Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Бланкетный способ изложения диспозиции нарушения требований пожарной безопасности
Научные статьи
08.02.12 08:06
вернуться

  
ЕврАзЮж № 12 (43) 2011
Уголовное право и криминология
Попов Ю.В.
Этапы развития законодательства о посягательстве на лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование
В статье рассмотрены этапы развития законодательства России, предусматривающего посягательство на лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование.

     Статья 219 УК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, носит бланкетный характер, что в значительной мере затрудняет ее применение. Рассмотрение данного вопроса предполагает уточнение структуры и содержания уголовно-правовой нормы. Понятие «бланкетная» употребляется в сочетании со словами: «норма», «диспозиция», «статья». Т.В.Клёнова  использует словосочетание «бланкетная норма», М.И.Ковалев – «бланкетная диспозиция нормы», Н.В.Беляева считает, что бланкетной может быть только диспозиция статьи уголовного закона.

    Л.Д.Гаухман полагает, что «под бланкетными понимаются нормы Особенной части УК, в диспозициях которых не определяются признаки состава преступления или определяются не все его признаки, а отсутствующие описываются в других – не уголовных – законах и (или) иных нормативных правовых актах».

     Мы солидарны с авторами, признающими бланкетной норму, диспозиция которой не определяет признаки преступного деяния, а отсылает для этого к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права, где содержится разъяснение указанных в ней терминов. П.С.Яни по этому поводу писал: «…Неудивительно, если в этом последовательном уяснении значения термина следователь доходит до ведомственных нормативных актов, где может содержаться определение того или иного термина, с помощью которого законодатель выразил бланкетный признак. В данном случае речь идет не о механическом заимствовании, заменяющем толкование. Напротив, следователь (дознаватель), применяя бланкетную норму уголовного закона, охраняющую конкретные общественные отношения, начинает адекватно представлять себе содержание этих отношений, так как содержание это как раз и выражено в понятиях нормативных актов,  регулирующих данные отношения».

     Структура нормы права рассматривается как ее внутреннее строение, «внутренняя форма строения – структурная форма».  Составляющим элементом правовой нормы является гипотеза, диспозиция и санкция. В этом контексте А.В.Мицкевич отмечал: «Не может быть норм права, лишенных правил, условий их применения и не обеспеченных государственной охраной. Только в этом состоит смысл признания трех элементов у каждой правовой нормы».

   Данное теоретическое положение распространяется и на уголовно-правовую норму, предусматривающую ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ).

     При рассмотрении сущности бланкетных уголовно-правовых норм и характера их взаимосвязи с нормами иных отраслей права следует исходить из анализа предмета регулирования уголовного права. Это позволяет отличать и разграничивать предмет юридического регулирования одной отрасли от другой. При выборе нормы, предусматривающей ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, возникает необходимость разграничения, прежде всего, уголовных и административных правонарушений.

    Предметом правового регулирования уголовного права выступают общественные отношения, возникающие в результате совершения общественно опасных деяний. Введение законом уголовной ответственности за нарушение указанных требований является свидетельством достижения такого уровня общественной опасности, при котором для восстановления нарушенных общественных отношений требуется использование государственных сил и средств.

    Сопоставление норм УК РФ и КоАП РФ показывает, что в случаях идентичности охраняемых интересов и форм вины различие между уголовно и административно наказуемыми деяниями проходит, главным образом, по степени антисоциальности. В преступлениях она всегда выше и именуется общественной опасностью.

     При сравнении степени антисоциальности административных проступков и общественной опасности преступлений акцент должен быть сделан на криминообразующие признаки деяний, в первую очередь на ущерб или последствия, которые приведены в диспозициях уголовно-правовых норм.

     Особенность ответственности за совершение административных правонарушений, выразившихся в нарушении требований пожарной безопасности, состоит в том, что законодатель попытался выделить наиболее распространенные сферы, требующие правовой регламентации при соблюдении требований  пожарной безопасности. Так, в главе 8 КоАП «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32). Аналогичное название диспозиции ч. 1 данной нормы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

    Дальнейшая дифференциация административной ответственности, предусмотренная данной нормой, осуществляется в зависимости от действий виновного и места совершения правонарушения (ч. 2). Это выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра. Указанное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей.

    Административная ответственность усиливается при нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима (ч. 3), что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    При нарушении правил пожарной безопасности, повлекшем возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч. 4), предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

     В главе 11 «Административные правонарушения на транспорте» предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16).  В качестве санкции за данное деяние предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

     Глава 14 КоАП «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» запрещает нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках (ст. 14.34). К числу таких запретов относится «разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности...» (ч. 1).

    Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

     К числу административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП), относится нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4).  Анализ содержания статьи свидетельствует о комплексном подходе законодателя к обеспечению правил пожарной безопасности в указанной сфере. За нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1), за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3–8 настоящей статьи, ответственность дифференцируется в зависимости от нарушителя. Указанное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

     Те же действия (ч. 2), совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

    Административно наказуемым является нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (ч. 3); нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (ч. 4).

    Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 4 настоящей статьи (ч. 5), влечет более суровое наказание.

     Часть 6 ст. 20.4 КоАП предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, а ч. 7 – за неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно.

    Административно наказуемым является и нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям (ч. 8 ст. 20.4 КоАП).

    Анализ названных норм свидетельствует о наличии бланкетных диспозиций, содержание которых раскрывается в иных нормативных актах. Широкое применение бланкетных норм предполагает совершенствование этой формы законодательных предписаний. Необходимо, по мнению М.М.Ковалева, «обеспечить бланкетность уголовно-правовых норм, приведя в соответствие предписания различных отраслей законодательства».

    Учитывая возникающие в практической деятельности трудности при применении бланкетных норм уголовного закона, представляется целесообразным предусмотреть в Уголовном кодексе постоянно обновляющееся приложение, содержащее тексты законов, на которые сделаны ссылки в бланкетных нормах. Мы солидарны с мнением Н.В.Беляевой, что связь бланкетной нормы уголовного права с нормативно-правовыми актами других отраслей следует сформулировать как «необходимость обращаться к нормативно-правовым актам иных отраслей права для уяснения содержания бланкетных норм».

   Определенную помощь правоприменителю в толковании бланкетных признаков уголовно-правовых норм оказывают разъяснения, даваемые в постановлениях Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по материалам обобщения судебной практики по определенным категориям дел.

     Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 5 июня 2002 года «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» разъяснено, что под правилами пожарной безопасности следует понимать комплекс положений, устанавливающих обязательные требования пожарной безопасности, содержащиеся в Федеральном законе «О пожарной безопасности», в принимаемых в соответствии с ним федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актах, нормативных документах уполномоченных государственных органов, в частности, стандартах, нормах и отраслевых правилах пожарной безопасности, инструкциях и других документах, направленных на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности людей и объектов в случае возникновения пожара (например, в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-93, введенных в действие приказом МВД России от 14 декабря 1993 г. № 536; в Правилах пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. № 886; в Правилах пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ППБО-109-92, утвержденных приказом МПС России от 11 ноября 1992 г. № 20/1/999). Судам следует иметь в виду, что согласно статьям 2 и 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем федеральное законодательство, требования пожарной безопасности (п. 1 постановления).

    Следовательно, сущность бланкетных норм уголовного закона определяется характером взаимосвязи с нормативными правовыми актами иных отраслей законодательства. При этом необходимым условием правоприменения является толкование норм права, назначение которого состоит в том, чтобы раскрыть и разъяснить смысл правовых норм и тем самым обеспечить правильное их применение.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика