Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Социальная значимость, нормативность и высокая государственная обеспеченность как важнейшие признаки конституционного регулирования общественных отношений
Научные статьи
08.01.12 11:00

вернуться


 
ЕврАзЮж № 11 (42) 2011
Конституционное право
Нурмагамбетов Р.Г.
Социальная значимость, нормативность и высокая государственная обеспеченность как важнейшие признаки конституционного  регулирования общественных отношений
Статья посвящена характеристике общих признаков конституционного регулирования об­щественных отношений, таких как социальная значимость, нормативность и государственная обеспеченность, раскрывается их содержание.

        В современных условиях исследование конституционного регулирования и его признаков во многом связано со сложным и многогранным его характером как правового явления, нуждающимся в переосмыслении с позиции функционирования норм Конституции РФ. Актуальность настоящей темы обусловлена малой изученностью этого вопроса в юридической литературе.

     Следует отметить, что к числу наиболее значимых признаков, характеризующих конституционное регулирование на современном этапе развития Российской Федерации, можно отнести их социальную значимость, нормативность и высокую государственную обеспеченность.

     Вопрос о социальном значении для общества и государства Конституции РФ всегда был и остается объектом исследования ученых-юристов.  Объясняется это внимание тем, что по юридической силе Конституция РФ как нормативный правовой акт выделяется среди других нормативных правовых актов. Являясь важнейшим политическим документом, Конституция РФ оказывает на общественные отношения разностороннее воздействие многообразием содержащихся в ней предписаний, масштабом мер возможного или должного поведения лиц и организаций.  В этой связи можно согласится с мнением А.Н.Кокотова, М.И.Кукушкина о том, что «конституционно-правовое регулирование в силу своей универсальности расширило рамки регламентации верховной власти за счет упорядочения отношений в сфере вхождения в ее поле деятельности разных социальных сил».  По нашему мнению, именно Конституция РФ, облекая в правовую форму разнообразные общественные отношения, делает их социально значимыми.

       Сегодня конституционное регулирование не в состоянии охватить все стороны общественных отношений. В сферу конституционного регулирования подпадают только те общественные отношения, которые в силу объективных и субъективных условий своего положения могут быть инициатором возникновения различных социальных, политических, экономических конфликтов. Они являются значимыми для государства и общества, так как напрямую связаны с осуществлением государственной власти, обеспечением свободы, а также регламентацией наиболее важных государственных и общественных институтов, закреплением положения субъектов правового общения, включающихся во власть или реализующих свободу.  Интересные суждения в этой связи высказывались С.А.Авакьяном. По его мнению, «конституционным регулированием нельзя всего охватить, оно не может быть беспредельным. Конституция обращается к общественным отношениям, уже являющимся устойчивыми или имеющим шансы на такую устойчивость. Будучи сжатым, основной закон должен, тем не менее, содержать необходимый минимум норм для того, чтобы выполнить свое социальное назначение».

        По верному утверждению Ю.А.Дмитриева, «далеко не всякое общественное отношение нуждается в регулировании его содержания с помощью норм права. Думается, что большинство общественных отношений вовсе не нуждается в том, чтобы быть урегулированными нормами права. К помощи права прибегают лишь в том случае, если регулируемые общественные отношения имеют повышенное общественное значение».

        Так, в главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» регулируются общественные отношения в сфере защиты государственной власти в Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ), гражданства в Российской Федерации (ч. 3 ст. 6), защиты от установления какой-либо идеологии или религии в Российской Федерации, государственной или общеобязательной (ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Конституции РФ). В главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» регулируются отношения, направленные на защиту прав и свобод человека и гражданина от насильственного подвергания пыткам, насилию, унижению человеческого достоинства, медицинским и научным опытам (ч. 2 ст. 21), на защиту от незаконного проникновения в его жилище (ст. 25), от насильственного принуждения личности к указанию своих мыслей, мнений, убеждений, национальной принадлежности, права на вступление в какое-либо объединение и пребывание в нем (ч. 1 ст. 26, ч. 2, 4 ст. 29, ст. 30), на защиту от избрания в органы власти граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда и признанных судом недееспособными (ч. 3 ст. 32), от воспрепятствования принудительного привлечения граждан к труду (ст. 37) и многие другие.

       По Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. В Конституции РФ закреплено, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Государством, согласно Конституции РФ, запрещается цензура и гарантируется свобода массовой информации.

      Действие цензуры ограждает средства массовой информации от влияния на них органов власти, манипуляции со стороны руководства страны, предоставляя им право придерживаться той линии поведения в изложении ими информации, которая не противоречит действующему законодательству. Наличие у субъектов правоотношения знаний о Конституции РФ на практике обычно приводит к тому, что субъекты правоотношений под страхом применения к ним жестких санкций вынуждены воздерживаться от совершения многих поступков, избегая возникновения ситуаций, вызывающих противоправное поведение.

       Государством по Конституции РФ гарантируется также равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Регулирование отношений, закрепленных в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, создает условия для воспитания в личности правовой культуры, главной идеей которой является правовая защита человеческого достоинства от дискриминации по различным основаниям. В статье 2 Всеобщей декларации прав человека по этому поводу сказано, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».

        Часть 3 статьи 55 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

       Особенность конституционного регулирования социально значимых общественных отношений в сфере прав и свобод заключается в том, что конституционное законодательство целенаправленно ограничивает действие определенных прав человека и гражданина для сохранения приоритетных для государства ценностных ориентиров и принципов, провозглашенных в Конституции РФ. Оно позволяет установить определенные рамки допустимого выражения своих высказываний, тем самым ограждая человека от нежелательных последствий, от злоупотребления правом. По мнению О.Е.Кутафина, «государство само устанавливает закрытый перечень публично-правовых ценностей, защита которых оправдывает отдельные ограничения прав и свобод (основы конституционного строя, обеспечение обороны и безопасности государства, нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц)».  Так, недопустимыми в обществе являются злоупотребление свободой слова, нарушающей право других граждан на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, защиту своей чести и доброго имени, а также высказывания в адрес других лиц, наносящие моральный вред репутации гражданина, пропаганда, наносящая вред государственному суверенитету и государственной безопасности страны, действия со стороны граждан, нарушающие общественный порядок.

         Необходимость регулирования общественных отношений в сфере прав и свобод человека и гражданина имеет подтверждение и в международно-правовых документах, определяющих правомерные цели ограничения прав и свобод. Так, в ч. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах сказано, что «каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми как для уважения прав и репутации других лиц, так и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

       Помимо этого, социально значимым для функционирования государства и общества является конституционное регулирование отношений, посвященных деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, органов судебной власти, органов местного самоуправления.

      Социальная значимость конституционного регулирования проявляется и в возможности урегулирования конфликтов вышеперечисленных общественных отношений. Государство в нормах Конституции РФ четко определило место, характер, назначение и круг регулируемых ими общественных отношений, обеспечив им в случае нарушения соответствующую меру ответственности. Так, установление меры ответственности за нарушения урегулированных общественных отношений в области непосредственной реализации гражданином своих прав, гарантированных ему Конституцией РФ, позволяет оградить его от совершения в отношении него различных правонарушений, обеспечить безопасное существование на территории Российской Федерации. Мера ответственности за совершенные правонарушений государством определяется по-разному и варьируется от установления штрафов до лишения свободы.

      Часто причинами конфликтов является недобросовестное исполнение субъектами правоотношений норм Конституции РФ и законодательства РФ, приводящее к ущемлению и нарушению прав многих субъектов правоотношений (граждан, коллективов, государства), преднамеренное совершение субъектами правоотношений неправомерных и незаконных действий, удовлетворение личных и коллективных интересов вопреки соблюдению норм Конституции РФ и т. д. Для того чтобы сохранить баланс интересов и избежать возникновения конфликтов, государство под угрозой применения мер государственного принуждения регулирует различные общественные отношения и не допускает возникновения конфликтов между участниками правоотношений. Запрещая и ограничивая действия одних, предоставляя неограниченную свободу действий другим, конституционное регулирование заставляет субъектов правоотношений воздерживаться от совершения различных поступков, идущих вразрез с интересами общества либо чуждых и вредных для него. Оно является авторитетнейшим социальным ориентиром и регулятором и направляет деятельность граждан на совершение наиболее целесообразных поступков и достижение позитивных целей, обеспечивает порядок и урегулированность в обществе. Указывая на то, каким субъектам правоотношений и что дозволено или возможно делать в определенных границах, а каким нет, конституционное регулирование одновременно указывает на наступление невыгодных последствий в случаях, если субъекты правоотношений изберут недозволенный, неправильный вариант поведения. В частности, регулируя деятельность политических партий, государство устанавливает правовые барьеры, только при соблюдении которых возможно функционирование общественных организаций на территории Российской Федерации. С.А.Авакьян по этому поводу правильно отметил, что «конституционно-правовое регулирование направлено на подробное регулирование определенных политических отношений, установление гарантий их существования и деятельности политических партий и объединений».  Ответственность за нарушения конституционного регулирования общественных отношений, регулирующих деятельность общественных объединений, закреплена в ст. 278 УК РФ, согласно которой лица, группы лиц, совершившие данные правонарушения, в случае признания судом виновными наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.  Ряд федеральных законов Российской Федерации регулирует отношения в этой области, устанавливая санкции в виде ликвидации и запрещения деятельности общественных, религиозных объединений, нарушающих своими действиями конституционно-правовые запреты и ограничения. Так, в ст. 7 Закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности»  от 25 июля 2002 года и в Законе Российской Федерации «Об общественных объединениях»  четко определено, что в случае причинения общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических или юридических лиц, обществу и государству, они могут быть ликвидированы, а их деятельность может быть запрещена по решению суда на основании закона.

       Социальная значимость конституционного регулирования проявляется и в том, что конституционное регулирование не только оказывает воздействие на наиболее значимые общественные отношения, но и способствует восстановлению должностными лицами тех прав граждан, которых они в силу необъективных причин или вследствие злоупотребления органами государственной власти должностными полномочиями были незаконно лишены или в отношении которых были установлены определенные необоснованные санкции. Так, Конституционный Суд РФ в своем Постановление от 19 июля 2011 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 135 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.С.Шашарина», касающейся спаривания конституционности положений части второй статьи 135 УПК Российской Федерации, которое предписывает направлять требование реабилитированного о возмещении вреда в суд, постановивший приговор, в случаях, когда уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в правоотношениях, связанных с публичной ответственностью, в частности уголовной и административной, их соответствие вытекающим из статей 17, 19, 45, 46 и 55 Конституции Российской Федерации и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе посредством справедливого правосудия, постановил признать судебные решения в отношении гражданина Шашарина Владимира Станиславовича, основанные на положении части второй статьи 135 УПК Российской Федерации, не соответствующими Конституции Российской Федерации и подлежащими пересмотру в установленном порядке, если для этого нет других препятствий.

      Не менее важную роль в характеристике признаков конституционного регулирования играет и такой признак, как нормативность. В общем смысле нормативность – это определенное свойство нормативного правового акта.  Нормативность конституционного регулирования во многом исходит из нормативности Конституции РФ как нормативного правового акта. Сегодня нормативность конституционного регулирования – одно из главных проявлений ценности Конституции РФ. Отрицание нормативности каких-либо положений, содержащихся в Конституции, объективно ведет к недооценке Конституции РФ, умалению ее регулятивных возможностей, снижает эффективность ее влияния на социальные процессы.

     Нормативность конституционного регулирования проявляется в том, что конституционное регулирование, как и нормы Конституции РФ, имеет общий характер, который проявляется в их неперсонифицированности и неисчерпаемости. Неперсонифицированность, то есть отсутствие указания на конкретного адресата, позволяет конституционному регулированию как воздействовать на индивидуальных и коллективных субъектов правоотношений, так и оказывать направляющее влияние на всю правовую систему, вводя общественные отношения в рамки принятых в государстве нормативов, которыми должны руководствоваться все правотворческие и правоприменительные органы, все граждане и должностные лица. Неисчерпаемость конституционного регулирования означает возможность многократного воздействия на общественные отношения.

       Немаловажным признаком, характеризующим конституционное регулирование, является его государственная обеспеченность. Высокая государственная обеспеченность конституционного регулирования на современном этапе функционирования Конституции РФ проявляется в том, что Конституция РФ, учреждая и закрепляя общественные отношения, определяя их правовое положение, целенаправленно обеспечивает их государственной защитой. Действие конституционного регулирования направлено на вытеснение чуждых социальных связей и явлений, противоречащих интересам государства.  На этот аспект указывает в своей работе и С.А.Авакьян. По его мнению, сегодня «никак нельзя отрицать конструктивистскую роль конституций. Ведь с появлением основного закона новые отношения, сложившиеся или складывающиеся в обществе, получают фундаментальную государственно-правовую основу. И конституция действительно дает начало новому общественно-политическому укладу жизни, становится обязательной, в том числе и для тех, кто сопротивлялся ее появлению. В соответствии с нею создаются и начинают действовать государственные органы, появляются развивающие конституцию законодательные акты, складывается запрограммированный ею политический режим».

       Высокая государственная обеспеченность определяется и тем, что конституционное регулирование общественных отношений в отличие от иных видов регуляторов обладает повышенной стабильностью. Стабильность в литературе понимается как естественное, нормальное развитие общества в противовес нестабильности, часто отождествляемой с кризисом.  Одной из главных черт стабильного и устойчивого развития общества, – отмечает Г.В.Драч,  – является отсутствие несанкционированного государством насилия и способность государства и его органов быстро и эффективно реагировать на социальные проблемы, подавлять возникающие очаги нелегитимного насилия. В юридической литературе стабильность Конституции РФ трактуется как «неизменность основных ее положений при неизменяющихся социально-политических условиях данного общества. Она является одним из главных условий стабильности конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости, а также устойчивости всей правовой системы».  Стабильность Конституции РФ определяется социально-политическими и экономическими факторами (стабильностью регулируемых конституцией отношений, стабильностью политической и социальной ситуации и др.), обеспечивается действием специальных юридических механизмов, в частности существующим порядком изменения и пересмотра конституции. Стабильность функционирования норм Конституции РФ и конституционно-правовых отношений была и остается гарантом обеспечения безопасности существующего конституционного строя, условием развития государства, общества, личности. Высокая государственная обеспеченность конституционного регулирования проявляется и в том, что оно особо охраняется государством, оказывает решающее влияние на общественные отношения, закрепляет наиболее важные политико-правовые ценности, апробированные опытом мирового конституционализма, является внутренне скоординированным и образует целостную единую систему.

       В.Д.Сорокин правильно высказывает мысль, что «конституционное регулирование направлено на сохранение, стабилизацию определенных вариантов поведения участников общественных отношений».  По его мнению, «это положение представляется принципиально важным, так как при непосредственной реализации норм конституционного права в других отраслях права достаточно ясно обнаруживаются юридические свойства реализуемых ими правил поведения».  Поясняя данное утверждение, необходимо отметить, что функционирование любого государства непосредственно связано с деятельностью по управлению обществом и государственным воздействием на общественные процессы. Сегодня конституционное регулирование активно взаимодействует с отраслевыми правовыми регуляторами. Примером служит ч. 2 ст. 29 Конституции РФ, в которой указано, что в государстве запрещается кем-либо пропаганда социального, расового, национального или религиозного превосходства. Санкция данного конституционного запрета содержится в уголовном и административном праве. Конституционные нормы в большей своей массе не обеспечены конституционно-правовыми санкциями. Но они существуют. На существование их в конституционном праве указывают С.А.Авакьян,  Ю.П.Еременко, Ф.М.Рудинский,  В.А.Виноградов,  Н.М.Колосова,  Д.Т.Шон.  Так, в соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ. В приведенном примере приостановление действий актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является санкцией конституционного права, которая наступит в случае противоречия этих актов Конституции РФ.

       Таким образом, выделенные признаки отражают существенную роль конституционного регулирования в сохранении, стабилизации и защите определенных вариантов поведения участников общественных отношений, действующих на основе норм Конституции РФ.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика