Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Политико-правовые проблемы оптимизации федеративных отношений в современной России
Научные статьи
12.01.12 08:08

вернуться

  
ЕврАзЮж № 12 (43) 2011
Право и политика
Бекбосынов М.Б.
Политико-правовые проблемы оптимизации  федеративных отношений в современной России
В статье автором предпринята попытка проанализировать основные направления оптимизации федеративных отноше­ний, выявить присущие данному процессу тенденции, изучить пути дальнейшего совершенствования федеративного устройства России.

     Российская Федерация продолжает оставаться страной серьезных противоречий,  проблем и парадоксов во всех жизненно важных сферах, и при этом с предсказуемой  на ближайшую и среднесрочную перспективу, причем в первую очередь для самой себя, формой политической системы и с огромным потенциалом их преодоления. Сама же атмосфера стабильности и спокойствия в политическом процессе и политических отношениях – вещь крайне редкая. Субъективно, как отражение в сознании политических субъектов, значение федерализма недооценивается или даже игнорируется. Объективно федерализм остается решающим политическим фактором в мировом государственном устройстве и занимает достойное место в политических системах, приобретая различные модели своего развития сообразно различным условиям. Объективно в российском политическом пространстве федерализм остается конституционной нормой, в теоретическом аспекте наблюдается тенденция снижения интереса к нему, в политическом плане федерализм требует своего наполнения в виде эффективной, реально действующей модели государственного устройства, что свидетельствует о непредопределенности его значения.

      Официальная власть словами Президента Д.А.Медведева дает развернутую оценку состояния страны как федеративного государства и текущего момента в ней: «Мы должны исходить из реалий, тем более что нигде в мире пока не найден рецепт абсолютной социальной гармонии. Но нельзя отрицать и того факта, что Россия является воистину уникальной страной, имеющей бесценный и, пожалуй, неповторимый опыт. Этот опыт заключается в том, что в отличие от многих других стран, от многих других федераций народы нашей страны в значительной мере сохранили и обычаи, и язык, и свою религию. И при этом обрели политическое и культурное единство в составе одно-го из самых мощных государств мира. Такое сочетание единства и многообразия в целом делает нас сильной и влиятельной нацией. Но это состояние не является раз и на-всегда данным (достаточно вспомнить события конца 80-х годов,… что произошло с Советским Союзом), такого рода гармония достигается повседневными систематическими усилиями всего общества, всех органов власти».

     Тем не менее, за столетия Россия не нашла эффективного и приемлемого для себя устройства власти и государства. Мало практических, реальных и эффективных действий и со стороны общества, и со стороны власти – федеральной и региональной – по выработке политической культуры. Россия сегодня не имеет дееспособных и ответственных местных органов власти. Парадоксально, но в России нет более неустойчивого, более подверженного комплексу неполноценности и неуверенности в себе института, чем государственная власть. Поведенческая и функциональная реакция на такого рода парадоксы – федеральная власть своих в регионах не выдает, не отстраняет при провалах в управлении, не судит при преступных деяниях, а региональная власть служит себе и федеральной власти. И те, и другие постоянно решают вопрос продвижения к власти, ее удержания. Очень болезненно реагируют на процедуры передачи власти. Очень много деклараций и заявлений, но нет превентивных и опережающего характера политических действий. Заметны различия не идеологические, а интересов и борьбы за ресурсы внутри правящей группы. Не пользующаяся доверием населения власть ищет пути поддержания стабильности через укрепление вертикали власти, модернизационные проекты. Партийная система и политические партии остаются организационно рыхлыми, непопулярными, оторванными от своих групп интересов, засорены карьеристами и партийными бюрократами, не готовыми к выработке программ государственного и общественного обновления. Гражданское общество подает признаки к самоорганизации и самоуправлению, степень которых потенциально имеет тенденцию к росту по мере усугубления социально-экономического положения в стране, обострения основных проблем жизнеобеспечения.
На сегодняшний день, как представляется, приоритетными являются многочисленные проблемы федеративных отношений, в частности, их оптимизация в государственной политике России.  В одном из посланий Президента России Федеральному Собранию еще в апреле 2005 г. особо подчеркивалось,  что укрепление Федерации – «следующая по значимости крупная задача в сфере государственного строительства».  И ныне укрепление Федерации в России остается столь же крупной задачей государственной и региональной власти, всего российского общества. Это хорошо просматривается из документов правительства страны и предложений специалистов и экспертов по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. В первом документе Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин 19 января 2011 года заявляет:
«1. Согласиться с предложениями Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» об организации экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года.
2. Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалову:
Представить в трехдневный срок на утверждение Председателю Правительства Российской Федерации проект перечня экспертных групп по подготовке предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года и их руководителей;

   Утвердить в двухнедельный срок состав указанных экспертных групп».

   Если следовать в русле политического выбора в пользу дальнейшего поиска стратегий совершенствования федеративного устройства и актуализации этой проблематики, то следует рассматривать, по сути, новый курс реформирования федеративного государства для России, инициативы и предложения последних президентов России, правительства страны, включающие пакет законопроектов и указов, приобретшие актуальное политическое значение по ключевым проблемам федерализма. Здесь речь идет о Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации», о законах и законопроектах по изменению общих принципов организации местного самоуправления, реформированию Совета Федерации и созданию Государственного Совета, об упорядочении разграничений предметов ведения и полномочий, по наделению полномочиями высших должностных лиц субъектов федерации региональными парламентами по представлению Президента Российской Федерации. Общая политическая линия на оптимизацию федеративных отношений отчетливо просматривается и в федеральном законе «Об Общественной палате Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации «О внесении изменений в перечень федеральных округов», в Распоряжении Правительства Российской Федерации «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года».  На недавнем заседании президиума Госсовета Президент России заявил о необходимости разработки планов развития отдельных регионов страны в тесной связке с федеральной стратегией. Глава государства подчеркнул, что особая ответственность за реализацию этих процессов ложится на губернаторов, которые должны грамотно определить масштабы целей перед каждым отдельно взятым регионом. Их задача видится в том, чтобы определить механизм формирования благоприятного делового и социального климата, координируя действия представителей власти на территориальном и межведомственном уровнях. Д.А.Медведев добавил, что «регионам нужна понятная и прозрачная система финансовых стимулов, и ввести их нужно и можно, прежде всего, через межбюджетные отношения, продолжая работу по разграничению полномочий между ветвями власти». 

    Научно-теоретическая актуальность темы федерализма определяется неугасающей дискуссией по основным проблемам теории этого вопроса в политологии и других гуманитарных науках. Сегодня очень важно определиться с тем, решение каких проблем федерализма может лежать в основе политических стратегий развития Российской Федерации как демократического федеративного правового государства. Вместе с тем приходится констатировать, что многие вопросы теории и практики федерализма остаются недостаточно разработанными.

    Проблемы стратегии оптимизации федеративных отношений, укрепления Российской Федерации в целом являются либо должны стать приоритетной  программной и практической задачей не только института Президентства Российской Федерации, но и Правительства Российской Федерации, государственных властных структур субъектов федерации, политических партий, политической элиты центра и регионов, негосударственных гражданских организаций и обществ. Учитывая территориальную масштабность, многонациональный и поликонфессиональный характер России, принципиальное перманентное значение имеет научно-теоретическое и прикладное изучение вопросов ослабления угроз территориальной целостности России со стороны регионального сепаратизма и этносепаратизма, поддержание твердого курса на утверждение авторитета всех уровней государственной власти на всей территории Российской Федерации, ее политической и административно-управленческой эффективности в интересах многонационального народа и всех территорий России.   

     Определение стратегии совершенствования и трансформации федеративных отношений  предполагает расширение направлений и базы научно-теоретического и практического исследовательского поиска. При таком подходе встает вопрос о том, какой должна быть исследовательская модель, варианты ее осуществления. Насколько политически и практически продуктивными могут и должны быть предлагаемые теоретические и эмпирические результаты таких исследований для укрепления Федерации на современном историческом этапе развития России. Открытой для дискуссии является исследовательская задача описания и осмысления данного исторического этапа, изучение и анализ этапов развития политического процесса, выявления качественных характеристик оптимизации федеративных отношений в точках  распада и кризиса, стабилизации и устойчивого развития.

    В научных дискуссиях на этот счет циркулируют асимметричные позиции, взгляды, оценки, утверждения. Известный специалист-исследователь Э.Паин в статье «Федерализм и сепаратизм в России: мифы и реальность» заостряет эту проблему, формулируя ее в следующих терминах: «Нынешние российские власти и немалое число аналитиков популяризируют идею о том, что во времена правления Б.Ельцина усиливались дезинтеграционные процессы в России, а с приходом президента В.Путина начала укрепляться целостность страны. У меня подобные утверждения вызывают большие сомнения. Весьма спорными мне представляются как чрезмерно мрачные оценки недавнего прошлого, так и избыточный оптимизм в отношении настоящего и будущего нашей федерации».

     Можно констатировать, что сегодня идет постоянный поиск стратегий и направлений оптимизации федеративных отношений при одновременной очевидности и понимании, что здесь еще предстоит, в частности, политической науке освоить огромный участок исследовательской работы. Восприятие федерализма как феномена современной политики на теоретическом уровне предполагает: объяснить федерализм как системное целое, имеющее самостоятельное и отличное от его отдельных частей функциональное значение; изучать федерализм с точки зрения той окружающей среды, частью которой федерализм является, и рассматривать его функциональную роль, опять же, как целого, наполняемого отдельными частями. Главный вывод, который можно сделать из вышесказанного: исследовать, изучать, рассматривать, оценивать федерализм, более того, ввести в повседневную политику федералистские принципы не только с точки зрения политической регионалистики, географии, права, но и с точки зрения признания  политической культуры, идеологии, массового сознания и поведения, политической антропологии. Теория федерализма настаивает: ни изменения, ни устойчивость федерализма и федерации сами по себе не могут быть настоящим объектом изучения системно-функционального аналитика. Все основные модели федерализма со временем модифицируются или прекращают свое существование. В любом случае они не закрепляются навечно, а поддаются изменениям. Но на данный момент наблюдения любая такая политическая конструкция федерализма может быть вполне сносно приспособленной как к субъективным ценностям властных структур или большинству либо меньшинству населения, так и к объективным условиям, с которыми она сталкивается. 

       Проблемное и противоречивое развитие современного мирового политического процесса де-факто демонстрирует реальные угрозы для мирового сообщества, для национальных государств, для отдельной личности. На прочность испытывается вся глобальная система, все ее элементы, обеспечивающие и поддерживающие устойчивость глобального, регионального и локального порядка. Не меньшие испытания в этих условиях претерпевают федеративные системы как распространенная форма политического и административно-территориального устройства государств, обеспечивающая при определенных условиях конкурентоспособность и обществ, и государств, принявших на вооружение такую систему жизнеобеспечения и устройства государства, общества, институтов государственной власти.

    Исследователи федерализма, апологеты его принципов, как в мире, так и в Рос-сии, привержены идее предпочтительного эффекта федеративного государственного устройства перед унитаризмом и конфедерацией, находят и демонстрируют убеди-тельные факты и достойные аргументы, чтобы подчеркнуть возрастающее значение федерализма в общем политическом процессе, возрастание его роли в политических системах и отношениях. Но возрастающее значение федерализма как системы нельзя свести только к инкорпорированию этого явления в структуры других политических систем. И если уж заходит речь о возрастании значения федерализма, то здесь не обойтись и без того, чтобы не учитывать влияние этого феномена на  политическую систему в целом. Включенность федерализма в политическую систему и влияние федерализма на саму политическую систему создает тот политический эффект, который трактуется как демонстрация федерализмом «своего собственного политического содержания». Расширение базы аргументированного объяснения возрастающей роли федерализма можно связать не только с его собственно политическим содержанием, но и с политической субъектностью федерализма. По нашему мнению, федерализм при определенных условиях способен себя отстоять в конкурентной борьбе с другими формами государственного устройства, быть востребованным эффективным политическим инструментом в поддержании устойчивости административно-территориального управления в государстве, обеспечивать стабильность отношений между основными социально-политическими структурами. 

      Нельзя игнорировать противоречия между принципами федерализма и принципами, основу которых составляет этнический и религиозный фактор не только административно-территориального устройства страны, но и ментальная, и культурная традиции, нормы гражданского общества, вступающие в противоречия с нормами между-народного и национально-государственного права. Как подчеркнул Президент России Д.А.Медведев, «…наша многоконфессиональность – не привнесенная за счет приезда каких-либо новых жителей, новых граждан. Она традиционно сложившаяся за счет истории развития самого государства».

    Выискивать упущенные виды, направления, факторы, повышающие или, наоборот, понижающие возрастающее значение федерализма в структуре политической и общественной жизни – идти по пути формализации. Неформальным представляется признание того, что при всем множестве значений федерализма, детализации его сути, возможном наполнении значения другими направлениями и смыслами не решен  вопрос о значении федерализма по сути как действенного и востребованного ресурса политики ее субъектами федерального и регионального масштаба, политическими партиями в ходе формирования стратегии и тактики политической борьбы и особенно в ходе выработки и осуществления программы социального и экономического развития страны и регионов. Федерализм становится востребованным в политическом дискурсе в качестве аргумента спора при относительно редких обстоятельствах. И, как правило, при обстоятельствах чуть ли не чрезвычайных: обострении отношений между федеральной и региональной властью, при нарушении конституционных норм одним или другим субъектом власти, при излишествах в распределении  материальных активов в пользу того или иного субъекта политического процесса, в контроле за бюджетно-финансовыми потоками.

    Федерализм по своему значению по субъективным обстоятельствам оказался выведенным из сферы публичной политики и политики масс и нередко является «разменной» политикой отдельных лиц, групп, этнических и конфессиональных претензий. Насколько оправдана такая ситуация для современного политического процесса, в том числе и для федеративных отношений? Возможно, она отражает реальное положение, связанное с достигнутым среди основных политических игроков консенсусом о значении федерализма в современной жизни общества и государства, и политические субъекты всех уровней принимают такую ситуацию как относительно спокойную и стабильную, не требующую форсированного ее изменения. Как долго продлится такая благостная ситуация, непонятно.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика