Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Особенности региональной политики в условиях российского федерализма
Научные статьи
07.02.12 16:25


вернуться



ЕврАзЮж № 1 (44) 2012
Право и политика
Бекбосынов М.Б.
Особенности региональной политики в условиях российского федерализма
В статье автор рассматривает основные направления государственной региональной политики Российской Федерации. Анализирует современное состояние федеративных отношений и региональной политики. Изучает принципы федеральной региональной политики согласно Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.


    Для любого федеративного государства региональная политика является одним из основных предметов деятельности, по сути, главным способом регулирования развития своих территорий.

    Общим правилом в мировой практике реализации мер регионального развития стала выработка так называемых региональных стратегий, которые представляют собой систему наиболее значимых целей и решений государства, позволяющих обеспечить баланс отношений «центр – регионы». Поскольку стратегическое планирование позволяет стимулировать развитие всех уровней территориально-политической иерархии, понижать конфликтность во взаимоотношениях между центром и регионами, а также на межрегиональном уровне, региональная политика выступает основным регулятором политических и социально-экономических взаимоотношений между федеральным центром и региона-ми Российской Федерации.

    Региональная политика Российской Федерации строится с учетом многонационального, полиэтнического состава населения с присущими для него различиями жизненных укладов, традиционных видов деятельности, способов природопользования, особенностей культуры и быта населения. Исходя из сути региональной политики, важно создать условия и предоставить соответствующие возможности для сохранения этого уникального многообразия.
     В условиях федеративного государства и самостоятельности местного самоуправления с учетом масштабов территории страны для решения указанных задач приоритетным направлением региональной политики должны стать разработка и внедрение системы мер, обеспечивающих мотивацию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти к наращиванию собственного экономического потенциала соответствующих территорий. Предоставляемая за счет вышестоящих бюджетов финансовая и иная материальная поддержка регионам и муниципальным образованиям как инструмент региональной политики должна предусматривать ее предоставление на условиях, стимулирующих экономическое развитие отстающих субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Одновременно важной задачей является сохранение условий для динамичного развития лидирующих, с точки зрения экономического развития, территорий.

     Как представляется, реализация основных направлений стратегии государства в сфере развития регионов должна сопровождаться целостным перспективным представлением о региональном развитии страны. С учетом реализации федеративной реформы и разграничения компетенции между уровнями публичной власти основным механизмом регионального развития в стране стало перераспределение ресурсов между различными регионами страны, позволяющее снизить диспропорции в их развитии. Основу сложившегося механизма перераспределения составляет принцип централизации ресурсов, а потом распределения их между регионами, наиболее нуждающимися в поддержке, по-скольку в противном случае есть большая вероятность возникновения напряжения в отношениях регионов Российской Федерации с федеральным центром, которое основано на политическом и социальном недовольстве и несет в себе угрозу политическому единству государства.

     Российский федерализм, представляя собой одну из содержательных линий современного политического процесса, не предопределен по своим результатам и степени воз-действия. Проблемы и противоречия федерализма в России всегда приковывали внимание исследователей, в том числе политологов. Парадокс в том, что в политологических российских изысканиях по-прежнему остается обширный пробел – это область политической субъектности в федеративных отношениях и в федеративной системе ценностей. Традиционно такая позиция обычно трактуется как стремление познать, какой субъект федеративного государства способен себя выразить с пользой для общего дела. Какой субъект политики и власти имеет потребность и возможность артикулировать свои интересы через интересы национальные? Логика такого подхода почти всегда развивала идеи  противопоставления федеральной власти и власти регионов, желание доказать политическую состоятельность то федеральной, то региональной политической элиты либо их лидеров. Апологеты регионализма всегда подчеркивают слабости федерального центра: не-адекватные представления центра о целях, ресурсах и особенностях политики региональных политических акторов; центр будто бы неадекватно понимает суть процессов, происходящих на региональном уровне, плохо осознает границы влияния региональных элит, недостаточно знает их внутреннюю мотивацию. С неменьшим энтузиазмом сторонники федерального центра обрушиваются с критикой регионализма и региональных политиче-ских акторов, обвиняя последних в расшатывании единого государственного пространства, в нарушении конституционных норм, игнорировании федерального законодательства, угрозах сепаратизма и сецессии. Такого рода мнения были бы справедливы, если бы те, кто предлагает такую версию разграничений и предпочтений властных структур при анализе федерализма, располагали неоспоримо самой предпочтительной из всех существующих доказательной базой на свою точку зрения. Но так как это, пожалуй, сделать не-возможно, то и указанные односторонние суждения несостоятельны.

    Этот двойственный путь исследований – непростой для постижения проблемы федеративного государственного устройства, но он остается в научном арсенале, прежде все-го как анализ проблемы перетягивания каната функций и ценности власти то одного, то другого субъекта политики, сложных комбинаций предпочтительности для общества власти то федеральной, то региональной. Однако ситуация меняется кардинальным образом. Федерализм, как и современный политический процесс, наполняется новым содержанием, его обеспечивают и им пользуются не только традиционные субъекты политики. Не только проблемы, но и противоречия федерализма, ставшие итогом перерастания проблемы в качественно иное состояние, разыгрывают новую по форме и содержанию рисковую деятельность. Имеются признаки омертвления существующей властной и государственной системы и в центре, и в регионах, ее даже, по мнению некоторых исследователей, деградации на фоне имитаций и симуляций позитивных перемен и обнадеживающих обещаний. Субъекты политики в этом рискованном деле оспаривают друг у друга претензии на господство и ресурсы, на безопасность и выживаемость.

     Согласно Концепции Стратегии развития регионов Российской Федерации  принципами федеральной региональной политики на современном этапе должны стать: во-первых, принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития, которое приходит на смену политике выравнивания уровня регионального развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также по-следующее распространение инновационной активности в другие регионы; во-вторых, принцип «преференции за реформы», который предполагает государственную поддержку тех территорий, которые не получили статус опорного региона. Государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив. В том числе должна быть трансформирована финансовая помощь регионам – она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории, а депрессивные территории ориентировать на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы.

    В-третьих, принцип синхронизации действий, подразумевающий синхронизацию основных реформ, осуществляемых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов и выстраивание федеральных приоритетов в логике кооперации регионов, а также согласованность направлений поддержки субъектов Рос-сийской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемых федеральными органами власти.

     В-четвертых, принцип дифференцированности государственной политики регио-нального развития. Данный принцип подразумевает выделение на территории Россий-ской Федерации территорий (зон), в отношении которых должны быть определены цели социально-экономического развития и сформированы меры достижения данных целей. Согласно Концепции Стратегии выделены следующие территории: сырьевые зоны; зоны безопасности, среди них выделяют приграничные территории, зоны с потенциалом этно-конфессиональных конфликтов, кризисные территории, ситуация в которых создает уг-розу для единства и стабильности Российской Федерации; зоны технологического транс-ферта; зоны инновационного развития; мировые города; старопромышленные регионы; территории, прошедшие первичную индустриализацию. Для каждой такой территории специалистами выявлены проблемы социально-экономического развития и сформулиро-ваны приоритетные задачи государственного управления. 

    И, в-пятых, принцип субсидиарности, который предполагает децентрализацию властных полномочий и исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации (и соответствующую передачу этих полномочий) на уровне управления, на котором они могут быть исполнены наиболее эффективным образом.

    Таким образом, основной задачей государственной региональной политики высту-пает содействие социально-экономическому развитию регионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с целью повышения благосостояния и качест-ва жизни населения на территории России; обеспечения устойчивых темпов качественно-го экономического роста; усиления конкурентных позиций России и ее регионов в мире.

      Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации на дан-ном этапе развития страны являются:
– обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов;
– стимулирование процесса консолидация ресурсов российских регионов для уско-ренного экономического роста и изменения структуры экономики, в частности для обес-печения сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции;
– развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалифика-ционной мобильности населения;
– улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сба-лансированности экономического развития;
– повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне, включающее содействие проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне, стимулирование региональных и местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие регио-нов, стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов.

     Что касается непосредственно федеративных отношений, то их современное со-стояние характеризуется следующими тенденциями:
– активизация интеграционных процессов и упрочение государственной целостно-сти;
– укрепление институтов государственной власти на федеральном уровне;
– поиск оптимальных форм децентрализации государственного управления;
– преодоление сепаратистских явлений; 
– сочетание законодательного и договорного регулирования федеративных отно-шений;
– обеспечение комплексного экономического и социального развития страны и ее регионов;
– повышение ответственности региональных и местных органов за решение обще-ственных задач;
– обеспечение дальнейшего подъема национальной культуры как составной части общей культуры многонационального народа России.

      В Российской Федерации в основном создана нормативно-правовая база для осу-ществления региональной политики. Полномочия между различными уровнями власти в целом разграничены, упорядочено бюджетное устройство и сформированы принципы межбюджетных отношений, закреплены правовые основы осуществления территориаль-ного планирования, определены организационно-правовые условия для развития мест-ного самоуправления, сформированы механизмы стимулирования эффективной дея-тельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    Однако остается нерешенным ряд проблем реализации региональной политики.

   Процесс разграничения полномочий между различными уровнями власти в соот-ветствии с законодательно установленными принципами нуждается в оптимизации, ор-ганизация эффективного исполнения полномочий обеспечивается не в полной мере; процесс осуществляется недостаточно динамично и не всегда последовательно.

   Недостаточно эффективна координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленной на комплекс-ное социально-экономическое развитие регионов, создание благоприятных инвестици-онных условий.

  Затянулась реализация установленных федеральным законодательством общих принципов организации местного самоуправления. Не обеспечены финансово-экономические условия выполнения полномочий местного самоуправления. Высокий удельный вес финансовой помощи является существенным дестимулирующим фактором  наращивания экономического потенциала большинства муниципалитетов.

     Подводя итог, можно сказать, что разработка и принятие нормативных правовых актов в области региональной политики и федеративных отношений является необходи-мой мерой. Необходимо последовательно реализовывать законодательные нормы и про-водить организационную и координационную работу по поддержке прогрессивных тен-денций и преодолению негативных факторов и процессов, что, в свою очередь, позволит оценивать различные варианты решения стоящих перед государством действий и задач. Консолидированная деятельность в этом направлении будет способствовать достижению намеченных целей в сфере федеративных отношений и региональной политики.

Возовоз



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика