Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О разграничении административных правонарушений в области природопользования и в области охраны окружающей среды
Научные статьи
15.03.12 09:25

вернуться


 
ЕврАзЮж № 2 (45) 2012
Административное право
Яковлева Т.А.
О разграничении административных правонарушений в области природопользования и в области охраны окружающей среды
В статье расмотрены вопросы о разграничении административных правонарушений в области природопользования и в области охраны окружающей среды.

Приветствуем вас на сайте, где собраны лучшие флеш игры интернета. Мы не стремимся собрать как можно больше игр, мы собираем игры, в которые играем сами. Вся подробна информация на сайте http://playgungames.org/ gun games        



Проблема охраны окружающей среды в последнее время становится одной из самых актуальных. Поэтому представляется интересным рассмотреть вопрос о применении норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в области охраны окружающей среды и природопользования.

    Глава 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» КоАП РФ о правонарушениях в данной области включает 42 статьи, которые объединяют 70 самостоятельных составов административных правонарушений. Необходимо отметить, что глава 8 – одна из крупнейших в КоАП РФ. В данной главе собраны все экологические правонарушения, объектом которых являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Но некоторые нормы КоАП РФ применимы только в отношении нарушения законодательства об охране окружающей среды: административное расследование (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ), давность привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ).

     Так, согласно ч. 1 статьи 4.5 КоАП РФ, «постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации… об охране окружающей среды… по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения».

     В свою очередь в соответствии с ч. 1 статьи 28.7 КоАП РФ «в случаях, если после выявления административного правонарушения… в области охраны окружающей среды… осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование».

    Для правильного применения указанных норм необходимо чётко определиться, какие из предусмотренных главой 8 КоАП РФ административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования относятся к области охраны окружающей среды, а какие – к области природопользования.

    Объектом экологических правонарушений являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.  В науке экологического права, исходя из предмета экологического правонарушения, принято выделять общие и специальные составы экологических правонарушений.  К общим экологическим составам относятся:
– несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1 КоАП РФ);
– несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ);
– нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП РФ);
– нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 КоАП РФ);
– сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ);
– нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21 КоАП РФ);
– нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39 КоАП РФ);
– выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22 КоАП РФ);
– эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23 КоАП РФ);
– нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40 КоАП РФ).

   Объектом данных административных правонарушений выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды, так как имеют более общий масштабный характер. Предмет правонарушения – окружающая среда в целом. Вышеуказанные статьи предусматривают ответственность за нарушения требований ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» и т. д.

    К специальным относятся составы экологических правонарушений, предусмотренные природоресурсным законодательством: Лесным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, ФЗ «О животном мире» и т. д. Предметом правонарушений считаются объекты (компоненты) природной среды – леса, воды, дикие животные и т. п. Вышеперечисленные законы предусматривают как требования к рациональному использованию природных ресурсов, так и нормы охраны природных объектов. Тут-то и возникают разночтения, какие нормы отнести к нормам природопользования, а какие – к охране окружающей среды. Рациональное природопользование устанавливается в целях сохранения природных ресурсов, что в конечном итоге приводит к сохранению окружающей среды.

     На наш взгляд, есть необходимость в выработке четких критериев разграничения статей главы 8 КоАП РФ на две группы: административные правонарушения в области рационального природопользования и в области охраны окружающей среды.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Основным законом в области охраны и использования окружающей среды является ФЗ «Об охране окружающей среды», который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Одна из главных задач охраны окружающей среды – сохранение благоприятной окружающей среды. Для достижения данной цели российское законодательство вырабатывает различные требования охраны, защиты и воспроизводства природных объектов. К объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности закон относит: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иную растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

    Исходя из вышесказанного, мы предлагаем к административным правонарушениям в области охраны окружающей среды отнести:
– во-первых, нарушения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах;
– во-вторых, нарушения норм охраны природных объектов, предусмотренных главами 3 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ, главой 6 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, главой 2 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, ч. 6 ст. 23, ст. 33 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, гл. 3 ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ.

     Многие юристы-экологи предлагают выработать общее понятие экологического правонарушения. На наш взгляд, необходимо принять не только общее понятие экологического правонарушения, но и административного правонарушения в области охраны окружающей среды, и дополнить статью 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» вторым абзацем в данной редакции: «Административным правонарушением в области охраны окружающей среды признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, нарушающее законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, режиме особо охраняемых природных территорий, правилах охраны, защиты и воспроизводства природных объектов и их ресурсов: земель, недр, вод, лесов, атмосферного воздуха, животного мира». И в соответствии с данным понятием к административным правонарушениям в области охраны окружающей среды отнести статьи КоАП РФ, которыми предусматриваются нарушения норм охраны и защиты природных объектов. В связи с тем, что первая группа правонарушений не вызывает затруднений, ко второй группе следует отнести следующие составы:

   1) порча земель (ст. 8.6. КоАП РФ) и невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП РФ), так как в соответствии с ч. 2 ст. 12 Земельного кодекса РФ целью охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности;
    2) нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13 КоАП РФ); нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15КоАП РФ); нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.19 КоАП РФ), так как в ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ предусмотрены основные требования к охране водных объектов: «собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с водным законодательством РФ»;
   3) нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9 КоАП РФ), так как Закон о недрах в ст. 23 предусматривает охрану месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
  4) нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31 КоАП РФ); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ), так как в соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов;
   5) уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29 КоАП РФ); нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33 КоАП РФ); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35 КоАП РФ); нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов (ст. 8.36 КоАП РФ); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 8.38. КоАП РФ), так как в ст. 21 Закона о животном мире установлено, что в целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки.

    Предложенные выше критерии разграничения административных правонарушений в области природопользования и в области охраны окружающей среды имеют  важное значение на различных уровнях:
  1) в теоретическом плане позволят определить отличительные признаки содержания двух самостоятельных групп общественных отношений – в области охраны окружающей среды и в области природопользования;
  2) значительно улучшат правоприменительную деятельность природоохранных и правоохранительных органов при решении вопроса о применении ч. 1 ст. 4.5. и ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ при возбуждении дела об административном правонарушении в области охраны окружающей среды.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика