Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

НИКОЛАС РОБИНСОН:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В ЭПОХУ АНТРОПОЦЕНА

Интервью с профессором Юридической школы им. Элизабет Хауб Университета Пейса (США, Нью-Йорк).


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Льготы по региональным налогам: некоторые аспекты практической реализации налоговой компетенции субъектов федерации (на примере Республики Башкортостан)
Научные статьи
09.01.12 13:22


вернуться



ЕврАзЮж № 11 (42) 2011
Налоговое право
Сафина С.Д.
Льготы по региональным налогам: некоторые аспекты практической реализации налоговой компетенции субъектов федерации  (на примере Республики Башкортостан)
В статье на основе анализа нормативных правовых актов Российской Федерации и Ре­спублики Башкортостан, а также сводных данных статистической отчетности Федеральной на­логовой службы РФ, рассмотрены проблемные аспекты реализации налоговой компетенции субъектов Российской Федерации в области установления льгот по региональным налогам.


        Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется по-средством аккумуляции, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации поставленных перед ними задач. В свою очередь, аккумулированию денежных средств, формирующих централизованные денежные фонды, способствует главным образом взимание государством налогов и сборов. Нельзя не согласиться с утверждением о том, что история государственной власти есть история государственных доходов. Развитие демократического конституционного государства идет параллельно с развитием его налогового института, который покрывает финансовые потребности государства преимущественно налогами.

     Легальное понятие налога, основные элементы налога и порядок его установления определены Налоговым кодексом РФ.

     Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственнсти, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансово-го обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

      Установление налога в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ не ограничивается лишь указанием на наименование налога и его вид, в том числе с позиции  реализации возможных полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований.

     Установление налога означает законодательное определение круга налогоплательщиков и элементов налогообложения.

   К последним, в соответствии со ст. 17 НК РФ, отнесены:
– объект налогообложения;
– налоговая база;
– налоговый период;
– налоговая ставка;
– порядок исчисления налога;
– порядок и сроки уплаты налога.

        В литературе отмечается универсальный характер элементов налогообложения. В зависимости от степени значимости и соответственно участия того или иного элемента в процедуре установления налога различают существенные, дополнительные и факультативные элементы налогообложения.  Существенные элементы указаны выше и определены ст. 17 НК РФ, дополнительные конкретизируются в законе о конкретном налоге. Факультативными называют те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового законодательства.

      Представительные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги, определяют в нормативных правовых актах как существенные, так и факультативные элементы налогообложения. Согласно ст. 12 НК РФ, к ним относятся: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ, налоговые льготы.

      Таким образом, льгота по налогу относится к факультативным элементам закона о налоге, и в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 17 НК РФ).

       Налоговые льготы – важный инструмент налоговой политики государства. С момента создания российской налоговой системы вопросы применения налоговых льгот постоянно находятся в центре внимания, что связано с большим объемом выпадающих доходов бюджетной системы страны от предоставления различных льгот по налогам и сборам. По данным статистической отчетности ФНС России за 2010 год отношение суммы льгот к сумме начислений по налогу на при-быль организаций составило 5 %, по НДС – 93 %, по налогу на добычу полезных ископаемых – 12 %, по налогу на имущество организаций – 70 %, по налогу на имущество физических лиц – 70 %. 

       Льготами по налогам, в соответствии с НК РФ, признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать на-лог либо уплачивать его в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

      Применение льгот по налогу, как правило, направлено на реализацию регулирующей функции налогов, позволяющей воздействовать на процессы распределения, перераспределения национального дохода, процессы производства, потребления; их использование ярко иллюстрирует налог как универсальный инструмент воздействия на разнообразные не только экономические, но и иные общественные процессы.

       Налоговая компетенция субъектов федерации в отношении установления налоговых льгот может быть охарактеризована следующими положениями Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст. 12 НК РФ, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. При этом не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НК РФ).

      Несмотря на разнообразие видов налоговых льгот, все они направлены на сокращение раз-мера налоговой обязанности налогоплательщика. Налоговые льготы могут быть установлены с использованием следующих механизмов:
– уменьшение суммы налога (например, на величину средств, направляемую на конкретные це-ли);
– пониженная (в том числе до «нулевой») ставка налога;
– вычет (уменьшение) из налоговой базы.

      Помимо указанных льгот существуют так называемые изъятия из общего режима налогообложения, которые фактически являются скрытой формой льготирования. Это касается, в частности, имущества или земельных участков, не признаваемых объектом налогообложения – по региональному налогу на имущество организаций (п. 4 ст. 374 НК РФ), местному земельному налогу (ст. 389 НК РФ).

      Необходимо иметь в виду, что налоговая компетенция субъекта РФ ограничена полномочиями Российской Федерации в сфере налогообложения. В этой связи льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются как Налоговым кодексом РФ, так и законами субъектов Российской Федерации о налогах (ст. 56 НК РФ).

       Так,  НК РФ устанавливает льготы по налогу на имущество организаций (ст. 381 НК РФ). Со-гласно сводным данным статистической налоговой отчетности ФНС РФ за 2010 г., сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот по налогу на имущество организаций, составила 305289514 тыс. руб., в том числе 182974420 тыс. руб. по льготам, установленным федеральным законодательством.

        То же можно констатировать и в отношении местных налогов: налога на имущество физических лиц (ст. 4 Закона РФ от 02.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц)»,  земельного налога (ст. 395 НК РФ). Согласно сводным данным статистической налоговой отчетности ФНС РФ за 2010 г., сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот (по Республике Башкортостан), составила:
– по налогу на имущество физических лиц – 263789 тыс. руб., в том числе по льготам, установленным федеральным законодательством, – 262225 тыс. руб.;
– по земельному налогу по юридическим лицам – 2288866 тыс. руб., в том числе по льготам, установленным федеральным законодательством, – 66883 тыс. руб.;
– по земельному налогу по физическим лицам –31662 тыс. руб., в том числе по льготам, установленным федеральным законодательством, – 2140 тыс. руб.

        Кроме того, льготы устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Баш-кортостан в отношении региональных налогов, нормативными правовыми актами органов мест-ного самоуправления в отношении местных налогов:
– по налогу на имущество организаций: статьей 3 Закона РБ от 28.11.2003 № 43-з «О налоге на имущество организаций»; 
– по транспортному налогу: статьей 3 Закона РБ от 27.11.2002 № 365-з «О транспортном на-логе»;
– по земельному налогу: Решением Совета ГО г. Уфа от 17.11.2005 № 2/6;
– по налогу на имущество физических лиц: Решением Совета ГО г. Уфа от 17.11.2005 № 2/7.

     Как видно из представленных данных, доля доходов, не поступающих в бюджеты вследствие предоставления налоговых льгот, достаточно значительна. Предоставленные в 2010 г. федеральным законодательством льготы по налогу на имущество организаций составляют 42,1 %,  по налогу на имущество физических лиц – 69,8 % от общей суммы соответствующего налога, исчисленного к уплате в бюджеты субъектов федерации.

       Возможность установления льгот по региональным налогам как налоговая компетенция субъектов федерации направлена на реализацию принципа федерализма. В свою очередь, принцип федерализма, воплощаемый в федеративной форме государственного устройства, требует четкого определения компетенции публично-правовых образований с целью реализации их суверенных прав. Установление льгот по региональным налогам федеральным законодательством противоречит принципу федерализма и значительно ограничивает полномочия региональных органов по реализации принципа самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ). Как представляется, необходимо отменить федеральные льготы по региональным и местным налогам и закрепить в НК РФ принцип установления налоговых льгот тем органом, в компетенции которого находится установление соответствующего налога. Бюджетным посланием Президента РФ на 2012–2014 гг. отмечается: «Возможная отмена таких льгот – это не только переход к более справедливому способу распределения собственных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, но и способ повышения налоговой автономии региональных и местных властей, а значит – и ответственности за принимаемые ими решения».

      Эффективной реализации налоговой компетенции субъектов федерации в рассматриваемой области препятствует также:
– отсутствие прав доступа органов государственной власти субъектов Российской Федерации к информации в отношении конкретных налогоплательщиков-льготников в соответствии с положениями п. 3 ст. 102 НК РФ. Данный пробел законодательства невосполним на уровне субъекта Российской Федерации. Поскольку финансовое регулирование отнесено к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), единственным способом устранения это-го пробела в законодательстве является внесение изменений в ст. 102 НК РФ с тем, чтобы законодательно предусмотреть права финансовых органов субъектов РФ на доступ к информации о налогоплательщиках (в том числе крупнейших) в рамках ст. 102 Налогового кодекса РФ. Аргументом в пользу необходимости федерального вмешательства служит также факт невозможности субъектов федерации возложить на налогоплательщика дополнительные обязанности, в том числе по представлению информации в финансовый орган, принявший решение о предоставлении льготы;
– отсутствие законодательно определенной обязанности налогоплательщика, получившего право на применение налоговой льготы, предоставлять информацию в финансовые органы о размерах полученных льгот и путях их фактического использования, об использовании финансового эффекта от льготного налогообложения на цели, для достижения которых предоставлялась льгота. Для минимизации рисков неправомерного использования налоговых льгот следует закрепить данную обязанность за налогоплательщиками федеральным налоговым законодательством.

      В силу того, что предоставление налоговой льготы по региональным налогам преследует, прежде всего, регулирующие цели, любые исключения из общего режима налогообложения требуют дополнительных мер контроля со стороны финансовых органов. В этих целях субъектами РФ разрабатываются нормативные акты, определяющие порядок проведения оценки эффективности предоставленных налоговых льгот.

       В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 марта 2011 г. № 54 оценка эффективности налоговой льготы проводится по двум основным показателям: бюджетной эффективности и социально-экономической эффективности. Оценка эффективности предоставленной налоговой льготы проводится в части бюджетной эффективности Министерством финансов РБ, в части социально-экономической эффективности инвестиционных проектов – Министерством экономического развития Республики Башкортостан.

       В отношении предоставленных налогоплательщикам льгот устанавливается лимит в размере не более 5 % налоговых доходов бюджета, контроль за соблюдением которого возложен на Министерство финансов Республики Башкортостан. В условиях дефицитности регионального бюджета  ограничение льгот определенным лимитом представляется оправданным, однако, по мнению некоторых специалистов, нарушает принцип равенства прав налогоплательщиков на получение налоговых льгот.

      В соответствии с положениями отмеченного Постановления Правительства РБ от 4 марта 2011 г. № 54 оценка эффективности налоговых льгот предполагает учет срока окупаемости инвестиционного проекта. На наш взгляд, необходимо устанавливать и учитывать не только срок окупаемости инвестиционного проекта, но и срок действия самой льготы (срок действия, за который будут достигнуты соответствующие цели), с тем, чтобы решение о пролонгации льготы принималось по результатам проведенного анализа ее эффективности и стимулировало налогоплательщика к целевому использованию финансового эффекта от льготного налогообложения.

     Подводя итог, еще раз отметим, что закрепление налоговых льгот в актах законодательства о налогах и сборах позволяет государству решать самые разнообразные задачи не только экономического, но и социального характера.  Экономические цели достигаются путем стимулирования определенных областей экономики, а социальные направлены на улучшение качества жизни незащищенных слоев населения и на стимулирование инвестиций в человеческий капитал.

       Предоставление налоговых льгот и преференций Республикой Башкортостан  является инструментом налогового регулирования, направленным на развитие доходной базы бюджета Республики Башкортостан, стимулирование налогоплательщика к расширению и обновлению производства в целях увеличения его объемов, выпуска конкурентоспособной продукции, создания новых рабочих мест, а также государственную поддержку приоритетных для государства видов предпринимательской деятельности.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика