Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Конституционная модель взаимосвязи Парламента и Правительства Республики Тыва: содержание, особенности, вопросы совершенствования
Научные статьи
07.02.12 07:57

вернуться


 
ЕврАзЮж № 1 (44) 2012
Конституционное право
Бады М.М.
Конституционная модель взаимосвязи Парламента и Правительства Республики Тыва: содержание, особенности, вопросы совершенствования
В статье формулируется понимание конституционной модели, и на основе анализа содержания Конституции РТ рассматривается модель взаимосвязи и взаимодействия парламента и правительства республики.

       Анализ конституций республик Российской Федерации, конституционного строительства в Республике Тыва показал достаточно устойчивую тенденцию не столько правового учета особенностей национально-государственного развития, сколько унификации их конституционного положения. Можно сделать вполне определенный вывод о стремлении государственного руководства Российской Федерации выстроить более современную модель государственного управления и федеративного устройства России.

    Конституция Республики Тыва с изменениями, принятыми по итогам референдума населения Республики Тыва 11 апреля 2010 года, во многом отразила современные идеи конституционного строительства республик Российской Федерации.

    Итоги референдума в Республике Тыва заложили основу фундаментальным конституционным изменениям в структуре и функционировании законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти Республики Тыва.

     Основными конституционными новеллами стали: введение государственной должности Главы – Председателя Правительства Республики Тыва как высшего должностного лица республики, возглавляющего Правительство Республики Тыва;  формирование однопалатного Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва; конституционная корректировка предметов ведения и полномочий законодательной и исполнительной власти Республики Тыва; передача определенных полномочий между правительством и парламентом; конституционная корректировка механизма передачи полномочий федеральным органам государственной власти, передачи полномочий федеральных органов государственной власти органам государственной власти Республики Тыва; конституционная корректировка методов и форм обеспечения взаимодействия органов законодательной (представительной) и исполнительной власти Республики Тыва.

    Характерным для Конституции Республики Тыва с изменениями, внесенными по итогам референдума 2010 года, является достаточно точное следование основным положениям федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».  Можно также отметить, что изменения в Конституцию Республики Тыва, внесенные на основе референдума 11 апреля 2010 года, привели к значительному совершенствованию конституционной модели взаимодействия Главы – Председателя Правительства Республики Тыва, Правительства Республики Тыва с Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва.

    Под конституционной моделью системы органов государственной власти правомерно понимать: совокупность принципов организации органов государственной власти; систему органов власти, установленную конституцией; содержание и перечень предметов ведения органов государственной власти; содержание и перечень полномочий органов государственной власти; совокупность методов осуществления полномочий и взаимодействия органов государственной власти; совокупность форм осуществления полномочий и осуществления взаимодействия органов государственной власти; определенную систему взаимодействия органов государственной власти.

     Основой конституционной модели осуществления взаимодействия Парламента и Правительства Республики Тыва являются принципы, выступающие элементами конституционного механизма обеспечения четкого функционирования государственной власти в Республики Тыва. Под конституционными принципами правомерно понимать фундаментальные положения, на основе которых формируется и функционирует государственная власть.

    В федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации» перечислены следующие принципы деятельности органов  государственной власти субъектов Российской Федерации: государственная и территориальная целостность Российской Федерации; распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

    Единство и целостность государственной власти является важным принципом ее формирования и функционирования. Под единством государственной власти  правомерно понимать наличие общих конституционных основ ее формирования и осуществления.

     В Конституции Республики Тыва закреплены конституционные основы обеспечения единства государственной власти: конституционно-правовой статус Республики Тыва определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Тыва; система органов государственной власти Республики Тыва устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти; взаимоотношения органов государственной власти Республики Тыва с федеральными органами государственной власти Российской Федерации устанавливаются, исходя из государственной и территориальной целостности Российской Федерации, единства системы государственной власти, защиты интересов многонационального народа Республики Тыва.

     Важным принципом государственного строительства Республики Тыва является принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, разделения предметов ведения Парламента и Правительства.

    Под предметами ведения властей правомерно понимать объекты правового регулирования как основные общественные потребности, которые они призваны обеспечить. Разделение предметов ведения предполагает, с одной стороны, разграничение выполняемых властями функций, а с другой – фиксацию механизмов их взаимодействия. Под полномочиями властей правомерно понимать совокупность прав и обязанностей властей в отношении предметов ведения. Полномочия в самом общем виде могут быть представлены в соответствии с устройством государства: унитарным, федеративным и конфедеративным.

   Согласно Конституции Республики Тыва законодательную власть осуществляет Верховный Хурал Республики Тыва – Парламент Республики Тыва. Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Тыва. Правительство Республики Тыва возглавляет Глава – Председатель Правительства Республики Тыва.

    Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва – постоянно действующий и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Тыва. Верховный Хурал Республики Тыва состоит из 32 депутатов. Конституционно основными предметами ведения Верховного Хурала Республики Тыва можно назвать следующие: республиканское законодательство; республиканские органы государственной власти; республиканские бюджет, налоги и сборы; республиканскую государственную собственность; землю, природные ресурсы республики; договорные отношения Республики Тыва; значимые объекты истории, культуры и природы; республиканские фонды.

    К основным полномочиям Верховного Хурала Республики Тыва можно отнести следующие: принятие Конституции Республики Тыва и поправок к ней; принятие конституционных законов, законов Республики Тыва; наделение граждан Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Главы – Председателя Правительства Республики Тыва; утверждение по представлению Главы – Председателя Правительства республиканского бюджета, контроль за его исполнением; утверждение договоров, заключаемых от имени Республики Тыва; установление республиканских налогов; назначение по представлению Главы – Председателя Правительства Республики Тыва судей Конституционного Суда Республики Тыва; назначение мировых судей; назначение половины членов Избирательной комиссии Республики Тыва; принятие решения о недоверии (доверии) Главе – Председателю Правительства Республики Тыва; назначение референдума Республики Тыва с согласия Главы – Председателя Правительства Республики Тыва; назначение выборов депутатов Верховного Хурала Республики Тыва.

    В Республике Тыва конституционно установлена система органов исполнительной власти во главе с Правительством Республики Тыва, возглавляемым Главой – Председателем Правительства Республики Тыва.  Глава – Председатель Правительства Республики Тыва по представлению Президента Российской Федерации наделяется полномочиями решением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва.

     Глава – Председатель Правительства Республики Тыва является высшим должностным лицом Республики Тыва, гарантом конституционных прав и свобод граждан, соблюдения Конституции и законов Республики Тыва на основе принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, обеспечивает согласованное взаимодействие и функционирование государственных органов власти Республики Тыва.

   Основными предметами ведения Главы – Председателя Правительства Республики Тыва являются законодательство Республики Тыва; Правительство Республики Тыва; государственные органы Республики Тыва; государственные программы Республики Тыва.

    Основные полномочия Главы – Председателя Правительства Республики Тыва согласно конституции: возглавляет Правительство Республики Тыва; подписывает конституционные законы, законы Республики Тыва; решает вопросы социально-экономической жизни Республики Тыва; представляет Республику Тыва в отношениях с федеральными органами государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления при осуществлении внешнеэкономических связей; формирует правительство, принимает решение об отставке Правительства; назначает и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти Республики Тыва; дает согласие на назначение референдума Республики Тыва, инициирует проведение референдума Республики Тыва; представляет Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва ежегодное послание о положении в республике; принимает решение о досрочном прекращении полномочий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва; назначает половину членов Избирательной комиссии Республики Тыва; представляет Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда Республики Тыва; вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых  актов, принятие которых находится в компетенции федеральных органов государственной власти; вправе участвовать в работе Верховного Хурала Республики Тыва с правом совещательного голоса.

   Правительство Республики Тыва является высшим коллегиальным и постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Республики Тыва. Основными предметами ведения Правительства Республики Тыва являются: органы государственной власти Республики Тыва; республиканская государственная собственность; разработка бюджета; охрана собственности и общественного порядка; защита прав и свобод человека и гражданина; договорные отношения Республики Тыва.

     К основным полномочиям Правительства Республики Тыва можно отнести следующие: разработка для Главы – Председателя Правительства проекта  республиканского бюджета и программ социально-экономического развития Республики Тыва; обеспечение выполнения республиканского бюджета; управление государственной собственностью Республики Тыва; заключение договоров с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; ежегодное представление народу Республики Тыва Государственных докладов о здоровье нации, экологии и состоянии земли и природных ресурсов Республики Тыва; дача согласия на назначение на должность прокурора Республики Тыва.

    Конституционные принципы обеспечения единства государственной власти, разделения предметов ведения и полномочий являются основой механизма обеспечения взаимодействия Парламента и Правительства Республики Тыва. Механизм взаимодействия Парламента и Правительства Республики Тыва представляет собой совокупность конституционных положений, обеспечивающих согласованную, взаимосвязанную деятельность Парламента  и Правительства Республики Тыва.

     Правовой основой формирования механизма взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации является Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных  органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,  который закрепляет следующие основы взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
– законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно;
– законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют «в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения»;
– «правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляются в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации…»;
– «законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, указанные в пункте 3 настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов»;
– «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе обратиться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке»;
– законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации «направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) планы законопроектной работы и проекты законов субъекта Российской Федерации»; 
– «на заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и его органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или лица, уполномоченные указанными руководителями»;
– «на заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе присутствовать депутаты либо по поручению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его председателя работники аппарата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации»;
– законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации «…может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом»;
– законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации «…вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации»;
– «споры между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, либо в судебном порядке»;
– «конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации».

     Представленные конституционно-правовые основы позволяют в общем плане отметить конституционные элементы обеспечения взаимодействия Правительства и Парламента Республики Тыва. Взаимодействие Верховного Хурала с Главой – Председателем Правительства и Правительством реализуется в следующем: рассмотрение представленной Президентом Российской Федерации кандидатуры Главы – Председателя Правительства Республики Тыва; обсуждение кандидатуры Главы – Председателя Правительства на заседаниях комитетов, депутатских объединений палат Верховного Хурала; принятие постановления о наделении Главы – Председателя Правительства его полномочиями; право законодательной инициативы принадлежит депутатам, фракциям, комитетам Верховного Хурала (парламента), Главе – Председателю Правительства Республики Тыва, Правительству Республики Тыва, местным Хуралам представителей, группам граждан численностью не менее 1000 человек; принятие решения о досрочном прекращении полномочий Президента – Председателя Правительства по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в Конституции Республики Тыва; направление на подписание Главе – Председателю Правительства принятых Парламентом конституционных и республиканских законов; назначение референдума Республики Тыва с согласия Главы – Председателя Правительства Республики Тыва; назначение по представлению Главы – Председателя Правительства судей Конституционного суда Республики Тыва; утверждение договоров и соглашений, заключаемых Правительством с субъектами Российской Федерации, субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государства; принятие решения о недоверии (доверии) Главе – Председателю Правительства; утверждение по представлению Главы – Председателя Правительства республиканского бюджета; рассмотрение отчетов Правительства об исполнении бюджета и выполнении программ социально-экономического развития Республики Тыва.

     Взаимодействуя с Верховным Хуралом (парламентом), Глава – Председатель Правительства Республики Тыва: подписывает конституционные законы, законы Республики Тыва и в установленном порядке обнародует или отклоняет их; представляет Республику Тыва в отношениях с федеральными органами государственной власти, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать соответствующие договоры и соглашения от имени Республики Тыва; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Тыва с иными органами государственно власти Республики Тыва, может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Республики Тыва с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями; представляет Верховному Хуралу (парламенту) ежегодное послание о положении в республике; принимает решение о досрочном прекращении полномочий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва; дает согласие на назначение референдума Республики Тыва, инициирует проведение референдума Республики Тыва; назначает половину членов Избирательной комиссии Республики Тыва; представляет Верховному Хуралу кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда Республики Тыва; вправе требовать созыва внеочередного заседания Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва и созывать вновь избранный Верховный Хурал на первое заседание ранее срока, установленного настоящей Конституцией Республики Тыва; вправе участвовать в работе Верховного Хурала с правом совещательного голоса; обеспечивает согласованное взаимодействие и функционирование государственных органов власти Республики Тыва.

      Взаимодействие Правительства Республики Тыва с Верховным Хуралом осуществляется по следующим направлениям: Правительство разрабатывает для представления Главой – Председателем Правительства в Верховный Хурал проекты бюджета Республики Тыва, программы социально-экономического развития Республики Тыва; представляет в Верховный Хурал отчеты о выполнении республиканского бюджета и выполнении программ социально-экономического развития Республики Тыва.

     Важным аспектом конституционного обеспечения взаимодействия органов государственной власти является система методов и форм осуществления ими своей деятельности. Под методами функционирования органов государственной власти правомерно понимать совокупность (систему) приемов, способов и средств осуществления ими своей деятельности. Это механизм деятельности. И от того, насколько он будет эффективен, во многом зависят результаты государственной деятельности. Методы деятельности разных ветвей органов государственной  власти (законодательной, исполнительной, судебной) во многом отличаются. Под формой деятельности органов государственной власти правомерно понимать способ организации их деятельности, характер связи элементов деятельности, целостное выражение совокупности действий. Это образ деятельности органов государственной власти. 

      Конституционные нормы фиксируют как тождественные, так и различные формы и методы деятельности органов государственной власти. Анализ содержания Конституции Республики Тыва позволяет выделить методы в деятельности их органов государственной власти. В частности, в системе методов деятельности Верховного Хурала Республики Тыва можно назвать следующие: законодательное регулирование общественных отношений (принятие Конституции Республики Тыва и поправок к ней; принятие законов, постановлений, заявлений; организационная деятельность; наделение гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Главы – Председателя Правительства Республики Тыва; назначение по представлению Главы – Председателя Правительства Республики Тыва Уполномоченного по правам человека в Республике Тыва, председателя Счетной палаты Республики Тыва, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Республики Тыва, судей Конституционного суда Республики Тыва; назначение половины членов Избирательной комиссии Республики Тыва; назначение мировых судей в порядке, установленном конституционным законом Республики Тыва; контроль по вопросам своей компетентности (принятие конституционных законов Республики Тыва, внесение в них изменений и дополнений, осуществление контроля за их исполнением, осуществление контрольной деятельности); контроль за выполнением решений парламента (утверждение по представлению Главы – Председателя Правительства Республики Тыва республиканского бюджета, контроль за его исполнением).

    Основными формами осуществления конституционной деятельности Верховного Хурала, как показывает анализ, можно назвать следующие: правотворческая деятельность (принятие законов, постановлений, заявлений; парламентские слушания по вопросам жизнедеятельности Республики Тыва и разработанным законопроектам); право законодательной инициативы в Федеральное Собрание Российской Федерации; заслушивание ежегодных отчетов Правительства Республики Тыва о результатах его деятельности; рассмотрение отчетов Правительства об исполнении бюджета Республики Тыва.

    Анализ Конституции Республики Тыва показал, что основными методами деятельности высших органов исполнительной власти можно назвать следующие. Глава – Председатель Правительства: формирует Правительство Республики Тыва; контролирует исполнение Правительством своих полномочий; представляет Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва ежегодное послание о положении в республике; принимает решение о досрочном прекращении полномочий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в соответствии с федеральным законом и инициирует проведение их выборов; назначает заместителей Председателя Правительства Республики Тыва и министров Республики Тыва; назначает и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти Республики Тыва и представителей Республики Тыва; принимает меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; решает вопросы социально-экономической жизни Республики Тыва; возглавляет Правительство Республики Тыва; подписывает конституционные законы Республики Тыва; представляет Республику Тыва в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и при осуществлении внешнеэкономических связей; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Тыва с иными органами государственной власти Республики Тыва, с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями; Правительство управляет и распоряжается государственной собственностью Республики Тыва, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Республики Тыва.

    Основными конституционными формами деятельности Правительства правомерно назвать следующие: осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение республиканского бюджета Республики Тыва; представляет в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва отчеты об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва и выполнении программ социально-экономического развития Республики Тыва; заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий; ежегодно представляет народу Республики Тыва государственные доклады о здоровье нации, экологии и состоянии земли и других природных ресурсов республики.

    Можно выделить следующие конституционные положения, позволяющие видеть взаимосвязь, взаимодействие методов и форм в деятельности парламента и правительства Республики Тыва в процессе проведения государственной политики:  Глава – Председатель Правительства: «обеспечивает согласованное взаимодействие и функционирование государственных органов власти Республики Тыва»; «обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Тыва с иными органами государственной власти Республики Тыва»; «представляет Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва ежегодное послание о положении в республике»; «принимает решение о досрочном прекращении полномочий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в соответствии с федеральным законом и инициирует проведение их выборов»; «дает согласие на назначение референдума Республики Тыва; инициирует проведение референдума Республики Тыва»; «назначает половину членов Избирательной комиссии Республики Тыва»; «представляет Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда; вправе требовать созыва внеочередного заседания Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, а также созывать вновь избранный Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва на первое заседание ранее срока, установленного настоящей Конституцией»; «вправе участвовать в работе Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва с правом совещательного голоса». Правительство «разрабатывает для представления Главой – Председателем Правительства Республики Тыва в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва проекты республиканского бюджета Республики Тыва, а также программы социально-экономического развития Республики Тыва»; «обеспечивает исполнение республиканского бюджета Республики Тыва; представляет в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва отчеты об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва и выполнении программ социально-экономического развития Республики Тыва». 

       Рекомендации по совершенствованию Конституции Республики Тыва, следующие из анализа опыта конституционного строительства в Российской Федерации и Республике Тыва:
1. Правомерно говорить о необходимости дополнения Конституции РФ положениями, закрепляющими механизм осуществления органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предметов ведения и полномочий в части совместного ведения.

2. Более эффективному решению задачи совершенствования функционирования системы органов государственной власти Республики Тыва могло бы способствовать научное и систематическое обобщение теории и практики функционирования органов государственной власти республик Российской Федерации.

3. Совершенствование системы органов государственной власти республик Российской Федерации настоятельно требует более точной правовой конкретизации содержания предметов ведения и полномочий органов государственной власти республик Российской Федерации.

4. Внести в ч. 1. ст. 1. Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в качестве принципа деятельности органов государственной власти субъекта Российской федерации следующее положение: «е) взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения».

5. Внести конституционную норму о совместном обсуждении и назначении Главой – Председателем Правительства и Верховным Хуралом членов правительства.

6. Внести конституционную норму, закрепляющую перечень контрольных полномочий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва.

7. Внести конституционную норму о том, что «полномочия Главы – Председателя Правительства не могут быть использованы для изменения конституционного строя Республики Тыва либо для роспуска или приостановления деятельности законно избранных органов государственной власти республики».

8. В Конституции Республики Тыва закреплено положение об осуществлении Верховным Хуралом контроля за исполнением принятых конституционных законов Республики Тыва, внесением в них изменений и дополнений. В ч. 5 статьи 96 также закреплено положение, что «Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва реализует свои полномочия посредством принятия законов, постановлений, заявлений, обращений и осуществления контрольной деятельности». Рекомендация заключается в возможной целесообразности формулирования отдельной статьи конституции о парламентском контроле по основным направлениям государственной жизни Республики Тыва.

9. В ч. 2 ст. 107 говорится, что «Глава – Председатель Правительства вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва…». А в пункте е ч. 2 ст. 111. записано, что Глава – Председатель Правительства Республики Тыва «принимает решение о досрочном прекращении полномочий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в соответствии с федеральным законом…». Предлагается: изменить п. е ч. 2 статьи 111, изложив его в следующей редакции: «е) принимает решение о досрочном прекращении полномочий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в соответствии с федеральным законом и Конституцией Республики Тыва…».

10. Верховный Хурал Республики Тыва состоит из 32 депутатов, из которых число работающих на постоянной основе не может быть более 9. В настоящее время в Федеральном Собрании Российской Федерации обсуждается вопрос о возможности и необходимости увеличения количества депутатов, в частности работающих на постоянной основе в законодательных органах субъектов Российской Федерации  (Московская городская Дума). Для Верховного Хурала Республики Тыва более адекватным выполняемым функциям будет число депутатов 42, а работающих на постоянной основе – 18.

      В качестве общего вывода можно отметить, что изменения, внесенные в Конституцию Республики Тыва на основе референдума 11 апреля 2010 года, привели к значительному совершенствованию конституционной модели взаимодействия Главы – Председателя Правительства Республики Тыва, Правительства Республики Тыва с Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва. В частности, внесенные поправки устранили противоречия с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, повышают эффективность деятельности Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, оптимизируют систему органов государственной власти Тывы, укрепляют статус высшего должностного лица республики – Главы – Председателя Правительства  Республики Тыва.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика