Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

Фарида Мамад:
О праве человека – взгляд Комиссара по правам человека Республики Мозамбик


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Актуальные проблемы конституционно-правового регулирования и защиты социальных прав граждан Российской Федерации
Научные статьи
07.02.12 08:07

вернуться

 
ЕврАзЮж № 1 (44) 2012
Конституционное право
Елисеев С.Г.
Актуальные проблемы конституционно-правового регулирования и защиты социальных прав граждан Российской Федерации
В статье рассматриваются актуальные проблемы конституционно-правового регулирования и защиты социальных прав граждан Российской Федерации.

     В научной литературе отмечается дискуссионность в оценке состояния конституционно-правового регулирования социальных вопросов в Российской Федерации. Это связано с различием концептуальных подходов в определении признаков и необходимого уровня гарантий социального государства, с пробелами в регулировании социальных отношений, а также с неоднозначностью формулировок и терминов, используемых в регулировании социальных отношений.

     Например, Н.С.Бондарь считает, что Конституция Российской Федерации  позволяет выявить достаточно сложные системно-иерархические связи нескольких уровней конституционных институтов социальной защиты граждан. Концепция социальных прав граждан должна содержать единство нормативной модели социальных прав, их реализацию и судебную защиту. «Речь идет о выборе между двумя концепциями социальных прав: а) классическая либеральная концепция социальных прав, предполагающая минимальное участие государства в социальном вспомоществовании, исключающая юридически зафиксированные в конституции социальные обязанности государства перед гражданином и делающая основной упор на задачах защиты человеческого достоинства при возможном осуществлении государственных, а также негосударственных коммерческих социальных программ; б) концепция социально-ориентированной свободы граждан в социальном правовом государстве».

     Если оценивать реализацию концепции социального государства в нашей стране, например, по модели П.К.Гончарова (т. е. на трех уровнях: на научном – как идея и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном – как конституционный принцип, на эмпирическом – как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп), то можно прийти к выводу, что формирование социального государства в России находится на самом раннем этапе: разработка концепции только начинается. 

     Вопросы конституционного регулирования социальных проблем, включая проблемы защиты социальных прав, характер и пределы конституционного регулирования социальных отношений вообще и социальной защиты граждан в частности, а также возможности прямого применения конституционных норм о социальной защите граждан и юридическая сила корреспондирующих им материально-финансовых обязательств государства перед гражданами в социальной сфере являются дискуссионными.

    Конституционные основы социальной защиты в качестве основополагающих начал имеют ряд особенностей. Они выступают мерилом правомерности социальной деятельности государства, структурируют и ориентируют всю систему социальной защиты на конкретных граждан, в них закрепляются основные государственные гарантии в социальной сфере.

     Оценивая роль Конституции РФ как базы для развития всего последующего федерального законодательства, необходимо отметить, что конституционные положения по социальным вопросам были сформулированы с учетом всех международно-правовых актов в этой области. Вместе с тем вопросы их реализации и защиты пока не достигли должного для социального государства уровня.

     Действительно, поиск баланса между потребностями общества в социальной сфере и выделением определенных финансовых средств на эти цели зачастую зависит от позиции федерального законодателя.

    Социальное государство предполагает действенность конституционных гарантий социальных прав гражданина, это означает, что у государства существуют соответствующие обязанности, такие как охранять труд и здоровье людей; устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Законодательство, как правило, не учитывает современную юридическую доктрину, поэтому нормативные акты в сфере регулирования социальных прав имеют пробелы и противоречия. Из-за этого во многом реализация социальных прав в России затруднена, о чем свидетельствует обширная судебная практика.

   Среди наиболее непростых вопросов социальной правовой защиты следует назвать  защиту от безработицы.

   Российские предприятия проводили самое резкое с начала года сокращение персонала из-за экономического кризиса. В декабре интенсивность увольнений в промышленности увеличилась вдвое. Рост увольнений произошел во всех отраслях, кроме леспрома и пищевой промышленности.

     21 декабря 2009 года численность официально зарегистрированных безработных граждан в РФ за неделю выросла на 1,1 % и по состоянию на 16 декабря 2009 г. составила 2 млн 78 тыс. 363 человек. Как говорилось в материалах Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразития), за неделю рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, наблюдался в 70 субъектах РФ. Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице в России, но и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: коллектор, юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, специалист по безопасности (в том числе информационной), антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т. д.

    14 декабря 2009 года на сайте dp.ru в статье «Кому безработица грозит меньше всего» был размещен рейтинг запросов работодателей на поиск персонала с помощью SuperJob.ru (% от всех запросов):
1. Менеджер по продажам (9,03 %);
2. Инженер (4,98 %);
3. Квалифицированный рабочий (4,57 %);
4. Бухгалтер (3,88 %);
5. Продавец (3,37 %);
6. Торговый представитель (3,23 %);
7. Неквалифицированный рабочий (2,49 %);
8. Водитель (2,09 %);
9. Секретарь (1,98 %);
10. Юрист (1,68 %);
11. Региональный представитель (1,67 %);
12. Менеджер по работе с клиентами (1,56 %);
13. Врач (1,54 %);
14. Программист (1,52 %);
15. Медицинский представитель (1,52 %);
16. Менеджер по логистике (0,83 %);
17. Дизайнер (0,79 %);
18. Оператор ПК / оператор call-центра (0,75 %);
19. Супервайзер (0,72 %);
20. Менеджер по закупкам (0,70 %).

    7 декабря 2009 года число безработных в России достигло почти 2,5 млн. человек. За неделю численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, по состоянию на 2 декабря 2009 г. увеличилась на 0,4 % – до 2 млн. 42,007 тыс. человек. Об этом сообщили в пресс-службе Минздравсоцразвития РФ. Ведомство продолжает вести мониторинг рынка труда в разрезе субъектов РФ. Получена информация о высвобождении работников 66 тыс. 852 организаций из всех регионов. За неделю рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, наблюдался в 55 субъектах. Среди них Астраханская, Сахалинская, Магаданская области, Забайкальский край.

     Сокращение количества безработных в середине 2009 года сменилось значительным ростом в конце 2009 – начале 2010 года. Об этом в Лондоне на Российском банковском форуме заявил заместитель главы ведомства Андрей Клепач. Предполагалось, что под увольнение могут попасть еще около полумиллиона россиян. «Мы ожидаем, что может быть серьезная волна (безработицы – ред.) зимой, в конце этого – начале следующего года».

    Часть 3 ст. 37 Конституции РФ устанавливает право гражданина на защиту от безработицы. В соответствии с Конвенцией МОТ 1964 г. № 122 «О политике в области занятости» и Конвенцией МОТ 1988 г. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы»  (Российской Федерации данные конвенции не ратифицированы) основная задача государств в области социальной политики – это содействие полной занятости населения.

      Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009) содержит основные направления государственной политики в этой области: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм (ст. 5).

     Государство провозглашает (ст. 12) такие гарантии реализации права граждан на труд, как свобода выбора рода деятельности, профессии, вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда.

    В случае безработицы гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер по занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

      Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (ст. 28 вышеназванного Закона).

   В Германии, например, высокий уровень безработицы. Проводится политика занятости, которая представляет собой один из инструментов поддержания социально-экономической стабильности в обществе. Ранее одним из элементов такой политики являлось страхование по безработице – такая финансовая поддержка выплачивалась безработным в период поиска работы.

    Европейская социальная хартия содержит нормы, закрепляющие право на труд, право на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на справедливое вознаграждение, право на объединение, право на заключение коллективных договоров, право работающих женщин на защиту, право на профессиональную ориентацию и право на профессиональную подготовку. Часть 3 ст. 37 Конституции не содержит информации, как именно реализуется право на защиту от безработицы, в то время как Европейская социальная хартия содержит право на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку – «услуга по оказанию помощи всем заинтересованным лицам в решении проблем, связанных с выбором рода занятий …с учетом индивидуальных особенностей человека и их соответствия требованиям рынка».  В соответствии со ст. 10 Европейской социальной хартии профессиональная подготовка должна носить непрерывный характер и гарантируется даже в периоды экономических кризисов.

   Более подробно содержание права на труд в условиях, отвечающих требованиям защиты от безработицы, раскрывается в Трудовом кодексе Российской Федерации и в Законе «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. ред. ФЗ от 27.12.2009). В ст. 12 Закона к гарантиям государством права граждан на труд отнесены свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда.

     Безработным гражданам гарантируются социальная поддержка, осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости, бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение.

     Государство также устанавливает дополнительные гарантии для отдельных категорий населения, в частности гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другие меры. Жены военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 13).

   Безработица не дает возможности реализовать человеку свое право на труд. Две конвенции – МОТ 1964 г. №  122 «О политике в области занятости» и МОТ 1988 г. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (до настоящего времени не ратифицированы Российской Федерацией) содержат положения о первоочередных задачах государства в содействии полной, продуктивно и свободно избранной занятости населения.

     Роль государства должна состоять в способствовании социальному равновесию, которое поддерживается следующими методами: в социальной сфере – обеспечением равных социальных прав, политикой социальной стабильности и выравнивания уровня жизни и доходов социальных групп, общенациональными и локальными механизмами социальной защиты от потрясений и «провалов» рынка и в политической сфере – за счет развития широкой, массовой демократии, системы инструментальных механизмов обеспечения демократических и социальных прав граждан, в том числе механизмов реального влияния граждан на политику.

   Другая актуальная проблема конституционно-правового регулирования – защита материнства и детства.

   Статья 38 Конституции Российской Федерации закрепляет институт защиты материнства и детства. Он находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие возраста 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

     Основным нормативным актом, регулирующим отношения по предоставлению пособий семьям с детьми в связи с их рождением и воспитанием, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», действующий в редакции от 14 июля 2008 года. Позже, в 2006–2008 гг. в законодательство о пособиях были внесены значительные изменения в связи с принятием новых федеральных законов и подзаконных актов. Последние изменения в Федеральный закон были внесены 7 марта 2011 года.

    В последнее время принято достаточно нормативных  актов по вопросам защиты материнства и детства. Однако законодательству в этой сфере правового регулирования  не хватает системности, можно отметить, что акты в разных отраслях права разобщены, они  носят разрозненный характер.

     «Семейный кодекс РФ в ст. 139 обязывает определенных лиц (судей, иных должностных лиц, а также лиц, иным образом осведомленных об усыновлении) сохранять тайну усыновления без каких-либо условий, только в силу наличия самого факта усыновления и запрета разглашать против воли усыновителей, а Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за разглашение тайны лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений. Такие противоречия усложняют применение охраны прав лиц, поскольку добавляют определенные характеристики, условия в отношении тайны – ее служебный или профессиональный характер, а также корыстные или иные низменные побуждения для лица, разглашающего тайну».

    Трудовой кодекс Российской Федерации закрепляет ряд гарантий и льгот по защите материнства и детства. Однако некоторые его положения носят противоречивый характер. Например, положения ст. 259 ТК РФ о гарантиях лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, работе в ночное время и пр. Гарантии предоставляются «матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет...».  Как условие предоставления гарантий названы брачные, а не семейные отношения, «матерям и отцам, воспитывающим детей без супруга (супруги)», поэтому произошло смешение понятий «супруги» и «родители ребенка». Ряд авторов отмечают этот нюанс. Так, В.А.Малышев пишет: «Регулируются трудовые отношения с лицами, имеющими семейные обязанности, а упоминание супруга родителя ребенка вводит в заблуждение, тем более что вышеприведенная ст. 264 ТК РФ упоминает «отцов, воспитывающих детей без матери». Представляется, что должна быть единая терминология, тем более что ранее именно так и было. Постановление Верховного Совета СССР от 10 апреля 1990 г. № 1420-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи» предусматривало в п. 7 распространение льгот, предоставляемых женщине в связи с материнством, на отцов, воспитывающих детей без матери (в случаях отсутствия материнского попечения о детях), а не на отцов, воспитывающих детей без супруги».

    Большое значение имело введение законодателем права получения материнского капитала. Но, вместе с тем, возник целый ряд вопросов как по срокам его получения, так и по целям расходования. Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» установлено, что материнский капитал может быть направлен на уплату первоначального взноса при получении кредита или займа, в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья, на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение и строительство жилья только лицами, имеющими на него право. Однако, как правило, кредит оформляется на лиц, имеющих высокие доходы. Женщина, родившая второго или последующего ребенка и получившая право на материнский (семейный) капитал, в большинстве случаев не имеет достаточных доходов для получения кредита. При этом она не вправе направить средства материнского капитала на погашение кредита, оформленного на ее супруга. 

    Таким образом, учитывая сложности складывающегося правоприменения, многие нюансы получения материнского капитала, субъекты его получения, цели и порядок получения нуждаются в более тщательном правовом регулировании.

     Законодательство о государственных пособиях на детей в настоящее время остается в значительной степени пробельным и противоречивым. Сложившаяся система социальных пособий на детей пока не реагирует должным образом на изменения в сфере рынка и экономики. Это связано с неразработанностью в социальном законодательстве таких понятий, как «семья с детьми», а также узким толкованием понятий «кровная семья», «семья усыновителей» и др., что приводит к ограничению прав некоторых категорий граждан, которые реально занимаются воспитанием и содержанием ребенка, – опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей, на получение тех или иных видов социальных пособий.

     Исследование понятия семьи в системе правовых наук свидетельствует об отсутствии единого универсального понятия семьи, применимого ко всем отраслям права. В области права на социальное обеспечение вопрос о разработке понятия семьи является также проблемным. Проанализировав мнения таких ученых, как Е.И.Астрахан, В.Д.Новиков, В.К.Субботенко, Р.П.Мананкова, Е.В.Протас, Е.В.Соловьева, о субъекте социально-обеспечительных отношений, можно сделать вывод: если на ранних этапах формирования правовой защиты материнства, детства и семьи был оправдан подход в пользу индивидуальных субъектов, то в настоящее время ситуация существенно изменилась: общество делает выбор в пользу семьи как наиболее приемлемой формы воспитания подрастающего поколения, что должно отражаться и в правовых мерах  защиты и охраны семьи.

     Представляются удачными критерии, характеризующие понятие «семья с детьми», названные Е.В.Соловьевой, это: 1) наличие детей; 2) правовая связь ребенка с субъектами, осуществляющими заботу о нем (кровная связь по рождению, правовая связь усыновленного с усыновителем, институт опеки и попечительства, приемная семья); 3) совместное проживание ребенка с субъектами, осуществляющими заботу о нем.

     Меры дополнительной государственной поддержки семей, имеющих детей, к числу которых относится право на материнский капитал, являются новым видом социального обеспечения по содержанию и  по условиям предоставления. Так, например, обычно социальное обеспечение предоставляется в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), в то время как получение материнского капитала в виде наличных средств не предоставляется. 

   В соответствии с Законом лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования детьми; 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

    Учитывая, что практики использования средств материнского капитала еще не сложилось по причине предоставления возможности использования средств только по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей (ст. 7 Закона), можно предположить, что определенная часть заявлений о распоряжении средствами материнского капитала будет содержать в качестве направления его использования улучшение жилищных условий.

      Использование средств материнского капитала для улучшения жилищных условий предполагает в соответствии со ст. 10 Закона: приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение  приобретаемого жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору денежные средства на указанные цели. При этом средства или часть средств могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки. Указанные нормы позволяют лицу, имеющему право на дополнительные меры государственной поддержки, решать жилищную проблему различными способами, в том числе и оплатить кредит, полученный на приобретение жилого помещения. Пока остается неясным, каковы критерии улучшения жилищных условий, в чем нюансы, связанные с приобретением жилья, какова разница между увеличением площади и улучшением жилого помещения (например, его местоположение).

     Новым институтом по защите прав ребенка в нашей стране стал институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей предоставлено право запрашивать и получать необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации; проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения; направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов; привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

    В Указе Президента Российской Федерации рекомендовано органам власти субъектов Российской Федерации учредить должность уполномоченного по правам ребенка. Впервые институт Уполномоченного по правам ребенка появился в 2002 году в Москве. На момент подписания Указа Президента Российской Федерации от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка» институт Уполномоченного по правам ребенка был учрежден всего лишь в 18 регионах страны. Ровно через год этот институт действовал уже в 48 субъектах Российской Федерации, а к 1 апреля 2011 года пост детского уполномоченного был учрежден уже в 70 регионах страны.

    В связи с вышеизложенным представляется, что существует необходимость принятия федерального закона о защите семьи, материнства и детства, где будут регулироваться все правоотношения в этой области, особенно координация деятельности заинтересованных министерств, ведомств и должностных лиц.

   Большой круг проблем существует в отношении конституционно-правового регулирования социальной защиты лиц, нуждающихся в помощи со стороны государства. Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституцией РФ гарантируются также государственные пенсии и социальные пособия, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

   Право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в процессе получения гражданами отдельных видов обеспечения: пенсионного обеспечения разных форм социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных, обеспечения пособиями.

   Некоторые авторы считают, что «право на социальное обеспечение не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане, но не в практическом аспекте. Приведенный перечень рисков соответствует Конвенции МОТ «Минимальные нормы социального обеспечения» 1952 г., и положения ч. 1 ст. 39 должны быть отнесены к числу норм, регулирующих права и свободы человека и гражданина. В данном случае речь не идет о социальной защите (включая социальное обеспечение) в целом как комплексе вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Такой подход заложен и в положении Конституции об установлении федеральным законом минимального размера оплаты труда (хотя трудовое законодательство отнесено к совместному ведению).

    Право на социальное обеспечение гарантируется всем – гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами России на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.

    В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 27.12.2009 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на получение трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

    Право на назначение трудовой пенсии по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

     Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, кроме предусмотренных пунктом 4 ст. 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» случаев; продолжительности страхового стажа застрахованного лица; продолжения инвалидом трудовой деятельности; а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

    Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям. Порядок признания органами Государственной медико-социальной экспертизы гражданина инвалидом, период инвалидности и степень его ограничения способности к трудовой деятельности, а также  причинно-следственная связь между инвалидностью и смертью кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждаются Правительством Российской Федерации.

     В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

    Социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов производится на основании Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

    В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

    В Российской Федерации установлены разные виды социальных пособий, они предоставляются в качестве компенсации временно утраченного заработка или  дополнения трудовых и иных законных доходов лиц или их семей, связанных, как правило, с рождением и воспитанием детей. Это такие пособия, как: по временной нетрудоспособности (в случае болезни, ухода за больным членом семьи, карантина и т. п.); по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; единовременное пособие по случаю рождения ребенка; пособия гражданам, имеющим детей; пособие по безработице; пособие на погребение и др.

     В настоящее время регулирование социальных пособий в Российской Федерации осуществляется целым рядом законодательных и иных нормативных актов. По мнению исследователей, в России пока нет достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

     Государство стимулирует добровольное социальное страхование путем создания благоприятного правового режима для развития негосударственных форм социального обеспечения, принятия организационных и финансовых мер, которые заинтересованы в создании соответствующих фондов. Например, Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ (в ред. 21.11.2011) регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

   В соответствии с данным законом негосударственный пенсионный фонд характеризуется как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (ст. 2).

    Негосударственные пенсионные фонды осуществляют несколько видов деятельности: 1) деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда на добровольных началах, включающая аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплаты негосударственных пенсий участникам фонда; 2) деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающая аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам; 3) деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию, включающая аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам, регулирующаяся федеральным законом.

      «Пенсионное законодательство может быть признано эффективным при определенных условиях: если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости; если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства, не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий, обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму. Анализ действующего законодательства с учетом этих критериев свидетельствует о его невысокой эффективности».

      Недостатком пенсионного законодательства можно считать характер исчисления размера пенсии, в частности, ее зависимость от количества страховых взносов, несоизмеримость пенсии с трудовым доходом, существование размеров пенсий ниже прожиточного минимума. В связи с этим у пенсионеров нет возможности поддерживать здоровье, продолжительность жизни в России остается одной из самых низких.

     Соотношение минимального размера оплаты труда с прожиточным минимумом для трудоспособного населения в III квартале 2003 г. составило 19,4 % (в III кв. 2001 г. – 18 %); минимального размера выплат пенсионерам с их прожиточным минимумом – 40, %; ежемесячного пособия на ребенка с прожиточным минимумом для детей – 3,4 % (в 2001 г. – 4,8 %).

     Статья 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» устанавливает на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда: с 1 января 2009 г. он составляет 4330 руб., что ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Так, величина прожиточного минимума в целом по РФ за III квартал 2008 г. на душу населения составляла 4630 руб., для трудоспособного населения – 5017 руб. (постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 151 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2008 г.»).

     Как видим, минимальный размер оплаты труда в сентябре 2009 г. был установлен в меньшем размере, чем прожиточный минимум III квартала 2008 г. Величина же прожиточного минимума в целом по РФ за II квартал 2009 г. на душу населения была установлена в размере 5187 руб., для трудоспособного населения – 5607 руб. (постановление Правительства РФ от 14.11.2009 № 925 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2009 г.»).

    9 апреля 2011 года начало действовать постановление правительства РФ № 197, устанавливающее величину прожиточного минимума в 2011 году, который в свою очередь устанавливается по итогам 4-го квартала 2010 года.

     Итак, вот прожиточный минимум для разных категорий граждан по России. Отдельно укажем величину этого показателя для Москвы, ведь не секрет, что он рассчитывается как по стране в целом, так и для каждого региона в отдельности.

   Прожиточный минимум с 9 апреля 2011 года. Категория граждан: Россия / Москва:
– на душу населения – 5902 руб. / 8656 руб.;
– трудоспособное население – 6367 руб. / 9825 руб.;
– пенсионеры – 4683 руб. / 5860 руб.;
– дети – 5709 руб. / 7411 руб.

    На наш взгляд, необходимо выработать реальные критерии (показатели) оценки эффективности социальной политики государства. Минимальный размер пенсий, пособий, минимальная стипендия не должны быть ниже прожиточного минимума.

     Статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается бесплатно.

    Под государственной охраной здоровья можно понимать совокупность мер политического, правового, экономического и медицинского характера, которые направлены на охрану и поддержание физического и психического здоровья граждан, а также меры поддержки в случае утраты здоровья.
Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья, таких как матери, беременные женщины, несовершеннолетние, пенсионеры, инвалиды, пациенты и др., закрепляются в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ред. от 27.12.2009). Этот же законодательный акт регулирует вопросы ответственности за причинение вреда здоровью граждан от противоправных действий, ответственности медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья.

    Право на медицинскую помощь можно охарактеризовать как систему правовых норм и государственных гарантий по оказанию медицинской помощи. Институт защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь включает в себя такие понятия, как право гражданина, ответственность соответствующих органов и медицинских работников, правонарушения в этой сфере и правовая защита граждан.

    Медицинская помощь и охрана здоровья регулируются нормами таких отраслей права, как конституционное, гражданское, административное, муниципальное право, в то же время правоотношения в этой сфере являются объектом межотраслевого правового регулирования.

    Основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрена ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности должностных лиц за обеспечение права граждан в области охраны здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Гражданским кодексом при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья компенсации подлежит утраченный доход или заработок, который он мог бы иметь, а также дополнительные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, лекарства, протезирование, специальный уход, санаторно-курортное лечение и другое. Уголовный кодекс содержит специальную главу о преступлениях против жизни, здоровья и достоинства личности. Административный кодекс предусматривает ответственность за нарушения, посягающие на здоровье, нарушение правил охраны труда, санитарно-гигиенических и других правил.

    Основными гарантиями охраны прав и свобод граждан являются выявление нарушений прав и свобод, которое осуществляется с помощью органов государственной власти, суда, прокуратуры, способы их восстановления.

    Принят целый ряд актов, регулирующих вопросы охраны здоровья населения, это Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными; Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Концепция государственной политики в области здорового питания до 2005 года, направленные на улучшение качества и структуры питания как одного из основных факторов, определяющих здоровье населения; Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», определяющий стратегию и систему мер в области профилактики основных инфекционных заболеваний; Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

      Несмотря на интенсивное развитие законодательства о здравоохранении, в сфере правовой охраны здоровья и медицинской помощи можно выделить ряд проблем. Ключевая – отсутствие полноценной правовой концепции развития медицинской отрасли. Другая задача – совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области медицинской помощи и охраны здоровья, в частности принятие нового федерального закона о здравоохранении в Российской Федерации, в котором будут урегулированы многие имеющиеся сегодня проблемы (в том числе такие практические вопросы, как нехватка квалифицированных кадров, дефицит финансирования, нерациональное использование средств, износ помещений, медицинской техники и оборудования), а также федерального закона о защите прав пациентов.

      Обобщая изложенное, необходимо отметить, что в Российской Федерации существует проблема реализации конституционных норм о социальной защите граждан. Прямое действие Конституции РФ означает, что ее нормы должны применяться непосредственно и не требуют наличия специального нормативного акта. Однако в связи с тем, что формулировки конституционных норм, как правило, являются слишком общими,  большинство ее норм о социальных правах не может иметь прямое действие. В отдельных случаях конституционная норма устанавливает необходимость принятия федерального закона по определенным видам правоотношений.

     Оценивая сложившееся законодательство Российской Федерации в сфере регулирования социальных прав, следует отметить существование значительных пробелов и противоречий, устранение которых связано как с принятием новых федеральных законов, так и обновлением действующих.

Современная, комфортабельная гостиница. Гостиница санкт-петербург в санкт-петербурге, вся подробная информация на сайте http://hotelspb.ru


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика