Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу о совершенствовании правового регулирования аудита недропользования
Научные статьи
13.01.12 09:01

вернуться

  
ЕврАзЮж № 12 (43) 2011
Экологическое право
Ямалетдинов Р.Р.
К вопросу о совершенствовании правового регулирования  аудита недропользования
В статье рассматривается вопрос о совершенствовании правового регулирования аудита недропользования.

 Каждый день в металлургии происходит что-то интересное. Мы собираем и публикуем самые интересные новости металлургической промышленности. Новости металлургии, вся подробная информация на сайте http://www.steelland.ru    
   Слово «аудит» в переводе с латинского означает «слушание» и в мировой практике применяется для обозначения разных проверок. В привычном понимании аудит воспринимается как проверка финансовой отчетности, однако праву известны и другие значения данного термина. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрено проведение экологического аудита как независимой, комплексной, документированной оценки соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.  Данное определение, как отмечается, не противоречит целям аудита, которые сформулированы в законе об аудиторской деятельности.  Однако эта общая формулировка не раскрывает правовой смысл данного понятия, поскольку в тексте закона отсутствует его законодательная детализация. То есть законодательством экологический аудит предусмотрен, но порядок его проведения не определен. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не дает представления относительно его места в правовом механизме охраны окружающей среды, в связи с чем отмечается, что нормативное регулирование экологического аудита находится в стадии становления. 

     Производным от экологического аудита является понятие аудита недропользования, которое в аспекте научной проработанности нельзя отнести к числу достаточно изученных вопросов. В основном это понятие рассматривалось в комплексе с иными вопросами, включая и осуществление экологического аудита в целом. В свою очередь обзор точек зрения на содержание экологического аудита приводит к выводу о его восприятии учеными в качестве инструмента охраны окружающей среды. Экологический аудит, как отмечается, это специфическая система экономического обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.  Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.  По мнению М.И.Васильевой, экологический аудит является механизмом обеспечения безопасности в экологической сфере.  Другие авторы рассматривают экологический аудит как деятельность, направленную на повышение эффективности экологического менеджмента, включая оценку его соответствия природоохранному законодательству. 

    В отношениях недропользования значение аудита, как представляется, значительно шире приведенных определений, поскольку в дополнение к указанной природоохранной функции ему отводится информативная роль. То есть аудит недропользования, с одной стороны, призван служить интересам охраны недр, а с другой – быть источником информации об их качественном и количественном состоянии. В этой связи аудит недропользования, на наш взгляд, выходит за рамки понимания аудита в экологическом аспекте, представляя собой инструмент комплексного регулирования горных отношений.

      Применительно к сфере недропользования актуальность аудита видится в том, что при разработке недр изымаются невозобновимые по своим свойствам полезные ископаемые, имеющие стратегическое значение для развития экономики страны. В связи с этим в числе основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. предусмотрены разработка и внедрение современной системы экологического аудита.  В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. также указывается на необходимость формирования правил осуществления экологического аудита.  В Энергетической стратегии России на период до 2030 года в качестве основной меры государственной энергетической политики указана поддержка стратегической инициативы по развитию системы экологического аудита организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в топливно-энергетическом комплексе.  С учетом отмеченного в приведенных актах значения аудита представляется актуальным обсуждение теоретико-правовых основ аудита недропользования. Проблема заключается в отсутствии комплексного рассмотрения аудита недропользования во взаимосвязи с анализом правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере. В этой связи правовое обеспечение его реализации сегодня нуждается в исследовании для выявления правовой природы аудита недропользования и развития законодательства, регулирующего его проведение.

      Правовая природа аудита недропользования связана с положениями части 1 статьи 9 Конституции РФ, согласно которым недра наряду с иными природными ресурсами используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.  Конституционный Суд РФ указал, что из этой нормы следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование природных ресурсов как естественного богатства, достояния всенародного значения.  Учеными отмечалось, что в этой норме Конституции концентрированно выражены интересы экологического благополучия, то есть при использовании природных ресурсов должно обеспечиваться поддержание благоприятного состояния окружающей среды, что является признаком публичного интереса, вытекающего из статьи 9 Конституции.  В соответствии со статьей 35 Закона РФ «О недрах» основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.  С учетом указанных положений аудит недропользования, как представляется, является одним из потенциально эффективных инструментов обеспечения учета интересов граждан в горных отношениях. 

     Что касается правовых основ аудита недропользования, то фактически в настоящее время отсутствует предметное регулирование данной сферы отношений. Полагаем, что первоначально целесообразно определение порядка проведения экологического аудита в целом, для чего требуется внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В сфере недропользования усматривается необходимость введения процедуры аудита с приданием ему правового статуса путем включения в Закон РФ «О недрах» соответствующей статьи. Предпосылками к этому является то, что функционирование горнодобывающих предприятий связано со значительным уровнем воздействия на недра. В этой связи в Законе о недрах следует предусмотреть норму, обязывающую недропользователей в обязательном порядке проводить независимый аудит запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, а также аудит выполнения лицензионных соглашений.

      Основой совершенствования законодательства в рассматриваемом аспекте, на наш взгляд, вполне могут стать нормы международного законодательства. Так, в соответствии со статьей 299 Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств – участников СНГ аудит недропользования представляет собой предпринимательскую деятельность специализированных организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок деятельности пользователей недр, а также оказанию консультативных и иных аудиторских услуг.  В этой же норме определяются задачи аудита, порядок его проведения, иные положения, рецепция которых видится вполне допустимой.

      Следует отметить, что попытки регулирования аудита недропользования  предпринимались ранее. Постановлением Государственной Думы от 18 июня 1999 г. № 4162-II в первом чтении был принят проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах», который предусматривал дополнение Закона «О недрах» новой статьей об аудите недропользования. Однако при принятии проекта в окончательной редакции данную норму из него исключили. Министерством природных ресурсов РФ 2 апреля 1998 г. был принят Приказ № 95 «О создании системы аудита недропользования», которым предусматривалось создание и внедрение системы аудита недропользования с учетом специфики горного производства, связанного с опасностью жизнедеятельности как на уровне ландшафтов, так и в подземных условиях.  Данный приказ, к сожалению, просуществовал недолго и каких-либо изменений в практику горных отношений не привнес. Актуальность создания правовой основы аудита недропользования отмечается и сегодня. Так, в Постановлении Совета Федерации Федерального Собрания от 9 июня 2010 г. № 218-СФ «О законодательном обеспечении безопасных условий труда в уголовной отрасли» Правительству Российской Федерации рекомендовано подготовить изменения в законодательство о недрах, предусматривающие обязательный аудит недропользования, включающий проверку соответствия ведения горных работ проектной и технологической документации, осуществления рационального, комплексного и безопасного использования недр и ведения горных работ.

     Следует отметить, что подходы к законодательному регулированию аудита недропользования выработаны эколого-правовой наукой. Отмечается, что одним из направлений усиления негосударственных форм контроля за деятельностью недропользователей является создание независимой вневедомственной службы горного аудита и правовое закрепление ее функций.  То есть с введением аудита недропользования вполне ожидаемым является усиление контрольных функций уполномоченных органов, что в свою очередь благоприятно отразится на исполнении законодательства о недрах. Полагаем, что аудит недропользования должен осуществляться при разработке проектов комплексного развития промышленных зон и технико-экономических обоснований на создание, реконструкцию, перепрофилирование или закрытие предприятий недропользователей.

    В завершение отметим, что каких-либо юридически значимых препятствий для введения аудита недропользования не усматривается, правовые предпосылки для этого имеются, подходы к законодательной реализации данной идеи учеными выработаны. Полагаем, что внесение соответствующих изменений в законодательство благоприятно отразится на работе нефтегазодобывающих предприятий. В свою очередь создание полноценной системы аудита недропользования в качестве комплексной системы оценки соответствия хозяйственной деятельности недропользователей законодательным требованиям повысит инвестиционную привлекательность данной сферы хозяйствования.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика