усыновленным ребенком является вступление решения суда в законную силу.

     При всем уважении к мнению Л.М.Пчелинцевой, не только известного отечественного цивилиста, но и судьи Верховного Суда РФ, вынуждены признать, что судебная процедура вызывает у многих граждан резко отрицательную реакцию, поэтому зачастую желание усыновить ребенка в процессе сбора и оформления необходимых документов утрачивается, и в итоге ребенок устраивается в семью на условиях опеки (попечительства) или в приемную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью.

      В целях преодоления сложившейся ситуации полагаем целесообразным предоставить органам опеки и попечительства полномочия при отсутствии спора и иных ситуаций, свидетельствующих о наличии проблем усыновления, принимать решения о передаче детей на условиях усыновления.

    Говоря об усыновлении иностранцами несовершеннолетних россиян, следует отметить, что поиск точек соприкосновения в отношениях России с другими странами в сфере защиты детей идет по многим направлениям, в том числе за счет приведения национального законодательства в соответствие с международными нормами и принципами. Дело в том, что интеграция России в европейское сообщество предполагает системное развитие механизмов решения острейшей проблемы – сиротства детей. С этой целью заключаются международные договоры и соглашения по вопросам семьи и брака, затрагивающие тему усыновления, внутри государства также вносятся изменения в законодательство, в том числе по вопросу усыновления иностранными гражданами.

      Развитие нормативной базы по вопросам защиты детей заставляет предъявлять к институту усыновления все более жесткие требования для того, чтобы он продолжал оставаться одним из лучших способов решения проблем сиротства. Так, 20 ноября 1989 года в мировом сообществе произошло знаменательное событие: Генеральная ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка – этой «великой хартии вольности для детей, этой мировой конституции прав ребенка», которая получила широкую международную поддержку, и ее ратифицировали многие страны. 13 июля 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 года вступила в силу для Российской Федерации. Этим актом Россия заявила о своем обязательстве соблюдать положения и принципы Конвенции и в случае их невыполнения нести ответственность перед мировым сообществом.

      Подписав Конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения и приняла на себя обязательства рассматривать предложения иностранных граждан об усыновлении несовершеннолетних россиян. Таким образом, с принятием Конвенции о правах ребенка усыновление российских детей иностранными гражданами стало реальным. В 1991 году было проведено первое усыновление ребенка – гражданина России гражданами США, это явление в период гласности вызвало широкий резонанс. Мнения разделились. Одни категорически заявляли, что нельзя отправлять юных россиян за пределы России, что иностранным усыновителям нужно отдавать только больных детей. Другие говорили о том, какая разница, в какую семью попадет ребенок. Важно, что у него будет семья, а право на семью есть главное право ребенка. Тем не менее, факт усыновления произошел. Однако до сих пор в России есть как сторонники усыновления иностранцами, так и противники. Сторонники высказывают свою точку зрения, которая заключается в следующем: в России много детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых просто некому усыновлять, так как российские граждане предпочитают усыновлять детей более раннего возраста, например от 1 года до 3-х лет. Следующий аргумент состоит в том, что иностранные граждане усыновляют тех детей, которых не усыновили российские граждане в связи с состоянием здоровья несовершеннолетнего. Родители-иностранцы могут вылечить больного ребенка, оплатить любую операцию, а у россиян на это средств нет. Кроме того, условия, которые предъявляются к иностранным усыновителям, достаточно жесткие, и разрешение на усыновление получают лишь достойные.

      Противники усыновления детей иностранными гражданами ссылаются на две причины, во-первых, в России есть огромная потребность в усыновлении российскими гражданами; во-вторых, права усыновленных детей из России за рубежом не защищены.

      Между тем, Россия, подписав Конвенцию, вынуждена внести соответствующие изменения в действующее законодательство, поскольку Конвенция не является нормой прямого действия и остается декларацией до тех пор, пока не подтверждается соответствующими законами страны. Поэтому после ее ратификации в Российской Федерации начался процесс обновления законов, регулирующих вопросы семьи и детей. В частности, с 1 марта 1996 года вступил в силу Семейный кодекс Российской Федерации, в котором уточнены многие вопросы, связанные с процедурой усыновления как российскими, так и иностранными гражданами, отражены положения, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка.

       Семейный кодекс Российской Федерации принципиально изменил правовую базу процедуры усыновления иностранными гражданами и послужил основанием для внесения изменений в законодательство многих стран. Так, например, чтобы получить визу на выезд усыновленного ребенка из России, в посольство страны усыновителей нужно представить не только документы, подтверждающие юридический статус ребенка, но и решение суда об установлении усыновления, а также документ, подтверждающий, что ребенок находился на централизованном учете в федеральном банке данных, и не представилась возможность передать его на воспитание в семьи российских граждан. Одновременно российская сторона сочла необходимым предложить кандидатам в усыновители представить документ-обязательство регулярно присылать отчеты о процессе адаптации ребенка в новой семье, а также разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и постоянное жительство на его территории.

      Далее полагаем уместным отметить, что ведущие страны Европы и США заинтересованы в усыновлении иностранных детей, поскольку за их счет сохраняется и приумножается человеческий потенциал, который формирует будущее любого государства и общества. Поэтому усыновленные дети, как правило, получают гражданство усыновителей, хотя на сегодняшний день порядок получения визы и гражданства для усыновленного ребенка в разных странах несколько отличается. Например, в США и Швеции факт усыновления должен пройти через судебную инстанцию по истечении определенного количества времени. За этот период социальные работники посещают семью, помогают решить возникающие вопросы, связанные с адаптацией ребенка, составляют для суда необходимые документы; в то же время некоторые государства предоставляют статус гражданина усыновленному ребенку сразу после въезда на их территорию.

      Между тем вопрос о целесообразности передачи российский детей на условиях усыновления иностранным гражданам по-прежнему следует признать дискуссионным. Довольно часто те, кому доводится сталкиваться с усыновлением иностранцами русских детей, задают вопрос, почему усыновляют именно русских детей. Судьба усыновленных иностранцами детей у многих вызывает беспокойство. При этом следует отметить, что иностранцы усыновляют не только русских детей, но и детей из Китая, Вьетнама, однако отдают предпочтение русским детям, так как внешне они не отличаются ни от канадцев, ни от американцев, ни от датчан. В экономически развитых странах усыновляют своих детей, но в богатых странах Европы, где существуют особые социальные пособия, ждать усыновление земляка бесполезно. Там нет таких, как в России, домов ребенка и детских домов, нет понятия «социальное сиротство», «отказник». Иностранцам долго приходится объяснять смысл фразы «лишение родительских прав». Детей, ставших сиротами в результате гибели родителей, если у них нет других родственников, помещают во временные семьи или усыновляют. Интернатные учреждения в развитых странах существуют для детей-инвалидов. Во многих странах ребенок, живущий в неблагополучной семье, постоянно находится под наблюдением социальных служб, ему и семье оказывается разнообразная помощь. Если проблемы не решаются, ребенка помещают во временную (замещающую) семью, и он может жить там длительное время: либо пока родители не справятся с проблемами, либо до совершеннолетия. Временные родители и ребенок получают государственную поддержку.

        Анализ законодательства ряда стран СНГ подтверждает приоритет семейного воспитания детей, в частности, в большинстве государств прямо провозглашена цель усыновления – интересы несовершеннолетнего (Беларусь, Украина, Таджикистан, Эстония, Казахстан). Например, в Семейном кодексе Украины в качестве принципов семейного законодательства республики названы приоритет воспитания детей в семье, проявление заботы о воспитании и содержании несовершеннолетних, защита их прав и интересов.

      Если обратиться к отечественному законодательству, то можно констатировать: в соответствии со ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Таким образом, ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах.

      Во-вторых, международное усыновление допускается в случаях, если не представляется возможным передать ребенка на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственниками детей независимо от их гражданства и места жительства.

      На необходимость соблюдения этих требований при рассмотрении дел об усыновлении детей иностранными гражданами указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении)».

     Следует отметить, что российское семейное законодательство в области усыновления исходит из приоритета российского усыновления (или иной формы принятия детей на воспитание в семьи) перед международным усыновлением. Этот вывод основан не только на приведенном выше положении ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации, но и на других нормах Кодекса, а также тенденциях развития семейного законодательства в сфере усыновления.

       В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».  Таким образом, ребенок имеет право по возможности воспитываться в стране своего происхождения. Этот же интерес охраняется и ст. 8 Конвенции, гарантирующей ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

      Кроме того, во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этой державы. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается публичный интерес Российской Федерации – в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России.

     Указанные обстоятельства предопределяют специальные требования, предъявляемые к так называемому иностранному усыновлению.

     Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства существуют два предварительных условия. Первое – невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Второе – истечение шести месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

       Процесс международного усыновления сложен и длителен. Процедуру международного усыновления условно можно разделить на три этапа. Первый – подготовительный, включающий подготовку кандидата в усыновители, регистрацию в качестве кандидата в усыновители и выбор ребенка для усыновления. Второй этап – судебный, представляющий собой рассмотрение заявления лица, желающего усыновить конкретного ребенка, выяснение обстоятельств и условий проживания ребенка в будущей семье и вынесение судебного решения. Третий этап – постсудебный, заключающийся в регистрации усыновления, постановке на учет усыновленного ребенка, действиях усыновителей, агентств по усыновлению детей, а также государственных органов по контролю за соблюдением правил учета усыновленных, условиями их жизни и воспитания, за процессом адаптации ребенка в семье усыновителей.

        Таким образом, систему усыновления детей иностранными гражданами можно определить как юридический процесс по конкретному делу, который включает последовательно сменяющиеся стадии, состоящие из отдельных юридических действий: досудебная стадия, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, обжалование решения суда, исполнение решения.

       Досудебную стадию можно разделить на две подстадии: подготовительные действия к усыновлению в стране усыновителя и подготовительные действия на территории государства усыновляемого ребенка. Кандидаты в усыновители, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, сначала обращаются в компетентные органы своего государства. Например, в США ходатайство об усыновлении иностранного ребенка подается в Службу иммиграции и натурализации, в Италии – в суд, в Испании – в Министерство социального развития, во Франции – в Службу социальной помощи детству. Данные органы проводят обследование и оценку лиц, желающих усыновить ребенка, с целью определения, отвечают ли они необходимым требованиям, предъявляемым к кандидатам в усыновители. На основании анализа социально-психологического климата, материального положения семьи и состояния здоровья кандидатов в усыновители эти органы дают заключение о возможности быть усыновителями.

        Усыновление ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающего на территории Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства производится при условии получения письменного разрешения на усыновление Министра образования Республики Беларусь.

       Усыновление ребенка, являющегося гражданином Украины, иностранными гражданами производится при условии получения письменного разрешения государственного органа управления по усыновлению и защите прав детей.

      Как правило, усыновление российских детей иностранными гражданами на досудебном этапе производится через представительства, аккредитованные в Российской Федерации, иностранных организаций. Сотрудники этих организаций представляют необходимые документы для усыновления. При этом все документы должны быть легализованы в установленном порядке, переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства указанных лиц либо нотариусом на территории Российской Федерации.

      Как отмечено выше, усыновление детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами допускается только в случаях, если невозможно передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Поэтому в рамках судебного разбирательства о международном усыновлении очень важно установить, знакомились ли российские усыновители со сведениями о ребенке и по какой причине отказались от его усыновления. На практике представитель органов опеки субъекта просто предоставляет в судебное заседание информацию о том, скольким российским гражданам предлагался данный ребенок. Однако из этих сведений невозможно получить информацию о причинах отказа от усыновления. С нашей точки зрения, в таких случаях уместно по каждому случаю составлять акт о причинах отказа с подписью несостоявшихся усыновителей.

        Завершающей стадией является исполнение судебного решения об установлении усыновления. На основании ст. 125 Семейного кодекса Российской Федерации суд в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направляет выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения судебного решения для государственной регистрации усыновления. После оформления правоустанавливающих документов на ребенка и выезда его в государство, гражданином которого является усыновитель, защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульским учреждениями Российской Федерации, в которых усыновленные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

       Постановка детей на учет в консульском учреждении осуществляется в течение 3-х месяцев со дня их въезда в страну усыновителей. По желанию усыновителей постановку на учет усыновленного ребенка можно осуществить и до выезда из Российской Федерации через Консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации. Контроль за постановкой усыновителями усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей, представлявшие в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители при усыновлении ими ребенка на территории Российской Федерации.

       Процедура международного усыновления требует повышенного внимания, поскольку усыновляемые дети передаются на воспитание в семьи иностранных граждан, проживающих, как правило, за пределами Российской Федерации. Это обусловливает необходимость формирования особого порядка международного усыновления и создания системы мер контроля за усыновленными детьми в целях защиты их прав и законных интересов на территории иностранного государства.

      Однако участившиеся сообщения о несчастных случаях, происходящих с российскими детьми, которых усыновили иностранные граждане, свидетельствуют о необходимости усиления контроля за соблюдением прав усыновленных и обусловливают продолжение дискуссии о необходимости введения запрета либо временного приостановления усыновления российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства. Между тем действующее законодательство Российской Федерации такого запрета не содержит, 65 % россиян по-прежнему лояльно относятся к усыновлению детей иностранцами, и только 19,% одобряют запрет на усыновление.

       С нашей точки зрения, прямой запрет не решит проблемы. В целях преодоления сложившейся ситуации необходимо усилить в России помощь и контроль за соблюдением прав детей, оставшихся без попечения родителей, а также принять дополнительные меры для нормального функционирования института семьи.

      Подводя итог вышесказанному, считаем необходимым обратить внимание общественности и законодателя на следующие ситуации и внести предложения по их преодолению:
– чтобы исключить нередкие жизненные ситуации, когда матери отказываются от своих детей еще в роддоме, необходимо создать отлаженную систему выявления и учета социально неблагополучных семей, оказания помощи таким кризисным семьям, не доводя до критического момента, когда в целях защиты прав и интересов ребенка его биологических родителей лишают родительских прав и (или) ограничивают в родительских правах; отработать механизм социального сопровождения семей, воспитывающих детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
– по действующему законодательству иностранные граждане и лица без гражданства могут усыновить российского ребенка по истечении 6 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных. Этот порядок усыновления распространятся и на российских граждан, постоянно проживающих за границей. Считаем необходимым для иностранных граждан, желающих усыновить российского физически здорового ребенка-сироту, продлить этот срок до одного года, в течение которого, возможно, ребенок будет усыновлен гражданами РФ.

      При усыновлении ребенка гражданина РФ иностранные лица и лица без гражданства не могут быть усыновителями, если на момент установления усыновления их доход меньше прожиточного минимума, установленного в государстве, где они проживают.

        В связи с неприсоединением России до настоящего времени к целому ряду конвенций, регламентирующих отношения в области семейного права, включая Конвенцию о защите детей и сотрудничестве  в отношении иностранного усыновления, представляется необходимым в первоочередном порядке заключение дополнительных договоров о сотрудничестве в области усыновления. Для повышения эффективности защиты прав детей, усыновленных иностранными гражданами и вывезенных за рубеж, видится необходимым участие России в Европейской конвенции о репатриации несовершеннолетних (Гаага, 28.05.1970).  Это позволит защитить детей от незаконного усыновления и вернуть их в Россию в случае отказа от усыновления самими усыновителями.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика