Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

Фарида Мамад:
О праве человека – взгляд Комиссара по правам человека Республики Мозамбик


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Социальный аудит деятельности полиции
Научные статьи
12.01.12 08:20

вернуться

  
ЕврАзЮж № 12 (43) 2011
Правоохранительные органы
Егорышева Н.В.
Социальный аудит деятельности полиции
В статье обосновывается необходимость внедрения в практику социального аудита фор­мирующегося в стране института полиции, раскрывается содержание понятия «социальный аудит» применительно к полиции и показываются его возможности по повышению социаль­ной эффективности ее деятельности.

     В ходе реформы органов внутренних дел и с принятием Федерального закона «О полиции» в стране началось формирование нового правового института – полиции.

     Закон не только существенно укрепил и расширил правовые основы деятельности этого института; его положения ориентированы на усиление социальной направленности работы полиции, о чем, в частности, свидетельствуют провозглашенные принципы, которые должны лежать в основе организации и функционирования органов полиции. В законе также провозглашается идея социального служения и, соответственно, социальной эффективности деятельности полиции, в оценке которой роль ведущего критерия приобретает общественное мнение.   

     Наряду с принципами соблюдения прав и свобод граждан, законности и беспристрастности полиция будет руководствоваться принципами открытости и публичности, обеспечения общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

      Содержание этих принципов требует от института полиции большей информационной открытости, ещё более широкого использования обратной связи в управленческой деятельности, функционирования на основе новейших информационных систем и технологий, а в конечном счёте – ориентации на общество и его институты с целью тесного взаимодействия и обеспечения поддержки.
Усиление социальной направленности в работе полиции будет обеспечиваться на качественно более совершенной основе информационного взаимодействия и разнообразных форм сотрудничества с общественностью и гражданским обществом, что закономерно ставит на повестку дня вопрос социального контроля и оценки этого института. Понятие «социальный аудит» вошло в научный оборот сравнительно недавно. Поэтому практика проведения социального аудита в различных сферах деятельности социальных институтов и организаций только ещё складывается. Это касается и института полиции, так как здесь сформировались лишь отдельные элементы подобного аудита.

     В широком плане, как считает ряд специалистов, под социальным аудитом понимается процедура диагностирования социальных отношений на различных уровнях организации социума.  Поэтому предназначение социального аудита заключается в том, что с его помощью организация имеет возможность разобраться, насколько её деятельность соответствует общественным целям и ценностям, в какой мере организация достигает целей своей деятельности с учётом ожиданий различных социальных групп.

     Полиция находится под сильным влиянием различных факторов внешней среды, в числе которых немаловажную роль играет криминогенный фактор. Влияние факторов внешней среды детерминирует цели деятельности всех правоохранительных органов, смягчает или, напротив, усугубляет противоречия между этими целями. Поэтому социальный аудит должен быть направлен также на анализ условий внешней социальной среды функционирования полиции для выявления социальных факторов этой среды, благоприятно влияющих или, наоборот, сдерживающих её эффективную деятельность. В этой связи основное предназначение социального аудита некоторые специалисты справедливо видят в диагностике причин и выявлении форм возникновения и проявления социальных проблем, во всесторонней оценке их важности, в определении срочности и возможностей их разрешения и последующей профилактики.

   Являясь комплексным понятием, социальный аудит имеет внешние и внутренние формы организации и проведения.

    К формам внешнего аудита относится аудит, осуществляемый органами государственной власти и управления и выражающийся в их оценках полиции и её сотрудников. Условно эту форму социального аудита можно назвать официальным аудитом. К этой форме относятся и оценки СМИ, отражающие официальную точку зрения органов власти и управления.

    Формой внешнего социального аудита является аудит, или оценка полиции со стороны гражданского общества, включая его институциональные и неинституциональные составляющие (политические партии, независимые СМИ, общественные организации и т. п., а также различные социальные группы).

    В числе форм внешнего социального аудита следует указать и международный аудит, представленный оценками международных властных и правоохранительных структур, гражданами зарубежных стран.

    Внешний социальный аудит в самом общем виде направлен на определение меры соответствия содержания результатов работы полиции общественным ожиданиям, существующим международным и отечественным стандартам правоохранительной деятельности, на выявление уровня авторитета доверия и поддержки со стороны различных категорий населения. Этот аудит позволит установить факторы внешней социальной среды, так или иначе влияющие на эффективность функционирования полиции, и учитывать действие этих факторов в управленческой деятельности.

      Но эффективность деятельности полиции зависит также от силы и направленности влияния факторов внутренней среды. На выявление этих факторов, а также существующих проблем и противоречий, носящих, в первую очередь, латентный характер, направлен внутренний аудит.

    К форме внутреннего социального аудита полиции, что условно можно назвать самоаудитом, относится также мониторинг общественного мнения сотрудников полиции, которые сами оценивают свою работу и работу своих коллег, функционирование всей системы полиции, наличие имеющихся проблем и результатов их решения.

     Внутренний социальный аудит полиции, в отличие от существующих сегодня форм контроля, будет направлен на выявление меры соответствия друг другу стоящих перед любой организацией трёх групп целей (цели-задания, цели-ожидания, цели-системы), на установление характера мотивации сотрудников, на оценку уровня их удовлетворённости своей службой, на выяснение отношения сотрудников к служебному долгу, к принципам и стандартам служебной деятельности, на определение характера вертикальных и горизонтальных отношений в служебных коллективах и т. п.

     Одним из средств как внешнего, так и внутреннего аудита является общественное мнение, внимание к которому постоянно возрастает. В последние годы практика изучения общественного мнения об эффективности работы правоохранительных структур и, в первую очередь, органов внутренних дел, в состав которых сегодня входит полиция, приобрела мониторинговый характер. При этом в мониторинге общественного мнения принимают участие как государственные и муниципальные органы, общественные организации и независимые исследовательские коллективы, так и сами органы внутренних дел, и их ведомственные научные организации.

     Систематичность изучению общественного мнения о деятельности полиции придало решение Министерства внутренних дел Российской Федерации об отнесении содержащихся в этом мнении оценок к одному из ведущих критериев определения результативности ее работы. В Федеральном законе «О полиции» этот критерий, как отмечалось, получил окончательное нормативное закрепление.

    Общеизвестно, что любая форма и разновидность контроля предполагают сбор разносторонней объективной информации и на её основе оценку состояния дел. Подобная общественная оценка эффективности работы полиции на основе информации, получаемой в ходе социологических исследований, может быть названа социальным аудитом. Подобная оценка направлена на определение, главным образом и прежде всего, социальной эффективности деятельности органов внутренних дел.

     Таким образом социологический мониторинг общественного мнения о состоянии криминогенной обстановки и эффективности деятельности полиции по нормализации этой обстановки можно считать важным средством социального аудита работы полиции, а содержание и направленность этого мнения – критерием оценки социальной эффективности. Кроме того, имеющаяся практика изучения органов полиции социологическими методами должна рассматриваться в качестве существенной предпосылки для проведения социального аудита.

     Другой, не менее важной предпосылкой является расширяющееся сотрудничество полиции с гражданским обществом. Тесное взаимодействие с общественностью расширяет возможности социального контроля, так как та или иная часть работы полиции становится более известной гражданам, активно участвующим в общественной правоохранительной деятельности. А это, в свою очередь, способствует росту компетентности общественного мнения, а значит и объективности содержащихся в нем оценок.

     Социологический мониторинг общественного мнения об эффективности деятельности органов внутренних дел, проводимый ежегодно с 2002 года по заказу администрации городского округа город Уфа социологической лабораторией Восточной экономико-юридической гуманитарной академии, позволил установить тенденцию увеличивающегося в сознании граждан понимания необходимости оказания содействия органам правопорядка.

     О том, что в обществе сформировалось осознание необходимости взаимодействия и сотрудничества с правоохранительными структурами, свидетельствует выявленная в ходе социологического мониторинга тенденция роста готовности граждан противодействовать преступности. Так, например, 68,8 % опрошенных в 2011 году уфимцев выразили готовность сообщить по телефону доверия или через Интернет о ставших им известными фактах преступлений, 57,9 % – о фактах коррупции в органах власти и полиции. Соответственно 9,8 % и 15,0 % не стали бы никого информировать о подобных фактах. В 2010 году эту позицию по отношению к преступности выражали соответственно 50,7 % и 27,9 % опрошенных. 

    Предпосылкой к введению практики социального аудита полиции должно считаться и то обстоятельство, что в последние годы всё более заметную роль в функциональном наборе органов внутренних дел приобретает социальная функция, связанная с предоставлением социальных услуг населению. Это проявляется в усилении социальной составляющей в работе участковых уполномоченных милиции, в учреждении должностей школьных инспекторов полиции, которые занимаются разъяснительной работой среди учащихся подростков, профилактикой правонарушений в их среде. В качестве эксперимента введён институт семейных инспекторов полиции, призванных осуществлять профилактику домашнего насилия и семейного пьянства. Возросла социальная составляющая и в содержании работы дорожно-патрульной службы, последовательно формируется государственно-общественная инфраструктура по делам несовершеннолетних и защите их прав.  Институт полиции предполагает развитие этих направлений деятельности.

    Возможности социального аудита применительно к органам полиции определяются его функциями. К этим функциям, перечень которых не является исчерпывающим, относятся: информационная, аналитическая, оценочная, коммуникационная, регулятивная, прогностическая и управленческая.

    По мере развития практики социального аудита содержание и перечень его функций будет конкретизироваться.

    В то же время, несмотря на сформировавшееся в обществе и среди сотрудников полиции осознание необходимости тесного взаимодействия друг с другом в деле противодействия преступности и обеспечения правопорядка, а также на то, что в стране утвердилась тенденция развития форм подобного взаимодействия, в общественном мнении сохраняется невысокая оценка данной практики. Опрошенные в 2011 году жители г. Уфы оценивают уровень взаимодействия органов полиции и гражданского общества преимущественно как низкий – 43,4 % и как средний – 33,4 %. При этом 22,3 % затруднились высказать свое мнение.

    Это свидетельствует о несформированности еще всех необходимых предпосылок для введения практики социального аудита, а следовательно, и общественного контроля. Нередко и сами органы внутренних дел не стремятся стать объектом подобного контроля, предпочитая не выносить «сор из избы» и не делать достоянием общественности свои внутренние проблемы и недостатки. Поэтому 29,2 % респондентов в 2011 году указали на то, что общественный контроль правоохранительных органов со стороны гражданского общества в реальной жизни носит чисто декларативный характер, а 39,2 % опрошенных полагают, что подобный контроль отсутствует полностью.

    Предпосылки и возможности социального контроля и аудита полиции, хотя и получили официальное законодательное закрепление, но, как уже отмечалось, полностью не сложились. Это связано в определенной мере с тем, что практика подобного контроля и аудита отсутствовала на протяжении длительного времени. Но главная причина в том, что институт полиции только менее года как сформирован, а содержание Федерального закона «О полиции» определяет основные пути его развития, и для их прохождения требуется время.

    Сегодняшний период развития органов внутренних дел можно назвать переходным, он характеризуется незрелостью первых результатов преобразований и в какой-то мере их незавершенностью. Переходность этого периода определяет неопределенность оценок общественным мнением хода и первых результатов преобразований структуры и содержания работы органов внутренних дел.  

    Так, опрос, проведенный в 2011 году в г. Уфе, позволил установить, что в общественном сознании не отразились еще какие-либо серьезные изменения в деятельности формирующегося института полиции, связанные с реализацией Федерального закона «О полиции», по сравнению с состоянием дел в предшествующие годы.

   Так, 66,2 % опрошенных полагают, что в работе уфимской полиции каких-либо серьезных изменений не произошло. При этом важно, что не фиксируется заметное ухудшение ситуации. Об этом высказались только 1,5 % респондентов.

   То же касается и влияния проведенных преобразований в органах внутренних дел, связанных с реализацией Федерального закона «О полиции», на их авторитет. 52,1 % респондентов высказались, что авторитет остался по-прежнему невысоким. Но одновременно 12,4 % почувствовали его рост, и только 7,9 % отметили дальнейшее нападение авторитета.

    49,7 % опрошенных не видят пока заметного влияния практики реализации закона «О полиции» на состояние борьбы с коррупцией в органах полиции. Но и здесь среди респондентов больше тех, кто всё-таки почувствовал улучшение ситуации, – 10,4 %. Указали на ее ухудшение 4,3 %.

    В заключение необходимо отметить, что по сравнению с другими организациями и институтами социальный аудит органов формирующегося института полиции будет иметь свои особенности, определяемые спецификой структуры этих органов, решаемых ими задач и выполняемых функций, а также особенностями организации служебной деятельности. Кроме того, возможности социального аудита будут регламентироваться законодательством о полиции и других правоохранительных органах, определяющим те стороны деятельности полиции, которые могут и должны быть подвергнуты общественной оценке, и те стороны, судить о которых должны специалисты. Но в то же время очевидным становится то, что для существенного повышения социальной эффективности работы полиции и формирования ее высокий репутации социальный аудит необходим. Именно он позволит придать целенаправленный характер социальной составляющей в работе полиции и будет способствовать формированию и дальнейшему росту ее репутации и общественного доверия.


Ноутбуки стали незаменимыми помощниками в работе над документами. Если во время работы пропало изображение на экране, то поможет замена видеокарты в ноутбуке acer, вся подробная информация на сайте http://www.iskraservice.ru


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика