Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

НИКОЛАС РОБИНСОН:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В ЭПОХУ АНТРОПОЦЕНА

Интервью с профессором Юридической школы им. Элизабет Хауб Университета Пейса (США, Нью-Йорк).


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Отличие традиции местного самоуправления от иных смежных правовых понятий и категорий
Научные статьи
01.02.12 09:30

вернуться

 
Муниципальное право
Шайхуллин М.С.
Отличие традиции местного самоуправления  от иных смежных правовых понятий и категорий
В статье автор акцентирует внимание на вопросе о необходимости разграничения тради­ций местного самоуправления от иных смежных правовых понятий и категорий.

    Мы готовы качественно выполнить как косметические ремонты квартир, капитальный ремонт, так и комплексный lux-ремонт апартаментов представительского класса. Ремонт квартир в москве, вся подробная информация на сайте http://www.skn1.ru 
Отличие такой категории, как традиция местного самоуправления, от иных смежных правовых понятий и явлений необходимо в силу определения места и роли исторических и иных местных традиций в структуре муниципально-правовых отношений. Проводить различия между традициями местного самоуправления логично с такими понятиями, как нормы обычаев, морали, нравственности, этики. Уместно проводить различие местных традиций и с другими социальными нормами. Как справедливо отмечают Н.И.Матузов и А.В.Малько, несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни один из них не действует изолировано от других, не существует в «рафинированном» виде.
   
      Наиболее близкой к традициям местного самоуправления по содержанию и свойствам является норма обычая, поскольку обычаи, так же как и традиции, передают из поколения в поколение информацию, сохраняясь во времени, пространстве и круге субъектов общественных и правовых отношений. Однако, если говорить, что обычай и традиция регламентируют поведение человека, то вывод вытекает один – обычай и традиция есть понятия однопорядковые.  Именно пространство – главный критерий для определения различий между обычаем и традицией. Так, в отличие от обычая, которому присущ локально-правовой характер, традиции местного самоуправления не действуют строго на территории муниципального образования. Правовой обычай и местный обычай, хотя и смежные категории, однако по своей социально-правовой природе являются неоднородными, поскольку правовой обычай может санкционироваться государством (ст. 5 ГК РФ), тогда как местный обычай находится в системе правовых и общественных отношений, являясь во многом социальной ценностью местного населения. Однако это вовсе не означает, что представительные органы муниципальных образований в своей деятельности не учитывают местные обычаи и традиции. Другое дело, когда отсутствует их разграничение на практике. Данное разграничение, как представляется, необходимо в силу соблюдения норм обычного права в государствах, где конституционно-правовые и муниципально-правовые нормы закрепляют обязанность уважения традиций и обычаев народов, проживающих на территории государства, куда прибыл иностранный гражданин.   
     
        Обычаи и традиции обладают общими чертами. И те, и другие содержат элементы социального и культурного наследия, обладают признаками устойчивости, опираются на поддержку общественного мнения, на психологические факторы, в частности, на чувство связи человека с окружающими людьми, стремление следовать распространенному примеру. В то же время традиции по сравнению с обычаями представляют собой более широкие образования, они в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями людей. Отличает эти социальные регуляторы и то, что обычаи складываются на протяжении нескольких поколений, а традиции – в более короткое время. В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство, т. е. финансирование, поддержку какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций.  Вместе с тем, как показывают исследования, проводимые автором в сфере определения роли традиций в структуре муниципально-правовых отношений, определяющими социальными нормами в деятельности местных органов власти на разных исторических этапах развития нашего государства были правовые обычаи. Как отмечают О.Е.Кутафин и В.И.Фадеев, муниципальное право в качестве своего источника признает обычай. Это обусловлено, прежде всего, тем, что организация и деятельность местного самоуправления осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций, представляющих собой разновидность обычаев,  поэтому представляется, что сходными с традициями местного самоуправления категориями являются «правовой обычай» и «правовая традиция». С одной стороны, правовая традиция – это глубоко укоренившиеся, исторически обусловленные представления людей о природе и характере действующих правовых норм, роли права в жизни общества и политической системе, о процессах его формирования, реализации и изучения.  С этой позиции традиции местного самоуправления в соотношении с правовыми традициями показывают особое мнение населения к правотворческому и правоприменительному процессу, поскольку, реализуя свою деятельность по решению вопросов местного значения, укрепленных традициями местного самоуправления, население чувствует природу и характер возникающих правовых норм и их возможность регулировать наиболее важные для граждан общественные отношения. В этом  заключается правовая природа интересов населения по отношению к необходимости существования той или иной нормы муниципально-правового акта и сочетания ее с устоявшимися историческими и иными местными традициями. Мнения людей, проживающих на конкретно взятой территории, олицетворяют традиции местного самоуправления, тогда как правовая традиция исходит из человеческого представления о сущности и значимости муниципально-правового регулирования по решению вопросов местного значения. Таким образом, для правовой традиции определяющую роль играют преемственность правовых норм или нормативно-правовых актов, а для исторических и иных местных традиций – интересы и мнение населения. 

     Таким образом, представляется возможным сформулировать следующий вывод: во-первых, традиции местного самоуправления есть часть правовой традиции, поскольку исторически обусловленные представления людей о природе и характере действующих правовых норм исходят кроме всего прочего и из традиций местного сообщества. По сути, традиции местного самоуправления формировали муниципальное право, а не наоборот. Во-вторых, представления людей о роли права в жизни общества основывались на исторических позитивных традициях, сформировавших базис для развития норм права, поскольку сами по себе нормы традиций представляются в виде стабильных правил поведения, которые появляются в связи с обеспечением проверенных временем передовых устоев определенной области человеческой жизнедеятельности.   

      Что касается привычки, то это мощное средство формирования менталитета личности. Не зря говорят: привычка – вторая натура.  Соблюдение норм традиций непосредственно основано на привычке, предполагающей раз и навсегда осознанную разумность правила, что отличает традицию от обычая. Следовательно, привычку можно рассматривать как неотъемлемый элемент традиции. Привычка в традиции местного самоуправления имеет двухаспектный характер. Первый аспект – это когда привычка обуславливает наличие таких правил поведения, которых придерживаются в результате отправления власти на местном (муниципальном) уровне органы и должностные лица местного самоуправления. Второй аспект – когда привычка, как свойство традиций местного самоуправления, показывает потребность местного сообщества в проведении публичных мероприятий, не имеющих ничего общего с отправлением местной власти на основе нормативно-правового регулирования.

     Соотношение традиций местного самоуправления с моралью заключается в том, что кроме всего прочего мораль формировалась под воздействием исторических и иных местных традиций. Однако, если учитывать, что мораль «старше по возрасту», древнее  права, то стоит предположить, что мораль сама ложится в основу формирования новых традиций, в том числе самоуправленческих. В этом, как представляется, отличие местных (муниципальных) традиций от морали, поскольку традиции местного самоуправления мимикрируют в зависимости от складывающихся общественных отношений, фундаментализированных законодательством. Таким образом, традиции местного самоуправления отличаются от морали временем существования. С другой стороны, традиции местного самоуправления формируют социально-правовую «площадку» для морали на определенной территории. Главное отличие традиций местного самоуправления от морали, как представляется, заключается в том, что традиции местного самоуправления могут быть сформированы органами местного самоуправления, а значит властными органами, тогда как проявление морали, по Н.И.Матузову и А.В.Малько, не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц,  например представительных органов муниципальных образований.   

     Категорию мораль от традиции местного самоуправления отличает разность их классификаций. Как отмечает О.К.Абросимова, наряду с общими для всех людей моральными ценностями в реальной жизни существуют и такие нравственные убеждения, которые характерны только для определенных групп людей. При этом набор базовых ценностей, присущий представителям любой общности, может меняться в ходе исторического развития. В обществе существуют как бы три системы морали: индивидуальная, групповая и общечеловеческая.  Надо сказать, что к традициям местного самоуправления такую классификацию применить невозможно, поскольку по ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» они, во-первых, либо исторические, либо иные местные, а во-вторых, традиции местного самоуправления не могут быть индивидуальными или общечеловеческими. Другое дело, когда речь можно вести о групповых традициях местного самоуправления, теоретически они имеют право на существование, например уличное самоуправление, до сих пор сохранившееся в сельских поселениях России. И еще одно отличие традиций местного самоуправления от норм морали состоит в том, что мораль – это общечеловеческая ценность, а традиции местного самоуправления – исторически обусловленная ценность местных сообществ на конкретной территории.

     Следующий вопрос – отличие традиций местного самоуправления от политических норм. В отличие от традиций местного самоуправления политические нормы больше подвержены движению и изменению, поскольку меняются в зависимости от динамики развития общественных отношений, а также воли политических лидеров, индивидуальных и коллективных участников политического процесса. Следующее отличие традиций местного самоуправления от политических норм состоит в том, что политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых.  Сближает политические нормы и традиции местного самоуправления то, что и те, и другие находятся в публично-правой сфере. Вместе с этим, придерживаясь позиции Р.Моля, А.И.Васильчикова и В.Н.Лешкова, противопоставлявших общественные интересы  политическим, отметим, что политизировать институты местного самоуправления будет не верно. 

      Что касается этических норм, от традиций местного самоуправления их отличает то, что они опираются на регулятивные возможности морали во взаимодействии с правом.  Так, решением межведомственного совета по противодействию коррупции при главе администрации города Нижнего Новгорода 7 апреля 2010 года был утвержден кодекс служебной этики муниципальных служащих администрации города Нижнего Новгорода. Пункт 1.12. ч. 1 ст. 2 Кодекса гласит, что муниципальный служащий в рамках реализации своих должностных (служебных) полномочий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван проявлять уважение к обычаям и традициям народов России.  Получается, что муниципальный служащий должен проникнуться признанием важности, значимости, ценности и уникальности традиций местного самоуправления, тем более что они тесно переплетаются с такой правовой категорией, как законный интерес. Необходимо отметить, что за несоблюдение вышеназванного кодекса муниципальный служащий не может быть подвергнут юридической ответственности, однако из ч. 3 ст. 12 «Новгородского кодекса этики» следует, что соблюдение муниципальным служащим Кодекса учитывается при оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена, при продвижении по службе на конкурсной основе, а также при поощрении муниципального служащего. Таким образом, отличие традиций местного самоуправления от норм этики заключается в том, что местные традиции проникнуты интересами населения муниципальных образований, а нормы этики обозначают систему моральных и нравственных норм определённой социальной группы (например, муниципальных служащих).

     Традиции местного самоуправления, выделяясь из видов социальных норм, представляют собой такие способы поведения людей, которые передают из поколения в поколение начала местного самоуправления, местные ценности, принятые на определенной территории, исторически обусловленные, признанные и охраняемые государством, формально-юридически определенные в нормативно-правовых актах.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика