Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

События и новости






РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт государства и права.
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОПЫТЫ



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. В честь Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора СТАНИСЛАВА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЧЕРНИЧЕНКО



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. А.М. Солнцев. Монография



Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева

Бекяшев Д.К. «Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. – Москва: Проспект, 2013. – 280 с.



Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения
Раянов Ф.М.

Перед вами – оригинальная работа, в которой автор, основываясь на мировой общественно­политической практике, впервые в отечественном обществоведении по­новому подходит к раскрытию понятий «гражданское общество» и «правовое государство».





вернуться

Полиция Швеции

Рубрику ведет Бирюков П. Н. – д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой Воронежского ГУ

В статье рассматриваются организационно-правовые вопросы функционирования полиции Швеции.

    1. Полиция Швеции: общие положения
   
Полиция Швеции входит в систему Министерства юстиции наряду с Прокуратурой, Национальным советом по судебной медицине, Национальным советом по предупреждению преступности, Учреждением по реабилитации жертв преступлений, Национальным бюро по экономическим преступлениям, Службой по тюрьмам и пробации.

      Деятельность  полиции Швеции связана с реализацией значительных полномочий властного характера. Для надлежащей защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения демократических принципов и ценностей в рамках шведской системы управления осуществляется надзор за деятельностью полиции следующими государственными органами:
а) Национальный Департамент полиции осуществляет инспекции с целью проверки эффективности деятельности отдельных учреждений полицейской системы, отвечает требованиям директив Правительства и Риксдага с соблюдением прав и законных интересов личности;
б) Администрация Парламентского омбудсмена является надзорным органом, ответственным за проверки соблюдения законности со стороны государственных и муниципальных служб, государственных служащих, в том числе осуществляет контроль за правильным правоприменением в системе органов полиции Швеции;
в) Национальное контрольно-ревизионное управление является независимым органом, ответственным перед Риксдагом, проводящим аудит всех государственных служб в Швеции;
г) Администрация Канцлера юстиции является государственным органом, в компетенцию которого входит контроль за правоприменительной деятельностью должностных лиц государственной службы, оценка её эффективности и результативности.



      Функционирование шведской полиции регламентирует, прежде всего, Закон «О полиции» 1984 г.  Отдельные вопросы деятельности полиции регламентируют также нормы УПК 1998 г.,  УК 1999 г.,  Закона «О международном сотрудничестве в расследовании уголовных дел» 1978 г.,  Закона «О реестре судимых» 1998 г.,  Закона «О реестре подозреваемых по уголовным делам» 1998 г. 

  2. Структура полиции Швеции

    Шведская полиция имеет три уровня.

    Первый. Центральный аппарат образует Национальный Департамент полиции (NPB) Швеции. Департамент возглавляет Комиссар полиции, назначаемый Правительством Швеции.

     Основными обязанностями Департамента являются контроль над всеми нижестоящими органами системы полиции Швеции, их координация и обеспечение рационального использовании предоставляемых государством ресурсов. По поручению Правительства Национальный Департамент полиции может выполнять прямо поставленные задачи в рамках полицейской работы по обеспечению общественной безопасности в конкретном регионе.

     В перечень важнейших задач Департамента также входит разработка новых технологий и методов работы шведской полиции, контроль Национальной лаборатории судебной экспертизы, основная и повышенная подготовка сотрудников полицейских ведомств. Важной частью деятельности Департамента является координация работы и мер пограничного контроля, международная работа полиции, центральное руководство и использование отрядов полиции быстрого реагирования при чрезвычайных инцидентах.

    Департаменту подчинены:
а) Национальная служба безопасности Швеции (NSS).  Она отвечает  за операции по контрразведке, борьбе с террористической деятельностью, защите конституции и охране важных объектов, в том числе защите важных персон из королевского и дипломатического перечня. Специфика обязанностей диктует большую степень конфиденциальности в работе Службы. В обязанность Службы входит обнаружение и принятие контрмер против преступлений, посягающих на национальную безопасность. В большинстве случаев НСБ расследует данные преступления, однако такие расследования проводят и регулярные полицейские подразделения, в то время как НСБ обеспечивает исчерпывающую аналитическую информацию;
б) Национальный отдел по уголовному розыску (NCID).  Данное подразделение осуществляет активную деятельность в правовой помощи по расследованию уголовных дел, борьбу с организованной преступностью при отягчающих обстоятельствах и специализированные задачи, прямо входящие в его компетенцию. Отдел является важным связующим звеном в вертикали местной, национальной, международной уровней органов полиции;
В) Национальная лаборатория судебной экспертизы Швеции (SKL).  Лаборатория выполняет исследования в рамках расследования отдельных видов преступлений. Она имеет большой научный опыт и использует передовые технологии определения и сохранения следов преступлений, установления связей между субъектами, местами и объектами совершенных преступлений.

   Второй уровень образуют окружные отделения полиции. Территория Швеции поделена на 21 полицейский округ.

       Каждое Управление само определяет свою внутреннюю структуру, количество и функции структурных подразделений. Как правило, Управление организовано следующим образом:
а) Управление полиции округа возглавляется Комиссаром полиции округа и Помощником комиссара полиции округа. Оно несет ответственность за обеспечение эффективности деятельности всех подчиненных органов местной полиции, соблюдение ими ведомственных нормативно-правовых актов в целом; 
б) Административный отдел выполняет административно-технические функции организации деятельности местной полиции (финансовые показатели, организация связи с общественностью, подбор персонала, технического оборудования и т. д.);
в) Окружной департамент уголовного розыска, как правило, включает в свою структуру четыре отдела: Отдел уголовного розыска, Отдел по борьбе с наркотиками, Отдел по борьбе с экономическими преступлениями и Отдел судебной экспертизы;
г) Отдел общественного порядка отвечает за управление низшими звеньями местной полиции. Он руководит деятельностью районной полиции, действующей на территории своих полицейских участков с автономным персоналом для решения поставленных задач. Отдел также может включать подразделения дорожной полиции и, где это необходимо, группы пограничной полиции.

     Окружные отделения отвечают за обеспечение и реализацию прав человека, предупреждение и выявление преступлений, лиц, их совершивших, привлечение последних к ответственности в пределах территории своего округа. Окружное отделение проводит расследование преступлений и предупреждает осуществление преступных деяний. Кроме того, в его обязанности также входит выдача паспортов, различного рода разрешений и лицензий.

    Численность работников в окружной полиции значительно варьируется. Так, Стокгольмская полиция с аппаратом в 5800 сотрудников является самой большой по численности, в то время как в отделе полиции округа Готланд служат 135 сотрудников.

   Третий уровень образуют районные отделения полиции (их в Швеции 117).

      Райотдел возглавляет Районный комиссар полиции, назначаемый Советом округа, и его 6–8 заместителей, отвечающих за различные области деятельности местной полиции. Районные участки полиции Швеции включают секретариат, отдел дорожной полиции, публичного порядка, а также отдел по расследованию уголовных дел, обычно состоящий из пяти «отрядов» (общего расследования, по расследованию технических преступлений, насильственных преступлений, краж, мошенничества). Существуют также специальные межрайонные отделы: 14 – по предотвращению преступности, один – по экономическим преступлениям, 25 специальных отделов по борьбе с наркотиками.

  3. Сотрудник полиции

    В Швеции сотрудники полиции делятся на две группы: полицейские «в форме» и следователи по уголовным делам.

    Система званий полицейских в форме выглядит следующим образом: Полицейский-Кадет (Polisaspirant); Офицер полиции (Polisassistent); Офицер полиции с 6-летним стажем (Polisassistent, 6 еrs); Сержант полиции (Police Sergeant); Инспектор полиции (Police Inspector); Интендант полиции (Police Intendent); Суперинтендант полиции (Police Super Intendent); Заместитель командира полиции (Ass. Police Commander); Командир полиции (Police Commander); Начальник полиции (Police Chief); Комиссар полиции (Police Commissioner); Комиссар полиции округа (Länspolismästare); Национальный комиссар полиции (Rikspolischef).

     Для кандидатов на должность в полицию установлены следующие обязательные требования: шведское подданство; оконченное среднее образование; минимум один год опыта работы; определенный уровень физического здоровья; достижение 20-летнего возраста на момент поступления или в течение первого года службы; наличие водительского удостоверения; умение плавать. Для кандидатов на должность следователя (в дополнение к вышеуказанному) обязательно наличие диплома об оконченном высшем юридическом образовании.

    Подготовка сотрудников полиции осуществляется Национальной Полицейской Академией в г. Солна, а также университетами г. Вэйо и г. Умео.

    Подготовка полицейских-новобранцев проводится в течение трех лет, включая обязательные стадии обучения: 10 месяцев базовой подготовки в полицейском колледже, 18 месяцев в качестве стажера в одном из 117 районных отделов полиции, а также окончательное обучение в полицейском колледже сроком пять месяцев. В течение срока обучения новобранец получает теоретическую базу, необходимую для будущей работы, навыки полицейского анализа и планирования, управления и профессиональной психологии. Также в этот период ему предоставляется работа в качестве стажера в различных сферах системы уголовного правосудия: различные звенья системы полицейских органов, судебной системы, прокуратуры Швеции.

    В настоящее время в полиции Швеции насчитывается более 23000 сотрудников.

   4. Компетенция органов полиции Швеции

   Основные полномочия сотрудников шведской полиции закреплены в ст. 10–28 Закона «О полиции» 1984 г.

    В соответствии со ст. 10 Закона сотрудник полиции может в случае, когда иные средства являются неадекватными и если это оправдано с учетом обстоятельств, использовать силу во исполнение служебных полномочий, если:
а) он сталкивается со встречной силой (сопротивлением) или угрозой причинения вреда сотруднику полиции;
б) лицо, которое должно находиться под стражей в ожидании суда, следствия или лишенное свободы в установленном законом порядке, совершает попытку бегства, связанную с сопротивлением сотрудникам органов полиции;
в) это необходимо для предотвращения наказуемого деяния или исключения угрозы жизни, здоровью или ценному имуществу или риска значительного ущерба окружающей среде;
г) в соответствии с законом необходимо удалить человека из определенной зоны  действий, связанных с поиском человека, экспертизы, иных мер при сопротивлении других лиц, определенных в УПК;
д) в соответствии с законом необходима остановка, задержание автомобиля или каких-либо других транспортных средств;
е) не исполняются его законные требования по эвакуации из здания, помещения, игнорируются оцепление территории во исполнение служебных полномочий;
ж) требуются иные меры поддержания общественного порядка и безопасности, и очевидно, что они не могут быть реализованы без применения силы.

    Глава 24 УК Швеции 1999 г. устанавливает дополнительные случаи применения силы сотрудниками полиции Швеции.

    Важным также является полномочие сотрудников полиции Швеции по задержанию подозреваемых в совершении преступлений лиц.

     На основании норм главы 24 УПК любое лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое полагается лишение свободы на срок год и более, может быть задержано, если с учетом характера преступления, положения подозреваемого и иных обстоятельств существует риск того, что оно будет скрываться от правосудия или иным образом уклоняться от судебного разбирательства, фальсифицировать данные, препятствовать расследованию или продолжать свою преступную деятельность.

    Лицо не может быть задержано за преступления, за которые назначаются наказания в виде штрафа, за исключением особых случаев, когда подозреваемый отказывается назвать свое имя или называет ложное место жительства, не имеет места жительства в Швеции, и есть основания полагать, что он может покинуть государство во избежание наказания. Неизвестные лица, предположительно находящиеся в розыске и не имеющие документов, удостоверяющих их личность, также могут подлежать задержанию сотрудниками органов полиции.

    Согласно ст. 27–28 Закона «О полиции» Швеции в случаях, когда полицейский получает информацию о преступлении, которое подпадает под общее обвинение, он должен представить доклад (рапорт) об этом своему непосредственному начальнику в максимально короткий срок. Полицейский может представлять общий отчет о преступлениях, санкции за которые не связаны с лишением свободы, имеющих незначительный характер, в соответствии с регламентами, установленными Правительством Швеции.

    Доклад офицера должен содержать: а) имя, фамилию уполномоченного сотрудника полиции; б) основания, в связи с которыми было осуществлено вмешательство сотрудника полиции; в) имя, фамилию субъекта, связанного с применением сотрудником полиции своих полномочий (вмешательства); г) дату и время вмешательства сотрудника полиции; е) иную информацию, связанную с реализацией вмешательства.

     В соответствии с положениями главы 28 УПК обыск, проводимый сотрудниками полиции, имеет законные основания в случае подозрения в совершении преступления, за которое полагается лишение свободы на срок год и более, для поиска объектов, которые должны быть изъяты или иным способом использованы в интересах следствия. Разрешение на обыск удостоверяется руководителем следствия, прокурором или судом. Сотрудник полиции вправе осуществлять обыск без разрешения в случаях явной угрозы уничтожения объектов, предоставляющих интерес для следствия.

    Сотрудник полиции может проводить досмотр подозреваемого, если: а) было совершено преступление, наказание за которое связано с лишением свободы; б) может быть конфискован объект, имеющий значение для расследования.

    Досмотр может быть произведен, если имеются достаточные основания полагать, что подозреваемый обладает оружием или другими опасными предметами совершения преступления, для цели идентификации его личности.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика