Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О деятельности Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по проведению аграрной политики государства в современных условиях: правовой аспект
Научные статьи
01.02.12 08:51

вернуться

 
ЕврАзЮж № 12 (43) 2011
Конституционное право
Толкачев К.Б.
О деятельности Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по проведению аграрной политики государства  в современных условиях: правовой аспект
В статье рассматривается деятельность Государственного Собрания – Курултая Респу­блики Башкортостан по проведению аграрной политики государства в современных условиях.

     Аграрная политика государства, ее цели, принципы, методы и формы регулирования находят свое отражение в первую очередь в актах аграрного законодательства, формируемого специально для регулирования аграрных правоотношений.

    Стержневую основу формирования аграрного законодательства составляют аграрные законы. Закон является основным инструментом регулирования аграрных отношений. Законы рассчитаны, как правило, на длительный срок действия и определяют концептуальные положения, принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

     Отсутствие в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации упоминания о регулировании аграрных правоотношений свидетельствует о его сложном, многосоставном, комплексном характере, опирающемся на гражданские, административные, финансовые, экологические и иные требования, установление которых относится как к ведению Российской Федерации, так и к ведению ее субъектов.

      Под понятием «сельское хозяйство» традиционно понимается деятельность по производству продукции растениеводства и животноводства. Наряду с этим применяется более широкий термин – «агропромышленный комплекс». В это понятие включаются также отрасли, непосредственно связанные с сельским хозяйством, – закупка сельскохозяйственной продукции, ее промышленная переработка, агрохимическое обслуживание сельского хозяйства, снабжение сельскохозяйственной техникой, торговля сельскохозяйственной продукцией и производство сельскохозяйственной техники. Однако когда мы говорим о развитии и совершенствовании аграрного законодательства, то речь идет в первую очередь о регулировании отношений в области непосредственно сельского хозяйства, так как именно сельскохозяйственное производство имеет ту специфику, которая и делает необходимым выделение совокупности нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения, в самостоятельную отрасль законодательства.

     Специфика сельскохозяйственного производства заключается прежде всего в использовании земли как основного средства производства; использовании сельскохозяйственных животных для производства продукции; во влиянии погодных, климатических факторов на процесс производства; сезонном характере производственной деятельности; традиционном укладе жизни населения, работающего на селе и связанного с сельским хозяйством. В силу этих, а также ряда других (исторических, политических, экономических) причин правовое регулирование отношений в области сельского хозяйства также отличается некоторой спецификой по сравнению с другими отраслями экономики. В частности, приватизация имущества бывших колхозов, совхозов и занимаемых ими земель осуществлялась на основе специальных актов об аграрной реформе, а не общего законодательства о приватизации; одним из результатов реформы явилось то, что земельные участки сельскохозяйственных организаций оказались разделенными на земельные доли, принадлежащие гражданам; в аграрном секторе существуют такие специфические формы организации производства, как крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан; отдельным законодательством регулируется деятельность сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов и т. д.

     Сегодня развитие сельского хозяйства в нашей стране рассматривается в качестве одного из приоритетных национальных проектов. Это говорит о том, что, с одной стороны, в аграрной сфере накопилось множество серьезных проблем, требующих своего решения, в том числе и на законодательном уровне, а с другой – что идет поиск новых подходов к формированию аграрной политики государства и определению направлений его воздействия на экономические процессы.

     Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которой установлено, что основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе являются:
– обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства;
– устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения;
– повышение конкурентоспособности российского аграрного комплекса;
– эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции;
– улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

      Об изменении стратегии развития аграрного комплекса свидетельствует принятие Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», который содержит основные направления государственной поддержки сельского хозяйства, предусматривает государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, осуществляемую на основе государственной поддержки, сельскохозяйственное страхование, государственные закупочные и товарные интервенции, участие ассоциаций сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.

     В Республике Башкортостан развитию агропромышленного комплекса всегда уделялось повышенное внимание. О важности развития сельского хозяйства для социально-экономического развития Республики Башкортостан свидетельствует то, что в республике сельское население составляет около 40 %, а земли сельскохозяйственного назначения занимают 54 % его территории. Башкортостан по общему объему производства сельхозпродукции уверенно входит в первую тройку регионов России. Республика является лидером по поголовью крупного рогатого скота и лошадей, производству молока, кумыса и меда, занимает второе место по производству картофеля, третье – по мясу, пятое – по производству яиц, поголовью овец и коз. В целом республика обеспечивает население основными видами продовольствия за счет собственных ресурсов.

     В целях регулирования аграрных правоотношений в республике создана соответствующая система аграрного законодательства, основу которого составляет Закон Республики Башкортостан от 31 октября 2007 года № 472-з «О развитии сельского хозяйства в Республике Башкортостан».

     Согласно указанному Закону определяющими направлениями в реализации аграрной политики в Республике Башкортостан являются поддержка организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сельскохозяйственное производство, переработку сельскохозяйственной продукции и оказывающих услуги в этих областях, а также регулирование агропродовольственного рынка. Законом предусматривается поддержка посредством предоставления из бюджета Республики Башкортостан субсидий на обеспечение кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве, племенного животноводства, элитного семеноводства, обеспечение производства продукции животноводства, закладки многолетних насаждений и уход за ними, обновление основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, мероприятий по повышению плодородия почв, обеспечение устойчивого развития сельских территорий, предоставление консультационной помощи и информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

     К особенностям Закона Республики Башкортостан «О развитии сельского хозяйства Республики Башкортостан» относится то, что реализация его основных положений осуществляется путем принятия целевой республиканской программы в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В этой связи Правительством Республики Башкортостан постановлением от 1 сентября 2009 года № 335 утверждена республиканская целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы.

    Статьей 8 Закона Республики Башкортостан «О развитии сельского хозяйства Республики Башкортостан» предусмотрено, что Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан ежегодно готовит и публикует доклад о ходе и результатах реализации республиканской программы в предыдущем году, который утверждается Правительством Республики Башкортостан и направляется в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан. Доклад заслушивается на заседании Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, что позволяет депутатам получить полную информацию о ходе реализации республиканской программы развития сельского хозяйства.

     В систему аграрного законодательства республики также входят законы «О семеноводстве в Республике Башкортостан», «О племенном животноводстве», «О ветеринарии», «О зерне», «О продовольственной безопасности Республики Башкортостан», «О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Башкортостан», «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Башкортостан», «О мелиорации земель», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

    В целях поддержки и развития традиционных для Республики Башкортостан отраслей сельского хозяйства приняты законы Республики Башкортостан «О пчеловодстве», «О коневодстве».

   Вопросы управления и распоряжения землями сельскохозяйственного назначения установлены Законом «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан». Следует отметить, что в 2011 году в Республике Башкортостан завершается первый этап бесплатной приватизации земель сельскохозяйственного назначения, в результате которой собственниками земель станут более 350 тыс. граждан, общая площадь переданных в общую долевую собственность граждан земель составит 2,27 млн. га.

    Одним из направлений деятельности Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан является обеспечение парламентского контроля за реализацией приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Для этого постановлением Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан от 18 мая 2006 года создана Комиссия по контролю за реализацией приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», которая ежеквартально заслушивает государственные органы и организации, ответственные за исполнение и реализацию указанного приоритетного национального проекта.

     На основе инициативы депутатов Комитета Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по аграрным вопросам, экологии и природопользованию, направленной на решение проблемы кадрового обеспечения села путем создания условий для закрепления на селе выпускников высших и средних аграрных учебных заведений, принят Указ Президента Республики Башкортостан от 25 мая 2009 года «О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Башкортостан».

     По актуальным вопросам реализации аграрной политики в Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан широко применяются такие формы работы, как парламентские слушания, круглые столы, выездные заседания комитетов. Например, в период весенней сессии Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан 2011 года Комитетом Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по аграрным вопросам, экологии и природопользованию проведены мероприятия по контролю за реализацией законов Республики Башкортостан «О пчеловодстве», «О коневодстве».

     Новацией в работе Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан стало создание парламентских групп по тем или иным направлениям. Так, в целях улучшения законодательного регулирования вопросов развития сельского хозяйства создана рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию аграрного и земельного законодательства.

    В республиканском парламенте активно применяются такие формы работы, как открытое обсуждение законопроектов с использованием интернет-технологий. Так, публичное обсуждение проектов законов Республики Башкортостан «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений», «Об упорядочении выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории Республики Башкортостан» показало высокую эффективность применения интернет-технологий – от граждан республики поступило более сотни полезных предложений и замечаний. Положительную общественную реакцию имело открытие блога Председателя Государственного Собрания, где выражаются мнения граждан о нашей работе, публикуются интересные предложения или инициативы, в том числе по развитию сельского хозяйства.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика