Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые аспекты реформирования системы органов государственного контроля в сфере охраны окружающей среды в Украине
Научные статьи
01.02.12 08:06

вернуться


 
ЕврАзЮж № 12 (43) 2011
Экологическое право
Головкин А.В.
Правовые аспекты реформирования системы органов государственного  контроля в сфере охраны окружающей среды в Украине
В данной статье рассматривается исследование реформирования системы органов госу­дарственного контроля в сфере охраны окружающей среды в Украине.

    Добро пожаловать на женский сайт о красоте и здоровье, а так же обо всем, что нам нравится. Приветствуем вас на нашем сайте для женщин и девушек. Женский сайт вся подробная информация на сайте http://ladyua.com


Необходимым условием обеспечения законности и эффективности контрольной деятельности государства, его органов и должностных лиц в сфере охраны окружающей среды в Украине является наличие и четкая определенность соответствующей специализированной системы государственного контроля в области охраны окружающей среды, а также полнота ее правового регулирования.

    Объективной основой для формирования и функционирования такой специализированной системы органов государственного контроля в области охраны окружающей среды является наличие системы правовой охраны окружающей среды в государстве, которая функционирует благодаря специально уполномоченным органам государственной власти, а также возникающая в связи с этим потребность в осуществлении государственного контроля относительно соответствующего направления охранной деятельности таких органов, субъектов хозяйственной и иной деятельности, что также должно осуществляться определенными органами государственной власти Украины.

    Иное объективное обстоятельство, которое обуславливает функционирование системы соответствующих органов, – это наличие системы государственного контроля и надзора в области охраны окружающей среды, составляющей которой (подсистемой) является система органов государственного контроля в такой сфере.

    Надлежащее выполнение этими органами своих полномочий является важным условием реализации целей и задач государственного контроля в области охраны окружающей среды, достижения социально полезных результатов в природоохранной сфере. Напротив, ненадлежащее выполнение таких полномочий, недостаток соответствующих полномочий или их дублирование различными контролирующими органами подрывают основы экологического правопорядка, не способствуют надлежащей защите экологических прав и интересов граждан и общества в целом. 

    Целью данной статьи является исследование реформирования системы органов государственного контроля в сфере охраны окружающей среды в Украине.

    В юридической литературе вопросы анализа системы органов государственного контроля в области охраны окружающей среды не получили надлежащего раскрытия. Некоторые аспекты проблемы исследовали ведущие отечественные ученые-правоведы, в частности В.И.Андрейцев, Г.И.Балюк, А.П.Гетьман, Л.М.Здоровко, В.В.Костицкий, Н.Р.Малышева, Ю.С.Шемшученко, М.В.Шульга и пр. 

    В научной литературе справедливо акцентируется внимание на том, что система органов государственного контроля в сфере охраны окружающей среды характеризуется необоснованным дублированием полномочий, отсутствием четкого размежевания подконтрольных объектов между соответствующими контролирующими органами и т. п.

    Как верно отмечают А.П.Гетьман, М.В.Шульга, В.К.Попов, существенные организационные изменения соответствующие органы государственного контроля в области охраны окружающей среды испытывают в процессе поэтапного внедрения в Украине административной реформы.  Эта реформа, которая началась в 1998 году, продолжается и сейчас.

    Вследствие постепенных административных изменений сформировалась полицентрическая система соответствующих государственных органов, в которой перманентно происходит перераспределение компетенции, что существенным образом влияет на трансформации их правового статуса в общих чертах. Правовое регулирование их статуса было существенно обновлено на протяжении 2011 года вследствие важных изменений в подчинении центральных органов исполнительной власти: подавляющее большинство соответствующих контролирующих органов получило новые положения об их правовом статусе, в которых их компетенция была уточнена и определена по-новому. 

  В контексте осуществления административной реформы в Украине система органов государственного контроля в сфере охраны окружающей среды подверглась существенным изменениям. 9 декабря 2010 года Президент Украины подписал Указ «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти», которым с целью оптимизации системы центральных органов исполнительной власти, устранения дублирования их полномочий, обеспечения сокращения численности управленческого аппарата и затрат на его содержание, повышения эффективности государственного управления и соответственно пункту 15 части первой статьи 106 Конституции Украины предусмотрено создание Министерства экологии и природных ресурсов Украины, Государственной экологической инспекции Украины, Государственной службы геологии и недр Украины путем реорганизации Министерства охраны окружающей природной среды Украины. 

    Министерство экологии и природных ресурсов Украины (Минприроды Украины) является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти в формировании и обеспечении реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, экологической и в пределах своей компетенции биологической, генетической и радиационной безопасности, поведения с отходами, пестицидами и агрохимикатами, рационального использования, воспроизведения и охраны природных ресурсов (недр, наземных и подземных вод, внутренних морских вод и территориального моря, атмосферного воздуха, лесов, животного (в том числе водных живых ресурсов, охотничьих и неохотничьих видов животных) и растительного мира, природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины (далее − природные ресурсы), воспроизведения и охраны земель, сохранения, воспроизведения и неистощающего использования био- и ландшафтного разнообразия, формирования, сохранения и использования экологической сети, организации, охраны и использования природно-заповедного фонда, сохранения озонового слоя, регулирования отрицательного антропогенного воздействия на смену климата и адаптации к его изменениям, выполнения в границах компетенции требований Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола к ней, развития водного хозяйства и мелиорации земель, геологического изучения и рационального использования недр, а также в сфере осуществления государственного надзора (контроля) за соблюдением требований законодательства об охране окружающей природной среды, рациональном использовании, воспроизведении и охране природных ресурсов.
 
    Государственная экологическая инспекция Украины (Госэкоинспекция Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра экологии и природных ресурсов Украины. Госэкоинспекция Украины входит в систему органов исполнительной власти и создается для обеспечения реализации государственной политики по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизведения и охраны природных ресурсов. 

    Государственная служба геологии и недр Украины (Госгеонедра Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра экологии и природных ресурсов Украины, входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере геологического изучения и рационального использования недр.   

    Указом Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» было создано Государственное агентство земельных ресурсов Украины (путем реорганизации Государственного комитета Украины по земельным ресурсам), Государственное агентство лесных ресурсов Украины (путем реорганизации Государственного комитета лесного хозяйства Украины), Государственное агентство водных ресурсов Украины (путем реорганизации Государственного комитета Украины по водному хозяйству), Государственное агентство экологических инвестиций Украины (путем реорганизации Национального агентства экологических инвестиций Украины).

    Государственное агентство земельных ресурсов Украины (Госземагентство Украины) является центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра аграрной политики и продовольствия Украины, входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере земельных отношений.

    Государственное агентство лесных ресурсов Украины (Гослесагентство Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Правительством Украины через министра аграрной политики и продовольствия Украины, входит в систему центральных органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства.  

    Государственное агентство водных ресурсов Украины (Госводагенство Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра экологии и природных ресурсов Украины. Госводагентство Украины входит в систему органов исполнительной власти и создается для реализации государственной политики в сфере развития водного хозяйства и мелиорации земель, управления, использования и воспроизведения поверхностных водных ресурсов. 

    Государственное агентство экологических инвестиций Украины (Госэкоинвестагентство Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра экологии и природных ресурсов Украины, входит в систему органов исполнительной власти и в границах компетенции обеспечивает реализацию государственной политики в сфере регулирования отрицательного антропогенного влияния на смену климата и адаптации к его изменениям, выполнение требований Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Киотского протокола к ней.
 
    Вышеупомянутым Указом Президента Украины созданы также иные органы центральной исполнительной власти, которые наделены определенной компетенцией в сфере охраны окружающей среды, а именно: Министерство аграрной политики и продовольствия Украины и Государственная инспекция сельского хозяйства Украины (путем реорганизации Министерства аграрной политики Украины), Министерство чрезвычайных ситуаций Украины, Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины, Государственное агентство Украины по управлению зоной отчуждения, Государственная инспекция техногенной безопасности Украины (путем реорганизации Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы), Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины (путем реорганизации Государственного комитета ветеринарной медицины Украины), Государственное агентство рыбного хозяйства Украины (путем реорганизации Государственного комитета рыбного хозяйства Украины), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины. 

    Министерство аграрной политики и продовольствия Украины (Минагрополитики Украины) является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам формирования и обеспечения реализации:
– государственной аграрной политики, политики в сфере сельского хозяйства и по вопросам продовольственной безопасности государства;
– государственной политики в отраслях рыбного хозяйства и рыбной промышленности, охраны, использования и воспроизведения водных живых ресурсов, регулирования рыболовли и безопасности мореходства судов флота рыбного хозяйства, ветеринарной медицины, безопасности пищевых продуктов, в сферах карантина и защиты растений, охраны прав на сорта растений, земельных отношений, топографо-геодезической и картографической деятельности, лесного и охотничьего хозяйства, надзора (контроля) в агропромышленном комплексе.  

    В определенных границах государственный контроль и надзор в области охраны окружающей среды в Украине (в части соблюдения земельного законодательства, использования и охраны земель всех категорий и форм собственности) осуществляет Государственная инспекция сельского хозяйства Украины (Госсельхозинспекция Украины), которая является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра аграрной политики и продовольствия Украины, входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе. 

    Министерство чрезвычайных ситуаций Украины (МЧС Украины) является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере гражданской защиты, спасательного дела и гашения пожаров, государственного надзора в сфере техногенной, пожарной, промышленной безопасности и горного надзора, обращения с радиоактивными отходами, ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, профилактики травматизма непроизводственного характера, а также гидрометеорологической деятельности.

    Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины (Госгорпромнадзор Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра чрезвычайных ситуаций Украины. Госгорпромнадзор Украины входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики по промышленной безопасности, охране труда, государственному горному надзору, охране недр и государственному регулированию в сфере безопасного обращения с взрывными материалами промышленного назначения. 

    Государственное агентство Украины по управлению зоной отчуждения (ГАЗО Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра чрезвычайных ситуаций Украины. ГАЗО Украины входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в сферах управления зоной отчуждения и зоной безусловного (обязательного) отселения, преодоления последствий Чернобыльской катастрофы, снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС, преобразования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему и является органом государственного управления в сфере обращения с радиоактивными отходами на стадии их долгосрочного сохранения и захоронения. 

    Государственная инспекция техногенной безопасности Украины (Гостехнобезопасности Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Правительством Украины через министра чрезвычайных ситуаций Украины. Гостехнобезопасности Украины входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в сферах пожарной и техногенной безопасности, осуществление государственного надзора (контроля) в этих сферах, а также относительно контроля за состоянием гражданской защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и деятельности аварийно-спасательных служб.  

    Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины  (Госветфитослужба Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра аграрной политики и продовольствия Украины, входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в области ветеринарной медицины, безопасности пищевых продуктов, в сферах карантина и защиты растений, охраны прав на сорта растений, государственного надзора (контроля) за племенным делом в животноводстве.

    Государственное агентство рыбного хозяйства Украины (Госрыбагенство Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Правительством Украины через министра аграрной политики и продовольствия Украины. Госрыбагенство Украины входит в систему органов исполнительной власти и создается для реализации государственной политики в сфере рыбного хозяйства и рыбной промышленности, охраны, использования и воспроизведения водных живых ресурсов, регулирования рыболовства, безопасности мореходства судов флота рыбного хозяйства. 

    Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины  (Госсанэпидслужба Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра здравоохранения Украины. Госсанэпидслужба Украины входит в систему органов исполнительной власти в области здравоохранения и создается для обеспечения реализации государственной политики в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения. 

    Выше мы исследовали компетенцию созданных в ходе административной реформы центральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды в Украине. Однако следует заметить, что сегодня в Украине не принят унифицированный законодательный акт, который бы определял исчерпывающий перечень органов, призванных осуществлять государственный контроль в этой сфере.  Это означает, что как отдельные сферы деятельности, так и предметная определенность компетенционных блоков деятельности таких органов рассредоточена по различным нормативно-правовым актам. Перспективным, по нашему мнению, является решение задачи приведения в порядок законодательства о государственном контроле в области охраны окружающей среды путем принятия специального Закона Украины «Об экологическом контроле». 

    В ходе осуществления административной реформы система центральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды была оптимизирована.  Тем не менее, по нашему мнению, не совсем эффективной является схема организации и взаимодействия центральных органов исполнительной власти: деятельность Государственного агентства земельных ресурсов Украины и Государственного агентства лесных ресурсов Украины направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра аграрной политики и продовольствия, а деятельность Государственного агентства водных ресурсов – через министра экологии и природных ресурсов Украины.  С целью оптимизации системы центральных органов исполнительной власти считаем целесообразным координацию деятельности всех трех вышеупомянутых агентств отнести к компетенции министра экологии и природных ресурсов Украины. 

    Итак, учитывая ход административной реформы в Украине на современном этапе, изменения в системе органов государственного контроля в сфере охраны окружающей среды являются весьма существенными.  И до сих пор они далеки от завершения.  Это означает, что поиск оптимальной системы таких органов с учетом необходимости поиска оптимального соотношения их компетенции и установления конструктивного сотрудничества между ними все еще длится. 


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика