Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу о реализации финансово-правовых принципов банковской деятельности в Российской Федерации
Научные статьи
05.01.12 13:30

вернуться



 
ЕврАзЮж № 11 (41) 2011
Финансовое право
Левина Е.В.
К вопросу о реализации финансово-правовых принципов  банковской деятельности в Российской Федерации
В данной статье раскрываются некоторые аспекты развития принципов банковской деятельности в Российской Федера­ции. Вносятся различные предложения по реализации финансово-правовых принципов банковской деятельности в Россий­ской Федерации.

Декларативный характер многих финансово-правовых принципов банковской деятельности обусловливает их некоторую оторванность от правоприменительной практики. В правовой науке их значение несправедливо нивелируется с иными теоретическими категориями.

      В то же время исследование, проведенное в рамках диссертационной работы, указало на значимость законодательного закрепления принципов и общих основ наряду с необходимостью формулировки целей законодательных актов. Законодательное закрепление финансово-правовых принципов банковской деятельности необходимо для создания фундаментального правового базиса, адекватного принятым в мировой практике стандартам и новым реалиям рыночных отношений, обеспечивающего эффективное функционирование кредитных организаций и банковской системы в целом.

      Несомненно, конечной целью действия финансово-правовых принципов банковской деятельности служит их практическая реализация. Процесс реализации принципов можно определить через различные правомерные действия участников банковских правоотношений: кредитных организаций и их клиентов, Банка России и др.

      Свое внешнее выражение финансово-правовые принципы банковской деятельности находят в банковском законодательстве в широком его понимании, включая нормативные акты Банка России. Являясь основами банковской деятельности, принципы опосредуют ее с момента создания кредитной организации и в течение всего периода действия.

       Формы реализации финансово-правовых принципов банковской деятельности в правовой жизни банковской системы разнообразны, что связано с многообразием банковских правоотношений и особенностями применимых к ним конкретных принципов.

     На этапе создания кредитной организации ее учредители и Банк России руководствуются принципами, опосредующими лицензирование и структуру кредитных организаций, в дальнейшем – принципами пруденциального регулирования банковской деятельности и принципами банковского надзора и т. д.

      Поскольку реализация финансово-правовых принципов банковской деятельности осуществляется в правовой жизни банковской системы, их внешнее проявление будет облечено в форму банковского правоотношения. Принципы банковского права, как наиболее общие нормы поведения субъектов банковских правоотношений, будут служить критерием законности такого поведения. Неотъемлемым атрибутом нахождения юридического лица в рамках правового поля служит соответствие его деятельности требованиям закона.

       Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

       Таким образом, от содержания эффективного корпоративного управления и действенной системы управления рисками в кредитной организации зависит не только законность деятельности кредитной организации, но и результативность реализационного процесса финансово-правовых принципов банковской деятельности.

      Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

      Разграничение функций и компетенции совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов кредитной организации, добросовестное и квалифицированное выполнение их членами возложенных на них функций, в том числе в отношении организации систем управления рисками, обеспечение объективности при принятии советом директоров решений по стратегически важным для кредитной организации вопросам определены в качестве первоочередных задач Стратегии развития банковского сектора на период до 2015 г.

      В Стратегии указывается на актуальность приведения в соответствие с международной практикой критериев деловой репутации руководителей и членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций, а также установления их ответственности в случае причастности к нарушениям кредитной организацией банковского законодательства.

      Реализация поставленных в этом направлении задач потребует практических действий, в том числе внесения изменений в законодательные акты и нормативные акты Банка России. Логичным следствием совершенствования правовых основ корпоративного управления должна стать дальнейшая имплементация международно-правовых принципов банковской деятельности в российское законодательство.

        Следует отметить, что на значимость совершенствования правовых основ корпоративного управления указывается в целом ряде документов международных организаций, носящих рекомендательный характер: Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях»,  Принципы корпоративного управления, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),  Основополагающие принципы эффективного банковского надзора.

        В частности, в документе «Принципы корпоративного управления ОЭСР», подготовленном ОЭСР и получившем широкое мировое признание, не дается однозначного определения корпоративного управления, однако анализ этого документа позволяет выделить следующие его признаки: 1) определяет рамки, в которых намечаются задачи организации, а также средства реализации этих задач и контроля за результатами деятельности организации; 2) создает стимулы для того, чтобы правление и администрация стремились к достижению целей, отвечающих интересам организации и акционеров, а также облегчить действенный контроль, тем самым подталкивает организацию к более эффективному использованию ресурсов; 3) является лишь частью более широкого экономического контекста, в котором действуют организации, включающего, например, макроэкономическую политику и уровень конкуренции на рынках товаров и факторов производства.

     В целях оказания содействия российским кредитным организациям, стремящимся к совершенствованию уровня корпоративного управления, Международная финансовая корпорация, инвестиционное подразделение Группы Всемирного банка при поддержке Государственного секретариата Швейцарии по экономике реализовали в 2004–2006 гг. проект «Корпоративное управление в банковском секторе России».

     Необходимо указать, что в отечественной науке проблемы корпоративного управления вызывают неподдельный интерес как экономистов,  так и ученых-правоведов.

     А.Н.Костюк, характеризуя корпоративное управление как науку, выделяет следующие ее проблемные аспекты: слабый теоретический фундамент в вопросе места и роли вкладчиков в корпоративном управлении в кредитных организациях как основание для регуляторов рынка, а также участников корпоративного управления умышленно игнорировать права вкладчиков на участие в корпоративном управлении; зависимость между моделью финансовой системы и ролью центрального банка страны как регулятора корпоративного управления; обеспечение прозрачности корпоративного управления в банках с учетом значительного объема конфиденциальной информации.

       Определение корпоративного управления в кредитной организации дано в п. 1 Письма Банка России от 13 сентября 2005 г. № 119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях».  Под корпоративным управлением понимается общее руководство деятельностью кредитной организации, осуществляемое общим собранием ее участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом) и включающее комплекс их отношений (как регламентированных внутренними документами, так и неформализованных) с единоличным исполнительным органом, коллегиальным исполнительным органом кредитной организации и иными заинтересованными лицами в части: определения стратегических целей деятельности кредитной организации, путей достижения указанных целей (включая порядок образования органов управления, наделения их полномочиями и осуществления управления текущей деятельностью кредитной организации) и контроля за их достижением; создания стимулов трудовой деятельности, обеспечивающих выполнение органами управления и служащими кредитной организации всех действий, необходимых для достижения стратегических целей деятельности кредитной организации; достижения баланса интересов (компромисса) участников (акционеров), членов совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов кредитной организации, ее кредиторов, вкладчиков и иных заинтересованных лиц; обеспечения соблюдения законодательства, учредительных и внутренних документов кредитной организации, а также принципов профессиональной этики, принимаемых банковскими союзами, ассоциациями и (или) иными саморегулируемыми организациями и (или) определяемых внутренними документами кредитной организации.

      Таким образом, основными направлениями корпоративного управления в кредитных организациях являются:
– распределение полномочий, вопросов компетенции и подотчетности между органами управления, организация эффективной деятельности совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов;
– определение и утверждение стратегии развития деятельности кредитной организации и контроль за ее реализацией (включая построение эффективных систем планирования, управления банковскими рисками и внутреннего контроля);
– предотвращение конфликтов интересов, которые могут возникать между участниками (акционерами), членами совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов, служащими, кредиторами, вкладчиками, иными клиентами и контрагентами;
– определение правил и процедур, обеспечивающих соблюдение принципов профессиональной этики;
– определение порядка и контроль за раскрытием информации о кредитной организации.

         В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» устав кредитной организации должен содержать сведения о системе органов управления (общее собрание участников (акционеров), совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган), о порядке их образования и об их полномочиях.

     Как отмечается в Письме Банка России от 7 февраля 2007 г. № 11-Т «О перечне вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления»  важным инструментом контроля за состоянием корпоративного управления является проведение кредитной организацией оценки состояния корпоративного управления.

       Соответственно оценку состояния корпоративного управления кредитным организациям рекомендуется проводить не реже одного раза в год советом директоров (наблюдательным советом) по различным направлениям, приведенным в указанном Письме Банка России, а при необходимости и с привлечением независимых экспертов.

       При выявлении в ходе оценки корпоративного управления недостатков совету директоров (наблюдательному совету) рекомендуется не реже одного раза в квартал контролировать ход выполнения мероприятий по их устранению.
Взаимодействие Банка России и кредитных организаций по линии оценки эффективности корпоративного управления осуществляется с момента государственной регистрации кредитной организации.

        Так, п. 4 ст. 14 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» среди документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения ею лицензии на осуществление банковских операций, называет бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, который в соответствии с Указанием Банка России от 5 июля 2002 г. № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций»  позволяет Банку России оценить коммерческие перспективы деятельности кредитной организации при принятии решений о ее регистрации или выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

      Критериями допуска кредитной организации на рынок банковских услуг при этом становятся способность в среднесрочной (два года) перспективе обеспечить экономическую эффективность, финансовую стабильность при соблюдении требований банковского законодательства.

      Другим инструментом оценки качества и эффективности корпоративного управления служит банковский надзор. Например, при оценке деятельности кредитной организации, в том числе в аспекте соблюдения финансово-правовых принципов банковской деятельности, территориальные учреждения Банка России вправе запрашивать у нее результаты проведения оценки состояния корпоративного управления, сопоставлять их с результатами собственной оценки, мнением аудиторской организации и учитывать полученную информацию в текущей деятельности по банковскому надзору при выявлении ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации, а также стабильности банковской системы РФ.

      Особо следует отметить, что с введением практики кураторства кредитных организаций правовое регулирование корпоративного управления в кредитных организациях расширилось новыми рекомендациями, а механизмы взаимодействия Банка России и кредитных организаций обогатились новой формой.

      Таким образом, если корпоративное управление и системы управления рисками кредитной организации можно рассматривать в качестве факторов, обеспечивающих эффективность реализации принципов банковской деятельности, то банковское регулирование и надзор в совокупности с механизмом государственного принуждения выступают гарантией их реализации.

      Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России вправе проводить проверки кредитных организаций, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять санкции по отношению к нарушителям.

     Порядок организации инспекционной деятельности Банка России в соответствии со ст. 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» регламентирован Инструкцией Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации»  и Инструкцией Банка России от 1 декабря 2003 г. № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».  Действие данных инструкций распространяется на деятельность структурных подразделений центрального аппарата Банка России, а также территориальных учреждений Банка России.

       Немаловажную роль в обеспечении эффективной реализации принципов банковской деятельности играет внутренний контроль в кредитных организациях, целями которого в соответствии с п. 1.2 Положения Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»  являются: эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективность управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками. /

     Среди механизмов, способствующих действию финансово-правовых принципов банковской деятельности в правовой жизни банковской системы, необходимо также отметить установление Банком России обязательных нормативов деятельности кредитных организаций. С одной стороны, указанные нормативы формируются на основе принципов банковской деятельности, а с другой – способствуют их реализации на практике.

     Статья 77 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает такую форму взаимодействия Банка России и кредитных организаций, как их консультирование перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представление необходимых разъяснений, рассмотрение предложений по вопросам регулирования банковской деятельности.

      Также Банк России имеет право создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.

      Наряду с названными механизмами, способствующими и обеспечивающими реализацию финансово-правовых принципов банковской деятельности, стоит также указать на значимость саморегулируемой деятельности кредитных организаций, которая основана на принципе государственно-частного партнерства при безусловной приоритетности роли государства.

      Так, например одним из актов саморегулирования деятельности банковского сообщества стал Кодекс этических принципов банковского дела.  Кодекс устанавливает общие этические принципы и нормы банковского дела (понимание своего гражданского и профессионального долга перед гражданами и юридическими лицами, обществом и государством; признание равенства участников гражданского оборота, уважения их прав и законных интересов; отказ от добровольного сотрудничества с юридическими и физическими лицами с сомнительной репутацией и др.) и специальные, которые в свою очередь подразделяются по сферам применения во взаимоотношениях кредитных организаций с клиентами, акционерами (участниками), органами государственной власти и местного самоуправления, работниками.

        Примечательно, что Кодексом устанавливается ответственность за виновное нарушение одного или нескольких его положений в форме предостережения, порицания и различных рекомендаций, например, принести извинения или дать рекомендации компетентным органам кредитной организации рассмотреть вопрос о привлечении ее работника, виновного в нарушении, к дисциплинарной ответственности.

      Выявление оснований для привлечения кредитных организаций к ответственности и применение мер ответственности осуществляет независимая Комиссия по контролю за соблюдением положений Кодекса, которая формируется Советом Ассоциации российских банков.

     Таким образом, на основе анализа различных механизмов реализации финансово-правовых принципов банковской деятельности в правовой жизни банковской системы Российской Федерации можно сделать вывод, что в совокупности с правовыми регуляторами этические нормы и принципы становятся частью единой системы морально-этического и правового обеспечения функционирования кредитных организаций.
http://kak-raz.ru


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика