Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Гарантии деятельности депутата органа местного самоуправления: понятие и классификация
Научные статьи
01.02.12 09:27

вернуться


 
Муниципальное право
Хазиева Р.Р.
Гарантии деятельности депутата органа местного самоуправления: понятие и классификация
Автором дается определение гарантий депутатской деятельности, раскрывается класси­фикация гарантий, которыми обладает депутат органа местного самоуправления при испол­нении своих полномочий.

   В целом, ожидания на сентябрь достаточно благоприятные, но, как показывает опыт последних месяцев, на мировом рынке стали в этом году всегда есть место для неприятных сюрпризов. Новости рынка стали, вся подробная информация здесь http://www.azovpromstal.com 
Депутат, будучи выборным должностным лицом представительного органа местного самоуправления, предпринимающим в соответствии со своими функциями определенные действия, которые могут повлечь за собой не только позитивные, но и негативные последствия, должен быть поставлен в условия, которые бы минимизировали как возможность нарушения интересов населения, так и его собственных прав, что является немаловажным.

    Гарантии депутатской деятельности являются теми самыми условиями, которые способствуют реализации депутатом своих прав и обязанностей.  Гарантии, как права и обязанности депутата, как и вся депутатская деятельность, призваны максимально полно учитывать интересы избирателей и государства. Под гарантиями депутатской деятельности, на наш взгляд, следует понимать условия и средства, непосредственно и реально обеспечивающие беспрепятственное и эффективное осуществление депутатами своей деятельности в интересах населения муниципального образования.
Основополагающей правовой гарантией депутатской деятельности является правовой характер российского государства.

    Правовое государство предполагает построение таких отношений, при которых человек выступает «как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государственной власти».  На наш взгляд, именно правовое государство является гарантом депутатской деятельности.

    Права и свободы депутата, безусловно, опираются на материальные возможности их воплощения, так же немалое влияние на эффективную деятельность депутата оказывает уровень культуры и образованности населения, так как от этого зависит их состоятельность как гражданского общества. П.В.Новгородцев писал, что для достижения демократии нужен народ, созревший «до управления самим собой, сознающий свои права и уважающий чужие, понимающий свои обязанности и способный к самоограничению».  Характерной чертой нашего общества, к сожалению, на сегодняшний день является его покорность и пассивность.

     Анализируя непосредственно гарантии депутатской деятельности, в первую очередь необходимо обратиться к международному законодательству, а именно к Европейской хартии местного самоуправления. В ст. 7 Европейской хартии местного самоуправления закреплены следующие значимые положения. Во-первых, статус выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их мандата; во-вторых, он должен предусматривать надлежащую денежную компенсацию расходов в связи с осуществлением ими своего мандата, а также, при необходимости, денежную компенсацию за упущенный заработок или вознаграждение за проделанную работу и соответствующее социальное обеспечение; в-третьих, функции и деятельность, несовместимые  с мандатом выборного лица, могут устанавливаться только законом или основополагающими правовыми принципами.

     Гарантии депутатской деятельности закрепляются на всех уровнях правового регулирования местного самоуправления. Так, на федеральном уровне устанавливаются гарантии прав депутатов, связанные с привлечением их к уголовной, административной ответственности, при проведении следственных действий: задержание, арест, обыск, допрос и т. п., так же гарантии на свободное высказывание своего мнения, своей позиции.

    Практика законодательного регулирования гарантий депутатской деятельности субъектами РФ разнообразна: одни субъекты принимают специальные законы о гарантиях осуществления депутатской деятельности (например, Закон Ярославской области от 6 апреля 2009 г. 15-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления»), другие субъекты РФ устанавливают гарантии депутатской деятельности, принимая общие законы о статусе выборных лиц местного самоуправления (например, Закон Псковской области от 14 июня 2006 г. № 558-ОЗ «О статусе депутата представительного органа муниципального образования»). Наконец, некоторые субъекты РФ ограничиваются принятием законов, устанавливающих социальные гарантии выборных лиц местного самоуправления, работающих на постоянной основе (например, Закон Липецкой области от 8 декабря 2005 г. 257-ОЗ «О социальных гарантиях выборных должностных лиц местного самоуправления Липецкой области»).

     В юридической литературе нет единства взглядов по вопросу классификации гарантий депутатской деятельности. Так, Н.Т.Савенков гарантии депутатской деятельности подразделяет на: 1) социально-экономические; 2) организационно-политические; 3) юридические.  Данная классификация является приемлемой с уточнением об организационно-политических гарантиях. Все специальные гарантии являются политическими, так как направлены на создание необходимых условий для осуществления депутатом представительного народовластия.

     А.А.Безуглов  классифицирует гарантии на политические, правовые и депутатскую неприкосновенность.  В данной классификации депутатская неприкосновенность выделена в отдельную группу, хотя является лишь одной из юридических гарантий депутатской деятельности.
По мнению Ю.Г.Просвирнина, необходимо выделять четыре вида гарантий: экономические, политические, идеологические и правовые, которые являются косвенными.  Правовые гарантии он подразделяет на: 1) организационно-правовые; 2) процессуальные; 3) материально-правовые; 4) депутатский иммунитет, данные гарантии отнесены к прямым гарантиям. Все гарантии непосредственно направлены на обеспечение эффективной реализации депутатских полномочий и в связи с этим являются прямыми гарантиями.

   На наш взгляд, допустима следующая классификация: 1) организационно-правовые гарантии; 2) социально-экономические; 3) юридические гарантии деятельности депутата органа местного самоуправления.

   Организационно-правовые гарантии деятельности депутата органа местного самоуправления предполагают создание необходимых правовых, информационных, организационно-технических условий эффективного осуществления депутатом своих полномочий в представительном органе, постоянных комиссиях, в других органах, в состав которых он входит.  Организационная гарантия предполагает обеспечение депутата всем необходимым для его деятельности. Депутат должен быть снабжен служебным помещением, необходимой мебелью, средством связи, оргтехникой. Если депутатом запланированы встречи с избирателями, то местная администрация обязана позаботиться об извещении граждан, о месте проведения встречи, о необходимой технике для эффективного проведения встречи.

    Депутату в обязательном порядке должно быть предоставлено право выступать в средствах массовой информации данного субъекта. По вопросам депутатской деятельности депутату гарантируется право на безотлагательный прием должностными лицами органов местного самоуправления, руководителями муниципальных предприятий и учреждений.

    Депутаты ряда муниципальных образований имеют право иметь помощников в целях повышения эффективности работы депутата. Правовое положение помощников депутата определяется специальными положениями, которые принимаются представительными органами муниципальных образований.

       Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные организационно-правовые гарантии. Так, законом Калужской области от 9 марта 2010 г. 648-ОЗ предусмотрены такие гарантии, как: 1) возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата; 2) выплата компенсации за использование личного транспорта для осуществления полномочий депутата; 3) возможность распространения информации об осуществлении полномочий депутата; 4) содействие помощников в осуществлении депутатской деятельности, количество, права, обязанности которых определяются муниципальным правовым актом.

   Назначение социально-экономических гарантий состоит в предоставлении депутату специальных социальных гарантий, отличных от тех, которыми он обладает как простой гражданин Российской Федерации. При этом депутат обеспечивается материальными благами, необходимыми ему для воплощения в жизнь принятых им решений, во благо его избирателей.

    Объем предоставляемых социально-экономических гарантий зависит от того, на постоянной либо непостоянной основе работает депутат. На постоянной основе могут работать не более 10 % от установленной уставом муниципального образования численности депутатов.

     Порядок решения этого вопроса устанавливается уставом муниципального образования, иными нормативными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального образования. Так, согласно Положению о статусе депутата Городской Думы города Ижевска от 30 марта 2006 года Городская Дума вправе принять решение об осуществлении депутатом своих полномочий на постоянной основе только при наличии в местном бюджете собственных финансовых средств. Решение об осуществлении депутатом полномочий на постоянной основе принимается Городской Думой по представлению главы муниципального образования (главы города) тайным голосованием большинством голосов от установленной уставом муниципального образования численности депутатов на срок полномочий Городской Думы.

     Юридические гарантии депутатской деятельности – это обеспечение должной реализации депутатских полномочий с помощью специальных правовых средств и способов, в форме установления привилегий по привлечению народных представителей к юридической ответственности, а также через охранительно-регулятивные правоотношения, предусматривающие возможность возложения юридической ответственности как на самих депутатов в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих конституционно-правовых статусных обязанностей, так и на лиц, противоправно препятствующих нормальной депутатской деятельности.  Данное понятие, на наш взгляд, очень широко и полно раскрывает предназначение юридических гарантий депутатской деятельности. 

     Исторически было выявлено, что необходимым условием эффективной деятельности депутата является особый порядок привлечения его к уголовной и административной ответственности. Данная гарантия депутатской деятельности предусматривается федеральным законодательством. Так, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ предусмотрен особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления. Согласно Кодексу, данное решение принимает руководитель следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 448).  После возбуждения уголовного дела процессуальные действия проходят в общепринятом порядке.

    При этом депутат органа местного самоуправления имеет право без угрозы привлечения к уголовной и административной ответственности высказывать свое мнение, позицию, выраженную при голосовании, и на другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

    Вопрос обеспечения независимости депутата органа местного самоуправления, несомненно, является актуальным. Одним из средств обеспечения независимости является правовая неприкосновенность. Неприкосновенность – это определенное состояние защищенности от посягательств со стороны. Применительно к власти неприкосновенность – одна из важнейших гарантий статуса официальных лиц, выполнения ими своих обязанностей, означающая, прежде всего, невозможность ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия уполномоченных или государственных органов.

     Неприкосновенность депутата есть определенное исключение из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом, но обусловлено это родом деятельности депутата. На сегодняшний день данная гарантия действует только в отношении парламентариев федерального и регионального уровня. Вопрос о неприкосновенности депутата органа местного самоуправления остается открытым.

      Таким образом,  исходя из вышеизложенного,  необходимо отметить следующее. Депутат органа местного самоуправления отстаивает интересы местного населения, принимает участие в решении вопросов местного значения и, безусловно, является значимой фигурой для населения. Гарантии депутатской деятельности в полной мере обеспечивают депутату беспрепятственное осуществление своих полномочий. Вместе с тем институт гарантий предназначен не столько для обеспечения прав и обязанностей депутатов, сколько для того, чтобы депутатская деятельность осуществлялась действительно эффективно, приносила оптимальные результаты.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика