Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу противодействия сексуальной эксплуатации и растления несовершеннолетних уголовно-правовыми и криминологическими средствами
Научные статьи
01.02.12 08:47
вернуться


 
ЕврАзЮж № 12 (43) 2011
Уголовное право и криминология
Мусатов Д.А.
К вопросу противодействия сексуальной эксплуатации  и растления несовершеннолетних уголовно-правовыми  и криминологическими средствами
Автором исследованы вопросы уголовно-правовых и криминологических аспектов сек­суальной эксплуатации и растления несовершеннолетних с учетом изменений, внесенных в УК РФ.

     В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 года,  отмечается, что одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, в связи с чем одним из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности (прежде всего детей и подростков). И это не случайно, так как несовершеннолетние – это одна из самых незащищенных категорий.

    Система мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, в качестве своего непременного компонента должна включать группу правовых норм, ориентированных на защиту наиболее слабых и уязвимых членов общества – детей и подростков. В свою очередь следует констатировать тот факт, что одной из сфер организованной преступной деятельности, изучение которой не получило еще достаточного отражения в современной научной литературе, являются сексуальные посягательства и растление несовершеннолетних, незаконный вывоз и сексуальная эксплуатация за рубежом детей. Сексуальная эксплуатация и растление детей в современной России с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии.

     При этом не последнее место занимают одни из самых низменных преступных действий – преступления, связанные с сексуальными посягательствами и растлением несовершеннолетних. Сексуальная эксплуатация и растление детей в современной России приняли беспрецедентные масштабы, угрожающие здоровью, нравственности и духовности подрастающего поколения и нации в целом. Проявление тенденции к росту данного вида преступных действий, на наш взгляд, не случайно и, по сути, имеет социально-обусловленный характер. Так, одной из сфер организованной преступной деятельности, изучение которой не получило еще достаточного отражения в современной научной литературе, являются сексуальные посягательства и растление несовершеннолетних, незаконный вывоз и сексуальная эксплуатация за рубежом детей.

    Важное место в системе средств, направленных на обеспечение сексуальной безопасности несовершеннолетних, имеют меры уголовно-правового и криминологического характера. Это обстоятельство было учтено законодателем при разработке и принятии Уголовного кодекса РФ 1996 года. В частности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности были выделены в отдельную главу. После введения в действие Уголовного кодекса РФ прошло достаточно времени для анализа, позволяющего определить эффективность действия норм, направленных на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних в сексуальной сфере.

    Необходимо отметить, что Федеральным законом от 27.07.2009 № 215-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения и дополнения, в результате которых произошло существенное ужесточение санкций за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних, а также ужесточены условия для применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и для замены неотбытой части наказания более мягким видом в отношении лиц, отбывающих наказание за преступления  против  половой  неприкосновенности несовершеннолетних.
В то же время внесенные законодателем поправки, хотя, на наш взгляд, и обусловили положительные подвижки в защите несовершеннолетних от преступлений сексуального характера, но не решили всех проблем, связанных с ответственностью за преступления против здоровья населения и общественной нравственности. Так, по статистическим данным, количество развратных действий с детьми удвоилось, а случаев вовлечения детей в распространение порнографии стало почти в 7 раз больше (2017 против 361). Детей стали в 11,8 раза чаще вовлекать в проституцию, а количество сайтов с детской порнографией выросло в 25 раз.  Учитывая данные обстоятельства, полагаем, что для снижения уровня преступности в сфере здоровья населения и общественной нравственности необходимо совершенствование как уголовного, так и административного законодательства, а также развитие на его базе мер криминологической профилактики.

     При этом надо отметить, что за последнее время органами государственной власти и официальными лицами на различных уровнях в Государственную Думу внесены и находятся на различных этапах обсуждения варианты Закона, предусматривающие поправки в УК РФ, направленные на еще большее ужесточение санкций за совершение преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних, а также предложения по введению новых наказаний в отношении данной категории преступников. Это, на наш взгляд, вполне оправдано и соответствует мировой практике, так как согласно недавно принятой директиве ЕС виновные в принуждении детей к занятию проституцией или совершении над ними сексуального насилия будут наказываться в странах Евросоюза тюремным заключением сроком минимум на 10 лет. Постановление предусматривает введение уголовного наказания за «grooming» (приставание или обхаживание в Сети ребенка с целью войти к нему в доверие, а затем использовать для сексуального удовлетворения взрослого человека), даже если он совершен европейцами за пределами ЕС, а также за секс-туризм. Кроме того, директива ужесточает уголовное наказание за торговлю «живым товаром» и разрешает блокировать доступ к педопорнографическим интернет-сайтам. Привлекаться к уголовной ответственности будут лица, распространяющие, хранящие и ведущие поиск фотографий педопорнографического содержания. Новая директива ЕС предусматривает включение в национальные уголовные кодексы свыше 20 новых уголовных наказаний.

     По аналогичному пути пошли и наши законодатели. Так, например, сенаторами Е.Тарло, Н.Косаревым внесен в Госдуму законопроект № 575466-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних», который, в частности, полностью лишает осужденных за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних права на УДО и замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания (изменения в статьи 79 и 80 УК РФ).  В настоящий момент согласно УК РФ педофил может рассчитывать на смягчение своей участи после отбытия трех четвертей назначенного срока. Отметим, что в Госдуме в стадии обсуждения также находится законопроект № 349188-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних», увеличивающий срок, после которого педофил может рассчитывать на УДО или смягчение наказание.

     Кроме того, в статье 83 УК РФ закрепляется норма, согласно которой к лицам, осужденным за совершение преступлений против половой неприкосновенности, сроки давности по делу не применяются.

    Однако принципиально важным нововведением законопроекта является введение новой разновидности наказания в виде ограничения права на выбор места пребывания и жительства на срок от 10 до 20 лет. Соответствующие изменения вносятся в статью 53 УК РФ (ограничение свободы). Такое ограничение будет применяться в качестве дополнительной меры наказания за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 131, ч. 4 ст. 132, ч. 2, 3 и 4 ст. 134, ч. 2, 3 и 4 ст. 135, ч. 4 ст. 240, ч. 3 ст. 241 УК РФ. Кроме того, может устанавливаться запрет на посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования или субъекта Российской Федерации, а также выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.

     Кроме того, в статье 8 закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» вводится норма, согласно которой право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания может быть ограничено по решению суда. Также в законе прописывается, что гражданин, отбывший по приговору суда наказание в виде лишения свободы за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не вправе выбирать в качестве своего места пребывания или места жительства населенный пункт, в котором он совершил преступление.

    Устанавливается особый порядок применения принудительных мер медицинского характера. Основанием для этого является решение суда, принимаемое с учетом заключения обязательной судебно-психиатрической экспертизы, из которого следует, что лицо страдает расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

     Предлагается также ввести добровольный порядок применения комплекса мер медицинского характера в отношении иных лиц, совершивших преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности. Такой комплекс может включать возможность применения профилактических медикаментозных средств, в том числе химической кастрации.

   Комментируя принятие законопроекта, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Татьяна Яковлева отметила: «…только приблизительные подсчеты свидетельствуют о том, что за последние 10 лет число педофилов в нашей стране увеличилось в 3–4 раза. А количество преступлений на сексуальной почве в отношении детей по сравнению с 2005 годом выросло почти в 20 раз. Всего лишь за последний год в России число сексуальных преступлений в отношении детей увеличилось в 2,5 раза».

     Кроме того, совсем недавно в ГД поступил законопроект, предусматривающий поправки, вводящие применение химической и хирургической кастрации, которые явились неким дополнением к законопроекту президента РФ Дмитрия Медведева, принятому Государственной Думой РФ в первом чтении и направленному на ужесточение ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Данный законопроект ко второму чтению предлагает «ввести применение химической и хирургической кастрации как принудительных мер медицинского характера».

    В случае если суд придет к выводу, что применение иных принудительных мер медицинского характера не сможет стать должной превентивной мерой, он сможет назначить хирургическую кастрацию. Также хирургическая кастрация может быть назначена лицам, уклоняющимся от применения химической кастрации.

     На наш взгляд, введение таких мер не только оправдано, но и просто необходимо ввиду массового бесконтрольного увеличения сексуальных посягательств на несовершеннолетних, прежде всего малолетних детей. Такая принудительная мера медицинского характера, как химическая кастрация, предусмотренная Президентским законопроектом, достаточно долгое время применяется во многих странах Европейского Союза и в некоторых штатах США. На практике применение данной процедуры выражается в введении в организм препарата, подавляющего извращенное сексуальное влечение к детям, причем, согласно исследованиям, проведенным специалистами тех стран, где применяется данная процедура, введение препарата подавляет желание именно на ментальном, а не только на физиологическом уровне.

   Хирургическая кастрация применяется, в частности, в Чехии на протяжении последних 30 лет.

   При этом кроме указанных мер, на наш взгляд, должны существовать и иные, ужесточающие уголовную ответственность за растление несовершеннолетних. Так, прежде всего, законодателю необходимо учесть то обстоятельство, что закрепленное в ст. 79 и 80 УК РФ понятие «преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних» не нашло своего отражения в нормах уголовного закона. Единого мнения в данном случае нет и в доктрине уголовно-правовой науки. Поэтому законодателю следует провести анализ существующих теоретических разработок по данному вопросу и выработать легитимное определение данного понятия с последующим закреплением этого определения в нормах уголовного закона.

     На наш взгляд, под преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних следует понимать противоправные действия, выраженные в виде как сексуальных посягательств, так и растления несовершеннолетних, ответственность за которые предусмотрена статьями Особенной части УК.

    Кроме того, учитывая, что преступления сексуального характера против несовершеннолетних причиняют огромный вред интересам общества в целом, целесообразно часть вторую и четвертую ст. 135 УК дополнить такими квалифицирующими признаками, как систематическое совершение развратных действий, а также совершение таких действий в отношении 2-х или более лиц. Кроме того, статью 131 УК дополнить Примечанием 1, в котором предусмотреть, что в случае признания лица виновным в совершении преступлений, предусмотренных этой статьей либо статьями 132–135 настоящего Кодекса, суд по ходатайству потерпевшей (потерпевшего) может возложить на осужденного обязанность компенсации морального вреда потерпевшей (потерпевшему) в размере, определенным судом.

    Полагаем также, что для снижения уровня преступности в сфере здоровья населения и общественной нравственности необходимо совершенствование как уголовного, так и административного законодательства, а также развитие на его базе мер криминологической профилактики.

    Первостепенная роль в противодействии сексуальным посягательствам и растлению несовершеннолетних должна отводиться специально-профилактическим мероприятиям по предупреждению данного вида преступности, которые предполагают совершенствование уголовного и семейного законодательства; разработку механизма активного социального вмешательства в семью в целях пресечения нарушения прав детей.

    В данном случае следует осуществить разработку и принятие специального комплексного закона, направленного против распространения порнографии, алкоголя и наркотиков среди несовершеннолетних. Кроме того, соответствующим уполномоченным на то органам следовало бы осуществить ревизию государственной политики в отношении средств массовой информации, в первую очередь для создания социальной рекламы, различными способами пропагандирующей необходимость адекватного, а соответственно правомерного сексуального воспитания  несовершеннолетних. Это в свою очередь может стать определенным действенным механизмом виктимологического характера.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика