Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

Фарида Мамад:
О праве человека – взгляд Комиссара по правам человека Республики Мозамбик


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Консультативные совещания как орган управления в Системе Договора об Антарктике
Научные статьи
12.01.12 08:54

вернуться

 
ЕврАзЮж № 12 (43) 2011
Международное право
Авхадеев В.Р.
Консультативные совещания как орган управления  в Системе Договора об Антарктике
В данной статье представлено описание форм и процедур деятельности основного орга­на управления Системы Договора об Антарктике – Консультативных совещаний. Даны краткие сведения о направлениях деятельности этого органа, а также о принятых им Рекомендациях, Мерах и Резолюциях.

      В целях обеспечения контроля за соблюдением положений Договора об Антарктике 1959 г.  (далее – Договор) государства-участники учредили механизм Консультативных совещаний, которые проводятся ежегодно. Государства, не являющиеся первоначальными участниками Договора и проявляющие заинтересованность в проведении в Антарктике существенной научно-исследовательской деятельности, такой как создание научной станции или посылка научной экспедиции, имеют основание стать Консультативными сторонами Договора. Механизм получения статуса Консультативной стороны оформлен в Положении о консультативном статусе Стороны Договора об Антарктике, принятом на XXI Консультативном совещании в 1997 г.

     На сегодняшний день в работе Консультативных совещаний участвует 28 консультативных сторон и 20 неконсультативных сторон, которые приглашаются для присутствия на Консультативных совещаниях, но не участвуют в принятии решений.

     Статья IX (пункт 7) Договора об Антарктике 1959 г. предусматривает, что Договаривающиеся стороны соберутся не позднее, чем через два месяца по вступлении в силу Договора и «будут собираться впоследствии через промежутки времени и в местах, которые будут ими определены, с целью обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, представляющим общий интерес, а также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей настоящего Договора...». Эти встречи известны как «Консультативные совещания по Договору об Антарктике». С 1961 по 2011 г. было проведено тридцать четыре Консультативных совещания в странах-участницах в порядке английского алфавита, принятом Консультативными сторонами.

     Первоначально стороны Договора представляли 12 стран, которые проявили активность в Антарктике во время Международного геофизического года, проходящего в 1957 / 58 г., а затем приняли приглашение правительства Соединенных Штатов Америки на дипломатическую конференцию, на которой в Вашингтоне в 1959 г. и обсуждался Договор. Они обладали правом участвовать в совещаниях, предусмотренным статьей IX Договора («Консультативные совещания»), и, соответственно, называются Консультативными сторонами. Договор предусматривает присоединение любого государства, которое является членом Организации Объединенных Наций, и присоединение любого другого государства, приглашенного всеми Консультативными сторонами. Договор также предусматривает, что такие государства, которые присоединились к Договору и продемонстрировали свой интерес в Антарктике, проводя там значительные научные исследования, могут становиться Консультативными сторонами. Таким путем Консультативными сторонами стало большинство государств — нынешних участников Договора. Уточненное положение о Консультативном статусе стороны Договора об Антарктике было принято на XXI КСДА  в Крайстчере в 1997 г.

     Ежегодно (до 1991 г. раз в два года) Консультативные стороны собираются «с целью обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, представляющим общий интерес, а также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей настоящего Договора». С 1983 г. страны – участницы Договора, не являющиеся Консультативными сторонами, приглашаются для участия в этих совещаниях в качестве наблюдателей. На совещаниях по признанию статуса Консультативной стороны рассматриваются заявки стран, присоединившихся к Договору и продемонстрировавших свой интерес посредством выполнения значительных научных исследований в Антарктике. Неконсультативные стороны на таких совещаниях не присутствуют.

     В процессе развития Системы Договора об Антарктике было решено проводить два других типа совещаний: «Специальные Консультативные совещания» и «Совещания экспертов». Основная разница между этими тремя типами совещаний, некоторые из которых вытекают из многолетней практики, в следующем:
– Консультативные совещания, первое из которых проводилось в Канберре в 1961 г., разрабатывают рекомендации своим правительствам, которые не вступают в силу до тех пор, пока они не одобрены всеми Консультативными сторонами, которые были уполномочены присутствовать на этом совещании. Перечень Консультативных совещаний по Договору об Антарктике приведен ниже;
– Специальные Консультативные совещания проводятся по решению Консультативных сторон. Эти совещания, первое из которых проводилось в Лондоне в 1977 г., обладают правом принятия решений в рамках конкретной цели совещания, обязательных для участвующих правительств, например, признание новых Консультативных сторон. Всего проведено 12 специальных Консультативных совещаний;
– Совещания экспертов, первое из которых проводилось в Буэнос-Айресе в 1981 г., имеют право только подготовить отчет, который передается Консультативным сторонам для рассмотрения. Любые действия, которые могут быть необходимы в результате отчета совещания экспертов, предлагаются Консультативному совещанию для рассмотрения;
– Правила процедуры Консультативных совещаний и административная практика их проведения сформировались в период действия Договора об Антарктике, базируясь на его принципах. Время от времени это приводило к некоторым трудностям, в частности, в отношении своевременного издания окончательного отчета Консультативных совещаний на всех официальных языках Договора (английском, французском, русском и испанском). В период проведения первых десяти Консультативных совещаний было принято решение назначать Редакционный комитет для работы на время совещания. Большинство документов этих совещаний имели форму Рекомендаций, а заключительный отчет был относительно коротким. Начиная с Двенадцатого Консультативного совещания отчеты стали более развернутыми (отчет Первого Консультативного совещания составлял менее 30 страниц, XXIII – более трехсот), и вследствие увеличения работы после проведения совещания практика назначения Редакционных комитетов во время совещания прекратилась. Отчеты первых совещаний Консультативных сторон содержали согласованные тексты Рекомендаций, а также перечень стран, участвующих в совещании. В дальнейшем содержание отчетов КСДА значительно расширилось: в них отражаются все обсуждавшиеся вопросы, а также вопросы, которые не подлежали решению посредством Рекомендаций, и вопросы, по которым не был достигнут консенсус. В то время как Договор осуществляет действия посредством принятия Рекомендаций, использование отчета не только для регистрации текстов Рекомендаций, но также и для рассмотрения всех предметов дискуссий другим, менее формальным способом вносит элемент маневренности в деятельность КСДА. Все эти обстоятельства представляют сложную задачу для страны, проводящей Консультативное совещание.

         Весьма немаловажным является вопрос о деятельности Секретариата как органа делопроизводства и сбора информации, необходимой для деятельности Консультативных совещаний. Впервые слово «Секретариат» было упомянуто на XII совещании. На ранней стадии споры возникали между теми, кто видел в отсутствии Секретариата дополнительные возможности оказания политического давления, и теми, кто видел практические неудобства от отсутствия Секретариата в Системе Договора, членство в котором возросло более чем в три раза. Стало очевидно, что Секретариат должен в любом случае находиться постоянно в определённом населённом пункте, по определённому адресу, так как смена места нахождения может негативно отразиться на процессе делопроизводства Консультативных совещаний. Начиная с XVI Консультативного совещания споры велись уже не о том, нужен ли Секретариат, а о том, где он будет размещаться. XXIV КСДА в Санкт-Петербурге приняло решение о размещении Секретариата в Буэнос-Айресе.

     Документы КСДА в 60-х и 70-х годах ХХ столетия относились к категории «закрытых» и были недоступны для общественности. Это соответствовало обычной практике того времени. Однако с тех пор постепенно стало считаться, что документы межгосударственных совещаний должны быть более доступны. И хотя правила, предусмотренные для документов КСДА, не должны предоставляться общественности, ни одна делегация не воспользовалась этим правом, и на практике после каждого совещания документы становятся доступными.

     На XII КСДА в Канберре в 1983 г. Консультативные стороны приняли Рекомендацию XI1-6, связанную с рядом аспектов информационного потока в рамках системы Договора об Антарктике, а также между системой и другими международными сообществами. На следующем Консультативном совещании в Брюсселе в 1985 г. были приняты еще две Рекомендации: первая устанавливала национальные контактные точки, наделенные информационными функциями, вторая ввела абсолютно новое положение о том, что должен осуществляться регулярный обзор операций Системы Договора об Антарктике, и для этой цели рекомендовала, чтобы другие компоненты Системы, включая СКАР и КОМНАП, представляли отчеты о своей деятельности на каждом Консультативном совещании. Таким образом, существует регулярный «аудит» Системы.

    На XXI КСДА в Крайстчерче были внесены поправки в Правила процедуры проведения Консультативных совещаний. Пересмотренные Правила обобщили многочисленные поправки, сделанные предшествующими КСДА, и заменили Правила, действовавшие до этого момента.

     XXIV Консультативное совещание стало одной из наиболее продуктивных встреч по Договору об Антарктике. На совещании было распространено 37 рабочих и 80 информационных документов. Наибольшее число документов (6 рабочих и 5 информационных) было подготовлено и представлено делегацией Российской Федерации. По результатам состоявшихся дискуссий XXIV КСДА приняло ряд важных рекомендательных документов, в частности, три меры по системе антарктических охраняемых районов, исторических памятников и участков особого научного интереса; шесть резолюций по процедурным вопросам осуществления деятельности КСДА; два решения о порядке распространении документов Комитета по охране окружающей среды.

     Также необходимо отметить и XXVIII Консультативное совещание, которое проводилось в 2005 г. в г. Стокгольме. На нём было принято обсуждавшееся до этого почти тринадцать лет Приложение VI к Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике «Материальная ответственность, возникающая в результате чрезвычайных экологических ситуаций». Данное Приложение устанавливает процедуру международного контроля, предусматривающую постоянно действующие инспекции и специальные формы воздействия на нарушителей Протокола, вплоть до рассмотрения вопроса о компенсации ущерба окружающей среде в международном арбитраже. Также важно заметить, что Приложение VI не только регулирует ситуации, возникшие после предъявления чрезвычайных ситуаций, но и обязывает операторов осуществлять разумные профилактические меры, а также требует, чтобы операторы сторон составляли планы действий в чрезвычайных экологических ситуациях, а также в случае возникновения таких ситуаций принимали незамедлительные и эффективные ответные действия.

      Вызывает определённый интерес и ХХХ Консультативное совещание, проходившее в г. Нью-Дели (Индия) с 30 апреля по 11 мая 2007 г. В части II Заключительного отчёта Совещания указаны определённые меры, решения и резолюции. Меры в данном документе были приняты в отношении Особо охраняемых районов Антарктики, Особо управляемых районов Антарктики, а также Исторических мест и памятников Антарктики. Так, например, Мера 3 (2007) «Исторические места и памятники в Антарктике. Монумент в честь Договора об Антарктике»  говорит о том, что представители стран – участниц Консультативных совещаний «рекомендуют своим Правительствам одобрить следующую Меру в соответствии с пунктом 2 Статьи 8 Приложения V к Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике: Включить указанный далее монумент в «Перечень Исторических мест и памятников», который прилагается к Мере 3 (2003): № 82 «Монумент в честь Договора об Антарктике и мемориальная доска». Решения в данном документе касаются пересмотра статуса мер об охране и управления районами, повторном назначении Исполнительного секретаря, назначении внешнего аудитора, утверждении программы работы и бюджета Секретариата на 2007 / 2008 г. Так, например, согласно Решению 2 (2007) «Повторное назначение Исполнительного секретаря», представители стран – участниц Консультативных совещаний приняли решение о повторном назначении Иоханнеса Хубера Исполнительным секретарём Секретариата Договора об Антарктике. Резолюции в данном документе призваны установить правила поведения для посетителей участков, обеспечить сохранение южного гигантского буревестника (Macronectes giganteus), обеспечить долгосрочный научный мониторинг и постоянные наблюдения окружающей среды Антарктики, ограничить туристическую деятельность в районе действия Договора об Антарктике. Наиболее интересной из данных резолюций представляется Резолюция 5 (2007) «Туризм в районе действия Договора об Антарктике», в которой содержится рекомендация Сторонам Консультативных совещаний «не поощрять туристической деятельности, которая может в значительной степени способствовать долгосрочной деградации окружающей среды Антарктики, а также зависящих от нее и связанных с ней экосистем».

     Рекомендации, выработанные Консультативными Совещаниями, развивают положения Договора об Антарктике и способствуют укреплению международно-правового режима в этом регионе.

     Совещания экспертов создают механизм для глубокого изучения предмета общей озабоченности, для приглашения экспертов из стран, не являющихся Консультативными сторонами, и для подготовки отчетов для рассмотрения на КСДА. Эти совещания не уполномочены принимать решения или делать Рекомендации для правительства, но их отчеты могут быть использованы на КСДА как основа для создания Рекомендации. Этот механизм используется при решении вопросов технического характера. В конечном счете было проведено четыре совещания экспертов по рассмотрению вопросов телекоммуникации, безопасности полетов, мониторингу окружающей среды и мореплаванию в Антарктике.

      Для рассмотрения конкретной задачи проводятся Специальные Консультативные совещания, которые дают возможность Консультативным сторонам приходить к определенным решениям и предпринимать по ним действия, не ожидая одобрения Рекомендации Консультативного совещания, где может появиться элемент задержки, противоречащий целям совещания. Всего было проведено 12 Специальных Консультативных совещаний.

    За последние годы произошла значительная эволюция в понимании ценности научных исследований, проводимых в Антарктике. Все больше осознается, что Антарктика может сделать жизненно важный вклад в понимание глобальных явлений. Вместе с этим растет понимание того, что возможности Антарктики для научных исследований намного больше тех, что до сих пор использовались. Именно поэтому чрезвычайно важно, чтобы имеющийся научный потенциал использовался как можно более эффективно. Это не тот случай, когда чего-то можно достичь указаниями или директивами, а тот, когда правительства должны стараться содействовать, создавая общественное мнение, которое ценит антарктические исследования и международное сотрудничество.

     Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают предложения о проведении Международного полярного десятилетия, выдвинутые представителями Российской Федерации на 34-м Консультативном совещании по Договору об Антарктике, проходившем в период с 20 июня по 1 июля 2011 года в г. Буэнос-Айрес (Аргентина), так как именно план долгосрочного развития каких-либо программ развития может привести к положительным результатам.

    В частности, в российских предложениях о проведении Международного полярного десятилетия (далее – Предложения) отмечается, что Предлагаемая миссия Международного полярного десятилетия (МПД) заключается в предупреждении и предотвращении климатических, экологических, биосферных катастроф на основе мониторинга и изучения взаимодействия различных компонентов природной среды; повышения качества жизни населения арктического региона; совершенствования научной базы для обеспечения баланса государственных интересов стран, оперирующих в полярных регионах.

    Цель МПД состоит в мониторинге и изучении критических изменений в полярных областях Земли, влияющих на климатическую систему планеты, экосистемы и качество жизни населения, и выработке рекомендаций для правительственных и неправительственных организаций, осуществляющих деятельность в Арктике и в Антарктике.

    В качестве задач МПД предлагаются:
1) долгосрочный мониторинг изменений состояния полярных областей на основе имеющихся технологий и развития современных средств наблюдений, интеграции систем метеорологических, океанологических, гидрологических, криосферных, социально-экономических и других наблюдений и информационных ресурсов по полярным районам;
2) изучение крупномасштабных и локальных изменений климатической системы и состояний окружающей природной среды в полярных районах, их роли в глобальных климатических процессах;
3) повышение эффективности прогнозирования опасных гидрометеорологических и природных явлений в полярных районах, развитие и создание систем гидрометеорологической безопасности населения и территорий от опасных природных явлений;
4) изучение геологического строения, геологической истории для исследования долговременных климатических (палеоклиматических) изменений Арктического бассейна и Антарктики, включая омывающие ее морские бассейны, с целью получения данных;
5) оценка экологического состояния природной среды полярных областей, разработка мер по снижению негативных последствий ее загрязнения для человека и экосистем;
6) оценка последствий изменений климатической системы и состояний природной среды в полярных районах для социально-экономических и природных комплексов страны, разработка адаптационных мер;
7) повышение уровня образовательного и научного потенциала в области полярных исследований,  распространение знаний среди широкой общественности.

    Следует особо отметить, что данные предложения были рассмотрены и одобрены на Заседании Морской Коллегии Правительства Российской Федерации.

     Помимо изложенного, на наш взгляд, было бы целесообразно принять ряд мер по укреплению деятельности Консультативных совещаний по Договору об Антарктике по следующим направлениям:
– в правительстве каждого государства – участника Консультативных совещаний необходимо учредить должность лица, ответственного за деятельность в Антарктике, осуществляемую представителями данного государства;
– включить в состав представителей – непосредственных участников ежегодных Консультативных совещаний члена правительства каждого конкретного государства-участника, отвечающего за освоение Антарктики его государством, и требовать с таких представителей ежегодный отчёт;
– сделать информацию о деятельности Консультативных совещаний более открытой для мировой общественности;
– проводить кампанию по привлечению к участию в Договоре об Антарктике ещё не присоединившихся государств;
– круг международных организаций, участвующих в решении проблем Антарктики, целесообразно расширить, в частности, за счёт создания подразделения Международной организации уголовной полиции, специализирующегося на правоохранительной деятельности в рассматриваемом регионе. Данное подразделение могло бы восполнить не только функции охраны окружающей среды в районе действия Договора об Антарктике, но и осуществлять международное уголовное преследование за нарушения запрещающих норм документов Системы Договора об Антарктике.

       Целей, преследуемых Консультативными совещаниями по защите окружающей среды Антарктики, невозможно достичь одними лишь указаниями или директивами данного органа. Необходима также активизация деятельности правительств государств, участвующих в освоении Антарктики, и наличие силового механизма, обеспечивающего деятельность органа управления в системе Договора об Антарктике.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика