Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Право на мир в системе прав человека третьего поколения: особенности и содержание
Научные статьи
15.03.12 09:28

вернуться

 
ЕврАзЮж № 2 (45) 2012
Международное право
Акоев М.М.
Право на мир в системе прав человека третьего поколения: особенности и содержание
Автор рассматривает право на мир в контексте права третьего поколения, раскрывает сложившиеся научные взгляды и собственную позицию относительно его особенностей и содержания.

      Глобализация вызовов и угроз человечеству в современную эпоху актуализировала исследования, посвященные механизмам защиты одного из ключевых субъективных прав третьего поколения – права на мир. 

    Право на мир – это право субъектов, участников правоотношений на мир как высшее благо. Право на мир обладает смешанной, интегрированной природой, выражающейся в способности, во-первых, выступать условием и гарантией для других прав и свобод; во-вторых, распространяться как на индивидуальных, так и коллективных носителей права.

   Мы предлагаем высококачественные услуги по перевозке лежачих больных. Бригады нашей скорой круглосуточной перевозки осуществляют транспортировку. Вся подробная информация у нас на сайте http://specialtrans.ru

      По историческим этапам утверждения прав человека (по времени возникновения) в современной системе прав выделяют три, а иногда и четыре поколения.

     Классификация прав человека по поколениям достаточно прочно утвердилась в современном правоведении.  Она была предложена в конце 1970-х гг. XX в. Карелом Васаком.  Чешский ученый выделял три поколения прав человека, которые, по его мнению, соотносятся с тремя идеалами Французской революции: свободой, равенством и братством.  Первое поколение прав человека представлено в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., второе – в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., а третье образуют такие права, как право на развитие, право на здоровую окружающую среду, право на мир, право народов на самоопределение и ряд других, которые еще только начинают получать международно-правовое признание. К.Васак назвал их правами солидарности. Их новизна, согласно данной концепции, заключается в том, что они являются одновременно и негативными, и позитивными по отношению к государству.

     Основы идеи третьего поколения прав человека впервые были провозглашены ЮНЕСКО под влиянием необходимости более широкого распространения концепции международных прав человека во всем мире. В Комиссии ЮНЕСКО по правам человека и мира ее директор К.Васак сформулировал положение о том, что в международных институтах «третье поколение прав ассоциируется с понятием о правах как о «единой общемировой ценности», которая является критерием, объединяющим людей, принадлежащих к различным цивилизациям, религиям и культурным сообществам».

    Как верно отмечает Н.В.Варламова, специфика исторического контекста, обусловившего появление прав третьего поколения, усматривается в возрастающей глобализации.  Проблемы, с которыми сталкивается современное общество, не могут быть разрешены усилиями одного государства. Поддержание мира, защита окружающей среды и обеспечение непрерывного развития экономики всех стран требуют совместных действий на национальном и особенно на международном уровне. Действий одного государства оказывается уже недостаточно для выполнения обязательств, налагаемых на него правами первого и второго поколений.  Таким образом, права третьего поколения (к которому в том числе относится право на мир) призваны обеспечить скоординированный во всемирном масштабе ответ на угрозы правам человека, вызванные глобальной взаимозависимостью стран и народов.

    Перечень прав человека третьего поколения был в дальнейшем расширен учеными. Так, С.В.Золотухин помимо перечисленных прав правами третьего поколения называет право на общее наследие человечества и право на коммуникацию.  К третьему поколению относят также права, конкретизирующие вышеназванные права. Отдельно выделяются право на разоружение, право на защиту природной среды от различных конфликтов, право на защиту от международного терроризма и организованной преступности и коррупции, право на пользование общим культурным наследием и техническими достижениями человечества, равное право доступа к информационным достижениям цивилизации.

      Некоторые авторы к числу прав третьего поколения относят специальные права, которые вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу: права детей, женщин, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств или коренных малочисленных народов и др. (так называемых условных социальных групп), которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими возможностей осуществлять свои права и свободы и в силу этого нуждаются в поддержке государства.  Однако представляется, что в данном случае речь идет о правах второго поколения – льготах и привилегиях, предоставляемых указанным лицам, которыми они пользуются индивидуально, а не коллективно, в силу того, что относятся к потенциально уязвимым слоям населения.

    Сегодня некоторые ученые считают, что пришло время говорить о правах человека четвертого поколения, соединяющих в себе как разработку новых приоритетных тем в этой области, так и их реализацию с помощью международного контроля, мониторинга за соблюдением прав и свобод.  Считая, что четвертое поколение прав начало формироваться в 1990-х годах, они предлагают отнести к этому поколению следующие права: право на защиту человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии; информационные права и технологии и права человечества (право на мир, на ядерную безопасность, космос, экологические и др.).

    Как видим, право на мир относится рядом ученых к правам человека четвертого поколения. На наш взгляд, это не совсем верно. Скорее нужно говорить об актуализации данного права в современную эпоху и приобретении им правовой основы в период формирования прав человека четвертого поколения.

    Несмотря на то, что право на мир было отнесено к третьему поколению еще во второй половине прошлого столетия, лишь в новом столетии отечественная наука конституционного права обратила внимание на данное право как специальный объект исследования. В частности, И.А.Умнова в своих исследованиях обозначила право на мир как важнейший правовой институт, составляющий вместе с принципами мира ядро, вокруг которого объединяются все другие институты интегрированной отрасли права нового поколения – права мира.

     Право на мир обладает всеми особенностями, которыми обладают права третьего поколения. Ключевая характеристика – эти права можно реализовать лишь посредством согласованных усилий индивида, государства, публичных и частных объединений и международного сообщества на основе признания общей (солидарной) ответственности.  В такой трактовке права солидарности интерпретируются в отечественной юридической литературе как коллективные права. К ним относят не только права той или иной общности, ассоциации, но и права народов, права нации.  Таким образом, права третьего поколения можно характеризовать как права человека и права народов.

    Право на мир в системе прав нового поколения впервые обозначилось как коллективное право народов. Именно в таком виде оно было зафиксировано после второй мировой войны в международно-правовых документах и нормах национального права. Разгром фашизма и гитлеровской Германии; создание ООН и принятие ее Устава; распад колониальной системы и появление на международной арене новых развивающихся государств; возникновение глобальных проблем выживания людей – все это привело к закреплению и дальнейшему развитию в современном международном и национальном (внутригосударственном) праве таких прав народов, как права на мир, на самоопределение, на свободное распоряжение своими естественными богатствами и ресурсами, на развитие, на общее наследие человечества и др.

    В документах ООН право на мир первоначально было провозглашено в виде права на мирную жизнь. Так, в Декларации ООН 1978 г. о воспитании народов в духе мира было заявлено о праве отдельных лиц, всех государств, всех народов и всего человечества жить в мире. В Декларации были особо выделены четыре субъекта этого права – народы и люди, которые независимо от расы, убеждений, языка и пола обладают неотъемлемым правом на жизнь в мире (раздел 1), а также все государства и все человечество (Преамбула). В документе специально подчеркивается, что уважение этого права, а также других прав человека отвечает общим интересам всего человечества и является неотъемлемым условием развития всех народов во всех областях.

     Право на мир как коллективное право народов и его содержание были определены на уровне ООН в специальной Декларации от 12 ноября 1984 г. о праве народов на мир. В данной Декларации Генеральная Ассамблея, признавая, что обеспечение мирной жизни для народов является священным долгом каждого государства: 1) торжественно провозгласила, что народы нашей планеты имеют священное право на мир; 2) заявила, что сохранение права народов на мир и содействие его осуществлению являются одной из основных обязанностей каждого государства; 3) подчеркнула, что обеспечение осуществления права народов на мир требует, чтобы политика государств была сориентирована на устранение угрозы войны, прежде всего ядерной, на исключение применения силы в межгосударственных отношениях и разрешение международных споров мирными средствами на основе Устава ООН; 4) призвала все государства и международные организации всячески способствовать обеспечению права народов на мир путем принятия надлежащих мер на национальном и международном уровнях.

    Декларация о праве народов на мир не просто провозгласила священный характер данного права, определив его субъектом все народы планеты, она определила сохранение права народов на мир и содействие его осуществлению как одну из основных обязанностей каждого государства. Декларация была обращена также ко всем международным организациям, которые наряду с государствами должны всячески способствовать обеспечению права народов на мир путем принятия надлежащих мер.

     Среди международно-правовых документов регионального значения, закрепивших право народов на мир, следует отметить Африканскую Хартию прав человека и прав народов 1981 г. Данный документ раньше, чем Декларация ООН 1984 г. определил основное содержание права народов на мир. В соответствии со ст. 23 Африканской Хартии все народы имеют право на мир и безопасность как внутри страны, так и на международном уровне. В этой связи признается, что отношения между государствами регулируются на основе принципов, утвержденных Уставом ООН и подтвержденных Хартией. Одновременно с провозглашением права всех народов на мир Африканская Хартия установила основополагающие гарантии его обеспечения: 1) не может быть предоставлено убежище лицам, которые занимаются подрывной деятельностью против своего государства или любого другого государства – участника Хартии; 2) территории государств не будут использоваться в качестве баз для подрывной или террористической деятельности против народа любого другого государства – участника Хартии. 

    Несколько в иной формулировке это право, а именно как право народов и государств жить в мирном международном сообществе, закрепила Тунисская Декларация о правах человека и правах народов 1988 г. Еще в более интегрированном виде это право было провозглашено в Азиатско-Тихоокеанской Декларации человеческих прав индивидов и народов 1988 г.: «право на мир и безопасность в своем коллективе, государстве, на Земле в целом».

    В современный период большинство ученых выделяют лишь коллективное право на мир, опираясь на международно-правовые документы, где это право закреплено преимущественно именно как право народов.  Так, Е.А.Лукашева считает, что особенность прав третьего поколения состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться не отдельным человеком, а коллективом, общностью, ассоциацией.  Права данного поколения называют коллективными правами и другие ученые. По их мнению, особенность этих прав состоит в том, что они могут осуществляться не отдельным человеком, а какой-то общностью.

   Имеются и другие точки зрения. Так, Р.А.Мюллерсон утверждает, что третье поколение прав можно назвать правами человека и правами народов: право на мир, право на здоровую окружающую среду или на социальное и экономическое развитие принадлежит каждому человеку и каждому народу и, даже можно сказать, человечеству в целом. 

    И.А.Умнова считает, что правом на мир, как и многими другими правами третьего поколения, обладает не только социально-политическая общность или определенная группа людей (человечество, народ, население и т. п.), но и отдельный индивид, ибо мир составляет для него неотъемлемое и реально осязаемое благо.

   Близкой точки зрения придерживается М.П.Фомиченко, полагая, что индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя и различны по своей природе. Он отмечает, что как бы ни были многообразны коллективные права, их правомерность должна неизменно проходить проверку «человеческим измерением» – правами индивида.

    В подтверждение этому конституционная практика государств знает случаи закрепления данного права не только как коллективного, но и индивидуального. Например, согласно ч. 22 ст. 2 (глава 1 «Основные права личности») Конституции Перу 1993 г. каждый имеет право на мир и спокойствие. В данном случае говорится именно об индивидуальном праве на мир каждого человека. Не только коллективное, но и индивидуальное право подразумевается в Конституции Колумбии 1991 г.: в ст. 22 закрепляется, что мир есть право и требующая  исполнения обязанность.

     Таким образом, право на мир является как коллективным, так и индивидуальным правом человека и социальной общности. Помимо народа, нации, социальной группы к субъекту права на мир некоторые ученые относят и «человечество в целом».  Такая позиция вызывает резкую критику со стороны других правоведов. «Человечество в целом», пишет Н.В.Варламова, вообще не может выступать в качестве субъекта права, так как не обладает внутренним единством, отсутствует иная социальная общность, с которой оно могло бы находиться в правовом взаимодействии.

    На наш взгляд, традиционная трактовка права, проводимая Н.В.Варламовой, устарела именно с момента появления прав человека третьего поколения как естественной реакции на процессы глобализации. «Человечество в целом», как и «будущие поколения», упоминаемые в международно-правовых документах и в конституциях многих стран, в публично-правовом смысле признаются  носителями таких глобальных по своему характеру прав, каковыми являются право на мир, право на развитие, право на безопасность и т. п.

    В международно-правовых актах носителем права на мир называются также государства,  однако данное утверждение не представляется адекватным сущности публично-правовых отношений, раскрывающих природу прав человека. Пользователем любого субъективного права, на наш взгляд, должны быть так называемые «живые», социальные носители права, то есть индивиды и их общности – реальные участники правоотношений, способные непосредственно выражать и защищать свои интересы.

    Наряду с разноречивой субъектной оценкой права на мир в науке неоднозначно толкуется его содержание. Сложность данного вопроса обусловлена тем, что «мир» как высшая ценность имеет внешнее и внутреннее выражение.

    Внешняя сторона мира проявляется в отсутствии войн и вооруженных конфликтов между государствами и их коалициями. Внутренняя характеристика связана с достижением гражданского мира, преодолением внутригосударственных вооруженных столкновений.

     С точки зрения состава тех благ, которые получает носитель права на мир,  главной составляющей выступает способность носителя права иметь и реализовывать такое благо, как мирная жизнь. Именно право на мирную жизнь составляет базисный элемент субъективного права на мир.

     На уровне ООН право на мирную жизнь было провозглашено Декларацией 1978 г. о воспитании народов в духе мира. В международном региональном измерении такое же ключевое содержание права на мир подчеркнула Тунисская Декларация 1988 г. о правах человека и правах народов. В ее п. 5 продекларировано право народов и государств жить в мирном международном сообществе.

    Коллективное право всех народов на мирную жизнь впервые на конституционном уровне было обозначено в преамбуле Конституции Японии 1947 г. В ней непосредственно закреплено положение о том, что «все народы мира имеют право на мирную жизнь, свободную от страха и нужды». В преамбуле Конституции Турции 1982 г. записано, что все турецкие граждане имеют право требовать мирной жизни, основанной на безусловном соблюдении прав и свобод друг друга, взаимной любви и товарищества, а также веры в принцип: «Мир в доме, мир в мире». В данном случае подразумевается как индивидуальное право каждого гражданина Турции, так и коллективное право всей турецкой нации.

     Еще один важный элемент содержания права на мир – защита мирного населения (некомбатантов) во время вооруженных конфликтов, предоставление им условий мирной жизни, минимизация разрушительных последствий войны для человека и его сообществ.

    Основы защиты гражданского населения в военных условиях, заботы о жертвах войны сформулированы в современную эпоху благодаря усилиям мировой общественности в специальных международно-правовых актах. На национальном уровне обозначенные проблемы в самом общем виде регулируются в конституциях, а основной спектр вопросов решается в законах, определяющих правовое положение гражданина и человека, гарантии их защиты в военных условиях.

    Основное содержание гарантий индивидуального и коллективного права на мир выражается в поведении и соответственно в системе отношений, обеспечивающих состояние мира и его защиту.

    Принцип нахождения человечества, государств, наций, народов и общества в состоянии мира в том или ином виде формулируется или подразумевается в конституциях большинства государств. Эта идея лейтмотивом проходит в преамбулах основных законов как условие достижения всех других провозглашаемых ценностей.  Социальное развитие и прогресс, демократия, права и свободы, безопасность личности и создание условий для удовлетворения материальных и духовных потребностей – все это возможно надлежащим образом реализовывать в состоянии мира. Озабоченность его сохранением заставляет вырабатывать специальные механизмы защиты мира.

   Защита как международного, так и гражданского мира довольно часто декларируется в преамбулах конституций в качестве одной из главных целей государства. Механизм защиты мира и соответственно права на мир представляет собой сложную систему гарантий, формируемую на международном и национальном уровнях, которая состоит из нормативной правовой основы; определяемой ею специальной политики обеспечения мира; институциональных инструментов, включающих соответствующие органы и организации; формы и процедуры ответственности, создаваемые как непосредственно для обеспечения мира, так и в совокупности для реализации других, взаимосвязанных целей.

   По своей природе право на мир священно. Об этом говорится в Декларации ООН о праве народов на мир. Отсюда, как подчеркивает И.А.Умнова, право на мир – естественное, неотъемлемое право человека, народов, наций и других социальных общностей. По своей значимости это право является фундаментальным, то есть основополагающим для человека.

   Праву на мир корреспондирует обязанность его соблюдения и поддержания.  Эта связь обозначена, к примеру, в Конституции Эквадора 1998 г., согласно ст. 97 которой все граждане обладают правом и обязанностью участвовать в поддержании мира и безопасности. В ст. 22 Конституции Колумбии 1991 г. закрепляется, что мир есть право и требующая исполнения обязанность. В ст. 95 указанной Конституции это положение конкретизируется: все лица, независимо от того, являются они гражданами Колумбии или нет, обязаны способствовать достижению и поддержанию мира.

      И международное, и национальное право предусматривают ответственность за преступления и иные проступки против мира. Как в рамках международного сообщества, так  и в конкретных государствах формируется механизм защиты мира.

    Реализация права на мир является базисной гарантией других прав. С правом на мир связано значительное число прав и свобод человека, действие которых ограничивается во время вооруженных конфликтов, влекущих за собой введение военного или чрезвычайного положения. Эти ограничения фиксируются в конституциях многих государств и более детально определяются затем в текущем законодательстве.

     Таким образом, право на мир является субъективным правом третьего поколения. Его актуальность существенно усиливается в условиях современной глобализации угроз и вызовов человечеству. Право на мир носит фундаментальный, естественно-правовой характер, его особенностью является то, что оно распространяется как на индивида, так и на коллективные субъекты. Носителями данного права являются такие нетипичные субъекты публичных отношений, как народ, нации, человечество в целом и будущие поколения. Его признание, соблюдение и защита должны стать обязанностью для государств, народов, индивидов и иных субъектов публичного права. С этой целью в современном мире интенсивно создаются и развиваются системы защиты мира и коллективной безопасности.

Для любителей охоты на сайте www.podorov.com можно увидеть красивые охотничьи трофеи, чучела животных изготовлены качественно и оригинально. Чучела животных, вся подробная информация на сайте http://www.podorov.com


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика