Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

И.В. ЧЕРНОВ:
ЛИНГВОПОЛИТИКА ЕВРАЗИИ: РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНТЕГРАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СТРАН ЕАЭС

Интервью с доцентом кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета, кандидатом исторических наук Черновым Игорем Вячеславовичем

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Право на труд
Научные статьи
09.01.12 13:08

вернуться

  
ЕврАзЮж № 11 (42) 2011
Конституционное право
Надъярных Е.Э.
Право на труд
В статье рассматривается право на труд каждого гражданина РФ, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

        В современных условиях глобализации, которые характеризуются открытием мировых рынков, обострением конкурентной борьбы, ускорением технологических и структурных изменений, а также революцией в информационных технологиях, на мир труда и трудовое законодательство оказывают влияние еще в большей мере, чем в предыдущие годы, международные нормы и международная нормотворческая политика в сфере труда.

     Подписание и ратификация государством основополагающих международных актов и соглашений в социально-трудовой сфере должна иметь цель – построение действенной национальной системы защиты трудовых прав граждан. Государство, декларирующее свою социальную направленность, должно ответственно подходить к выполнению всех требований ратифицированных конвенций и принятых на себя обязательств по обеспечению стандартов реализации неотъемлемого права граждан на труд.

       В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 1 ст. 10 Трудового кодекса РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В свою очередь в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека каждому человеку гарантируется право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы, получение справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование для него самого и членов его семьи. Это неотъемлемые и неотчуждаемые социально-трудовые права человека являются юридически обязательными, общепризнанными международными нормами. В статьях 6, 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено право на труд, включающее получение возможности зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом в справедливых и благоприятных условиях, обеспечивающих удовлетворительное вознаграждение для самих работников и членов их семьи. Перечисленными международными нормами следует руководствоваться при определении права на труд на территории Российской Федерации. В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» прямо предписано руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Следовательно, на территории Российской Федерации должно гарантироваться право на труд.

      Однако в Конституции РФ 1993 г. не закреплено право на труд как получение гарантированной работы. В части 1 ст. 37 сказано: труд свободен, ч. 3 данной статьи определила право на труд: во-первых, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; во-вторых, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; в-третьих, право на защиту от безработицы. Трудовой кодекс РФ в ч. 2 ст. 2 определяет свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

       В современных условиях развития российского государства ценность этого права возрастает. Задачи рационального и экономического использования трудовых ресурсов непосредственно связаны с правом на труд и должны решаться с учетом необходимости его реального обеспечения. Право на труд является в конечном итоге предпосылкой для существования всех других трудовых прав и находится на первом месте. После него идут право на отдых, на здоровые и безопасные условия труда, на участие в управлении предприятием. Право на труд является важной предпосылкой права на материальное обеспечение за счет средств государства в порядке государственного социального страхования в старости, в случае болезни и потери трудоспособности. Шарль Фурье говорил, что без этого права все остальные права превращаются в нули. И хотя право на труд необходимо для людей во многих отношениях, основным социальным назначением его является все же обеспечение занятости, предоставление людям работы и средств существования.

   Право на труд предполагает не только право на получение работы, но и право на ее сохранение.

     «Право человека на труд» – это категория, отражающая человеческую потребность в труде, существующую как в форме идеи требований человека к обществу, государству, так и в форме законодательно закрепленных возможностей по удовлетворению этой потребности.

     Труд является личным неотчуждаемым благом человека, при этом необходима правовая охрана государством трудовых прав. Праву на труд корреспондирует обязанность государства предоставить гражданам работу, обеспечить их занятость. Являясь социальным (ст. 7 Конституции РФ), государство взяло на себя обязанность заботиться  о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

     Политика социального государства направлена на создание юридических, организационных, экономических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандарта развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение и т. п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.  Все это возможно достичь только в процессе труда.

      Посредством труда удовлетворяются человеческие потребности, он является источником благосостояния, нормирует и контролирует оборот «человек–природа», он основа социального развития и фактор, способствующий прогрессу общества, труд формирует социальные свойства человека и тем самым развивает общество, труд поддерживает свободу человека.

       Впервые право на труд было закреплено в Кодексе законов о труде РСФСР 1918 г. (в виде трудовой повинности ст. 1, ст. 10), где были заложены такие важные идеи правового обеспечения права на труд, как предоставление гражданину работы (ст. 15–17), соответствующей его специальности; стабильность обусловленной в трудовом договоре работы; ограничение возможности увольнения работника по инициативе администрации перечнем оснований; участие профсоюзной организации в принятии администрацией решений об увольнении работников. В статье 12 Конституции СССР 1936 г. право на труд закреплено в виде обязанности трудиться, в ст. 118 говорится: граждане СССР имеют право на труд, т. е. право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных рисков и ликвидацией безработицы. Дальнейшее развитие право на труд получило в Кодексе законов о труде 1922 г. и 1971 г., Конституции СССР 1977 г., в ст. 40  (граждане СССР имеют право на труд, т. е. на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей). Это право обеспечивалось социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

       Максимальное вовлечение трудоспособного населения в общественное производство составляло одну из актуальных задач социалистического государства в период развернутого строительства коммунизма. Провозглашалось участие всех трудоспособных граждан в труде с тем, чтобы способности каждого человека учитывались с наибольшей пользой для народа.

     Право на труд имело величайшее значение как основное субъективное право советских граждан. Именно в таком его качестве оно было провозглашено и закреплено в Конституции СССР. Будучи важнейшим элементом правового статуса советских граждан, право на труд определило и их правовое положение. Правовой статус характеризует гражданина как личность, обладающую всей полнотой самых демократичных в мире прав, поскольку статус отражает действенное положение личности.

       Предоставление гражданам права на труд и установление обязанности социалистических организаций принимать их на работу не означает, что тем самым между ними возникают правовые отношения. В данном случае можно говорить о реальной возможности гражданина осуществлять право на труд в конкретном правоотношении с той или иной социалистической организацией.

      Существование установленных законом субъективных прав и обязанностей вне правоотношения свидетельствует о том, что они как элементы правового статуса находятся в обладании субъектов. Такое их положение не означает, что они исключены из фактических общественных отношений вообще. Поскольку права и обязанности, предоставленные законом определенным субъектам, находятся в их обладании, с ними не могут не считаться другие лица и органы, которые согласуют свое поведение с существованием указанных прав и обязанностей.

      Право на труд как элемент правового статуса советского гражданина может быть правильно понято, если его рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах: как наличное субъективное право, которое еще не реализовано в правоотношении; как реализуемое в правоотношениях субъективное право. Реализация права на труд заключается в установлении трудовых правоотношений гражданина с определенной организацией.

       Содержание субъективного права на труд в трудовом правоотношении включает в себя следующие правомочия граждан:
1. Реально выполнять работу по обусловленной специальности, квалификации, должности в конкретном предприятии и получать вознаграждение по количеству и качеству затраченного труда;
2. Требовать обеспечение работой по обусловленной специальности, квалификации, должности;
3. Требовать оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством (в случае нарушений условий оплаты труда);
4. Требовать нормальных условий оплаты труда, соответствующих технике безопасности и гигиены.

    Субъективное право является не свободой в рамках закона, а гарантированной законом свободой. Оно предоставляет личности юридические гарантии возможности свободы поведения.

     Свобода труда заключается в том, чтобы каждому было обеспечено право свободно распоряжаться своими способностями к труду, т. е. добровольно и самостоятельно решать вопросы о своей деятельности, что и закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.

     Право на свободу труда неотделимо от права на безопасные условия труда. Статья 209 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) определяет их как условия труда, при которых воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, а ст. 220 ТК РФ гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

     В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Охрана труда – жизненно важное условие достойного труда.
Государственная деятельность в сфере охраны труда призвана создавать систему мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 210 ТК РФ). Обеспечение же безопасных условий и охраны труда – обязанность работодателя (ст. 22, 212 ТК РФ). Работодатель должен направлять собственные средства на финансирование работ по созданию средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля вредных и опасных производственных факторов, на снижение профессионального риска, на профилактику несчастных случаев и профзаболеваний. Однако это требует капитальных вложений в основные производственные фонды, что не всегда соответствует экономическим интересам субъектов хозяйственной деятельности. Тем более обязанность по выплате возмещения вреда жизни и здоровью работников, который причинен в процессе трудовой деятельности, возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации, а работодателю достаточно уплатить страховой взнос, что позволяет в свою очередь недобросовестно относиться к нормам по охране труда.

      В целях обеспечения требований по охране труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, либо индивидуальный предприниматель лично принимает на себя эти функции или приглашает по гражданско-правовому договору специалиста в этой области (ст. 217 ТК РФ), что не всегда возможно из-за недостатка квалифицированных специалистов или удаленности предприятия. Статья 212 ТК РФ обязывает работодателя разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников (насколько они будут соответствовать требованиям закона, неизвестно) с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа. А работодателям – физическим лицам как применять данные нормы?

      В результате несчастных случаев в России на производстве ежегодно гибнет около пяти тысяч человек, более двадцати тысяч становятся инвалидами и десятки получают профессиональное заболевание. Это говорит о неэффективности государственного регулирования в сфере охраны труда и нарушении составной части права на труд. Наверное, повышение административного штрафа и уголовной ответственности уменьшило бы этот показатель.

      Нарушение права на труд мы видим и в оплате труда. Человек своим трудом зарабатывает себе средства на существование, с этим связано право на труд как основа трудового права. Работники, занятые на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должны получать зарплату в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством (ст. 147 ТК РФ), ст. 148–154 ТК РФ определяют особый (повышенный) размер оплаты труда. Оплата труда работника – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Статья 133 ТК РФ устанавливает минимальный размер оплаты труда, который не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (чего на сегодняшний день нет), ст. 130 определяет его как государственную гарантию.

     Гарантии по оплате труда у всех работников, независимо от условий труда, одинаковы – 4611 рублей, а все потому, что ст. 29 ТК РФ в понятие заработной платы включила ее переменную часть – компенсационные и стимулирующие выплаты, что в свою очередь не дает дифференцированного подхода к ее выплате. Величина минимальной заработной платы является производной от уровня жизни и должна быть инструментом социальной защиты работников как более слабого звена в системе трудовых отношений.

     На сегодняшний день шахтер, занятый на подземных работах, ежечасно рискующий своим здоровьем и жизнью, врач, непосредственно оказывающий помощь больным СПИДом, и секретарь в «теплом» офисе имеют одинаковую оплату труда.

      Стимулирующие выплаты устанавливаются в зависимости от рентабельности организации; размеры и виды этих выплат устанавливаются в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах исходя из финансовых возможностей организации. Следовательно, включение стимулирующих выплат в МРОТ не правильно, также не должны включаться социальные выплаты, районные коэффициенты, коэффициенты за пустынность, безводность и высокогорность местности, а также процентные надбавки за стаж работы в северных и восточных районах.

      Целесообразно законодательно закрепить порядок установления МРОТ в процентах от величины территориального прожиточного минимума трудоспособного населения, так как прожиточный минимум в зависимости от регионов везде разный.

     Так, Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г.  предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст. 2). В статье 11 указанного Пакта закреплено, что государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень (о каком достойном жизненном уровне можно говорить с таким размером заработной платы?) для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение жизни.

      Данное положение относится и к потере работы, безработице. Государство обязано осуществлять соответствующую социальную помощь таким лицам в виде социальных гарантий. Уровень этих гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе ее развития.

     Какой может быть личная свобода у безработного, который ходит голодным и не находит применения своему труду? Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не должен переживать за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб.

      Согласно статье 1 Конвенции МОТ № 122 «О политике в области занятости» 1964 г. в качестве главной цели Россия должна проводить активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Эту политику считают средством обеспечения на практике осуществления права на труд, а всестороннее признание государством права на труд следует связывать с осуществлением экономической и социальной политики.

      По состоянию на сентябрь 2011 г. безработица составила 1 млн. 294 тыс. 291 человек. Об этом свидетельствуют данные мониторинга Министерства здравоохранения и социального развития России. Ведомством получена информация о высвобождении работников 109884 организаций из всех регионов Российской Федерации.

     Причинами безработицы являются: научно-технический прогресс, низкая заработная плата, которую в соответствии с МРОТ устанавливает работодатель, недостаточная квалификация работников.

     Безработица – неотъемлемый спутник рыночной экономики. Резерв рабочей силы в пределах естественной нормы является одним из факторов ее эффективного функционирования.

      Для восстановления равновесия на рынке рабочей силы необходимо направить государственную политику на смягчение действия неблагоприятных факторов, связанных с функционированием  рынка труда, предотвращение роста безработицы, исключение причин, порождающих безработицу. Первое место занимает создание рабочих мест, возможности работника реализовать свое право на труд.

     Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что ч. 3. ст. 37 Конституции РФ (каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы) не реализуется и не соблюдается. В силу права на труд каждый трудоспособный гражданин, не находящий себе работы в частном секторе, может требовать работу у государства, так как обязанностью государства, предоставившего право, является его реализация. Имеет ли человек это право?

     От эффективности обеспечения и реализации права на труд зависит общая положительная социальная динамика нашего развития.
 Лучшая цена на товары для домашних животных в Санкт-Петербурге. Купить товары для домашних животных от крупных поставщиков быстро и удобно. Товары для животных, вся подробная информация на сайте http://www.2444443.ru


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика